На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Межэтнические отношения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 01.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Исторически сложилось, что Россия является многонациональной страной, в которой взаимодействуют между собой представители различных культур, традиций и обычаев. Но в последнее время взаимодействия между этносами усилилось. Связано это, прежде всего, с ростом миграции на территорию Российской Федерации из ближайших республик. Из-за увеличения числа мигрантов все больше проявляются различные формы нетерпимости, ксенофобии, экстремизма и терроризма. Все это ведет к увеличению числа межэтнических, межкультурных и социальных конфликтов. Наиболее опасными являются межэтнические конфликты, поскольку они разрушают межличностные и деловые связи между регионами, падает авторитет органов государственной власти.

     Острота межэтнических конфликтов в современной  России детерминирована совокупностью факторов: разрушением социально-экономических, политических, идеологических взаимосвязей; преступной активизацией военных конфликтов; игнорированием конфессиональных и национальных идеалов, ценностных установок; отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной концепции национальной политики; неконтролируемой миграцией; ростом национального самосознания ранее репрессированных народов.
     В этих условиях резко повышается актуальность и значимость национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов. В этом плане особый интерес представляет Северо-Кавказский регион, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Достаточно сказать, что в данном регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий
     Одним из серьезных препятствий на пути стабилизации межэтнических отношений в регионе является отсутствие позитивного образа этнических отношений в общественном сознании. Между тем, такой образ - это исключительно важный элемент полиэтнического и поликультурного общества. Проблема межнациональных отношений стала одной из актуальных проблем современного общества. Многие ученые связывают возросший интерес к этничности с мировыми процессами интеграции и глобализации, когда происходит интернализация культурных норм и гармонизации ценностей.
     Целью работы является комплексное исследование данной проблемы, поэтому к основным задачам можно отнести:
    Дать определение понятию «межэтнический конфликт», выявить корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов – причины и предпосылки конфликтов.
    Рассмотреть межэтнические отношения в Приморском крае.
    Выяснить пути выхода из конфликтных ситуаций, способы их мирного разрешения.
     Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может  возникнуть  только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства.
     В условиях интенсивных миграций и  взаимодействия культур, современная  система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Высокая ставка на традиционную культуру воспитания в этом плане, существующая в современном мире, естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически остается главным условием возрождения любых национальных традиций и национального возрождения в целом.
     Роль  национальной принадлежности становится всё более значимой. Одновременно это порождает новые проблемы, которые заключаются в высокой степени
конфликтности современных межнациональных отношений.  

      
 
