На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Реформация и контрреформация в Германии и Англии 16 века

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Реформация -  общепринятое  обозначение общественно  – религиозного  движения  начала  XVI века, охватившего почти всю Европу. Реформация идейно подготовила ранние буржуазные революции,  воспитав особый тип человеческой личности, сформулировав основы  буржуазной  морали, религии,  философии,  идеологию  гражданского  общества,  заложив   исходные принципы  взаимоотношений  индивида,  группы  и  социума. 
     Реформация  стала духовным  ответом  на  кризис,  брошенный  человеческому   духу   социально-экономической и культурной ситуацией XVI в.
     Актуальность  темы. Явление Реформации оставило огромный отпечаток в мировой  истории и носило глобальный, общеевропейский, характер,  не  многие  современные  люди интересуются Реформационным движением  в Европе, а некоторые даже  не  знают что это такое.
     Конечно, XVI в. и современность  разделяет  огромная  пропасть, но не смотря на неё, Реформация протянула свои  корни  из  глубины  веков  к каждому  из  нас.  Она  во  многом  воспитала  основы  деятельной,  активной личности, а также сегодняшнее отношение к религиозной вере и труду.
     Кроме того религия по-прежнему  занимает  значительное  место  в  нашей  жизни, а вместе с  развитием  общества  неизбежными  становятся  религиозные  реформы, поэтому  было бы опрометчивым забыть  опыт  предков,  приобретенный столь дорогой ценой.
     Западная  историография  посвятила  Реформации   огромную   литературу. Историей Реформации занимаются многие общества по истории религии и  церкви, а также специальные общества по истории Реформации  в  Германии  и  США,  на нескольких    языках    издается    специальный    журнал ( «Archiv     fur Reformationsgeschichte»).
     Наибольшее   внимание   западных   исследователей привлекает  Реформация  в  Германии  (точнее  –  исследование  теологии   М. Лютера), кальвинизм, христианский гуманизм (особенно  Эразм  Роттердамский).
     Наблюдается большой интерес к народным течениям реформации,  в  частности  к  анабаптизму.
     Реформацию  провозглашают  началом эпохи  новой истории. Наконец в начале XX в. в западной науке возникло  направление,  которое устанавливает связь  между  Реформацией  и  социальными  изменениями  эпохи. Религиозно-социологическая теория М. Вебера о  роли  протестантской  (прежде всего кальвинистской) этики в  формировании  «духа  капитализма»  вызвала  в науке  интенсивную   полемику.1
       Марксистская историография в  общих оценках Реформации отталкивается   от характеристики,  данной  основоположниками   марксизма,  увидевших  во   всей совокупности  социальных  движений  её  первый  акт  европейской буржуазной революции. При этом наиболее  интенсивно  изучается народная  Реформация  в Германии, частично Нидерландах, Польше.
     Современные исследователи все же склонны  рассматривать  Реформацию  как  религиозно-социальное   движение,   а   не   как   «неудавшуюся   буржуазную революцию».
     Объектом  работы является реформация и контрреформация в Европе XVI в.
     Предметом работы является реформация  и контрреформация  в Германии и Англии
     Целью данной работы является изучение реформации и контрреформации в Германии и Англии.
       Для  этого нам потребуется  рассмотреть следующие задачи:
     - дать понятие о реформации;
     - рассмотреть реформацию в Германии, рассмотреть ход реформации и  основные течения;
- рассмотреть  реформацию  в Англии, ход и  основные течения;
     Процесс Реформации сегодня изучен достаточно  хорошо,  что  обусловлено обилием  источников и сведений, рассказывающих о том периоде.
     К ним относятся множество документов того времени, такие  как  Нантский эдикт 1598г. или письмо М. Лютера  «  К  христианскому  дворянству  немецкой нации  об  исправлении  христианства»  1520г.,  «Индекс  запрещенных  книг», изданный папой римским Павлом III.
       Многочисленные труды лидеров  Реформации (Ж.Кальвин  -   «Наставления  в христианской вере» и комментарии  к Библии, М.Лютер - тезисы, перевод   Библии на немецкий язык и литургические тексты) и католических теологов.
