На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Разделение властей как главный принцип правового государства

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 01.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации 

Филиал  СЕВМАШВТУЗ государственного образовательного
Учреждения  высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский  государственный морской технический университет» в г. Северодвинске 
 
 
 
 

Факультет заочного и дистанционного обучения 
 
 

Кафедра №1 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Политология»
Тема: «Разделение властей как главный принцип правового государства» 
 
 
 
 

                Студент: Александров Д.А. Группа: 1390
                Преподаватель: Монастырских Г.П.
 
 
 
 
 
 
Северодвинск

2011 

Содержание.

 
 
 
Введение. 3-4
Глава 1. Историко-правовые корни принципа разделения властей. 5-12
Глава 2. Основное содержание принципа разделения властей 13-15
  2.1.  Реальное осуществление принципа разделения властей 15-24
Заключение. 25-26
Список  используемой литературы. 27
 
 
 
 
 

Введение. 
 

      Разделение властей является одной из важнейших проблем, относящихся к организации государственной власти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве и разделении властей.
      Это одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.
      Разделение  власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства  и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой  рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках  или в одном институте и  потребность разделить власть, труд и ответственность.
      Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель,Полибий). Как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье.
      Л. Монтескье придал теории разделения власти вполне завершенный и стройный вид. В его интерпретации концепция разделения властей получила свое отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день.
      Монтескье утверждал, что сосредоточение власти в одних руках ведет к «ужасному деспотизму» и предлагал разделить государственную власть на три ветви: законодательную (парламент), исполнительную (король и министры) и судебную (независимые суды).
      Впервые концепция разделения властей получила законодательное закрепление в  конституции США 1787 года, действующей  до сих пор. Наряду с концепцией разделения властей на эту конституцию оказали  влияние идеи Руссо о единстве власти как выражении единства народа.
      Организационно-правовое разделение властей сопровождалось не только системой их сдержек и противовесов, но и социальной трактовке единства власти. Словами: «Мы, народ Соединенных Штатов …» создатели конституции провозглашали его суверенитет, а затем «делили» органы государства по трем ветвям власти.
      Единство  государственной власти юридически обосновывалось и провозглашалось  еще в древнем мире (например, обожествление фараонов в Египте), в Средние века такой подход получил  наиболее отчетливое выражение в  абсолютных монархиях, в ХХ в. тезис  о единстве власти, сосредоточенной  в руках фюрера, отстаивали пропагандисты  фашистских режимов. Другие тоталитарные и авторитарные режимы также исходили из концепций единой, до предела  централизованной власти.
      С требованием единства власти выступали  не только представители реакционных  сил и тоталитаризма, но и наиболее прогрессивные представители молодой  буржуазии, выражавшей общенародные интересы. Возражая против концепции разделения властей 
      Ж. Ж. Руссо отстаивал идею верховной  власти, что, как он считал, неизбежно  вытекает из требований суверенитета народа. Руссо полагал, что различные  формы деятельности государства, характеризующие  его властные полномочия (законодательство, управление, правосудие), служат лишь проявлению этого суверенитета.
      Основными  методами,   используемыми   в   данной   работе,   являлись
исследование  научного  материала  по  заданной  теме. При написании работы использованы работы российских  и зарубежных авторов, в которых в той или иной мере затрагиваются  поднимаемые вопросы.
 

Глава 1. Историко-правовые корни принципа разделения властей. 
 

