На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Этиология возникновения детских церебральных параличей, их классификация. Основные средства, используемые в комплексной физической реабилитации дошкольников с ДЦП. Методы диагностики уровня физического развития и двигательной активности дошкольников.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Медицина. Добавлен: 12.08.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


66
Содержание

    Глава I. Детские церебральные параличи и их клинические проявления 7
      1.1. Этиология и патогенетические механизмы возникновения детских церебральных параличей и их классификация 7
        1.2.Клинические формы детских церебральных параличей 18
          Выводы по главе I 24
            Глава II. Основы комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом 26
            2.1.Традиционные методы и средства, используемые в комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом 26
2.2.Использование современных технологий в комплексной 34
реабилитации дошкольников с детским церебральным 34
параличом 34
Выводы по главе II 46
Глава III. Диагностика уровня физического развития дошкольников с детским церебральным параличом 48
3.1.Методы диагностики уровня физического развития и двигательной активности дошкольников с детским церебральным параличом 48
3.2. Программа на развитие двигательной активности и повышение уровня физического развития детей дошкольного возраста с ДЦП 53
    Выводы по главе III 56
      Список литературы 61
        Введение

        Детские церебральные паралич -- это заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
        Рост заболеваемости детским церебральным параличом, один из наиболее инвалидизирующих заболеваний психоневрологического профиля. Это свидетельствует о том, что проблеме лечения детского церебрального паралича нужно уделять более пристальное внимание. Для заболевания типичны спазмы мышц нижних конечнос-тей, контрактуры, двигательные нарушения и другие измене-ния в локомоторном аппарате. Отмечается повышение сухожиль-ных рефлексов, мышечного тонуса (гипертонус), понижение мы-шечной силы и работоспособности мышц, наличие контрактур (обычно сгибательно-приводящего типа) и деформаций, наруше-ние координации движений, стояния и ходьбы, наличие непро-извольных движений, синкинезий. Нередко при этом заболева-нии нарушается психика, появляются расстройства со стороны черепно-мозговых нервов (косоглазие, ухудшение зрения, слу-ха), бульбарные и псевдобульбарные расстройства.
        В поздней стадии, когда восстановление той или иной функ-ции происходит преимущественно за счет компенсаторно-при-способительных процессов, наблюдаются вторичные дистрофи-ческие изменения в мышцах, связках, сухожилиях и других тканях. Возникшие на ранней стадии тонические рефлексы, кон-трактуры, порочные установки конечностей, деформации и дру-гие нарушения с трудом поддаются коррекции, поэтому одним из важнейших методов лечения ДЦП является физическая реабилитация, которая у детей старшего школьного возраста должна быть направлена на формирование навыков повседневной жизни, развитие способности к общению и подготовке ребенка к жизни в коллективе. В этом возрасте она должна быть больше направлена на развитие возможности передвигаться самостоятельно, с помощью палок или в коляске, а также осуществлять такие точные и сложные операции как письмо. Важно также направить усилие на то, чтобы научить ребенка самостоятельно есть, одеваться, пользоваться ванной и туалетом. Овладение этими навыками может существенно облегчить обязанности людей, осуществляющих уход за ребенком, а также существенно повысят самоуверенность и самооценку больного. Для достижения данной цели необходимо внедрение новых оздоровительных технологий с использованием немедикаментозных средств и методов физической культуры и спорта, направленных на обеспечение компенсации у них дефицита двигательной активности и повышения физического развития.
        Используемые в настоящее время формы реабилитации могут быть усовершенствованы за счет внедрения знаний о резервных возможностях человека (B.C. Дмитриев).
        Совершенствование индивидуальных режимов общего физического развития и двигательной активности является определяющим фактором физической реабилитации, социальной адаптации и полноценной интеграции инвалидов в обществе (Л.О. Бадалян и др.; A.A. Кузнецов, A.M. Лебедев, Р.В.Хайруляин, А.Г. Щедрина). Для здоровья и большей мощности организма, его устойчивости нужны не «щадящие» упражнения, а ежедневные тренировки разной интенсивности и различного объема (И.В. Даманкас; В.И. Козлов, И.А. Анохина, СВ. Рыбалкина, B.C. Фомин, М.Б. Цукер).
        Детский церебральный паралич сопровождается ограничением двигательной активности. Эта гипокинезия приводит к ухудшению функций всех систем организма, а не только двигательного аппарата. Физические упражнения уменьшают вредное влияние гипокинезии и являются профилактикой и устранением гипокинетических расстройств (И.И.Ефимова, Н.Г. Поляков, H.A. Мякишева, В.И. Столяров и др.).
        При изучении современного состояния данной проблемы можно заметить следующие противоречия: вопросы физической реабилитации старших школьников с ДЦП рассмотрены не достаточно; формирование программ и выбор средств физической реабилитации происходит без соблюдения многих условий, в том числе энергоемкости физических упражнений; наблюдается рассогласование между «щадящим» режимом программ физической реабилитации инвалидов с детским церебральным параличом (ДЦП) и недостаточной двигательной активностью занимающихся в процессе физической реабилитации.
        Выявленные противоречия позволили сформировать проблему исследования: для повышения эффективности комплексной физической реабилитации дошкольников с ДЦП, необходимо использовать современные технологии с учетом средств физической культуры по критерию их энергоемкости, обеспечивающих значительную компенсацию дефицита двигательной активности.
        Решение этой проблемы составило цель исследования: рассмотреть современные технологии в комплексной физической реабилитации детей до школьного возраста с детским церебральным параличом.
        Объект исследования. Физическая реабилитация детей старшего школьного возраста с ДЦП
        Предмет исследования. Современные технологии в комплексной физической реабилитации детей старшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
        Гипотеза. Если использовать современные технологии в комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом, то они будут способствовать эффективному повышению уровня физического развития и двигательной активности детей дошкольного возраста с ДЦП.
    Задачи исследования:
    1. Раскрыть понятие «детские церебральные параличи» и их клинические проявления
    2. Рассмотреть основы комплексной физической реабилитации
    дошкольников с детским церебральным параличом
    3. Провести диагностику уровня физического развития
    дошкольников с детским церебральным параличом
    3. Проанализировать полученные результаты исследования и
    сформулировать выводы
    4.Разработать методические рекомендации, по развитию двигательной
    активности и повышения уровня физического развития
    дошкольников с ДЦП
    Научная разработанность. В работе использованы идеи: о целостности социальных и биологических функций человека (П.К. Анохин, Б.Г. Анасьев, Л.И. Божович, К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.); о физиологии нервной системы и парабиозе (Н.Е. Введенский, A.A. Ухтомский, А.Н. Крестовников, И.П. Павлов, И.М. Сеченов и др.); об управлении физическим воспитанием и системном подходе к формированию двигательных умений (H.A. Бернштейн, Л.С. Выготский, Д.Д. Донской, А.Н. Леонтьев, Л.П. Матвеев, В.П. Филин, В.И.Лях, Ю.В.Вавилов и др.); о теории и методике физической культуры (Ю.В. Менхин, В.К. Бальсевич, Н.Ж. Булгакова, A.A. Гужаловский, В.А. Ермаков, В.П. Филин и др.); о физической реабилитации и спорте инвалидов (С.А. Борфельд, B.C. Дмитриев, СП. Евсеев, Е.М. Мастюкова, Е.И. Рогачева, К.А. Семенова, В.И.Столяров и др.)
