На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в организации

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 01.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
      Актуальность  темы Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогом и сборам в организации заключается в том, что в настоящее время применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения тесной связи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, видов собственности и организационно-правовой формы.
      Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогом и сборам в организации – это экономический рычаг, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. В условиях рынка налоги должны способствовать формированию фондов бюджета, стимулированию научно-технического прогресса, ограничению роста цен и инфляции. С помощью налогов обеспечивается сбор денежных средств как с предприятий, организаций, так и с населения. Происходит регулирование денежных доходов как физических, так и юридических лиц.
      Бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
      Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:
- предотвращение  отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;
- выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;
- контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;
- контроль целесообразности хозяйственных операций;
- контроль наличия и движения имущества и обязательств;
- контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- контроль соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам.
      Бухгалтерский учет расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам ведется на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам".
      Объект  исследования – государственное унитарное предприятие, как хозяйствующий субъект экономики.
      Предмет исследования – бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
      Методы  исследования – изучение теоретической, методологической и нормативно-законодательной литературы по проблеме исследования, анализ бухгалтерской документации предприятия, относящейся к рассматриваемой теме выпускной квалификационной работе.
      Цель  работы – исследовать бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Цель выбранной темы - более глубокое изучение операций учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам а также методике отражения в учете этих операций.
      Задачи  работы:
1. Изучить теоретические и методологические основы учета расчетов с бюджетом;
2. Дать краткую экономическую характеристику предприятия;
3. Рассмотреть учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, по налогу на добавленную стоимость и прочим налогам и сборам на примере ГУП «Мосгортранс» - филиал Служба автоматики и связи;
4. Выявить основные недостатки учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам и предложить пути их совершенствования.
      В качестве теоретической базы были использованы труды таких ученых, как: проф. Бабаев Ю.А., Жидкова Е.Ю., Людаева С.Ю., Мельников И., Модеров С. В.,. Паламарчук Р. и др.
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ

