На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Маркетинговое исследование рынка Анапа

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание 
 
 
 

    Введение………………………………………………………………………...3

    1. Туристско-ресурсный  потенциал города  Анапы……………………….6

    1.1. Общие сведения о городе  Анапе………………………………………....6

    1.2. Маркетинговое исследование туризма на курорте Анапа………………8
    1.3. Маркетинговое исследование инвестиционной деятельности, средств размещения и транспортной инфраструктуры в Краснодарском крае и городе Анапе………………………………………………………………………..............13 

    2. Маркетинговое исследование  туристско-экскурсионных  услуг в городе  Анапа……………………………………………………………………….22
    2.2. Исследование достопримечательностей  и гостиницы Анапы………...22

    2.2. Обзор основных экскурсий в городе Анапа…………………………….26

    2.3. Исследование спроса на экскурсионные  услуги города Анапы среди  российских туристов ………………………………………………………………31 

    Заключение…………………………………………………………………...37 

    Список  использованной литературы……………………………………...39 

    Приложение 
 
 
 
 

    Введение 

    Туризм  в начале 21 века стал одним из ведущих  направлений социально-экономической  деятельности большинства государств, а туристическая индустрия - неотъемлемым элементом потребительских моделей и социального поведения значительной части населения. В то же время Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, по объемам доходов от туризма, занимает еще незначительное место на мировом рынке.
   За  последнее десятилетие туризм в  России претерпел серьезные изменения, превратившись из отрасли государственной  экономики в отрасль, практически  полностью контролируемую частным  капиталом. Это, несомненно, повысило активность данной отрасли и дало широкие возможности для развития выездного туризма. Одним из главных отрицательных последствий таких изменений, стало разрушение мощной когда-то всероссийской системы управления туротраслью, обеспечивающей целостное предоставление туруслуг, а также создание и поддержание туристской инфраструктуры.
   В настоящее время на останках данной системы функционируют региональные туркомплексы, прежние методы управления которыми не позволяют им адаптироваться и активно развиваться в условиях конкуренции со стороны малых турфирм и все возрастающих покупательских требований. Разобщенность в турсфере проявляется в ориентации на сиюминутные выгоды, а не стратегические перспективы. При этом качество обслуживания туристов остается низким, а имеющийся турпотенциал регионов, используется крайне слабо.
    Актуальность  маркетинговых исследований обусловлена  тем, что в процессе интенсивного развития туристской индустрии и постоянно повышающейся роли туризма в мировой экономике возникает необходимость обобщения различных по тематике научных разработок в области туризма, опыта и методов работы западных и российских предпринимателей в сфере туризма. Актуальность определена также стремительным развитием рынка туристских услуг, характерными чертами которого на сегодняшний день являются интернационализация, интеграция и регионализация в такой же мере, как и динамичные изменения туристского спроса и предложения. В этих условиях современного рынка туризма роль и место маркетинга непрерывно возрастают. Требуется глубокое изучение маркетинговых мероприятий и особенностей их использования российскими турпредприятиями.
    Теоретические и методологические основы изучения туристского бизнеса и практики его управления изложены в работах  таких авторов, как Азар В.И., Биржаков М.Б., Дерен И.И., Ефремова М.В., Зорин И.В., Кабушкин Н.И., Квартальное В.А. , Кузнецов Ю.В., Козырева В.М., Лукичева Л.И., Маринин М.М., Николаева С.С, Ричарде Г., Херцберг Е., Яковлева Г.А., и др.
    Маркетинговые аспекты в управлении туризмом рассмотрены  в трудах таких исследователей, как Бетисон Д., Боткина Л.В., Джоббер Д., Дурович А.П., Кириллова Н.Г., Котлер Ф., Сапрунова В.Б., Соболева Е.Н., Соболев И.А., Хоффман К., Шубаева В.Г., и др.
    Тем не менее, в работах указанных  авторов недостаточно полно изучены  вопросы комплексного маркетингового управления региональным турбизнесом на основе стратегических подходов.
    Теоретические основы маркетингового управления и  стратегического маркетинга изложены в работах Багиева Г.Л., Голубкова  Е.П., Данько Т.П., Диксона П., Котлера Ф., Ламбена Ж.-Ж., Фатхутдинова Р.А. и др. Но в данных работах отсутствует практическое применение данных основ с учетом специфики туристской деятельности.
    Формирование  системы маркетингового управления позволит интегрировать имеющиеся  ресурсы туристских предприятий региона с целью решения таких общих проблем, как исследование туристских рынков, продвижение турпродуктов региона, формирование туристского имиджа отдельных предприятий и региона в целом, формирование цепи предоставления услуг с ориентацией на конечного потребителя.
    Целью курсовой работы является маркетинговое исследование туристско-экскурсионных услуг в городе Анапе.
    В соответствии с поставленной целью  были решены следующие задачи:

    - рассмотреть туристско-ресурсный потенциал города Анапы;

    - провести маркетинговое исследование туристско-экскурсионных услуг в городе Анапа.

