На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Федеральный бюджет и бюджетный дефицит в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Оглавление
Введение 2
    Глава I. Теоретические  основы федерального бюджета и бюджетного дефицита 4
1.1. Понятие и функции федерального бюджета. 4
1.2. Бюджетный дефицит и причины его возникновения. 8
Глава II. Федеральный бюджет и бюджетный дефицит в Российской Федерации 13
2.1.    Структура доходной и расходной части федерального бюджета в Российской Федерации   13
2.2.    Особенности бюджетного  дефицита в современной  России 23
2.3.    Пути снижения  бюджетного дефицита. 28
Заключение 36
Список  используемой  литературы 37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
     Данная  курсовая работа посвящена  рассмотрению  федерального  бюджета, его роли в системе финансовых планов и  путям сокращения дефицита. Федеральный бюджет на 2011 г. утвержден по расходам в сумме 1 193 482,9 млн. руб. и доходам в сумме 1 193 482,9 млн. руб. исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 7 750 млрд. руб. и уровня годовой инфляции 12%. Иными словами, на 2011 г. принят сбалансированный федеральный бюджет.  В данной курсовой рассмотрим доходную и расходную статьи федерального бюджета. Затем рассмотрим понятие бюджетный дефицит, его виды и особенности в современной России.
     Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что в силу действия различных  факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает  ситуация, когда доходы бюджета (налоговые  и неналоговые) не покрывают все  необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает  в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого  роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать  дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики  и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим  экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.
     Исходя  из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
    рассмотреть  бюджет  как  экономическую категорию,   то   есть   дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
    показать его роль в системе финансовых планов страны; проанализировать структуру федерального бюджета,  то  есть рассмотреть его доходы и расходы,  проследить  изменения  в  них  и  выявить причины изменений;
    дать определение  дефицита  федерального  бюджета  и  рассмотреть  пути  его сокращения, используемые в России.
     Целью данной курсовой работы является сущность федерального бюджета и бюджетного дефицита в России.
     Объект  исследования федеральный бюджет и бюджетный дефицит.
     Предмет исследования федеральный бюджет и бюджетный дефицит в современной России.
     Методы  исследования – анализ, синтез, исследование.
     Курсовая  работа состоит из введения, 2 глав и  заключения. В I главе рассматривается сущность федерального бюджета и бюджетного дефицита. Во II главе  рассматриваются федеральный бюджет и бюджетный дефицит в современной России и пути преодоления бюджетного дефицита. В заключении приведены основные выводы, полученные в результате проведенного исследования, а так же рекомендации.
             
 

      Глава I. Теоретические  основы федерального бюджета и бюджетного дефицита
      Понятие и функции федерального бюджета
    Федеральный бюджет – часть государственного бюджета государства с федеральной формой государственного устройства, которой распоряжается центральное правительство.
      По своей внешней форме федеральный  бюджет является основным финансовым  планом государства, определяющим  его  доходы,  расходы,  движение  решающей части  централизованных  финансовых  ресурсов  на  конкретный  период   (как правило, на  год). Признание бюджета основным  финансовым  планом  определяет  его важное место в перераспределении   национального  дохода,  главенствующее  положение в системе финансовых  планов, а также особую  роль  в  общественном воспроизводстве.  Так, через федеральный бюджет  перераспределяется  половина (иногда  и больше) национального дохода, около всех денежных  средств.  Это позволяет   государству   не   только   удовлетворять    общегосударственные потребности,  но  и  активно  влиять  на  всю  жизнь  общества,  обеспечивать
    выполнение  программы экономического и социального  развития страны.
          В  процессе  составления   основного  финансового   плана   государства федеральный бюджет материализуется – воплощается  в  централизованный  фонд денежных  средств  государства.  В  нем  концентрируются  денежные   ресурсы предприятий, организаций  и  населения  в  виде  налогов,  сборов  и  других поступлений на  общегосударственные  нужды.  Они  образуют  доходы  бюджета, которые  и  направляются  на  финансирование  экономических   и   социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии  бюджет  может  быть охарактеризован уже как  основной  централизованный  фонд  денежных  средств государства.
           Однако  форма  и  материальное  воплощение  –  лишь  внешние  признаки федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические  отношения.  В процессе  перераспределения  национального  дохода,  образования  доходов  и расходов  бюджета  возникают   определенные   финансовые   отношения   между участниками  данного  процесса.  Их  специфика   обусловлена   экономической природой  бюджета,   его   формой,   материальным   содержанием   и   особым общественным  назначением.
    Федеральный   бюджет   как   экономическая   категория   характеризует совокупность объективных денежных отношений,  возникающих  при  образовании, расходовании и  использовании  основного  централизованного  фонда  денежных средств  государства.  Для  их  прогнозирования   разрабатывается   основной финансовый  план,  который  выполняется   в   процессе   аккумуляции   части национального  дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.
    Поэтому  при  раскрытии  понятия  «Федеральный  бюджет»  целесообразно отразить одновременно три его важнейшие  характеристики: форму,  материальное содержание и  экономическую  природу-сущность.  Так,  федеральный  бюджет – основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения  по поводу формирования, распределения и использования  централизованного  фонда денежных средств:
        – перераспределение национального дохода и ВВП;
        – государственное регулирование и стимулирование экономики;
        – финансовое обеспечение социальной политики;
        – контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств;
            – федеральный бюджет - основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.
    В условиях перехода к рыночным механизмам средства государственного бюджета прежде всего должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, ускорение социального развитие и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.
    В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.
    Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.
    Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритеты - поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.
    Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.
    Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.
    В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается.  Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.
    Таким образом, структура бюджетных доходов  и расходов, в которой проявляется  сущность бюджета любого государства, находит свое отражение в бюджетном  плане.
      Бюджетный дефицит и причины  его возникновения
 
