На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Предупреждение преступности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 01.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

        Введение........................................................................................................................3             
     1 Понятие, цели и задачи предупреждения преступности..........................................5
         1.2 Объекты и субъекты системы предупреждения преступности........................5
            2 Виды предупреждения преступности........................................................................6
                  2.1 Общее предупреждение преступности.............................................................8
                  2.2 Специально предупреждение преступности....................................................8
     3 Меры предупреждения преступности: их виды и классификация..........................9
        Заключение..................................................................................................................15
        Список использованных источников........................................................................16
 

     Введение 

     Социальная  ценность предупреждения преступности определяется рядом существенных обстоятельств. Оно представляет собой наиболее действенный путь борьбы с преступностью, прежде всего потому, что обеспечивает выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) ее корней и истоков. В значительной мере это упреждение самой возможности совершения преступлений. В процессе предупреждения криминогенные факторы могут подвергаться направленному и ненаправленному воздействию тогда, когда они еще не набрали силы, находятся в зародышевом состоянии и поэтому легче поддаются устранению. Наряду с этим, арсенал средств предупреждения преступности позволяет прерывать замышляемую или уже начатую преступную деятельность, не допускать наступления вредных последствий посягательств на общественные отношения. Предупреждение преступности дает возможность решать задачи борьбы с нею наиболее гуманными способами с наименьшими издержками для общества, в частности, без включения на полную силу сложного механизма уголовной юстиции и без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание.
     В процессе своего исторического развития человечество использовало два основных способа противодействия преступным посягательствам на права и законные интересы личности, общества и государства: наказание за совершенные преступления и предупреждение преступлений. Но, несмотря на неоспоримое значение справедливого своевременного и неотвратимого наказания преступника, для сдерживания преступности и обеспечения общественного спокойствия, по мере развития человеческой цивилизации все более укреплялось сознание того, что именно предупреждение преступности (преступлений) - наиболее перспективный способ борьбы с этими явлениями.
     Три основных момента убеждают в приоритетности предупреждения преступности. Во-первых, - упреждающий характер: не дать совершиться злу всегда лучше для возможных жертв посягательства (как и для общественного спокойствия и безопасности в целом), чем карать за уже содеянное. Во-вторых, эффективность: противодействуя совершению конкретных преступлений и их определенных групп (видов), государство и общество воздействует на самую почву, на которой они возникают, следовательно, не дают и в дальнейшем возникнуть сходным преступлениям. В-третьих, огромная экономия ресурсов общества за счет уменьшения его непроизводительных «издержек».
     Эффективность борьбы с преступностью во многом определяется четкой нормативной базой, которая включает в себя нормы  различных отраслей права (конституционного,. административного, уголовного, гражданского и других). Значение уголовного права для правового регулирования предупреждения преступности определяется, прежде всего, тем, что его нормами очерчен круг деяний, запрещенных под угрозой уголовной ответственности, под угрозой наказания.
     Функции отраслей права уголовно-правового комплекса осуществляются на единой основе - политике государства и общества в сфере борьбы с преступностью. Каждая отрасль уголовно-правового комплекса выполняет свои функции в специфических формах, которые обусловлены особенностями общественных отношений, возникающих в сфере борьбы с преступностью. Однако, ведущим здесь является уголовное право, оно становится базовым для предопределения значимости и формирования профилактических функций уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства.
     Важную  роль в выработке рекомендаций по совершенствованию российского  законодательства и практического  его применения призвана сыграть  наука уголовного права. В связи  с этим большое значение приобретают исследования, посвященные социальной обусловленности норм уголовного права, и прежде всего их обусловленности криминологическими явлениями.
     Предупреждение  преступности является важнейшей составляющей частью борьбы с преступностью. Поэтому  обобщение практики предупреждения преступности, ее изучение и теоретическое обоснование идей, взглядов, концепций делает ее самостоятельным элементом не только предмета теории предупреждения преступности, но и предмета криминологии.
 

