На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимосвязь наркотической зависимости родителей и формирование интеллектуальных нарушений личности ребенка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

Факультет: Психологии , социальной медицины и реабилитационный технологий
Кафедра: Специальной и  клинической психологии 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 

По  дисциплине : Клиника интеллектуальных нарушений 
 
 
 

На  тему: Взаимосвязь наркотической зависимости родителей и формирование интеллектуальных нарушений личности ребенка. 
 
 
 
 
 
 

Автор работы:
Балод К.А.
Научный руководитель:
Горбатенко Г.Л. 
 
 
 

                                      
 

                                                 Москва 2009г
                                Содержание:
Введение……………………………………………………………………..3
Глава1. Нарушения социального поведения  и  клиническое изменение в
интеллекте  у детей из семей наркоманов………………………………….5
Наркотическая  зависимость и созависимость личности в семье………...6
Причины нарушения социального поведения  у детей в семье наркоманов……………………………………………………………………7
Факторы депривации у детей в семье  с наркоманами……………………..9
Глава2. Наркомания как семейная проблема……………………………….10
Любовь и брак у наркоманов………………………………………………..12
Динамика  семейных отношений при наркомании…………………………13
Характеристика  родительских семей наркоманов………………………….14
Глава3. Медико-социальные аспекты влияния наркотиков на нарушения интеллектуального развития у детей………………………………………...17
Нарушение интеллектуального развития детей  у наркоманов……………...18
Дети  наркозависимых родителей……………………………………………..21
Глава4. Клиническая картина нарушений интеллектуального развития детей из семей с наркотической зависимостью……………………………………23
Формирование  плода по триместрам………………………………………….26
Влияние наркотиков на плод……………………………………………………28 

Психическое развитие детей раннего возраста, подвергшихся внутреутробному воздействию  героина……………………………………………………………33
Негативное  воздействие наркотиков на репродуктивную систему женщины и мужчины, развитие плода………………………………………………………36
ПОСЛЕРОДОВЫЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ…………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………..42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    

  
  

                                       Введение 

    Объект: формирование интеллектуальных нарушений личности ребёнка. 

    Предмет: взаимосвязь наркотической зависимости родителей и формирования интеллектуальных нарушений личности ребёнка. 

    Цель: максимально доступно раскрыть тему(выявить и описать данную взаимосвязь).
    Актуальность: исходит из того что, употребление наркотиков влияет на формирование личности ребёнка, этой проблемой занимаются не только медицинские и психологические науки, такие как психиатрия, клиника интеллектуальных нарушений, возрастная психология и т.д., но и такие науки как педагогика, анатомия, нейрофизиология и многие другие.
    Гипотеза: Наркотическая зависимость родителей негативно влияет на развитие личности ребенка и способствует формированию нарушений интеллектуального развития. 
     

       В последнее  время внимание психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего  детства. И это не случайно, так  как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда  закладывается фундамент физического, психического здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. 
     

       Долгое  время психологическим проблемам, связанным с наркоманией, в нашей  стране не уделялось должного внимания. К ним относится и сфера  особенностей межличностных отношений в семьях.
       Особое  внимание необходимо уделить проблеме созависимости. Психиатры считают, что в результате совместной жизни  с наркоманом его родственники зарабатывают себе настоящую психическую патологию (которая, в свою очередь, вызывает и другие болезни), - созависимость - комплекс особых черт характера, мешающих нормальной и счастливой жизни, появляющийся у родственников и близких наркомана в результате постоянной психической травмы и попыток приспособиться к ней. 

   Проблема  отклонений поведения у детей и подростков была и остается чрезвычайно актуальной, так как как показала практика, наркомания в подростково-молодежной среде — это проблема не только подростков, но и их родителей, других близких родственников.
   Вывод:  авторы занимающиеся этой проблемой с считают необходимым скоординировать действия между многочисленными субъектами, занимающимися как профилактикой, так и коррекцией отклонений поведения у подростков, учитывая все факторы дезадаптации: социальные, юридические, медицинские, психологические и педагогические. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1. Нарушения социального  поведения и  клиническое  изменение в интеллекте у детей из семей наркоманов.
    Ребенок не может сопротивляться роли среды, в силу ограничения его биологических  особенностей и зависимой социальной позиции. Поэтому среда формирует его радикально. А если к воспитанию в атмосфере постоянного наркотического воздействия добавить генетическую предрасположенность ребенка к развитию зависимости и врожденные физические и психические патологии, полученные в наследство, то, скорее всего, вырастит «достойный» продолжатель своего рода.
      Количество наркозависимых среди подростков и молодежи неуклонно растет. В последние годы наркомания приобрела характер эпидемии. Нередко наркотики принимают даже будущие мамы.
    Разные  виды наркотиков оказывают свой ужасающий эффект на развитие плода :
      Гашиш, например, попадая в организм беременной женщины, приводят к внутриутробной задержке развития плода, уменьшается вес и окружность головы ребенка. Кроме того, такой матери грозят преждевременные роды.
 
      При употреблении матерью кокаина, новорожденный  может умереть от инсульта либо у  ребенка могут обнаружиться пороки развития мочевыводящих путей.
 
      Зависимые от амфетаминов страдают дефицитом  питательных веществ и нарушением кровообращения, а в матке происходит задержка умственного и физического  развития плода. Ребенок, находящийся  под действием амфетаминов, полусонный, плохо сосет грудь, теряет в весе. Если мать регулярно употребляет героин, ребенок рождается наркоманом и испытывает, как и мать, все ужасы "ломки". Такие младенцы развиваются замедленно, у них в 20 раз чаще бывает синдром внезапной смерти.
 