    По  видам возникновения бюджетный  дефицит можно разделить на следующие  категории (рис.1).
     
        
     
     
     
     
     Рис. 1.  Виды бюджетного дефицита
    Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производства, называется циклическим  дефицитом. Дефицит, возникающий в  результате сознательно принимаемых  правительством мер по увеличению государственных  расходов и снижению налогов с  целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом. В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку  он является результатом падения  экономической активности и свидетельствует  о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный  дефицит, если он является продуктом  целенаправленной государственной  политики по стабилизации экономики, может  оказать существенную помощь в недопущении  резких колебаний экономической  конъюнктуры.
    Операционный  дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
    Обслуживание  задолженности (т.е. выплата процентов  по ней и постепенное погашение основной суммы долга – его амортизация) является важной статьей государственных расходов.
    Нередко объявленный в отчетах бюджетный  дефицит завышается на основе преувеличения  объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.
    Возможны  ситуации, когда номинальный официальный  дефицит государственного бюджета  и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что  затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.
    Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.
    Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
    Однако  для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с  объемом денежной массы.
    Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
    Квазифискальные операции включают, например, следующие:
      финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
      накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд – т.н. «плохих долгов» (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
      отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.);
      кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание  «плохих долгов», а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.
    Возникновение бюджетного дефицита обусловливается  многими причинами, среди которых  можно выделить следующие:
    спад общественного производства;
    завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ;
    возросшие затраты на оборону;
    рост теневого сектора экономики.
    Особое  значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль  и, следовательно, уменьшаются поступления  в бюджет. В результате план поступления  в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают  платить налоги. Теневая экономика  отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов  не платят.
    Что касается данного периода, то рост теневого сектора экономики обусловлен несовершенством  законодательных и налоговых  органов. Вследствие этого денежные средства свободно проходят через слабые системы налогообложения.
    А что касается бюджетной политики, то она характеризуется бессистемностью  и безответственностью, произвольным нарушением законодательно установленных  нормативов ради обслуживания интересов  иностранных кредиторов, что, разумеется, исключает нормальный процесс бюджетного планирования, который должен быть ориентирован на выполнение основных функции и обязанностей государства  перед обществом, включая обеспечение  социальных гарантий и поддержание  национальной безопасности, создание благо приятных условий социально - экономического и научно-технического развития.
    Давайте обратимся к цифрам, которые наглядно показывают возникновение бюджетного дефицита. За пример возьмём консолидированный  бюджет 2009 года. Так, Федеральным законом «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды; образования в размере не менее 10% национального дохода, а согласно проекту консолидированного бюджета - 2008, это - около 4%; Федеральным законом «Основы законодательства о культуре» предусматривается ежегодное ее финансирование в размере не менее 2% расходов федерального бюджета, а по проекту федерального бюджета на 2009 г. – 0,53%.
    Эти реальные цифры свидетельствуют  о несовершенстве законодательного органа нашей страны, что приводит к бюджетному дефициту.
    Но  иногда само государство создаёт  бюджетный дефицит, это приводит к стимулированию экономического роста, особенно в период кризисов. Действительно, если государство выплачивает денег  больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в  обществе - люди больше покупают, предприятия  больше продают, увеличивая занятость  ресурсов. Поэтому дефицит полезен  в период безработицы, но в фазе подъема  он опасен, так как приводит к  инфляции, поскольку рост покупательной  способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.
    Откуда  государство может взять средства для покрытия бюджетного дефицита?
    Существуют  традиционные способы покрытия дефицита бюджета:
    1)  выпуск госзаймов;
    2)  ужесточение налогообложения;
    3)  эмиссия денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег;
    4)  внешние займы;
    5)  посредством займов у населения  и у фирм.
    Каждый  из них имеет как положительные, так и негативные последствия. Рассмотрим их на российском примере в главе 2.
 

