На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инфляция и антиинфляционная политика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         Оглавление
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                     3-4
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1. 1 Причины и сущность инфляции                                                                         5-8
1. 2. Виды  инфляции                                                                                                   8-11                                                                                      
1.3. Понятие  антиинфляционной политики                                                              11-16                                            
1.4 Экономические  и социальные последствия инфляции                                     16-18
2. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РБ
 2.1 Антиинфляционная политика в РБ                                                                     18-21
2.2 Причины  инфляции в РБ                                                                                21-23
2.3 Динамика инфляционных процессов в РБ                                                           23-24    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  25-27
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                              28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      
                                              
                                           ВВЕДЕНИЕ 

     На  сегодняшний день одной из главных  причин, отрицательно влияющих на развитие экономики и общества в целом, является инфляция. Инфляция затрагивает  множество аспектов экономической  и общественной жизни. Она создает  практические неудобства и убытки, выводит из строя основные механизмы, порождает неопределенность в обществе и оказывает нежелательное влияние  на распределение общественного  продукта. Инфляция порождает также  очень серьезные искажения и  снижение эффективности работы инструментов рыночной экономики. В частности, цены перестают играть роль индикаторов  рынка. Инфляция – это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном  росте цен, вызванном избытком денежной массы в обращении. Этот процесс  представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики Республики Беларусь. Таким образом, необходимым условием успешного преодоления высокой инфляции является проведение правильного антиинфляционного регулирования.
Именно  поэтому , мы считаем, что выбранная  тема является весьма актуальной и  заслуживает большого внимания.
Целью данной работы является изучение теоретических  и практических аспектов инфляции и  ее макроэкономического регулирования, рассмотрение различных имеющихся методов борьбы с инфляцией, а также антиинфляционной политики государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть  понятие и сущность  инфляции, ее причины; 
2. Изучить  существующие виды инфляции;
3. Определить  методы борьбы с инфляцией; 
4. Раскрыть определение антиинфляционной политики государства;
5.Дать  понятие имеющихся методов борьбы  с инфляцией.
Объектом  исследования выступает инфляция  и антиинфляционная политика рыночной экономике. Предметом исследования являются макроэкономические факторы  и особенности инфляции и антиинфляционной политики.
Для решения  поставленных в курсовой работе задач  применялись такие методы научного исследования как метод анализа  научной литературы, метод анализа  и синтеза, метод индукции, метод описания и метод обобщения,а также диалектический метод .
Наиболее  полно теоретические аспекты  инфляции и антиинфляционной политики изложены в трудах Красавина Н.И. «Инфляция и экономический рост»  и «Экономика»  под ред. А.С. Булатова. Также большое внимание вопросам инфляции уделяется в работе «Экономическая теория»  под ред. В.Д. Камаева. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1. 1 Причины и сущность инфляции 
Инфляция  является сложным социально-экономическим явлением, порождаемым  диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Она представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Инфляция отрицательно влияет на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства - от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение.
Как экономическое  явление инфляция существует уже  длительное время. Считается, что она  появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых  неразрывно связана. Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые  стал употребляться в Северной Америке  в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначил процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в  Англии и Франции. Широкое распространение  в экономической литературе понятие  инфляции получило в XX веке после первой мировой войны, а в советской  экономической литературе - с середины 20-х годов . Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Однако определение инфляции как  переполнение каналов денежного  обращения обесценивающимися бумажными  деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте  товарных цен, не может быть сведена  лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социальное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.
Существует  и несколько иной взгляд на природу  инфляции, что вполне естественно, ибо  инфляция представляет собой чрезвычайно  сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Как считают  некоторые экономисты, под инфляцией  следует понимать повышение общего уровня цен в экономике.
Однако  существует большой перечень и других определений сущность инфляции. Вот  некоторые из них:
        Инфляция – это социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства.
    Инфляция – это превышение количества денежных единиц в обращении над суммой товарных цен.
Инфляция  – это повышение общего уровня цен в стране, возникающее в  связи с  длительным неравновесием  на большинстве рынков в пользу спроса.
Теперь  рассмотрим причины инфляции.