 
 
       ЛСД  вызывает мутации, преждевременные роды, выкидыши, отслойку плаценты. Увлечение будущей матери токсикоманией "награждает" ее ребенка пороками развития, характерными для детей матерей-алкоголичек: уплощением переносицы, узкой верхней губой, срастанием век в углах глаз и т.д. Задерживается физическое и умственное развитие таких детишек, у них бывают психические нарушения. Нередко эти дети рождаются с очень маленькой головой или крошечными глазами. 

    Практически все наркотики вызывают задержку физического и умственного развития плода, а некоторые угрожают его жизни, провоцируют невынашивание и всевозможные пороки развития. Наркотические вещества проникают через плаценту в кровь плода и вызывают изменения в его психике. Остается только догадываться, что чувствует плод во время наркотического опьянения матери или во время "ломки".  
    Младенцы, получавшие наркотики, чрезмерно возбудимы и они стараются избегать общения с родителями. Обнаруживаются недостаточное развитие умственных способностей. Кроме того, родители не могут уделить своим детям достаточно внимания, потому что их приоритеты лежат в плоскости добывания и использования запрещенных наркотических веществ.  
    Трудно убедить того, кто принимает наркотики или алкоголь отказаться от этого, ведь это не прихоть, а болезнь.

Вывод: потому так важно лечение наркомании  и пропаганда здорового образа жизни ради благополучного развития ребенка . Ведь дети – это наше будущее. И в наших силах закладывать в них не патологии и предрасположенности, а позитивные интересы далекие от  наркотических привычек.
Наркотическая  зависимость и созависимость личности в семье.
    Проблему, связанную со злоупотреблениями  психоактивными веществами, рассматриваем как проблему личности, которая употребляет наркотические вещества в определенном социально-культурном контексте, одним из важнейших элементов которого является семья наркомана. Однако, несмотря на общепризнанный факт возникновения в семьях наркоманов особого типа внутрисемейных отношений, существенно влияющих на динамику наркомании, описываемых понятием «созависи-мость», до сих пор ощущается острый дефицит теоретических и практических исследований закономерностей и психологических механизмов взаимовлияния семьи ,и подростка, употребляющего наркотики.
      В отечественной и зарубежной  психологической литературе представлены  исследования семей алкоголиков (М. Битти, Б.С. Братусь, Б.М. Гузиков, Н.Н. Иванец, А.А. Мейроян, В.Д. Москаленко, В.Е. Рожнов, Т.Г. Рыбакова, Э. Смит, И.Г. Ураков, Э.Г. Эйдемиллер и др.), в то же время исследования семей наркоманов крайне редки.
    Существующие на сегодняшний день подходы к пониманию созависимости и ее дефиниции носят либо описательный, либо констатирующий характер. Несмотря на высокую социальную, научную, а, главное, практическую значимость психологических исследований роли семьи в возникновении и динамике наркомании, до сих пор отсутствуют попытки теоретического обобщения результатов эмпирических исследований, что не позволяет создать целостную психологическую концепцию наркомании. Наметившаяся в последние годы тенденция к интеграции в системе наук, так или иначе связанных со злоупотреблением психоактивными веществами, значительно суживается недостаточностью психологических исследований, особенно в области центрального компонента наркоманического синдрома - психической зависимости и ее влияния на личность и межличностные отношения наркомана. Практически отсутствуют обобщающие исследования роли семьи в возникновении и развитии наркомании.  

    Вывод: В связи является системное изучение роли семьи в возникновении и динамике психической зависимости у наркоманов периода взросления, разработка принципов терапии созависимости, теоретическое и клиническое обоснование содержания, форм и методов работы с семьями подростков, употребляющих наркотики.
Причины нарушения социального  поведения у детей  в семье
наркоманов.
      Частичные нарушения
    Нервно-психические  или соматические расстройства, задержки и искажения развития, частые и  длительные заболевания; недостаточность  навыков гигиены и самообслуживания, неполное соответствие внешнего вида ребенка социокультурным нормам и требованиям гигиены; конфликты в семье и в социуме; девиантное поведение (агрессивное, делинквентное, аутоагрессивное, аддиктивное, ранняя половая жизнь); уклонение от учебы, социальная и педагогическая запущенность; побеги из дому, участие в групповых правонарушениях.
      Значительные нарушения
    Нервно-психические  или соматические расстройства, задержки и искажения развития, частые и  длительные заболевания; серьезная  недостаточность навыков гигиены  и самообслуживания, несоответствие внешнего вида ребенка социокультурным нормам и требованиям гигиены; гиперсексуальность, ранняя половая жизнь, нарушения половой ориентации; конфликты в семье и в социуме (или потеря контакта); девиантное поведение (агрессивное, делинквентное, аутоагрессивное, аддиктивное); уклонение от учебы (вплоть до оставления учебного заведения); социальная и педагогическая запущенность; побеги из дому, бродяжничество, участие в групповых правонарушениях; вынужденная ответственность за поведение родителей и младших членов семьи, зарабатывание денег, ведение хозяйства.
    Частичное нарушение эмоциональной  функции
      Недостаточное удовлетворение потребностей в эмоциональном комфорте: принятии, симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
      Периодическое эмоциональное насилие – словесные оскорбления ребенка, негативная оценка его поведения и личности в целом, угрозы, унижение его человеческого достоинства, обвинения, запугивание, открытая демонстрация отрицательных чувств, вызываемых поведением ребенка, или равнодушного отношения к нему (отстранение от его проблем; игнорирование просьб и вопросов ребенка).
      Отказ в эмоциональном отклике – излишняя холодность, игнорирование предпринимаемых ребенком попыток общения.  