         1 Понятие, причины и предпосылки межэтнических конфликтов
     Межэтнические конфликты (нередко их называют просто этническими) стали распространенным явлением в современном мире. Один из принципиальных вопросов для понимания таких конфликтов — вопрос об их связи с самим феноменом этничности: является ли связь между ними сущностной, заложенной в самом этническом многообразии человечества, или она сугубо функциональна? Если признать истинным первый подход, то тогда ингушей и осетин, арабов и евреев, армян и азербайджанцев следует признать «несовместимыми». Если исходить из второго, то надо сделать вывод: не этничность составляет суть таких конфликтов, она — форма их проявления.
     В конфликтных ситуациях обнажаются противоречия, которые существуют между  общностями людей, консолидированными на этнической основе. Далеко не в каждый конфликт бывает вовлечен весь этнос, это может быть его часть, группа, которая ощущает на себе или даже осознает противоречия, ведущие к конфликту. По существу конфликт есть способ разрешения противоречий, проблем, а они могут быть самыми разными.
     Обострение  этнических проблем во всём мире усилило  внимание к методологическим и концептуальным поискам в сфере этнических конфликтов. Межнациональные конфликты как социальное явление есть столкновение интересов разного уровня и содержания, и представляет собой проявление сложных глубинных процессов в отношениях между отдельными этническими общностями, группами людей, протекающих под влиянием множества социально-экономических, политических, исторических, психологических, территориальных, сепаратистских, языково-культурных, религиозных и иных факторов. Выделяют следующие факторы, оказывающие влияние на межнациональные конфликты:
     1. Национальный состав региона  конфликта (выше его вероятность  в смешанных регионах);
     2. Тип поселения (вероятность выше  в большом городе);
     3. Возраст (крайние полюсы: «старшие-молодые»  дают более высокую вероятность конфликта);
     4. Социальное положение (выше вероятность  конфликта при наличии маргиналов);
     5. Уровень образования (корни конфликта  гнездятся в массе невысокого  уровня образования, однако, следует  помнить, что идеологами его  всегда выступают отдельные представители интеллигенции);
     6. Политические взгляды (конфликты  значительно выше у радикалов).
     Какими  бы причинами ни вызывались межэтнические  конфликты, они приводят к массовому  нарушению законов и прав граждан. Объективными причинами обострения межэтнической напряженности могут быть:
     - последствия серьёзных деформаций национальной политики, накопившаяся за долгие десятилетия неудовлетворенность, выплеснувшаяся наружу в условиях гласности и демократизации;
     - результат серьёзного ухудшения экономического положения в стране, которое также порождает недовольство и вражду у различных слоёв населения, причём эти негативные настроения канализируются, прежде всего, в сфере межнациональных отношений;
     - следствие закостеневшей структуры государственного устройства, ослабления тех основ, на которых создавалась свободная федерация советских народов.
     Немаловажны и факторы субъективного порядка.
     Межнациональные конфликты по причине и характеру  происхождения могут быть:
      - социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);
      - культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);
      - этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т.е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);
      - этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);
      - историческими (взаимоотношения в прошлом – войны, былые отношения политики «господство – подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);
      - межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);
      - сепаратистскими (требование создать собственную независимую государственность или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным с культурно-исторической точки зрения государством).
     Самый простой принцип определения формы этнического конфликта — это от несение его к ненасильственным или насильственным. Но те и другие бывают разными. Центр этнополитических и региональных исследований среди насильственных конфликтов на территории Российской Федерации и стран ближнего зарубежья выделил следующие:
     Региональные  войны (шесть из них длительные — не менее не скольких месяцев), т.е. вооруженные столкновения с участием регулярных войск и использованием тяжелого вооружения. Это Карабахский, Абхазский, Таджикский, Южноосетинский, Приднестровский конфликты (сюда же относится Чеченский конфликт);
     Краткосрочные вооруженные столкновения, продолжавшиеся несколько дней и сопровождавшиеся жертвами. К ним относятся, в частности, столкновения в Фергане, Оше, Осетино-ингушское, а также в Сумгаите, — всего около 20. Такие столкновения называют «конфликтами-бунтами», «конфликтами-погромами», «конфликтами неуправляемых эмоций».
     Другие  конфликты отнесены к невооруженным. Их насчитывают на постсоветском пространстве более 100. Среди них достаточно четко, на наш взгляд, выделяются институциональные формы конфликта, когда в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие идеологемы конфликтующих сторон. Не всегда такая форма конфликтов сопровождается межобщинными конфликтами.
     Еще одна форма — манифестирующие проявления конфликтов, к числу которых следует отнести митинги, демонстрации, голодовки, акции «гражданского неповиновения».
     Наконец, как уже говорилось, существует идеологическая форма конфликтов, когда разгорается «конфликт идей».
     Каждая  из указанных форм отличается «действующими  лицами», или основными субъектами, конфликта. При доминирующей институциональной  форме главными действующими лицами являются властные структуры, партии, организаторы общественных движений, обычно действующие через институты власти. При манифестирующей форме конфликта субъектом выступают уже значительные массы людей, поэтому данную форму называют еще конфликтами «массовых действий». И, наконец, участниками идеологических по форме конфликтов являются группы элиты — политической, научной, художественно-творческой. Их идеи транслируются работниками средств массовой информации и сферы образования.  
 

     2 Методы и виды обмена информацией
     Исследования показывают, что враждебность, уходящая корнями в культурные различия, активизация этнических групп, исторические прецеденты и структура социальных и политических систем сами по себе или в совокупности не приводят в большинстве случаев к организованному межэтническому конфликту. Наблюдения показывают, что сотрудничество между русскими и китайцами на повседневном уровне исходит от осознания обеими группами экономической необходимости и выгод взаимодействия (например, для противостояния одним и тем же преступным группам, ищущим доходов на стороне чиновникам или для обхода казуистических правил и законов), а также в результате изоляции от славянского населения и так небольших и рассредоточенных, мест проживания и деятельности китайских мигрантов. 
Эти же наблюдения свидетельствуют о том, что экономическая заинтересованность должна, по всей вероятности, сдерживать антикитайскую активность на Дальнем Востоке, особенно среди элит. Более того, экономическая заинтересованность должна быть мощным фактором в политической ситуации Приморского края, где элементы правового государства и этические нормы развиты слабо и не способны ограничивать чисто утилитарные формы поведения.