     Кроме того до нас дошли литературные произведения: Эразм  Роттердамский «Похвала глупости», «Божественная комедия» великого Данте. Также в число  письменных  памятников  Реформации  входят  исторические хроники, в том числе католической церкви.
     Конечно представления о том времени  были бы не полными без материальных источников из которых мы имеем  представление  о  скромности  протестантских церквей и богатстве католических. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Реформация и контрреформация в Германии
     Гуманисты - люди, изучавшие в XVI веке классическую литературу (греческую и римскую). Они превозносили сочинения древних философов и начали нападать на недостатки своих современников, особенно доставалось католическому духовенству; против них восставали старые ученые, или схоласты, доказывая, что гуманисты распространяют вредные мысли. А последние называли этих закоренелых схоластов обскурантами. Несмотря на противодействие обскурантов, гуманисты приобретали все больше и больше последователей среди молодых людей. Они вели очень деятельную жизнь, много сочиняли, переписывались с учеными разных стран, путешествовали. Из немецких гуманистов начала XVI века следует назвать знаменитейших: Рейхлина, Эразма Роттердамского и Ульриха фон Гутена.2
     Деятельность  гуманистов подготовила умы к  реформации Католической церкви. Уже  давно злоупотребления папской  власти и духовенства были осуждаемы  благомыслящими людьми, но эти люди объявлялись еретиками и по большей части гибли на костре (Гус, Савонарола). Между тем с распространением просвещения вера в непогрешимость пап постепенно угасала. Особенно много недовольных было в Германии. Народ тяготился поборами на содержание духовенства; рыцари и бароны с завистью смотрели на богатство и роскошную жизнь прелатов (духовных сановников), а немецкие князья желали избавиться от вмешательства духовной власти в их правление. 

     1.1 Причины и ход Реформации и Контрреформации в Германии
     Поводом к началу Реформации послужили индульгенции, или отпущение грехов за деньги. В христианских странах издавна вошло в обычай, чтобы люди, кающиеся в грехах, делали денежное пожертвование на нужды Церкви и богоугодных заведений. Впоследствии папы, присвоившие себе власть разрешать от грехов, начали продавать индульгенции. Папа Лев X довел продажу индульгенций до крайности. Нуждаясь в деньгах на свой роскошный двор и на постройку церквей и дворцов, он поручил Майнцскому архиепископу открыть эту продажу в Германии. Архиепископ отправил для этого в Саксонию доминиканского монаха Тецеля, и последний начал поступать там с удивительным бесстыдством. Он разъезжал по Саксонии с двумя большими ящиками: в одном находились отпустительные папские грамоты, или ярлыки, на всевозможные грехи, прошедшие, настоящие и будущие, а в другом — вырученные за них деньги. Многие суеверные люди сбегались к нему и иногда отдавали последние гроши, чтобы избавить себя и своих покойных родственников от мук чистилища. Князья с неудовольствием смотрели, как Тецель обирал их поселян, но пока не решались поднять голос против этой постыдной торговли. Рассказывают, что однажды был и такой случай: дорогой, в лесу, нагоняет Тецеля рыцарь и покупает себе индульгенцию на тот грех, который он намерен совершить. Получив ярлык, рыцарь отнял у Тецеля ящик с деньгами и ускакал. Тогда выступил с обличением индульгенций монах-августинец Мартин Лютер.3
     Мартин  Лютер и начало Реформации
     Лютер родился в саксонском городе Эйслебене (1483) и был сыном рудокопа. Лютера влекло к монашеской жизни и к наукам философским. Он последовал этому влечению, получил степень доктора философских наук и поступил в монастырь Августинского ордена, к великому огорчению своего отца. (Рассказывают, что Лютер перед тем долго колебался, но смерть друга, убитого разбойниками, и страшная гроза, заставшая его однажды в горах, произвели на него такое сильное впечатление, что он перестал колебаться и сделался монахом.) В то же время саксонский курфюрст Фридрих Мудрый основал в своей столице Виттенберге университет. Начальник Августинского ордена рекомендовал ему Лютера в число профессоров, и он был приглашен занять кафедру богословия. Одновременно Лютер был проповедником в одном из виттенбергских приходов; проповеди его привлекали много слушателей. Он был еще усердный католик и на папу смотрел как на истинного наместника Христова. Раз ему случилось по делам своего ордена отправиться в Рим. С большим благоговением приближался он к этому священному городу; но совершенно разочаровался, когда собственными глазами увидел роскошь и порочные нравы папского двора, неуважение духовенства к молитве и ко всему святому. «Едва, — рассказывал он, — я отслужу одну мессу, как у них кончено уже более десяти
     Когда Тецель появился в окрестностях Вигтенберга  и народ поспешно раскупал его индульгенции, Лютер был возмущен этой торговлей и пытался действовать против нее своими проповедями. Но проповеди не помогали; тогда Лютер решился на очень смелый шаг. Он прибил к церковным дверям 95 тезисов (положений), в которых доказывал вред, происходящий от продажи индульгенций и их недействительность для отпущения грехов (1517). Тезисы и сам виттенбергский проповедник быстро сделались известны всей Германии. Некоторые ученые доминиканцы заступились за Тецеля и написали опровержение тезисам Лютера. Лютер им ответил. Благодаря книгопечатанию, ответы его читались везде и производили сильное волнение.