    Теоретическая значимость. В работе рассмотрены современные технологии и оздоровительно эффективные средства физической реабилитации дошкольников с ДЦП, систематизированные по критерию энергоемкости нагрузок, и определены оптимальные комплексы физических упражнений и специальной корригирующей гимнастики, применяемые в процессе физической реабилитации детей дошкольного возраста с ДЦП, применение которых помогут повысить уровень физического развития и двигательной активности у дошкольников с ДЦП.
    Проведена диагностика по выявлению уровня физического развития, результаты которой показали низкий уровень физического развития и двигательной активности у старших школьников с ДЦП.
    Даны методические рекомендации, по развитию двигательной активности и повышению уровня физического развития детей дошкольного возраста с ДЦП
    Практическая значимость. Разработанные в процессе исследования методические рекомендации, позволяющие эффективно развивать двигательную активность и повышать уровень физического развития дошкольников с ДЦП, могут быть использованы специалистами в области физической реабилитации детей-инвалидов с ДЦП, а также рекомендуются для широкого использования в специальных реабилитационных учреждениях, а также в центрах инвалидного спорта и в домашних условиях. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре.
    Глава I. Детские церебральные параличи и их клинические проявления

    1.1. Этиология и патогенетические механизмы возникновения детских церебральных параличей и их классификация

    Термин «детские церебральные пара-личи» объединяет группу заболева-ний, являющихся следствием поврежде-ния головного, а иногда и спинного моз-га, возникающих во время внутриутроб-ного развития плода, во время родов или в раннем послеродовом периоде. Пример-но в 57% случаев заболевание является врожденным, в 40% - обусловлено па-тологическими родами и только у 3% заболевших детей оно связано с черепно-мозговой травмой, инфекционными за-болеваниями, другими патологически-ми состояниями, развившимися уже после родов. Детские церебральные па-раличи (ДЦП) - относительно частое заболевание, встречающееся в среднем у двух из 1000 родившихся детей. Его основной характерной чертой являет-ся нарушение развития психомотор-ных функций ребенка. Двигательные расстройства проявляются в виде пара-личей, парезов, насильственных дви-жений, нарушения координации дви-жений. Эти симптомы нередко сопро-вождаются задержкой психоречевого развития вплоть до глубокой дебильности и полного отсутствия речи, судо-рожными припадками, нарушениями зрения, слуха, чувствительности, раз-личной патологией со стороны внутрен-них органов [52, 25-27].
    Врожденные заболевания, сопро-вождающиеся параличами, были изве-стны еще во времена Гиппократа и Галена. Однако используемый в настоя-щее время термин для обозначения этого заболевания впервые появился в обиходе врачей лишь в первой полови-не XIX века. Основоположником изу-чения ДЦП считают английского хи-рурга-ортопеда Литтла. Он подробно описал одну из форм церебральных па-раличей, при которой руки поражаются меньше, чем ноги. Позднее эту фор-му паралича стали называть болезнью Литтла, название сохранилось до настоящего времени. Он описал и другие формы врожденных параличей, напри-мер гиперкинетическую форму, разра-ботал и широко использовал некото-рые виды хирургического лечения. Из-вестный австрийский врач 3. Фрейд в середине XIX века проанализировал случаи заболеваний, описанные Литтлом, с позиции невропатолога и пред-ложил такие названия для форм забо-левания, как диплегия, двусторонняя гемиплегия [56, 23].
    До середины XX века основными причинами заболевания ДЦП счита-лись асфиксия плода во время родов, вызванная обвитием пуповины вокруг шеи ребенка или попаданием около-плодных вод в его дыхательные пути, механическая родовая травма и крово-излияние в мозг. Однако более поздние наблюдения заставили ученых изме-нить эту точку зрения. Помимо вышеуказанных причин, не меньшее значение имеет интоксика-ция плода во время беременности в ре-зультате болезни матери, нарушения питания, стрессовых состояний, нали-чия у матери хронических заболеваний сердечно-сосудистой и эндокринной си-стем или вредных привычек (алкого-лизм, наркомания, курение). Сейчас становится все более ясной роль внут-риутробной нейроинфекции - пораже-ния нервной ткани во время беремен-ности инфекционным агентом. Это мо-гут быть вирусы гриппа, краснухи, простого герпеса, возбудители листерелеза, токсоплазмоза, кишечная палоч-ка, стрептококки. Инфицирование плода происходит через плаценту или восходящим путем из инфицированных родовых путей. Инфекционный возбу-дитель, попав в кровь ребенка, при оп-ределенных условиях может вызвать поражение нервной системы в виде энце-фалита или менингоэнцефалита. Иссле-дования ученых свидетельствуют о том, что процесс, начавшийся на внутриут-робном этапе жизни, может продол-жаться годами, приобретая характер вя-лотекущего воспалительного заболева-ния. Если инфекция попадает в кровь плода в период органогенеза, когда зак-ладываются и формируются его органы (это первые недели беременности), то могут возникнуть пороки развития моз-га с тяжелыми последствиями вплоть до внутриутробной гибели плода [44, 41].
    Одной из причин патологии нервной системы является иммунологическая несовместимость матери и плода, на-блюдающаяся, в частности, при резус-конфликте. Если кровь матери резус-отрицательная, а кровь ребенка резус-положительная, после рождения у него может возникнуть гемолитическая жел-туха, при которой эритроциты подвер-гаются гемолизу, а высвободившийся из разрушенных эритроцитов билирубин проникает в ткань нервной системы, оказывая на нее токсическое действие. В результате повреждается кора голов-ного мозга, подкорковые ядра, ядра ствола мозга, что в последующем не-редко приводит к развитию церебраль-ного паралича, характеризующегося гиперкинезами.
    Отрицательно сказывается на разви-тии нервной системы ребенка прием ма-терью некоторых лекарственных препа-ратов (например, кортикостероидов, барбитуратов), токсикоз при беременно-сти, угроза выкидыша, маточные крово-течения, возникающие при преждевре-менной отслойке плаценты, недоно-шенная беременность, работа матери, связанная с вредными химическими ве-ществами.
    Органическое повреждение клеток головного мозга приводит к компенсаторному повышению потребления кис-лорода, вследствие чего возникает кис-лородный дефицит в большинстве структур центральной нервной систе-мы. Гипоксия нервной ткани возни-кает независимо от причины ее по-вреждения во время беременности. В результате этого нарушаются обмен-ные процессы в клетках мозга, прежде всего кислородный обмен, нарушается развитие жизненно важных нервных центров и сосудистой системы головно-го мозга, происходит целый ряд дру-гих патологических изменений. Все это, в свою очередь, является причи-ной нарушения нормального хода ро-дового акта, возникает асфиксия пло-да во время родов или родовая череп-но-мозговая травма [37, c. 58].
