На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Принципы и методы логопедического воздействия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
«КЕМЕРОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий

РЕФЕРАТ

по  логопедии
Тема: Принципы и методы логопедического воздействия 
 

Выполнила:
студентка 5 курса П – 061
специальность « психология»
Абанина И.В.
Проверил:
к.п.н., доцент
Симкин  М.Ф.  

Кемерово 2010 

     Оглавление
Введение…………………………………………………………….……3
    Принципы логопедического воздействия…………………….…5
    Методы логопедического воздействия………………………….16
Заключение…………………………………………………………..…..22
Список  литературы……………………………………………..……….28
Приложения……………………………………………………..……….29
Приложение 1 «Основные формы логопедического воздействия» …29
Приложение 2 «методы логопедического воздействия» …………….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Логопедия стоит в ряду других специальных  наук: сурдопедагогики, олигофренопедагогики, тифлопедагогики, воспитания и обучения детей с двигательными нарушениями; она имеет общую с ними методологическую основу и общую специальную задачу: максимальное преодоление дефектов у детей (и у взрослых), страдающих нарушением (в данном случае речи), и  подготовка их к трудовой деятельности.
     Логопедическое воздействие - это педагогический процесс, осуществляемый с помощью следующих средств: обучения, воспитания, коррекции, компенсации, адаптации, профилактики речевых нарушений.
     Рассмотрим  каждое из средств логопедического  воздействия.
     Обучение - процесс усвоения определенных знаний, умений и навыков под руководством специального лица (учителя, логопеда, воспитателя), включающий активную познавательную деятельность детей.
     Воспитание - процесс систематического и целенаправленного  воздействия на духовное и физическое развитие личности в соответствии с  потребностями общества.
     Коррекция нарушений речи - это исправление  недостатков речи, преодоление речевых  нарушений.
     Компенсация - это восстановление или замещение  утраченных функций посредством  их перестройки или использования  сохранных функций.
     Адаптация - приспособление ребенка с патологией к условиям общества.
     Профилактика  речевых нарушений - совокупность предупредительных  мер, направленных на сохранение речевой  функции и предупреждение ее нарушений[5](прил.1).
     Под принципами логопедического воздействия  подразумеваются такие исходные положения, которые помогают проводить  комплексную диагностику, логопедические исследования и воздействовать на дефекты  речевого развития с целью их коррекции.
       В основные принципы логопедической деятельности входят различные теоретические положения, которые помогают руководствоваться специалисту-логопеду на практике[7].
       Логопедия использует разнообразные методы — способы воспитания и обучения детей с речевой патологией.
       Правильно разработанные теоретические принципы  и грамотно выбранные методы логопедического воздействия способны помочь как в диагностике, так и в коррекции различных речевых нарушений. Этот вопрос остается актуальным до сих пор, как в нашей стране, так и за рубежом.  
 
 
 
 
 

      

