На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Общество как объект философского анализа

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОБЩЕСТВО КАК  ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 

Совместная жизнь  людей – сложное системное  образование. Общество относится к  числу само развивающихся, динамичных систем, “которые, сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять её состояния”.1
Общество –  продукт совместной деятельности людей  способных собственными усилиями создать  необходимые условия существования.
Общество - совокупность людей:
- объединенных  исторически сложившимися формами  их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей;
- характеризующаяся  устойчивостью, целостностью, саморазвитием  и наличием особых социальных  ценностей и норм, определяющих  их поведение.  

ОБЩЕСТВЕННЫЕ  ОТНОШЕНИЯ - многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них. О.О. - важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, объединяет индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено. Содержание и уровень этих отношений весьма различны: как каждый индивид вступает в отношения, так и группы вступают в отношения между собой, и, тем самым, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. 0.0. можно классифицировать в соответствии со сферой их реализации. Так, на уровне социальных общностей различают классовые, национальные, групповые, семейные общественные отношения; на уровне занятия той или иной деятельностью групп - производственные, учебные, театральные; на уровне взаимодействия между людьми в группе - межличностные; можно выделять и внут-риличностные отношения (например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе или эффектные отношения к кому-либо). Все вышеназванные виды представляют в совокупности систему О.О. Специфика их заключается в том, что здесь не просто "встречаются" индивид с индивидом и "относятся" друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере, например, политической жизни, - политических партий). Функционируя как форма деятельности людей, О.О. имеют надличностный, надиндивидуальный характер. Они строятся не на основе симпатий и антипатий, а на базе определенного положения, занимаемого каждым в общественной системе. Это означает, что 0.0. носят безличные характер: их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее во взаимодействии конкретных социальных ролей, выполняемых ими. Вот почему О.О. объективно обусловлены, они связывают индивида с социальной группой, обществом. И тем самым являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность. Порожденные деятельностью реальных людей, О.О. существуют лишь как формы, алгоритмы этой деятельности. Но, возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность.
Глава 1. Экономическая  сфера 

Экономика и  её роль в жизни общества. Экономика: наука и хозяйство, теория и практика. Микроэкономика и макроэкономика. Типы экономических систем.
Экономическая деятельность: производственная и непроизводственная сферы. Общая характеристика сферы  производства и сферы услуг. Потребности  и ресурсы: проблема выбора. Факторы  производства.
Собственность и ее экономическое содержание. Формы собственности. Частная собственность на землю и ее экономическое значение. Эволюция отношений собственности в России.
Общественное  разделение труда и рынок. Производство, производительность труда и факторы, влияющие на производительность труда. Обмен, торговля, формы торговли и реклама. Рынок и его функции. Виды и типы рынков. Рыночный механизм и его основные элементы. Спрос и предложение. Закон спроса и закон предложения. Цена и ее функции в экономике. Рыночная эффективность и несовершенство рынка.
Предпринимательская деятельность: сущность и функции. Формы  организации предпринимательской  деятельности. Издержки производства. Доходы от предпринимательской деятельности. Малое предпринимательство и  индивидуальная трудовая деятельность.
Измерение объемов  национального производства. Формирование доходов общества. Доходы населения  и их источники. Неравенство доходов. Семейный бюджет. Реальные и номинальные  доходы семьи. ВВП и общественное благосостояние. Уровень жизни и  прожиточный минимум. Экономические меры социальной поддержки населения. Сбережения и их роль в экономике. Формы сбережения граждан. Инвестиции и их роль в экономике. Экономический рост. Трудовые ресурсы общества. Занятость и безработица. Рынок труда. Заработная плата и ее функции.
Деньги как  инструмент обмена. Эволюция форм денег. Инфляция: сущность, причины и последствия. Обменные курсы валют. Финансовые институты: виды и особенности. Банки, их место  и роль в рыночной экономике. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Центральный банк и его роль в банковской системе.
Экономические функции и задачи государства. Государственное  регулирование экономики. Государственные  доходы и расходы. Бюджетная система  государства. Государственный бюджет. Налоги, их виды и функции. Налоговая система Российской Федерации. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Международные экономические отношения и их формы. Россия в системе международных  экономических отношений. Международное  разделение труда и международная  торговля. Географическая и товарная структура международной торговли.
Регулирование внешней торговли и протекционизм. Внешняя торговля России и проблемы ее развития. Международная экономическая  интеграция. Международные экономические  организации. Экономические основы Содружества Независимых Государств (СНГ). Экономика ведущих стран мира. 