    Объектом  исследования выступает город-курорт федерального значения Анапа Краснодарского края как туристский регион с устойчивой специализацией.
    Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления формированием и развитием регионального туристского комплекса.
    Гипотеза: туристско-экскурсионные услуги будут  успешно развиваться, если проводить  маркетинговые исследования на данном направлении, т.е. анализировать спрос, предложение, сегментацию рынка.
    Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
    Обоснованность  основных результатов исследования обеспечивается использованием современного инструментария - системного анализа, предполагающего изучение сложных многокомпонентных систем, объектов. В рамках системного анализа в работе применяются совокупность методов и приемов экономического исследования: графический, динамический, группировок, логический, экономико-статистический.

    1. Туристско-ресурсный потенциал города Анапы

    1.1. Общие сведения о городе  Анапе

    Город-курорт Анапа расположен на стыке Большого Кавказа и равнинной Кубано-Приазовской низменности Таманского полуострова, на берегу Черного моря, в юго-западной части Краснодарского края. Территория города составляет 98186 га, численность населения около 132,7 тыс. человек. Приморская полоса курорта тянется вдоль берега моря более чем на 80 км, половину из которых занимают галечные пляжи Малой бухты, Высокого берега, экзотические и живописные территории Государственного дендрологического и морского заказника — Большой Утриш и Малый Утриш, долины Сукко с реликтовыми можжевеловыми рощами. А совсем недалеко от морского порта берет начало протяженностью в 40 км песчаный пляж Анапы и проходит мимо курортных поселков Бимлюка, Джемете, Витязево, станицы Благовещенской. Ширина его постепенно увеличивается от 50 до 500 м, а высота песочных мигрирующих дюн достигает 15 м. Курорт известен удивительным разнообразием ландшафтов: от Кавказских предгорий, покрытых смешанным лесом, до равнинного плато, на котором расположена древняя Анапа, и низменных равнин Тамани, перемежающихся с морскими лиманами. Все это природное разнообразие объединяет Черное море, воды которого здесь самые экологически чистые на Черноморском бассейне. А длина песчаных и галечных пляжей составляет более 50 км, пологое дно которых способствует быстрому прогреванию воды солнцем, и уже в мае морская вода становится пригодной для купания. Анапские пляжи по технологическим показателям являются наиболее благоприятными для детского отдыха и купания. Разнообразие природных лечебных ресурсов создает уникальные условия для круглогодичного функционирования курорта. Анапа — это кристально чистый воздух, целебные родники минеральных вод, лиманные и сопочные грязи, превосходные виноградные вина. На 59 сессии Генеральной ассамблеи Всемирной федерации водолечения и климатолечения городу Анапа присвоено звание «Лучший курортный регион 2006 года».
    Климат средиземноморского типа, умеренно влажный и теплый, с обилием солнца, особенно летом и осенью и относительно редкими пасмурными днями (обычно зимой). Среди известных курортов Черноморского побережья Анапа занимает одно из первых мест по числу солнечных дней. Этот курорт освещен солнцем почти 280 дней в году и климат сочетает в себе три уникальных типа: степной, морской и горный. Благодаря этому купальный сезон обычно продолжается с конца мая по октябрь. Температура воздуха летом как правило не превышает 30–35° С днем и не падает ниже 20–24° С ночью. Температура воды держится на уровне 20–24° С. В летнюю пору море ослабляет жару, тем самым оно выравнивает экстремальные температуры воздуха. Близость моря сказывается также на суточном ходе осадков — они выпадают в основном ночью, что позволяет днём продолжать отдыхать на пляже.
    Богатейшая природная лечебная среда Анапы уникальна даже в самом Азово-Черноморском курортном регионе: солнечный мир, блеск и ласка голубого моря, золотистые пески с эоловыми дюнами, галечные пляжи в долинах кавказских предгорий, кристально чистый воздух, целебные родники минеральных вод, лиманные и сопочные грязи, лекарства из моря, лечебные сорта столового винограда принесли заслуженную славу курорту. Ведущими лечебными факторами Анапы являются: благоприятный климат — сочетание горного и степного воздуха, минеральные источники и грязи. Отсюда подразделение курорта как климатического, грязевого, водного и бальнеологического. На курорте Анапа большое количество солнечных дней в году — 285 из 365, относительно низкая влажность воздуха — 60%, которая, например, позволяет лучше всего лечить болезни дыхательных путей и кожные болезни. Основными лечебными факторами являются минеральные хлоридные натриевые гидрокарбонатные и йодобромные воды (минеральная вода Семигорского источника используется в лечебных целях с древнейших времен), лечебные сопочные и сульфидные иловые грязи из Чембурского озера и Витязевского лимана, эффективность которых значительно выше, чем эффективность грязей на Мертвом море. Минеральные лечебные воды и иловые грязи успешно применяются в наше время для бальнеопроцедур, а также в разнообразных SPA-программах.
    В здравницах курорта лечатся пациенты с хроническими болезнями ЛОР-органов и органов дыхания нетуберкулезного характера, сердечно-сосудистой и нервной систем, хроническими незаразными заболеваниями кожи, болезнями органов пищеварения, органов опорнодвигательного аппарата, гинекологическими и урологическими заболеваниями, пациенты с болезнями цивилизации (симптомы, связанные со сверхнагрузками и воздействием стресса). На курорте развиты реабилитационные центры: психотерапии, аллергологии, пульмонологии, сахарного диабета, снижения избыточного веса, урологии, неврологии, эндоэкологической очистки организма от радионуклидов, солей тяжелых металлов, вредных шлаков. 