1.1. Исторические основы учета расчетов  по налогам и сборам

 
      Налоги  существовали еще в глубокой древности, задолго до появления цивилизованного строя, только назывались по-разному и методы взимания их были не одинаковыми у разных народов. Налоги не являются категорией, присущей исключительно государству: в общинах и племенах существовали поборы, изъятие части дохода у каждого участника общества для поддержания его боеспособности, приобретения материальных общественных благ и других целей, в том числе и для обогащения лидера. Налоги в древнем мире не являлись продуманной системой, их механизм формировался хаотично. С появлением государственного строя возникли первые узаконенные формы налогообложения. Необходимость содержать армию, флот, чиновников порождает создание первых налоговых систем и органов контроля над правильным исполнением государственных приказов. Долгое время существовала натуральная форма налогов: продукты, зерно, ткани, драгоценности, участие в военных походах — все это разновидности налоговых обязательств. Монголо-татарское иго, остановившее в развитии Русь на несколько веков, существовало за счет оброков, собираемых с крестьянских поселений.
      Считается, что в Древнем Риме было создано  все, что применимо к современной государственной системе. Были заложены основы юриспруденции, сформирована судебная и образовательные системы, система социальной защиты и, конечно же, налогообложение. Только на первом этапе все налоги уходили на содержание огромной армии. Налоги платили все. На основании заявления о наличии имущества по состоянию на определенное число, месяц, год уполномоченные чиновники определяли величину налогов. Значительно позднее, уже при императоре Октавиане, были утверждены поземельные налоги, налоги на недвижимость, скот, рабов и другие ценности. К этому времени относится и появление налога с оборота — при торговле рабами необходимо было уплатить 4% от суммы продажи. Количество утвержденных государством налогов было огромным — их было более 2000. Самое интересное, что многие формы древних налогов сохранились, правда, в несколько видоизмененном виде, до наших дней. Например, налог на наследство, налог с продажи, ввозная пошлина — все эти виды платежей успешно применялись в древней Римской империи и действуют сегодня во многих европейских странах.
      Быстрое развитие социальной инфраструктуры требовало  поступления все большего количества денег в государственную казну, поэтому налоги постоянно росли. В Европе долго не могли разработать последовательную и понятную всем систему налогообложения, только в конце XVII века была утверждена форма изъятия у граждан части дохода в законодательном порядке. Именно в тот период была создана классификация — были введены понятия прямых и косвенных налогов. Появился первый акцизный сбор: деньги взимались за все ввозимые в город и вывозимые за его пределы товары.
      Подоходный  налог был узаконен в Европе в начале XVIII века. Утверждение налогов всегда сопровождалось сопротивлением населения, очень часто поборы просто разоряли крестьян, особенно в неурожайные годы. Разорялись и обеспеченные люди, и даже представители королевской знати. Многие из них попадали в долговые ямы за неуплату налогов, и нередко пожизненно. Налоговые системы могли создать условия для процветания одной компании и разорять другие. Речь идет о праве беспошлинного ввоза продукции, предоставленного некоторым торговым компаниям, при этом местные производители оказывались на грани разорения, поэтому история формирования международной системы налоговых платежей связана со множеством драматических событий и военных конфликтов.
      Окончательно  система налогообложения в Европе сложилась в 19 веке. Количество узаконенных налогов уменьшилось, механизм их формирования стал единым и понятным каждому гражданину. Это не значит, что форма налогов и их величина не меняется — налоги вводятся и отменяются часто, даже в развитых западноевропейских странах, поскольку изменение экономических условий диктует необходимость совершенствовать систему налогообложения.
      В России барщина, оброк, дань, пошлины за провоз товаров — все эти виды налогов были характерны для натурального хозяйства, крепостного строя. Иван III ввел денежные налоги, прямые и косвенные. Основной налог — подушный — взимался с посадских людей и крестьян, было также введено множество сборов на содержание различных подразделений и государственных войск. Иван III понимал, что необходимо ввести отчетность по налогам, но стройной системы ему создать не удалось. В этом преуспел Алексей Михайлович (1629-1676 гг.). Он создал Счетную палату, которая обязана была следить за своевременной уплатой налогов. Частые войны заставляли царя увеличивать поборы, что породило бунты и крестьянские восстания. Петр I еще больше приблизил налоговую систему к европейским стандартам, но ввел ряд косвенных налогов, вызывающих недоумение и возмущение у крестьян (например, налог на бороды). При Петре также возникли гербовый сбор, налоги с постоялых дворов. Продолжила совершенствовать систему налогообложения Екатерина II. В годы ее правления косвенные налоги стали давать больше прибыли бюджету, чем прямые.
      Настоящим событием для экономики России стало  издание работы Михаила Сперанского «План финансов», которая не потеряла своей значимости и по сей день. В ней изложены принципы финансового преобразования государства. Прямые налоги стали в XIX веке основным источником наполнения бюджета: подушная подать, налог за пользование землей крестьянами, дорожные сборы, квартирный и паспортный налоги, налог на доходы с ценных бумаг, земские налоги с фабрик и заводов.
      Если бы все закончилось февральской революцией, Россия пошла бы по демократическому пути развития и за короткое время стала бы процветающей державой. Для этого были все предпосылки: было построено множество заводов, регулярно уплачивались налоги (промысловый налог, налог на недвижимость, сбор с аукционов, векселей, налог с капитала акционеров, налог на право заниматься торговой деятельностью и другие сборы), экономика развивалась по европейским стандартам, но имела некоторые национальные особенности. Однако демократического развития не случилось, и налоговая система на долгие годы превратилась в средство подавления экономических процессов в стране. Глобальная налоговая реформа была проведена в 1932 году: были отменены акцизы, введены налог с оборота и отчисления от прибыли. Прибыль промышленных предприятий в полном объеме изымалась в государственный бюджет. Трудно назвать такую систему налоговой, так как ни одно предприятие не могло воспользоваться результатами своей деятельности. Тоталитарный режим и соответствующая ему система налогообложения задержали развитие страны на несколько десятков лет.
      От  «развитого социализма» к современности
