На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Малый бизнес

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Экономическое  содержание понятия малый бизнес……………….....5
1.1. Сущность и признаки малого бизнеса……………………………………....5
1.2. Правовые основы малого бизнеса…………………………………………...8
1.3. Роль малого бизнеса в рыночной экономике…………………………….....9
Глава 2. Развитие малого бизнеса в рыночной экономике…………………....14
2.1. Этапы развития  малого бизнеса в России………………………………....14
2.2. Современное состояние малого бизнеса в современной экономике России………………………………………………………………………….....18
2.3. Основные проблемы функционирования и развития малого бизнеса.…………………………………………………………………………...25
Глава 3. Государственная  поддержка и перспективы развития малого бизнеса в России……………………………………………………..………………….. .28
3.1.Государственные программы по поддержке малого бизнеса…………………………...………………………………...……………..28
3.2. Перспективы развития малого бизнеса……………………………...….…33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………...……37
Приложения………………………………………………………………….......39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.            В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением устанавливается экономическая и социальная роль малого предпринимательства.
     Постоянный  поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное  приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.
Для экономики  в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения  ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.
     Анализ  экономической литературы и фактических  статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства  убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий  даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения.
     Целью данной курсовой работы является исследование  малого бизнеса, его современного состояния, проблем и перспектив развития.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить теоретические основы малого предпринимательства;
-проанализировать современное состояние и проблемы развития малого предпринимательства в России;
-рассмотреть направления развития малого предпринимательства в России.
  Объектом исследования послужило малое предпринимательство в России. Источниками информаций для работы явились специальная справочная литература по исследуемой проблеме, нормативно-правовые акты, статистические данные,  научно-периодическая литература.
     В работе использовались монографический, аналитический, абстрактно-логический методы.
     Курсовая  работа изложена на   листах машинописного  текста, содержит три главы, введение, выводы и предложения, список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Глава 1.Экономическое содержание понятия малый бизнес               1.1.Сущность и признаки малого бизнеса
        Как следует из самого определения,  «малое предпринимательство» - это  предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной  экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.
     По  данным Мирового банка, общее число  показателей, по которым предприятие  относится к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:
    средняя численность занятых на предприятии работников,
    ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год,
    величина активов.
      Однако  почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Приведем критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые применяются в странах с развитой рыночной экономикой. Так, в Великобритании, например, отнесение предприятий к малым основывается на данных оборота и численности занятых. К мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 24 человек, к мелким - от 24 до 99 человек. При этом в обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с занятостью ниже 200 человек, в то время как в розничной торговле - это предприятия с оборотом не выше 400 000 фунтов стерлингов. Согласно Закону о компаниях, в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:
    оборот не более 2 300 000 фунтов;
    активы не более 1 500 000 фунтов;
    средняя численность занятых - до 50 человек.
     Во  Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых  не превышает 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200.000.000 франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, фирмы с занятостью до 500 человек относятся к категории малых предприятий.
     В Швеции к малым и средним предприятиям относятся предприятия с численностью до 200 чел. Однако для классификации малых и средних предприятий применяются и следующие показатели:
    стадии роста (начальная, выживание, рост);
    отраслевая принадлежность;
    географическая сфера деятельности (локальные, региональные и национальные масштабы);
    специфические характеристики владельцев и управляющих (например, женщины-предприниматели, иностранцы и т. д.);
    типы проблем, характерные для предприятий (например, их финансирование, управление качеством и др.).
     В российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено в 1988г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.
     В соответствии с Федеральным законом  Российской Федерации «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:
    в промышленности - 100 чел.;
    в строительстве - 100 чел.;
    на транспорте - 100 чел.;
    в сельском хозяйстве - 60 чел.;
    в научно-технической сфере - 60 чел.;
    в оптовой торговле - 50 чел.;
    в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;
    в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.
В Федеральном  Законе РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под  субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
     В соответствии с законодательством  средняя за отчетный период численность  работающих малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица. 
 
 

     1.2.Правовые  основы малого бизнеса.        Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий  с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.