    Тяжесть и характер изменений в нервной системе новорожденного опре-деляются не столько факторами, выз-вавшими эти изменения, сколько пе-риодом внутриутробного развития пло-да, в котором они действуют. Наиболее тяжелые пороки развития мозга воз-никают тогда, когда время влияния вредных факторов совпадает с периодом органогенеза и формирования плацен-ты. Остается недостаточно изученным вопрос о влиянии этиологического фак-тора на характер последующих двига-тельных и психических нарушений при ДЦП.
    Течение заболевания ДЦП подразде-ляется на три стадии: раннюю, началь-ную резидуальную и позднюю резидуальную.
    Ранняя стадия заболевания -- это первые 3--4 недели периода новорожден-ности. Уже в первые дни жизни у ребенка обнаруживается ряд симптомов, сви-детельствующих о поражении головно-го мозга. Такими симптомами могут быть повышенная температура, синюшность кожи лица, косоглазие, тремор ко-нечностей, нистагм, судороги, резкое повышение или, наоборот, понижение тонуса мышц, отсутствие или слабая вы-раженность врожденных рефлексов (поискового, сосательного, хвататель-ного, подошвенного и др.). При родовой травме у здорового плода, т. е. когда це-ребральная патология возникает по причине слабости родовой деятельнос-ти, стремительных или затяжных родов, неправильного анатомического строе-ния родовых путей, перечисленные сим-птомы исчезают относительно быстро и чаще всего бесследно. Когда же родовая травма или асфиксия осложнили уже имеющееся заболевание мозга плода, то такие симптомы, как общее тяжелое со-стояние, повышенная температура, приступы асфиксии, тремор конечнос-тей, также исчезают, а нарушения тону-са мышц и движений продолжают раз-виваться.
    Начальная резидуальная стадия характеризуется задержкой и наруше-нием первых этапов развития двига-тельных навыков.
    Поздняя резидуалъная стадия ха-рактеризуется наличием типичных из-менений в опорно-двигательном аппа-рате, контрактурами и деформациями, как обратимыми, так и необратимыми. Эта стадия заболевания диагностиру-ется обычно после 3--4 лет жизни ре-бенка.
    Считается, что ДЦП -- непрогресси-рующая патология в отличие от про-грессирующих наследственных заболе-ваний ЦНС, некоторых заболеваний спинного мозга и периферических нер-вов. Однако иногда может возникнуть впечатление, что процесс со временем прогрессирует. Это объясняется тем, что мозг, развивающийся в патологических условиях, оказывается не в состоянии удовлетворить потребности растущего организма [39, 23-24].
    ДЦП отличаются большим разнооб-разием клинических проявлений, сопут-ствующих симптомов, тяжести двигательных и психических нарушений, степени компенсации, причин, вызвав-ших заболевание. Используемое назва-ние болезни не отражает многообразия и сущности неврологических наруше-ний. Однако термин «детский цереб-ральный паралич» давно и широко ис-пользуется врачами во всех странах, и до настоящего времени другого назва-ния этого заболевания не предложено. Эти же причины затрудняют и разра-ботку единой классификации форм этой патологии. В литературе приводится бо-лее 20 вариантов классификаций ДЦП. Классификация ДЦП, используемая в нашей стране, предложена профессором Д. С. Фетером в соответствии с класси-фикацией, принятой ВОЗ, и в дальней-шем разработана професором К. А. Семе-новой. В основу ее положены основные особенности этого заболевания, а имен-но -- характер и выраженность наруше-ния двигательных функций ребенка, обусловленные аномальным состоянием мышечного тонуса и расстройством ко-ординации движений [46, 41-42].
    Выделяются следующие формы ДЦП:
    спастическая гемиплегия,
    спастическая диплегия (болезнь Литтла),
    двусторонняя (двойная) гемиплегия,
    атонически-астатическая форма,
    гиперкинетическая форма.
    Синдромокомплексы, наблюдаемые при разных формах ДЦП, обусловлива-ются локализацией патологического процесса, нарушающего механизмы уп-равления нервно-мышечным аппара-том со стороны пирамидной, экстрапи-рамидной и других взаимосвязанных систем ЦНС (коры головного мозга, ре-тикулярной формации, мозжечка и др).
    При спастических формах ДЦП у больных наблюдается повышение мы-шечного тонуса по спастическому (пира-мидному) типу, при гиперкинетической форме, как правило, по пластическому ригидному (экстрапирамидному) типу. Нередко возникают сочетанные пирамид-ные и экстрапирамидные нарушения мы-шечного тонуса, либо синдром спастичности, наблюдающийся в течение ряда лет, сменяется экстрапирамидной ригид-ностью и гиперкинезами. Атонически-астатическая форма сопровождается мы-шечной гипотонией и нарушением коор-динации движений [14, 45-47].
    Новорожденному ребенку в первые месяцы жизни присущи врожденные (безусловные) двигательные рефлек-сы и условно-рефлекторные реакции, становление и угасание которых имеет диагностическое значение. Они играют определенную роль в формировании па-тологии движений при детских цереб-ральных параличах. Характеристика врожденных рефлексов дана ниже.
    Поисковый рефлекс - если погла-живать пальцем кожу в области угла рта, не прикасаясь к губам, у ребенка опускается угол рта и голова повора-чивается в сторону раздражения. Ребе-нок с помощью этого движения ищет грудь матери.
    Хоботковый рефлекс -- быстрый удар по губам вызывает сокращение круговой мышцы рта, губы при этом вытягиваются в хоботок, что представ-ляет собой постоянный компонент со-сательных движений.
    Сосательный рефлекс - при вкла-дывании в рот соски возникают рит-мичные сосательные движения.
    Хватательный рефлекс - при при-косновении пальцем или другим пред-метом к ладошке новорожденного он его крепко захватывает, иногда на-столько сильно, что можно приподнять ребенка. Такой же тонический хвата-тельный рефлекс вызывается и на сто-пах (подошвенный рефлекс).
    Рефлекс опоры и автоматической ходьбы -- ребенка берут под мышки и ставят на опору. Он выпрямляет туло-вище, опираясь на полную стопу. Если его слегка наклонить вперед, он делает шаговые движения, не сопровождая их движениями рук.
    Рефлекс перемещения -- ребенка удерживают под мышками в позе вер-тикального подвешивания у края сто-ла так, чтобы стопы соприкасались тыльной стороной с краем стола, при этом он рефлекторно сгибает ноги и пе-ремещает стопы на поверхность стола, а затем разгибает ноги и выпрямляет туловище.
    Защитный рефлекс -- ребенок реф-лекторно поворачивает голову в сторону, если его положить на живот.
    Рефлекс ползания -- ребенок совер-шает ползающие движения в положе-нии на животе (спонтанное ползание). Если к подошвам подставить ладонь, ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами (рефлекс Бауэра).
    У ребенка, больного ДЦП, многие рефлексы, свойственные новорожден-ному, отсутствуют. У новорожденного ребенка, помимо выше описанных, определяется еще ряд рефлексов. Степень выра-женности врожденных рефлексов, вре-мя появления и исчезновения их ха-рактеризуют состояние и развитие дви-гательных функций ребенка.