     1 Понятие, цели и задачи предупреждения преступности
     1.2 Объекты и субъекты системы  предупреждения преступности 

     Предупреждение  преступности – это стройная многоуровневая система мер государственного и  общественного характера, направленных на устранение причин и условий преступности либо их нейтрализацию (ослабление, ограничение) и тем самым способствующих сокращению преступности.
     Предупреждение  преступлений предполагает:
      осуществление глубоко продуманных и взаимно связанных мероприятий; взаимодействие государственных и общественных мер;
      проведение мер экономического, воспитательного и культурного характера в сочетании в необходимых случаях с мерами принуждения, играющими вспомогательную роль;
      ликвидацию причин и условий, способствующих совершению правонарушений или преступлений;
      своевременное реагирование общественности на те или иные проступки людей, их аморальное поведение с целью не допустить более глубоких конфликтов с обществом, ведущих к нарушениям закона и правопорядка.
     Главная цель предупреждения преступности — удержание преступности ее на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих ее причин.
     Меры  предупреждения преступности могут  быть направлены на население в целом, группы риска и тех, кто уже  совершал правонарушения.
     В теории криминологии все виды превентивной деятельности делятся на два направления – уголовную репрессию и собственно превенцию.
     Первое  направление подразумевает предупреждение преступлений, осуществляемое в рамках уголовного правосудия и связанное, в основном, с назначением наказания за совершенное преступление. В этом же направлении изучаются вопросы криминализации и декриминализации, а также предупредительной эффективности средств, используемых в рамках уголовного правосудия.
     Второе  направление объединяет все меры, находящиеся вне рамок уголовной юстиции и направленные на устранение любой возможности совершения преступления. Как правило, они находятся под юрисдикцией административного, гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, не входящих в криминалистический цикл. Отдавая должное необходимости совершенствования системы уголовно-правового контроля за противоправным поведением, большинство ученых признают преимущества и эффективность именно превентивного, собственно криминологического воздействия на преступность.
     Система предупреждения преступности включает меры призванные предотвратить будущие преступления, сохранить тенденции снижения преступности и позитивного изменения ее характера и структуры, а также искоренить причины преступности.
     Предупреждение  преступности направлено на решение следующих задач:
         • обеспечение социально-экономической политики государства, оказывающей воздействие на минимизацию причин преступности;
         • предупреждение отдельных видов преступности посредством нейтрализации обусловливающих их специфических причин и условий;
         • предупреждение совершения преступлений отдельными лицами[1]. 
     

     1.2 Объекты и субъекты системы предупреждения преступности 

     Предупреждение  преступности может быть как отдельным  направлением деятельности государственного или общественного органа или конкретного лица, так и выступать побочным результатом его действий. В соответствии с этим можно выделить специализированные и неспециализированные субъекты предупреждения преступности[8].
     В деятельности специализированных субъектов  предупреждение преступности является основным или одним из основных направлений.
       К числу таких субъектов традиционно относятся  правоохранительные органысудпрокуратурамилицияслужбы госбезопасноститаможни и т. д. В России функции предупреждения преступности также выполняют Совет Безопасности РФ и Межведомственная комиссия по социальной профилактике правонарушений[9].
     К числу специализированных субъектов  также относятся контролирующие органы: налоговые, антимонопольные, осуществляющие санитарно-эпидемиологический, природоохранный, финансовый и иные виды надзора и контроля.
     К числу негосударственных субъектов, осуществляющих предупреждение преступности в рамках своей основной деятельности, в литературе относятся общественные организации и лица, содействующие  правоохранительным органам в осуществлении  охраны правопорядка (добровольные народные дружиныобщественные пункты охраны порядка, внештатные сотрудники и общественные помощники правоохранительных органов), частные охранные предприятия и службы безопасности, специализированные средства массовой информации.
     Круг  неспециализированных субъектов чётко  не определён. Практически все организации  и граждане участвуют в процессе предупреждения преступности, создавая рабочие места, благоустраивая подведомственные им территории, организуя досуговую деятельность несовершеннолетних и т.д.
     Масштаб и сфера превентивных мер, таким  образом, неизбежно требуют четкого  понятия объекта деятельности по предупреждению преступности, определяемого в научной литературе с различной степенью научной точности. Так, некоторые ученые под объектами системы профилактики преступлений определяют: преступность в целом, детерминанты преступности, личность правонарушителя и условия ее формирования, нуждающиеся в коррекции. Делается также посылка на то, что объектами ранней профилактики являются такие виды поведения, как аморальное и противоправное, в то время как преступное поведение относится к сфере специально-криминологической профилактики.
     Другие  к объектам предупреждения преступности относят три категории явлений. К первой категории относятся  экономические, социальные, политические, психологические и иные факторы, которые обуславливают состояние  и динамику преступности. Ко второй категории относится деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия. При этом характер деятельности может быть самым различным – профессиональным, административно-управленческим, технологическим и т.п. Наконец, третья категория в качестве объекта профилактической деятельности предполагает личность преступника, понимаемую как социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств.
     Наиболее  полное определение объекта предупреждения преступности дано, на мой взгляд, под данным термином “…отдельные или совокупность различных (по происхождению, сферам, формам и интенсивности проявлений) негативных явлений и процессов реальной действительности материального или духовного характера, которые приводят к возникновению причин и условий, способствующих совершению преступлений”. При этом выделяются такие характерные качества объекта предупредительной деятельности, как его криминогенность, динамичность, потенциальность возрастания, латентность[2].