Глава 2. Социальная сфера 

Социальная сфера. Социальные интересы. Понятие социальной группы и общности. Типология социальных групп и общностей.
Молодежь как  социальная общность. Интересы и ценностные ориентации современной молодежи.
Этнические общности. Этнос, народ, нация. Национальный характер и менталитет.
Межнациональные отношения в современном мире. Взаимодействие людей в многонациональных  и многоконфессиональных обществах. Культура межнациональных отношений. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Экстремизм, компромисс, толерантность.
Семья как социальный институт. Структура и функции  семьи. Исторические судьбы семьи. Современные  модели семейно-брачных отношений. Традиционные семейные ценности и их кризис в современном мире. Брак и развод, неполная семья.
Понятие социальной стратификации и её исторические типы. Элементы социальной стратификации: класс, статус, пол, возраст, этническая принадлежность. Социальная мобильность. Маргинальность.
Социальные аспекты  труда. Социальные гарантии. Социальное партнерство. Социальное страхование.
Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальная культура. Физкультура и  спорт как социальное явление.
Социальное поведение и методы его контроля. Социальные нормы. Социальные роли. Отклоняющееся поведение. Наркомания, алкоголизм, их опасность для человека и общества. 

Глава 3. Политическая сфера 

Роль политики в жизни общества. Политика и экономика. Политика и право. Политика и мораль. Внутренняя и внешняя политика государства. Политическая жизнь современной России.
Феномен власти. Разделение властей.
Политическая  система. Типы политических систем. Политические институты и отношения. Государство  как институт политической системы. Гражданское общество и его основные черты. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.
Политический  режим. Типология политических режимов  современности.
Демократия, ее развитие в современном мире. Выборы, референдум. Избирательные системы и электоральный процесс.
Политическая  социализация. Политическая культура. Политические элиты. Политическое лидерство. Политическое участие. Участие граждан  в политической жизни современной  России. Местное самоуправление. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Средства массовой коммуникации как политический институт.
Внутренняя и  внешняя политика. Внешняя политика России.
Право. Возникновение  государства. Понятие и признаки государства. Формы государственного правления. Основные формы государственного устройства. Федеративное и унитарное государство. Государство и право. Понятие и система права.
Правовые нормы  и их виды. Принципы права. Система  права: основные отрасли и институты. Понятие закона и виды законов. Понятие  и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Международные документы о правах человека.
Конституционное (государственное) право. Понятие конституции  и её значение. Конституция Российской Федерации, её основные функции и структура. Основы конституционного строя Российской Федерации. Конституционные обязанности человека и гражданина в России.
Гражданство: порядок  и способы приобретения и прекращения. Права и обязанности иностранных  граждан в Российской Федерации. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Внутригосударственные и международные механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Российская Федерация  как субъект международных отношений. Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия как федеративное государство. Виды субъектов РФ и предметы их ведения. Государственная символика России.
Система органов  государственной власти Российской Федерации. Президент России, его функции и полномочия. Федеральное собрание Российской Федерации: структура и функции. Правительство Российской Федерации: порядок образования, состав, функции и полномочия. Органы государственной власти субъектов РФ, их функции и полномочия.
Выборы и их виды. Референдумы в РФ и их виды. Местное самоуправление, виды и органы муниципальных образований. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы Российской Федерации.
Гражданские правоотношения. субъекты гражданского права: юридические и физические лица, их правосубъектность.
Понятие и формы  собственности в Российской Федерации. Право собственности. Понятие и  виды договоров. Гражданско-правовая ответственность.
Защита прав потребителей.
Трудовой договор, порядок его заключения и расторжения. Система и формы оплаты труда. Трудовая дисциплина и ответственность по трудовому праву.
Правовые основы семейно-брачных отношений. Условия  и порядок заключения и прекращения  брака. Права и обязанности родителей (иных законных представителей). Опека и попечительство.
Административные  правоотношения, правонарушения и наказания.
Основные понятия  и институты уголовного права. Состав преступления. Виды уголовных наказаний.
Понятие международного права. Международное публичное  и частное право. Международное гуманитарное право. Источники международного права. Международный договор и обычай. Субъекты международного права. Взаимодействие международного и внутригосударственного права. Право международных организаций. ООН. Ответственность в международном праве. Права человека и международное право. ОБСЕ и Совет Европы. Право международной безопасности. Борьба с терроризмом и международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Международные суды.
Глава 4. Духовная сфера 