    1.2. Маркетинговое исследование туризма на курорте Анапа
    В организации туризма на курорте  Анапа принимают участие администрация и все действующие субъекты туризма. Основная функция в организации туризма принадлежит администрации города-курорта в лице заместителя мэра по курортам и туризму, Управлению по курортам и туризму как основному исполнительному органу администрации, курирующему сферу туризма.
    В таблице 1 приведены сравнительные данные по размещению туристов в здравницах Анапы.
    Таблица 1.
    Сравнительные данные по размещению туристов в здравницах курорта Анапа с 2005 по 2009 гг
Тип здравниц Количество  койко-мест
2005 2006 2007 2008 2009
Санатории, профилактории 3520 3483 3378 3864 6868
Пансионаты 7583 7083 7590 10005 10169
Дома  отдыха 1506 1506 1506 1450 1139
Турбазы 4192 3690 4070 3750 2380
Спортивно- и детско-оздоровительные лагеря 11825 10630 9835 9830 10133
Базы  отдыха 13628 12290 10612 8670 6849
Кемпинги 980 980 980 980 575
Гостиницы 1090 1090 1090 1090 1686
Всего 44324 40752 39061 39500 38935
    В курортно-туристской отрасли занято около 13 тыс. человек. Официальная статистика санаторно-курортной сферы учитывает  только сотрудников, непосредственно  занятых в обслуживании туристов, туристов в здравницах: 11200 человек, что составляет 23,6% трудоспособного населения курорта.
    Основные  ресурсы города-курорта Анапа для устойчивого развития туризма определяются наличием уникальных природно-климатических условий, благоприятных для туризма, отдыха, лечения, реабилитации и оздоровления. К основным ресурсам относятся рекреационные, туристические ресурсы, наличие курортно-туристского комплекса (183 здравницы), профессиональные людские ресурсы, способные использовать имеющийся потенциал для приема и обслуживания гостей.
    Проведенный статистический анализ, а также аналитическая  обработка всех документов администрации  г. Анапа за последние 3 года и полученные фактические данные о состоянии туризма в сезоне 2009 г. позволяют сделать вывод о том, что туризм на курорте Анапа развивается стабильно и устойчиво. Из года в год увеличивается показатель прибытий (количество приезжающих на курорт туристов). Динамика их роста представлена в графике (Рисунок 1).
      