      Отказ выполнять просьбы или удовлетворять потребности ребенка в форме, выражающей равнодушие или неприязнь. Ложь и невыполнение обещаний.
Значительное  нарушение эмоциональной  функции
    Неудовлетворение потребностей в эмоциональном комфорте: принятии, симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
    Частое (или практически постоянное) эмоциональное насилие – словесные оскорбления ребенка, негативная оценка его поведения и личности в целом; угрозы, унижение его человеческого достоинства, обвинения, запугивание; открытая демонстрация нелюбви к ребенку или равнодушного отношения к нему (отстранение от его проблем; отказ выполнять просьбы или удовлетворять потребности в форме, выражающей сильную неприязнь). Ложь и невыполнение обещаний.
Вывод: Так, бессознательно родители подталкивают своих детей к отклоняющемуся поведению.
        
Факторы депривации у детей  в семье с    наркоманами. 

      Из  социальных факторов, причинно воздействующих на социализацию ребенка, следует выделить родительскую семью, которая является ключевым условием оптимального психосоциального развития ребенка и наиболее часто выступает источником  нарушений возрастного психического развития, безнадзорности, беспризорности и связанных с этими социально обусловленными явлениями различными психическими расстройствами у несовершеннолетнего члена семьи. Складывающаяся в стране последние годы социальная ситуация с одной стороны создавала серьезные трудности для семьи, особенно многодетной, а с другой -  сопровождалась несомненным ростом пограничных психических расстройств у несовершеннолетних, включая возрастание :
      девиантных,
      делинквентных
      аддиктивных форм поведения.
 
      Семьи, в которых царит дисгармония, унижение, агрессия, недоверие, физическое насилие – это уже фактор риска.  Дети из таких семей переживают сильное одиночество, замкнутость, ненужность, злобу. 
Неустойчивость воспитания (нестабильность). Воспитание такого плана не предполагает постоянных воспитательных действий со стороны родителей. Это может быть :

      не серьезность отношения к ребенку, разрозненность понятий – говорить одно, а делать другое, неадекватное поведение (в понимании ребенка),
      переменчивость настроения (чаще матери). Ребенка могут долгое время не наказывать, а потом вдруг ни с того ни свсего взять и наказать. Могут начать с ним заниматься после школы, затем  перестать, дать обещание чего то купить, а в итоге не купить. При этом у ребенка нарушается личностный стержень, формируется поверхностное, двойственное отношение к окружающему. Появляются предпосылки для наркотической зависимости.
 
    Вывод: чем раньше и дольше после рождения ребенок находится в обстановке депривации, тем хуже для формирования его психики. 

Глава2. Наркомания как семейная проблема.
    Характер  семейных взаимоотношений можно  определить с помощью циркулярной  модели Д.Х.Олсона [29]. Модель включает в себя две оси: сплоченность, которая определяется как эмоциональное принятие членами семьи друг друга, а также гибкость, которая определяется как изменения в семейном руководстве, в семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения. Данные параметры задают тип семейной структуры.
    Д.Х.Олсон  выделяет четыре уровня сплоченности и четыре уровня гибкости:
      очень низкий, низкий к умеренному,
      умеренный к высокому
      чрезмерно высокий уровень.
    Каждому уровню, как сплоченности, так и гибкости соответствуют определенные типы семейных структур.
    Постулируется, что центральные уровни сплоченности (раздельный, объединенный) и гибкости (структурированный, гибкий), которые  соответствуют низкому к умеренному и умеренному к высокому уровням, являются сбалансированными и обеспечивают оптимальное семейное функционирование. Члены семей сбалансированных типов способны сочетать собственную независимость с тесными связями внутри семьи:
      разделенный тип взаимоотношений имеет некоторую эмоциональную отстраненность, но она не является крайней;
      объединенный тип характеризуется эмоциональной близостью, лояльностью во взаимоотношениях;
      структурированный тип предполагает некоторую демократичность во взаимоотношениях, а роли и внутрисемейные правила остаются стабильными;
      гибкий тип характеризуется демократичным стилем руководства, роли разделяются между членами семьи и при необходимости изменяются.
    Крайние значения по шкалам сплоченности и  гибкости (разобщенный, запутанный, ригидный и хаотичный), которые соответствуют  либо очень низкому, либо очень высокому уровню, являются проблемными:
      запутанная семья, в которой слишком много центростремительных сил и крайности в требовании эмоциональной близости и лояльности. Отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга;
 
      разобщенная семья, в которой все ее члены  эмоционально разделены, имеют мало привязанности друг к другу и  демонстрируют несогласованное  поведение. Члены семьи безразличны  друг к другу, не замечают друг друга  и не претендуют на внимание, являются сожителями
 
      ригидная, когда семья перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие  перед семьей в её продвижении  по стадиям жизненного цикла. Это  рациональные семьи, в которых невмешательство  в личные дела, эмоциональное дистанцирование  возведено в принцип взаимного поведения, несмотря на наличие внутренних привязанностей и заботы о благополучии друг друга;
 
      хаотическая семейная система, которая появляется в момент переживания кризиса, в  ней решения принимаются импульсивно, а роли не ясны и смещены. В семье не складываются более или менее устойчивая система правил, распределения обязанностей и труда.
    Во  всех случаях молодежной наркотизации (100% обследованных семей наркоманов, N=289) мы имеем дело с тем или  иным типом семейного неблагополучия. Все семьи наркоманов, в период, предшествующий наркотизации, являются проблемными. Анализ результатов обследования таких семей не позволяет выделить какой-либо статически значимый показатель нарушения семейного функционирования как достоверную причину наркотизации. Наши данные дают нам основание говорить о многофакторности семейной детерминации детской наркомании.  