    При развитии ДЦП эти рефлексы отсутству-ют, а в некоторых случаях, наоборот, активизируются и наряду с тонически-ми шейными и лабиринтными рефлекса-ми способствуют развитию патологии движений.
    Врожденные тонические рефлексы имеют ведущее значение в механизме возникновения двигательных наруше-ний у больных ДЦП.
    Тонический лабиринтный рефлекс вызывается изменением положения го-ловы в пространстве, которое ведет к стимуляции отолитового аппарата ла-биринтов, находящихся во внутреннем ухе и играющих важную роль в коор-динации движений. Тонический лабиринтный рефлекс резко нарушает двигательную актив-ность в положении сидя. При попытке посадить ребенка сначала повышается тонус экстензоров. По мере сгибания туловища и наклона головы вперед разгибательная поза сменяется сгибательной.
    Выраженный тонический лабиринт-ный рефлекс препятствует вертикаль-ной установке тела и опоре на ноги, так как при вставании и перемещении туло-вища вперед возникает тотальная сгибательная поза.
    Симметричный шейный тоничес-кий рефлекс. Этот рефлекс возникает с проприорецепторов мышечно-суставных образований шеи при пассивных и активных движениях головы и сохраня-ется у здорового ребенка до 8 месяцев. Если здорового ребенка положить на жи-вот, то при разгибании головы возника-ет повышение тонуса мышц-разгибателей рук и мышц-сгибателей ног. Сгиба-ние головы ведет к противоположному эффекту. Эта реакция является безус-ловно-рефлекторной. У детей, больных ДЦП, данный рефлекс сохраняется и после 8 месяцев.
    При сохранности обоих тонических рефлексов (лабиринтного и шейного) чаще всего имеют место негрубые сгибательные контрактуры в тазобедрен-ных, коленных суставах и разгибательные контрактуры в голеностопных су-ставах (подошвенное разгибание стоп). У ребенка формируется «конская сто-па». Передвижение возможно только на полусогнутых ногах с упором на пальцы стоп. В результате того, что ла-биринтный установочный рефлекс с го-ловы на шею отсутствует, а тонический лабиринтный рефлекс остается актив-ным, голова постоянно опущена на грудь. Плечо приведено к туловищу, предплечье пронировано, повышен то-нус сгибательной мускулатуры рук [51, 15-16].
    Асимметричный шейный тоничес-кий рефлекс (АШТ-рефлекс) наблюда-ется у здоровых детей до 14 месяцев. Возникает в результате растяжения мышц шеи, связок и суставов шейно-го отдела позвоночного столба.
    Для АШТ-рефлекса характерной является «поза фехтовальщика», ко-торую иногда надолго принимает ребе-нок, повернув голову в сторону. Голо-ва и глаза при этом повернуты в сторо-ну разогнутых конечностей, плечо приведено, ротировано внутрь, пред-плечье в состоянии пронации. На про-тивоположной стороне плечо отведено, рука согнута в локтевом суставе. Опи-санные изменения положения головы
    Под влиянием АШТ-рефлекса в по-ложении сидя происходит поворот голо-вы в сторону и наклон ее вперед, сопро-вождающиеся асимметричным положе-нием конечностей (рис. 6,6). Такая поза затрудняет работу рук. Обычно ребенок манипулирует той рукой, в сторону ко-торой обращено лицо. Постоянная асим-метричная поза, включение в деятель-ность одной руки приводят к фиксации позы, искривлению позвоночного сто-лба, перекосу таза, подвывиху бедра.
    Однако классические изменения мы-шечного тонуса в руках под влиянием АШТ-рефлекса наблюдаются редко. У детей, научившихся самостоятельно сидеть и манипулировать руками, АШТ-рефлекс чаще выражен неотчет-ливо.
    Возможно сочетание асимметрично-го шейного тонического рефлекса с дру-гими патологическими рефлексами. Сочетание его с лабиринтным тоничес-ким рефлексом выявляется при подъе-ме ребенка, лежащего на спине, за ноги.
    Тонические рефлексы у здорового ре-бенка ко 2-6 месяцу постепенно угаса-ют. Начиная с этого времени развивают-ся установочные рефлексы, определяю-щие возможности статики, локомоции и в значительной степени произвольных движений.
    Особенно сложной и в то же время важной в плане становления установоч-ных рефлексов является деятельность тех структур головного мозга, которые ответственны за преодоление силы зем-ного притяжения.
    Процесс установки тела человека в вертикальное положение контролируется сложной системой различных струк-тур головного и спинного мозга, разви-тие которых происходит постепенно на протяжении первого-второго года жизни ребенка. На первых этапах развития ан-тигравитационных механизмов основ-ную роль играют структуры вестибуляр-ного аппарата. Последний оказывается уже вполне сформированным к моменту рождения.
    Первым, наиболее примитивным проявлением деятельности вестибуляр-ного аппарата является лабиринтный тонический рефлекс, описанный выше.
    Установочным рефлексом, контро-лируемым деятельностью лабиринтов, является лабиринтный выпрямляю-щий рефлекс на голову -- это первый антигравитационный рефлекс. Ребе-нок с появлением этого рефлекса на-чинает отрывать голову от поверхнос-ти, на которой лежит, приподнимать ее и, опираясь на предплечья, удержи-вать приподнятой верхнюю половину туловища. Данный рефлекс стимули-рует развитие цепных симметричных рефлексов, направленных на приспособ-ление туловища к вертикальному поло-жению: шейного симметричного цепно-го установочного рефлекса и шейного асимметричного цепного установочного рефлекса.
    В дальнейшем, по мере развития мозга, появляется еще ряд выпрямля-ющих реакций и рефлексов. Такие как, шей-ная выпрямляющая реакция, заклю-чающаяся в том, что вслед за пассив-ным или активным поворотом головы в сторону происходит ротация всего ту-ловища, позволяет ребенку к четырем месяцам из положения на спине повер-нуться на бок. Есть выпрямляющий рефлекс, который способствует выпрям-лению головы относительно других частей тела в пространстве.
    Выпрямляющие реакции, сочетаясь друг с другом, образуют ряд последо-вательных поз и движений, направлен-ных на приспособление головы и ту-ловища к вертикальному положению. Они достигают согласованности в воз-расте 10-15 месяцев и затем совершен-ствуются [54, 35-37].
    Реакции равновесия -- весьма слож-ные и разнообразные автоматические реакции, необходимые для становления вертикальной позы у ребенка. Они обеспечивают сохранение равновесия при сидении, стоянии, ходьбе и осуще-ствляются в результате взаимодействия вестибулярного аппарата, базальных ганглиев, ядер субталамической облас-ти, мозжечка и коры головного мозга.
    Реакции равновесия являются самой высокой формой развития автомати-ческих двигательных реакций. Они развиваются и совершенствуются в оп-ределенной последовательности до 5-- 6 лет.