    Рисунок 1. График загрузки туристами курорта Анапа за период 2004 – 2009 г. В здравницах и частных секторах, тыс. человек
    Проведенный опрос показал, что мотивация (цели) туристов, прибывших в г. Анапа, зависит от сезона. Результаты опроса приведены в Таблице 2.
    Таблица 2.
    Основные  цели прибытия туристов
Цель  прибытия (причина) Сезонный период, % Внесезонный период, %
Лечение 24,4 48,8
Оздоровление 25,2 42,4
Отпуск (каникулы) 49,5 8,1
Деловые цели 0,3 0,2
Прочие  причины 0,6 0,5
Всего 100,0 100,0
    Из  таблицы 2 видно, что в сезонный период основная масса туристов прибывает для оздоровления и лечения, которое приурочено к отпуску или каникулам. Во внесезонный период курорт посещают, главным образом, старики и люди преклонного возраста молодые люди и дети в здравницах Анапы вне сезона - это редкое явление, за исключением тех случаев, когда имеется специфическое заболевание или необходимость в реабилитации. В этот период преобладают «социальные» или дотированные туристы.
    В летний курортный сезон в здравницах и частном секторе размещаются преимущественно дети, люди молодого и среднего возраста. Как правило, путевки они приобретают за полную цену (кроме отраслевых работников, имеющих свои здравницы), и их основная масса размещается в частном секторе. Все туристы, кроме части тех, кто занят серьезным лечением, - это пляжные туристы, проводящие свой отпуск с целью оздоровления и приятного времяпрепровождения. Неорганизованные туристы - это главные потребители услуг общественного питания.
    Молодые люди и дети пытливы и подвижны, они чаще посещают концерты, фестивали, выставки, участвуют в экскурсиях и массово-фестивальных представлениях. Это категория туристов ориентирована на активные, познавательные виды туризма, является основным потребителем продуктов и товаров местного производства, сувениров, водных видов туризма и обеспечивает местному населению основную массу летнего дохода и тем самым пополняет бюджет курорта.
    Полнота рыночных отношений характерна для  частного сектора, который в тенденциях увеличения потока туристов опережает  общественный сектор.
    Наибольшее  количество туристов прибывает из Москвы - 21,1 %, Санкт-Петербурга - 7,5%, Краснодара - 4,2%, Тюмени - 3,3%, Екатеринбурга - 3,8% .
    В Анапе подведены итоги курортно-оздоровительного сезона 2009 года. Как сообщает администрация города-курорта, в этом году здесь отдохнуло 1150 тысяч человек, что на 20% больше аналогичного показателя 2008 года. Гостей принимали 150 учреждений санаторно-курортного комплекса и около 5 тысяч квартиросдатчиков, которых летом 2009 года было зарегистрировано на 12% больше, чем в 2008 году. Общее количество мест, предоставленных для отдыха курортникам, составило 55 тысяч.
    На  курорте Анапа большая часть отдыхающих узнала от турфирм (35,2%), что свидетельствует о хорошо налаженных связях здравниц с турбизнесом, и от друзей (26,7%) - Анапу в основном рекламируют сами отдыхающие (33,5%), получившие за это в специальной литературе прозвище «маркетологи по совместительству», и СМИ (журналы и газеты - 24,3%, Интернет - 17,9%) Это говорит о том, что администрация Анапы прикладывает много усилий для формирования положительного имиджа прогрессивно развивающегося курорта.
    Расчет  на спрос платежеспособного потребителя  помог администрации и жителям  Анапы благоустроить город, улучшить его санитарное и экологическое состояние, разнообразить сферу досуга. Напротив, такие традиционные достоинства Анапы как роскошные песчаные пляжи, уникальный климат, исторические памятники, местные вина нивелируются скоплением людей, антисанитарией и высокими ценами.
    Единый проект развития курорта Анапа курируется южноафриканской компанией «Виктория и Альфред Уотерфрант» и британской «Дейли Тест Энтерпрайсиз Лимитед». Объем предполагаемых инвестиций составит более 100 млн. долларов США. На федеральном уровне курируется развитие горнолыжного курорта «Красная Поляна» на 20 тыс. мест с 57 горнолыжными трассами.
    Основными инвесторами курорта выступили «Газпром», «Юмако» и РАО «ЕЭС России». Предполагается, что суммарные инвестиции участников проекта горнолыжного курорта должны составить 1,5 млрд. долларов США за 15 лет.
    Гостиничный сектор будет одним из самых быстро развивающихся секторов коммерческой недвижимости в Южном федеральном округе.
    Помимо курортов Краснодарского края, внимание инвесторов привлекают курорты Кавказских Минеральных Вод, но активное освоение этой территории еще не началось.
    Анапа на российском рынке бизнес - туризма очень молодой и неизвестный сегмент, где есть весь спектр необходимых услуг, высокий уровень сервиса, профессионализм персонала, новейшее оборудование, специально разработанные программы, индивидуальные и корпоративные туры.
    В рамках выставки-ярмарки «Анапа – самое яркое солнце России» прошла пресс-конференция, посвященная как самой ярмарке, так и планам администрации города по дальнейшему развитию курортов Анапы и Кубани в условиях текущего финансового кризиса.
    Туристический бизнес Анапы хорошо диверсифицирован. Анапа стала центром летнего семейного отдыха, а уникальный климат, природа позволяют значительно расширить перечень услуг для клиента. Спрос на путевки в Анапу будет сохраняться на довольно высоком уровне. Потребуется дополнительное строительство коммерческих объектов недвижимости, поэтому в ближайшее время проблем с наличием рабочих мест в Анапе не предвидится. Более того, ожидается, что численность туристов, посетивших курорты Анапы, в 2010 году превысит показатель года предшествующего.
    Высокая активность участников выставки в Анапе, её гостей — это сигнал, что интерес к курорту сохраняется. На ярмарке успешно заключаются выгодные контракты, отмечается высокая деловая активность бизнеса.
    Финансовый  кризис практически не затронет Анапу. В условиях роста валюты отечественные  курорты становятся значительно  более привлекательными. Более того ожидается даже рост малого бизнеса  на территории курорта. 