      Разделение  власти – одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.
      «Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным),  от  которого  исходит  волевой  импульс, побуждение  к  действию,  и  субъектом  (вторым,  или  пассивным),   который воспринимает этот импульс и осуществляет  побуждение,  становится  носителем власти, её исполнителем.
      Эта  простейшая  структура  разделения  и  передачи власти обычно усложняется,  особенно  в  институциональном  политическом  (а также неполитическом – экономическом,  правовом,  идеологическом)  процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс  следующему  субъекту  и  т.д.
вплоть  до   конечного   исполнителя   (процесс,   получивший   наименование
командования, или распоряжения и составляющий сущность власти)»1.
      Понятие «разделение  власти»  достаточно  широкое  и  неотделимо от понятия «власти» и принимает  при  этом  самые  различные  формы выражения.  В  связи  с  этим   представляется   целесообразным   проследить исторический путь развития разделения  власти  к  моменту  его  современного восприятия в правовом государстве  в  качестве  одного  из  основополагающих принципов.
  Разделение  власти  исторически  сложилось  на  самых  ранних   этапах
формирования  государства и вылилось в  специализацию  власти  разных  лиц  и институтов,  в  которой  рано   обнаружились   две   устойчивые   тенденции:
концентрация  власти в одних  руках  или  в  одном  институте  и  потребность
разделить  власть,  труд  и  ответственность.  
      Отсюда  и   два   следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за  власть  уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и  стремление упорядочить  отношения  разделённых   властей   и   избавить   общество   от столкновений  между ними с другой. И характерное для политической истории  общества  совмещение  функций  на  её  ранних   этапах:   вождя   и военачальника  (король–воин,  князь–предводитель  дружины,   епископ–рыцарь, глава ордена и т.п.)
      Первое  крупное разделение власти разделило политическую  и  религиозную власти, власть государства и церкви.  Оно  же  сопровождалось  и  длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над  религиозной, или господство церкви в светской жизни общества. 
      Соперничество  между  ними продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени  как в России, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих  государств  и обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных  регионах мира. Западная, преимущественно христианская его часть решила спор о  власти в  пользу  светской,  государственной,  восточная  во  многих   случаях   (в некоторых мусульманских странах, например, Иран) – в пользу  значительного политического   влияния    религиозных    начал    жизни    общества,    его
политико-правовой системы и культурного уклада.
      В светском государстве рано  началось  разделение профессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал существование в нём законодательного  органа – магистратуры  (исполнительного  учреждения)   и судебного органа. Происходило разделение власти между центральным и  местным управлением (самоуправление), формировалась всё более  сложная  политическая система общества, властей разных уровней и  с  разными  функциями.  Развитое разделение власти  стало  в  конце  конов  одной  из  организационных  основ государства Нового времени, которое функционирует как система  функционально разграниченных, но и связанных между собой учреждений, аппаратов  и  органов власти.
      Феодальная  организация власти  с  объединёнными  в  лице  властелина законодательных, исполнительных и судебных функций включая функциональное  и территориальное   разделение   власти   между   монархическим   центром    и провинциальными  (городскими)  парламентами,  местным   самоуправлением,   с сословным представительством частично избранных, частично включённых в  него «по  праву»  из  числа  именитых  горожан.  
      Децентрализованное   феодальное средневековое государство допускало заметное упрочение местных  парламентов, которые особенно  укрепились  в  Западной  Европе  в  XIII–XIV  веках  и,  в последствии,  стали   структурной   и   социальной   основой   возникновения парламентов и в  государственных  центрах  абсолютистских  монархий. 
      Другой основой разделения власти стали различные королевские советы,  обычно  очень замкнутые  и  узкие,  нередко   олигархического   типа,   несмотря   на   их совещательные функции, как это имело  место  в  Верховном  тайном  совете  в России  послепетровского   периода,    когда   из   восьми   членов   совета («верховников») шестеро представляли две фамилии –  Долгоруких  и Голицыных.
      Существовали  и  эпизодические  сборы  (ассамблеи) правящих феодальных верхов, феодальные союзы  (лиги),  такие,   как  Земские соборы  в  России,  также  готовившие  в  будущем  более  совершенные  формы разделения  власти. 
      Решающий  этап  институционального  и   функционального разделения  государственной  власти  наступил  в  начальный  период   Нового времени (XVII в.). В этот период феодальное  децентрализованное  государство уступило  место  централизованным  абсолютистским  монархиям  в  большинстве стран Западной Европы. Центральная власть теперь нуждалась в более  развитом и эффективном аппарате управления и обороны, который  неизбежно  должен  был быть специализирован и разделён.
      Развивающаяся в  то  же  время  торговая  и промышленная   буржуазия   поддержала   на   первых   порах абсолютистской монархический центр и способствовала его укреплению, но при этом получила  и доступ к власти, которая оказалась до известной  меры  разделённой  и  между сословиями  и  классами,  и  доступ  этот  был  открыт,  прежде   всего,   в нарождавшиеся     центральные     парламентские      (законодательные      и представительные) структуры.
      Дальнейшее  развитие разделённых властей шло  несколькими параллельными путями:
       1)  происходила централизация   парламентских   структур,   смещение          парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования          представительной власти (её выборностью, принципами организации и          т.п.);
      2) укреплялась  и  совершенствовалась  центральная  правительственная          исполнительная   власть   и   особенно   её   аппаратов,    кадров          государственных служащих;
      3) завершилось  формирование  возникшей   в  феодальном  средневековье системы  надзора  и  отправления  правосудия,  передачи   судебных функций    от    властвующей    (сеньориальной)     верхушки   –        специализированным судебным органам»2.
   Этот  объективный  процесс   получил   теоретическое   обоснование   в
политико-философской теории разделения  властей  и  сопровождался  проектами гражданского общества и правового  государства,  и  конституционного  строя, реализация которых была необходимым условием эффективного разделения  власти и в свою очередь зависела от разделения её на три  относительно  автономные, взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти.
      Идея  разделения  законодательной,  исполнительной  и   судебной властей  сопровождает  поиск   человечеством   идеального   государства   на
