На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ показателей жизненного уровня в Республике Беларусь, сравнение его с другими странами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЛАН  

 Введение.
1. Теоретическая  характеристика категории уровня  жизни. 
1.1. Сущность, основные  составляюшие и показатели уровня  жизни. 
1.2. Факторы роста  уровня жизни населения. 
2. Уровень жизни  и тенденции его изменения  в странах с рыночной и трансформационной  экономикой.
2.1. Уровень жизни  и тенденции его изменения  в странах с рыночной экономикой.
2.2. Уровень жизни  и тенденции его изменения  в странах с трансформационной  экономикой.
3. Анализ показателей  жизненного уровня в Республике  Беларусь, сравнение его с другими  странами.
3.1. Динамика уровня  жизни в Республике Беларусь.
3.2. Основные проблемы  и перспективы повышения уровня  жизни в Республике Беларусь.
 Заключение.
 Список использованных  источников.
 Приложения  

 ВВЕДЕНИЕ  

 Одним из основных  направлений анализа социально-экономического  развития страны является изучение  уровня жизни населения. Социальные  проблемы волнуют всех: центральные  и местные органы власти, профсоюзы  и партии, научную общественность  и, наконец, само население.  Это и понятно, поскольку повышение  уровня благосостояния, улучшение  условий жизни различных слоев  населения относятся к числу  важнейших долгосрочных приоритетов  социально-экономического развития  страны. Социально-экономические индикаторы  являются составной частью социальных  программ. Они позволяют оценить  эффективность экономической и  социальной политики, проводимой  органами государственного управления, и используются в качестве  инструмента измерения степени  достижения поставленных целей  и влияния экономических реформ  на уровень жизни населения. 
 Понятие «уровень  жизни» многогранно и характеризует  материальные возможности населения  в удовлетворении своих потребностей. Оно включает в себя различные  социальные аспекты общественной  жизни: условия труда и быта, уровень и структуру доходов  и расходов населения, формы  использования свободного времени,  уровень развития здравоохранения,  культуры, искусства и многое  другое.
 Целью данной  работы является изучение уровня  жизни населения как важнейшей  социально-экономической категории,  характеризующей степень развития  любого государства, сравнение  показателей уровня жизни в  Республике Беларусь как за  предшествующий период, так и  с соответствующими показателями  в других странах. 
 Для достижения  поставленной цели необходимо  решить следующие задачи:
 • изучить  сущность экономической категории  «уровень жизни»,
 • проанализировать  показатели уровня жизни и  методы их вычисления в странах  с рыночной и трансформационной  экономикой,
 • выявить  основные проблемы и перспективы  повышения уровня жизни в Республике  Беларусь.
 В ходе работы  использовались такие методы  исследования как сравнительный  анализ, обобщение полученных результатов  и оценка результатов исследования.
 В настоящее  время экономическая категория  «уровень жизни» и её показатели  представляют особый интерес  для ученых, экономистов, социологов  и статистов. Об этом свидетельствует  то многообразие литературных  источников, которые посвящены данной  теме: монографические издания, книги  и учебные пособия, материалы  периодической печати, а также  ресурсы Internet.
 Известно, что  никогда не существовало единого  мнения по поводу любой экономической  категории или события. Это  доказывают статьи В. Бобкова  «Дифференциация благосостояния»  и С. Миронова «Социальная политика: Уточнение задач, отладка механизмов».  Также богатым статистическим  материалом располагают статьи  В.Н. Шимова «Беларусь: от экономического  кризиса к устойчивому росту»  и «Социально-экономическое развитие  Республики Беларусь в 1 квартале 2006 года». Теоретический материал  был взят из книг Н.Н. Бондара,  Н.А Горелова и учебника «Национальная  экономика», посвященных данной  тематике. Также большое количество  статистической информации было  взято их сети Internet.
 Долгое время  наша страна занимала одно  из последних мест по объему  социальной информации, публикуемой  в открытой печати. Вместе с  тем знание реальной ситуации, сложившейся в социальной сфере,  ознакомление широкой общественности  с появившимися негативными тенденциями  позволяет привлечь к ним внимание, найти оптимальные способы решения  возникающих проблем. 
 Таким образом,  вопросы изучения и анализа  уровня жизни являются актуальными  в настоящее время. Детальное  изучение опыта зарубежных стран  в определении показателей уровня  и качества жизни и их повышения  в условиях национальной экономики  Республики Беларусь становится  актуальной задачей на современном  этапе развития.  