Сфера духовной культуры. Понятие культуры. Культура и цивилизация. Культура и общество. Духовная и материальная культура. Типология культур. Народная, массовая и элитарная культуры. Культура, субкультура и контркультура. Средства массовой информации как элемент культуры.
Мировоззрение. Человек и мир как центральная проблема мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Проблема смысла жизни. Мировоззрение и наука.
Наука в жизни  современного общества. Дифференциация научного знания. Науки о духе и  науки о природе. Связь общественных наук с вненаучными формами познания. Этика науки и ответственность ученого.
Познание мира и его типы. Чувственное и рациональное познание. Специфика научного познания и его методы. Естественно-научное  и социально-гуманитарное познание. Их особенности. Вненаучное познание. Интуитивное познание. Истина. Критерии истины. Относительность и абсолютность истины. Конкретность истины. Соотношение знания и веры. Здравый смысл и народная мудрость. Социальное познание и его специфика. Формы самопознания.
Искусство. Формы  и основные направления искусства. Искусство как эстетическая деятельность. Эстетическая культура.
Мораль. Добро  и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.
Образование в  современном мире. Образование как  социальный институт. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Непрерывность образования и самообразования.
Религия и церковь. Специфика религиозного сознания. Роль религия в современном мире. Мировые  и национальные религии. Связь религии и морали. Свобода совести. Религиозные организации. Религия и политика. Религиозные конфликты в современном мире. Религиозный экстремизм. 

Борьба  между материализмом  и идеализмом, формирование и развитие в этой
борьбе  прогрессивной, материалистической линии являются законом всего
многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма
выражалась  борьба прогрессивных  классов общества против реакционных  классов.