     Получаемые  от приграничной экономической деятельности в Приморском крае средства влияют на степень экономической заинтересованности в межэтническом сотрудничестве несколькими способами:
     1. Внутренняя и внешняя торговля  увеличивают объем налогов и  других платежей в местные,  краевой и федеральный бюджеты.  Бизнес и торговля генерируют  налоги и таможенные пошлины;  платежи для оформления виз или других въездных и выездных документов; плату за услуги пассажирского и грузового транспорта; плату за наем и использование помещений; налоги и пошлины на охрану природы; плату за лицензии санитарно-эпидемических инспекций; и другие официально установленные выплаты. Поскольку платежи из федерального бюджета поступают нерегулярно и не в полном объеме, экономическая выгода от взаимодействия с китайскими бизнесменами и торговцами, которые, как правило, рассчитываются наличными, возрастает.
     2. Приграничные поездки и торговля дают возможность местным российским предпринимателям и частным лицам делать деньги и нанимать рабочую силу, увеличивая ценность взаимодействия с китайскими партнерами и снижая конкуренцию за рабочие места. Одной из важных составляющих данной мотивации явилось резкое сокращение с начала 90-х годов реальной заработной платы и покупательной способности населения в Приморье, что побудило людей искать новые (внешние) источники доходов и отдавать предпочтение более дешевым товарам. О том, что эта возможность активно использовалась, говорит тот факт, что число проживающих в Приморье российских граждан, которые посетили КНР (в подавляющем большинстве случаев с целью "челночной" торговли), превысило число посетителей Приморья из 
Китая примерно в 10 раз. "Китайские" рынки, на которых половина торгующих россияне, были созданы (и продолжают расширяться) почти во всех городах края.

     3. Чем больше у местных правительств  ресурсов, тем больше возможностей  они имеют для того, чтобы поддерживать  инфраструктуру и социально- культурную сферу (что помогает выигры вать голоса избирателей на выборах), включая поддержание санитарного состояния и обеспечение безопасности на китайских рынках (что снижает потенциал социально-экономических составляющих межэтнической напряженности). Дополнительно к этому, поскольку местным правительствам приходиться использовать средства местных бюджетов для латания дыр в финансировании федеральных служб при несвоевременном поступлении платежей из федерального центра (включая зарплату военнослужащих), средства, полученные на месте и связанные с деятельностью торговцев и бизнесменов из КНР, увеличивают способность местных властей влиять на деятельность силовых структур.
     4. Поток средств в результате приграничного взаимодействия создает заинтересованность у государственных служащих в извлечении личной выгоды посредством нелегальной приватизации или обналичивания в свою пользу части этого потока средств, или же посредством манипулирования принимающими законы и постановления политическими институтами для создания легальных форм присвоения общественных средств в виде "исключений" из законов.
     Таким образом, приграничная экономическая  деятельность в Приморье увеличивает  местную налоговую базу, помогает экономически поддерживать местное  население и дает возможность политическим и деловым элитам получать выгоды от приватизации части образующихся в результате ее доходов. Отсюда можно сделать вывод о том, какой эффект будут иметь политическая и экономическая заинтересованность в ограничении мотиваций для антикитайской мобилизации в крае и на Дальнем Востоке. При наилучшем сценарии, принимая в расчет экономические трудности сегодняшней России, и в частности Приморья, доходы от приграничной экономической деятельности будут достаточно высоки и вызовут большую заинтересованность (как у основной массы населения, так и у элит) в создании условий для китайских торговцев и предпринимателей в местные экономику и общество.
     По  другому (и более вероятному) сценарию, однако, основная масса населения  не воспринимает выгоды от приграничной экономической деятельности как существенные, при этом считая китайскую миграцию в целом геополитической угрозой. По такому сценарию политические элиты, принимая во внимание взгляды и настроения по тенциальных избирателей, будут заинтересованы в принятии мер, ограничивающих миграцию и экономическую деятельность китайских граждан на своей территории. 
При этом произойдет расслоение интересов политических элит. Представители элиты с малыми возможностями для извлечения выгод от приграничной экономической деятельности китайских граждан будут иметь наиболее высокую заинтересованность в принятии (с опорой на силовые структуры) антимиграционных мер. Представители элиты с большими возможностями для извлечения выгод от приграничной экономической деятельности китайских граждан окажутся перед дилеммой: что выгоднее, занять сильную антимигрантскую позицию в резонансе с общественным мнением и таким образом максимизировать политическую отдачу (то есть быстро набрать много политических очков) или продолжать поддерживать приграничную экономическую деятельность (а, следовательно, и миграцию), чтобы не потерять важный источник доходов?

