На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Избирательные комиссии РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение 

    Система избирательных комиссий
 
    Государственно-правовой статус избирательных  комиссий
 
 
    Порядок формирования избирательных  комиссий
 
    Компетенция избирательных комиссий
 
Заключение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
После принятия в 1993 году Основного Закона страны в  России создана система избирательных  комиссий, выполняющая исключительную роль в обеспечении основополагающих конституционных прав граждан Российской Федерации - права избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления.
На основании  ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" Центральная  избирательная комиссия Российской Федерации избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, нижестоящие  избирательные комиссии обеспечивают подготовку и проведение в Российской Федерации федеральных, региональных и муниципальных выборов.
Гражданин России, обладающий активным и пассивным  избирательным правом, может свободно выдвинуть свою кандидатуру либо иную другую, агитировать "за" или "против" любого кандидата, участвовать  или не участвовать в голосовании. На страже его прав стоят избирательные  комиссии - сегодня реально участвующие  в организации и проведении выборов, независимые в своих решениях от органов государственной власти, органов местного самоуправления, подчиняющиеся  только закону. Этот основополагающий принцип в деятельности избирательных  комиссий закреплен в п. 11 ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" и  в соответствующих федеральных  и региональных законах о выборах.
Полномочия избирательных комиссий подробно установлены в избирательном законодательстве, избирательных кодексах ряда регионов, а также в законах и положениях об избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации. Всего в базе данных функционального комплекса задач "Право" в ЦИК России находится более 300 законов субъектов Российской Федерации о выборах. 
 
 

1. Система избирательных  комиссий. 

 Избирательные  комиссии, обеспечивающие периодическое  проведение избирательных кампаний, представляют собой гибкую систему,  адаптированную к выборам органов  федерального, регионального и местного  уровней и способную функционировать  в автономном режиме. Как всякая  сложная социальная система, она  является слаженным, живым организмом, части которого (избирательные комиссии) взаимодействуют друг с другом  строго по правилам, установленным  в соответствующих законах о  выборах.
Взаимоотношения избирательных комиссий внутри самой системы строятся с учетом федеративного устройства Российской Федерации. Об этом говорит тот факт, что два высших уровня избирательных комиссий (ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации) формируются соответственно федеральными или региональными законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти на основе принципа разделения властей, закрепленного в Конституции Российской Федерации (ст.10), а реализуют они свои полномочия, исходя из другого конституционного принципа - разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (ст.5).
Не входя ни в одну из трех ветвей государственной  власти, система избирательных комиссий в целом действует как государственно-общественная структура, высшие уровни которой являются государственными органами (п.11 ст.21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации"), а остальные представляют собой  общественные образования, решения  которых по вопросам, связанным с  проведением выборов, также обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц (п.13 ст.21 указанного Федерального закона).
В п. 1 ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" представлены все виды избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации. Это - ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии по выборам  в органы законодательной власти и представительные органы местного самоуправления, территориальные (районные, городские и другие) избирательные и участковые избирательные комиссии.
Избирательные комиссии не образуют централизованную систему. Федеральные законы о выборах  устанавливают соподчиненность  и распределение полномочий между  комиссиями только применительно к  проведению выборов в федеральные  органы государственной власти. Так, ЦИК России является вышестоящей  избирательной комиссией для  всех других комиссий только при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации  и Президента Российской Федерации. Взаимосвязи и полномочия избирательных  комиссий при выборах в органы государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При  этом нормы как федеральных, так  и региональных законов о выборах  не должны противоречить требованиям  Федерального закона "Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации". Важно подчеркнуть, что в случае, если они противоречат указанному Федеральному закону, то применяются  нормы этого Закона.
Таким образом, при проведении конкретных выборов  действует строго определенная система  избирательных комиссий, структура  которой определяется уровнем и  видом выборов. Различают три  уровня выборов - федеральные, региональные и муниципальные (местные). По видам  выборы подразделяются на выборы в  законодательные (представительные) органы государственной власти (федеральные  и региональные), представительные органы местного самоуправления, а  также выборы высших должностных  лиц регионов и глав муниципальных  образований, иных должностных лиц  местного самоуправления.
На рисунке 1 в качестве примера представлены структурная схема системы избирательных  комиссий при выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания, областной Думы, городской  Думы, а на рисунке 2 - при выборах  Президента Российской Федерации, губернатора  области и мэра города.
Из представленных структурных схем видно, что полный набор избирательных комиссий используется только при выборах депутатов  Государственной Думы, в том числе  здесь действуют и 225 окружных избирательных  комиссий, которые организуют выборы в пределах своих одномандатных  избирательных округов.
2. Государственно-правовой  статус избирательных  комиссий 