      В 1950-х годах продолжались эксперименты: вводится налог на холостяков, акцизный сбор на некоторые товары: мебель, изделия их хрусталя, спиртные напитки. В 1960-е годы население не ощущало на себе налогового бремени — доходы были низкими, но одинаковыми, подоходный налог уменьшал зарплату незначительно. Бюджет формировался за счет поступлений от предприятий народного хозяйства. Последняя налоговая реформа началась в 1980-е годы и продолжает совершенствоваться в наши дни. В 1990 году был принят закон « О налогах с предприятий, объединений и организаций», в 1991 году — «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц». Налог на прибыль — важнейший налог для предприятий с общей системой налогообложения, размеры отчислений строго контролируются государством. Разработаны программы по поддержке малого бизнеса, предоставлена возможность осуществлять предпринимательскую деятельность физическим лицам — индивидуальным предпринимателям. Действует система налоговых вычетов, дающих возможность гражданам получить компенсацию при покупке недвижимости и имущества, затратах на образование и лечение. В целом можно сказать, что реформы последних лет приближают Россию к европейским стандартам налогообложения, но предстоит еще многое сделать, чтобы налоги уплачивались в полном объеме, но не превышали тот уровень, когда они начинают мешать предприятиям развиваться и заставляют компании искать пути уклонения от начисления и уплаты государственных сборов.1
      Еще в начале XVII века испанский деятель  бухучета Бартоломео де Солозано сказал: «Бухгалтерский учет стоит выше всех наук и искусств, ибо все нуждаются в нем, а он ни в ком не нуждается. Без бухгалтерского учета мир был бы неуправляем и люди не смогли бы понимать друг друга». Не претендуя на лавры древнейшей профессии, мы с вами тем не менее имеем все основания гордиться богатой профессиональной историей.2
      Возникновение бухгалтерского учета в нашей, да и в любой другой стране неразрывно связано с появлением государства  и с необходимостью сбора налогов. Нельзя сказать, что учет не велся раньше: и в доисторические времена наши пращуры «учитывали», какое количество корешков они собрали, сколько сделали каменных топоров. Такой «бытовой» учет ведется и сейчас. Но именно появление государства, которое содержалось за счет населения, заставило вести учет на новом уровне и стало зарождением бухучета таким, какой мы имеем сейчас.3
      Человек как единица налогообложения
      Русским князьям, а потом и захватчикам-татарам  нужно было учитывать население для сбора дани. Поэтому датой рождения учета как такового можно считать год 1246, когда татары провели перепись населения захваченных южнорусских княжеств. Население учитывалось как единица налогообложения, по данным переписи составлялись «писцовые книги». Правда, ни о каком единообразии речи не шло.
      Затем в XVI веке появилась потребность  в имущественном учете – имущество  было, а учета нет. Учет выражался  в ведении всевозможных хозяйственных книг. Правда, книги эти порой отличались полным отсутствием логики, что сильно подрывало доверие к этим древним бухгалтерским отчетам.
      Так некий старец Капитон вел учет на соляных промыслах. По его данным, за три года (1639–1642) приход от продажи соли составил 905 рублей. Эта же цифра стоит и в итоге расходной книги. То есть приход равен расходу, и, следовательно, у приказчика не должно ничего остаться. Однако в конце книги есть дополнение, в котором Капитон отчитывается, что за время службы отправил в монастырь и другие места хлебных запасов на сумму 593 рубля 25 алтын и, кроме того, привез в монастырь 150 рублей «налом». Откуда что взялось, разобраться по записям в книге невозможно.
      Но  худо-бедно учет развивался дальше, постепенно эволюционируя, обрастая новыми правилами и нормативными актами.
      В 1654 году создано первое в нашем  государстве специализированное счетное учреждение, прообраз Минфина – Счетный приказ (Приказ счетных дел). Основной функцией его тогда была проверка осуществленных расходов, в частности выдач полкового жалованья.
      Петр I был очень деятельным человеком, его жажда реорганизации затронула и бухгалтерский учет. Именно в его правление вошло в штатное расписание само слово «бухгалтер», вытеснив русское «счетчик». Слово – шведского происхождения и впервые появилось в России в 1710 году в период Северной войны, когда при взятии Выборга был пленен шведский бухгалтер. 24 января 1722 года была издана «Табель о рангах», где в самой нижней клетке вслед за архивариусом и актуариусом появилась должность «бухгалтер при коллегиях».
      Нормативная база по моде того периода создавалась  просто – переводом западных документов. В основном голландских. Так, например, после строительства верфи в Петербурге был переведен регламент «Об управлении Адмиралтейской верфи» от 5 апреля 1722 года. Он предусматривал довольно строгую систему натурально-стоимостного учета материалов. Надо отметить, что этот документ оказал влияние на всю систему бухгалтерского учета, ведь в нем впервые появилось правило: бухгалтер учитывает не саму действительность, а то, что об этой действительности указано в первичных документах.
      Так к концу Петровской эпохи насчитывалось всего 11 (одиннадцать) «букгалтеров» (тогда именно так звучало это слово).
      Появление частных производств повлекло за собой широкое распространение бухучета. Правда, порядка больше не становится.
      В Сенате отчитывалась камер-коллегия за 1771 финансовый год. По ее данным, случился перерасход на 371 тыс. рублей, однако, по данным Сената, у учреждения должно было остаться 313 тыс. рублей свободных денег. Как выяснили, разница случилась из-за того, что без всяких объяснений коллегия исправила остатки на начало 1771 года и не учла некоторые полученные доходы. Сумма была немаленькая по тем временам – примерно 1,5 процента всего бюджета страны. Чем закончилось разбирательство, история умалчивает.
      В это время издаются новые книги по бухгалтерии, в том числе отечественных авторов. Создаются училища, в которых преподают бухгалтерский учет.
      Во  время Отечественной войны 1812 года в наполеоновской армии находился французский математик Ж. Понселе. Он оказался в русском плену, где и увидел оригинальный счетный прибор – счеты. После освобождения Понселе прихватил с собой образец и начал активно продвигать счеты во Франции под названием «буйе». Из Франции русские счеты распространились по всему миру. Их попытались экспортировать в Россию, но бизнес не пошел – у нас счеты уже были.
      Двойная «итальянская» запись к середине XIX века широко применялась в России. Но в 1870 году стараниями русского самородка Федора Венедиктовича Езерского (1836–1916) появилась на свет так называемая тройная русская бухгалтерия. Ну, казалось бы, появилась и появилась, еще одна теория, из многих. Однако Федор Венедиктович был очень незаурядным человеком. Всю силу своего таланта он направил на продвижение своей идеи и критику двойной бухгалтерии. Надо отметить, что он сильно преуспел: система его использовалась повсеместно наряду с двойной бухгалтерией. А бухгалтерский конгресс в Шарлеруа (1912 год) в Бельгии рекомендовал изучение во всем мире русской бухгалтерии.
