На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Гражданско-правовая защита деловой репутации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФИНАНСОВАЯ  АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

Кафедра «Теория и история  государства и  права»  
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
на  тему: 

«Гражданско-правовая защита деловой репутации» 
 
 
 
 

Выполнила:
студентка группы ФМ 2-5
Кротенко  Е.В. 

Научный руководитель:
Доц. Терениченко А.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010

Содержание

 

Введение

     В современных условиях защита прав человека, общечеловеческие ценности, ориентация на личность становятся все более  актуальными. Развитие и становление  общества невозможно без должного обеспечения  прав, свобод и законных интересов человека. Одними из основополагающих прав человека являются права на честь, достоинство и деловую репутацию.
     Право Российской Федерации исходит из того, что для каждого субъекта важно его доброе имя, престиж, уважение окружающих. Однако защита неимущественных гражданских прав осложняется еще несовершенством российской правовой системой, ее противоречивостью, недоработанностью, принимаемые законы неэффективны и, более того, часто не обеспечиваются государством. В то же время, нельзя не заметить возросшего в последнее время интереса к проблемам неэффективности законодательства, и это позволяет выразить надежду на то, что будут приняты необходимые меры по совершенству и доработке необходимых правовых норм, рассмотрению устаревших законов и подзаконных актов.
     Хотя  во многих странах  с довольно развитой, почти образцовой правовой системой неизбежно возникают такие же проблемы с оценкой и компенсацией морального ущерба, защитой чести, достоинства  и деловой репутации, в Российской Федерации эта проблема стоит гораздо острее. Наша правовая система только начинает развиваться. Долгое время ей уделялось небольшое внимание, появлялись многочисленные нарушения и искаженные толкования правовых норм. Это привело к подрыву доверия населения к судебной и законодательной властям.
     В настоящее время, по-моему, это один из самых существенных и актуальных вопросов Российской Федерации. Если мы стремимся догнать западные развитые страны, то в первую очередь мы должны обеспечить надежную и эффективную  правовую базу, по возможности устранить противоречия в ней и гарантировать ее обеспечение государством. Таким образом, государство, реально обеспечивая права может вернуть доверие и поддержку населения, а это положительно скажется в целом на всем экономическом и социальном развитии страны.
     Другими словами, если следовать примеру других государств, то в первую очередь необходимо гарантировать основные жизненно важные права, ведь развитые страны известны именно своей правовой и социальной защитой.
 

 1. Деловая репутация организации

     Вопрос  о чести, достоинстве и деловой  репутации - это прежде всего вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении. Ст. 150 ГК РФ устанавливает право  на честь, достоинство и деловую  репутацию, это право относится  к гражданским неимущественным правам. «Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна,…иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину о рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом1».
     Применительно к юридическим лицам в силу их создания возникают такие нематериальные права, как деловая репутация, а  в силу закона - право на фирму, товарный знак и т.д.
     Формирование  положительной репутации является необходимым условием достижения продолжительного и устойчивого развития компании. Деловая репутация способствует (или препятствует) упрочнению позиций организации, так как обеспечивает приобретение дополнительных конкурентных преимуществ на рынках труда, капитала, ресурсов, ценных бумаг и т.п. При этом высокая репутация не только облегчает доступ компании к различным ресурсам, но и обеспечивает надежную защиту интересов компании во внешней среде, влияет на обоснованность принятия решений в области управления.  