    Принципы  логопедического  воздействия
     Логопедическое  воздействие строится на дидактических  и специфических принципах. Они  связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции  функциональных систем людей с речевыми расстройствами.
     В теоретической основе принципов  диагностики и организации коррекционных  методик речевых нарушений лежит  учение о закономерностях компенсаторных и резервных возможностей ребенка, а также о движущих силах его  речевого и психомоторного развития. Немалая роль в развитии теоретической  логопедии принадлежит таким  ученым, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец. Под влиянием основных теоретических  принципов специалист-логопед должен уметь поставить перед собой  необходимую цель, применить все  новейшие диагностические методы и  осуществить необходимую коррекцию  речевого нарушения[5]
     К общедидактическим принципам относят: Принцип систематичности является обязательным и для всего логопедического комплекса мероприятий, используемых в отношении лиц с различной речевой патологией. Систематичность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, определенного для развития, воспитания и перевоспитания тех или иных функций при различных речевых расстройствах (двигательной сферы, мимических мышц, тонкой произвольной моторики, слухового внимания, речевого слуха, просодических компонентов речи и т.д.) [8].
     Ежедневное  выполнение в определенное время  различных по своему характеру упражнений приучает детей и взрослых к установленному режиму. Под влиянием регулярных логопедических занятий в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем, например, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной и др.
     Логопедическая коррекция требует повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер: изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий. Вариативность упражнений вызывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, интерес, эмоции, повышает внимание.
     Включение новых раздражителей в выработанный динамический стереотип следует  производить без резких изменений, при условии соблюдения постепенности. И.П. Павлов подчеркивал, что в педагогике (а значит, и в логопедии) постепенность и упражняемость (тренировку) следует считать основным физиологическим правилом[7].
     Принцип сознательности и  активности. В процессе логопедического воспитания и перевоспитания лиц с речевыми расстройствами важно опираться на сознательное и активное отношение ребенка, взрослого к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения.
     Активность  детей дошкольного возраста на логопедических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми приемами и упражнениями. В школьном и взрослом возрасте, помимо этого, используются прямые инструкции (команды, элементы соревнования, поощрение и т.п.) [1].
     Принцип наглядности обусловливает широкое взаимодействие показателей всех анализаторов, непосредственно связывающих человека с окружающей действительностью. Любое познание начинается с чувственного восприятия. Формирование движений в сочетании со словом и музыкой, изучение их взаимосвязи осуществляется с показателями всех рецепторов: органов зрения, слуха, вестибулярного, проприоцептивного, двигательного аппаратов и др. Взаимосвязь показателей различных рецепторов обогащает образ движения, его восприятие, его связи с речью и музыкой. При нарушенных функций, в целях коррекции, принцип наглядности осуществляется путем показа педагогом движения. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия, конкретного представления движения, правильного двигательного ощущения и желания его воспроизведения[2].
     Помимо  непосредственной наглядности, большую  роль играет опосредованная наглядность, когда необходимо пояснить отдельные  детали и механизмы движения, которые  скрыты от непосредственного восприятия (например, использование кинофильмов, графиков движений, магнитофонных записей  музыкальных произведений в работе со взрослыми заикающимися, больными с афазией). Большое значение имеет  образное слово, которое связано  с двигательными представлениями  и вызывает конкретный образ движения. Такая взаимосвязь форм наглядности  определяется единством чувственной  и логической ступеней познания, взаимодействием  первой и второй сигнальных систем [3].
     Принцип доступности и  индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями. Он обусловлен разным развитием физиологии и биомеханики взрослых и детей, разным методическим подходом к построению логопедического занятия, разными средствами, формами воздействия и т.д. Оптимальная мера доступности определяется возрастными и двигательными возможностями лиц с речевыми расстройствами, влиянием речевого нарушения на их личность и степенью трудности заданий.
     Одним из условий доступности является преемственность. Практически это  достигается правильным распределением материала на занятиях в течение  коррекционного курса.
     Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуализации является предварительное выяснение  характера патологического процесса: этиопатогенетическое, симптоматическое, диагностическое обследования, а  также уточнение реабилитационного  потенциала занимающегося. Индивидуальный подход предполагает также учет типа высшей нервной деятельности, возраста, пола, профессии, двигательного статуса[8].
     Все рассмотренные общедидактические  принципы могут быть реализованы  лишь при условии их взаимосвязи[1].
     Логопедическое  воздействие опирается и на специальные  принципы: этиопатогенетический (учета  этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета  структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, онтогенетический, учета  личностных особенностей, деятельностного  подхода, использования обходного  пути, формирования речевых навыков  в условиях естественного речевого общения.
     При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические  и социально-психологические факторы.
     Так, при дислалии неправильный прикус предрасполагает  к искажению артикуляции звуков, недоразвитию артикуляторной моторики. В этом случае логопедическое воздействие сочетается с ортодонтическим вмешательством по нормализации прикуса.
     Дислалия  может быть вызвана и недостаточным  вниманием окружающих к речи ребенка, т. е. социальным фактором. В этом случае логопедическая работа направляется на нормализацию речевых контактов  ребенка с социальным окружением, на развитие речевой моторики, фонематического  восприятия[4].
