На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курс лекций Лекции по "Философии". ФилософскаямысльБеларуси

Информация:

Тип работы: курс лекций. Добавлен: 01.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Философская  мысль Беларуси
Периодизация  философской мысли  Беларуси 

    1)  11-15 вв. – средневековый период. 
    2) 16 – первая половина 17 вв. – период Возрождения и Реформации.
    3) Вторая половина 17 – первая половина 18 вв. – период Контрреформации.
    4) Вторая половина 18 – начало 19 вв. – период Просвещения.
    5) 20-50-е гг. 19 в. – период романтизма.
    5) Вторая половина 19 – начало 20 вв. – период формирования национально ориентированной белорусской философии.
    6) 1920-1980-я г. – период господства марксистско-ленинской философии.
    7) С 1990-х гг. – современный период.
Средневековый  период (11-15 вв.) 

    В данный  период происходит формирование  элементов философской мысли  на территории Беларуси (раннефеодальные  княжества – Полоцкое, Туровское, Смоленское, с середины 13 в. – Великое  княжество Литовское).
    Данный процесс происходил путем усвоения в интеллектуальной культуре земель современной Беларуси греко-византийской патристики в результате принятия христианства из Византии.
Особенности  философской мысли  средневекового периода 

    Сущностью  философской мысли выступает  идея «мудрости» в качестве  гармонического единства знаний, приобретенных в различных сферах  действительности и помогающих  человеку в выработке собственной  жизненной позиции. Это обусловило  несистемность философских знаний, приближение философии к обобщенному  жизненному опыту.
    По форме философская мысль выступает как заимствование византийской философии и ее основных ориентаций.
    Центральной является проблема человека и его взаимоотношений с Богом; поэтому в рамках философской мысли преобладают вопросы этического и социально-политического характера.
Основные  представители философской  мысли средневекового  периода 

    Климент  Смолятич
    Кирило Туровский
Период  Возрождения и  Реформации (16 в.) 

    В данный  период земли Беларуси являлись  центральным ядром Великого княжества Литовского. В 1569 г. ВКЛ соединяется с Польским Королевством в федеративное государство – Речь Посполитую.
    Философская мысль данного периода развивается под влиянием прежде всего идей западноевропейской философии.
    Определяющее влияние на особенности философской мысли данного периода имели идеи Возрождения и Реформации (религиозного движения 16 в., направленного на радикальную трансформацию традиционной церкви, в результате чего возник ряд протестантских и иных постреформационных конфессий).
Особенности  философской мысли  периода Возрождения  и Реформации 

    Неотделимость  философии от других форм интеллектуальной  культуры;
    Использование философских идей в религиозной полемике между различными конфессиями;
    Тесная связь ренессансных и реформационных идей;
    Преобладание в рамках философской мысли проблем антропологии и социальной философии (вопросы преемственности моральных ценностей, счастья, соотношения индивидуального и всеобщего блага, идеального государства);
    Утверждение идей гражданской и политической свободы в рамках шляхетского государства;
    Обоснование принципа религиозной толерантности.
Основные  представители философской  мысли периода  Возрождения и  Реформации 

Философская  мысль Возрождения:
    Франциск Скорина
    Михалон Литвин
    Станислав Кашуцкий
 
Философская  мысль Реформации:
    Андрей Волан
    Сымон Будны
    Мартин Чеховиц
Период  Контрреформации (17 – первая половина 18 вв.) 

    Земли  Беларуси на протяжении данного  периода входят в состав ВКЛ  и Речи Посполитой.
    На развитие философской мысли данного периода определяющее влияние оказало усиление доминирующих позиций католической церкви в результате движения Контрреформации (общеевропейского религиозного движения, направленного на восстановление позиций католической церкви в общественной и культурной жизни, утраченных в результате Реформации).
    В контрреформационном движении ведущую роль сыграли иезуиты и другие католические монашеские ордена. По их инициативе в ВКЛ возникает сеть средних учебных заведений, а также высшее учебное заведение – Виленская иезуитская академия (с 1579 г.), в которых осуществлялось систематическое преподавание философии.
    По образцу католических учебных заведений возникли униатские и православные учебные заведения аналогичного типа.
Особенности  философской мысли  периода Контрреформации 

    Формирование  академической философии, определяющим  направлением которой становится  неосхоластика;
    Тесная связь с религиозно-конфессиональной идеологией;
    Влияние идеологии сарматизма, в основе которой находится обоснование особого статуса шляхты в качестве господствующего сословия в общественной системе, ее специфического мировоззрения и образа жизни.
Неосхоластика 

    Под  неосхоластикой понимается философская  система, сформировавшаяся во второй  половине 16 – первой половине 18 вв. на основе переосмысления средневековой  схоластики в качестве интеллектуальной  реакции на идеи Возрождения  и Реформации.
    Необходимость полемики с гуманистической философией обусловила в то же время включение некоторых ее идей в систему неосхоластики.
    Для неосхоластики характерна тенденция к систематичности. Вся философия разделялась на:
    - теоретическую (логика, физика, метафизика)
    - практическую (этика, экономика, политика).
    В рамках Виленской академии сформировалась особая виленская школа неосхоластики. Для нее характерны приоритетное внимание к проблемам логики и теории познания, с одной стороны, и к проблемам этики и социальной философии, с другой.
Основные  представители виленской  неохоластики 

    Мартин  Смиглецкий
    Альберт Коялович
    Матей Казимир Сарбевский
    Лука Залусский
Период  Просвещения (вторая  половина 18 – начало 19 вв.) 