    Необходимо  отметить, что родительское отношение - это особый опыт общения, который интегрирует образы родителя и ребенка и необходимо сочетает в себе такие черты как: непрерывность во времени, возрастная изменяемость, потребность заботиться, ответственность, ожидания, эмоциональная значимость.
    Родительско-детские  отношения - это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга.
    Е.О. Смирнова [113], раскрывая специфику  родительско-детских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются  эмоциональной значимостью, как  для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. В-третьих, особенности родительского отношения изменяется в зависимости от возраста ребенка.
    На  мой взгляд, динамичность родительско-детских отношений проявляется не только с точки зрения возрастных изменений ребенка, но и с точки зрения возрастных особенностей родителя. Возраст - это фактор, который опосредует все отношения личности, в том числе и отношения к детям.
    Вывод: исследования семей наркоманов показывают, что значительное преобладание одной тенденции над другой может быть рассмотрено как одна из причин девиантного поведения семейного порядка.
    В структуре родительско-детских отношений  необходимо выделить установку родителей. Родительская установка - это система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.
                            Любовь и брак у наркоманов. 

    Наркоманы остро нуждаются в дружбе и  любви, даже сильнее, чем большинство здоровых людей. И конечно, они способны испытывать эти чувства. Семейные пары наркоманов иногда отличаются завидной устойчивостью (против союзов наркоманов и здоровых). Да и дружба зачастую длится долго, вплоть до того, как один из друзей погибнет или попадет в тюрьму.
    Но  только среди наркоманов отношения  отличаются от общепринятых. Все из-за того, что для них главной ценностью  в жизни практически в любой  ситуации остаются наркотики. Поэтому, если нужно выбирать между продолжением дружбы или миром в семье с одной стороны, и возможностью получить вожделенную очередную дозу с другой, наркоман предпочитает дозу. Именно в этот момент момент поиска или дележки наркотиков у них происходит подавляющее большинство ссор. Это не значит, что они дерутся из-за шприца с раствором (хотя часто бывает и такое). Обычно используются взаимные упреки, оскорбления, припоминаются старые обиды лишь бы вытрясти из партнера наркотики или деньги на их приобретение. Часто вместо перебранки наркоманы просто воруют у своего ближайшего друга деньги, наркотики или вещи (для продажи) либо выманивают их обманным путем.

    ***

    Если  же наркотиков достаточно для всех, отношения среди наркоманов напоминают идиллию. Трогательная забота, искренняя  преданность, самоотверженность, готовность поделиться последним куском царят в компаниях и семьях наркоманов если над ними не висит угроза оказаться без любимого зелья. Тогда все обиды прощаются, а взаимные обманы и оскорбления кажутся житейскими пустяками.
    Бывает  и так, что наркоман, обворовавший своего друга, а потом уколовшийся, приходит к обворованному со словами дружбы и примирения. Пока он в эйфории, он даже не может понять, за что же на него так зол его товарищ мир прекрасен, их дружба вечна, а деньги пустяк. И он бывает очень удивлен, когда вместо приветствий слышит от друга ругательства.
    Вывод: Как правило, в семейной паре наркоманов отказ от наркотиков невозможен. Все время происходит "индукция" провоцирование одним партнером другого к употреблению наркотиков, причем роли внутри пары могут меняться: какоето время более активным наркоманом является один супруг, затем другой. Причем внешне (на словах) оба они могут горячо отказываться от наркотиков, но своим поведением не дают партнеру никакого шанса забыть о них. 

    Динамика  семейных отношений  при наркомании. 

    Наркомания - это проблема семейная. Но члены семьи в подавляющем случае уклоняются от психотерапии. Они не хотят понять, что имеют зависимость от поведения наркомана. Парадокс, но наркомания оказывается выгодной семье. Вне работы с семьей никакая работа с наркоманом не может быть эффективной. Наркомания и учеба не совместимы. Наркомания и работа не совместимы. Таким образом, из сферы материального производства вымывается самая работоспособная категория населения. Для употребления наркотиков требуются средства. Как правило, добываются они криминальным способом. Существуют определенные социальные слои, для которых наркомания становится выгодной. Пока эта <выгодность> будет существовать, будут существовать и средства закрепления наркомании в обществе. Огромный социальный слой кормится с того, что несут на продажу наркоманы. Как правило. Наркомания не совместима не только с работой, но и с любовью. Она вообще не совместима с половым поведением. Смерть от передозировки приводит к тому, что умирают люди в основном в возрасте от 15 до 25. Многие родители имеют сейчас единственного ребенка. Происходит увеличение осиротевших родителей. На старости лет люди остаются одинокими. О них некому будет заботиться. Наркомания - это семейное нарушение. Существует некий парадокс. Наркомания - это болезнь, но вылечить ее вне работы с теми, кто наркоманией не болеет, невозможно. В процесс реабилитации наркомана необходимо вовлекать семью. В подавляющем большинстве случаев - это родители. Гораздо реже - это либо мужья, либо жены наркоманов. Семьи наркоманов, как правило, неблагополучные. Это либо распавшиеся, либо распадающиеся семьи, либо семьи с негативным стилем взаимодействия внутри семьи. Каждый член семьи реагирует на наркотизацию одного из членов семьи, исходя из своих бессознательных комплексов, исходя из особенностей своей личности. Наркомания, однозначно оцениваясь негативно, на бессознательном уровне, тем не менее, предоставляет положительные результаты для каждого члена семьи.
    Таким образом, поведение всех членов семьи можно назвать саморазрушающим. 

    Вывод: Нередко семейное взаимодействие или поведение одного из членов семьи выступает как фактор, запускающий и фиксирующий наркотическое поведение. 

    Хракатеристика  родительских семей  наркоманов. 