     2 Виды предупреждения преступности

     2.1 Общее предупреждение преступности

 
     Система мер предупреждения преступности, как  и понятийный аппарат, является не менее  разнообразной, хотя по своей природе  все многообразие мер воздействия  можно свести к двум методам – стимулирования и ограничения. В зависимости от оснований и целей исследования, меры предупреждения могут быть классифицированы следующим (но не исчерпывающим) образом:
     по  уровню: общесоциальные, специально-криминологические, индивидуальные;
     по  масштабу: общегосударственные, региональные (на отдельном объекте), в отношении группы лиц:
     по  содержанию: политические, экономические, социальные, культурно-воспитательные, организационно-управленческие, технические, правовые и т.д.;
     по  механизму воздействия: меры стимулирования, меры наказания, меры восстановления и меры защиты (безопасности);
     по  субъекту воздействия: меры, осуществляемые органами всех отраслей власти; меры, реализуемые отдельными органами, организациями, учреждениями; меры, осуществляемые отдельными гражданами;
     по  объекту: меры предупреждения корыстной, насильственной, экономической, профессиональной, организованной преступности, преступности несовершеннолетних, женщин и т.д.;
     по  отрасли законодательства, регламентирующего  меры предупреждения: конституционно-, административно-, гражданско-, уголовно-правовые, а также гражданско-, административно-, уголовно-процессуальные[3].
     Корни преступности всегда кроются в негативных общественных явлениях, социальных, политических, экономических и духовных проблемах, присущих конкретному обществу. Поэтому наиболее эффективными в плане уменьшения числа совершаемых преступлений в долгосрочной перспективе являются меры, направленные на укрепление экономики, обеспечение населения рабочими местами, социальные программы повышения жизненного уровня, формирования в обществе позитивного нравственного климата, подавление таких связанных с преступностью явлений, как пьянство и наркомания, бродяжничество, бедность, нелегальная миграция, межнациональные и прочие конфликты.
     Конечно, в отношении многих перечисленных  явлений (например, безработицы и  злоупотребление спиртным) не может  идти речи об их полной ликвидации. Однако целенаправленные меры, предпринятые государством и обществом могут  значительно сократить их негативное воздействие: так, хорошая организация и финансирование служб занятости позволяет не только уменьшить безработицу, но и улучшить жизненный уровень вынужденно безработных, удержать их от моральной деградации и обращения к незаконным средствам получения дохода; грамотная организация антиалкогольной пропаганды и обеспечение доступа молодёжи к не связанным с выпивкой формам досуга (спорт, творчество, политическая деятельность) может привести к значительному уменьшению потребления алкоголя наиболее подверженной его негативным эффектам группой — молодёжью и несовершеннолетними.
     К мерам общей профилактики относится  и создание прозрачной для общественного  контроля системы государственного управления, препятствующей возникновению  и действию коррупционных схем.
     В целом общая профилактика преступности направлена на обеспечение достойного существования человека в обществе, создание условий для достижения нормальных потребностей (в жилье, материальном достатке, работе, досуге и отдыхе) законными средствами.
     Разработку  и реализацию мер общего предупреждения ведут все органы государства  с привлечением специалистов разных областей: экономистов, социологов, политиков, управленцев, психологов и т. д. Криминологи также участвуют в этом процессе, предоставляя аналитические обзоры статистических данных, прогнозируя результативность предлагаемых мер с точки зрения их воздействия на преступность и осуществляя криминологическую экспертизу нормативных актов и социально-экономических программ[4].