     Единого общепринятого содержания категории  «деловая репутация» не существует. В соответствии с большим юридическим словарем деловая репутация – одно из нематериальных благ, представляет собой «оценку профессиональных качеств конкретного лица. Деловой репутацией может обладать любой гражданин, в т.ч. занимающийся предпринимательской деятельностью, а также любое юридическое лицо: коммерческая и некоммерческая организация, государственные и муниципальные предприятия, учреждения и др.2».
     На практике используются количественные и качественные методы оценки этих показателей, характеризующиеся разным подходом к толкованию данного понятия. В случаях, «когда не предполагается точная оценка деловой репутации (а их большинство), используются методы качественного подхода. Это следует из того, что репутация — образ компании, который не поддается количественной оценке и можно только говорить о его изменении в ту или иную сторону (улучшения или ухудшения). В этом случае можно использовать рейтинговую шкалу изменений деловой репутации в фиксированной заранее градации оценок3».
     Составляющие  деловой репутации вызывают различные  реакции во внешней среде. Это  обусловлено тем, что разными  контактными группами рассматриваются различные факторы, влияющие на репутацию. Так, для партнеров в качестве оценки деловой репутации могут выступать добросовестность компании в выполнении условий контрактов и соблюдении этических норм бизнеса, деловая активность компании и др. С точки зрения потребителей информативным критерием оценки репутации является качество выпускаемой продукции, ее цена, доступность и ценовая стратегия компании. Для кредиторов и инвесторов деловая репутация компании заключена в ее кредитной истории, возможности обеспечения требуемой нормы доходности вложенных средств и т.д. То есть репутация компании представляет различную ценность для различных  контактных групп.
     Другую  сторону деловой репутации составляют количественные методы оценки, основанные на положениях и показателях бухгалтерского учета. В соответствии с ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» деловая репутация – это разница между ценой предприятия как покупаемого имущественного комплекса в целом, и стоимостью его чистых активов по бухгалтерскому балансу на дату совершения сделки.
     Тогда положительную деловую репутацию следует рассматривать «как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта. Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, представляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия свободных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления и т.п.4».
     В соответствии с МФСО (международными стандартами финансовой отчетности) деловая репутация – это превышение стоимости покупки активов над их справедливой стоимостью в день проведения сделки. При этом справедливой рыночной стоимостью является цена, по которой компания, ее активы или акции могут быть проданы по добровольному соглашению между покупателем и продавцом не в срочном порядке.