    В соответствии с законом РСФСР  “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).
    А в июне 1995 г. был принят  федеральный закон “О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации”, определивший  общие положения поддержки малых  предприятий, формы и методы  государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
    Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный  комитет РФ по поддержке и  развитию малого предпринимательства.  В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг.
    В ней были определены основные  направления, цели и приоритеты  в данной области, включая совершенствование  законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.
   В 1996 г. Государственной Думой  была утверждена вторая Федеральная программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.
    Остается надеяться, что действующий  с 01.01.99г. Налоговый Кодекс РФ, в содержании которого нет  особых приоритетов для малого  и среднего предпринимательства,  не будет препятствовать дальнейшему развитию малого бизнеса в России.
   Кстати на реформу налогообложения  и рост частного предпринимательства  в России, Агентство США по  международному развитию затратило  в 1992-1996 годах около 435 млн. долларов  – это больше, чем в других странах СНГ. Средства на поддержку малых и средних предприятий исключены из федерального бюджета на этот год. Несмотря на то, что в процессе проведения реформ стала очевидной важная роль этих предприятий: они выполнили роль буфера, который смягчил экономический спад.               1.3.Роль малого бизнеса в рыночной экономике
     В принятых в Российской Федерации  законодательных и нормативных  актах указывается, что развитие в стране малого предпринимательства  является одним из направлений экономической  реформы, способствующих развитию конкуренций, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест.
          Субъекты малого предпринимательства  как субъекты рыночной экономики  имеют как преимущества, так и  недостатки. Зарубежный и отечественный опыт развития малого бизнеса указывает на следующие его преимущества:
    более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
    большая независимость действий субъектов малого бизнеса;
    гибкость в принятии и выполнении принимаемых решений;
    относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
    большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи,         проявить свои способности;
    более низкая потребность в капитале и д.р.
         Собственники малых предприятий  более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень желаний в достижении успеха, что положительно в целом сказывается на деятельности предприятия. Субъекты малого бизнеса лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, они дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников. Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимает доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.
          В тоже время субъектам малого  бизнеса свойственны и определенные  недостатки, среди которых следует  выделить самые существенные:
    Более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
    Зависимость от крупных компаний;
    Недостатки в управлении делом;
    Слабая компетентность руководителей;
    Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
    Трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получения кредитов и д.р.;
          Конечно недостатки и неудачи  субъектов малого бизнеса связанны  как с внутренними, так и  с внешними причинами, а так  же с условиями формирования.
      Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связанно с неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий.
      Шансы фирмы на успех повышаются по мере её взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более  высокий доход, чем фирмы, которые  часто меняют владельцев.
      На  неудачах малого бизнеса сказывается  невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует  не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На продолжительность функционирования фирмы оказывают влияние и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей её сохранения в кризисные периоды.
      В настоящее время даже в странах  с развитой рыночной экономикой происходит усиление роли малых предприятий, хотя их устойчивость относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малый бизнес является важным фактором решения экономических и социальных задач.
      Как правило, развитие малого бизнеса является условием решением
следующих проблем:
    Формирование конкурентных рыночных отношений, которые способствуют лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
    Повышение качества товаров, работ и услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качеств товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
    Приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
    Содействие перестройки экономики. Малый бизнес придает экономике гибкость, мобильность;
    Привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
    Создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
    Способствование раскрытию таланта людей, развитию различных видов ремесел;
    Формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
    Активация научно-технического процесса;
    Освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
    Освобождение государства от убыточных предприятий за счет их аренды  и выкупа.
    Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства.
    Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.
    Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических  и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в  малом бизнесе, так и государственном секторе.
    В-третьих, негативное отношение определенной части населения, которое связывает  предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей – продаж.
    В-четвертых, необработанность организационных  и правовых основ для регулирования развития бизнеса на региональном уровне.
    В-пятых, слабость государственной поддержки  малого бизнеса.