    При церебральных параличах в ре-зультате поражения мозга в период его интенсивного роста и дифференциации онтогенетическая последовательность двигательного развития нарушается. Наряду с замедленным становлением нормальных постуральных механиз-мов, обеспечивающих вертикальную позу, активизируются тонические реф-лексы, которые сосуществуют с пато-логическим мышечным тонусом (спастичностью, ригидностью, тоническими спазмами или, наоборот, гипотонией) и усугубляют дефекты локомоции.
    Поскольку термин ДЦП не может включить в себя все много-образие патологических сдвигов, возникающих при этом заболева-нии, уже много лет ведутся поиски и разработки оптимальной классификации этого страдания. Первая четко оформленная клас-сификация ДЦП принадлежит Freud:
    --Гемиплегия
    --Церебральная диплегия (двусторонний церебральный паралич)
    Генерализованная ригидность
    Параплегическая ригидность
    Двусторонняя параплегия
    Генерализованная хорея
    Двойной атетоз [30, 5-7].
    Эта классификация впервые позволила выделить типы ДЦП, которые потом были положены в основу всех последующих клас-сификаций. В основе ее лежат кли-нические критерии.
    1.2.Клинические формы детских церебральных параличей

    В настоящее время в нашей стране принята классификация, удобная в практической работе врачей, логопедов-дефектологов, психологов, принадлежащая К. А. Семеновой (1974--1978). Соот-ветственно современным представлениям о патогенезе заболева-ния эта классификация учитывает все проявления поражения моз-га, характерные для каждой формы заболевания: двигательные, речевые и психические, а также дает возможность прогнозировать течение заболевания. Согласно этой классификации выделяются пять форм детского церебрального паралича: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма, гиперкине-тическая форма, атонически-астатическая форма.
    Спастическая гемиплегия -- это форма ДЦП, которая характеризу-ется поражением руки и ноги с одной сто-роны. Рука обычно страдает больше, чем нога. При тяжелых формах диагноз мо-жет быть поставлен в первые недели жизни, при легких формах -- только к концу первого года, когда ребенок начи-нает активно брать предметы в руки. Тонус мышц пораженных конечностей повышен, тогда как иногда в первые ме-сяцы жизни может наблюдаться их гипо-тония.
    В положении на спине паретичная рука приведена к туловищу, кисть сжа-та в кулак, движения рук асимметричны. Голова повернута в сторону здоровой руки и наклонена к плечу пораженной стороны.
    В результате того, что плечевой пояс наклоняется вниз, а таз подтягивает-ся вверх, возникает боковое искривление туловища и паретичная сторона за-метно укорачивается. При выраженном поражении ноги наблюдается тенден-ция к ее большему разгибанию и ротации ее кнаружи. Сухожильные рефлексы на больной стороне повышены.
    Больной ребенок начинает ходить в полтора-три года. Равновесие при ходь-бе нарушено, ребенок может упасть в сторону пораженных конечностей. При ходьбе он не может опустить ногу на пятку и опирается на пальцы. Вслед-ствие включения содружественных ре-акций усиливается сгибание и прона-ция больной руки. Со временем у боль-ного возникают следующие стойкие изменения: плечо приведено, предпле-чье в состоянии сгибания и пронации, кисть в состоянии сгибания, отведена в сторону мизинца, большой палец приведен, сколиоз позвоночника, пере-кос таза, эквиноварусное или вальгус-ное положение стопы, укороченное ахиллово сухожилие. На больной сто-роне конечности отстают в развитии, атрофичны. У 40% больных наблюда-ется умственная отсталость. Степень ее не всегда коррелирует с тяжестью дви-гательных нарушений.
    Прогноз обычно благоприятный. Практически все больные в состоянии самостоятельно ходить и могут себя обслуживать. Социальная адаптация зависит в большей степени не от дви-гательных возможностей, а от уровня интеллекта [2, 25-30].
    Спастическая диплегия - наиболее часто встречающаяся форма ДЦП. Она известна также под названием болез-ни Литтла. По двигательным наруше-ниям это тетрапарез. У ребенка пора-жены все четыре конечности, но при этом ноги поражены больше, чем руки.
    Поражение рук бывает разной сте-пени. Если оно небольшое и выражено только легкой неловкостью и наруше-нием мелких движений, то ребенку ста-вят диагноз «спастическая парапле-гия». При этом страдают только ноги. Иногда и при этой форме заболевания отмечаются достаточно от-четливые парезы рук, но все же двига-тельные нарушения нижних конечно-стей выражены существенно больше.
    При спастической диплегии легкой степени первые клинические симптомы отчетливо проявляются к 4--6 месяцам жизни ребенка, когда в двигательные ре-акции должны активно включаться мышцы тазового пояса и ног.
    Тяжелая форма спастической диплегии осложняется появлением так на-зываемых «дистонических атак», кото-рые характеризуются внезапным резким повышением тонуса мышц и двигатель-ной возбудимости, общим беспокой-ством ребенка. Дистонические атаки обычно длятся несколько секунд.
    У ребенка, страдающего этой фор-мой ДЦП, в положении лежа на спине ноги разогнуты, приведены, иногда пе-рекрещены, голова запрокинута. Такое положение тела возникает в тех случа-ях, когда преобладает тонус мышц-разгибателей нижних конечностей. Руки обычно согнуты в локтевых сус-тавах. В других случаях может быть повышен тонус в сгибателях как ног, так и рук, поза становится тотально сгибательной.
    Больные спастической диплегией длительное время стоят и ходят с поддер-жкой взрослого за одну или обе руки. Если ребенок стоит, то у него отмечает-ся патологическая разгибательно-при-водящая установка ног. При ходьбе дети не могут свободно переме-щать ноги вперед, в стороны, назад. Они не в состоянии опереться и удержать массу тела на одной ноге, чтобы сделатьшаг другой ногой. Им трудно сохранить равновесие во время ходьбы, они совер-шают много дополнительных движений туловищем и руками, стремясь удер-жать тело в вертикальном положении. Многие дети со спастической диплегией ходят только на носках, для сохранения равновесия наклоняют туловище впе-ред, при ходьбе происходит перекрест ног.
    При этой форме заболевания наблю-дается раннее формирование контрак-тур, деформаций позвоночника и сус-тавов нижних конечностей. Как пра-вило, возникает эквиноварусная или вальгусная деформация стоп.
    Двусторонняя (двойная) гемиплегия. Это одна из самых тяжелых форм ДЦП. Из-за тяжелого поражения мозга еще в период внутриутробной жизни у ребенка нарушены важнейшие функции организма: двигательная, психическая, речевая.
    Двигательные нарушения выявля-ются уже в период новорожденности. Резко выражены все тонические рефлек-сы (лабиринтный, шейные и др.), отсут-ствует защитный рефлекс. По характе-ру двигательных нарушений двойная гемиплегия является тетрапарезом. В отличие от спастической диплегии дви-гательные расстройства выражены в одинаковой степени и в руках, и в но-гах. Иногда руки поражаются сильнее, чем ноги, реже -- наоборот.
