На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность политической власти и признаки ее легитимности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 01.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
Институт  переподготовки и повышения квалификации
Кафедра ГМУ и политики 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

По дисциплине: политология 

На тему: Сущность политической власти и признаки ее легитимности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                      Выполнил ст.гр.
                                                  
                                                                                 Проверил: преподаватель
                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чита 2011 

Содержание:
Введение                                                                                                                       3
1 Сущность политической власти, её признаки                                                       4
2 Основные тенденции властных отношений в современном российском обществе                                                                                                                     14
Заключение                                                                                                                 16
Список  использованных источников                                                                       17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
     Власть - центральная ось, вокруг которой  вращается вся политика. Она вездесуща  и пронизывает все структуры  общества, выступая его цементирующим  элементом, поддерживая внутреннюю организованность и иерархичность общественных отношений.
     В последние годы в российском обществе власть как социальный институт претерпевает процессы трансформации, охватывающие ее на всех уровнях. Процесс преобразования данного социального института начался с распадом СССР и, по нашему мнению, еще не завершился. Формирование властных элит в настоящее время осуществляется не в соответствии с нормами демократии и избирательного права населения, ее выбирающую. Структура властных элит в России существенно не изменилась с переменой общественно-политического строя общества, также начался процесс отчуждения власти от населения.
     В связи с тем, что политическая власть - основополагающая категория  политологии, ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества, поэтому для ориентации в современных реалиях столь важно понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для любого общества, ее источников, ресурсов и выполняемых функций, знание новых тенденций в ее развитии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Сущность политической власти, её признаки.
     Под властью понимается способность  и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие  на деятельность, поведение людей  с помощью авторитета, права, насилия. Концепция власти занимает центральное место в политической науке. Любая власть - это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять. Концентрированным выражением власти является отношение господства и подчинения, любых форм взаимодействия субъектов властных отношений.
     В общем смысле власть понимается как  форма социальных отношений, характеризующаяся  способностью влиять на характер и  направление деятельности и поведения  людей, социальных групп и классов  посредством экономических, идеологических и организованно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия.
     Власть - это:
     способность или потенциальная возможность  людей принимать решения, оказывающие  влияние на действия других людей, существенно  воздействовать на развитие общества с помощью различного рода средств - авторитета, воли, права, принуждения, а также ресурсов;
     По  объекту власти можно выделить такие  ее разновидности, как личная, партийная, общественная и др. Власть бывает индивидуальная и коллективная, явная и неявная.
     По  своему объему выступает как семейная, национальная, международная и др.
     По  сфере проявления власть подразделяется на политическую и неполитическую (морального авторитета, экономического или информационного  господства, физического насилия  и др.)  