Сложившаяся экономическая ситуация негативно  воздействует на малый бизнес по всем направлениям. Уровень инфляции и  рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 2. Развитие малого бизнеса в России 

     2.1. Этапы развития малого бизнеса в России
      Субъектом малого предпринимательства (МП) является малое предприятие. Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства.
       1. 26 августа 1988 года из закона СССР «О кооперации в СССР» Созданы привилегированные условия для оной формы собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов). Последствия: Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы.
      2. 6 июня 1988 год из Положения об организации деятельности малых предприятий (Протокол №6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР). Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределения хозрасчетного дохода. Последствия - началось создание малых предприятий в различных отраслях промышленности и регионах страны.
      3. 4 июня 1990 год Закон СССР «О предприятии в СССР» Объявлено о равенстве организационно – правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности. Последствия - Рост предприятий различных форм собственности.
      4. 8 июля 1990 год Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др.Последствие -  Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их сочетаний.
      5. 18 июня 1991 год Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий». Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России. Последствие - Развитие малого бизнеса в стране.
      6. 27 декабря 1991 год Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Определены дополнительные льготы для малых предприятий. Последствия - Усилена государственная поддержка малого бизнеса.
      7. 11 мая 1993 год Постановление Совета Министров – Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации». Государственная поддержка малого предпринимательства – одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства. Последствия -  эффективность работы малых предприятий.
      8. 12 мая 1995 год Федеральный закон «О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Последствие -  развитие и повышение эффективности деятельности малого предпринимательства.
      9. 8 декабря 1995 год Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предприятия». Предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Последствие - Дальнейшее развитие малого бизнеса в стране.   
      10. 24 июля 2007 год  Федеральный закон  209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так фирма на которой занято не менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определенным законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн.рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн.рублей – к малым, и более 400млн. рублей – к средним предприятиям.
     Законодательство  о малом предпринимательстве  должно регулировать общие вопросы  деятельности МП независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии определения малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и др.
     В соответствии с Федеральным законом  «О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек, в сельском хозяйстве, научно – технической сфере – 60, в оптовой торговле – 50, в розничной торговле и  бытовом обслуживании населения – 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства также понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
     Содержание  учредительных документов малых  предприятий выявило ряд их особенностей. В 80 – 90 случаях из 100 создается малое предприятие, основанное на частной и смешанной (частной и государственной) форме собственности.
     Нередко местные власти выступают учредителями малых предприятий (иногда совместно  с другими предприятиями). Их вклад  как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.
     В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен  как один из важнейших в программу  демонополизации национального  хозяйства страны. Здесь предусмотрено  как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
      выделение самостоятельных  производственно-хозяйственных блоков;
      выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
      создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
      Таким образом, малые предприятия можно  образовывать, во-первых,
выделением  структурных единиц из состава объединений  и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных  началах. Второй способ в современных  условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры оптимален.
      Малые предприятия могут учреждаться  совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями  других форм собственности.
      Развитие  любой формы предпринимательства зависит от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений. 

     2.2. Современное состояние малого  бизнеса в современной экономике России
      С 1 января 2010 года также вступает в  силу часть 2 статьи 4 Федерального закона, определяющая, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
      Изменения коснулись и порядка ведения  статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 79), статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год. По состоянию на 1 июля 2010 года в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 июля 2009 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,7 ед. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
     Рост  числа малых предприятий как в абсолютном, так и в относительном выражении зафиксирован в двух федеральных округах, среди них Дальневосточный федеральный округ (прирост более чем на 3,7% или 6 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Приволжский федеральный округ (прирост около 0,8% или 1,5 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа).