Причины многообразия подходов к определению права

Поиск научного правопонимания ведется тысячелетия, и поскольку общество, складывающиеся в нем условия жизни людей  постоянно развиваются, то изменяются и представления людей о праве.
Юриспруденции известны десятки, сотни правовых теорий, по-разному раскрывающих природу  права. Существует несчетное количество дефиниций права, среди которых  нет ни одной общепризнанной, разделяемой  всеми, кто его изучает. И это  обусловлено не только тем, что развитие общества позволяет обнаруживать все новые и новые черты, признаки права. Необходимо учитывать также социальные и гносеологические факторы, предопределяющие разнообразие в понимании права и его определениях.
Социальные факторы, обусловливающие многообразие правовых концепций, заключаются в неоднородности правового сознания. Гносеологические предпосылки многообразия правовых концепций коренятся в субъективном восприятии людьми правовых явлений. В процессе познания права, как и других явлений природы и общества, всегда существует возможность увлечься какой-либо одной или некоторыми сторонами явления, придать ей (им) главенствующее значение в ущерб другим, подчас более существенным. Отсюда и разные определения права, многие из которых носят субъективный характер.
Можно согласиться  с мнением, что все определения  права в какой-то мере полезны  с познавательной точки зрения, поскольку  они отражают хотя бы какую-то его  сторону. Для науки полезны и  ошибочные утверждения, отвергая которые  можно увереннее приближаться к истине.
Самые большие  разногласия в правопонимании возникают  при определении права как  идеального и реального объектов познания. В этом смысле можно выделить два основных подхода к определению  права: эмпирический и рационально-идеалистический. Эмпирический подход предполагает изучение во всем его историческом многообразии и выделение на этой основе существенных отличительных признаков права, присущих любой правовой системе и конкретной системе права. Право рассматривается как факт эмпирической действительности. При таком подходе, как правило, достигается согласие по целому ряду принципиальных вопросов правопонимания: право есть совокупность норм, обладает свойством нормативности, право исторически изменчиво, право обеспечивается принудительной силой и др.
Познание эмпирической правовой действительности не дает ответа на главный вопрос философии права: как отличить право от не права, право  от произвола, право от других социальных норм.
В рационально-идеалистическом  правопонимании смешиваются две вещи: право как оно есть и право как идеал.
Поиски абсолютной умопостигаемой сущности права привели  к многовариантной концепции  так называемого естественного  права и многим другим идеальным  гипотезам права.
Можно спорить  о том, что есть право, какую реальность оно отражает, можно по-разному осмысливать происхождение права, расходиться во мнениях на сущность и назначение права и так далее, но если вопрос ставится в практическую плоскость, следует искать единую точку отсчета, единый взгляд, одну позицию. Но на самом деле: если правом руководствуются граждане, если юрист-практик обращается к праву для вынесения правильного решения, если право позволяет соизмерять действия граждан и должностных лиц, если это всеобщий масштаб поведения, то должна быть полная определенность хотя бы в одном – к источникам следует обращаться, из каких источников черпать решение.
Всемирно-исторический уровень: теория общественно-экономических  формаций
.
Всемирно-исторический уровень: теория общественно-экономических  формаций
Подход  Маркса к социальной реальности с использованием категории «отношения»  обнаруживается и  на самом высоком  уровне его теоретической конструкции, где он рассматривает общество в наиболее абстрактном виде. «Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом, притом образуют общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным, отличительным характером» (278; 81).
Основные  положения теории общественно-экономических формаций, наиболее подробно разработанные в «Капитале» (1867), Маркс часто цитировал и в предисловии к работе «К критике политической экономии» (1859):
«В  общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» (278; 182).
Данная  модель социального  целого (в современной  терминологии «социальной системы») представлена на рис. 11.1.
Присущая  Марксу динамическая ориентация в полной мере проявилась в  предложенной им модели, которая предполагает непрерывные изменения, вызываемые специфическими внутренними силами и в конечном счете ведущие к полной самотрансформации общества.
«На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями... Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» (278; 183).
Большую роль в этом процессе Маркс отводил  внутренним противоречиям  структуры. Они возникают  в трех точках: во-первых, между обществом и его природным окружением, т. е. между любым данным уровнем технологии и задачами, которые накладывают внесоциальные условия, а также биологическая конституция человека; это противоречие дает импульс постоянному развитию производительных сил; во-вторых, между достигнутым уровнем технологии и существующей социальной организацией производственных процессов, не приспособленных для максимально эффективного использования доступных производительных сил; данное противоречие стимулирует прогрессивные изменения производственных отношений; в-третьих, между вновь установленным типом производственных отношений и традиционной системой политических, правовых и идеологических институтов (надстройкой), которые перестают соответствовать экономическому базису; это противоречие ведет к изменению политического режима и правовой организации общества. Как уже отмечалось, благодаря внутренним противоречиям и постоянным поискам их разрешения общество проявляет тенденцию к саморазвитию.