Правовой статус ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации  как государственных органов  проявляется в следующем:
    в пределах своей компетенции они независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления;
    осуществляют свои полномочия на постоянной основе и являются юридическими лицами;
    их деятельность финансируется за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъектов Российской Федерации);
    они формируются законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти на основе предложений избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в законодательных органах;
    обладают собственной компетенцией, установленной избирательным законодательством;
    их акты, принятые в пределах компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также для нижестоящих избирательных комиссий;
    наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
    имеют собственные аппараты, структура и штаты которых устанавливаются ими самостоятельно.
Наиболее важным компонентом является независимость  и самостоятельность избирательных  комиссий. Для обеспечения законного  и демократического избирательного процесса они должны быть в правовом, организационно-техническом и финансовом отношении независимы от государственных  органов и их должностных лиц. Для того, чтобы сделать стабильной работу избирательных комиссий, обеспечить преемственность, потребовалось законодательным путем закрепить их деятельность на постоянной основе. Только постоянно действующие ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в состоянии решать задачи развития избирательной системы России, совершенствования законодательства о выборах и референдумах, освоения новых прогрессивных избирательных технологий, способствующих проведению выборов на уровне международных стандартов в области избирательного права.
Наделение избирательных  комиссий четко очерченным кругом полномочий, придание комиссиям высшего уровня статуса особой разновидности постоянно  действующих государственных органов  явилось важнейшим 
Установленный законом порядок финансирования деятельности ЦИК России и избирательных  комиссий субъектов Российской Федерации  делает их практически полностью  независимыми в финансовом отношении  от государственных органов и  должностных лиц.
Важным признаком  принадлежности ЦИК России и избирательных  комиссий субъектов Российской Федерации  к государственным органам является их право принимать решения и  акты, которые являются обязательными  для федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственных  органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, общественных объединений, кандидатов и граждан. Аналогичный уровень государственной  защиты принимаемых решений имеют  и нижестоящие (окружные, территориальные  и участковые)
Деятельность  ЦИК России по осуществлению контроля за соблюдением прав граждан на участие в выборах подробно определена в Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
В целях обеспечения  деятельности избирательных комиссий высшего уровня в качестве государственных  органов, согласно п. 13 ст. 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", ЦИК  России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации  имеют собственные аппараты. Работники  этих аппаратов являются государственными служащими, на которых распространяется действие Федерального закона "Об основах  государственной службы в Российской Федерации".
В соответствии с целями и основными задачами ЦИК России аппарат обеспечивает ее деятельность, в частности:
подготовку и  проведение выборов депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания, Президента Российской Федерации;
осуществление мероприятий, связанных с соблюдением  избирательных прав граждан Российской Федерации;
подготовку заседаний  ЦИК России, общероссийских и межрегиональных  семинаров, селекторных совещаний;
реализацию комплекса  мер по развитию Государственной  автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", повышению  правовой культуры избирателей, подготовки кадров организаторов выборов, организации  общегосударственной системы регистрации (учета) избирателей;
контроль за целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов;
оказание правовой, методической, организационно-технической  помощи нижестоящим избирательным  комиссиям и так далее.
Структура и  штаты работников аппаратов избирательных  комиссий высшего уровня устанавливаются  в пределах выделяемых им бюджетных  средств. В настоящее время аппарат  ЦИК России составляет 175 человек, а  избирательных комиссий субъектов  Российской Федерации - 5-10 человек. 