     В зависимости от характера этиологических факторов по-разному строится работа по устранению заикания. При функциональном характере основное внимание уделяется  нормализации речевой коммуникации заикающихся, воздействию на социальное окружение, устранению психогенной  симптоматики. При органическом характере  воздействие направлено в большей  степени на нормализацию моторных симптомов.
     Логопедическое  воздействие в ряде случаев сочетается с разными видами медицинского воздействия (медикаментозного, психотерапевтического  и др.).
     Содержание  логопедического воздействия зависит  от механизма речевого нарушения. При  одинаковой симптоматике нарушений  речи возможны различные механизмы.
     Замены  звуков при дислалии могут быть обусловлены  неточностью слуховой дифференциации, неразличением звуков на слух или  заменой этих звуков вследствие недоразвития тонких артикуляторных движений. При  устранении дислалии основным является воздействие на ведущее нарушение  — несформированность слуховой дифференциации или недоразвитие артикуляторной моторики.
     При нарушениях чтения (дислексии) также  может наблюдаться внешне сходная  симптоматика, обусловленная различными механизмами. Искажения структуры  слова могут наблюдаться в  одних случаях вследствие несформированности звукового анализа и синтеза, в других — из-за недоразвития морфологического анализа и синтеза (искажения  префиксов, суффиксов, окончаний).
     Целью логопедической работы в этих случаях  будет не просто стимулирование и  активизация речевого процесса, а  формирование нормальных речевых механизмов[4].
     Принцип системного подхода предполагает необходимость  учета в логопедической работе структуры  дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных  симптомов.
     Сложность структурно-функциональной организации  речевой системы обусловливает  расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.
     При дизартрии ведущим нарушением является расстройство фонетической стороны  речи из-за параличей и парезов  мышц речевого аппарата. Но при дизартрии  отмечается нарушение не только фонетической стороны, но и лексического запаса, а также грамматического строя  речи. Поэтому при дизартрии логопедическое воздействие направляется не только на коррекцию нарушений фонетической стороны, но и на развитие речи в  целом.
     Многие  речевые нарушения проявляются  в структуре различных психических  и нервно-психологических расстройств. Расстройства речи в большинстве  случаев представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи  между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость комплексного (медико-психолого-педагогического) воздействия, т. е. воздействия на весь синдром в целом, с учетом характера взаимодействия между отдельными речевыми и неречевыми симптомами и группами симптомов.
     Например, алалия возникает в результате избирательного органического поражения головного  мозга и проявляется целым  комплексом симптомов, речевых и  неречевых. Речевая симптоматика алалии выражается в трудностях усвоения языковых закономерностей и неправильном их использовании, в аграмматизмах, искажениях звукослоговой структуры  слова, нарушении звукопроизношения  и т. д. При моторной алалии наблюдается  неврологическая симптоматика, проявляются  особенности познавательной деятельности и других психических процессов, отклонения в формировании личности. Поэтому при устранении алалии необходимо комплексное воздействие[2].
     Заикание  представляет также сложный симптомокомплекс дизонтогенеза, при котором наблюдаются  как моторные симптомы, так и психические. Это и определяет комплексный  подход к устранению заикания, включающий лечебно-оздоровительную работу, психотерапию, работу над речью, воздействие на социальное окружение и др.
     Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие  очень важно при устранении всех сложных речевых нарушений, но особо  значимым оно является при устранении дизартрии, заикания, алалии, афазии.
     Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит  дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры  речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.
     Логопедическая  работа по коррекции нарушений речи у различных категорий аномальных детей (умственно отсталых, с задержкой  психического развития, с церебральными  параличами, слабослышащих, слабовидящих, слепых и др.) имеет свою специфику, обусловленную особенностями их сенсомоторного и психического развития. В процессе логопедического воздействия  необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности  сенсорной сферы и моторики ребенка.
     Логопедическое  воздействие представляет собой  целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные  этапы. Каждый из них характеризуется  своими целями, задачами, методами и  приемами коррекции. Последовательно  формируются предпосылки для  перехода от одного этапа к другому. Например, работа по устранению дислалии включает следующие этапы: постановка, автоматизация, дифференциация звуков.
     Логопед специфическими методами и приемами добивается правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его. Основной задачей является закрепление  навыка правильного произношения в  процессе речевого общения. Дифференциация звуков необходима в тех случаях, когда звуки заменяются или смешиваются.
     Логопедическое  воздействие строится на основе онтогенетического  принципа, с учетом закономерностей  и последовательности формирования различных форм и функций речи.
     Так, в тех случаях, когда у ребенка  наблюдается большое количество нарушенных звуков, например, свистящие, шипящие, р, последовательность в работе определяется последовательностью их появления в онтогенезе (свистящие, шипящие, р). В процессе формирования синтаксиса устной речи при алалии учитывается последовательность появления различных типов предложений в онтогенезе.
     Формирование  правильных речевых навыков, форм и  функций речи осуществляется и в  онтогенезе, от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от продуктивных форм к непродуктивным, от ситуативной речи к контекстной, от усвоения семантических отношений  к усвоению формальных признаков  речевых (языковых) единиц.
     Большое место в логопедической работе занимает коррекция и воспитание личности в целом, учитываются особенности  формирования личности у детей с  различными формами речевых расстройств, а также возрастные особенности.