      Противники  Езерского, присмотревшись к этой форме, вскоре отметили, что речь идет не о новой системе учета, а только об одной из новых форм двойного учета. Взаимное противостояние апологетов двойной и тройной записи в конце концов переросло во взаимные оскорбления и поливание грязью друг друга в СМИ. В общем, оппоненты перешли на личности. Такая форма дискуссии, вероятно, немало забавляла бухгалтеров того времени. Противостояние титанов двойной записи и тройной бухгалтерии продолжалось вплоть до смерти Езерского.
      В 1846 году петербургский учитель музыки Куммер предложил механическое устройство для счета. Устройство работало на принципе реек. Прибор был очень успешным и вошел в историю вычислительной техники под названием счислителя Куммера. Модификации прибора выпускались и в СССР. Доподлинно известно, что его делали в 1949 году, а некоторые специалисты утверждают, что «счислителем» пользовались вплоть до 70-х годов прошлого века.
      После революции и Гражданской войны  появились молодые бухгалтеры-новаторы. Одной из попыток навести порядок было создание «Чрезучета» (сокращение от «Чрезвычайный учет»). Это учетный орган, образованный в Петрограде в 1920 году. Он занялся составлением глобальной, охватывающей всю столицу картотеки, в которой должны были накапливаться данные обо всех материальных ресурсах Петрограда. Даже при нынешнем уровне автоматизации это кажется малореальным, что уж говорить о том времени. Еще одним нововведением было создание теории научной организации труда, вплотную коснувшейся бухгалтерии. Так, например, был создан отчетный прибор «Система ручьев». Это наглядное пособие, состоящее из дощечки, воткнутых в него штырьков и металлических шайб, нанизанных на штырьки. Принцип действия простой: совершая какую-либо бухгалтерскую операцию, вместо записи в бухгалтерские регистры производится перебрасывание шайб с одного штырька на другой. Очень наглядно и понятно для любого директора (что, кстати, актуально и сейчас).
      Не  обошли стороной бухгалтерию стахановское движение и соцсоревнования. Вот один пример. Главного бухгалтера «попросили» сдать годовой отчет к 2 января и представить все это как инициативу снизу. Как это сделать даже не физически, а фактически без наличия всех документов, которые не могли поступить к тому времени, не объяснили, но зато пригрозили. Пришлось делать, наплевав на достоверность.
      Цитата  эпохи. «…Наши бухгалтера (орфография оригинала. – Примеч. ред.) не всегда, к сожалению, отличаются элементарными  свойствами обычного буржуазного честного бухгалтера. Я преклоняюсь перед некоторыми из них, среди них есть честные, преданные работники, но имеются и паршивые, которые могут сочинить любой отчет и которые опаснее контрреволюционеров, не ликвидировав их, мы не можем двигать дальше ни хозяйство страны, ни ее торговлю» (И.В. Сталин, доклад «Организационный отчет ЦК», 1924 год).
      Бухгалтерский учет постепенно трансформировался под сложившуюся государственную систему. В конце 40-х годов советские бухгалтеры внедрили журнально-ордерную форму учета. Кто именно ее изобрел, точно до сих пор не известно.
      Чем же отличался социалистический учет от капиталистического? «Характерной чертой капиталистического учета является фальсификация учетных данных. Если социалистический учет строится на научной основе и объективно должен быть простым и правдивым, то в условиях капитализма от учета требуется другое. Бухгалтерский учет, подчиненный интересам капиталистов, направлен на то, чтобы скрыть истинный источник и размер прибыли, степень эксплуатации рабочего класса, факт присвоения прибавочной стоимости, созданной трудом рабочих» – такое определение дано в одном из учебников того времени.
      В 1975 году в Горьком на базе Высшей школы МВД СССР была создана Академия МВД, специализировавшаяся на подготовке специалистов по борьбе с экономическими преступлениями. А в 1983 году было принято положение о подразделениях БХСС.4
      Сегодня бухгалтерский учет является составной  частью единого хозяйственного механизма, действующего в условиях рыночной экономики, на основании законодательных актов и в соответствии с утвержденной нормативной базой. Главными документами, в которых определены действующие принципы системы учета, являются «Положение о бухгалтерском учете и отчетности», постановления Правительства РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Можно сказать, что в основном система учета в России соответствует европейским стандартам. К тому же бухгалтерский учет находится в непрерывном развитии: без новейших информационных технологий сегодня невозможно эффективно организовать планирование, учет и контроль над производственными процессами. Заполнение всех регистров производится автоматически на основании ввода данных первичных документов. Бухгалтер должен контролировать правильность формирования отчетов и своевременно вносить коррективы. Профессионал обязан уметь предвидеть тенденции развития различных ситуаций в экономике и использовать их в интересах своей фирмы — своевременно находить выгодные для предприятия решения.
      Бухгалтерский учет на современном предприятии  — это важнейшая составляющая единого механизма, в котором  процессы управления, планирования, оптимизации всех структурных звеньев взаимоувязаны, поэтому от того, насколько профессионально и оперативно будет принимать решения главный бухгалтер, зависит успешность и репутация компании.5
      В отличии от остальных видов учета  бухгалтерский учет:
      - является документально обоснованным;
      - непрерывен (изо дня в день) во  времени и сплошной по охвату (без всяких пропусков) всех  измерений, происходящих в финансово-хозяйственной  деятельности организации;
      - применяет особые, только ему  присущее способы обработки информации (бухгалтерские счета, двойная запись, баланс и др.).6
      Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) —  набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.7
      МСФО  представляют собой важную международную  систему общепризнанных принципов бухгалтерского учета ( GAAP ). Они широко применяются и приняты в качестве основы подготовки финансовой отчетности во многих странах. МСФО являются международно признаваемым и. Признанием полезности отчетности, составляемой по МСФО, является тот факт, что уже сегодня большинство фондовых бирж (например, Лондонская) допускает представление ее иностранными эмитентами для котирования ценных бумаг. Международная организация комиссий по ценным бумагам согласилась рекомендовать с 2000 г. признавать МСФО для целей листинга на всех международных рынках (включая Нью-йоркскую и Токийскую фондовые биржи).
      МСФО:
      Используются  наравне с местными стандартами, то есть в качестве национальных правил или основы для национальных правил;
      Используются  в дополнение и при отсутствии местных стандартов, а также как  международный ориентир для стран, разрабатывающих собственные правила;
      Используются  органами регулирования национальных стандартов;
      Принимаются для предоставления консолидированной  отчетности компаний, чьи акции котируются на бирже;
      Используются  крупнейшими международными корпорациями, транснациональными компаниями с целью привлечения финансирования на международных рынках капитала.8