 Причины  инфляции многообразны. Обычно в  основе инфляции лежит несоответствие  денежного спроса и товарной  массы – спрос на товары  и услуги превышает размеры  товарооборота, что создает условия  для того, чтобы производители  и поставщики поднимали цены  независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и  предложением, превышение доходов  над потребительскими расходами  могут порождаться дефицитом  госбюджета (расходы государства  превышают доходы);чрезмерным инвестированием  (объем инвестиций превышает возможности  экономики); опережающим ростом заработной  платы по сравнению с ростом  производства и повышением производительности  труда; произвольным установлением  государственных цен, вызывающим  перекосы в величине и структуре  спроса; другими факторами.
Повышение цен и появление излишнего  количества денег – это лишь внешние  проявления инфляции; ее глубинной  причиной является нарушение пропорций  национального хозяйства, т.е. нарушение  общего равновесия. В мировой экономической  литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального  хозяйства и инфляции:
• государственная  монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства.
• профсоюзная  монополия, задающая размер и продолжительность  того или иного уровня заработной платы.
• монополизм крупнейших фирм на определение цен  собственных издержек.
Все эти  три причины взаимосвязаны и  каждая по-своему может вести к  росту или падению спроса и  предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки  конкретных мер борьбы с инфляцией.
Также существует и ряд других причин инфляции, такие как :
1. Отсутствие  баланса между госрасходами и  госдоходами. Появляющийся дефицит  бюджета закрывается при помощи  запуска печати новых дензнаков,  что ведет к росту объема  денежной массы и к инфляции.
2. Недостаток пространство для рыночных отношений и отсутствие нормальной конкуренции.
3. Ввозимая инфляция импорта, этот фактор влияет все больше и больше, так как в связи с процессом глобализации экономики стран становятся более открытыми.
4. Приводящие к инфляции инвестиции. Особенно вложения в военную технику, которые опять таки вызывают дефицитность бюджета, и печати новых денег.
5. Ожидания  инфляции. Люди постоянно думают  о повышении цен, ждут их, поэтому  стараются запастись необходимым,  а продавцы в свою очередь  в цену продукции стараются  заложить возможный рост издержек.
1. 2 Виды инфляции
С точки  зрения темпов инфляции выделяют три  основных ее вида: ползучая, галопирующая, гиперинфляция.
1). Ползучая инфляция характеризуется небольшими (10-20 процентов в год) темпами обесценения денег при ее застойности и постоянном воспроизведении. Экономическая теория, в частности, современное кейнсианство, рассматривает такую инфляцию как благо для экономического развития, а государство — как субъект проведения эффективной экономической политики. Такая инфляция позволяет корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.
2). Для галопирующей инфляции характерен рост цен от 20 до 200 процентов в год. Она отражает нестабильность экономической обстановки, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой темп роста цен.
3). Гиперинфляция представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен (свыше 1000 процентов в год). В таких условиях наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества, разрушается натуральный обмен, бартерные сделки, используются талоны, купоны, нормы распределения, а так же наблюдается бегство населения от денег.
В зависимости  от роста цен по разным товарным группам можно выделить два вида инфляции: сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию.
1). При сбалансированной инфляции рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами.
2). Несбалансированная инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары.
В зависимости  от того, какие формы принимает  неравновесие спроса и предложения, различают открытый и подавленный  типы инфляции.
1). Открытая инфляция характерна для экономики со свободным ценообразованием, и представляет собой хронический рост цен на товары и услуги. Каковы ее механизмы? Механизм адаптивных инфляционных ожиданий, который основан на деформации психологии потребителей. Наблюдая рост цен, потребители стараются предугадать, насколько подорожают товары, и наращивают текущий спрос в ущерб сбережениям, а это, в свою очередь, сокращает объем кредитных ресурсов, что препятствует росту капиталовложений, производства и предложения.
2). Подавленная инфляция, которую иногда называют скрытой, характерна для экономики с регулируемыми ценами (и, возможно, заработной платой), и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. Подавленная инфляция возникает вследствие поддержания государством товарных цен ниже цен равновесия спроса и предложения, при котором деньги перестают быть всеобщим покупательным средством и мерой распределения товаров и услуг. Этот вид инфляции очень опасен, т. к. ведет к разрушению рыночного механизма.
На ряду с этими видами инфляции, существует еще два: инфляция спроса и инфляция предложения.