3. Порядок формирования  избирательных комиссий.
 В основу  формирования избирательных комиссий  всех уровней положено обеспечение  их независимого статуса. Именно  в соответствии с этим принципом  в марте 1999 года формировалась  ЦИК России. В соответствии со  ст. 22 Федерального закона "Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации" состав был назначен  в равной численной пропорции  Государственной Думой и Советом  Федерации как палатами Федерального  Собрания Российской Федерации  и Президентом Российской Федерации  как главой государства.
Так, из 15 членов ЦИК России с правом решающего  голоса по установленной процедуре 5 членов были назначены Государственной  Думой Федерального Собрания из числа  кандидатур, предложенных депутатскими фракциями в Государственной  Думе; 5 членов Комиссии - Советом Федерации  Федерального Собрания из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации; 5 членов Комиссии - Президентом Российской Федерации.
При назначении членов ЦИК России Государственной  Думой вначале все депутатские  фракции и группы после предварительного обсуждения на своих заседаниях определили 8 кандидатур.
На пленарном  заседании путем "рейтингового" голосования по каждой из предложенных кандидатур были определены 5 претендентов, получивших наибольшее число голосов. Затем открытым голосованием был  утвержден в целом список из 5 человек. В принятом в марте 1999 года постановлении "О назначении членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" партийная или фракционная принадлежность назначенных членов ЦИК России от Государственной Думы не указывалась, что еще раз подчеркивает независимый статус Комиссии.
Порядок формирования избирательных комиссий субъектов  Российской Федерации претерпел  существенные изменения в ходе совершенствования  избирательного законодательства. Согласно первому варианту Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав граждан Российской Федерации" (1994 г.) формирование региональных избирательных  комиссий осуществлялось законодательными (представительными) и исполнительными  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации. Однако норма, согласно которой не менее половины членов комиссии назначались законодательным  органом, привела к тому, что на практике нарушался один из основополагающих принципов формирования избирательных  комиссий - паритетная основа. В ряде регионов избирательные комиссии на две трети состояли из членов, назначенных 
Представленные  в указанном Федеральном законе положения в полном объеме применяются  и при формировании окружных избирательных  комиссий по выборам в федеральные  и региональные законодательные  органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления, территориальных  и участковых избирательных комиссий.
В целях обеспечения  гарантий проведения выборов в сроки, установленные соответствующими законами о выборах, в ст. 23 указанного Федерального закона установлено право вышестоящей  избирательной комиссии производить  назначение членов комиссии с правом решающего голоса в случае, если уполномоченные на то органы не назначают  по какой-либо причине состав комиссии либо ее часть в установленные законами сроки.
Порядок формирования избирательных комиссий субъектов  Российской Федерации, окружных, территориальных  и участковых избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти определены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также федеральными законами о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и Президента Российской Федерации. Указанными законами устанавливаются примерная численность избирательных комиссий, порядок избрания председателя комиссии, его заместителя и секретаря комиссии, решаются другие процедурные вопросы.
Ранее отмечалось право вышестоящих избирательных  комиссий в определенных законом  случаях самостоятельно назначать  членов с правом решающего голоса в состав нижестоящих избирательных  комиссий. Это право закреплено в  указанном Федеральном законе за ЦИК России в отношении своевременного формирования окружных избирательных  комиссий. Сделано это не случайно, а с учетом особого статуса  этих комиссий, обеспечивающих подготовку, проведение и определение результатов  выборов по одномандатным избирательным  округам.
Полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса в случае, если кандидаты или списки кандидатов были избраны или приняли участие  в распределении депутатских  мандатов, продолжаются до окончания  регистрации кандидатов (списков  кандидатов) на следующих выборах. Смысл  этого положения состоит в  том, что указанные члены комиссии в течение этого периода будут  со знанием дела наблюдать, контролировать работу избирательных комиссий и  участвовать в ней. При этом они  обладают вышеперечисленными правами, связанными с подготовкой всех выборов  и референдумов, в проведении которых  в этот период принимает участие  соответствующая избирательная  комиссия.
Согласно действующему законодательству полномочия члена  комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению  лица или органа, назначивших этого члена комиссии, и переданы другому лицу.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" ввел как некоторые ограничения при  формировании состава избирательных  комиссий, так и 
В указанном  Федеральном законе установлена  обязанность органа, назначившего члена  комиссии, назначить не позднее чем  в месячный срок нового члена комиссии вместо выбывшего по вышеуказанным обстоятельствам. В случае невыполнения этого требования члена комиссии назначает вышестоящая избирательная комиссия. Эта норма безусловно обеспечивает преемственность и стабильность в работе избирательных комиссий, особенно в период подготовки и проведения выборов.
Кроме того, на основании  п.п. 13 и 14 ст. 24 указанного Федерального закона член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности  или подвергнут мерам административного  взыскания, налагаемым в судебном порядке, а также по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или  без его согласия переведен на другую работу. 