  В остальных федеральных округах количество малых предприятий за год сократилось. Наибольшее сокращение наблюдается в Южном федеральном округе (на 16,8% или на 26,2 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральском федеральном округе (на 9,6% или 12,7 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа) и Центральном федеральном округе (на 6,6% или 13,0 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа).          В Северо-Кавказском федеральном округе количество малых предприятий сократилось на 4,0%, в Сибирском федеральном округе – на 2,2%. В Северо-Западном федеральном округе количество малых предприятий сократилось незначительно – лишь на 0,6%. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Распределение регионов по группам с различной динамикой 
количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей 
за период с 1 июля 2009 г. по 1 июля 2010 г.      На 1 июля 2010 г. по сравнению с 1 июля 2009 г. количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 46 регионах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Чукотском автономном округе (на 155,5 ед.), а также в Рязанской (на 46,2 ед.), Владимирской (на 31,0 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Ленинградской (на 27,0 ед.) областях, Хабаровском крае (на 21,0 ед.), Псковской области (на 20,6 ед.) и Республике Мордовия (на 20,3 ед.).      Заметно количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло в Самарской (на 19,3 ед.), Тверской (на 19,2 ед.) и Курганской (на 17,9 ед.) областях, Ямало-Ненецком автономном округе (на 17,6 ед.), Тюменской области (на 16,2 ед.), Республике Татарстан (на 14,6 ед.), Магаданской области (на 13,9 ед.), Ханты-Мансийском автономном округе (на 13,5 ед.), Иркутской области (на 13,3 ед.), Чувашской Республике (на 11,7 ед.), Курской области (на 11,6 ед.) и Республике Северная Осетия-Алания (на 11,2 ед.).

В 37 регионах количество малых предприятий в  расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя зафиксировано в Волгоградской области (на 79,9 ед.).
Среднее сокращение показателя (от 30 до 100 ед.) характерно для Мурманской (на 67,3 ед.), Московской (на 53,8 ед.), Калининградской (на 36,9 ед.) и Ивановской (на 32,3 ед.) областей, а  также Красноярского края (на 31,3 ед.).            Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях  
по федеральным округам Российской Федерации в январе-июне 2009 г.

По итогам января-июня 2010 года среднесписочная  численность занятых на МП (без  учета внешних совместителей  и работающих по договорам гражданско-правового  характера) в целом по стране сократилась  на 3,3% по сравнению с аналогичным  показателем прошлого года и составила 5578,2 тыс. человек. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период уменьшился на 0,1 п.п. и составил 12,0%. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
     Количество  занятых на малых предприятиях выросло  в двух федеральных округах, среди них Северо-Западный федеральный округ (рост показателя составил 2,5%) и Дальневосточный федеральный округ (1,8%).
В остальных  федеральных округах среднесписочная  численность занятых на малых  предприятиях сократилась. Наибольшее сокращение произошло в Уральском федеральном округе (на 13,9%) и Южном федеральном округе (на 11,7%).
     В Северо-Кавказском федеральном округе показатель снизился на 7,4%, в Центральном  федеральном округе – на 4.8%, в  Приволжском федеральном округе – на 3,7%, в Сибирском федеральном округе – на 1,5 %. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)         Изменение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях по регионам в январе-июне 2010 г. по сравнению с январем-июнем 2009 г.
     В январе-июне 2010 года прирост среднесписочной  численности занятых на МП отмечается в 44 регионах.
     Лидером по росту числа занятых на малых  предприятиях выступила Ленинградская  область (показатель вырос на 35,3%).
     Среднее увеличение показателя (10-30%) зафиксировано  в Костромской (на 22,0%), Архангельской (на 16,5%), Владимирской (на 14,0%), Магаданской (на 12,9%), Липецкой (на 12,0%) и Белгородской (на 10,5%) областях.
     Наиболее  значительное снижение числа занятых  на малых предприятиях отмечено в  Чукотском автономном округе (на 46,5%), Чеченской Республике (на 36,4%) и Вологодской области (на 33,6%).    Среднее сокращение показателя (10-30%) произошло в Московской (на 21,7%) и Нижегородской (на 19,7%) областях, Республике Мордовия (на 17,1%), Ивановской (на 15,2%) и Курской (на 10,1%) областях.  Общий объем оборота МП в Российской Федерации в январе-июне 2010 года составил 4 454,5 млрд. рублей, что на 8,1% выше аналогичного показателя 2009 года. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)      Рост оборота малых предприятий наблюдается в 6 федеральных округах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Дальневосточном федеральном округе (на 16,3%) и Центральном федеральном округе (на 15,3%). В Северо-Западном федеральном округе рост показателя составил 11,4%, в Северо-Кавказском федеральном округе – 10,8%, в Приволжском федеральном округе – 8,5%, в Сибирском федеральном округе – 7,9%.         В  Уральском федеральном округе оборот малых предприятий снизился на 21,3%, в Южном федеральном округе – на 14,8%.