1.2. Теоретические основы учета расчетов  с бюджетом

 
      Под налогом понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
      Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).9
      Экономическая сущность налога проявляется через его функции, каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.
      В настоящее время в экономической  науке нет единой устоявшейся  точки зрения на количество выполняемых налогом функций. Одни ученые называют только две функции: фискальную и стимулирующую. По мнению других, кроме фискальной налоги выполняют, по меньшей мере, еще три функции: распределительную, регулирующая и контрольную. Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и в своем проявлении выступают как единое целое.
      Разграничение функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности одной функции присущи другим функциям.
      Рассмотрим  суть и механизмы проявления налогом  своих функций.
      Фискальная  функция представляет собой основную функцию налога. Она изначально присуща любому налогу, любой налоговой системе любого государства. Это естественно, ведь главная задача взимания налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий существования государства и выполнения им собственных функций: обороны страны, защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных задач и др. Именно благодаря фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, и именно фискальная функция предопределяет появление других функций налога.
      Как активный участник распределительных  и перераспределительных процессов  налоги не могут не оказывать существенного  воздействия на сам процесс воспроизводства, здесь находит свое проявление стимулирующая  функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Так, государство, оперируя этими инструментами, вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно государству.
      В частности, снижение налоговой нагрузки для российских малых предприятий  при переходе на упрощенную систему  налогообложения и систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога стимулирует развитие предприятий данного сектора экономики. Льготы, предоставляемые работодателям по уплате единого социального налога, побуждают их к использованию труда инвалидов. Занятие благотворительной деятельностью дает возможность гражданам использовать налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц и т.д.
      Немаловажное  значение в реализации этой функции  имеет и налоговая система  сама по себе: вводя одни налоги и  отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и отдельных ее отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной.
      Стимулирующая функция имеет подфункцию, которая  называется дестимулирующей. Как правило, используя дестимулирующую функцию налога, государство увеличивает налоговое бремя и тем самым может препятствовать развитию отдельных отраслей или социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Примером могут служить меры государства, направленные на поддержку внутренних производителей при помощи запретительных импортных таможенных пошлин.
      Регулирующая  функция имеет черты стимулирующей  функции. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или уменьшать дополнительные стимулы для капиталовложений, а манипулируя уровнем косвенных налогов, может воздействовать на уровень цен, следовательно, и на уровень потребления.
      Классическим  примером реализации регулирующей функции  налогов может служить введенный в Германии еще в начале XX в. и сохранившийся до сих пор налог на уксусную кислоту. Цель его установления — прекратить расходовать на изготовление уксусной кислоты вино. Из-за этого цена на уксусную кислоту, сделанную из вина, резко возросла, в результате чего производить уксусную кислоту из вина стало невыгодным. Данные меры, предпринятые государством, в свою очередь, подтолкнули производителей к созданию искусственной уксусной кислоты. Денежные поступления от данного налога едва покрывали расходы на его взимание, но регулирующая цель была достигнута. Этот пример подтверждает то, что с помощью регулирующей функции налогов государство может влиять на процессы производства и потребления.
      Благодаря данной функции налога государство  может воздействовать не только на экономические, но и на социальные и  экологические аспекты жизни  общества.10
      Наиболее  тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых — к бедным, от работающих — к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.
      С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция. Механизм выполнения этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику.
      В связи с введением единого  налога на вмененный доход (ЕНВД) у  налога появилась новая, дисциплинарная функция. Российский ЕНВД распространяется на сферы деятельности, в которых контроль со стороны налоговых органов затруднен, обычно это относится к видам деятельности, осуществляемым в сфере налично-денежного обращения (розничная торговля, оптовая торговля, сфера услуг и т.д.). Единый налог уплачивается вне зависимости от фактических результатов хозяйственной деятельности на основе расчетных показателей, определенных на законодательном уровне. Одна из целей его введения — повышение налоговой дисциплины среди незаконопослушных налогоплательщиков. Государство имеет право устанавливать для налогоплательщиков фиксированный доход и взимать с него определенный процент. Когда налогоплательщики перестанут уклоняться от налогообложения, единый налог, вероятнее всего, лишится своей дисциплинарной функции.11
      Принципы  построения налоговой системы России определяются Налоговым кодексом Российской Федерации.
      В соответствии с этим документом в Российской Федерации устанавливается следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее – региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
      К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на  добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на  доходы физических лиц;
4) налог на  прибыль организации;
5) налог на  добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за  пользование объектами животного  мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная  пошлина.
      К региональным налогам и сборам относятся:
1) земельный  налог;
2) налог на  имущество физических лиц.
      В настоящее время действуют специальные  налоговые режимы. К ним относятся:
1) система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрошенная  система налогообложения;
3) система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для определенных  видов деятельности;
4) система налогообложения  при выполнении соглашений о разделе продукции.
      Налоговыми  объектами признаются лица, на которых  в соответствии с НК РФ возложены  обязанности по исчислению, удержанию  у налогоплательщика и перечислению в  соответствующий бюджет.
      Организации в общем случае используют общеустановленную систему налогообложения. В случае если такая организация является малым предприятием и удовлетворяет условиями статьи 346 НК РФ, то возможно применение упрощенной системы налогообложения. Если же в регионе, где находится организация, введен единый налог на вмененный доход и деятельность или определение вида деятельности, осуществляемые организацией соответствуют критериям данного налога, такая организация переводится на налогообложение в соответствии с главой 263 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности» НК РФ.12
      Федеральными  признаются налоги и сборы, установленные  НК РФ (статья 13 НК РФ). Федеральные налоги и сборы можно устанавливать  и вводить только при внесении изменений в НК РФ. Федеральный законодатель, устанавливая федеральные налоги и сборы, обязан определить не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств.
      Применительно к налогам субъектов Российской Федерации, с учетом конституционных  положений, законно установленными считаются те налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом.
      Перечень  региональных налогов и сборов установлен статьей 14 НК РФ. Региональными признаются налоги и сборы, которые устанавливаются только в соответствии с нормами НК РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации всеми плательщиками налогов и сборов.
      Местные налоги (статья 15 НК РФ) устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
      Региональные  и местные власти, издавая соответствующие  законы должны придерживаться рамок  НК РФ в части порядка и сроков уплаты налогов. Это же касается и налоговых льгот - региональные и местные власти смогут их устанавливать в пределах и порядке, определенном НК РФ.
      Кроме того, власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не вправе определять круг налогоплательщиков и формы налоговой отчетности по установленным ими налогам - это стало прерогативой федерального законодателя. В связи с этим у налогоплательщиков всех регионов будут единообразные налоговые декларации.
      Не  могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
      Отметим, также, что федеральные, региональные и местные налоги отменяются НК РФ, то есть путем внесения изменений в НК РФ.13
      Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. (часть вторая в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ).14
      В соответствии со статьей 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
      Законодатель  указывает исчерпывающий перечень критериев признания налога установленным и обязательным для налогоплательщиков.
      Основными элементами налогообложения являются:
    объект налогообложения (ст. 38 НК РФ);
    налоговая база (ст. 53 НК РФ);
    налоговый период (ст. 55 НК РФ);
    налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
    порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
    порядок и сроки уплаты налога (ст. 58 НК РФ).
      Кроме того, обязательно должен быть определен  круг налогоплательщиков.
      Пункт 2 статьи 17 НК РФ предусматривает возможность  установления налоговых льгот.
      Налоговые льготы - это некоторые, предусмотренные  законодательством, преимущества по уплате налогов (в том числе, возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере), предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. По общему правилу не допускается установление льгот, имеющих индивидуальный характер;
      Основаниями для установления налоговых льгот  являются различные обстоятельства, в связи с которыми НК РФ и другие нормативные правовые акты допускают  возможность их предоставления отдельным  категориям налогоплательщиков. Налоговые льготы могут быть предоставлены при установлении федеральных налогов, региональных и местных налогов (статья 12 НК РФ).
      О сборах. При установлении конкретного  вида сбора, в нормативном правовом акте в обязательном порядке должны быть определены конкретные элементы обложения (то есть плательщик сборов, ставка сборов, порядок исчисления сборов, порядок и сроки их уплаты и так далее).15
     Целью бухгалтерского учета расчетов с  бюджетом по налогам и сборам  является  формирование полной и  достоверной информации  о состоянии данных расчетов. Задачами бухгалтерского учета при этом являются16:
    обоснованное формирование налоговой базы;
    подтвержденное применение налоговых вычетов, льгот и иных преференций;
    правильное применение ставок налога;
    своевременность расчетов с бюджетами;
    своевременное представление деклараций.
     Обеспечение вышеперечисленных задач осуществляется бухгалтерией организации посредством  следования требованиям нормативных  актов, регламентирующих определенный участок учетной работы. В настоящее время сложилась определенная система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, которая  состоит из документов четырех уровней. Основные документы, регулирующие бухучет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, отражены в таблице 1.1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1.1
     Перечень  нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в РФ
№ п/п Название документа Примечание
Первый  уровень нормативного регулирования
1 Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая и вторая Устанавливает основные элементы налогообложения и льготы по налогам, а также основания для их использования
2 Гражданский кодекс Российской Федерации Устанавливает порядок перехода права собственности  на товары
3 Федеральный закон  РФ «О бухгалтерском учете» Устанавливает все основные требования и допущения бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Второй  уровень нормативного регулирования
4 Положение по ведению  бухгалтерского учета и отчетности в РФ Устанавливает требования и принципы ведения учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
5 Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 Устанавливает порядок формирования суммы налога на прибыль в бухгалтерском учете
Третий  уровень нормативного регулирования
6 План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению Предусматривает синтетические счета для учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
7 Приказы Минфина  РФ «Об утверждении форм  налоговых деклараций»
Устанавливают формы деклараций по налогам и сборам и инструкции по их заполнению
Четвертый уровень нормативного регулирования
8 Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета и налогообложения Устанавливается момент определения налоговой базы, порядок ведения раздельного учета, сроки представления декларации и уплаты налогов в бюджет
 