протяжении  многих веков. В зачаточном состоянии  она  присутствовала  уже  во взглядах  древнегреческих  философов  (Аристотель,  Полибий).  Как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве  он  был сформулирован Д. Локком и развит  впоследствии  Ш. Монтескье.  При  этом теоретическая база была  подготовлена  всем  объективным  ходом  истории, а толчком к её  оформлению  послужили буржуазные революции   в   Англии   (1640–1648гг.)   и   в   последствии   во   Франции (1789–1794гг.).
      В основании политической философии  Локка (1632–1704гг.) и  либерализма лежит  идея  собственности  («Трактаты  о  правительстве»).  «Государство  и гражданское общество покоятся на  собственности  (имелась  ввиду  частная  и личная собственность). В естественном состоянии, говорит Локк,  люди,  может быть, и живут благополучно, но им  явно  недостаёт  многого  для  сохранения собственности. На основе общественного договора  учреждается  государство – социальный институт  для  охраны  собственности  и  разрешения.
      В    государственном    состоянии собственность  не  вполне  оберегаема,  например,  от  произвола  абсолютной монархии. Для того чтобы охрана собственности не зависела  исключительно  от воли властей, люди создают  законы  и  законодательство.  В обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная  свобода для толкования и применения законов. Когда, например, судьями являются  сами правители, они склонны судить,  руководствуясь  теми  же  целями,  что  и  в процессе  правления.  
      Д. Локк предлагает систему сдержек и противовесов  – разделение  властей  на  законодательную,  исполнительную   и   судебную   с передачей  каждой  особому  кругу   лиц.   Тогда,   например,   в   правовом монархическом    государстве    законодательной    властью    может     быть аристократический парламент, высшей  исполнительной  –  король,  а судебную имеет   смысл   пропорционально   поделить   между    аристократическим    и демократическим сословиями»3.
      В России идея разделения властей как  принципа  либерализма  впервые  в наиболее  чёткой  форме  была  выражена  М.М.  Сперанским  (1772–1839гг.)  в «Проектах и  записках».  В  своих  проектах  государственных  преобразований Сперанский мечтал  о  конституционной  монархии,  которая  управляла  бы  на «непременном  законе».  Законность  форм  осуществления  власти   Сперанский прежде всего связывал с необходимостью разделения властей.  «Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и  принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная  свою  работу 19 сентября.
      Глава исполнительной власти – монарх участвует  в  деятельности Думы, но «никакой новый  закон  не  может  быть  издан  без  уважения  Думы.
Мнение Думы свободно,  и  поэтому  монарх  не  может  «ни  уничтожить  законов,  ни обезобразить  их»,  так  как  в  своих   действиях   исполнительная   власть подконтрольна  представительному   органу.  
      Судебная   власть   реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим  судебным органом – Сенатом. Три  власти  управляют  государством  подобно  тому,  как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. 
      Сперанский предусмотрел и  возможность  объединения  этих  властей  для  согласного  их действия в Государственном совете, состоящем частично  из  лиц,  назначаемых монархом, а частично  избранных  по  избирательному  праву.  Государственный совет   заседает   под   председательством   царя,   он   обладает    правом законодательной инициативы, но законы, «коим вводится какая–либо перемена  в отношении сил государственных или в  отношении  частных  лиц  между  собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой»4.
      Порядок в устроенном таким  образом  государстве  охраняется  законом. Проект  Сперанского  не  только  осуществлял  принцип разделения властей, с учётом определённых сдерживающих факторов, но,  и  это очень  важно,  предусматривал  механизм  их  согласованного  действия,  дабы избежать возможного противостояния трёх ветвей власти.  Сперанский  брал  во внимание обстоятельство, чётко  высказанное  противником  разделения  власти Н.М. Карамзиным: «Две власти в одной державе суть два грозные льва  в  одной клетке,  готовые  терзать  друг  друга»5.  
      Рассмотренные   проекты механизма  разделения  властей  Д. Локка  и  М.М. Сперанского  подразумевали наличие монархии. Проект П.И. Пестеля (1793–1826гг.) – «Русская Правда» – в качестве      формы      государственного      правления      предусматривал республику – наиболее  распространенную  в   настоящее   время.  
      Законодательная   власть   по   проекту   Пестеля, сосредоточена в Народном вече – «однопалатном  органе,  который  избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной  пятой  его  части,  при этом «тот же самый может быть опять избран». «никто не  может  распустить Народной  вече.  Оно представляет  волю  в государстве,  душу  народа»6.
      Исполнительная  власть – державная Дума – состоит из   пяти   человек, избираемых сроком на пять лет. «Ежегодно из Думы выходит один  и  заменяется другим выбором. Все министры и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством  державной  Думы»7
      Блюстительная  власть – Верховный собор состоит из 120 человек, которые назначаются на всю  жизнь  и не участвуют ни в законодательной, ни в  исполнительной  власти.  Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещает  ими  «выбылые  места».  Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор,  который  не  входит  в его  рассмотрение  по  существу,  но  тщательно  проверяет  соблюдение  всех необходимых формальностей, и  только  после  утверждения  Верховным  собором законопроект  получает  юридическую  силу. 
      В  теории  разделения   властей, предложенной Пестелем, «принимается правило определённости круга  действий», то есть, чётко устанавливаются компетенции  законодательной,  исполнительной и блюстительной власти. Более того, Пестель настаивал на том, чтобы  каждому государственному органу «были присвоены точные и неизменные функции». 
      Собор имеет серьёзные контрольные функции  и  на  местах,  так  как  назначает  по одному  из  своих  членов  в  каждое  министерство  и  в   каждую   область.
      Главнокомандующие действующих армий также назначаются  Верховным  собором –  Собор удерживает в пределах законности  Народную  вечу  и державную Думу. Собор  имеет  право  отдавать   под   суд   чиновника   любого   уровня   за злоупотребления. Механизм действия законодательной и исполнительной  власти,  а  также  государственное  устройство   определяется   Конституцией».  
      В последствии серьёзный  вклад  в  развитие  отечественной  теории  разделения властей внёс Н.М. Коркунов (XIX в.) – («Указ и закон»).  Однако  в России осуществление этого принципа стало возможным только в конце XX века.
      Таким образом, можно сделать следующие  выводы:
      1) Принцип   разделения   властей    может    быть    присущ    только демократическому государству, – ни  в рабовладельческом,  ни  в феодальном
государстве  он  невозможен,  так  как  сам  принцип  подразумевает  наличие
экономически  свободного собственника –  основного представителя общества,
обладающего и политическими правами.
      2) Для   фактического   осуществления   этого   принципа    необходимы определённые   объективные   условия  –  достаточная   степень    развития производительных  сил  и  отношений,  а   также   субъективные   –  уровень
политического сознания общества.
      3) Теория права предлагает разные  варианты механизма действия  принципа
разделения  властей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Основное содержание принципа разделения властей. 