    1.3. Маркетинговое исследование инвестиционной деятельности, средств размещения и транспортной инфраструктуры в Краснодарском крае и городе Анапе
    Ввод большинства крупных туристических объектов намечен на 2010, 2011 годы.
    В таблице 3 перечислены проекты, находящиеся на активной стадии реализации.
    Таблица 3.
    Стратегические  инвестиционные проекты Краснодарского края в г. Анапа.
Наименование  инвестиционного проекта Общая стоимость  проекта, млн. руб. Год окончания  реализации проекта
Пансионат отдыха, п. Кабардинка, ООО «Кедровая роща» 676,0 2010
Пансионат с организацией общекурортной набережной Тонкий мыс в г.Анапе, ООО «3 Прогресс» 755,0 2009
Гостиничный комплекс на 150 мест в ст. Прасковеевка города-курорта Анапа, ООО «Дионис» 211,0 2009
    Девелоперы из Санкт-Петербурга планируют реализовать в Анапе проект строительства Сити-центра, с участием иностранных инвесторов. Они готовы полностью заменить всю коммунальную инфраструктуру и инженерные сети в центральной части города.
    Московская  компания "Стивилон" в этом году намерена начать возведение гостиничного комплекса стоимостью 100 млн. евро. В настоящее время осуществляется выбор подрядных организаций строительства.
    Подписано соглашение о строительстве культурно-развлекательного центра стоимостью 3 млн. евро со швейцарской компанией “M and A”.
    Среди перспективных проектов можно назвать  соглашения со "Словенской экспертной корпорацией" о создании яхт-клуба  стоимостью $200 млн. и с компанией  ООО "Черноморский гольф" о строительстве  гольф-клуба общим объемом инвестиций 57,5 млн. евро.
    Начнет  реализацию в 2009 году проект по комплексному развитию прибрежной курортной зоны, который разработала компания из ЮАР ''Виктория энд Альфред Уотерфрант ЛТД''. В рамках только этого проекта должны появиться поля для гольфа, конноспортивный центр, кемпинги, отели, центры активного приключенческого и экологического туризма, spa-центр.
    Все перечисленные новые объекты  позволят расширить рамки курортного сезона или даже перевести курортную деятельность на круглогодичную работу.
    Рынок услуг минигостиниц Анапы чрезвычайно  динамичен. Как видно из таблицы 4, составленной по данным проведенного в 2008 году исследования туриндустрии Краснодарского края (Исследование проведено Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю), 44% (самый большой показатель по краю) домохозяйств курорта Анапы занимается приемом отдыхающих. Причем удельная численность размещаемых туристов превышает среднекраевой показатель почти вдвое (82 против 45). Объяснить это можно тем, что средства размещения Анапы, представляющие собой благоустроенные "минигостиницы", которые готовы принимать туристов круглогодично, составляют незначительную часть объектов размещения, много меньшую часть, чем, например, в Сочи. В свою очередь по оценкам экспертов в 2009 году в Анапе действовали уже 500 минигостиниц общей емкостью до 20 тыс. мест.
    Таблица 4.
    Основные  показатели частного сектора некоторых  городов Краснодарского края как  субъекта туристской деятельности в 2008 году.
  Общее число  домохозяйств в прибрежной зоне, единиц Доля домохозяйств, сдающих жилье туристам, % Численность размещенных  туристов в расчете на 1 домохозяйство, чел Общая численность туристов, тыс. чел.
Краснодарский край – всего 342348 27,8 45 47582
г.Сочи 118630 30 44 1566
г.Анапа 24990 44 82 902
г.Геленджик 21211 45 80 764
г.Ейск 29393 23 15 101
    В этом смысле город Анапа больше похож на Геленджик, где внушительный по своему абсолютному значению туристский поток не находит должного удовлетворения в услугах коллективных средств размещения и минигостиниц и вынужден “прятаться” в частном секторе. О неготовности туристско-рекреационного мезорайона Анапы принимать имеющийся на 2009 год объем отдыхающих свидетельствует и то, что туристы, выбравшие в качестве места проведения следующего отпуска другой курорт, назвали основную причину этого – высокие цены (при этом процент туристов с такой мотивацией был в Анапе большим, чем в Ейске, Геленджике и Сочи (рисунок 2)).