    Повышение мышечного тонуса в положении лежа на спине выявляется уже в первые недели жизни. В ряде случаев этому предшествует короткий период мышечной гипотонии.
    При любой попытке ребенка совер-шить движение наблюдаются содруже-ственные реакции, в результате чего тонус нарастает еще больше, а пато-логическая поза усиливается. Часто возникают дистонические атаки, которые появляются раньше и более выражены, чем при спастичес-кой диплегии.
    При двусторонней гемиплегии ребе-нок очень поздно начинает сидеть. При экстернозном гипертонусе ребе-нок сидит, выпрямив ноги, и, имея не-большую площадь опоры, должен опи-раться на спинку стула.
    Навыками стояния и ходьбы овла-девают только те больные, у которых спастичность мышц выражена умерен-но. Ходьба без посторонней помощи практически невозможна. Произвольные движения рук также резко ограничены.
    Двигательные расстройства часто сопровождаются атрофией зрительного нерва, косоглазием, микроцефалией.
    Чаще, чем при других формах ДЦП, снижен интеллект. Речь отсутствует (анартрия) или имеются тяжелые на-рушения речи (дизартрия).
    Прогноз двигательного развития не-благоприятный. Как правило, для та-ких больных самообслуживание и учас-тие даже в самой простой деятельности оказываются невозможными.
    Атонически-астатическая форма (в раннем возрасте - гипотоническая форма). Как правило, при этой форме по-ражаются лобно-мосто-мозжечковый путь, лобные доли и мозжечок. Ато-нически-астатическая форма характе-ризуется снижением мышечного тону-са, нарушением координации движения и равновесия, а также резкой задержкой развития психики и речи.
    На первом году жизни обычно от-мечается лишь общая гипотония мышц и отставание в физическом развитии (гипотоническая форма ДЦП).
    В последующем у ребенка, страда-ющего данной формой ДЦП, гипотония мышц остается доминирующим симп-томом. Снижение тонуса мышц в ру-ках выражено меньше, чем в ногах, и движения рук более активные. В по-ложении на спине ребенок вялый, ма-лоподвижный. Голову ребенок начина-ет держать только после шести меся-цев. В положении на животе ребенок не может удержать голову в течение дли-тельного времени, не опирается на руки.
    Сидеть ребенок начинает в полтора-два года. В положении сидя ноги широко разведены, ротированы наружу. Выра-жен кифоз грудного отдела позвоноч-ника. Стоять ребенок начинает с 4-8 лет. В верти-кальном положении ребенок широко рас-ставляет ноги, держится за руку взрос-лого или опору. У него отсутствуют движения рук и туловища, направленные на сохранение равновесия.
    Самостоятельно передвигаться такие дети могут после 7-9 лет. Походка ха-рактеризуется неустойчивостью, нерит-мичностью, ноги при ходьбе широко расставлены, движения некоординиро-ванные. Ребенок делает много дополни-тельных движений, чтобы сохранить равновесие, часто падает, не может ходить на большие расстояния. Одним из возможных симптомов явля-ется тремор рук и головы.
    В 60-70% случаев наблюдаются речевые расстройства и задержка психического развития. Такие дети часто агрессивны, негативно настроены, с ними трудно о чем-либо договориться. Прогноз в отношении восстановления двигательных функций и социальной адаптации неблагоприятный.
    Гиперкинетическая форма встре-чается реже, чем остальные. Ее харак-терная особенность заключается в том, что у ребенка периодически возникают насильственные движения - гиперкинезы. В раннем детском возрасте мы-шечный тонус обычно снижен, спонтан-ные движения вялые. Такой ребенок слабо сосет, часто срыгивает, поперхи-вается, глотание нарушено.
    При этой форме ДЦП все врожден-ные рефлексы ярко выражены, не про-исходит их угасания. Гиперкинезы по-являются обычно в один-полтора года и постепенно усиливаются.
    У больных гиперкинетической фор-мой ДЦП наблюдаются разные виды гиперкинезов. Чаще других бывает двойной (дву-сторонний) атетоз, который характе-ризуется медленными червеобразными движениями в пальцах и медленными, большой амплитуды, движениями в проксимальных суставах. Движения возникают одновременно в сгибателях и разгибателях. Сила этих движений очень велика, тонический спазм одной группы мышц постепенно сменяется спазмом в других группах. Гиперкинезы типа атетоза в основном имеют место в верхних конечностях. Как правило, у детей наблюдается симп-том Фогта - тыльное переразгибание пальцев рук во всех фалангах.
    При одностороннем атетозе (гемиатетоз) гиперкинезы возникают на одной стороне. Контрактуры в верхних конечностях встречаются редко, но в тех случаях, когда тонические спазмы по-вторяются и увеличивается их продол-жительность, возможно формирование фиксированных порочных поз.
    У больных ДЦП могут наблюдать-ся также тремор всего тела или отдель-ных его частей и миоклонии в виде беспорядочных, быстрых и неритмич-ных клонических сокращений мышц (иногда одиночных) и тиков. Тики но-сят характер подергиваний мимических мышц, жестикуляций, вздрагиваний и других стереотипных движений (прищу-ривание глаз, причмокивание, пожима-ние плечами и т. п.).
    Гиперкинезы уменьшаются или исче-зают, если ребенок спокоен или спит, а усиливаются при различных движени-ях, положительных и отрицательных эмоциях. Они меньше в положении ре-бенка на животе, более выражены в по-ложении на спине и стоя. Если ребенок пытается что-то сказать, на лице возни-кают гримасы, иногда резко выражен-ные.
    Длительное время больные дети не могут самостоятельно сидеть, они па-дают вперед, назад или на более пора-женную сторону. Произвольные движе-ния не координированы, скачкообраз-ны, размашисты. Ходить без помощи ребенок начинает в возрасте 6-8 лет и старше, иногда только в 10--15 лет. Больным очень трудно сохранять рав-новесие при ходьбе, но стоять на мес-те им еще труднее, чем идти [51, 22-25].
    Психическое развитие нарушается меньше, чем при других формах ДЦП. Прогноз зависит от степени поражения нервной системы. Обычно в 60--70% случаев дети могут самостоятельно пе-редвигаться, хотя тонкие движения, как правило, существенно нарушены.
    Выводы по главе I

    Итак, детский церебральный паралич--понятие, объединяющее множе-ство видов двигательных нарушений. Церебральный паралич возни-кает из-за повреждения или нарушения развития головного мозга, произошедшего в период внутриутробного развития или в раннем возрасте. В зависимости от локализации поражения головного мозга различают спастические, атаксические и дискинетические формы це-ребрального паралича.
    Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задерж-кой развития и неправильным развитием статокинетических реф-лексов, патологией тонуса, парезами. Помимо нарушений в цент-ральной нервной системе, вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах.
    К основному симптому ДЦП -- двигательным расстройствам, в большей части случаев присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха и другие. У некоторых детей наблюдается судо-рожный синдром.
    Нарушения двига-тельных функций, приобретенных в первые годы жизни, не прогрес-сирующих, отчасти поддающихся функциональной корректировке. Хотя моторные нарушения у детей с ДЦП состав-ляют большую часть проблем, однако зачастую они не являются главной проблемой.