     В январе-июне 2010 года объем оборота  МП с учетом ИПЦ по сравнению с  аналогичным показателем прошлого года вырос в 63 регионах.
Лидерами  по росту показателя стали Чеченская  Республика (показатель вырос на 78,7%), Республики Ингушетия (на 70,2%) и Тыва (на 66,3%), Костромская (на 59,9%) и Тверская (на 51,8%) области.
     Рост  показателя свыше 20% зафиксирован в  Пензенской области (показатель вырос  на 49,6%), Чукотском АО (на 45,4%), Магаданской  области (на 44,0%), г.Москве (на 40,0%), Республике Башкортостан (на 37,9%), Ленинградской (на 32,1%) и Вологодской (на 31,2%) областях, Хабаровском крае (на 30,2%), Белгородской (на 29,5%), Псковской (на 29,0%), Новгородской (на 26,9%) и Архангельской (на 24,9%) областях, Ямало-Ненецком АО (на 23,7%), Томской (на 23,3%), Калининградской (на 22,3%) и Калужской (на 21,9%) областях, Чувашской Республике (на 21,4%). Максимальное сокращение объема оборота на МП произошло в Ненецком АО (на 29,6%). (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)       Среднее сокращение показателя (10-30%) характерно для Волгоградской (на 29,1%) и Свердловской (на 24,2%) областей, Краснодарского края (на 23,4%), Мурманской (на 19,5%), Самарской (на 18,8%), Курской (на 16,9%) и Орловской (на 11,8%) областей.    Объем инвестиций в основной капитал на МП в 1 полугодии 2010 года в целом по РФ составил 95 534,4 млн. рублей, что на 15,3% ниже показателя  за аналогичный период прошлого года. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)
     Положительная динамика показателя отмечена в двух федеральных округах, среди них Северо-Кавказский федеральный округ (показатель вырос на 17,1%) и Дальневосточный федеральный округ (на 8,5%).
     В Северо-Западном федеральном округе объем инвестиций в основной капитал  на МП за рассматриваемый период фактически не изменился.
     В остальных федеральных округах наблюдается отрицательная динамика показателя. Наиболее сильное сокращение объема инвестиций в основной капитал на МП  зафиксировано в Уральском федеральном округе (на 52,9%).             В Приволжском федеральном округе показатель снизился на 19,0%, в Южном – на 16,4%, в Центральном – на 15,3%, в Сибирском – на 2,4%.   В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относятся Чеченская Республика и Республика Ингушетия.           По итогам января-июня 2010 года в 33 регионах отмечена положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.            К лидерам роста относятся Забайкальский край (показатель вырос в 17,5 раза) и Еврейская автономная область (в 12,1 раза), а также Чукотский АО (в 5,0 раза), Ленинградская (в 4,0 раза), Магаданская (в 2,9 раза) и Костромская области (в 2,7 раза).        Сильное увеличение показателя отмечается также в Республике Татарстан (на 97,6%), Архангельской области (на 97,0%), Удмуртской Республике (на 91,3%), Белгородской (на 86,3%) и Иркутской (на 78,0%) областях, Республике Дагестан (на 68,9%), Калужской (на 61,1%), Орловской (на 57,8%) и Липецкой (на 53,5%) областях.      Наибольшее сокращение объема инвестиций в основной капитал на МП с учетом ИПЦ наблюдается в Ненецком АО (на 90,1%), а также в Новгородской (на 88,2%) и Курской (на 85,7%) областях. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8) Более чем на 50% показатель сократился в Пермском крае (на 67,1%), Тюменской (на 66,8%), Курганской (на 65,9%) и Владимирской (на 65,6%) областях, Республике Тыва (на 57,1%), Вологодской (на 54,5%) и Волгоградской (на 53,2%) областях, Кабардино-Балкарской Республике (на 52,9%), Тульской (на 52,3%) и Омской (на 50,2%) областях.