     Дворянство, духовенство, города и университеты разделились на партии: одни (преимущественно  Северная Германия) приняли сторону  Лютера, другие были на стороне его противников. Он нашел себе могущественного покровителя в саксонском курфюрсте Фридрихе Мудром. Один из противников Лютера, доктор Экк, весьма ученый богослов, вызвал его на публичный диспут (что было в обычаях того времени). Лютер принял вызов. Диспут происходил в Лейпциге, в присутствии многих знатных лиц, профессоров разных университетов и толпы студентов в течение семнадцати дней и касался папской власти, чистилища и отпущения грехов. Каждая сторона приписывала себе победу, и спорщики разошлись еще большими врагами. После этого Экк выхлопотал в Риме папскую буллу, которая повелевала сочинения Лютера сжечь, как еретические, а самому автору грозила проклятием, если он не покается. Булла эта прибивалась к стенам домов, и в некоторых городах действительно сочинения Лютера были сожжены; но в Лейпциге папскую буллу закидали грязью. А в Виттенберге Лютер, сопровождаемый профессорами и студентами, вышел за город и сжег на костре папскую буллу с некоторыми книгами канонического церковного права (1520). Это было вскоре после смерти Максимилиана I, когда Фридрих Мудрый до избрания нового императора был наместником императорского престола, а он покровительствовал Лютеру и не соглашался выдать его в руки врагов.4
     Когда Карл V был избран германским императором, он, по обычаю, созвал имперский сейм, который на этот раз происходил в городе Вормсе (1521). Здесь кроме других важных дел империи предложено было заняться и делом Лютера. Молодой император потребовал его на сейм и выдач ему охранную грамоту. Друзья Лютера не советовали ему ехать, напоминая об участи Гуса. Но Лютер поехал. На всем пути народ стекался к нему во множестве, чтобы увидеть смелого реформатора и услышать его проповедь. Недалеко от Вормса он получил от своих доброжелателей предостережение, что лучше бы ему возвратиться и не въезжать в город. Лютер отвечал: «Если бы там было столько же дьяволов, сколько черепиц на кровлях, то и тогда я поехал бы». В самом Вормсе толпы народа ждали Лютера; чтобы избежать встречи, его провели на сейм садами и задними пристройками. Однако, когда в первый раз ему пришлось явиться пред лицом императора, окруженного многочисленным и блестящим собранием князей, графов и баронов империи, Лютер был бледен и смущен. На вопрос, остается ли он при том же мнении, которое содержится в его сочинениях, или отрекается от него, он попросил время для размышления. Ему дал подумать до следующего дня. На другой день он смело отвечал на вопросы и твердо объявил, что остается при своем мнении до тех пор, пока ему не докажут противного самим Священным Писанием. Лютера увещевали отказаться от своего учения, но напрасно. Вопреки желаниям ревностных католиков, император не нарушил своей охранной грамоты и отпустил Лютера из Вормса, однако издал эдикт, которым Лютер и его последователи объявлялись еретиками.