      Глава II. Федеральный бюджет и бюджетный дефицит в Российской Федерации

     2.1.  Структура доходной  и расходной части  федерального бюджета  в Российской Федерации

 
 
    Федеральный бюджет, являясь первым уровнем бюджетной  системы Российской Федерации, представляет собой основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным  Собранием в виде Федерального закона. Именно он – главное средство перераспределения  национального дохода и валового внутреннего продукта в рамках всего  государства. Доходы федерального бюджета  собираются по всей территории Федерации  по единым нормативам, а расходы  осуществляются в интересах и  на благо всех российских граждан.
    Основные  параметры федерального бюджета  на 1992-2005 гг. приведены в рис 2. Они сформированы на основе показателей прогноза социально-экономического развития России, составляемого ежегодно и на среднесрочную перспективу. Рассмотрим динамику прошлых лет и сравним ее с современными цифрами.
    
    Рис. 2. Основные параметры федерального бюджета на 1992-2005 гг.
    Как видно из таблицы рис. 2, Федеральный бюджет РФ за рассматриваемый период времени формируется с профицитом c 2000г, образующимся в связи с превышением параметров доходов над расходами. В 2006 г. он согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2006 год» составил 83,4 млрд. руб. и послужил основой для создания Стабилизационного фонда, призванного обеспечивать устойчивость экономики и бюджетной системы России к влиянию внешнеэкономической конъюнктуры (снижению цен на нефть).
    Формирование  доходной базы Федерального бюджета РФ в период 2003–2005 гг. осуществлялось исходя из основных положений налоговой
    реформы в 2003–2006 гг. и в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития России. В расчетах показателей доходов.
    Доходы  федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
    Налоговые доходы федерального бюджета составляют:
    федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;
    таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
    государственную пошлину.
    Неналоговые доходы федерального бюджета формируются  за счет:
    доходов от использования имущества;
    доходов от продажи имущества;
    части прибыли унитарных предприятий.
    В доходах федерального бюджета также  учитываются:
    прибыль Банка России;
    доходы от внешнеэкономической деятельности;
      доходы от реализации государственных запасов и резервов.
    Доходы  федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.
    Из  федерального бюджета финансируются  следующие расходы:
    обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;  функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности; национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; государственная поддержка атомной энергетики; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; исследование и использование космического пространства; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации; компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; федеральная инвестиционная программа; официальный статистический учет.
    При формировании бюджетов всех уровней  предусматривается создание резервных  фондов. Резервный фонд в федеральном  бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.
    Размер  резервных фондов в бюджетах субъектов  Российской Федерации устанавливается  органами законодательной власти субъектов  Российской Федерации при их утверждении  на очередной финансовый год.
    Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе  на проведение аварийно-восстановительных  работ по ликвидации последствий  стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
    Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным  бюджетом на очередной финансовый год  предусматривается создание резервного фонда президента Российской Федерации  в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным  кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются  на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента РФ.
    Не  допускается расходование средств  резервного фонда президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение  деятельности президента РФ.
    Данные  о доходах и расходах федерального бюджета за 1997-2008 гг. представлены в таблице (рис. 2). Федеральный бюджет имел значительный дефицит в 1997-2008 гг. В 2007 г. была предпринята попытка обеспечить сбалансированность бюджета. На 2008 г. запланирован профицит федерального бюджета в объеме 72,2 млрд. руб.
    Основными расходными статьями федерального бюджета  являются:
    обслуживание государственного долга (20% всех расходов),
    национальная оборона (19,0%),
    финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).
    Составление проекта федерального бюджета —  исключительная прерогатива правительства  РФ. Оно начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
    Проект  федерального бюджета основывается на следующих документах:
    бюджетном послании Президента РФ;
    прогнозе социально-экономического развития на очередной год;
    основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной год;
    прогнозе сводного финансового баланса на очередной год по всей территории РФ;
    плане развития государственного сектора экономики.
    1. Бюджетное послание Президента  РФ направляется Федеральному  собранию РФ не позднее марта  года, предшествующего очередному  финансовому году. В бюджетном  послании Президента РФ формулируется  бюджетная политика на очередной год. Она определяется на основе приоритетных задач развития экономики и социальной сферы.
    2. Прогноз социально-экономического  развития разрабатывается на  основе данных статистики за  последний отчетный период и  тенденций развития экономики  и социальной сферы на планируемый  год.
    Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета  являются: объем валового внутреннего  продукта на очередной финансовый год  и темп его роста; уровень инфляции.
    Так, в основу параметров федерального бюджета  на 2008 г. положены прогнозные показатели: ВВП – 13050,0 млрд. руб., темп инфляции – 10 – 12% в год.
    При разработке прогноза социально-экономического развития используются следующие методы:
    метод экономического анализа, в основе которого лежит исследование отклонений фактических показателей бюджета от ранее запланированных;
    метод экстраполяции, состоящий в определении сложившихся тенденций в бюджетных доходах и расходах за ряд лет и предложения о неизменности этих тенденций на будущий период.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.