     По  итогам первого полугодия 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в целом по стране по всем рассматриваемым  показателям развития малого предпринимательства, за исключением оборота малых предприятий, отмечается негативная динамика.
     На 1 июля 2010 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом  по России уменьшилось по сравнению  с 1 июля предыдущего года на 3,6%, среднесписочная численность занятых на МП снизилась на 3,3%, а доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых сократилась на 0,1 п.п. Кроме того, на 15,3% снизился объем инвестиций в основной капитал на МП. На фоне негативной динамики указанных показателей объем оборота малых предприятий в первом полугодии 2010 года оказался на 8,1% выше показателя за аналогичный период прошлого года.
     Итоги деятельности малых предприятий  в январе-июне 2010 года в региональном разрезе можно рассматривать как умеренно позитивные. В 46 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 44 регионе, объемов оборота МП – в 63 регионах; инвестиций в основной капитал на МП – в 33 регионах. 

     2.3. Основные проблемы функционирования и развития малого бизнеса
     Можно выделить следующие проблемы малого бизнеса в современной России
     а) Финансирование.
     Развитие  малого бизнеса затруднено, в первую очередь, вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развития бизнеса:
     Профессиональные  инвесторы не могут финансировать  в малый бизнес, так как стоимость  транзакции по финансированию предприятия (профессиональной экспертизы, аудита и подготовки проекта) обычно составляет более $200 тыс. долларов, что существенно превышает потребность в финансировании малого предприятия, которая обычно составляет не более 100 тыс. долларов;
     Масштабы  малого бизнеса незначительны и, как правило, ограничены рамками  местного или регионального рынка, а профессиональные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в потенциальных лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса;
     Банковское  финансирование недоступно для подавляющего большинства малых предприятий, так как у начинающих предпринимателей отсутствует ликвидное имущество, которое может быть представлено банку в качестве обеспечения;
     Лизинг  технологического оборудования также  малодоступен, как вследствие низкого  уровня развития лизинговых операций, так и неспособности лизингополучателей выплатить первый взнос, составляющий 20-30% от стоимости оборудования. Одним из распространенных источников финансирования малого бизнеса в развитых странах является франчайзинг (Mac Donald"s, печать фото-сервис Кодак или Фуджи, сеть заправочных станций), когда предприниматель приобретает не только технологию, но также торговую марку и типовые стандарты ведения бизнеса, которые помогают действовать, не совершая типичных для новичков ошибок;
     Основными источниками финансирования малых  предприятий в других странах являются друзья или родственники, но в России не так много людей, имеющих достаточные сбережения, чтобы позволить себе финансировать развитие даже малого бизнеса;
     Недоступность финансирования для малых предприятий  приводит к криминализации малого бизнеса, так как единственным источником финансирования бизнеса становятся криминальные структуры.
     б) Административные барьеры.
     Их  можно условно разделить на объективные  и субъективные.
     К числу объективных административных барьеров следует отнести необходимость получения различных разрешений, лицензий, справок и согласований. Стоимость получения разрешительной документации иногда превышает все остальные затраты, которые необходимо произвести предпринимателю для открытия своего дела. Данные объективные административные барьеры необоснованно увеличивают непроизводительные затраты предпринимателя и делают менее привлекательным отдельные направления деятельности.
     Следует также обратить внимание на тот факт, что существуют еще субъективные административные барьеры, которые выражаются в личности того или иного чиновника, его компетентности и порядочности. Например, для того, чтобы присвоить новый почтовый адрес производственному помещению предпринимателя обязывают очистить от несанкционированных свалок сектор частной застройки, прилегающий к производственным помещениям. Таким образом чиновник решил свои, чиновничьи, проблемы за счет предпринимателя, и отчитался за решение проблемы с несанкционированными свалками.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.