На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Судебная власть в Республике Узбекистан

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План 
 

    Введение
    Глава 1. Понятие судебной власти
    Глава 2. Судебная система Республики Узбекистан
                 2.1. Конституционные суды Республики Узбекистан
                 2.2. Суды общей юрисдикции
                 2.3. Хозяйственные суды
    5. Глава 3. Статус судей
    6. Заключение
    7. Список  использованной литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

«Обеспечение  верховенства закона, усиление охраны прав и интересов личности, семьи, общества и государства, повышение  правовой культуры и правосознания  населения, воспитание законопослушных граждан – это не только цель, но и средство, важнейшее условие построения подлинно демократического, правового государства и гражданского общества с развитой рыночной экономикой»1 

И.А.Каримов

Введение

 
 
               Соблюдение основных прав и свобод человека, охрана его законных интересов возможны только в том государстве, где обеспечивается верховенство закона. В свою очередь, это возможно лишь в обществе, где функционирует полноценный государственный механизм разделения и взаимодействия властей, в котором особую роль играет судебная власть. 
                 Сегодня основательно можно считать утвердившейся точку зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как известно, отвергалась. Основное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленного, прежде всего к подавлению; о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось. Только с провозглашением идеи правового государства, с признанием в Конституции Республики Узбекистана судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти стала создаваться определенная теоретическая база, находящая отражение в законодательстве.
     Вот уже пятнадцать лет Узбекистан живет  в условиях национальной независимости. Происшедшие за эти годы изменения в социально-политической, экономической и духовной жизни страны обусловили в свою очередь соответствующие коренные преобразования во всех сферах человеческой деятельности, смену приоритетов социальных ценностей.
     «Сегодня на уровне Конституции закреплен принцип, в соответствии с которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права. Изменение социальных ценностей в пользу человека, а не государства, с одобрением воспринято обществом. Однако, потребовалось еще многое изменить, чтобы это конституционное требование воплотить в реальность».2
     Да, это действительно так. Со дня обретения независимости, в Конституции Республики Узбекистан  были введены многие поправки, связанные с правами, обязанностями гражданина и человека вообще. В нашей Конституции сохранены все общие положения прав и свобод человека в соответствие с мировыми стандартами. Но для того что бы эти наши права охранялись, а обязанности соблюдались необходимы законы, за не соблюдение которых принимает меры суд.
     И конечно же в нашей Республике был принят ряд законов, закрепивших основы организации и функционирования судебной власти. В их числе Законы «О судах», «О Конституционном суде Республики Узбекистан», Гражданский, Гражданский процессуальный, Хозяйственный процессуальный, Уголовно – процессуальный кодексы, Кодекс об административной ответственности и др.… Именно в них содержатся правовые положения, определяющие единство судебной системы, независимость судей, формирование судебного корпуса, а также вопросы финансирования материально – технического обеспечения деятельности судов. В процессуальных кодексах нашли своё отражение принципы осуществления правосудия в условиях построения правового демократического государства, правила судопроизводства, соответствующие международным стандартам: состязательность судопроизводства, презумпция невиновности, равенство сторон в процессе и другие.
     Вместе  с тем жизнь общества развивалась  стремительно, в стране шли глубокие преобразования во всех сферах. Это  можно подтвердить словами И.А. Каримова «Реформы во всех сферах начали давать свои ощутимые результаты. Но самое  главное, эти реформы обеспечили поэтапное движение по пути демократических преобразований общественной жизни и государственного строительства». 3
       На сегодняшний день очень трудно представить себе конституцию, в которой не было бы раздела под тем или иным названием, связанный с судебной системой. В этом разделе в сжатой форме, свойственной конституциям , в том или ином сочетании установлено то, что принято называть «конституционными основами судебной власти». И данная работа посвящена данному разделу.
  Возникает один вопрос: в чём же актуальность данной темы? По -  моему, на сегодняшний день хоть и эта сфера, сфера судебной власти, изучена достаточно хорошо, возникают очень много вопросов. Происходят очень много изменений в каждодневной жизни, а значит, возникают новые законы, новы правила, что и приводит к «бессмертию судебной власти». Пока развивается человечество, судебная власть тоже не будет стоять на месте. 
 