     Основные  разновидности власти: политическая, экономическая, военная. духовная, семейная. Особое место в этой иерархии занимает политическая власть. Она характеризуется  реальной возможностью субъекта проводить  свою волю, выраженную в политике. Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных общественных организаций, этнонациональных отношений и др.
     Власть  в обществе имеет источник и основные параметры - масштабы, объем, время и пространство. Масштабы власти - это характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти - это количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или в каких-то органах. Время власти - это период функционирования данной власти, того или иного властного органа. Пространство власти - это определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или по крайней мере формально функционирует. Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.
     Отличительными  признаками политической власти являются:
     - верховенство, то есть обязательность, ее решений для всего общества;
     - всеобщность, то есть функционирование  на основе права от имени  всего общества;
     - моноцентричность, то есть существование общего государственного центра принятия решений;
     - многообразие ресурсов - экономические,  социальные, культурно-информационные, нравственные, принудительные и  др.
     Основные  компоненты структуры власти - это  субъект, объект, ресурсы и процесс, характеризующийся механизмом и способами властвования.
     Субъект власти - это ее обладатель, носитель, воплощающий в себе активное направляющее начало. Им может быть правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство, партия, группа интересов).
     Объектом  власти могут быть отдельный гражданин, социальная группа и общество в целом, организации и учреждения, руководимые  субъектом власти.
     Грань между субъектом и объектом власти бывает условной. В демократическом обществе народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В обществе с недемократическими режимами народ является только объектом политической власти.
     Ресурсы власти - это средства воздействия  субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы.
     Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для производства и  потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т. п.
     Социальные  ресурсы - это группы и слои общества, на поддержку которых может рассчитывать власть в проведении политики.
     Культурно-информационные ресурсы - это знания и информация, а также средства их получения и распространения (учреждения науки и образования, средства массовой информации). В современном мире значимость культурно-информационных ресурсов как источника власти повышается.
     Демографические ресурсы - это наиболее универсальный  вид ресурсов: люди, производящие материальные, культурно-информационные и прочие ресурсы.
     Принудительные (силовые) ресурсы - это оружие, институты  принуждения и специально подготовленные люди. Ядро силовых ресурсов составляют армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их вещественными атрибутами.
     Власть  обычно применяет различные ресурсы  в комплексе. Наибольшими возможностями  в их использовании располагает  государство.
     В зависимости от источников многие авторы выделяют такие виды власти, как  принуждающая, вознаграждающая, нормативная, референтная, экспертная, информационная и др.
     По  характеру применения выделяют власть демократическая, авторитарная, тоталитарная, деспотическая, бюрократическая и др.
     Политическая  власть представляет собой систему  институционально закрепленных социально-политических отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов с учетом своих интересов. Политическая власть характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике.
     Власть  включает директивный, функциональный и коммуникативный аспекты.
     Директивная составляющая, т.е. власть как принуждение  к исполнению воли приказывающего, как правило, считается основной. Директивное управление представляет распределение ресурсов насилия и прав на их использования.
     Функциональное  измерение власти состоит в ее понимании как способности и  умения реализовать функцию общественного  управления на практике - поддерживать и развивать политическую систему, формировать цели и программы ее деятельности, осуществлять соответствующий контроль. Развитие властного функционализма ведет к разграничению полномочий и специализации власти.
     Коммуникативный аспект власти обусловлен тем, что ее отправление идет путем общения с использованием нормативного языка, понятного обеим сторонам данного общественного отношения. При коммуникативном понимании власти акцент часто делается на сотрудничество и согласование действий.
     Механизм  власти - это социальные институты  и аппарат управления, с помощью  которых обеспечивается господство субъекта над объектом. При этом первый может находиться под демократическим  контролем второго. Тем самым  обеспечивается определенная иерархия, позволяющая принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.
     Существуют  два главных подхода к властвованию:
     1) побуждение объекта к действиям,  угодным субъекту, и
     2) обеспечение бездействия подвластных,  блокирование нежелательных для  субъекта видов их поведения.
     Способы властвования могут быть классифицированы на: демократические (при участии  исполнителей в принятии решений); авторитарные (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными); тоталитарные (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом); конституционные (правление в рамках закона); деспотические (всевластие и произвол); либеральные (уважение свободы и прав личности) и пр.
     При классификации способов властвования нередко учитывается стиль поведения  правителей. Так, Н. Макиавелли различал среди них «львов» (приверженцев откровенного прямолинейного господства, склонных к применению насилия) и «лис» (властителей гибких).
     Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта и ресурсов) и способы  их взаимодействия используются в качестве оснований для ее типологии.