1). Инфляция  спроса -  это вид инфляции, порождаемый  избытком совокупного спроса, за  которым по тем или иным  причинам не успевает производство . Избыточный спрос приводит к  взлету цен.
2). Инфляция  предложения ( издержек). В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.).
К вышеприведенным  классификациям можно добавить еще  несколько видов инфляции.
   Структурная инфляция – это по существу перемещение спроса. На товары, пользующиеся повышенным спросом, цены растут. В то же время на товары, спрос на которые невелик, цены либо не снижаются, либо снижаются несущественно (из-за неэластичности предложения по отношению к спросу, слабой мобильности факторов производства и др.). Вследствие этого происходит: рост средних цен, сокращение или полное прекращение выпуска дешевых товаров, снижение качества товаров при стабильных ценах на них.
Также выделяют в рамках инфляции издержек несколько ее подвидов в зависимости  от источника растущих издержек. По этому критерию выделяются:
   Инфляция  роста зарплаты – удельный вес заработной платы в цене товара сравнительно невелик (25-30%), но даже в таком случае рост рыночной заработной платы может инициировать инфляцию.
   Инфляция  налогов – инфляция, при которой государство начинает интенсивно повышать налоги. С их помощью покрываются расходы на оборону, управление, социальные программы. Это снижает возможности инвестиций, что сокращает производство и, следовательно, предложения, что уже само по себе служит исходной базой для инфляции.
  Инфляция  прибылей -  промышленные предприятия и другие субъекты экономики получают сверхприбыли, что ведет к повышению уровня цен, не компенсируемому покупателю ростом качества товара. Этот вид инфляции особенно опасен при условиях либерализации цен, отсутствии конкуренции, высоком уровне монополизма, тотальном дефиците товаров.
“Товарная”  инфляция – это инфляция, при которой резко дорожают сырье и материалы.
   Административная  инфляция – воля государственных органов, союзов и объединений. Согласно этой воле взвинчиваются цены на железнодорожные перевозки, плата за почтовые услуги, услуги связи, коммунальные услуги. Эта инфляция стимулирует инфляцию издержек.
1.3 Понятие антиинфляционной политики.
В рыночной экономике, как свидетельствует  зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать  умеренной и управляемой. Для  борьбы с инфляцией государство  проводит антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции.
Цель  антиинфляционной политики заключается  в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия  в области политики доходов, а  также различные программы. стабилизации, включая проведение радикальных  денежных реформ.
Чтобы контроль над инфляцией был действенным, необходимо, прежде всего, выявить причины  инфляции. Если инфляция возникла на основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства должны быть направлены на:                                                                                                                                                            
    повышение учетной ставки по сбережениям населения;
    сокращение государственных расходов;
    уменьшение денежной эмиссии;
    повышение налогов, чтобы уменьшить доходы.
Если  инфляционная спираль раскручивается в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции.
Как показывает мировая практика, обуздать инфляцию в короткие сроки помогает программа  стабилизации, которая включает набор  взаимосвязанных мероприятий в  области бюджетной, и денежно-кредитной  политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и нередко в  этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные  организации. Стабилизационная программа  содержит следующие общегосударственные  меры:
    повышение налогов;
    снижение объемов кредитования коммерческих банков;
    увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;
    повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;
    фиксация обменного курса национальной валюты;
    сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий.
    В осуществлении стабилизационных мер  наряду с экономической логикой  требуется и политическая дальновидность. Как известно, повышение налогов  является крайне непопулярным шагом  любого правительства. И проведение этой меры в чистом виде вряд ли найдет поддержку у населения. Поэтому  она должна быть скомпенсирована  увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен  на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально  значимые программы могут зарубежные займы.
Негативные  социально-экономические последствия  инфляции вынуждают правительство  разных стран проводить определенную экономическую политику. Различают 2 их части: антиинфляционную стратегию, объединяющую цели и методы долговременного  характера, и антиинфляционную тактику.