      
      Какими  бы  ни  были  разными  варианты  механизма  действия  принципа разделения властей теория в основе определяет следующее его содержание.
      «Законодательная  власть   обладает   верховенством,   поскольку   она
устанавливает  правовые  начала  государственной   и   общественной   жизни,
основные  направления внутренней и внешней  политики страны, а  следовательно, определяет в  конечном  счёте  правовую  организацию  и  формы  деятельности исполнительной и судебной властей.
      Главенствующее  положение  законодательных органов в механизме правового государства обуславливает  высшую  юридическую силу принимаемых  ими  законов,  придаёт  общеобязательный  характер  нормам
права, выраженных в  них.  Однако  верховенство  законодательной  власти  не
носит абсолютного  характера. 
      Пределы  её  действия  ограничены  принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости.  Она находится под контролем народа  и  специальных  конституционных  органов,  с помощью   которых   обеспечивается    соответствие    законов    действующей конституции.
      Исполнительная  власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем.  Её  деятельность  должна быть основана на законе,  осуществляться  в  рамках  закона.  Исполнительные органы  и  государственные  должностные  лица  не   имеют   права   издавать общеобязательные акты, устанавливающие  новые,  не  предусмотренные  законом права или обязанности граждан и  организаций.
      Исполнительная  власть  носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной  властью, действует  на  началах   законности.   Сдерживание   исполнительной   власти достигается также  посредством  её  подотчётности  и  ответственности  перед представительными органами государственной власти. 
      В  правовом  государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные  действия  исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.
      Судебная   власть   призвана   охранять    право,    правовые    устои государственной и общественной жизни  от  любых  нарушений,  кто  бы  их  не
совершал. Правосудие в правовом государстве  осуществляется только  судебными органами.  Никто  не  может   присвоить   себе   функции   суда.   В   своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только  законом,  правом и не зависит от  субъективных  влияний  законодательной  или  исполнительной власти.
      Независимость и законность правосудия являются  важнейшей  гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной  стороны, суд не может присваивать себе  функции  законодательной  или  исполнительной власти,    с    другой    стороны    его    важнейшей    задачей    является организационно–правовой  контроль  за  нормативными  актами  этих   властей.
      Судебная   власть,   таким   образом,   выступает   сдерживающим   фактором, предупреждающим   нарушение   правовых   установлений,   и   прежде    всего конституционных,  как  со  стороны  законодательных,  так  и  исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем  самым  реальное  разделение властей»8.
      Таким образом, разграничение  единой  государственной  власти  на  три относительно самостоятельные и независимые отрасли  предотвращает  возможные злоупотребления   властью   и   возникновение    тоталитарного    управления государством, не связанного правом. Каждая из  этих  властей  занимает  своё место в  общей  системе  государственной  власти  и  выполняет  свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей  поддерживается  специальными организационно–правовыми   мерами,   которые    обеспечивают    не    только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных  пределах.
      В то же время  они  гарантируют  независимость  одной  власти  от  другой  в пределах  тех  же  полномочий.  Следует  отметить,  что  принцип  разделения властей является одним  из  принципов  правового  государства  и  эффективно действовать может только в связке с ними,  важнейшими  из  которых  являются принцип  законности,  взаимная  ответственность  государства   и   личности, реальность прав личности. 
 