     В зависимости от субъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия), плутократическая (господство крупных собственников) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации). По сферам управления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную и пр. По функциям ее органов - на законодательную, исполнительную и судебную, по способам воздействия субъекта на объект - на демократическую, тоталитарную и авторитарную. По широте охвата выделяются: мегавласть - международное сообщество и его организации (ООН, НАТО и др.); макровласть -центральные государственные институты; мезовласть -учреждения регионального, областного и районного масштабов, подчиненные центру; микровласть - уровень власти в малых группах, самоуправление.
     В соответствии с ресурсами, на которых  основывается власть, ее классифицируют на экономическую, социальную, культурно-информационную и принудительную.
     Экономическая власть - это контроль над ресурсами, собственность на материальные ценности, способность распределения материальных благ.
     Социальная  власть, частично совпадая с экономической, предполагает возможность влиять на положение широких слоев населения, обеспечивая их лояльность и поддержку.
     Культурно-информационная власть - это прежде всего власть над людьми с помощью научных  знаний, информации и средств их распределения. Этот вид власти способен служить не только распространению  объективных сведений, но и манипулятивным целям - управлению сознанием и поведением людей в интересах субъекта. Особенно широко политическое манипулирование применяется в условиях кризисов, дезинтеграции общественной жизни и вызываемой ими дезориентации граждан.
     Наконец, принудительная власть предполагает контроль над людьми путем применения или  угрозы применения силовых ресурсов.
     Общественные  власти находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Политическая власть, испытывая сильное влияние со стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна играть по отношению к ней первенствующую роль. Вместе с тем многие политологи, прежде всего марксистского направления, считают важнейшей власть собственников средств производства и других общественных богатств.
     Слияние политической, экономической, социальной и культурно-информационной власти при определяющей роли политики характерно для тоталитарных государств. Демократический  строй предполагает разделение властей  и каждой из них. В политике оно  осуществляется путем разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, которые поддерживают определенный баланс между собой, а также между основными институтами политической системы. В экономике разделение власти осуществляется благодаря наличию множества конкурирующих центров влияния. В культурно-информационной сфере имеет место плюрализм средств массовой информации и других источников знания.
     Одна  из основных интегральных характеристик  власти - ее эффективность, то есть способность  выполнять свои задачи и функции с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки.
     Критерии  эффективности власти таковы:
     - достаточность оснований власти  и оптимальность использования  ее ресурсов;
     - рациональность «вертикальной»  и «горизонтальной» структур власти;
     - действенность и своевременность  контроля за выполнением своих  распоряжений;
     - организационно-техническое и кадровое  обеспечение учета и анализа  властных распоряжений;
     - наличие действенной системы  санкций в случае невыполнения  распоряжений властных структур;
     - действенность системы самоконтроля  власти, одним из показателей  которой является ее авторитет.
     В современных демократических государствах важнейшими факторами эффективного функционирования власти являются наличие  общенационального консенсуса по вопросу о целях и путях развития данного общества, сплоченность и стабильность властвующей элиты. Отсутствие этих условий, как показывает и опыт России последних лет, способно вызвать ожесточенное противостояние ветвей власти, которое усугубляет раскол общества, может вести к смуте, беспорядкам и гражданским войнам.
     Важная  характеристика политической власти - ее социальная база. Любая власть зависит  от социальных интересов и выражает таковые. Во всей предшествующей истории  политическая власть служила интересам господствующих классов.
     В современном западном обществе политическая власть стремится к национальному  консенсусу и поэтому во многом ориентируется  на так называемый «средний класс». В странах постиндустриального  типа на его долю приходятся три четверти населения. Он представлен такими группами, как рабочие, фермеры, интеллигенция, служащие.
     В России власть лишена сколько-нибудь массовой социальной базы, слаба и малоэффективна. Она сосредоточена преимущественно  не в государственных институтах, а в многочисленных центрах силы - кланах, финансовых и криминальных группировках, употребляющих ее исключительно в собственных целях. Государство пока неспособно навязать им правила ответственного поведения.
     Таким образом, политика любого государства должна состоять в выявлении, учете и реализации основных интересов классов, социальных слоев и групп. Игнорирование этого принципа неизбежно ведет к отчуждению общества от власти, нарастанию социальных, национальных и религиозных конфликтов.
     Функционирование политической власти во многом определяется системой мотивационных ориентации граждан. Мотивы политического подчинения делятся на ценностные, заинтересованные и принудительные.
     Ценностная  мотивация подчинения предполагает действия, совершаемые по внутреннему убеждению, из чувства долга, на основе веры в справедливость принимаемых решений. Добровольное подчинение политической власти определяется положительным отношением граждан к тем или иным аспектам ее деятельности.
     Характерной особенностью ценностной мотивации является ее безвозмездность. Она не связана с ожиданием улучшения материального положения людей, получения выгод, привилегий.
     Ценностная  мотивация обычно соотносится с  наличием в обществе легитимной власти. Поэтому ценностное подчинение является наиболее эффективным способом сохранения и укрепления политической власти. Прочность и устойчивость ценностных мотиваций облегчает власти сохранение общественного порядка.
     Ценностное  подчинение - относительно недорогой  вид политического действия. Расходы на идеологические акции по формированию ценностей ниже, чем затраты на развитие экономики или поддержание репрессивного аппарата.