    Одна  из основных причин распространения наркомании среди детей и подростков - рост социального сиротства. Большинство малолетних наркоманов, алкоголиков и токсикоманов - это дети из неблагополучных семей:
      родители-алкоголики, ведущие асоциальный образ жизни, а также родители, совершенно не интересующиеся судьбой ребенка, заняты своими делами (личной жизнью, зарабатыванием денег и т.д.). Скрытая безнадзорность скрыта от окружающих, но не от ребенка. В этих случаях ребенок остро ощущает свою неполноценность, стремиться как-то компенсировать ее. Реакция компенсации и сверхкомпенсации представляют собой сложные формы поведения и деятельности, определяют жизненную позицию ребенка. Реакция компенсации направлена на достижение успехов в тех областях, где ребенок чувствует себя уверенно. Реакция сверхкомпенсации - это попытка добиться успеха на участке наибольшего сопротивления.
 
      Употребление  наркотиков нельзя считать проявлением  реакции компенсации; однако в некоторых  случаях подростки с помощью  подростков снимают эмоциональное напряжение.
              Воспитание по типу гиперпроекции (неадекватно большие надежды родителей на ребенка) также может привести к социальной дезадаптации, а иногда - к приобщению подростков к употреблению наркотических веществ. Однако в поле зрения наркологов эти подростки, как правило, не попадают, поскольку родители всеми силами стремятся скрыть факты употребления наркотиков, избежать постановки подростка на учет.
    За  последние годы резко возросли все  показатели, характеризующие распространенность алкоголизма и наркомании среди детей.
    Рост  применения наркотиков несовершеннолетними  тесно связан с другими преступлениями, совершенных по России подростками  и связанных с наркотиками, увеличилось  в четыре раза за последние пять лет.
    На  сегодняшний день каждый десятый школьник по стране уже пробовал наркотик. И эти данные, к сожалению, ниже действительных. Принимая наркотик, подросток постепенно становится наркоманом. Различают пять этапов постепенной наркотизации :
    1. Единичное или редкое употребление наркотиков.
    2. Многократное их употребление без признаков психическое и физической зависимостью
    3. Наркомания 1-ой степени: сформирована психическая зависимость. Поиск ради получения приятных ощущений, но еще нет физической зависимости, а прекращение приема наркотика пока не вызывает мучительных ощущений.
    4. Наркомания 2-ой степени: уже сложилась физическая зависимость от наркотика; поиск уже направлен не столько на то, чтобы вызвать эйфорию, сколько на то, чтобы избежать мучений, абстиненции (ломки).
    5. Наркомания последней, 3-ей степени: полная - физическая и психическая деградация.
    Считается, что остановится при приеме наркотиков возможно лишь на первых двух стадиях. Исследования показали, что только пятая часть принимающих наркотиков подростков переходят опасную черту и становятся закоренелыми наркоманами. Но в целом по стране это огромные цифры.
    Кроме того, подростки, просто употреблявшие  наркотики, не ставшие наркоманами, все равно приобретают устойчивые психологические комплексы: противопоставление себя общественной морали, традициям, существующим в мире взрослых.
    Подростковый  наркотизм связан с экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. Благоприятным фоном  разви-тия детского и подросткового  наркотизма являются устойчивые комплексы-реакции, основной из которых является реакция эмансипации. В основе ее заложено стремление подростка освобождаться от привычных рамок (семьи, учебной среды и т.д.). Это наиболее характерно для подростков, выходящих из ВТК, СПТУ, спецшкол, когда появляется желание все попробовать.
    Способствует  наркотизации несовершеннолетних и реакция группиро-вания:
      До 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников; в основе такого поведения - подражание правилам группы, к которой подросток принадлежит.
 
      Реакция формирования сексуального влечения также обуславливает  наркоманию в подростковой среде. Некоторые  подростки реализуют сексуальные  впечатления путем галлюцинаций сексуального плана. Курение гашиша, по мнению несовершеннолетних, повышает сексуальную потенцию.
    Для первого употребления наркотика  несовершеннолетними характерны следующие  мотивы: 31% - желание быть, как все (комплекс подросткового конформизма), 19% - стремление испытать новые впечатления (любопытство), 12% - поиск фантастичного, 10% - стремление забыться, отключиться от неприятностей.
    Кроме того к мотивам  употребления наркотиков подростками необходимо отнести также такие, как :
      желание расслабиться, повеселиться, стремление выглядеть “крутым”. Иногда наркотики принимают “для  смелости” либо чтобы подтвердить статус “гадкого утенка” в среде сверстников. Встречаются случаи насильственного приема наркотиков, когда специально подростков “садят на иглу” в среде сверстников. Встречаются случаи насильственного приема наркотиков, когда специально подростков “садят на иглу”, чтобы потом заставить совершать преступления. 

    Одной из значимых причин обращения подростков к наркотикам является инфантилизм - неспособность 15-16-летних подростков принимать решения, стремление идти по более простому пути. 

    Вывод : Личности с неустойчивым типом характера чаще становятся нарко-манами, Такие подростки постоянно нуждаются в стимуляции. Жажда развлечений, новых переживаний приводит их в асоциальные группы несовершеннолетних и взрослых, часто толкает на совершение преступления. 

Глава3. Медико-социальные аспекты  влияния наркотиков на нарушения интеллектуального  развития у детей.
Недоразвитие  интеллектуальных функций может  возникнуть вследствие множества самых  разнообразных явлений, влияющих на созревание мозга ребенка.
    Наследственные факторы, в том числе неполноценность генеративных клеток родителей (умственная отсталость родителей, нарушения хромосомного набора, алкоголизм, наркомания);
    Патология внутриутробного развития (различные инфекционные, гормональные заболевания матери в период беременности, интоксикации, травмы);
    Патологические факторы, действующие во время родов и в раннем возрасте ребенка:
 
 
 
 
 
Нарушение интеллектуального  развития детей у  наркоманов. 