    Глава II. Основы комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом
    2.1.Традиционные методы и средства, используемые в комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом

    У детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом (ДЦП) из-за двигательных наруше-ний недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, что приводит к дефициту естественных потребнос-тей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении. Кроме того, в двига-тельной сфере наблюдается отставание в физическом развитии и фи-зической подготовленности.
    Методы физиотерапии широко ис-пользуются на всех этапах лече-ния и реабилитации детей, больных ДЦП, с целью восстановления функций головного и спинного мозга, перифери-ческой нервной системы, опорно-двига-тельного аппарата, их психоэмоцио-нального развития, укрепления обще-го состояния. Они относятся к числу методов, которые дают в комплексе со специальной гимнастикой, массажем, медикаментозной терапией, логопеди-ческой, ортопедической, психопедаго-гической коррекцией отчетливый лечеб-ный эффект, иногда проявляющийся даже при относительно коротких кур-сах лечения.
    Основанием для назначения физичес-ких методов лечения при ДЦП являют-ся те патологические изменения структу-ры и функции головного мозга, которые возникают при данном заболевании. Органические изменения в центральной нервной системе приводят к стойким па-раличам и последующей атрофии мышц, нарушению двигательных функций, расстройству речи, интеллекта и т. д. Как правило, возникает дефицит афферентно-эфферентной импульсации. Вместе с тем, наряду с погибшими не-рвными клетками в передней централь-ной извилине головного мозга, экстра-пирамидных образованиях, мозжечке и других структурах, ведающих функция-ми движения, координации, мышечного тонуса, речи, имеются полностью сохра-нившиеся нервные клетки и нервные клетки, пострадавшие только частично. Используемые при ДЦП физические факторы воздействия направлены на оживление и усиление функции нервных клеток, которые берут на себя функцию погибших клеток, на создание благо-приятных условий для восстановления сохранившихся, но функционально уг-нетенных участков центральной нервной системы, реализацию ее пластических и компенсаторных возможностей. Они применяются также с целью воздействия на пострадавшие двигательные пути, мышцы, суставы.
    Физические факторы, влияние кото-рых используется с лечебными и профи-лактическими целями, делятся на ес-тественные, имеющиеся в природе и используемые обычно в курортных ус-ловиях (например, солнечные лучи, лечебные грязи, естественные мине-ральные воды и др.), и преформированные, т. е. созданные искусственным путем, которые применяются в физио-терапевтических кабинетах. Это элект-ро-, магнито- и световоздействия, ульт-развуковая терапия, некоторые виды тепло- и водолечения.
    Все физические факторы -- комплекс-ные раздражители. Воздействуя на орга-низм, они вызывают в нем сложные адаптационные реакции с общими и ме-стными компонентами.
    Наиболее универсальным в механиз-ме действия многих физических факто-ров является тепловой эффект, кото-рый проявляется в той или иной степени при реализации реакции на воздействие. Происходит усиление регионального кровотока, местных микроциркуляторных и метаболических процессов. Так проявляется неспецифический компо-нент действия физического фактора. Однако каждый физический фактор оказывает свое, присущее только ему специфическое действие. Оно определя-ется особенностями физического факто-ра и избирательностью поглощения его теми или иными тканями организма, которая зависит от их физико-химичес-ких свойств и глубины расположения. Процессы, характерные для действия каждого фактора, формируются на клеточно-молекулярном уровне. Специ-фичность воздействия физического фактора на организм связана также с соотношением частоты электромаг-нитных колебаний функционирующей ткани и физического фактора. В случае резонансного совпадения этих частот устанавливаются наиболее благоприят-ные условия для реализации его тера-певтических возможностей.
    Независимо от места приложения и вида физического фактора ответная ре-акция организма всегда формируется через нейрогуморальные и гормональ-ные механизмы регуляции основных функций организма.
    Особенность отечественной физиоте-рапии заключается в использовании физических факторов малой интенсив-ности. Известно, что все функциональ-ные системы организма работают на очень низком энергетическом уровне. Малые дозы поглощенной энергии фи-зического фактора стимулируют, а большие дозы, напротив, угнетают де-ятельность функциональных систем. Поэтому более выраженный терапевти-ческий эффект наблюдается при слабой интенсивности используемого физичес-кого фактора по сравнению с физическим фактором средней и большой интен-сивности. Эффективность малых доз воздействия особенно наглядна при проведении процедур на области проек-ции функционально активных зон -эндокринные железы, вегетативные узлы, иммунокомпетентные органы.
    Назначая курс процедур, учитывают фактор привыкания организма к повто-ряющимся однотипным воздействиям, ведущий к снижению их терапевтической эффективности. Поэтому в процессе лечения меняют параметры физического воздействия, используемые методики, сам способ физического воздействия. Это положение особенно актуально при лечении больных ДЦП, которое про-должается годами.
    При физическом воздействии могут преобладать местные, сегментарные или общие реакции организма. Для общего воздействия используют лечебные мето-ды, оказывающие влияние на функ-циональное состояние клеток головного мозга и расположенные в нем жизненно важные центры, и рефлекторно-сегмен-тарные методики. В лечебный комплекс включают также воздействие на мышцы и связочно-суставной аппарат.
    Выбор адекватного метода физиоте-рапии больному ДЦП определяется осо-бенностями физического фактора, кли-нической симптоматикой, общим сос-тоянием больного, сопутствующими заболеваниями.
    Перед проведением физиотерапевти-ческой процедуры необходимо успоко-ить ребенка (вплоть до назначения седативных препаратов легко возбуди-мым детям), дать ему отдохнуть. Дозу воздействия постепенно увеличивают как во время процедуры, так и в ходе курса лечения. При использовании ап-паратной физиотерапии в ряде случаев первую процедуру следует проводить без включения аппарата с тем, чтобы не испугать ребенка и не вызвать у него негативного отношения к последую-щим процедурам.
    Для лечения детей чаще применяют импульсные режимы физического воз-действия. Это позволяет уменьшить энергетическую нагрузку на растущий организм и использовать преимуще-ственно специфический компонент дей-ствия фактора. Получившие в последнее время распространение процедуры магнито- и лазеротерапии отличаются высо-кой эффективностью, легко переносят-ся детьми и поэтому нашли широкое применение в лечебной практике.
    Продолжительность физиотерапев-тических процедур и общее число их на курс лечения у детей меньше, чем у взрослых, проводят их через день или два дня подряд с отдыхом на третий день. Во время проведения процедуры ребенок должен находиться под посто-янным наблюдением персонала. Необ-ходимо следить за его общим состоя-нием, двигательной и эмоциональной реакцией, цветом кожных покровов, регистрировать частоту пульса, по по-казаниям -- артериальное давление. После процедуры ребенок отдыхает в течение 20-30 мин. При составлении индивидуальных комплексов лечебных мероприятий согласовывают время про-ведения этих мероприятий с режимом дня, учебно-воспитательной работой, планируют их так, чтобы сохранялась преемственность на разных этапах лече-ния. Проводят процедуры не ранее чем через час после приема пищи или через 30-45 мин после него. Выделяют некоторые общие положе-ния, определяющие выбор физических методов лечения больных разными фор-мами ДЦП.