2. Особенности деловой репутации

     Таким образом, можно установить особенности  деловой репутации, отличающие ее от понятий чести и достоинства. Деловая репутация выражает не равенство субъектов права, а, наоборот, подчеркивает их различия. Равной деловой репутации (в отличие от прав на репутацию, которые равны для всех) быть не может; равная для всех деловая репутация не является каким-либо благом. Закон защищает деловую репутацию именно как способ различия одного лица от другого.
     В отличие от оценки степени физических и нравственных страданий, которая  присуща определению компенсации  морального вреда (в этом случае речь идет об «утешении за причиненное зло…5»), при оценке вреда, нанесенного репутации, суд не может ни исходить из логики «утешения», ни учитывать состояние чувств истца за отсутствием у него этих чувств. И именно поэтому суд не может оценивать вред, не приводя обоснований, как это присуще оценке морального вреда, когда суд опирается на свое понимание переживаний и страданий другого человека.
     Страдания нужно представить, вообразить. Деловую  репутацию (или ее умаление) нельзя вообразить или представить. Ее можно  только обосновать. Этим деловая репутация отличается от морального вреда и это заставляет признать, что необходимо ее доказывание и что суд обязан обосновать конкретными доказательствами свое суждение об умалении деловой репутации. Соответственно ответчик должен иметь право оспорить те обстоятельства умаления деловой репутации, которые приведены истцом и которые предлагаются суду в качестве доказательств.
     Как уже говорилось, компенсация репутационного вреда в отличие от морального вреда не может быть средством  утешения, выражением почтения или сочувствия к перенесенным страданиям. Назначение компенсации – исключительно акт восстановления деловой репутации.
     Если  при восстановлении своей репутации  потерпевший понес расходы, именно они могут быть взысканы, но как  убытки, а не как компенсация нематериального вреда. При этом гражданско-правовая ответственность не может применяться для наказания, так как гражданские санкции являются не карательными, а восстановительными. Средствами ГК РФ нельзя кого-либо наказать, а значит неспособность истца точно объяснить на какие цели ему нужны требуемые для восстановления репутации деньги в сущности означают признание истцом необоснованности своего иска.
     Следует отметить, что, если моральный вред в принципе невосстановим, то следствия  правонарушений в отношении юридического лица всегда устранимы, а нарушенные права всегда восстановимы.
     Оценка  доказательств поставлена в границы  тех возможных расходов, которые  необходимы для восстановления нарушенного  права. Таким образом, суд не может  установить размер компенсации репутационного вреда, ссылаясь на посторонние факторы (например, солидность и важность потерпевшей компании, дерзость СМИ или другого ответчика). За причинение вреда организации можно взыскать только убытки.
     Это, в принципе, и означает обеспечение права на восстановление деловой репутации. Ведь если бы суд руководствовался не оценкой расходов, которые понесла организация при восстановлении деловой репутации, а размером фирмы, ее значением в общественной жизни (например, если это крупное медицинское учреждение или школа), то это означало бы необъективность оценки ущерба, нанесенного деловой репутации. Тогда данное медучреждение или школа могли бы совсем уклониться от выплаты ущерба нанесенного другой компании или, если ущерб нанесен им, то потребовать суммы, намного превышающей реальный ущерб. В то время как, согласно основным принципам Гражданского Права, физическое или юридическое лицо должно в полной мере нести ответственность за причиненный ущерб чужому имуществу, чести, достоинству, деловой репутации и т.п.
     Таким образом, ссылка суда на другие факторы, кроме действительного размера  понесенных убытков, не может считаться  оправданной, а расчеты должны подтверждаться реальными доказанными расходами, зафиксированными в какой-либо правовой форме. Это, по-моему является главным условием в оценке деловой репутации компании: приговор суда должен быть прозрачным и проверяемым, что и обеспечивает всеобщее равное право на защиту деловой репутации, так как изначально все субъекты права равны.
     Однако в российской практике подобные расходы и указанные убытки часто в должной степени не проверяются. Поэтому как пострадавшие, так и ответчики часто вынуждены прибегать к апелляциям, чтобы добиться пересмотра дела. В любом случае, российское право, призванное обеспечить защиту и реализацию основных гражданских прав, часто оказывается неэффективным и противоречивым, в нем еще много недоработанных моментов, требующих пересмотра и корректировки, особенно в сфере, где возникает необходимость оценки и компенсации ущерба, нанесенного деловой репутации, чести или достоинству физического или юридического лица.
     Характерными  примерами нарушений нематериальных благ юридических лиц на сегодняшний  день могут служить факты распространения  сведений, порочащих деловую репутацию юридических лиц; незаконное использование товарного знака (торговой марки); раскрытие служебной или коммерческой тайны.
     Деловая репутация - это сопровождающееся положительной  оценкой общества отражение деловых  качеств юридического лица в общественном сознании. Деловая репутация юридического лица - организации формируется главным образом благодаря его публичной деятельности.
     Наиболее  часто встречающимся способом нарушения  деловой репутации является распространение  сведений, не соответствующих действительности, через средства массовой информации.
     Деловая репутация – это результат  целенаправленных действий, это совокупность качеств и оценок, с которыми юридическое  лицо ассоциируется в глазах своих  контрагентов, клиентов, потребителей и т.д. Но тогда деловая репутация имеет неюридическое происхождение, она не присваивается правом юридическому лицу в силу его учреждения так, как любому человеку присваиваются в силу рождения определенные и защищаемые законом блага (неприкосновенность частной жизни, право на имя, на личную и семейную тайну и т.п.). Закон лишь охраняет право на деловую репутацию, но не создает ее. Деловая репутация создается собственными усилиями предпринимателя.
     Однако, будучи созданной, деловая репутация  испытывает постоянное воздействие деятельности юридического лица, зависит от нее и поэтому постоянно изменяется, возрастает или уменьшается. Благо, заключающееся в деловой репутации, состоит, прежде всего, в расширении коммерческих возможностей юридического лица.
     Юридическое лицо планирует свои действия с учетом того, как они отразятся на деловой репутации. Ряд действий, таких, как, например, рекламные кампании, благотворительные акции и другие имеют единственной целью повышение деловой репутации. Но, тем не менее, любые действия юридического лица предполагают достижение положительного для деловой репутации эффекта.
     Сам по себе тот факт, что деловая  репутация является планируемой, рациональной и целесообразной деятельностью, означает способность к объективной внешней  оценке, так как «внешняя оценка как раз и состоит в сопоставлении действий и их результатов, целей и понесенных для этого затрат6». Более того, многие юристы считают, что сами оценки, даваемые контрагентами юридического лица, как и любые оценки, даваемые в процессе предпринимательской деятельности, опираются на рациональные, исчисляемые показатели. А значит, они объективны, и суд «в состоянии объективно оценить совокупность качеств и оценок, которые составляют деловую репутацию7».
     Следовательно, умаление деловой репутации также  объективно и подлежит доказыванию. Но, с другой стороны, многие специалисты в сфере права, утверждают, что деловая репутация субъективна, поскольку мнения о деловой репутации того или иного лица различны. Но объективность по определению – свойства предмета, отраженные вовне, во внешнем окружении; субъективность же составляет внутреннюю сферу субъекта. Эти сопоставления позволяют заключить, что если какие-либо качества отражаются окружающими, вне того предмета, которому они присущи, они объективны.
 