2.1. Реальное осуществление  принципа разделения  властей. 
 

      Первые  конституции – США 1787 г., Франции 1789 г. – закрепили разделение властей. Законодательную власть конституция 1787 г.  (США)  вверяла  конгрессу, состоящему из двух палат:  палаты  представителей  избирающейся населением штатов и сенатам, членов  которого  избирали (вплоть до 1913 г.) парламенты штатов.
      Сенат  с  самого начала был замыслен как палата консервативная по составу,  не  зависящая  от избирателей, тормоз по  отношению  к  палате  представителей.  «Джон  Адамс, будущий президент страны, так прямо и заявлял: сенат  должен  налагать  узду на палату представителей.  Другой из «отцов» конституции Медисон – писал, что сенат необходим на случай если нижняя палата использует  «во  зло»  свою власть»9.
      Палата  представителей  и  сенат  получали  равные  права  в  том,  что
касалось  законодательной инициативы и принятия законов.  Главой  государства и  правительства  конституция  называла   президента   США.   Он   избирался выборщиками по штатам. Они подавали голоса с  помощью  бюллетеней.  Проходил тот, за которого было подано большинство голосов  выборщиков. 
      После многих  колебаний  должность  президента  решили  сделать   временной.   Его полномочия были ограничены  четырьмя  годами,  но  было  намеренно  отпущено право  переизбрания  президента  на  новый  срок.  Президент   США   наделён знач
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.