     Национальная  система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет четыре уровня. Первый уровень сформирован из законов (кодексы, законы, документы международного уровня) и иных документов приравненных к законодательным актам (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ). Документы этого уровня прямо или косвенно оказывают влияние на организацию бухгалтерского учета и формирование финансовой (бухгалтерской) отчетности.
     Наиболее  значимым нормативным актом, регламентирующим бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам  является Налоговый  кодекс Российской Федерации. В налоговом кодексе установлены основные принципы организации системы налогообложения, определены виды и элементы налогов. Именно налоговый кодекс регламентирует порядок налогообложения лиц (физические и юридические) отдельно по каждому из налогов, частности формирование налогооблагаемых баз, организация налоговой отчетности и порядок расчетов с бюджетами.
     Документом, регламентирующим организацию учета расчетов в первой группе, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В нормативном акте закреплены основные принципы и правила организации бухгалтерского учета.
     Второй  нормативный уровень включает в себя различные положения, рекомендации и нормативы, непосредственного влияния на организацию бухгалтерского учета, к ним относят документы Минфина РФ, которые определяют императивные нормы и допуски в организации учета и финансовой отчетности. 
     Ко  второму уровню нормативного регулирования учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам можно отнести Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Положение устанавливает требования и принципы ведения учета вообще и опосредованно расчеты с бюджетом по налогам и сборам.
     Из  всех бухгалтерских стандартов (ПБУ), непосредственно регламентирующих учет расчетов с бюджетом является 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».   В ПБУ 18/02 установлен императивный порядок формирования суммы налога на прибыль в бухгалтерском учете и особенности раскрытия информации по налогу в финансовой отчетности. Документ предусматривает порядок отражения в учете не только суммы налога на прибыль, но и отражение сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль в последующих отчетных периодах.
     ПБУ 18/02 разъясняет порядок отражение в бухгалтерском учете взаимосвязи суммы прибыли (убытка), исчисленной по правилам бухгалтерского учета и по правилам налогового учета. Можно сказать, что ПБУ 18/02 определяет порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль по правилам налогового учета, но на основе бухгалтерских данных.
     К документам третьего уровня относят методические указания,  инструкции и разъяснения Минфина по вопросам организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
     Документом  прямого действия в части организации  бухгалтерского учета по расчетов с  бюджетами различных уровней  можно назвать План счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению. Для учета расчетов по налогам и сборам Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрены отдельные счета синтетического учета: 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (с субсчетами в разрезе отдельных активов и платежей), 68 «Расчеты по налогам и сборам» (с субсчетами в разрезе отдельных налогов и сборов).
     Четвертый уровень системы регулирования бухучета содержит локальные нормативные акты, регламентирующие учет и отчетность в конкретной организации. Учетная политика, с учетом нормативных императивов и допусков, более детально раскрывает методические, технические и организационные аспекты организации управленческого, бухгалтерского и налоговых учетов. В качестве приложений к Учетной политике рассматриваются: рабочий план счетов, график документооборота, методики расчета отдельных показателей и  налоговых баз отдельных налогов и обязательных платежей.
     Обязательными разделами Учетной политики организации являются особенности организации учетной работы для целей бухгалтерского учета и налогового учета. 