Составляющие  антиинфляционной стратегии:
Долгосрочная  денежная политика. Связана с введением  жестких лимитов на ежегодные  приросты денежной массы. Она должна сочетаться с разгосударствлением  экономики, с развитием рыночной инфраструктуры;
Гашение антиинфляционных ожиданий. Правительство  должно ставить перед собой определенные антиинфляционные задачи, информировать  об этом население, и добиваться их выполнения. Здесь срабатывает эффект объявления: производители и потребители  убеждаются, что правительство способно выполнять свои обещания, и изменяют свое экономическое поведение;
Сокращение  бюджетного дефицита. Это возможно осуществить двумя путями: увеличением  налогов или уменьшением расходов государства. Но необходимо иметь в  виду, что большие налоги могут  подорвать стимулы к труду  и инвестированию, сократить поступления  в бюджет. Кроме того, высокие  налоговые ставки сами по себе являются инфляционными факторами. В мире наблюдается общая тенденция  к снижению ставок налога на прибыль. Это дает импульс инвестициям, росту  производства и занятости, а значит  — и доходов, подлежащих налогообложению. Кроме того, нужно пойти на снижение государственных расходов за счет структурной  перестройки производства, демилитаризации  и конверсии, формирование новых  рынков (информации, средств связи  и т. д.). В случае, когда инфляционная обстановка нетерпима, используется тактическое  антиинфляционное напряжение.
Антиинфляционная  тактика должна быть направлена на увеличение предложение товаров  без повышения спроса или на снижение спроса без падения предложения. Важную роль здесь может сыграть  повышение степени товарности народного  хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предприятий, продающих  побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной собственности, реализация государственных стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий, массированный потребительский  импорт. Регулирование спроса предусматривает  повышение норм сбережений, и уменьшение уровня их ликвидности. Для этого значительно повышаются процентные ставки по вкладам, по государственным облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже вводится временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все способы противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа конфискационного типа.
Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его  разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос  недостаточен, осуществляются программы  государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего в отношении получателей  средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют  выгоду. Считается, что таким образом  расширяется спрос на потребительские  товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как  показал опыт многих стран в 60-е  и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности  маневрировать налогами и расходами.
     Второй  подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
     Современная рыночная экономика инфляционна  по своему характеру, поскольку в  ней невозможно устранить все  факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения  и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам  и др.).
     В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства  ставят перед собой цель сделать  ее умеренной, контролируемой, не допустить  разрушительных ее масштабов. 

1.4 Экономические  и социальные последствия инфляции
Инфляция, являясь основным дестабилизирующим  фактором рыночной экономики, оказывает  значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни  населения. Ее воздействие зависит  от темпов инфляции. Умеренная инфляция ведет к временному оживлению  экономики в результате незначительного  роста цен и нормы прибыли. Галопирующая и тем более суперинфляция  наносят значительный урон народному  хозяйству. Рост цен намного опережает  рост количества денег в обращении, происходит “бегство от денег” населения  и предприятий. В результате этого  нарастает скорость обращения денег, что равносильно их дополнительной эмиссии, побуждая цены подниматься  еще выше. Цены перестают быть достоверным  средством измерения затрат, падает их стимулирующая роль. Неравномерный  рост цен на товары разрушает и  дезорганизует хозяйственные связи, ведет к диспропорциям в экономике.
     Таким образом, инфляция дезорганизует все  народное хозяйство. Предприятиям из-за быстрого роста цен не хватает  выручки за реализованную продукцию, чтобы рассчитаться с поставщиками ресурсов и комплектующих изделий, выплатить зарплату своим работникам. Стремительное увеличение издержек производства в связи с удорожанием ресурсов лежит в основе дальнейшего роста цен на продукцию и раскручивания инфляционной спирали “цены — зарплата — издержки—цены”. Суть ее в том, что повышение цен на товары и услуги ведет к падению реальных доходов трудящихся. Чтобы остановить их, профсоюзы и наемные работники требуют повышения номинальной заработной платы. Более высокая зарплата повышает издержки производства, что требует повышения цен на продукцию. Изменившиеся цены делают необходимым очередной пересмотр ставок зарплаты и т.д. Так возникает и раскручивается инфляционная спираль. В условиях инфляции начинается кризис взаимных неплатежей, который охватывает все народное хозяйство. В результате продукция не продается, предприятия работают “на склад”, затовариваются и вынужденно останавливаются. Начинается массовое сворачивание производства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.