3. Защита деловой репутации

     Содержание  права на защиту деловой репутации, согласно статье 152 Гражданского кодекса  РФ, выражается в трёх правомочиях:
     - право на опровержение распространённых  сведений, которые не соответствуют  действительности и порочат деловую  репутацию,
     - право требовать возмещения убытков,  возникших вследствие такого  распространения, 
     - право требовать компенсации  причинённого морального вреда. 
     Закон “О средствах массовой информации”  устанавливает четвёртое правомочие – право на ответ в том же средстве массовой информации, в котором были распространены порочащие сведения.
     В случае предъявления требования о возмещении убытков необходимо также доказать наличие причинной связи между  распространением информации и убытками.
     Согласно  статье 208 ГК РФ, исковая давность на «требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом8» не распространяется. Однако это не относится к возмещению убытков: требование о возмещении убытков имеет перспективы быть удовлетворённым лишь в случае его предъявления в пределах общего срока исковой давности.
     Защита  гражданских прав –  один из институтов гражданского права, нормы которого определяют порядок и способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав.
     При обращении с иском о защите деловой репутации истец должен представить доказательства, что  данный спор связан с его предпринимательской  либо иной экономической деятельностью.     
     Не  всегда решения принятые судом выполняются. В ГК РФ предусмотрено наложение  штрафа для нарушителя: «Если решение  суда не выполнено, суд вправе наложить на нарушителя штраф, взыскиваемый в  размере и в порядке, предусмотренных  процессуальным законодательством, в доход Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности выполнить предусмотренное решением суда действие9».
     Деловая репутация юридического лица в разное время может быть как положительной, так и отрицательной. Судебной практикой правовая защита данного блага должна осуществляться только в случае нарушения положительной деловой репутации, так как отрицательная или порочная деловая репутация (хотя она, наверное, таковой уже не является) защите не подлежит. Поэтому юридическому лицу, обратившемуся в суд с иском о защите деловой репутации, необходимо доказать следующие обстоятельства:
         1) сведения должны быть распространены, и они должны не соответствовать  действительности и быть порочными;
         2) сведения должны быть известны третьему лицу (неопределенному кругу лиц), не считая самого распространившего эти сведения.
     При отсутствии хотя бы одного из названных  условий иск в гражданско-правовом порядке удовлетворению не подлежит.
     Современное законодательство России и других стран не закрепляет в правовых актах перечня порочащих сведений, предоставляя определять их круг суду.
     Под распространением сведений следует  понимать опубликование не соответствующей  действительности информации в печати, трансляцию по радио и телепрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным и другим лицам, или сообщение в иной, в том числе устной, форме нескольким лицам или хотя бы одному лицу.
     Сообщение таких сведений только тому лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением. Ответчиками по делам о защите деловой репутации являются граждане и юридические лица, которые распространили порочащие сведения, не соответствующие действительности. Истец же обязан доказать лишь сам факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск. Обязанность доказывать соответствие действительности распространенных порочащих истца сведений возлагается на ответчика.
     Порочащими  называются также не соответствующие  действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении юридическим лицом действующего законодательства (порочащие как основной, так и неосновные виды деятельности, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств), которые умаляют репутацию юридического лица.
     Если  действия лица, распространившего не соответствующие действительности, порочащие сведения, содержат признаки преступления, предусмотренного статьей 129 УК РФ (клевета), потерпевший вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении виновного к уголовной ответственности, а также предъявить иск о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства10.
     Отказ в возбуждении уголовного дела по статье 129 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращение возбужденного уголовного дела, а также вынесение приговора не исключают возможности предъявления иска о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства.
     Судебная  защита деловой репутации лица, в  отношении которого распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, не исключается также в случае, когда невозможно установить лицо, распространившее такие сведения (например, при направлении анонимных писем в адрес граждан и организаций либо распространении сведений в сети Интернет лицом, которое невозможно идентифицировать). В соответствии с пунктом 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации суд в указанном случае вправе по заявлению заинтересованного лица признать распространенные в отношении него сведения не соответствующими действительности порочащими сведениями. Такое заявление рассматривается в порядке особого производства. 