     Одним из рациональных решений дилеммы  миграции для представителей элит является стратегия балансирования между, с одной стороны, символическими публичными заявлениями, где можно "подыграть" геополитическим опасениям этнических славян, и, с другой, - принятием конкретных мер для ограничения деятельности потенциальных катализаторов этнополитической мобилизации 
(например, "Русское национальное единство") и для улучшения условий для китайских инвесторов и деловых людей.

     Другим  рациональным решением дилеммы будет "ограниченный активизм", то есть усиление контроля за въездом, передвижением, регистрацией проживания и регулирование торговой деятельности китайских мигрантов. Видимо, целесообразно не прибегать к более жестким мерам, таким как квоты на количество виз или поощрение депортации. Однако при падении (особенно резком) уровня получаемой элитами экономической выгоды, стратегии балансирования и "ограниченного активизма" с высокой степенью вероятности могут быстро дегенерировать в стратегию антикитайской мобилизации, поскольку интерес политических лидеров к сдерживанию этнической мобилизации понизится, а интерес к политизации миграции и этнических различий возрастет.
     Такая логика мотиваций подсказывает, что  коррупция хотя и может служить  фактором, сдерживающим этнополитическую мобилизацию в краткосрочной  перспективе, может также выступить  в более длительной перспективе как один из факторов резкой и неожиданной дестабилизации межэтнических отношений в 
Приморье и на Дальнем Востоке.

     Таким образом, для определения уровня экономической заинтересованности в сдерживании или поощрении  этнополитической мобилизации в Приморье приобретает важность оценка масштабов доходов, которые могут быть потенциально приватизированы государственными служащими в крае. Во-первых, следует отметить, что изучающие постсоветскую Россию экономисты в целом соглашаются, что коррупция и олигархизм достигли болезненно высокого уровня. Экономика попадает в такие ловушки, когда лица, принимающие политические решения, оказываются способными заблокировать или исковеркать изменения в правилах игры, в которых они видят угрозу уменьшения своих "прав контроля", что в целом соответствует ситуации в Приморье. Политическая неопределенность при этом уменьшает временной горизонт принимаемых решений 
(снижая заинтересованность в долгосрочном планировании) и выражается в росте заинтересованности в коррупции. Во-вторых, ряд исследовании показал, что материальные интересы имеют большее влияние, чем символические интересы, на различия в политических ориентациях элит.

     Между тем пилотный опрос 100 китайских мигрантов дает косвенные свидетельства, подтверждающие повседневные представления граждан Приморья. Так, при ответе на вопрос: "Кому Вы платите за безопасность?" 62% опрошенных мигрантов из КНР ответили "чиновникам", 80% - "милиции", 55% - "пограничникам" и 60% - "транспортным работникам". Другими словами, без платы за "безопасность" вероятность занятия бизнесом в Приморье большинства китайских граждан резко бы снизилась.
     Отвечая на вопрос: "Какие правительственные  меры в России мешают Вашей торговле?", 65% опрошенных китайских мигрантов  назвали "высокие тарифы на импорт", 86% - "строгий контроль за китайской иммиграцией", 73% - "запрет на торговлю на улицах", 23% - "визовый контроль" и 17% - "штрафы". Поскольку данные восприятия являются реакцией на конкретное поведение чиновников, они дают основание заключить, что государственные служащие в Приморье в целом занимаются активным поиском возможностей взимать плату с участников экономической деятельности за безопасность или осуществление деятельности.
     Отдельные факты свидетельствуют, что чиновники  склонны гибко интерпретировать законы, когда дело касается извлечения личной экономической выгоды.  
 