    Исследования  показывают, что дети, которые до рождения были подвергнуты воздействию различных наркотиков, обнаруживают проблемы в своем поведении и обучении:
      В частности обнаруживаются тонкие, но существенные отклонения в способности регулировать эмоции и в том, чтобы фокусировать и удерживать внимание.
    В результате такой ребенок может хуже справляться со школьной программой, из чего вытекают немалые последствия.
      дети, подвергшиеся воздействию нелегальных наркотиков до рождения, в возрасте 3 лет обнаруживают более высокие показатели агрессивности, чем их сверстники. 

    Употребление  наркотиков приводит к тому, что изменяется характер взаимосвязи нейронов головного мозга. 

    Внутриутробное  воздействие алкоголя влияет на :
    - рост и строение тела,
    - вызывает алкогольный синдром плода,
    -ухудшение познавательных и лингвистических способностей,
    - дефициты внимания и памяти. 

    Алкоголь  вызывает также серьезные  нейроповеденческие изменения. Дети, которые в утробе матери подвергались воздействию алкоголя, в возрасте 6 лет обнаруживали :  

    - повышенные показатели по шкалам агрессивности, тревоги, депрессии и общей шкалы проблем.  

    -умственное недоразвитие (от мягких до умеренно выраженных степеней) занимает существенное место в структуре алкогольного синдрома плода.  

    -Проблемы поведения и обучения могут присутствовать, по меньшей мере, вплоть до периода позднего детства.  

    С курением табака во время беременности связаны проблемы в:  

    - обучении и поведении, а также изменения, касающиеся функционирования слуховой зоны мозга.
    - у новорожденных это проявляется пониженной реакцией на звуки и измененными процессами привыкания к звукам.
    - В возрасте от 1 года до 11 лет дети отличались в том, как они выполняли задания, связанные со слухом, такие как языковые задания, память на слова, аудиальная обработка.  

    С внутриутробным воздействием курения также было связано  

    -изменение общего когнитивного функционирования и проявления импульсивности.
     
    - нарушение развития выразительной речи у детей 6 лет, подвергшихся внутриутробному действию кокаина и курения табака. 

    - задержка роста до рождения и снижение интеллектуального потенциала ребенка после рождения. То, как ученик справляется со школьными заданиями, может во многом зависеть от того, курила ли его мать до его рождения. 

    У детей, которые внутриутробно  подверглись воздействию  опиатов, отмечаются проблемы внимания и обучения.
    Это может  отчасти объясняться также факторами  окружающей среды, если мать продолжает принимать наркотики. Существует опасность нарушения развития :
      Вначале ребенок много плачет, пуглив и часто просыпается.
      Отдаленные наблюдения в школьном возрасте обнаруживают проблемы внимания и тонких моторных функций.
     

     Пренатальное
     воздействие  кокаина приводило к изменениям  в тех зонах мозга, которые  отвечают за внимание и способности  к обучению. Кокаин непосредственно  изменяет нейромедиаторный обмен в областях, участвующих в обучении, памяти, мотивации, контроле двигательной активности, обработке сенсорных сигналов, то есть информации, поступающей от органов чувств. Это может служить причиной, почему дети, подвергнутые воздействию наркотика в утробе матери, испытывают проблемы с регуляцией возбуждения, отсрочкой удовлетворения их желаний, плохо справляются со стрессом и не переносят чувство неудовлетворенности, фрустрацию.  
     
     
     
     
     

    У подвергшихся внутриутробному воздействию каннабиса детей в возрасте 3 лет страдают функции зрительного анализатора и абстрактное мышление, отмечаются более частые ночные пробуждения, меньшая эффективность сна, большее время бодрствования после начала сна. Страдают познавательная сфера и внимание у дошкольников и детей в младшем школьном возрасте. 
     

    Натальный 

    Нарушение нормального  течения родовой деятельности. Причинами  могут являться: узкий таз, крупный  плод, неправильное расположение плода  в матке, слабость родовой деятельности или, наоборот, стремительно протекающие роды и т.д. 

            Постнатальный
    В частности, этим детям требовалось больше времени, чтобы успокоиться, когда с ними переставали играть, они были более  склонны к импульсивным действиям, крику и другим формам сопротивления, когда к ним применяли какие-либо ограничения. У таких детей хуже формировались языковые навыки. Они с большей скоростью реагировали на зрительные стимулы, но при этом испытывали трудности, если требовалось реагировать на одни стимулы и не реагировать на другие. В школе дети, подвергнутые влиянию наркотика, с большей вероятностью отставали от своих сверстников и испытывали потребность в специальных программах обучения.
     

      В экспериментах на животных установлено, что воздействие на развивающийся мозг наркотика экстази приводит к проблемам с памятью и обучением. Нарушения памяти и способности к обучению сохранялись у подвергнутых воздействию экстази в пренатальном периоде особей также и во взрослом состоянии. При этом особенно заметные последствия обнаруживались в случае воздействия на поздних этапах третьего триместра. 
      В экспериментах на животных внутриутробное или вскоре после рождения воздействие кофеина приводило к уменьшению массы головного мозга, изменениям в его развитии, проблемам с памятью и обучением. 
      Воздействие органических растворителей приводит к ухудшению зрения ребенка, и в частности цветного зрения, что может служить признаком более разностороннего поражения нервной системы.

 
    Вывод:Родительское употребление тех или иных психоактивных веществ может повлиять на физическое и психическое здоровье ребенка тремя различными путями: (1) непосредственное действие вещества, (2) жизнь с родителем, который может быть болен в результате употребления вещества, (3) копирование ребенком стереотипов поведения родителя. 
Если мать принимает легальные или нелегальные наркотики, то, кроме возможного токсического действия на ребенка при его кормлении грудью, под вопросом оказывается и сама способность матери ухаживать за младенцем. 
Если ребенок подвергается воздействию вторичного дыма при курении родителей или других людей, это повышает вероятность респираторных инфекций, бронхиальной астмы и синдрома внезапной детской смерти.