 
 

Глава 1

Понятие и основные признаки судебной власти

 
 
                 Правоведами дано следующее определение судебной власти – «Судебная власть - это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности (ОРД); установления наиболее значимых юридических фактов»4.
                   «Совокупность судов (а порой  их деятельность) именуется юстицией (от лат. justitia - справедливость)».5             
                   «Можно схематично выделить три основных взаимосвязанных направления деятельности судебной власти:
    Охрана прав и законных интересов граждан
    Охрана правопорядка от преступных и иных правонарушений
    Контроль за тем, чтобы деятельность государственных органов не выходила за правовые рамки
                 Каждая ветвь власти осуществляет свои функции с помощью особых, присущих только ей органов. У судебной власти таковыми являются суды, составляющие судебную систему».6
                 «Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе. Эти конфликты рассматриваются судом в ходе судебного процесса, «судебного присутствия», т.е.  в особой процессуальной форме, установленной законом»7
                В любом государстве, где существую  суды, у граждан есть право обратиться в данные учреждения. Мы можем обратиться в суд с любыми вопросами, если мы видим, что наши права ущемлены. Суд рассматривает уголовные дела, имущественные притязания, трудовые споры, споры политического характера (например, по вопросу о запрещении деятельности политической партии), жалобы граждан на действия чиновников и т.д. Судьи сделают вывод и объявят своё решение после судебного процесса, взвесив все факты.
                  «Каждой ветви власти присущи специфические формы деятельности. У судебной – такой формой деятельности является правосудие».8
                 «Деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в том числе и по отношению к государству. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни исполнительная власть. Принимая решение суд основывается только на законе».9 И как утверждает Мишин, социальная роль судебной власти в демократическом обществе именно в обеспечении господства.10
                   В статье №112 Конституции Республики Узбекистан учтён этот факт и звучит следующим образом: «Судьи независимы, подчиняются только закону. Какое либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону». 11
        Например, на основе закона суд может лишить человека свободы и даже жизни (если в том или ином государстве не отменена смертная казнь) за совершение преступления, отобрать у физических или юридических лиц собственность, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить своё решение и возместить лицу ущерб, причинённый незаконными действиями должностных лиц, лишить недостойного родителя родительских прав и т.д.  По – моему это предполагает необходимость воспитывать в обществе  уважение к праву, к суду. Законы многих стран предусматривают особый состав преступления – неуважение к суду, которое подлежит строгому наказанию.
           Также нужно отметить, что правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Согласно ст. 106 Конституции «Судебная власть в Республике Узбекистан действует независимо от законодательной и исполнительной власти, политических партий, иных общественных объединений». Именно поэтому никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. 12     
    Но на данный момент возникает  вопрос: влияет ли всё таки  политический фактор на вынесение  вердикта? Наверное, этот вопрос  можно рассмотреть как проблему в судебной власти. Да конечно на листке бумаги теоретически написано, что судебная власть действует вне политики, но на практике это наблюдается. «На практике, конечно, полная деполитизация судебной власти невозможна. Судьи, особенно при разрешении дел в сфере публичного права (его недаром называют политическим правом), не могут не предвидеть политических последствий тех или иных своих решений, а вынося решения, не могут не считаться с этими последствиями».13 И это опять же мешает выполнению главной функции судебной власти - вершить правосудие. Наверное, для того чтобы решить эту проблему необходимо начинать с самих людей. Мы должны понимать, что живём в демократической республике, и всё, что делается в нашем государстве, делается для нас. И именно поэтому, нам следовало бы считаться с мнением суда. Но тогда возникает другая проблема. И эта проблема заключается в том, что судьи тоже не всегда правы. Но это считанные случаи, а не постоянные ошибки.
                     Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости. Такое отношение к судебной власти со стороны других государственных органов, граждан, их объединений, юридических лиц сложилось, однако, не во всех государствах. Оно воспитывается долго и существует, прежде всего,  в странах с давними демократическими традициями, там, где укоренился принцип господства права.
 