    В данный  период Речь Посполитая претерпевает  политический кризис. Попытки реформирования  ее социально-политической системы  не имели успеха и в конце 18 в. данное государство прекратило  свое существование (разделы 1772, 1793, 1795 гг.). Вся территория Беларуси  оказалась под властью Российской  империи.
    Центром развития философских идей остается Виленская академия, которая с 1773г. Выводится из-под руководства иезуитов и приобретает светский характер (с 1773 г. – Главная школа ВКЛ, с 1796 г. – Главная Виленская школа, с 1803 г. – Виленский университет). В 1812 г. создается Полоцкая иезуитская академия, в которой также велось систематическое преподавание философии.
    Определяющее влияние на развитие философской мысли данного периода имели идеи Просвещения.
Особенности  философии Просвещения  в Беларуси 

    Просветительская  философия на землях Беларуси  имела в значительной степени  характер заимствования основных  тем и идей западноевропейского  Просвещения;
    Компромиссность и умеренность в критике социальной действительности и традиционного религиозного мировоззрения;
    Выделение на первый план в системе философского знания вопросов логики и теории познания, методологии естествознания, а также социальной философии;
    Обоснование в социальной философии идей физиократизма – учения, согласно которому все явления социальной и духовной реальности объясняются на основе неизменных естественных законов природы.
Основные  представители просветительской  философии в Беларуси 

Направление, связанное с логикой и теорией  познания:
    Казимир Нарбут
    Ян Снядэцкий
    Аниол Довгирд
 
Физиократизм:
    Иероним Стройновский
    Иоахим Хрептович
Период  романтизма (20-50-е  гг. 19 в.) 

    В данный  период территория Беларуси находится  в составе Российской империи.
    В результате проводимой царскими властями политики в 20-30-е гг. 19 в. были закрыты Полоцкая иезуитская академия и Виленский университет – на территории Беларуси не осталось высших учебных заведений, происходит разрыв традиции систематического исследования философских проблем.
    В данный период определяющее влияние на философскую мысль Беларуси имеют идеи романтизма, а также немецкой классической философии (кантианство, гегельянство).
Особенности  философской мысли  романтизма 

    Под  романтизмом понимается общеевропейское культурное течение первой половины 19 в., возникшее в качестве реакции на кризис идей Просвещения.
    В основании философии романтизма находится антропологический поворот – переориентация философской мысли на проблему человека; при этом человек рассматривается не только как рациональное существо, а как сложный многоуровневый феномен.
    В рамках философской мысли приоритетное значение приобретают такие проблемы, как сущность человеческой личности, смысл человеческой истории, предназначение отдельных народов в истории.
Основные  представители философской  мысли периода  романтизма 

    Юзеф  Войцех Голуховский
    Флориан Бохвиц
    Адам Мицкевич
Период  формирования национально  ориентированной  белорусской философии (вторая  половниа 19 – начало 20 вв.). 
 

    В данный  период территория Беларуси находится  в составе Российской империи  до ее распада в 1917 г. В 1918-1919 гг. происходят первые попытки создания  белорусской государственности: Белорусская  Народная Республика, Белорусская  Советская Социалистическая Республика.
    На территории Беларуси отсутствуют высшие учебные заведения и систематическое исследование философских проблем.
    Философские идеи отражаются прежде всего в рамках различных направлений общественно-политической мысли (западноруссизм, либерализм, политический радикализм).
Формирование  национальной белорусской  философской мысли 

    Данный  процесс происходит в рамках  идеологии белорусский национальных  организаций, белорусской литературе, периодической печати («Наша нива»  и др.) в конце 19 – начале 20 вв.
Основные  идеи:
    Обоснование самостоятельности белорусской нации, ее языка и культуры;
    Концепция белорусов как плебейской нации с неполной социальной структурой;
    Утверждение о необходимости формирования национальной интеллектуальной элиты, которая должна стать источником пробуждения в народе национального духа.
Основные  представители белорусской  национальной философии  конца 19 – начала 20 вв. 

    Франтишек  Богушевич
    Вацлав Ластовский
    Игнат Абдиралович
Период  господства марксистско-ленинской  философии (1920-1980-я  гг.)  

    Территория  Беларуси входит в состав СССР (в 20-30-е гг. 20 в. Западная Беларусь  находилась в составе Польши).
    В данный период возникает сеть высших учебных заведений, а также Институт Философии Академии наук на территории Беларуси, где проводятся систематические исследования в области философии.
    Официальным направлением философской мысли становится марксизм-ленинизм – учение, основанное на догматической интерпретации философии марксизма для обоснования созданной в СССР общественной системы.
Особенности  марксистско-ленинской  философии в БССР 

    Условно  можно выделить два периода:
    1) 20-40-е гг. 20 в.: В данный период происходит формирование марксизма-ленинизма в качестве официальной идеологической системы; характерными чертами выступают схематичность при исследовании философских проблем, непримиримое отношение к альтернативным направлениям философской мысли.
    2) 50-80-е гг. 20 в.: марксизм-ленинизм окончательно получает статус абсолютно истинного учения; происходит переход к фундаментальному исследованию широкого круга философских проблем при заимствовании отдельных элементов других философских учений.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.