4. Компетенция избирательных  комиссий.
Одним из определяющих начал правового статуса избирательных  комиссий является принцип коллегиальности  в организации деятельности комиссий. Этот принцип закреплен в п. 1 ст. 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" и  распространяется на организацию работы всей системы избирательных комиссий в Российской Федерации.
Рядом организационных  особенностей характеризуется, в частности, процедура созыва и проведения заседаний  избирательной комиссии, распределения  обязанностей между ее членами, решения  комплекса других взаимосвязанных  вопросов. Так, избирательная комиссия может приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем  на две трети от установленного числа. Применительно к ЦИК России федеральными органами государственной власти должно быть назначено, как минимум, 10 членов комиссии с правом решающего голоса. 

В соответствии с указанным Федеральным законом  заседания избирательной комиссии имеет право созывать председатель комиссии или по его поручению  заместитель председателя. Заседание  может быть созвано также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса. Заседание  избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство  от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Исключение сделано для избирательных комиссий высшего уровня (ЦИК России, избирательные  комиссии субъектов Российской Федерации), заседания которых правомочны при  наличии не менее двух третей членов комиссии с правом решающего голоса. Подобное исключение обусловлено тем, что эти комиссии в ходе проведения соответствующих избирательных кампаний осуществляют многообразные координационные функции, в том числе с правоохранительными и налоговыми органами, другими государственными органами, руководят деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, принимают важные решения по вопросам обеспечения и защиты избирательных прав граждан, что требует повышенной ответственности членов указанных комиссий.
Члены избирательных  комиссий с правом решающего голоса имеют право вносить предложения  по повестке дня заседаний, а также  замечания и предложения по существу обсуждаемых вопросов. Кроме того, по требованию любого члена комиссии, в том числе и с правом совещательного голоса, избирательная комиссия обязана проводить голосование по любым вопросам, включенным в повестку дня.
В соответствии с Регламентом ЦИК России координирующие функции выполняет председатель комиссии, а именно: созывает заседания  комиссии и председательствует на них, осуществляет контроль за реализацией  решений комиссии, дает поручения  членам комиссии и работникам аппарата, представляет комиссию в отношениях с государственными органами, должностными лицами, международными организациями, общественными объединениями, является распорядителем финансовых средств, обладает рядом других полномочий. Председатель комиссии замещает должность на постоянной основе.
В Федеральном  законе "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" определено, по каким вопросам решения избирательной  комиссии принимаются большинством голосов от установленного числа  ее членов. Это вопросы избрания председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии; финансового  обеспечения подготовки и проведения выборов; регистрации кандидатов или  списков кандидатов; отмены регистрации  кандидатов, подведения итогов голосования  или результатов выборов; признания  выборов несостоявшимися или недействительными; проведения повторного голосования или повторных выборов. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
Впервые в федеральном  законодательстве регулируется организационно-правовой выход из ситуации в случае подачи равного числа голосов "за" и "против" при принятии решения избирательной комиссии. В соответствии с п. 10 ст. 27 указанного Федерального закона голос председателя комиссии в данной ситуации является решающим.