Глава 2
Судебная  система Республики Узбекистан 

Структура судебной системы в общих чертах описана в статье 107 Конституции Республики Узбекистан. Пользуясь законом «О судах» и законом «О конституционном суде» можно сделать вывод, что все суды могут быть разделаны в три подсистемы:
    Конституционные суды
    Суды общей юрисдикции
    Хозяйственные суды
Особенности, полномочия, организация данных судов мы рассмотрим ниже.
                Вне зависимости от формы судебной системы все конституции демократических государств содержат норму, запрещающую создание чрезвычайных судов, т.е. всякого рода «особых совещаний», «специальных трибуналов» и т.п. такого рода «суды» хорошо известны диктаторским режимам. При этих режимах они осуществляют репрессивную политику властей в порядке так называемого «упрощённого производства». Правовое демократическое государство отвергает подобный судебный произвол.
              Во всех судах Республики Узбекистан  соблюдаются права человека. Это  ярко проявляется в следующих  статьях.
                Статья 115. Судопроизводство в Республике Узбекистан ведется на узбекском, каракалпакском языках или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком. На котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.14
               Как видим в этой статье  отчётливо видно право выбора. Каждый человек имеет право  на выбор языка. Это очень  важно, так как в суде необходимо  выслушать всех, для вынесения  правильного решения.
                  Статья 116. Обвиняемому  обеспечивается право на защиту. Право на профессиональную юридическую помощь гарантируется на любой стадии следствия и судопроизводства. Для оказания юридической помощи гражданам, предприятиям. Учреждениям и организациям действует адвокатура. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяется законом.15
                   Статья 26. Каждый, обвиняемый в совершении  преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет  установлена законным порядком, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности защиты.
                    Никто не может быть подвергнут  пыткам, насилию, другому жестокому  или унижающему достоинство человека  обращению.16
                     Грубая ошибка многих адвокатов, судей, прокуроров это путать понятия подсудимый (обвиняемый) с понятием виновный. Это совсем разные вещи. И согласно вышеуказанным статьям это незаконно согласно презупции невиновности. Обвиняемые, которые находятся в местах лишения свободы до слушания дела должны находится в соответствующих условиях и их права не должны быть ущемлены. 
 

2.1. Конституционные  суды 

               «Практически конституционный контроль возникает там и тогда, где и когда начинают появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждаются в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств. На первых порах предполагалось, что эту функцию в состоянии успешно выполнять органы законодательной власти, поскольку они принимают конституции и играют решающую роль в законотворчестве. Предполагалось также, что в данной сфере могут быть эффективными и усилия исполнительных органов. К примеру, в некоторых государствах их главам было предоставлено право (и это право сохраняется во многих случаях и в наши дни) отказываться подписывать принимаемые парламентами законы (налагать вето), если, по их мнению, представленный на подпись закон не соответствует конституционным предписаниям»17.
               Исходя из выше приведённых  слов и рассматривая Конституционные суды, можно сказать что название говорит само за себя. Действительно, где существует Конституция, существуют и Конституционные суды.
      Конституционный контроль относится к числу эффективных  средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.
           «В суверенной Республике Узбекистан первоначально конституционная юрисдикция была возложена на Комитет Конституционного надзора. Принятая 8 декабря 1992 года Конституция Республики Узбекистан предусмотрела необходимость учреждения Конституционного суда».18
           И вот уже на протяжении более одиннадцати лет данный суд выполняет свои обязанности на достаточно вы соком уровне. Но если поднять вопрос, чем же занимаются эти суды, каковы их полномочия, то можно легко на них ответить, воспользуясь статьей 109 Конституции Республики Узбекистан:
      Определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Узбекистан и постановлений палат Олий Мажлис Республики Узбекистан, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений правительств и местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и ных обязательств Республики Узбекистан
      Дает заключение о соответствие Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан – законам Республики Узбекистан
      Дает толкование норм конституции и законов Республики Узбекистан
      Рассматривает другие дела, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами Республики Узбекистан19
 