                      

дети  наркозависимых родителей. 

  В пренатальный период
Младенцы, получавшие наркотики, чрезмерно возбудимы и они стараются избегать общения с родителями. Обнаруживаются недостаточное развитие умственных способностей. Кроме того, родители не могут уделить своим детям достаточно внимания, потому что их приоритеты лежат в плоскости добывания и использования запрещенных наркотических веществ.
      Исследование, профинансированное федеральным правительством, показало, что почти двенадцать процентов американских детей живут с родителями, злоупотребляющими наркотиками или алкоголем. 
      Исследователи говорят, что такой тип домашнего окружения может привести к серьезным психическим и физическим нарушениям здоровья.  
      Анализ общенациональных данных показал, что почти 7,3 миллиона детей живут с родителями, которые страдают от алкогольной зависимости или злоупотребляют алкоголем. Около 2,1 миллионов детей живут с родителями, которые злоупотребляют наркотическими препаратами. 

      Хроническое эмоциональное напряжение в такой окружающей среде может повредить социальному и эмоциональному развитию детей, которое приведет к психическим и физическим проблемам, которые будут ощущаться на протяжение всей жизни.
 
Современные дети – как мальчики, так и девочки – с малых лет рискуют пристраститься к наркотикам. Психоактивные вещества (ПАВ) распространяются в местах постоянного пребывания детей, и ребенок рискует встретить наркодилера в школе, по пути домой, во дворе, в местах активного отдыха и развлечений. В 2000 году 25,7% московских школьников и 22,4% школьниц в возрасте 15-16 лет хотя бы раз принимали наркотики.
Проблема незаконного оборота наркотиков сейчас  занимает одну из ведущих позиций в социальной жизни страны. Такие понятия как наркотрафик, доза, наркодилер, давно стали обыденными и всем понятными.
За последнее  десятилетие в России выросло  поколение детей, рожденных наркозависимыми родителями. На улицах городов или в подъездах жилых домов можно встретить молодых людей с расширенными зрачками и  неадекватным поведением.
Вывод: Нарастание в домах ребенка числа детей наркозависимых родителей привело к увеличению доли токсико-метаболических поражений нервной системы у детей-сирот. Мы сравнили фенотип двух групп воспитанников домов ребенка. I группу составили 112 детей наркозависимых женщин, II – 116 детей, матери которых страдали алкоголизмом. У детей не было наследственных заболеваний и «больших» пороков развития. При сравнительном анализе использован t-критерий Стьюдента, а также метод трёх уровней стигматизации, при котором низким уровнем считается наличие у ребенка 0-5 МАР, средним 6-9 МАР, высоким – 10 и более МАР (Хацкель С.Б., 1991). 
Особенностями фенотипа детей наркоманов было относительно небольшое число МАР – в среднем 7,7, а у детей алкоголиков – в среднем 12,5 (р<0,05). При количественном анализе определено, что низкий уровень стигматизации был у 36% детей I группы и не встречался у детей II группы. Средний уровень стигматизации отмечен у 64% детей I группы и 12% детей II группы (р<0,001). Высокий уровень стигматизации выявлен у 88% детей II группы и отсутствовал у детей I группы. Качественный анализ показал различия видов МАР. У большинства детей I группы обнаружены высокое нёбо, гипертелоризм сосков, дисплазия ушных раковин, частичная синдактилия II-IV пальцев стоп, то есть МАР, неспецифичные для какого-либо синдрома. У детей II группы, кроме того, были МАР, типичные для алкогольного синдрома плода и чаще, чем в I группе: блефарофимоз в – 6 раз, короткий нос – в 8 раз, асимметрия мозгового отдела черепа – в 12 раз. При исследовании внутренних органов «малые» пороки сердца обнаружены у 25% и 14% детей I и II групп соответственно (р<0,05). Тенденция к учащению пороков бронхов и почек так же отмечена у детей I группы. 
Таким образом, фенотипическое "благополучие" детей наркозависимых родителей сопровождается отчётливым учащением малых аномалий кардиоваскулярной системы.
 
 

Глава4. Клиническая картина нарушений интеллектуального развития детей из семей с наркотической зависимостью. 

    На  протяжении последних десятилетий  специалистам различных медицинских  областей приходится сталкиваться с  последствиями употребления беременными  женщинами наркотических и токсических  веществ. Ежегодно в США, по данным Raut C. P., Stephen A., Kosofsky B., 7 тысяч новорожденных подвергаются внутриутробному воздействию опиатов.
    Среди всех наркозависимых около 25% -- женщины  детородного возраста. В последние годы количество детей, рожденных от беременных, употреблявших в процессе вынашивания ребенка наркотики, непрерывно растет. В 1994 г. по Санкт-Петербургу данный показатель составил 4,4 на 1000 новорожденных, в 1996 г. -- 10,3, а в 1998 г. возрос до 22,3. Более 90% наркозависимых беременных употребляют опиаты. 
 