     Особое  значение имеет учет личностных особенностей при коррекции расстройства речевой  деятельности, связанных с нарушением головного мозга (алалия, афазия, заикание, дизартрия). В этом случае в симптоматике нарушения отмечаются выраженные особенности  формирования личности, которые носят  как первичный характер, обусловленный  органическим поражением мозга, так  и характер вторичных наслоений.
     Так, у заикающихся детей наблюдается  дисгармоничное развитие личности, неравномерное  развитие отдельных ее сторон, нарушение  межличностных отношений.
     Воздействие на ребенка с речевым нарушением связывается с нормализацией  социальных контактов с окружающими  людьми[6].
     Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей  дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.
     В школьном возрасте ведущей деятельности является учебная, которая становится основой коррекционно-логопедической работы при устранении нарушений  речи у детей этого возраста[5].
     В процессе преодоления алалии, афазии большое значение имеет создание новых функциональных систем на базе сохранных звеньев.
     При формировании высших психических функций (в том числе и речи) в процессе онтогенеза принимают участие различные  афферентации и анализаторы. В начале своего становления функция полирецепторна, она опирается на комплекс различных  видов афферентации. Так, процесс  звукоразличения в раннем онтогенезе осуществляется с участием слуховой, зрительной, кинестетической афферентации. Позднее в процессе звукоразличения  ведущей становится акустическая.
     В логопедической работе при нарушении  слуховой дифференциации осуществляется опора на сохранные звенья.
     Например, восстановление звукоразличения при  сенсорной афазии осуществляется как  бы в обход пораженного акустического  компонента дифференциации звуков, с  опорой на зрительную (оральный образ  звука) и кинестетическую афферентацию (кинестетические сигналы, поступающие  при артикулировании) [3].
     С учетом ведущей деятельности ребенка  в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых  навыков в условиях естественного  речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.
     При устранении речевых нарушений ведущим  является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация[4]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Методы  логопедического  воздействия
     Логопедия использует разнообразные методы - способы воспитания и обучения детей  с речевой патологией. Методы логопедии  как педагогической науки в основном совпадают с теми, которые применяет  общая дошкольная педагогика. Но в  процессе коррекционно-воспитательной работы изменяются и сами методы, и  их сочетания.
     По  форме воздействия на ребенка  можно выделить следующие методы: словесные, наглядные и практические.
     Словесные методы представляют собой инструкцию, рассказ, беседу, сообщение, описание и  т. п.
     Наглядные методы - наблюдение и обследование предметов и "явлений окружающего  мира при помощи анализаторов.
     Практические  методы представляют собой разные способы  организации детской деятельности [2].
     Организация логопедического воздействия предусматривает  планомерность, поэтапность и целенаправленность. Логопедическое воздействие - это сложно организованный, целенаправленный процесс, в котором реализуются коррекционные, профилактические, образовательные  и воспитательные задачи.
     В ходе решения этих задач у детей  с патологией речи происходит обобщение  ранее накопленного жизненного опыта, развитие познавательных способностей, активизация умственной деятельности, формирование и развитие личности в  целом. В данном процессе различают  внешнюю и внутреннюю стороны. Изложение  материала логопедом или воспитателем, различного рода указания к предлагаемым заданиям, а также восприятие детьми излагаемого материала, ответы на вопросы, выполнение заданий и инструкций - все это составляет внешнюю сторону логопедического воздействия, т.е. то, что можно непосредственно наблюдать. Внутренняя сторона данного процесса, его сущность - это овладение детьми знаниями, умениями и навыками в их единстве, формирование и развитие речи и личности. Внутренняя и внешняя стороны логопедического воздействия взаимосвязаны и взаимообусловлены[6].
     Логопедическое  воздействие реализуется на логопедических занятиях (уроках). Основными задачами логопедических занятий, как они  сформулированы Т. Б. Филичевой и  Г. В. Чиркиной, являются[8]:
     1. Развитие понимания речи; воспитание  умения наблюдать и осмысливать  предметы и явления окружающей  действительности, что дает возможность  уточнить и расширить запас  конкретных представлений ребенка;  формирование обобщающих понятий;  формирование практических навыков  словообразования и словоизменения; воспитание умения употреблять  простые распространенные предложения  и некоторые виды сложных семантических  структур.
     2. Формирование правильного произношения  звуков; развитие фонематического  слуха и восприятия; закрепление  навыков произнесения слов различной  звукослоговой структуры; контроль  за внятностью и выразительностью  речи; подготовка к усвоению элементарного  звукового анализа и синтеза.
     3. Обучение детей самостоятельному  высказыванию. На основе сформированных  навыков использования различных  типов предложений вырабатывается  умение передавать впечатления  об увиденном, о событиях окружающей  действительности, в логической  последовательности пересказывать  содержание сюжетных картин и  их серий, составлять рассказ-описание. 
         Логопедические занятия (уроки) различаются по видам: фронтальные (групповые), подгрупповые и индивидуальные. Необходимость проведения занятий всех видов обусловливается едиными учебными программами, коррекционной направленностью логопедического воздействия и развитием индивидуальных способностей детей.

     Под фронтальными подразумеваются такие  занятия, когда все воспитанники группы (учащиеся класса) выполняют  одну и ту же работу.
     Подгрупповые  занятия предусматривают дифференцированные задания для подгруппы детей, имеющих сходство в структуре  дефекта.
     Индивидуальные  занятия проводятся логопедом или  воспитателем с одним ребенком. В  ходе индивидуальных занятий выполняются  индивидуализированные микропрограммы, разработанные логопедом на основании  результатов логопедического обследования ребенка в начале учебного года.
     С точки зрения дидактической классификации  все типы логопедических занятий (уроков) делятся на[6]:
занятие (урок) с целью  овладения новыми знаниями:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.