     Любая политическая власть стремится сохранить  и укрепить веру народа в существующий порядок, добивается того, чтобы народ  признавал его своим, правильным и необходимым. Она заинтересована в том, чтобы предотвратить эрозию ценностной мотивации подчинения, сохранить социально-психологическую основу своего авторитета.
     Заинтересованный  тип подчинения основан на получении  от власти благ, выгод и привилегий. Его оборотной стороной являются покорность граждан, конформизм. Этот тип подчинения играет важную роль в политической жизни общества, поскольку правящие круги стремятся обеспечить наиболее приемлемое для себя поведение населения.
     Заинтересованное подчинение является весьма дорогостоящим по сравнению с ценностным. Для удовлетворения запросов, потребностей людей необходимо развивать промышленность, сельское хозяйство, строительство, сферу обслуживания. В принципе это оправдывает себя, так как обеспечивает возрастание общественного богатства страны.
     Принудительные  мотивы подчинения - это осторожность, уступчивость, покорность, страх, вызываемые запретами, наказаниями, применением  силы. Принудительная ориентация представляет собой репрессивное сознание, порождаемое необходимостью подчиняться политической власти в связи с возможными негативными экономическими, политическими и прочими санкциями. Характер принуждения зависит от степени противодействия граждан.
     Среди различных мер принуждения широко применяются меры экономические (понижение зарплаты, лишение должности). Однако при наличии высокого жизненного уровня они не приводят к желаемому результату. Материально защищенные люди труднее поддаются экономическому принуждению.
     Поэтому правящие круги восполняют недостаточную эффективность этого вида принуждения акциями политическими и духовно-идеологическими. Могут использоваться различные виды устрашения (проверка на благонадежность, слежка, шантаж, провокации).
     Крайней мерой принуждения со стороны власти выступает насилие. Используются военные и полицейские силы, которые подавляют выступления противников режима, разгоняют демонстрации, проводят обыски и облавы и т. д.
     Однако  практика показывает, что длительное время такие акции срабатывать  не могут. Для сохранения политического режима власть идет на реформы, прибегает к мерам идейно-психологического воздействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Основные тенденции властных отношений в современном российском обществе.
     В современных российских условиях для  политической власти характерны следующие тенденции.
     Первая  из них заключается в усилении интенсивности процессов демократизации. Они проявляются в замене форм власти, основанных на насилии и  принуждении, формами общественного  консенсуса и самоуправления. Эта  тенденция проявляется в том, что усиливается воздействие на властные отношения общественных движений и групп интересов.
     Вторая  тенденция проявляется в возрастании  фактора легитимности как обязательного  признака цивилизованной власти. Властные структуры России предпринимают максимум усилий для обеспечения своей легитимности, то есть признания законного характера власти.
     Легитимность  политической власти в современной  России базируется, в первую очередь, на ожиданиях народа, связанных с  личностью президента, установлением политической стабильности, демонстрацией власти своих шагов, направленных на повышение уровня жизни людей, постановке такой проблемы Президентом России, ускорением экономического развития страны, перераспределением денежных средств от богатых к бедным слоям населения, создание законодательной базы, необходимой для проведения этих преобразований в обществе, эффективной работе законодательной и исполнительной ветвей власти.
     Третья  тенденция - в стремлении правящих кругов к обретению авторитета как более надежной и долговременной по сравнению с принуждением формы влияния, позволяющей осуществлять власть с затратой минимальных ресурсов.
     Как правильно было замечено Гаджиевым  К.С., злоупотребление властью, подавление свободы граждан заложены не в  сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее концентрации. Тенденция к разукрупнению политической власти, к становлению системы разделения властей одна из ключевых в становлении и функционировании политической власти. Особенно заметно действие этой системы в нашей стране. При этом проводится в жизнь разделение властей не только по горизонтали, но и по вертикали. Ярко выраженной является передача ряда полномочий от федеральных властных структур местным органам власти.
     Пятая тенденция отражает негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Эта тенденция препятствует достижению столь необходимой для нашего государства экономической и политической стабильности. Опыт России девяностых годов дал немало примеров проявления этой тенденции.
     Шестая  тенденция проявляется в прогрессирующей  бюрократизации аппарата власти. Этот процесс характерен практически  для всех стран, в том числе  и России и имеет негативные последствия  для общества.
     Связано это с тем, что, осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц. Как известно, не исключены случаи, когда бюрократия в такой ситуации действует далеко не в государственных интересах. 
 
 
 

                                                           
 
 
 
 
 

Заключение.
     Власть  – ключевой вопрос политики, занимающий центральное место в политической науке. Поэтому для ориентации в  современных политических реалиях  необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций. Изучение новых тенденций в развитии властных отношений необходимо для осмысления современного состояния России.
     В настоящее время самой актуальной является проблема демократизации российской политической власти. Политику трудно проводить, если общество не доверяет власти, а последняя не уверена в своем окружении и во всех тех людях - классах, группах, обществе, которыми она должна руководить. Между обществом и государством, народом и властью, руководителями и подчиненными отнюдь не всегда царит гармония. Политические отношения зыбки и непостоянны. Взаимное или одностороннее влечение сменяется разочарованием, а нередко и конфликтами. Сегодня, когда в стране взят курс на построение правого гражданского общества с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев особенно важно признание власти большинством народа законной и справедливой, согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.