На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социология личности. Дивантное поведение

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ДИВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. 

1.СООТНОШЕНИЕ  ПОНЯТИЙ:  ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ. 

     Понятие «человек» употребляется для  характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие  в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу  жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.
     Итак, существует человечество как специфическая  материальная реальность. Но человечество как таковой самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид»
       Понятием "индивид" обозначается  человек как единичный представитель  той или иной социальной общности. Индивид- это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек»  При такой постановке  вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов  (возрастных особенностей, пола,  темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие  различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного  общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
      "Личность" - это конкретное  выражение сущности человека, определенным  образом реализованная интеграция  в индивиде социально значимых  черт и социальных отношений  данного общества Личность является объектом изучения рода гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения  ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.
     Социологический же подход выделяет в личности социальнотипическое. Основная проблематика социологической  теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.
       Личные индивидуальные свойства  человека как субъекта социальных  связей решающего значения для  общества не имеют. Для него  существенны лишь социальные  качества людей (профессия, квалификация, социальное положение и т.д.) и  их способности выполнять социальные функции, связанные с местом, которое человек занимает в системе общественного разделения труда (например, функцию работника органа внутренних дел и т.п.). Индивидуальные способности могут лишь повлиять на то, как будут выполняться соответствующие социальные роли. Обществу важны только те способности и черты характера, которые соответствуют социальным функциям.
      

2.СОЦИАЛЬНЫЕ  ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ  

     В классификации социальной типологии личности присутствуют самые различные основания. Так, Р.Мертон, исходя из отношения к целям и средствам, предложил следующие типы:
        1) конформист - принимает как культурные цели, так и институциональные средства в их достижении, одобряемые обществом, является лояльным к обществу;  
        2) новатор - стремится достигнуть культурных целей неинституциональными средствами; 
      3) ритуалист - принимает институциональные средства, которые он абсолютизирует, но культурные цели игнорируются, а нетрадиционные средства

им отвергаются;
         4) изолированный - находится вне культурных традиций и институциональных связей;
          5) мятежник - стремится отступать от принятых целей и средств и создает новую систему норм, ценностей и средств их достижения.  
      По структуре можно различать такие типы личности, как:  
      1) физический - телесная организация человека, основанная на телесных

свойствах и самоощущениях;    
2) социальный - система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он дорожит;    
3) духовный - внутреннее духовное состояние, отражающее устремленность к конкретным духовным ценностям и идеалам.  
      Из сложившихся форм деятельности различаются: деятели (преобразователи мира, окружающих и себя), мыслители (созерцатели), приверженцы чувств и эмоций (представители искусства), гуманисты и подвижники (выдающиеся люди).  
      Исходя из культурных традиций, принято различать европейский тип личности, в котором выделяются внешность, целостность, "жесткость" в поведении и азиатский, характеризующийся мягкостью, внутренней ориентированностью, коллективностью.  
      Согласно исторически сложившихся обществ различают античный (сознание чувства стыда и страха), феодальный (любовь к богу, греховность человека, корпоративная мораль), нового времени (человеческая индивидуальность), новейшего времени (прагаматизм и самореализация) типы личности.  
      Акцентируя внимание на религиозном признаке, можно выделить христианский (любовь к богу, ближнему, готовность к "вечной жизни"), исламский (строгость и безукоснительность служения Аллаху, соблюдений предписаний за счет своих прав и обязанностей, сбалансированности потерь), буддистский (осознание четырех "благородных" истин и готовность следовать по "восьмеричному "пути" типы личности и т.д.     

 К.Дьюбойс  выделил модальную личность - наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. В культуре присутствуют один или несколько базисных личностных типов (средний американец, "новый русский" и т.д.). В концепции Р.Парка присутствует маргинальная личность - человек, живущий на границах двух культур, двух обществ. Т.Шибутани маргиналами обозначает людей, живущих на границе между двумя и более социальными мирами, но не входящие полностью ни в одну из них. 
 

3.КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ  ЛИЧНОСТИ В ЗАПАДНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ.       