     На  обратном пути из Вормса, в лесу, Лютер  был схвачен замаскированными всадниками. Это похищение было организовано по приказу его покровителя Фридриха Мудрого, чтобы укрыть его от врагов, грозивших ему со всех сторон. Лютера отвезли в замок Вартбург, где он и прожил около года в глубоком уединении под видом рыцаря. В этом уединении он начал свой знаменитый перевод Библии на немецкий язык. Между тем распространился слух, что Лютер погиб. Только самые близкие друзья знали, где он, и с успехом продолжали начатое им дело. В числе его последователей был и Меланхтон, профессор греческого языка в Виттенбергском университете. Характером своим он не походил на Лютера: как последний был дерзок, горяч и скор в решениях, так Меланхтон был кроток и осторожен. Ученостью он превосходил Лютера, однако питал к нему глубокое уважение и был самым усердным его помощником. Но некоторые последователи Лютера не были так осторожны в мнениях, как Меланхтон, и скоро впали в крайность: они начали проповедовать уже отмену всех обрядов католического богослужения, выбрасывать из церквей иконы, оскорблять монахов. Следствием этого стали смуты и беспорядки. Когда Лютер услыхал об этом, он не смог больше оставаться в уединении и поспешил в Виттенберг; тут он восемь дней подряд проповедовал против всяких крайностей и насилия, и силой слова ему удалось восстановить спокойствие в Виттенберге. 5
Восстание дворян и крестьян
     Волнение, произведенное проповедями Лютера, распространилось и в других частях Германии. На западе немецкое дворянство восстало против духовных властей — епископов и архиепископов. Предводителем дворян стал Франц фон Сикинген. Он был поборником старого феодального рыцарства, которое не признавало над собой никакой власти. Сикинген сделался ревностным приверженцем Реформации, так же как его друг Ульрих фон Гутен. Движение объединяло многих рейнских и швабских рыцарей, и они начали войну против Трирского архиепископа. Но за архиепископа выступили некоторые германские князья; они осадили Сикингена в его родовом замке и начали разрушать стены огнестрельными снарядами. Сикинген был смертельно ранен и капитулировал. Таким образом, вольное рыцарство было побеждено и должно было смириться перед властью светских и духовных князей. Преследуемый Ульрих фон Гутен бежал в Швейцарию и там вскоре умер, на острове в Цюрихском озере (1523).
     Едва  закончилось восстание рыцарей, как началась крестьянская война. Крестьяне  были угнетены непомерной барщиной, всякого  рода поборами и жестоким обращением светских и духовных господ. Еще  и прежде они не раз восставали против притеснений, но эти мятежи происходили разрозненно, не имели между собой связи и были легко усмиряемы. Реформация вызвала общее движение. Те же необузданные проповедники, которых Лютер изгнал из Виттенберга, разошлись по другим областям Германии и везде возбуждали простолюдинов, проповедуя им евангельское равенство людей. Крестьяне поднялись сначала в Юго-Западной Германии (в Швабии); отсюда мятеж распространился и по другим землям и сопровождался большими жестокостями: разрушением и грабежом замков, монастырей и избиением дворян.
     Лютер начал с проповедей против милости  и снисходительности к крестьянам; во время мятежа их варварские поступки против дворян вызвали у него негодование, и он объявил, что мятежников надо убивать, как бешеных собак. Следует признать, что Лютер со времени рыцарского и крестьянского восстаний совершенно перешел на сторону князей и сделался их покорным слугой. Объединенные силы князей и городов (Швабского союза) скоро справились с плохо вооруженными толпами крестьян. Восстание было усмирено, и крестьяне наказаны самым кровавым образом; положение их после восстания сделалось еще хуже, зависимость от господ еще тяжелее. Однако волнение, поднятое пророками евангельского равенства, успокоилось не скоро. С особенной смелостью действовала секта анабаптистов (то есть перекрещенцев), которые, называя крещение детей недействительным, требовали вторичного крещения; они отвергали духовный сан и проповедовали раздел имуществ поровну между верующими. Эта секта имела успех преимущественно в Вестфалии, в городе Мюнстере, откуда Реформация изгнала духовенство и епископа. Но при помощи других германских князей епископ Мюнстерский взял штурмом город и казнил проповедников «мюнстерской коммуны». Секта анабаптистов не исчезла, она рассеялась по разным странам. Голландский священник Меннон в том же XVI веке преобразовал ее и сообщил ей более умеренный характер. Последователи его, или меннониты, отрицают крещение детей (то есть требуют его совершения только для взрослых), присягу, военную службу; вообще отличаются строгим образом жизни и любят преимущественно заниматься земледелием; их особенно много в Северной Америке.