 

    Помимо  прямого воздействия  на организм будущей матери, употребление наркотиков влияет на исход беременности :
      развитие и рост плода,
      состояние новорожденного в первые часы и дни жизни,
      все последующие этапы психического и физического развития ребенка.
    Последствия внутриутробного  воздействия наркотических веществ на плод зависит от нескольких факторов:
      вида употребляемого наркотика,
      способа его употребления (курение, внутривенные инъекции, интраназальное введение и др.),
      формы его употребления (эпизодическое, периодическое, постоянное),
      дозы наркотического вещества, периода беременности, в течение которого имело место употребление наркотики.
    Употребляемые женщиной наркотические  вещества многообразно влияют на беременность и будущего ребенка. Выделяют несколько  аспектов наркотизации беременных. Это, в первую очередь:
    - воздействие наркотиков на организм женщины и на процессы течения беременности и родов.
    - Во-вторых, влияние наркотиков на рост и развитие плода.
    - В-третьих, это влияние внутриутробной наркотизации на состояние ребенка после рождения, его жизнеспособность и адаптацию ко внеутробной жизни. Отдельно рассматриваются отдаленные последствия наркотизации на психическое развитие детей в раннем возрасте.
    Отдаленные  последствия перенесенного во внутриутробном периоде воздействия наркотиков.
    Пренатальные  осложнения  зависят от множества факторов (вида и дозы употребляемого матерью наркотического вещества, степени недоношенности ребенка при рождении, динамики физического и психического развития в первые месяцы, наличия сопутствующих соматоневрологических заболеваний и др.).
      Особое значение для прогноза детей, подвергшихся перинатальному воздействию наркотиков, имеют дальнейшие условия жизни и воспитания ребенка, качество его отношений с ближайшим взрослым окружением. Вместе с тем, именно микросоциальное окружение ребенка в случае его перинатальной наркозависимости подвержено многочисленному влиянию неблагоприятных факторов.
      Героин, кокаин, крэк, ЛСД и фенциклидин (РСР). Когда мать принимает наркотик, вместе с ней принимает наркотик и ребенок. Если мать наркоманка, наркоманом становится ребенок, и после родов у него наблюдаются точно такие же симптомы «ломки», как при отказе от наркотиков (сильная раздражительность и нервное возбуждение). У детей, чьи матери принимали наркотики во время беременности, чаще возникают проблемы после рождения, а последствия могут остаться на всю жизнь.
      Наркотики, воздействующие на ребенка во время беременности, наиболее опасны в первом триместре. Возможное воздействие наркотиков на развитие ребенка включает в себя риск рождения мертвого плода, выкидыша, пониженного веса новорожденного, задержки умственного развития, преждевременных родов, а также развития синдрома внезапной смерти ребенка. (У детей, чьи матери принимают опий, риск синдрома внезапной смерти повышается в двадцать раз.) Исследователи считают, что такие наркотики, как опий и кокаин, наносят вред ребенку и косвенным образом, сужая кровеносные сосуды плаценты и ограничивая таким образом снабжение кислородом плода, создают удушающий эффект, подобный воздействию никотина. Кокаин воздействует на мозг ребенка, приводя к повышенной раздражительности .
      Марихуана. До недавнего времени считалось, что употребление матерью марихуаны во время беременности безопасно для ребенка. Однако новейшие исследования показали, что марихуана может точно так же влиять на развитие плода, как и другие наркотики, Из-за содержащегося в ней активного соединения ТНС.
    Вывод: Употребление наркотиков оказывает крайне неблагоприятное воздействие на течение беременности, развитие плода. Часто наблюдаются самопроизвольные аборты, преждевременные роды, задержка внутриутробного роста и внутриутробная гибель плода, преждевременная отслойка плаценты, дефекты развития конечностей, аномалии мочевыводящих путей, перинатальный инсульт головного мозга.
                     
 
 
 

Формирование плода по триместрам .               
I триместр :
  в первые 12-13 недель беременности образуются зачатки всех важнейших органов и систем (нервная, кроветворная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, мочевыделительная, эндокринная и др.); происходит формирование туловища, головы, лица, зачатков конечностей.
Недостаток  кислорода, никотин, перегревание, микробы, вирусы, алкоголь, ртуть, мышьяк, некоторые  медикаменты, соли тяжелых металлов и др. могут вызвать нарушение  развития и гибель эмбриона или появление врожденных уродств. В этот период эмбрион особенно подвержен воздействию различных неблагоприятных факторов.
Вот почему период эмбрионального развития является чрезвычайно важным для правильного формирования и дальнейшего развития всех органов и систем будущего ребенка.
Эмбриональные ткани особенно чувствительны к  наркотикам, никотину и алкоголю. В  этот период женщине ни в коем случае нельзя курить, употреблять алкоголь и наркотики. Это может в будущем  привести к тяжелейшим последствиям, например к рождению не только больного или ослабленного ребенка, но и ребенка, страдающего наркотической зависимостью.
Вывод: При употреблении наркотиков в  I триместре могут формироваться такие патологии как:
                             - кровеносной системы
                              - сердечнососудистой
                              - патологии различных органов
                              - пороки сердца
                              - дефекты желудочков
                              - развития клапанного порока 
 

II триместр (с 13 до 27 недель беременности)
С начала 4-го месяца происходят быстрый рост плода, дифференцировка тканей, развитие органов и систем, находившихся в зачаточном состоянии, становление новых функциональных систем, обеспечивающих жизнедеятельность плода в период внутриутробной жизни и после рождения.
Следует отметить, что в этот период также  очень серьезным может оказаться  влияние окружающей среды и вредных привычек на растущий плод. Многие токсические вещества проходят через плаценту. Как уже упоминалось выше, к наиболее известным токсическим веществам относятся алкоголь, никотин и наркотики. Для этих веществ плацента не является барьером, поэтому все алкогольные напитки, никотин и наркотические вещества попадают с током крови к плоду. Эти вещества оказывают отрицательное воздействие на организм женщины и в не меньшей степени на ее будущего ребенка. Значительно повышается риск развития у ребенка врожденных недостатков (уродств, заболеваний) как телесных, так и психических. Например, курение вызывает стойкий спазм кровеносных сосудов, в том числе и сосудов, идущих через плаценту. В результате происходит уменьшение притока крови к плоду, что приводит к недостатку необходимых для его развития веществ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.