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА КАТЕГОРИИ УРОВНЯ  ЖИЗНИ  

1.1. СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ  СОСТАВЛЯЮЩИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ  ЖИЗНИ  

 Уровень жизни  населения является одной из  важнейших социальных категорий.  Понятие «уровень жизни населения»  применяется во всём мире. В  мировой практике впервые этот  термин был предложен в 1954 году  Комитетом экспертов ООН, и  под уровнем жизни населения  рекомендовалось понимать фактические  условия жизни населения, сгруппированные  в 12 компонентов. Наряду с материальными  и культурными условиями жизни  в состав уровня жизни включались  здоровье, занятость, условия труда,  фонд накопления, человеческие свободы. 
 Во времена  существования Советского Союза  понятие «уровень жизни населения»  рассматривалось в узком и  широком смысле. Под категорией  «уровень жизни» в узком смысле  понималась достигнутая степень  материального благосостояния и  культурного развития трудящихся, отражаемая в потребительском  бюджете населения. В широком  смысле уровень жизни рассматривался  как уровень развития и степень  удовлетворения потребностей населения.  В данном случае речь идёт  не только об условиях жизни,  но и о жизнедеятельности и  развитии способностей людей  в сопоставлении с их потребностями  и интересами.
 «Ведь если  смотреть вглубь понятия «уровень  жизни», становится понятно, что  системообразующей основой этой  категории являются разнообразные  человеческие потребности, которые  представляют собой нужду человека  в чем-либо. Природа потребностей  очень разнообразна. С одной стороны,  человек – это биологическое  существо, которое имеет физиологические  потребности, данные ему природой, с другой – он член общества  и ему присущи духовные и  социальные потребности, породженные  в процессе общения с себе  подобными. Потребности тесно  связаны с уровнем и образом  жизни человека. Во-первых, сам круг  потребностей характеризует жизнь  людей с позиции их желаний,  устремлений, интересов. Ведь  потребности могут быть и возвышенными, и низменными, и рациональными,  и иррациональными (вредными). Они  зависят не только от степени  развития производства, природно-климатических  условий, но и в значительной  мере от возраста, привычек и  вкуса отдельных людей» [2, с. 97].
 Снижение уровня  жизни населения в последние  годы повлекло за собой повышенный  интерес со стороны государства,  общественности и науки к этой  проблеме. Споры по определению  категории «уровень жизни населения»  и её месту и значимости  в системе общественных отношений  продолжаются и в настоящее  время. Существует множество определений  уровня жизни населения, используемых  в официальных материалах и  научной литературе. Разработаны  различные подходы и методы  определения показателей, отражающих  экономические и социальные аспекты.  Наряду с понятием «уровень  жизни населения» рассматриваются  такие понятия, как «образ жизни  людей», «качество жизни», «стиль  жизни» и т.д. 
 Изучение различных  научных оценок категории «уровень  жизни» позволило остановиться  на следующем определении. «Под  уровнем жизни населения понимается  обеспеченность населения необходимыми  материальными и духовными благами  и услугами, достигнутый уровень  их потребления и накопления, а также степень удовлетворения  общественно признанных потребностей, соответствующих данному социально-экономическому  развитию страны» [4, с. 77].
 В определении  уровня жизни в литературе  наблюдаются различные подходы  в зависимости от исходной  позиции авторов. Такими отправными  моментами являются: производство, потребление, доходы, стоимость жизни,  потребительские нормативы и  стандарты, а также их комбинации.
 Подход с точки  зрения производства рассматривает  уровень жизни в зависимости  от уровня производительных сил,  структуры и эффективности общественного  производства. В советский период этот подход был определяющим и находил свое подкрепление в подушевом значении показателя валового национального и внутреннего продукта (той части, которая выделялась на конечное потребление населения).
 «Рассмотрение  уровня жизни с точки зрения  потребления как «совокупности  характеристик потребления» находит  отражение во многих отечественных  и зарубежных работах. Применительно  к рыночным отношениям концепция  потребительского подхода базируется  на формировании и распределении  доходов, которые используются  как косвенные показатели жизненного  уровня» [4, с. 72].
 Подход «от  доходов населения» широко распостранен  в отечественной и зарубежной  практике. Так, в методологических  положениях по статистике приводятся  следующие социально-экономические  индикатиры уровня жизни населения,  характеризующие объем, состав, основные  направления использования и  распределения между отдельными  группами денежных доходов населения:  распологаемый доход домашних  хозяйств, расходы на конечное  потребление домашних хозяйств; денежные доходы населения; денежные  расходы и сбережения населения;  среднедушевые денежные доходы; реальные распололгаемые денежные  доходы и др.
 Основными компонентами  стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения,  жилищные условия, домашнее имущество,  платные услуги, культурный уровень  населения, условия труда и  отдыха, а так же социальные  гарантии и социальная защита  наиболее уязвимых граждан. 
 Социальные гарантии  – система обязательств общества  перед своими членами по удовлетворению  важнейших потребностей. Государство,  давая гарантии, объявляет, что  общество берет на себя обязательство  по созданию условий каждому  члену общества для реализации  его экономической активности  и получения дохода.
 Социальная защита  – система мер, осуществляемых  обществом по обеспечению необходимого  материального и социального  положения граждан. 
 Эти компоненты  характеризуются количественными  показателями, индикаторами и индексами  и оформляются в систему показателя  уровня жизни. 
 Конкретно анализ  уровня жизни определяется содержанием  таких величин как потребительская  корзина и прожиточный минимум.  В общем виде уровень жизни  страны или региона - по средней  продолжительности жизни населения,  величине безработицы, структурных  личных потребительских расходов  и потребления основных продуктов  питания в калориях. Принимается  во внимание уровень квалификации  работников, численность студентов  и учащихся на 1000 человек и  т.д., а так же уровень развития  социальной инфраструктуры (например, число больничных коек на 1000 человек,  наличие школ, объектов культуры  и спорта, жилья и т.д.)