    Рисунок 2. Мотивация неудовлетворенных туристов некоторых городов-курортов Краснодарского края.
    Как известно равновесная рыночная цена формируется соотношением предложения  и платежеспособного спроса. При  этом качество предоставляемых услуг  может не соответствовать ожиданиям потребителей, а может и соответствовать. Тот факт, что неудовлетворенность сервисом у туристов Анапы ниже аналогичных показателей других курортов Кубани и значительно ниже неудовлетворенности ценой, свидетельствует о том, что в целом предприятия туротрасли Анапы работают на приемлемом для большинства отдыхающих уровне, однако обоснованно пользуются превышением спроса над предложением и повышают стоимость оказания услуг в моменты пиковой туристской нагрузки.
    В связи с этим можно выделить две  основные, насущные, проблемы курорта:
    1) нехватка профессиональных продавцов  на рынке услуг по размещению (из 1400 тыс. посетителей Анапы в 2009 году только 300 тыс. были приняты коллективными средствами размещения);
    2) крайне неравномерно распределенный  в течение года туристский поток.
    Бум ввода в действие туристских гостиниц в некоторых городах Кубани пришелся на 2008 год (таблица 5), в то время как в Анапе, по оценкам экспертов, он наступит не раньше 2011. Происходит это потому, что между моментом принятия решения о первоначальном инвестировании и вводом в эксплуатацию существует временной лаг примерно в 1,5 - 2 года для минигостиниц и 3 года для коллективных средств размещения. Ранее Анапа был менее привлекателен для туристов, приезжающих из-за пределов Краснодарского края, по сравнению с другими дестинациями, поэтому и инвестиции пришли позже.
    Таблица 5.
      Число гостиниц и аналогичных  средств размещения по отдельным  городам и районам края.
  2006 2007 2008 2009
 
Всего по краю Анапа
Геленджик
Краснодар
Новороссийск
Сочи
160 4
3
18
3
25
144 6
2
13
2
26
159 6
3
19
6
23
381 29
5
29
13
176
    Многие  инвесторы связывают ввод аэропорта  Анапы в эксплуатацию, намеченный на весну 2010 года, с ростом стоимости  услуг санаториев, гостиниц и аналогичных средств размещения. Сейчас темпы роста цен на их услуги составляют примерно 15-20% годовых. При этом явной корреляционной зависимости между стоимостью услуг по размещению (если ее вообще можно выявить для цен, меняющихся в зависимости от сезона в 2 раза) и ожиданием ввода в эксплуатацию Анапского аэропорта нет. Скорее рост цен объясняется ежегодным ростом потока отдыхающих (все-таки количество туристов увеличилось с 500 тыс. человек в 2000 году до 1400 тыс. в 2009).
    Учитывая  закономерный рост прибытий туристов в Анапу после начала работы аэропорта, можно ожидать некоторое ускорение темпов роста цен на гостиничные услуги, но в целом такой рост будет не на много превышающим уже имеющиеся на данный момент темпы. В пользу данного утверждения свидетельствует то, что существующие тенденции роста привлекательности Анапы как туристской дестинации для жителей других регионов РФ сложились достаточно давно (5-7 лет назад), когда не было даже проекта реконструкции аэропорта.
    Однако  совсем отрицать важность появления  новых аэроворот нельзя. Администрация города связывает с появлением аэропорта следующие ожидания:
    а) появление воздушных ворот позволит разгрузить автотрассы и улицы города от иногороднего транспорта;
    б) к 2010 году ожидается увеличение общего количества отдыхающих, пребывающих на курорт Геленджик, до 2,5 млн. человек, из которых до 500 тыс. будут прибывать посредством авиатранспорта (сейчас примерно 250 тыс. отдыхающих прибывают ежегодно в Анапу с использованием авиатранспорта через аэропорты Геленджика и Краснодара (см. рис. 3)).
    в) реконструкция аэропорта и связанные с этим факторы увеличат по прогнозам налоговые поступления в местный бюджет на 135 млн.рублей в год (30% бюджета). Местный бюджет получит от курортного бизнеса дополнительно около 50 млн. рублей;
    г) аэропорт создаст около тысячи новых рабочих мест;
    д) появятся новые мощности в части коммунальной инфраструктуры для перспективного строительства объектов курортного и жилищно-гражданского назначения;
    е) будут привлечены инвестиции на строительство туристско-рекреационных объектов премиум-класса, в том числе 4-, 5-звездочных отелей.