     Церковные реформы и союз протестантов
     В это время Лютер жил в Виттенберге  и под покровительством курфюрста  занимался устройством преобразованной Церкви. Он учредил богослужение на немецком языке, отменил многочисленные богослужебные обряды, заменив их молитвой и пением гимнов, написал свой катехизис, ездил по Саксонии и осматривал приходские церкви и школы. В этих трудах ему помогал Меланхтон. Отрицая монашество и безбрачие духовенства, Лютер сам подал пример: снял монашескую одежду и женился на бывшей монахине. Князья охотно уничтожали монастыри и секуляризировали их имущество — отбирали в свою пользу.6
     Из  таинств лютеране признали только два, крещение и причащение. Последнее предлагалось всем под обоими видами, а покаяние совершалось без устной исповеди. Высшие духовные чины — кардинал, архиепископ и епископ — были отменены; надзор за церковными делами поручен консисториям и суперинтендантам. Лютер признавал завиашость духовенства от светского правительства.
     Из  Саксонии Реформация распространилась по всей Северной Германии (Бранденбург, Померания, Мекленбург, Брауншвейт, Гессен). Светские и духовные князья, строго державшиеся католицизма (Баварский, Австрийский, Майнцский), старались помешать успехам Реформации. На имперском сейме в городе Шпейере (1529) они постановили просить императора, чтобы тот созвал Вселенский собор для уничтожения раскола, запретил лютеранам распространять их учение и защитил имущество духовенства. Северные князья и некоторые имперские города протестовали на том же сейме против этого решения;- отсюда приверженцы Реформации получили общее название протестантское.
     Для решения религиозной распри Карл V созвал имперский сейм в Аугсбурге (1530). Протестанты представили сейму изложение своего вероучения, составленное Меланхтоном. (Это так называемое Аугсбургское исповедание веры.) В следующем году протестантские князья заключили между собой союз в городе Шмаль-кальдене, чтобы оружием защищать Реформацию, если католики захотят употребить силу (1531). Карл V редко бывал в Германии; занятый войнами с французами и турками и нуждаясь в помощи германских князей, он долго не принимал решительных мер против Реформации. Наконец, когда прекратились его войны с Франциском I, он решился смирить непокорных протестантов. А папа (Павел III) в то время созвал против них духовный собор в тирольском городе Триденте. Члены Шмалькальденского союза также приготовились к войне. (Лютер умер перед самым началом Шмалькальденской войны в своем родном городке Эйслебене, в 1546 году.) Но главы этого союза, курфюрсты саксонский Иоанн Твердый (брат и преемник Фридриха Мудрого) и ландграф гессенский Филипп Великодушный, действовали очень вяло. Притом даровитейший из протестантских князей, саксонский герцог Мориц, родственник саксонского курфюрста, изменил своей партии и перешел на сторону Карла V. Протестанты были побеждены (1547); оба предводителя попали в плен и были осуждены на заключение, а герцог Мориц в награду получил от императора Саксонское курфюршество. Но следует сказать, Карл умеренно обошелся с побежденными протестантами. (Когда он вступил в Виттенберг, один епископ предложил ему вынуть из могилы тело еретика Лютера и сжечь. «Я не веду войны с мертвыми, — отвечал Карл. — Он уже нашел своего судию».)7
     Однако  торжество императора продолжалось недолго. Его могущество сделалось  опасно для германских князей, а  испанские и итальянские войска обременяли Германию. Тот же Мориц  Саксонский (тщетно просивший Карла V об освобождении своего тестя Филиппа Гессенского) явился решительным защитником протестантизма и княжеской самостоятельности. Он тайно заключил союз с французским королем и совсем неожиданно двинулся в Тироль, где находился тогда император, следивший за совещаниями Тридентского собора.