1.3. Методологические основы учета расчетов по налогам и сборам

 
     В системе расчетных взаимоотношений организаций денежные расчеты с бюджетами осуществляются в императивной форме, поэтому этому разделу бухгалтерского учета уделяется особое внимание. В связи с этим, бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам обязан обеспечить формирование полной и достоверной информации на всех этапах учетной работы.
     По  объекту налогообложения налоги классифицируют следующим образом: налог на имущество; налог на прибыль; налог на добавленную стоимость; налог на доходы физических лиц и другие.
     По  способу учета налоги делятся на: включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг;  включаемые в продажную цену продукции, работ, услуг и относимые на финансовые результаты.
     В рамках этих классификаций организуется бухгалтерский учет расчетов по налогам и сборам.
     Основным  документом, регламентирующим организацию  бухгалтерского учета и налоговой отчетности является Учетная политика, в разделе которой «для целей налогообложения» отражаются все особенности определения налогооблагаемых баз.
     Все расчеты с бюджетом по налогам  и сборам учитываются на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам". Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, в частности, по кредиту счета отражаются обязательство перед бюджетом, а по дебету – погашение обязательств. Сальдо по счету показывает задолженность перед бюджетом (кредитовое сальдо) или задолженность бюджета (дебетовое сальдо). Каждый налог учитывается на отдельном субсчете.
     Счет 68 кредитуется на суммы, причитающиеся  по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты:
     в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» - на сумму налога на прибыль,
     - в корреспонденции со счетом  91 «Прочие налоги и сборы» - налог на имущество, земельный налог, прочие налоги.
     - в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате  труда» - на сумму налога на доходы физических лиц.
     По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет в корреспонденции со счетами денежных средств (50, 51), а также на суммы налоговых вычетов, например, в отношении НДС, по дебету счета 68 происходит списание со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
     Аналитический учет организуется в рамках налогового учета по общим правилам его ведения - обеспечение информативности в рамках счета, субсчета. Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов с учетом требований налогового законодательства.
     Ст. 153 Налогового кодекса РФ устанавливает различные налоговые ставки и определяет требования ведения раздельного аналитического учета НДС.         После введения в действие нового Плана счетов, правила бухгалтерского учета определяют особенности формирования бухгалтерской отчетности для целей финансового учета, что не совпадает с порядком формирования налоговой базы по налогам и сборам по НК РФ. Такие разночтения привели к необходимости организации самостоятельной учетной системы в целях налогообложения.
     В финансовой (бухгалтерской) отчетности расчеты с бюджетом по налогам и сборам  отражаются в виде задолженности по строке 624 «Задолженность по налогам и сборам» раздела V «Краткосрочные обязательства» пассива бухгалтерского баланса.
     Формой  налоговой отчетности является декларация по отдельному налогу, в соответствии со ст. 80 Налогового кодекса, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
     Рассмотрим  организацию учета расчетов предприятия с бюджетом по основным налоговым платежам.
     Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяется как разница между стоимостью реализованной продукции, товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Правила исчисления НДС определяются главой 21 НК РФ.
           Объектом налогообложения по НДС признаются следующие операции17:
    реализация товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
    передача на территории Российской Федерации товаров, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету, в том числе через амортизационные отчисления при исчислении налога на прибыль организаций;
    выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
    ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
     При определении налоговой базы налога на добавленную стоимость налогоплательщики  руководствуются статьей 153 Налогового Кодекса Российской Федерации.
     На  организации могут быть возложены  обязанности налогового агента. Например, при предоставлении органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога на добавленную стоимость. При этом налоговая база определяется налоговым агентом (организацией, арендующей указанное имущество) отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы этого имущества. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога18.
     Статья 164 НК РФ устанавливает следующие налоговые ставки по НДС: 0 процентов, 10 процентов, 18 процентов.
     По  ставке 0 процентов налогообложение  производится в случаях реализации товаров (работ и услуг) вывезенных в режиме таможенного экспорта, в т.ч. товаров, помещенных в таможенной зоне.
     Налогообложение производится по ставке 10 процентов  при реализации социально значимых товаров (некоторые продовольственные товары, товары для детей, медицинские товары).
     В остальных случаях налогообложение производится по налоговой ставке 18%.
     Сумма НДС при определении налоговой  базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Общая сумма НДС при реализации товаров, работ, услуг представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога на добавленную стоимость19.
     Исчисление НДС производится методом начисления. Документом, подтверждающим реализацию товаров, работ, услуг для целей налогового учета является счет-фактура. Счет-фактура является документом, являющимся основанием для начисления НДС и предъявления налога к вычету/возмещению.
     Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (начисленная и уменьшенная на сумму налоговых вычетов), определяется по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации, в т.ч. передачи товаров (работ, услуг) для собственных нужд.
     В таблице 1.2 приведены основные корреспонденции счетов по операциям, связанным с НДС.
Таблица 1.2
Синтетический учет по операциям с НДС
№п/п Хозяйственная операция Документ-основание Дебет счета Кредит счета
 
 
1 2 3 4
1 Начислен НДС в бюджет с выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг: а) при  отгрузке продукции;
б) при  отгрузке продукции, если предварительно была получена оплата
Счет-фактура, книга продаж, налоговая декларация по НДС Счет-фактура, книга продаж, налоговая декларация по НДС
90 «Продажи»,  субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость» 90 «Продажи»,  субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость»
68 «Расчеты по  налогам и сборам», субсчет 68-1 «Налог на добавленную стоимость» 76 «Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-5 «Налог на добавленную стоимость»
2 Начислен НДС  в бюджет с поступивших доходов  будущих периодов Договор, налоговая декларация по НДС 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-1 «Доходы, полученные в счет будущих периодов» 68 «Расчеты по  налогам и сборам», субсчет  68-1 «Налог на добавленную стоимость»
3 Начислен НДС  с санкций, полученных за ненадлежащее выполнение договоров, предусматривающих переход права собственности на товары (выполненные работы, оказанные услуги) Хозяйственный договор, счет-фактура, справка бухгалтерии 76 «Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям» 68 «Расчеты по  налогам и сборам», субсчет  68-1 «Налог на добавленную стоимость»
 