    Рисунок 3. Распределение туристов по способу прибытия на курорт.
    Пик заполняемости индивидуальных средств  размещения падает на июль и август (33% и 39% туристов соответственно). Намного меньше (17%) приходится на июнь, и совсем мало (10%) – на другие месяцы (в основном май, сентябрь и октябрь). Хотя в сентябре-октябре в районе Анапы настоящий "бархатный сезон" (средняя температура моря – 20-22о, воздуха – 22-25о), а весь период с наиболее комфортными для отдыха погодными условиями в Анапе длится с 7 - 10 мая по 20 - 25 октября. Что касается коллективных средств размещения, то распределение численности принятых отдыхающих по месяцам года должно примерно соответствовать данным таблицы 6 по распределению туристов в частном секторе, о чем косвенно свидетельствует коэффициент использования номерного фонда (таблица 7).
    Таблица 6.
    Распределение численности снимавших жилье туристов по месяцам в г. Анапа.
Распределение численности снимавших жилье туристов по месяцам, в % к итогу: 100
    июнь
17,3
    июль
33,2
    август
39,4
    другие месяцы
10,1
    Таблица 7.
    Основные  показатели коллективных средств размещения по отдельным городам Краснодарского в 2009 г.
  Число  
организаций
Номерной фонд,  номеров Число мест, коек Коэффициент использования номерного фонда
 
Всего по краю
1150 83979 206793 0,37
Анапа 145 15246 41972 0,39
Геленджик 100 11178 26462 0,36
Ейск 20 1448 3537 0,21
Сочи 362 32000 68366 0,44
    Следует отметить гибкую ценовую политику индивидуальных владельцев жилья: так, в сентябре стоимость проживания в частном секторе по сравнению с августом снижается примерно в 1,5-2 раза. В зимние месяцы даже минигостиницы снижают цены в 2-3 раза.
    Вызвана временная дифференциация посещения курорта сложившимся стереотипом у основной группы туристов Анапы проведения отпуска в последние летние месяцы. Отсюда: ожидания, связанные с перераспределением авиапассажирского потока из аэропортов Геленджика и Краснодара напрямую в Анапу, не изменят в целом картину среднегодовой заполняемости объектов размещения туристов. Главный вопрос, на который надо ответить в связи с реконструкцией “аэроворот” курорта: измениться ли качественно маркетинговый профиль приезжающих из-за пределов региона (а точнее прилетающих) туристов.
    Так, например, туристическая индустрия и инфраструктура Сочи зимой и в бархатный сезон активно поддерживается отдыхающими из Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых ресурсодобывающих регионов, прилетающих на несколько дней (буквально на выходные) с целью провести короткий очередной отпуск или уикэнд. Иногда один отдыхающий может сделать несколько таких коротких поездок в течение года.
    Ограничивающим  условием для такого туризма является наличие развитой транспортной инфраструктуры (особенно аэропорта с регулярными рейсами в города-поставщики туристов), развитой гостиничной инфраструктуры с предоставлением услуг самого высокого уровня и особо атрактивные рекреационные ресурсы, которые позволили бы привлечь отдыхающих верхнего сегмента по доходам.
    Если  посмотреть на структуру отдыхающих, разбитую по продолжительности пребывания на отдыхе (рис. 4), то окажется, что уже больше половины посетителей туристско-рекреационного мезорайона Анапы – отдыхающие с продолжительностью пребывания менее 7 дней. Средняя продолжительность отдыха в Анапе – 6 дней (при среднекраевом показателе - 11 дней). Такая статистическая картина вызвана большой долей самодеятельных туристов-постоянных жителей Краснодарского края, предпочитающих проведение нескольких непродолжительных поездок на море в течение лета. Основные отличия данной целевой аудитории от рекреантов, приезжающих из Москвы зимой в Сочи - использование автомобильного транспорта и отсутствие желания ехать на море зимой.