 Уровень жизни  необходимо рассматривать во  взаимосвязи с общеэкономическими  показателями – доходами населения,  потребительским спросом, торговлей,  ценами, госбюджетом, кредитом. Так,  например, доходы населения являются  ключевыми факторами, определяющими  уровень жизни. 
 Необходимо выделять  компоненты уровня жизни –  определенные виды человеческих  потребностей, удовлетворение которых  является основной частью уровня  жизни в целом (например, питание, здоровье, образование и т. д.). Совокупность компонентов охватывает всю сферу человеческих потребностей.
 В категории  «уровень жизни населения» можно  выделить следующие составляющие:
 • натурально-вещественное  содержание (классификация потребляемых  благ на материальные и духовные);
 • отражение  достигнутого уровня обеспеченности  и потребления благ и услуг; 
 • характеристика  уровня удовлетворения потребностей  людей в этих благах и услугах. 
 «Уровень жизни  невозможно выразить с помощью  единственного критерия, поскольку  в каждом направлении исследования  этого явления присутствуют объективные  и субъективные начала. Так, потребность  человека в пищевых веществах,  витаминах, минеральных солях  является абсолютно объективной,  тогда как набор продуктов,  сотавляющих этот комплекс веществ,  субъективен. Вследствие этого  количественная оценка потребностей  затруднена и характеристика  уровня жизни осуществляется  с использованием множества показателей,  каждый из которых отражает  одну из сторон жизнедеятельности  человека» [2, с. 99].
 По методам  измерения они делятся на:
 • статистические, полученные на основе отчетности;
 • нормативные,  разработанные на основе специальных  нормативных отчетов; 
 • аналитические,  получаемые расчетнм путем на  основе статистических и нормативных  показателей; 
 • оценки, полученные  на основе опросов населения; 
 • экспертные  оценки специалистов.
 Показатели уровня  жизни могут измеряться в натуральных  единицах (среднедушевое потребление  мяса в год, кг), в текущих  или сопоставимых ценах (доходы, объем товарооборота), в процентах  или рангах (по месту расположения  в ранжированном ряду однородных  показателей).
 По степени  отражения параметров, характеризующих  уровень жизни населения страны, показатели делятся на общие  и частные. 
 Общие показатели  уровня жизни- это объем на  душу населения национального  дохода, фонда потребления, потребительского  фонда национального богатства  (объем накопленного потребительского  имущества, культурно-бытовых зданий, предметов культурно-бытового и  хозяйственного назначения). Эти  данные характеризуют степень  социально-экономического развития  общества.
 К частным показателям  уровня жизни населения можно  отнести: уровень и способы  потребления, условия труда, обеспеченность  жильём, уровень социального обслуживания, условия воспитания детей, социальное  обеспечение. 
 По содержанию  показатели уровня жизни населения  страны делятся на экономические  и социально-демографические. 
 Экономические  показатели отражают экономические  аспекты жизнедеятельности общества, уровень благосостояния человека, а также материальные возможности  граждан удовлетворить свои физические  и духовые потребности. Эти  показатели прямо связаны с  воспроизводством рабочей силы, например, номинальные и реальные  доходы, занятость и т.д. 
 Социально-демографические  показатели характеризуют половозрастной  и профессионально-квалификационный  состав населения, физическое  воспоизводство рабочей силы (численность  населения, отдельных его слоев  и групп, продолжительность жизни,  индексы смертности, рождаемости  и др.).
 По характеру  отражения процессов потребления  материальных благ и услуг  показатели уровня жизни населения  подразделяются на стоимостные  и натуральные. 
 К стоимостным  показателям относятся все показатели  доходов и потребления, выражаемые  в денежной оценке (товарооборот  розничной и оптовой торговли, денежные выдачи и выплаты,  денежные вклады, объемы потребления  услуги др.).
 Натуральные показатели  представляют объемы потребления  конкретных материаных благ и  услуг в натуральном выражении,  т.е. в физических единицах  потребления (штуки, килограммы, квадратные метры жилой площади  и т.д.).
 По своим объемно-структурным  характеристикам показатели уровня  жизни населения подразделяются  на количественные и качественные.
 Количественные  показатели отражают меру, объем,  размер потребления конкретных  видов материальных благ иуслуг.
 Качественные  показатели раскрывают структуру  потребления по отдельным элементам  (питание, жилье, образование,  услуги и т.д.).
 В самостоятельную  группу можно выделить показатели, характеризующие пропорции и  структуру распределения населения  по уровню благосостояния. Например, по доходам. [10, с. 388].
 В большинстве  стран мира разработаны аналогичные  системы показателей уровня жизни,  имеющие некоторые особенности.  Способы агрегирования данных  в разделах и методика расчета  самих показателей существенным  образом варьируется, что затрудняет  их межстрановую сопоставимость. Вместе с тем общей тенденцией  в исследовании уровня жизни  на современном этапе является  перенесение акцентов с показателей,  характеризующих рост доходов  и материального потребления,  на показатели, отражающие здоровье, образование, досуг человека.
 «В Беларуси  оценка уровня жизни осуществляется  по трем направлениям.
1. Распределение  и дифференциация населения по  уровню доходов (ряд распределения  населения по размеру среднедушевого  денежного дохода, кривая Лоренца,  индекс Джини, коэффициент фондов, дефицитный коэффициент дифференциации).
2. Уровень и распределение  низких доходов (величина прожиточного  минимума, численность населения  с доходами ниже прожиточного  минимума, дефицит дохода, индекс  глубины бедности, индекс остроты  бедности).
3. Исследование баланса  денежных доходов и расходов  населения (доходы и их структура,  расходы и их структура, превышение  расходов над доходами, и наоборот)»  [2, с. 101].  