 
Продолжение таблицы 1.2
4 Начислен НДС  с полученных от покупателей и  заказчиков аванса или предварительной оплаты Выписка банка 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками», субсчет 62-1 «Расчеты по авансам полученным» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами, субсчет «НДС» 68 «Расчеты по  налогам и сборам», субсчет 68-1 «Налог на добавленную стоимость»
5 Произведен  налоговый вычет перед бюджетом суммы НДС по принятым на учет основным средствам Документы, удостоверяющие оплату поставщику, счет-фактура, акт приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1) 68 «Расчеты по  налогам и сборам», субсчет 68-1 «Налог на добавленную стоимость» 19 «НДС по  приобретенным ценностям», субсчет 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств»
6 Приняты к вычету перед бюджетом суммы НДС по принятым на учет нематериальным активам Документы, удостоверяющие оплату поставщику, счет-фактура, акт приемки-передачи НМА 68 «Расчеты по  налогам и сборам», субсчет 68-1 «Налог на добавленную стоимость» 19 «НДС по  приобретенным ценностям», субсчет 19-2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»
7 Приняты к вычету перед бюджетом суммы НДС по оприходованным товарам и сырью. Документы, удостоверяющие оплату поставщику, счет-фактура, приходная накладная 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68-1 «Налог на добавленную стоимость» 19 «НДС по  приобретенным ценностям», субсчет 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Продолжение таблицы 1.2
8 Приняты к вычету перед бюджетом суммы НДС по выполненным работам Документы, удостоверяющие оплату поставщику, счет-фактура, акт 68 «Расчеты по  налогам и сборам», субсчет 68-1 «Налог на добавленную стоимость» 19 «НДС по  приобретенным ценностям», субсчет 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным работам и услугам»
9 Приняты к вычету перед бюджетом суммы НДС по оприходованным услугам Документы, удостоверяющие оплату поставщику, счет-фактура, акт 68 «Расчеты по  налогам и сборам», субсчет 68-1 «Налог на добавленную стоимость» 19 «НДС по  приобретенным ценностям», субсчет 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным работам и услугам»
10 Приняты к вычету перед бюджетом суммы НДС по работам, выполненным хозяйственным способом по объектам, законченным капитальным строительством Счет-фактура, акт  о приемке выполненных работ 68 «Расчеты по  налогам и сборам», субсчет 68-1 «Налог на добавленную стоимость» 19 «НДС по  приобретенным ценностям», субсчет 19-3 «НДС по приобретенным работам и услугам»
11 Перечислена задолженность  перед бюджетом по НДС Выписка банка 68 «Расчеты по  налогам и сборам», субсчет 68-1 «Налог на добавленную стоимость» 51   «Расчетные  счета»
12 Возврат излишне  перечисленных сумм НДС Выписка банка, платежное поручение 51 «Расчетные  счета» 68 «Расчеты по  налогам и сборам», субсчет 68-1 «Налог на добавленную стоимость»
 
     Налог на прибыль организаций является прямым налогом для юридических лиц и относится к федеральным налогам. Определение налогооблагаемой базы и порядок начисления налога на прибыль определяется положениями главы 25 НК РФ.
     Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций, в соответствии со ст. 247 НК РФ, признается доход, уменьшенный на величину расходов, произведенных при получении дохода.
     К доходам относятся доходы от реализации товаров, работ, услуг, активов и имущественных прав.
     Доходом от основной деятельности признается выручка от реализации товаров, работ, услуг, как собственного производства, так и ранее приобретенных с целью перепродажи. Иные доходы, как и выручка от реализации имущественных прав (если это не является основной деятельностью) называются прочими доходами.
     Перечень  доходов, учитываемых и неучитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, представлен в ст. 251 НК РФ.
     Правила формирования доходов и расходов коммерческих организаций регламентируется ПБУ 9/9920 и ПБУ 10/9921 соответственно.
     В соответствии с ПБУ 9/99 доходами признается увеличение экономических выгод в результате реализации, поступления активов и в иных случаях.
     Доходы  организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на доходы от обычной деятельности и от прочей.
     Согласно  ПБУ 9/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящие к уменьшению капитала. Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
     Расходы подразделяются на четыре группы: материальные расходы; расходы на оплату труда и отчисления от ФОТ; начисленная амортизации ОС и НА; прочие расходы.
     Порядок признания доходов и расходов для целей налогообложения определяется ст. 271—273 НК РФ.
     Налог на прибыль начисляется исходя из налоговой базы и ставки налога, которая в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 20 процентов (в федеральный бюджет — 2.0%, в бюджеты субъектов – 18.0%).
     Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
     Организации определяют налоговую базу по данным налогового учета. Налоговым учетом признается система обобщения информации для определения налоговой базы по данным первичных документов (первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы), рассмотренным гл. 25 НК РФ.
     При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения22.
     В случае, если Учетная политика для  целей финансового учета и  для целей налогового предусматривает  применение различных методов признания доходов и расходов, применяется ПБУ 18/0223.
     ПБУ 18/02 в частности определяет понятия: налоговый актив и налоговое обязательство.
     Налоговое обязательство представлено в ПБУ вычитаемыми и налогооблагаемыми временными разницами.
     Под временными разницами понимают доходы и расходы, которые формируют  финансовую прибыль в одном отчетном периоде, а налоговая база учитывает другие отчетных периоды. При этом, временные разницы приводят к образованию отложенного налога. Под отложенным налогом рассматривают обязательства перед бюджетом, подлежащие уплате в следующих отчетных периодах.
     Налогооблагаемые временные разницы образуют отложенный налог на прибыль, который уменьшит обязательства в следующем периоде.
     Вычитаемые  временные разницы образуются в  результате применения разных методов оценки затрат для целей бухгалтерского и налогового учетов:
    применения разных способов начисления амортизации;
    применения разных способов признания коммерческих и управленческих расходов в себестоимости;
    убытка, перенесенного на будущее;
    при использовании метода начисления и кассового метода.
     Под отложенным налоговым активом ПБУ  понимает часть отложенного налога, которая может привести к уменьшению налога на прибыль.
      Основные  бухгалтерские записи по налогу на прибыль представлены в таблице 1.3.  

Таблица 1.3
Бухгалтерские записи по учету по налогу на прибыль
№ п/п Хозяйственная операция Документ-основание Дебет счета Кредит счета
 
 
1 2 3 4
1 Отражена сумма  условного расхода по налогу на прибыль (т.е. начислен налог на прибыль по правилам бухгалтерского учета) Справка-расчет бухгалтерии 99 «Прибыли и убытки» 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68-2 «Налог на прибыль»
2 Отражено постоянное налоговое обязательство (т.е. произведение расходов, не учитываемых для целей исчисления налога на прибыль, на действующую ставку налога на прибыль) Справка-расчет бухгалтерии 99 «Прибыли и убытки» 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68-2 «Налог на прибыль»
 
 
 
 
 
 
 
Продолжение таблицы 1.3
3 Отражен постоянный налоговый актив (т.е. произведение доходов, не учитываемых для целей исчисления налога на прибыль, на действующую ставку налога на прибыль) Справка-расчет бухгалтерии 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68-2 «Налог на прибыль» 99 «Прибыли и убытки»
4 Отражен отложенный налоговый актив (возникает по доходам, которые в бухгалтерском учете признаются позже, чем в налоговом учете, и, соответственно, по расходам, которые в бухгалтерском учете признаются раньше)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.