            
           Организация и порядок деятельности Конституционного суда регулируется Законом «О Конституционном суде Республики Узбекистан» от 30 августа 1995 года.(но были внесены изменения, 30.08.2003)
          В составе Конституционного суда семь судей:
      Председатель
      Его заместитель
      Пять членов суда, включая судью из Республики Каракалпакстан20
 
    Согласно  действующему зоконадательству, Конституционный суд Республики Узбекистан избирается по представлению Президента Республики Узбекистан Олий Мажлисом в составе Председателя, заместителя Председателя и пяти членов Конституционного суда, включая судью из Республики Каракалпакстан. Каждый судья Конституционного суда избирается в индивидуальном порядке. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа депутатов Олий Мажлиса. Конституционный суд вправе приступить к своей деятельности при условии избрания не менее четырех человек из состава суда.
В случае выбытия судьи из состава Конституционного суда Олий Мажлис избирает другое лицо в порядке, установленном настоящей статьей. 21 

     Принципы  Конституционного суда определены законом  «О Конституционном суде». К числу принципов деятельности Конституционного суда относится независимость, коллегиальность, гласность, равенство прав судей.22
     В соответствии со статьей 107 Конституции  Республики Узбекистан Конституционный  суд избирается сроком на 5 лет. В  сравнении с периодом полномочий Конституционного суда Российской Федерации, период полномочий наших судей достаточно мал, так как в РФ срок полномочий 12 лет.
     Конституционный суд рассматривает дела в заседаниях суда, которые проводятся по мере необходимости.
     Закон «О Конституционном суде» определяет круг субъектов, имеющих право внесения на рассмотрение Конституционного суда вопросов. Таковыми являются Олий Мажлис, Президент, Председатель Олий Мажлиса, Жокаргы Кенгес Республики Каракалпакстан, группа депутатов — не менее одной четвертой части от общего состава депутатов Олий Мажлиса, Председатель Верховного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда и Генеральный прокурор. Вопрос может быть внесен также и по инициативе не менее трех судей Конституционного суда.
     Поводом к рассмотрению дела является обращение  в Конституционный суд в форме запроса, ходатайства или жалобы. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон (иной акт, конституционность которого может быть проверена Конституционным судом) или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции и другие предусмотренные законом основания.
     В заседаниях Конституционного суда также  могут участвовать Президент, Председатель Олий Мажлиса, его заместители, Премьер-министр, Председатель Жокаргы Кенгеса Республики Каракалпакстан, Председатель Верховного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда, Генеральный прокурор и Министр юстиции. Они вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам.
     Заседанием  Конституционного суда, его подготовкой  руководит Председатель Конституционного суда. Он вносит на обсуждение суда вопросы, подлежащие рассмотрению в заседаниях.
     Закон «О Конституционном суде» определяет порядок принятия решений Конституционным судом, а также их виды. Так, Конституционный суд принимает решения только по конкретно рассматриваемым вопросам, конституционность которых подвергается сомнению. Конституционный суд может, проверив конституционность нормативного акта, одновременно вынести решение также и в отношении нормативных актов, основанных на проверенном нормативном акте, либо воспроизводящих его положения, хотя о них не упоминалось во вносимом на рассмотрение Конституционного суда вопросе (ст. 25 Закона).
     Решение Конституционного суда принимается  открытым голосованием. Судья не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании судей. В случае, если голоса разделились поровну, голос председательствующего является определяющим. Судья, не согласный с решением Конституционного суда, вправе изложить свое мнение в письменном виде и приобщить его к протоколу заседания Конституционного суда.
     Решение Конституционного суда по существу рассмотренного дела о конституционности межгосударственного  договора и нормативного акта, именуется постановлением, которое выносится именем Республики Узбекистан. В других случаях решение Конституционного суда именуется заключением или может иметь иную форму.
     Все решения Конституционного суда публикуются  в средствах массовой информации и вступают в силу с момента их опубликования. Решения Конституционного суда окончательны и обжалованию не подлежат.23
     Законом допускается пересмотр решений  Конституционного суда по его собственной  инициативе. Основания такого пересмотра регламентированы в ст. 28 Закона, а именно: при открытии новых существенных обстоятельств, не известных суду в момент принятия решения; при изменении конституционной нормы, на основании которой было принято решение, а также в случае, если Конституционный суд признает, что решение было принято с нарушением установленного порядка производства. 