Одним из важнейших  требований к деятельности избирательных  комиссий является принцип гласности, направленный на расширение реальных возможностей граждан, избирательных  объединений активно участвовать  в управлении государственными делами и осуществлять общественный контроль за деятельностью избирательных комиссий. Последовательная реализация этого принципа в конкретных решениях и действиях избирательных комиссий во многом предопределяет демократический характер избирательных кампаний.
В практическом плане принцип гласности предусматривает  осуществление избирательными комиссиями своих функций открыто и гласно. Это находит свое выражение, во-первых, в обеспечении зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, уполномоченным представителям избирательных объединений  и блоков, представителям средств  массовой информации и наблюдателям возможности присутствовать на заседаниях избирательных комиссий; во-вторых, в доступности информации о ходе и результатах выборов и систематическом  информировании о принятых решениях и нормативных актах комиссий; в-третьих, в обеспечении беспрепятственного осуществления кандидатами, избирательными объединениями, другими субъектами избирательного процесса общественного  контроля за деятельностью избирательных комиссий и принимаемыми ими решениями.
Основные полномочия ЦИК России, установленны в п. 7 ст. 22 указанного Федерального закона:
осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
организация разработки нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных  комиссий, контроль за их соблюдением;
обеспечение реализации федеральных целевых программ, связанных  с подготовкой и проведением  выборов, развитием избирательной  системы в Российской Федерации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных  комиссий и других организаторов  выборов;
осуществление мер по организации системы финансирования выборов, единого порядка распределения  эфирного времени на телевидении  и радио между кандидатами, установления итогов голосования и определения  результатов выборов;
оказание правовой, методической, организационно-технической  помощи нижестоящим избирательным  комиссиям;
установление  нормативов изготовления избирательного бюллетеня, списка избирателей и  других избирательных документов;
организация государственной  системы регистрации (учета) избирателей;
издание инструкций по вопросам единообразного применения указанного Федерального закона и другие.
Следует отметить, что перечисленные полномочия ЦИК  России осуществляет совместно с  избирательными комиссиями субъектов  Российской Федерации.
Конкретные полномочия избирательных комиссий по подготовке и проведению федеральных, региональных или муниципальных выборов закреплены в соответствующих законах, и  задача избирательных комиссий как  правоприменительных органов - четко  следовать букве и духу закона. Рассмотрим на примере правоприменительной  деятельности избирательных комиссий по проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва основные полномочия ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий. 
 
 
 
 
 
 

Заключение.
Постоянно возрастающее в течение последнего десятилетия  значение избирательного права свидетельствует  об идущих в нашей стране процессах  демократизации политической жизни  общества. Полноценное, эффективно действующее  избирательное право неотъемлемый признак демократического правового  государства. Увеличение объема законодательного материала по избирательному праву, его систематизация и совершенствование  позволяют смело говорить о возникновении  крупной отрасли российского  законодательства законодательства о выборах. Важность этой отрасли определяет необходимость пристального изучения избирательного права как науки.
Избирательное право составляет сегодня органичную часть современной правовой системы  Российской Федерации. Избирательное  право относится к категории  политико-правовых явлений, существующих в пограничной области публичной  политики и публичного права. Это  публичное политическое право, связанное  с политическим процессом воспроизводства  и легитимации публичной власти.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.