«Загадка  истории» заключается в том, как отдельные фазы связываются в непрерывную последовательность, в рамках которой регулярно осуществляются направленные преобразования (6; 7). Проблема «созидания (творения) истории» состоит в том. как люди влияют не только на функционирование, но и на длительное развитие общества. Предложенная Марксом модель человеческой истории объясняет, каким образом действуют внутренние механизмы саморазвития, производя прогрессивные сдвиги в обществе, смену одной общественно-экономической формации другой (171).
Существует  пять общественно-экономических  формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. По более простой схеме их можно уложить в три основные эпохи человеческой истории: доклассовые, неотчужденные общества (примитивные общности); классовые общества, в которых присутствует отчуждение (рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества); и бесклассовое неотчужденное общество (коммунистическое).
Маркс считал, что современное  капиталистическое общество неизбежно сменится коммунистическим, и этот исторический прорыв будет означать переход из «царства необходимости» в «царство свободы», он завершит «предысторию» человеческого общества и откроет эпоху истинной, гуманистической, свободной «истории».
Движущей  силой смены эпох в новое время  является современный  пролетариат, класс  эксплуатируемых  и обездоленных, чьи  объективные интересы могут быть удовлетворены  лишь благодаря полному уничтожению классового деления и классового права. В результате коммунистической революции возникнет «свободная ассоциация свободных производителей», закончится долгий период неравенства, эксплуатации и нищеты. Этот окончательный прогресс будет достигнут дорогой ценой — люди оплачивают его в течение всей эпохи классовых обществ. Здесь круг замыкается, и мы вновь возвращаемся к мечте Гегеля об окончательной победе свободы.
    Человек и история
В последнее  время мы чаще и чаще обращаемся к нашей истории, и этот интерес  легко объясним, ведь не так давно  был снят с нашей литературы “железный занавес” цензуры, и мы, наконец, обрели долгожданную правду. Это была страшная правда, правда о бесчисленных репрессиях, унесших миллионы жизней, о позорных судилищах, о застенках НКВД, где любыми способами выбивали из людей нужные показания, о тюрьмах и лагерях. Именно эту правду мы узнавали со страниц произведений Александра Солженицына и Варлама Шаламова, Юрия Домбровского и Георгия Владимова. Это те писатели, чья биография была связана с ГУЛАГом – чудовищным порождением Системы.
          Для многих из нас  Солженицын начинался с “Архипелага  Гулага”. Эта книга – исследование самых страшных времен для нашей  страны – времен сталинских репрессий. Мы можем проследить все стадии становления  ГУЛАГа: аресты и расстрелы ЧК, создание концентрационных лагерей, открытые судебные процессы… Мы узнаем, как развивалась “технология обработки” заключенных на этапах в тюрьмах и лагерях , как совершенствовался репрессивный аппарат. Но если “Архипилаг ГУЛАГ” - это документальное исследование, которое потрясает нас точной статистикой, ужасающими подробностями, то его рассказ “Один день Ивана Денисовича” впечатляет своей художественной глубиной. Перед нами описания одного дня одного зека от подъема до отбоя. Мы как будто окунаемся в лагерный быт, когда все ценности человеческие как бы переворачиваются в сознании и главным становится только стремление выжить, выжить любой ценой: подработав ли “закосив” ли лишнюю пайку, “подмазавшись” ли к начальству и тому подобное. Да, Шухов сохранил в себе искру человечности, но скольких его товарищей эта Система сломала, лишила человеческого достоинства!
          В другом произведении Солженицына – романе “В круге  первом” - в центре внимания автора находиться судьба именно “несломленного”  человека. Главный герой – дипломат Иннокентий Володин выдает важную государственную тайну СССР канадскому посольству. Что заставило его пойти на такой шаг? Он занимал прекрасное положение, его ожидала блестящая карьера, но со временем Володин чувствует пресыщение бесконечной ложью. Разбирая архивы матери, Володину открывается совершено другая Россия. Герой начинает понимать, что его страна жестоко обманута. Именно поэтому он звонит в иностранное посольство.  Запись телефонного разговора Володина попадает в специнститут МГБ – “первый круг” ГУЛАГа, называемый в простонародье “шарашкой”. Здесь работают зеки, специально отобранные со всех островов ГУЛАГа. В “шарашке”, несомненно, жить лучше, чем в лагере, но над каждым из арестованных по-прежнему довлеет угроза быть отправленным на этап, получить второй срок. Эти зеки тоже бесправны, но у этих людей есть возможность заниматься любимой работой и размышлять о несовершенстве мира. Каждый из зеков, будь то убежденный коммунист Лев Рубин, философ Сологдин, мыслитель Глеб Нержин, не ведают настоящей жизни, отгороженные от нее бетонным забором.
          Читая роман, не перестаешь удивляться как дешево стоит наша жизнь. Жизнь Володина, брошенного за решетку, жизнь Нержина, отказавшегося  от работы на органы ГБ и отправленного  в лагерь, жизнь многих других.
          Именно эту хрупкость человеческой жизни, ее незначимость в общей Системе показывает нам в своей трагической книге “ Калымские рассказы” Варлам  Шаламов. Человек в лагере, по Шаламову, радикально меняется, в нем атрофируются многие, присущие нормальным людям понятия: любовь, чувство долга, совесть, зачистую утрачивается даже витальный рефлекс. Вспомним, к примеру, рассказ “Одиночный замер”, когда герой накануне гибели жалеет не об утраченной жизни, а о несъеденной пайке хлеба. Шаламов показывает, как лагерь ломает человеческую личность, но автор делает это как бы не со стороны, а трагически переживая все вместе со своими героями. Известно, что у таких рассказов, как “На представку” и “Заклинатель змей” явно автобиографическая подоплека.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.