     2.2. Суды общей юрисдикции 

                   Суды общей юрисдикции рассматривают дела в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Задачами этих судов являются осуществление судебной защиты прав и свобод граждан, провозглашенных Конституцией и другими законами Республики Узбекистан, международными актами о правах человека, прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций. Деятельность судов направлена на обеспечение верховенства закона, социальной справедливости, гражданского мира и согласия.
Законом «О судах» четко определена судебная система судов общей юрисдикции. Так, в соответствии со ст. 1 Закона она  включает в себя:
    Верховный суд Республики Узбекистан
    верховные суды Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам
    областные и Ташкентские городские суды по гражданским и уголовным делам
    межрайонные
    районные (городские) суды по гражданским делам
    районные (городские суды по уголовным делам)
    военные суды24
                 Основным звеном в системе судов общей юрисдикции являются межрайонные, районные (городские) суды, так как именно они рассматривают большое количество гражданских и уголовных дел, а также уголовных дел об административных правонарушениях. «Ежегодно они рассматривают десятки тысяч уголовных и гражданских дел по первой инстанции. Так, в 2000 году ими рассмотрено более 50 тысяч уголовных и свыше 90 тысяч гражданских дел».25
                  «Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, поверка законности и обоснованности такого решения)»26.
                    В соответствии с процессуальным законодательством межрайонные суды, районные (городские) суды по гражданским делам, районные (городские) суды по уголовным делам наделены функцией рассмотрения дел лишь в качестве суда первой инстанции.
                    «Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решения по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам -  это вопросы о виновности или невиновности в совершении преступления и о применении или неприменении уголовного наказания, конкретной его меры. По гражданским делам сущность дела обычно состовляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им законом полномочий».27
                       Согласно статье 36 закона «О судах» межрайонный, районный (городской) суд по гражданским делам состоит из председателя и судей.
    Районный (городской) суд по уголовным делам состоит из председателя, судей и народных заседателей.
    При районном (городском) суде по уголовным  делам состоят судьи по административным делам. 28
                          Полномочия председателя межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным делам определены законом.
     В соответствии со ст. 38 Закона «О судах» он:
     —   председательствует на судебных заседаниях, распределяет
     дела  между судьями;
     —  руководит обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;
     — вносит представления в государственные  органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
     — организует работу по повышению квалификации работников суда и народных заседателей;
     — ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб;
     — руководит работой аппарата суда, заключает и прекращает трудовые договоры с работниками суда и др.
               Все гражданские дела, а также уголовные дела о преступлениях, за которые законом предусмотрена мера наказания до пяти лет лишения свободы включительно по первой инстанции рассматриваются единолично судьей. Остальные уголовные дела рассматриваются судом в составе судьи и двух народных заседателей.
     Средним звеном системы судов общей юрисдикции являются Верховный суд Республики Каракалпакстан, областной суд, Ташкентский городской суд.
     Верховный суд Каракалпакстана по уголовным делам, областной, Ташкентский городской суды по уголовным делам состоят из председателя, заместителя председателя, судей, народных заседателей и действуют в составе президиума суда и судебных коллегий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.