     Карл V едва не был захвачен в плен и  с трудом спасся бегством через Тирольские горы. Он не имел под рукой запасных войск и вынужден был заключить  с протестантами перемирие. А  спустя три года состоялся религиозный мир на имперском сейме в городе Аугсбурге (1555). Протестанты  получили свободу вероисповедания. Но право менять религию предоставлялось лишь князьям, подданные должны были держаться одного исповедания со своим князем (cujus regio, ejus religio — какова власть, такова и религия). Католики настаивали, чтобы духовные князья в случае перемены религии лишались своего сана и своих доходов; но протестанты не соглашались, и этот пункт (названный reservamm ecclesiastic urn — свободный для обсуждения) остался нерешенным.
     В следующем году Карл V отрекся от престола. Уже давно он страдал  подагрой и другими болезнями; притом у него была заметная наклонность  к меланхолии. В последние годы эта меланхолия усилилась от разных неудач. Карл решился провести остальное время жизни в тихом монастырском уединении. Свои обширные владения он разделил между братом Фердинандом и сыном Филиппом. Фердинанд, король Венгрии и Богемии, еще прежде получил от него наследственные земли Габсбургского дома (Австрийское герцогство. Тироль, Каринтию, Штирию), он же был избран преемником Карла V. Все другие свои владения Карл передал сыну Филиппу. Обряд отречения от престола совершился в Брюсселе, в блестящем собрании нидерландских чинов. Карл явился в зал собрания, опираясь на плечо молодого принца Оранского, Вильгельма; императору было пятьдесят шесть лет, но болезни изнурили его тело, и он казался гораздо старше. Он был одет в траурное платье, и единственным украшением служила ему великолепная цепь ордена Золотого Руна на шее. Карл произнес прощальную речь; затем обратился к Филиппу и увещевал его любить своих подданных, соблюдать справедливость и оберегать католическую религию. Все собрание было тронуто и прослезилось. Филипп преклонил колени и обещал отцу неукоснительно исполнить его заветы. Карл избрал своим убежищем монастырь Св. Юста (в испанской провинции Эстремадура), отличавшийся чистым воздухом и расположенный посреди живописных холмов, кедровых и померанцевых рощ. Для него построили здесь красивый домик, и император прожил еще около двух лет, занимаясь садоводством, механикой, посещением церковной службы. Однако по привычке он усердно следил за политикой, получал от сына подробные известия о государственных делах и снабжал его своими советами, так что курьеры беспрерывно скакали от отца к сыну и обратно. Он умер в 1558 году.8
     Таким образом, Габсбургская династия разделилась на две линии: австрийскую и испанскую. Из австрийской линии постоянно избирались германские императоры. Правление императоров Фердинанда I (1556—1564) и особенно сына его Максимилиана (1564—1576) прославилось осторожной и благоразумной политикой. Они больше всего заботились о сохранении спокойствия внутри Германии и не употребляли силу оружия против протестантов. Поэтому Реформация свободно продолжала распространяться и проникла в самую сердцевину наследственных земель Габсбургов — в Австрию, Каринтию. Штирию, а также в Венгрию и Богемию (в последней гуситы большей частью стили протестантами).
     Земли же Венгрии и Богемии перешли  во владение Габсбургов следующим образом. Когда умер в Богемии король Георгий Подибрад (1471), чехи выбрали на престол польского королевича Владислава, сына Казимира IV. Венгры, после смерти Матвея Корвпна (1490), выбрали того же Владислава, и он, уже как Владислав II Ягеллон, соединил обе короны. Владислав вступил в двойной родственный союз с Габсбургами: сына своего Людовика он женил на Марии, внучке императора Максимилиана I, а дочь Анну выдал за Максимилианова внука Фердинанда. Владислав умер в 1516 году. Сын его, Людовик, тоже был королем Венгрии и Богемии. Но он еще молодым погиб в битве с турецким султаном Сулейманом Великолепным, при Мохаче; спасаясь бегством после поражения, Людовик завяз в болоте и утонул (1526). Тогда богемские чины выбрали королем зятя Людовика, эрцгерцога Австрийского Фердинанда. Венгры последовали нх примеру и выбрали того же Фердинанда. Таким образом, Габсбургский дом объединил под своей властью разноплеменные земли, которые составили Австро-Венгрию. 

     1.2 Основные течения Реформации и Контрреформации в Германии
     Распространение идей Лютера среди представителей разных социальных групп привело к тому, что они стали приобретать  социальную окраску, а каждая общественная среда рождала своих собственных  реформационных лидеров.