     Производство  по делу о защите деловой репутации  возбуждается на основании поданного  в арбитражный суд искового заявления. Арбитражному суду подведомственны те дела о защите деловой репутации, в которых обе стороны являются либо физическими лицами, либо имеют статус индивидуального предпринимателя. Единственное исключение – ответчиком может быть автор порочащей репутацию статьи в прессе, несмотря на то, что он физическое лицо.
     «Требование о защите деловой репутации является неимущественным требованием и  поэтому оплачивается государственной  пошлиной в размере 10 МРОТ. Однако в  случае, если лицо помимо опровержения требует возмещения причиненных ему распространением не соответствующих действительности сведений убытков, то помимо этого должна взиматься и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера11».

4. Организации и СМИ: проблемы защиты деловой репутации

     В настоящее время с развитием  информационных технологий совершенствование  методов правового регулирования  не поспевает за динамично развивающимися формами общественных отношений. Многочисленные пробелы современного гражданского законодательства неизбежно влекут усиление влияния средств массовой информации на общественное сознание, одновременно с этим уменьшается эффективность средств защиты от произвола информационных властей. В первую очередь от этого страдают коммерческие организации, благосостояние которых целиком зависит от их деловой репутации.
     При этом к СМИ следует приравнивать также интернет-сайты, материалы  которых предназначены для неограниченного  круга лиц.
     Согласно  Закону «О средствах массовой информации»,
     Журналист обязан: «проверять достоверность сообщаемой им информации»; «сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника»; «при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки12»;
     При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство  граждан и организаций.
     Однако, зачастую, СМИ, стремясь достичь максимального  читательского интереса публикуют  информацию, не только не соответствующую действительности, но часто прямо порочащую других лиц, как физических, так и юридических. Это позволяет привлечь больше читателей, а следовательно, получить большую прибыль. Однако предприятия теперь все чаще обращаются в суд с исками о защите деловой репутации. Хотя в то же время заметно участились и случаи намеренного обращения в суд, злоупотребления своим правом на судебную защиту с целью получить максимальную компенсацию от распространителя сведений.
     В СМИ ответственность за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций несут редакция, главный редактор, журналист. Они освобождаются от ответственности в нескольких случаях, а именно:
     1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
     2) если они получены от информационных  агентств;
     3) если они содержатся в ответе  на запрос информации либо  в материалах пресс-служб государственных  органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных  объединений;
     4) если они являются дословным  воспроизведением фрагментов выступлений  народных депутатов, делегатов  конференций, пленумов общественных  объединений, официальных выступлений  должностных лиц государственных  органов, организаций и общественных  объединений;
     5) если они содержатся в авторских  произведениях, идущих в эфир  без предварительной записи, либо  в текстах, не подлежащих редактированию;
     6) если они являются дословным  воспроизведением сообщений и  материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации13. 

     Организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их деловую репутацию сведений, распространенных в данном средстве массовой информации. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.
     В опровержении должно быть указано, какие  сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации.
     «Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком "Опровержение", как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал14».
     Опровержение  должно последовать:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.