 Личность, как предмет исследования, занимает  центральное место в философской,  психологической, социологической,  юридической и других науках, каждая из которых имеет свой  определенный аспект в изучении  проблемы личности. Сегодня в науке насчитывается более 70-ти определений личности. Решение проблемы личности в социологической литературе относится к одной из самых сложных. В нашей стране социология личности является сравнительно молодой научной дисциплиной. Она начала складываться в конце 60-х годов. Одной из первых публикаций на эту тему была работа И.С.Кона "Социология личности", изданная в 1967 году. В последующие годы было опубликовано немало глубоких и серьезных исследований, освещающих различные теоретические и эмпирические вопросы социологии личности.      
 В отечественной науке из всего многообразия точек зрения следует выделить три основных подхода. Согласно позиции П.Е.Кряжева, М.В.Демина, Л.С.Когана личность определяется как носитель общественных отношений. В трактовке М.С.Кагана, А.Н.Леонтьева, Г.Г.Квасова личность выступает в качестве субъекта деятельности. А.Н.Красин, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, Д.С.Клементьев рассматривают личность как носитель социально значимых черт.  
      Если философия исследует личность прежде всего и, главным образом, с точки зрения мировоззрения и методологии, в её соотношении с обществом, определяет сущность человека, то социологические и психологические науки анализируют ее осуществление на
уровне личности, рассматривая последнюю конкретно-исторически.  
     
Под содержанием личности имеется в виду ее качественная социальная определенность, совокупность отличительных социальных признаков, обусловленных социальным окружением и проявляющихся в ее материально-предметной деятельности, общении и духовном мира. Личность рассматривается как объективная данность, как порождение определенных объективных факторов. Содержание ее мировоззрения, жизненных устремлений выражается на понятийном языке.     
 Среди  психологических концепций личности определенный интерес представляют взгляды А.Н. Леонтьева, в основе которых лежит деятельностный принцип. Внутреннее строение человеческого сознания он объясняет с помощью понятий "значение", "личностный смысл" и "мотив". Значение представляет собой объективизированный социальный опыт, который осваивается личностью в процессе свези деятельности. Личностный смысл говорит об осознании личностью мотива и цели поведения. Это понятие выражает мысль о существовании в создании человека личностного отношения к действительности. Мотиву отводится главная роль в данной концепции, потому что изменение мотива деятельности ведет к изменению личностного смысла, а "становление системы личностных смыслов" - к становлению личности".  
      Мотив трактуется как объективно существующий предмет деятельности. И поскольку деятельность представляет собой процесс, направляемый мотивом, то структура "представляет собой относительно устойчивую конфигурацию глазных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий". Мотив формирует потребность, содержание которого исчерпывается ее предметом, так как, согласно А.Е. Леонтьеву, содержательную наполненность потребность получает только в ходе выполнения человеком деятельности. Вместе с тем А.Н. Леонтьев выделяет осознанный уровень бытия личности, который состоит из предварительной и основной стадий, Первая стадия - это возникновение различных субъективных переживаний, порождаемых мотивами. Они выполняют сигнальную функцию. Интерес или скука, влечение или угрызения совести сигнализируют о личностном смысле. Субъективные переживания также заставляют личность приостановить и изменить свою активность. Вторая стадия -это стадия осознания личностью объективного отношения мотива и цели или становление личностного смысла. Система последнего означает становление личности.