     Оформление  целого ряда евангелических течений в Германии и соседних регионах в 20-е гг. XVI в. отразило наличие в Реформации нескольких идейных и социальных «пластов».
     Так, реформационное движение в Саксонии оказалось под влиянием более  радикальных, чем Лютер, деятелей: профессора Виттенбергского университета Андреаса Боденштейна (Карлштадта), бывшего монаха Габриэля Цвиллинга и их соратников. Из церквей были удалены алтари, иконы, исполнение католической мессы было объявлено идолопоклонством. Карлштадт и Цвиллинг также решительно выступали против землевладения духовенства.
     В публичных проповедях Карлштадт  подчеркивал, что «никто не может  быть уверен в спасении души, если он не зарабатывает хлеб трудом рук своих». Под влиянием проповедей Карлштадта многие студенты покидали университет  и отправлялись в деревни, на горные промыслы.
     Таким образом, выступления Карлштадта и  Цвиллинга дали толчок более радикальной  оппозиции, которая не удовлетворялась  чисто церковной Реформацией  Лютера, а желала ее распространения  на социально-экономическую, политическую и этическую сферы.
     Тезис Лютера об «оправдании верой» развивал Иоганн Эберлин, бывший монах францисканского  монастыря в г. Гейльбронне (Хейльбронн) и странствующий проповедник. Он подчеркивал, что Бог дарует свою милость только разумным людям. С  помощью разума человек сможет понять истинный смысл Священного Писания, без чего не может быть настоящей веры, и получит возможность творить «добрые дела».
     Под «добрыми делами» Эберлин понимал, прежде всего, «братскую любовь»  между всеми людьми. С противниками «истинной веры» — «безбожниками» — Эберлин требовал решительной борьбы, что поможет людям «осуществить обновление мира и установить царство небесное на земле».
     Исходя  из этой посылки Эберлин разработал проекты социально-экономических  и политических реформ. Они предусматривали возвращение крестьянам в собственность общественных угодий, уменьшение земельного чинша, отмену церковной десятины, производство ремесленниками только доброкачественных изделий, облегчение положения подмастерьев и учеников, ликвидацию крупных купеческих компаний, отмену всех привилегий папского Рима в торговле с Германией.
     Как и Карлштадт, Эберлин подчеркивал, что труд является обязанностью всех членов общества и требовал, чтобы  и представители привилегированных  сословий занимались земледелием или ремеслом.
     В политической области Эберлин предлагал  централизацию государственного управления с правом занятия должностей представителями  всех сословий, от крестьян до князей, причем подчеркивал, что и князья — лишь государственные служащие, обязанные беспрекословно исполнять поручения центральной власти (в лице монарха).
     Строя свои проекты государственного устройства в реформационном духе, Эберлин стремился  претворить их в жизнь путем установления тесного сотрудничества между всеми  сословиями, однако, как показала жизнь, такой социальный союз был неосуществим.
     Огромное  влияние па процесс реформирования церкви и общества в Верхней Германии оказали идеи швейцарского священника и гуманиста Ульриха Цвингли (1484-1531). Свои основные идеи Цвингли высказал в программных «67 тезисах» (1523) и работах «Об истинной и ложной вере» (1525), «Изложение христианской веры» (1531). Как и Лютер, Цвингли признавал только Священное Писание и отвергал Священное Предание, исповедовал принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства», считал идеалом раннехристианскую церковь.
     Он  отрицал церковную иерархию, монашество, индульгенции, веру в чистилище, поклонение святым, мощам и иконам. Богословское различие между Лютером и Цвингли  касалось трактовки таинства причастия. Цвингли считал хлеб и вино лишь символами жертвы Христа. В цвинглианской общине пастыри избирались верующими, жизнь общины и нравы ее членов строго регламентировались.
     В отличие от Лютера Цвингли был  решительным сторонником республиканизма  и «общинной теократии», обличителем  тирании монархов и князей. Он считал, что Евангелие Христа служит укреплению власти, объединяя ее с народом «до тех пор, пока власть действует по-христиански», т. е. не вступает в конфликт с требованиями евангелизма. 9
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.