    Рисунок 4. Структура турпотока по продолжительности пребывания на отдыхе в отдельных городах Краснодарского края.
    Задача  администрации города Анапы не изменить структуру турпотока по продолжительности пребывания, а изменить по источникам прибытия туристов, приезжающих с целью проведения короткого отпуска-уикэнда, сделать туризм в Анапе по крайней мере в зимнее время похожим на туризм в Сочи, что позволит сгладить сезонность курортной деятельности и в конечном итоге скажется на замедлении темпов роста цен на туристские услуги при условии, конечно, что объем приезжающих туристов не изменится.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    2. Маркетинговое исследование  туристско-экскурсионных  услуг в городе  Анапа 

    2.1. Исследование достопримечательностей  Анапы
    Давным-давно  современную Анапу называли Синдской Гаванью. На территории, где теперь располагается город Анапа, от Новороссийска и до Керченского пролива жили древние племена синдов. Любопытно, что слово «синд» переводится с санскрита как «река», и соответствует слову «инд». Но «инд» очень похоже на название всем известного азиатского материка Индия. Если поставить рядом оба слова, то получится название « Индийская река». На плодородных землях удобной морской бухты у основания невысоких гор синды и основали своё первоё поселение, которое назвали Синдская Гавань. Согласно раскопкам, проведённым на территории бухты, было установлено, что ещё в те давние времена сюда приезжали на курортное лечение. Для принятия солнечных и морских ванн. И по нынешнее время город Анапа является курортным местом.
    В 13 веке на развалинах древнего поселения  генуэзские мореходы построили укреплённую  замком факторию, назвав её Мапа. Однако в 1475 году турки захватили все  черноморские колонии Генуи, в том  числе и Мапу. На её месте была отстроена новая крепость с современным названием «Анапа». Анапа в переводе с абхазского языка – означает «рука», т.е. пункт, расположенный в устье реки. Это необычное название город носит и в настоящее время.
    Наши  современники, как и их древние  предшественники, приезжают в Анапу на лечение и отдых. Но ведь город Анапа – это не только место для оздоровительных процедур. Кроме лечения здесь можно узнать для себя множество исторических фактов и увидеть памятники древности.
    Одним из таких мест является археологический  музей-заповедник «Горгиппия». Заповедник, являющийся одним из крупных центров  античной цивилизации, захватывает  весь центр города Анапа. «Горгиппия» - это мощёные улицы, подвалы и фундаменты жилых домов, водостоки, винодельческие комплексы, остатки оборонительных сооружений. В музее экспонируются терракотовые статуэтки, расписная чёрная и красная лаковая посуда, мраморные скульптуры и пр.
    В середине семидесятых годов прошлого столетия в центре города был найден уникальный памятник античной скульптуры – расписной склеп одного из греческих знатных родов. Возраст склепа относится к концу II - началу III вв. На стенах склепа запечатлены подвиги Геракла.
    Анапа знаменита своим маяком. У его основания находится смотровая площадка. С её небольшой территории открывается прекрасный вид на горы Кавказа. Выстроенный в 1898 году маяк трижды претерпевал перестроечные и реконструкционные работы. В 1943 году маяк был подорван фашистскими захватчиками во время отступления. Во время второй мировой войны было разрушена большая часть санаториев и здравниц.
    Живописные  места Голубой Долины - одно из самых  красивейших мест курорта Анапа. К югу от города находится долина Сукко. Протяжённость долины около 7 км. Название долины переводится буквально, как «водопой кабанов» или «морская свинья». Своё название долина получила от маленькой речушки, протекающей по долине.
    Город Анапа привлекателен для гостей и как центр детского отдыха. Великолепный дельфинарий ждёт маленьких гостей в течение всего курортного сезона.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.