         Свое понимание структуры личности  предлагает Б.Д. Парыгин, который  различает две модели личности - статическую и динамическую. Под  первой он понимает "предельно  отвлеченную от реально Функционирующей  личности абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида". При этом выделяются три пласта. Первый из них включает в себя следующие процессы: ощущение, восприятие, память, мышление и состояния. Второй - социальные роли, нормы, ценностные ориентиры и символы. К третьему слою относятся позиция и самосознание личности, наряду с системой индивидуальных значений, под которой подразумевается совокупность представлений, впечатлении, символов, ценностных ориентации, приобретаемые человеком на основе жизненного опыта. Основанием для выделения этих пластов являются общечеловеческие психические свойства, социально-специфические и индивидуально-неповторимые особенности. В качестве основания выступает также и то, что общечеловеческие и социально-специфические пласты характеризуют личность с точки зрения объекта, тогда как индивидуально-неповторимые свойства личности означают тот пласт психики, по которому можно судить о человеке как субъекте социальных отношений.     
 Несомненный  интерес представляет теория структуры личности, разрабатываемая К.К.Платоновым, который определяет структуру личности в качестве динамической функциональной структуры, включающей четыре основные подструктуры: биопсихические свойства, психические процессы, опыт, направленность, - на которые накладываются еще две подструктуры: способности и характер личности. В качестве критериев, объясняющих структуру личности, называются такие: каждая подструктура имеет свой специфический вид формирования, а именно: направленность - воспитание, опыт - обучение, психические процессы - упражнение, биопсихические свойства - тренировку.  
      Специальная социологическая теория личности сосредоточивает внимание на одном из механизмов взаимодействия личности и общества, в одной из сфер социальной деятельности. Основой концептуальной модели марксистской социологии личности является социологическая структура личности, ибо она непосредственно выражает диалектику социального и индивидуального в развитии и функционировании личности. В этой модели выделяется ряд уровней, сообразно уровням социальной детерминации личности. Каждый из них объединяет соответственно социальные нормы и ценности, связанные с ними виды деятельности, а такие потребности и ценностные ориентации личности.  
      В опубликованных работах в качестве иллюстрации методологического принципа предлагается такая, например, категориальная схема социологии личности в соответствии с логическими взаимосвязями обозначаемых ими явлений: общество, формирование личности, социальная деятельность, потребности, смысл жизни, личность. Каждой такой ступени соответствует определенный категориальный ряд.

     Так, общество включает в себя элементы и стороны социальной системы; формирование личности состоит из процесса воспитания, социализации, адаптации; социальной деятельности соответствуют такие категории, как образ жизни, социальные роли, социальный статус, жизненный путь; потребностям соответствуют мотивация социальной деятельности, ценностные ориентации, социальные установки, интересы, мотивы, цели, социальные нормы; смысл жизни соотносится с категориями: смысл деятельности, идеал, вера, надежда, любовь, долг, счастье, справедливость; личность включает такие категории как социальный тип личности,  социологическая структура личности, духовный мир личности. 
      Концепция Л.Н. Когана, основой которой является положение о реализации личностью сущностных сил человека, включает следующие элементы: способность к выполнению того или иного вида социальной деятельности; социальные потребности; знания, навыки, умения; человеческие чувства. 
      Социологическая структура личности, с точки зрения Е.С. Ануфриева, включает следующие компоненты: способ осуществления в деятельности социальных качеств, проявляющийся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая; объективные социальные потребности; способности к творческой деятельности (врожденные), знания, навыки; степень овладения культурными ценностями, т.е. духовный мир личности: нравственные нормы и принципы, убеждения.  
      П.П. Лямцев, рассматривая личность в социально-философском аспекте, вслед за П.Е. Кряжевым, в основу ее социологической структуры кладет деятельность, включая туда также общение и сознание.

     Социологической подход в исследовании личности предполагает выделение содержательных параметров. Так, Э.В. Соколов выделяет в личности три содержательных структурных уровня: социально-культурные роли, социальный характер и экзистенциальные структуры. Последний уровень из названных характеризуется более содержательным наполнением, чем предыдущие. Субъективная сторона каждого из уровней проявляется в виде эмоциональных состояний. Эту сторону личности он определяет с помощью понятия "ценностные ориентации", включающего в себя интересы, установки, направленности, цели. Каждый из названных структурных уровней личности проявляется объективно в поступках, продуктах деятельности и культурных формах.  
      В западной науке развитие личности представлено многообразием школ и направлений. В символическом интеракционизме (Ч.Кули, Дж.Мид, Дж.Холмс и др.) интеракционисты отстаивали позицию, согласно которой личность и общество представляют из себя продукт взаимодействия (интеракции) между людьми. Личность предстает как функция, производная от полностью социально обусловленного "Я". Основу личности составляет самосознание, которое является результатом социального взаимодействия. Индивид воспринимает себя как объект, глазами окружающих, т.е. не прямо и непосредственно, а косвенно - посредством частных точек зрения других индивидов или же социальной группы как целого. В данном случае отдается приоритет неформальным отношениям и умаляется роль социальных институтов. Эта теория подчеркивает социальную природу внутреннего мира личности. Так, развивая концепцию о двойственной природе интегрального "Я"(Self) Джеймса (Self = I(Я-сам) + Me(Я-меня)), Дж.Мид исходил из трех основных посылок:

        1) люди реагируют на окружающую среду в зависимости от значений - символов, которыми они наделяют свое окружение;
        2) эти значения (способ связи явления и символа) выступают продуктом социального повседневного межличностного взаимодействия - интеракции;      
3) социокультурные  значения изменяются в результате  индивидуального восприятия в  рамках взаимодействия между людьми.      
 Ч.Кули  и Дж.Холмс в оценке личности  отстаивали необходимость учета 
следующих позиций:      
1) человек  каков он есть на самом деле;
      2) каковым он видит сам себя;
      3) каким его видит партнер;
      4) партнер каков он есть на самом деле;
      5) партнер каким он видит сам себя;
      6) партнер каким его видят со стороны;
      7) представляемый образ человека со стороны партнера;
     8) представляемый образ партнера со стороны человека.      
 В  целом, в символическом интеракционизме отразилось процессуальное видение социального мира, который предстает как непрерывный процесс приспособления участниками своего поведения к поведению других на основе понимания субъективных состояний других.  
      В теории потребностей и ориентаций личность представляет собой совокупность социогенных потребностей и ориентаций, формируемых обществом. Концепция социальной установки определяет личность как результат неосознанных установок, которые формирует общество самим фактом постоянного, повседневного воздействия («давления») на индивида.      

 Основные  положения ролевой теории личности  были разработаны американскими  социологами Дж.Мидом, Р.Мертоном, Т.Парсонсом, западногерманским  социологом Р.Дарендорфом. Основу  концепции Дж.Мида составило положение, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, закладывающаяся еще в детском возрасте, принимает на себя роли других людей. Дж.Мид выделил три стадии исполнения ребенком взрослых ролей: подготовительная (имитация поведения взрослых без понимания); игровая (при понимании поведения людей, но исполнение роли еще не устойчиво) и заключительная (поведение устойчивое, целенаправленное, при способности перенимать роли других людей). В концепциях Р.Мертона, Т.Парсонса, Э.Морено личность трактуется как совокупность ролей, исполняемых индивидом в обществе, производных от совокупности тех групп, в которые включен индивид. 
 
 

4.ПРОЦЕСС   СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. 

     Социализация  личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
     Термин `социализация` соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.
     Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин `социализация` применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие `социализация` не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.
     Личность  как объект общественных отношений  рассматривается в социологии в  контексте двух взаимосвязанных  процессов – социализации и идентификации. Социализация – это процесс усвоения индивидуумом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования, социальных норм и ценностей, необходимого для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность учитывать в социальной жизни. В процессе социализации личности принимает участие  все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.  Для успешной социализации, по Д.Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, сто от них ждет целая группа людей.     
 Важной  в социологии личности является  проблема социализации. Приоритет введения в научный оборот понятия "социализация" принадлежит Э.Дюркгейму. Данный термин он применил для обозначения различия предмета "науки о воспитании" (специфической теории дюркгеймовской социологии) от предмета собственно педагогической науки. Проблематикой социализации личности специально занимались М.Вебер, П. Тиллих, М. Шелер, Т. Литт и др.  
      В литературе термин "социализация" трактуется, как:     

- "процесс  усвоения индивидом на протяжении  его жизни социальных норм  и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит";    
. - процесс  усвоения и дальнейшего развития  индивидом социально-культурного  опыта";  
      - "процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе";      

 Социализацией  называется процесс интеграции  индивида в общество, в различные  типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная  организация) посредством усвоения  им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых сформируются социально значимые черты личности. До настоящего времени ни в социологии, ни в социальной психологии не установилось единство взглядов на содержание процесса социализации, но при любом понимании данного процесса очевидно, что общество наделяет личность определенным набором социальных качеств, а личность усваивает элементы культуры, социальные нормы и ценности и преобразует социальный опыт в собственные установки, ценностные ориентации, убеждения.  
       В западной социологии социализация личности рассматривается преимущественно как объект внешнего воздействия к социальному обучению, а нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности и др. Так, у Дж.Смелзера в социализации действуют три фактора: ожидание, изменение поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. По его мнению, личность проходит три стадии:     

1) стадию  подражания и кооперирования  детьми поведения взрослых;  
     2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;  
     3) стадия групповых игр, когда дети учатся понимать ожидания целой группы людей.  
     