     2.2 Специальное предупреждение преступности

 
     Специальное предупреждение осуществляется путём  воздействия на социальные группы, отдельных лиц и организации или сферы деятельности, в отношении которых есть основания полагать, что они обладают повышенной криминогенностью или виктимностью.
     Так, например, повышенная криминогенность отдельной личности может определяться предшествующими фактами совершения преступлений (в этом случае криминологическое предупреждение направлено на недопущение рецидива), административных и должностных правонарушений, аморальных поступков, поведением, которое явно не соответствуют выполняемой социальной роли, целевыми установками, достижение которых невозможно для данного человека с использованием законных средств. Схожими являются и криминогенные характеристики социальных групп: сюда может быть отнесена антиобщественная, протестная направленность группы, политический или социальный радикализм, входящие в противоречие с присущими обществу в целом нравственные установки и системы ценностей.
     Отдельные сферы деятельности и объекты  также могут быть более подвержены совершению преступлений, например, ввиду  их привлекательности для преступников (хранилища материальных ценностей), слабой правовой и технической защищённости, непрозрачности для государственного и общественного контроля, создающей условия для организации «теневой» деятельности. Необходимо учитывать и виктимологический аспект: в силу своих личных особенностей (например, склонности к злоупотреблению алкоголем), принадлежности к социальной (бомжи) или профессиональной группе (таксисты, охранники, инкассаторы) некоторые люди чаще становятся жертвами преступлений. В отношении таких сфер деятельности, объектов и лиц также должна вестись специальная профилактика, направленная на повышение их защищённости от совершения преступлений.
     А. И. Долгова выделяет следующие разновидности  мер специального предупреждения преступности:
    Раннее предупреждение преступности. Предупредительные меры могут носить упреждающий характер, разрабатываться и вводиться в действие на основании прогнозов, предсказывающих возможное повышение криминогенности отдельных социальных факторов. Так, например, если в государстве планируется ослабление миграционного режима или ожидается вступление в действие других обстоятельств, повышающих приток мигрантов, необходимы меры по созданию достаточного количества рабочих мест для мигрантов, обеспечению их социальной, экономической и бытовой интеграции в общество, предотвращению возможных конфликтов на национальной и расовой почве.
    Непосредственное предупреждение преступности направлено на нейтрализацию криминогенных факторов, уже действующих в обществе. Например, недостатки законодательства, регулирующего экономическую и финансовую деятельность могут приводить к формированию «серых» экономических схем, когда ещё не имеется прямых нарушений закона, но товарооборот и финансовые потоки исключаются из сферы контроля государства. Такие схемы легко перерастают в систему экономической преступной деятельности, порождают коррупцию и ведут к возникновению организованных преступных формирований. Поэтому важными являются меры, направленные на возвращение подобных категорий субъектов в правовое поле: совершенствование законодательства, упрощение правовых процедур, связанных с экономической деятельностью, налоговые и финансовые амнистии.
    Предупреждение самодетерминации преступности связано с пресечением деятельности организованных преступных формирований и отдельных преступников, направленной на вовлечение в преступность всё новых лиц и общественных групп. Самодетерминация преступности происходит на всех общественных уровнях, начиная с государства и общества в целом (путём лоббирования организованной преступностью законов, облегчающих преступную деятельность, коррумпирования высших должностных лиц государства, пропаганды ценностей, связанных с преступным образом жизни — «блатной романтики») и кончая межличностными связями. Соответственно, меры, направленные на противодействие самодетерминации преступности должны носить комплексный характер: от создания в обществе положительного морального и правового климата, атмосферы нетерпимости к преступности и её проявлениям и до предоставления возможности конкретным лицам, ранее совершавшим преступления, реализовать свой личностный потенциал законными средствами.[2]
     В числе главных принципов как  общего, так и специального предупреждения преступности всеми криминологами называется законность. Недопустимо применение предупредительных мер, носящих дискриминационный характер, необоснованно ограничивающих права и законные интересы граждан.
     Адресатом индивидуального предупреждения, которое может рассматриваться как один из видов специального предупреждения, является конкретный человек, личные характеристики которого объективно говорят о возможности совершения им в будущем преступного деяния.