    При спастических формах ДЦП (спас-тическая гемиплегия, спастическая диплегия, двойная гемиплегия) физио- и бальнеологические процедуры назначают с целью направленного воздействия на патологический очаг в головном мозге, на уменьшение спастичности мышц, повышение тонуса ослабленных мышц--антагонистов спастичным, устранение контрактур и деформаций суставов, улучшение речи, координации движений, кор-рекцию психоэмоциональной сферы.
    Больным этими формами ДЦП назна-чают электрофорез лекарственных веществ, улучшающих кровоснабжение и функциональное состояние клеток головного мозга, способствующих сни-жению тонуса спастичных мышц, а так-же магнитотерапию и микроволновую терапию (ДМВ) на область головы (на одно или оба полушария), трансцереб-ральную импульсную терапию, электро-стимуляцию ослабленных мышц -- анта-гонистов спастичным и артикуляцион-ных мышц, теплолечение (грязевые, парафиновые, озокеритовые апплика-ции, облучение инфракрасными луча-ми), разнообразные водолечебные процедуры.
    При гиперкинетической форме ДЦП задачей физиотерапии и бальнео-терапии является подавление уси-ленной деятельности подкорковых систем, уменьшение выраженности гиперкинезов, генерализованных двигательных реакций, тонического напряжения мышц, улучшение ре-чевых функций на фоне достижения седативного эффекта.
    При гиперкинетической форме ДЦП применяют электрофорез транквилиза-торов по центральным методикам, ат-ропина сульфата, сернокислого магния и др. на область воротниковой зоны, электросон, дарсонвализацию головы и шейно-воротниковой зоны, электрости-муляцию ослабленных мышц, теплоле-чение, йодобромные, хвойные, гидро-гальванические ванны, ванны из сенной трухи, корня валерианы.
    При атонически-астатической форме ДЦП лечение должно быть направ-лено на уменьшение диффузной мы-шечной гипотонии, восстановление нарушенной координации движе-ний, устранение туловищной атак-сии, расстройств речи и интеллекта.
    Больным атонически-астатической формой ДЦП назначают процедуры магнитотерапии и ДМВ-терапии на лоб-ную и затылочную области головы, УФ-облучение воротниковой и трусико-вой зон эритемными дозами, дарсонва-лизацию головы и воротниковой зоны, воздействие синусоидальными модули-рованными токами на нижнегрудную-верхнепоясничную область, сухие угле-кислые, общие и камерные контрастные ванны. В лечебный комплекс включают электрофорез галантамина, прозерина, фосфорнокислого натрия по методике Вермеля, глутаминовой кислоты по лобно-затылочной методике.
    Важное значение имеет ранняя стимуляция развития двигательных навыков. Каждому ребенку назначается индивидуальный комплекс лечебной физкультуры в зависимости от возраста и формы заболевания. При развитии двигательных функций важно соблюдать возрастную закономерность их развития, поэтапно тренировать все виды двигательной активности: повороты, сидение с последующим вставанием на колени, а затем на ноги, положение на животе с последующим ползаньем. Привлекая ребенка к активному выполнению движений, следует избегать его чрезмерных усилий, что приводит обычно к резкому повышению мышечного тонуса.
    На начальном этапе работы по развитию движений у детей с церебральным параличом используют серию упражнений для стимуляции подъема и удержания головы, разгибания верхней части туловища. Позже проводят упражнения для тренировки опоры на предплечья и на кисти, стимулируют ползанье на животе, проводят специальные упражнения для тренировки поворотов туловища (Бадалян Л.О.) [2, 38-40].
    В дальнейшем ребенка обучают стоянию на четвереньках и развивают функцию равновесия в этом положении, стимулируют ползанье на четвереньках, проводят специальные упражнения по тренировке функции сидения, развивают способность самостоятельно садиться, вставать на колени, затем на ноги, развивают возможность вертикальной позы и ходьбы.
    Важное значение в физическом воспитании ребенка с церебральным параличом имеют специальные упражнения, направленные на развитие манипулятивной функции рук. Развитие функции рук тесно связано с формированием общей и артикуляционной моторики. Известно, что ранней стадией общения является язык жестов. Тренировка функции руки имеет важное значение для развития психических и речевых навыков. Ребенка учат захвату и произвольному отпусканию предмета. При этом важно, чтобы в захвате участвовали, в первую очередь, большой, указательный и средний пальцы, а не только мизинец и безымянный. Для этого полезно проводить специальные упражнения, например, учить ребенка подносить ложку ко рту.
    Ребенку с церебральным параличом трудно не только захватить предмет, но и отпустить его, поэтому ребенка важно учить произвольному разжиманию кисти, а также перекладыванию предмета из одной руки в другую. Для развития дифференцированных движений пальцев, например для надавливания указательным пальцем, используют различные предметы и игрушки.
    Важное значение имеют специальные упражнения по подготовке и развитию самостоятельной ходьбы. Для этого ребенка следует обучить правильной вертикальной постановке головы и туловища по отношению к опорной поверхности; умению перемещать центр тяжести на опорную ногу, равномерному распределению массы тела на обе ноги. Необходимо развить у ребенка спорность стоп и шаговые движения в разных исходных положениях: лежа на спине, сидя на детском стульчике, стоя.
    Вначале ребенка обучают вставанию и ходьбе с поддержкой при этом необходимо обратить внимание на правильное распределение центра тяжести тела и сохранение равновесия. С этой целью тренируют ходьбу с опорой на передвигающийся впереди утяжеленный стул, коляску с грузом, учат ходить в брусьях и ходунках (Бадалян Л.О.) [10, 22-24].
    Важное значение имеют и специальные корригирующие приемы по стимуляции реакций равновесия. Специфика упражнений дифференцируется в зависимости от формы ДЦП. Возможность стояния и ходьбы у детей с церебральным параличом зависит от степени поражения ног, развития контроля головы и реакций равновесия. Становление этих функций значительно затрудняется, если ребенок не может использовать руки для поддержки (Бадалян Л.О.) [15, 10].
    Для улучшения общей подвижности и физического развития можно использовать уже изученные ребенком основные двигательные навы-ки, применяя их в различных сочетаниях и в различных условиях. Сюда могут быть отнесены самые разнообразные перемены положения тела в комбинации с захватами, бросками предметов, задания на равнове-сие, преодоление каких-либо препятствий и пр. Для улучшения подвижности и координации движений, также можно исполь-зовать упражнения с мячом. Упражнения с различными мячами (малы-ми, большими) динамичны и эмоциональны, способствуют развитию силы, координационных способностей, быстроты простой и сложной двигательных реакций, требуют способности к концентрации и пере-ключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Они эф-фективно влияют на развитие как психических процессов (внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения), так и физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен ве-ществ) и используются в качестве общеразвивающих, подготовитель-ных и специальных упражнений в физической реабили и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.