      3 Пути выхода из межэтнических конфликтов
     На  момент своего распада СССР переживал целый ряд переходных процессов - от централизованного планирования к рыночной экономике, от тоталитарной политической системы - к демократии, от административной сверхцентрализации - к развитию федерализма и деколонизации. Каждый из этих процессов в отдельности нес сам по себе риск стабильности гражданскому и межнациональному миру. Поэтому неудивительно, что процесс дезинтеграции СССР сопровождался возникновением ряда вооруженных конфликтов на его территории.
     Нельзя  не видеть, что, несмотря на некоторую  приостановку инерции дезинтеграции  внутри России, достигнутую после  декабря 1991 г. процесс этот, видимо, далеко не завершен (об этом, в частности, свидетельствовало обострение кризиса в Чечне в конце 1994 г. - начале 1996 г.) Ухудшение экономической и межэтнической ситуации практически во  всех этих странах стимулирует возникновение новых вооруженных конфликтов. В этих условиях даже те скромные успехи, которые были достигнуты в области урегулирования уже возникших конфликтов, представляют собой особую ценность с точки зрения возможного использования накопленного опыта в будущем.
     Неоднозначный опыт урегулирования этнических конфликтов на территории СССР представляет собой следствие не только объективных сложностей такого урегулирования, но и ошибок, допущенных в ходе миротворческой деятельности. Подобные ошибки заключались в недооценке или прямом игнорировании закономерностей самого конфликта, наличия у него различных стадий. Можно выделить шесть предпосылок, необходимых для урегулирования этнических конфликтов:
    Каждая из враждующих группировок должна иметь единое командование и контролироваться им;
    Стороны должны контролировать территории, которые обеспечивали бы им относительную безопасность после заключения перемирия;
    Достижение состояния определенного равновесия в конфликте, когда стороны либо временно исчерпали свои военные возможности, либо уже добились многих своих целей;
    Присутствие влиятельного посредника, способного повысить интерес сторон к достижению перемирия и добиться признания этнического меньшинства в  качестве стороны в конфликте;
    Согласие сторон на «замораживание» кризиса и на то, чтобы отложить всеобъемлющее политическое урегулирование на неопределенный срок;
    Размещение по линии разъединения миротворческих сил, достаточно авторитетных или сильных для сдерживания сторон от возобновления боевых действий. 
     Наличие авторитетного единого командования у каждой из воюющих группировок, которое обладало бы достаточной властью для обеспечения контроля за полевыми командирами и приказы которого исполнялись бы является первым необходимым условием для ведения любых переговоров о прекращении огня. В противном случае достижение каких-либо соглашений вообще не представляется возможным. Не случайно одним из первых шагов российских властей по разрешению осетино-ингушского конфликта было создание властных структур в Ингушетии с тем, чтобы иметь лидера, с которым можно было бы вести диалог.
     Достижение  определенного равновесия в ходе конфликта, когда стороны либо, хотя бы временно, исчерпали свои военные  возможности, либо уже добились многих своих целей, казалось бы, представляется наиболее благоприятной стадией для начала действенных миротворческих усилий. Действительно, конфликт, вроде бы выдохся сам собой и все, что требуется обеим сторонам - это зафиксировать на бумаге сложившуюся де-факто линию контроля и прекращения огня. Между тем юридическое закрепление прекращения огня после достижения стадии равновесия сопряжено с большими трудностями. В сущности, достижение естественного равновесия происходит после того, как одна из сторон фактически потерпела поражение. Это не позволяет ей соглашаться со свергшимися фактами, а побуждает избегать каких-либо обязывающих соглашений с целью выиграть время  до созревания подходящих для реванша условий.
     Как показывает опыт, появление на сцене  влиятельного посредника, способного повысить интерес сторон к достижению соглашения, могло бы предотвратить переход конфликта из фазы достижения одной из сторон минимальных  целей безопасности в стадию динамичного равновесия.  Именно в этот период появляются шансы на быстрый успех внешнего миротворчества. Формированиям этнического меньшинства к этому моменту уже удалось предотвратить худшее, но исход дальнейших боевых действий против превосходящего по потенциалу противника все еще остается в его глазах неопределенным и рискованным. Другая сторона после понесенного первого поражения уже не может надеяться на легкую победу и быстрое окончание войны на выгодных для себя условиях, но она еще и не настолько унижена, чтобы противиться реальному урегулированию. Важным моментом является признание этнического меньшинства стороной в конфликте - как посредником, так и центральными властями. Продолжительное же непризнание этнического меньшинства в качестве стороны в конфликте, особенно если оно проявляет готовность к диалогу, подрывает шансы на достижение мира.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.