 В социализации выделяют две фазы - социальную адаптацию и интериоризацию. Первая фаза означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым Функциям, социальным нормам, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Вторая фаза - интериоризация - это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.      
 Механизм  приобретения, изменения и утраты  индивидом тех или иных социальных  качеств неразрывно связан с  функционированием различных социальных  институтов, организующих совместную  деятельность людей. Социализация индивидов выступает как неотъемлемый результат их существования. К социальным институтам относятся прежде всего семья, школа и трудовой коллектив. Среди них особое место занимает трудовой коллектив. Обычно выделяют несколько моментов, связанных с этим. Во-первых, трудовой коллектив наделяет своего члена наиболее значимыми социальными свойствами, отражающими его место в системе общественного разделения труда. Во-вторых, приобретение многих политических и культурно-бытовых свойств человека зависит от его места в сфере производства. В-третьих, именно трудовой коллектив, в той или иной форме оценивающий способности и иные качества своего члена, наделяет его левыми социальными свойствами.      
 Роль  трудового коллектива в социализации индивида общепризнанна, но необходимо учитывать и те, что личность - объект и субъект социального взаимодействия. Характер перевода социальных норм, ценностей во внутренний мир человека обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом.
       Следует подчеркнуть, что в отечественной социологической науке долгое время преобладала точка зрения, согласно которой критерием социализированности человека является готовность человека к трудовой деятельности. Поэтому было принято выделять дотрудовую, трудовую и послетрудовую периоды социализации. Но при такой периодизации не в полной мере учитывались особенности социализации в детском возрасте и своеобразие ресоциализации взрослых.     
 Проблема  индивидуальности в процессе  социализации в разных концепциях рассматривается по-разному. В теориях, в которых социализация понимается преимущественно как процесс приобретения личностью типичных, повторяющихся черт, основное внимание уделяется пассивно-адаптационным механизмам формирования личности типа подражания, имитации, идентификации. Наоборот, когда под социализацией представляется процесс становления личности как целостного субъекта социальной жизни, как результат активно-преобразующей деятельности, акцент смещается на анализ взаимодействия высших социальных факторов и внутренних особенностей личности, ее ориентаций, жизненного опыта, интересов.  
      Можно рассмотреть процесс социализации, выделяя детство, юность, зрелость и старость. Определенный интерес представляет позиция по разграничению процесса социализации на "первичную" и "вторичную".  
      Социальный институт социализации составляют социальные группы и организации. В данном случае можно определить роль и значение семьи, дошкольных учреждений, школы, других учебных организаций, средств массовой коммуникации, формальных и неформальных организаций, трудовых коллективов в становлении и формировании личности. Однако не следует забывать, что внешняя среда, а точнее функции, социальные роли, выполняемые индивидам и в социальных институтах, обуславливают важнейшие черты и свойства личности.  
     
 
 
 

5.ПОНЯТИЯ ДИВИАЦИИ  И ЕЕ ЧЕРТЫ. ТЕОРИЯ ДИВИАНТНОГО  ПОВЕДЕНИЯ.      

 Социология  девиантного поведения является  специальной социологической дисциплиной,  становление которой приходится  на конец XIX - начало ХХ века, что связано с исследованиями Э. Дюркгейма, предложившего социологический подход к изучению форм социальной патологии. Как отрасль социологического знания социология девиантного поведения развивалась прежде всего за рубежом. В России проблематика социальных девиаций исследовалась главным образом в рамках криминологии, психиатрии, педагогики. Только в последнее двадцатилетие ХХ века на волне возрождения социологии в нашей стране проблема социальных отклонений стала активно исследоваться отечественными социологами.      
 Социальные  отклонения (девиации) имеют многоуровневый  характер проявления. Как индивидуальный  поведенческий акт, девиация изучается  психологией, педагогикой, психиатрией.  Девиантное поведение - предмет изучения социологии, социальной психологии, права, конфликтологии.      
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.