1.2. ФАКТОРЫ РОСТА  УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ  

 «Фактор (от  лат. factor – делающий, производящий) – существенное обстоятельство  в каком-либо явлении, процессе; исходная составляющяя чего-либо»  [4, с. 78].
 Нельзя не отметить, что уровень жизни населения  как социально-экономическая категория  в конечном счёте определяется  совокупностью большого количества  факторов, обусловленных культурными,  геополитическими, историческими и  прочими особенностями каждого  государства. 
 Выявление и  классификация факторов уровня  жизни населения являются необходим  условием его измерения. 
 Классификация  факторов социально-экономического  развития региона (страны), оказывающих  существенное влияние на уровень  и качество жизни населения,  осуществляется по различным  критериям и в зависимости  от целей, масштабов и задач  исследования.
 Так, социально-экономическими  факторами развития региона, являются: экономико-географическое положение;  природно-климатические условия;  природно-ресурсный потенциал и  структура населения; структура  и специализация хозяйства; финансовая  обеспеченность; тип (уровень) социально-экономического  развития региона. 
 «В исследованиях  проблем оценки уровня и качества  жизни отдельных регионов нередко  можно встретить пофакторный  анализ данной интегральной оценки, включающей следующие разновидности  факторов, характеризующих повышение  благосостояния населения» [4. с. 79].
 Другие авторы  выделяют главным образом факторы,  оказывающие наибольшее влияние  на снижение уровня жизни. Сюда  относят: 
 • низкий уровень  оплаты труда; 
 • рост масштабов  открытой и скрытой безработицы  и неполной занятости на предприятиях, усиление тенденций долговременной  безработицы; 
 • длительное  время сохраняющуюся крупномасшабную  задолженность по выплатам заработной  платы, пенсий, детских и других  социальных пособий. 
 С учетом системного  подхода в книге Горелова Н.А.  предлагается следующая укрупненная  классификация факторов, оказывающих  существенное влияние на уровень  и качество жизни. [Приложение  А].
 Автор выделяет  внешние и внутренние факторы,  влияющие на уровень жизни.  Среди внешних обозначены такие  факторы как экономико-географическое  положение, природно-климатические  условия, демографический и природно-ресурсный  потенциал, специализация хозяйства  и финансовая обеспеченность. Внутренние  факторы зависят в основном  от доходов населения, потребления,  соотношения уровня доходов и  стоимости жизни, социальной дифференциации  и малообеспеченности населения региона, а также немаловажным фактором является характеристика составляющих отраслей социальной сферы внутри региона.
 Эти компоненты  характеризуются количественными  показателями, индикаторами и индексами  и оформляются в систему показателя  уровня жизни. 
 Итак, уровень  жизни – комплексная социально-экономическая  категория, которая отражает уровень  развития физических, духовных и  социальных потребностей, степень  их удовлетворения и условия  в обществе для развития и  удовлетворения этих потребностей.
 Уровень жизни  – динамичный процесс, испытывающий  воздействие множества факторов. Он определяется системой показателей,  каждый из которых даёт представление  о какой-либо стороне жизнедеятельности  человека (населения).
 С одной стороны,  уровень жизни определяется составом  и величиной потребностей в  различных благах, которые постоянно  изменяются, с другой уровень  жизни ограничивается возможностями  удовлетворения потребностей, исходя  из положения на рынке товаров  и услуг, доходов населения,  заработной платы работников. Однако  и размер заработной платы,  и уровень жизни определяются  масштабом и эффективностью производства  и сферы услуг, состоянием НТП,  культурно-образовательным уровнем  населения и его структурой, национальными  особенностями, политической властью.  

2. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ  И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ  В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ И ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ  ЭКОНОМИКОЙ  

2.1. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ  И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ  В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ  

 Динамизация мировой  экономики на современном этапе  развития привела к улучшению  качества жизни значительной  части населения развитых стран.  В основе изменений лежат высокий  уровень производительности общественного  труда и быстрые темпы ее  роста. Во многих развитых государствах  мира за последние десятилетия  производительность труда выросла  больше, чем за 150 предшествующих  лет. Ещё недавно, например, в  60-е гг. развитыми странами считались  те, где ВВП на душу населения  был на уровне 6-7 тыс долл., а  в начале 21 в. средний показатель  этой группы составил 22 тыс долл [16, с. 288].
 Этот рост означает  повышение среднего уровня зажиточности  общества. Возрасли объемы личного  потребления. Но при этом изменились  не только размеры, но и состав  потребляемых товаров и услуг  за счет повышения качества  старых и появления новых товаров. 
 «Хотя США уступают  по показателю ВВП на душу  населения только Швейцарии, в  целом по уровню жизни они  превосходят большинство развитых  стран. На это к примеру указывает  тот факт, что на единицу стандартной  продовольственной корзины житель  большого американского города  должен работать в среднем  2,4 часа (против 4,6 часа для жителя  Токио и 3,5 часа - Лондона)» [16, с. 289].
 Во всех развитых  странах улучшилось качество  жилья. В государствах Западной  Европы, например, в начале 21 в. приходилось  на душу населения 40-50 кв. м  жилья, которое становится все  более комфортабельным. 
 В течение последних  десятилетий возрастает социальная  ориентация экономики развитых  стран, так как человеческий  фактор во многом определяет  конкурентоспособность стран в  мировом хозяйстве. Например, были  значительно увеличены расходы  на развитие целого ряда социальных  услуг (образование, здравоохранение,  социальное обеспечение). Так, социальные  расходы государства во всех  развитых странах за последние  30 лет после 1970 г. выросли более  чем в 3 раза, в том числе:  на образование – в 2,8 раза, на зравоохранение – в 3,1 раза. Наиболее высокие темпы роста  социальных расходов в государственных  бюджетах отмечались в Японии (6 раз), Испании (5 раз), Канаде (4,1 раза) [16, с. 289].
 Усиление социальной  ориентации экономики развитых  стран выражается также в росте  доходов населения. Средняя месячная  заработная плата в США в  1970 г. составляла 1820 долл., а в конда  90-х гг. она выросла до 2800 долл., в Японии соответственно 1035 и  2600, во Франции 1375 и 2200, в Германии 1215 и 1925. Но увеличение доходов  населения сопровождалось и увеличением  разрыва в их уровнях у представителей  различных слоев населения у  этих стран. Рекорды в этой  области принадлежат США, где  этот разрыв достигает 19 раз  [16, с. 290].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.