     Объектом  индивидуального предупреждения может становиться как непосредственно человек, его негативные социальные качества, так и социальная микросреда, его окружающая (семья, быт, трудовой коллектив).
     Необходимость применения к лицу индивидуального  предупредительного воздействия определяется путём установления комплекса связанных с ним криминогенных факторов:
    Совершение в прошлом правонарушений и аморальных поступков.
    Деформированные ценностные ориентации, неполная социализация личности, низкий уровень правосознания.
    Наличие патологических психических нарушений, носящих криминогенный характер (некоторые психические аномалии, сексуальные девиации и т.д.).
    Формирование личности в социальном окружении, имеющем неблагополучный характер: в неполной семье, в условиях аморального и противоправного поведения родителей и близких родственников и т.д.
    Неблагоприятные условия жизни: плохие материальные и жилищные условия, негативный социально-бытовой климат и т.д.
     Поскольку индивидуальное предупредительное  воздействие осуществляется в отношении  лиц, ещё не совершивших преступление, и сопряжено с определённым вторжением в сферу частной жизни, при его осуществлении правоохранительные и иные органы не должны выходить за рамки допустимого воздействия. Применение правоограничивающих и принудительных мер возможно только в отношении определённых категорий лиц, указанных в законе (например, условно осуждённых или совершивших правонарушения).
     Ввиду этого основным методом, применяемым  при индивидуальном предупреждении преступлений, является метод убеждения. Этот метод направлен на формирование у лица позитивных представлений об обществе, коррекцию негативных социальных ориентаций путём использования педагогических и психологических приёмов воздействия.
     Основным  способом убеждения является беседа, представляющая собой свободный диалог с лицом. Беседа может проводиться с различными целями. Она может носить ознакомительный характер, когда необходимо установить контакт с лицом, получить «из первых рук» информацию о характеристиках его личности, социально-бытовых условиях. Последующие беседы могут носить предупредительный (информирование лица о возможных последствиях его поступков) или воспитательный характер. Помимо бесед, к числу способов убеждения относится вовлечение лица в социальные организации и группы, способные оказать на него позитивное воспитательное воздействие: спортивные секции, трудовые и творческие коллективы, общественные организации.
     Более сложен для применения, хотя и более  эффективен метод оказания помощи. Он связан с реализацией конкретных мер, направленных на личностное развитие и улучшение социально-бытового положения лица: направление его на работу или учёбу, улучшение бытовых условий, формирование благоприятной микросоциальной среды.
     Наконец, если убеждение и оказание помощи оказались неэффективными, может  применяться метод принуждения. Если убеждение и оказание помощи должно осуществляться в основном государственными социальными службами и общественными организациями, то применение мер принуждения — прерогатива правоохранительных органов. В числе основных мер принуждения, применяемых в рамках индивидуального предупреждения преступлений, называются:
      Меры административной ответственности, носящие как карательный (например, штраф), так и социально-оздоровительный характер (изоляция от общества путём административного ареста или административного задержания).
      Принудительное лечение алкоголизма и наркомании, направленное не только на улучшение состояния здоровья лица, но и на предотвращение совершения противоправных поступков в результате алкогольной или наркотической деградации личности.
      Пресечение нарушений ограничений, наложенных на лицо вследствие ведения им противоправной деятельности (например, в результате условного осуждения или условно-досрочного освобождения).
     Специальными  видами индивидуального предупреждения являются профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также выявление лиц, совершивших нераскрытые преступления, которые могут продолжать преступную деятельность (следственная и оперативно-розыскная деятельность)[7].
     Другие основания классификации мер предупреждения преступности
     Меры  предупреждения преступности могут  классифицироваться и по другим основаниям. Например, в зависимости от территориального и социального охвата выделяет:
      Общегосударственные меры.
      Региональные меры, осуществляемые в отдельном административно-территориальном образовании (область, район).
      Местные меры, ограничивающиеся пределами одного
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.