На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система страхования вкладов населения российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...1
Глава I
      Российская система страхования вкладов…………...………………………3
      Общая характеристика системы страхования вкладов физических лиц......6
Глава II
2.1 Правовой  статус, цель деятельности и полномочия  Агентства по страхованию вкладов……………………………………………………………11
2.2 Организационные и финансовые основы системы страхования вкладов..12
2.3 Порядок и условия выплаты возмещения по вкладам…………………….18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список  источников и литературы………………………………………………31
 

    Введение
    27 декабря 2003 года вступил в силу  Федеральный закон "О страховании  вкладов физических лиц в банках  Российской Федерации" (далее  - Закон о страховании вкладов). Более десяти лет продолжалась  работа над указанным актом.  Несколько раз он принимался Государственной Думой, но затем по тем или иным причинам возвращался на доработку. Во многом это происходило потому, что регулирование отношений, связанных со страхованием вкладов, предполагало правовые и институциональные новеллы, а также соответствующие ограничения для участников банковского сектора.
    Одной из наиболее важных задач, решаемых Законом  о страховании вкладов, является определение порядка "входа" банков в систему страхования. При обсуждении законопроекта этот вопрос вызывал ожесточенные дискуссии. Высказывались опасения, что на переходном этапе к банкам будут предъявлены чрезмерно жесткие требования, которые не позволят многим из них стать участниками системы страхования, а также что процедуры перехода неоправданно затянут "переходный процесс". Противники введения системы страхования вкладов указывали на то, что российская банковская система не готова к системе страхования вкладов, так как скрытые внутри банковской системы проблемы (низкая и во многом фиктивная капитализация, непрозрачность структуры собственности и т.д.) могут в течение короткого времени привести систему страхования к банкротству.
    Результатом обсуждения стала выработка специальной  процедуры перехода, которая призвана сочетать, во-первых, известную строгость требований к банкам и, во-вторых, ясность, исключающую или сводящую к минимуму дискреционные полномочия органа банковского надзора. Последнее замечание отчасти объясняет, почему заключительная часть Закона о страховании вкладов, регулирующая вопросы вступления банков в систему страхования вкладов, настолько подробно отражает весь этот процесс. Причем нередко описываются и процедуры, происходящие внутри субъекта правоотношений - Банка России, который принимает решение о соответствии банка условиям, предъявляемым к участникам вышеназванной системы.
    Новый Закон предусматривает реализацию установленной п.1 ст.840 Гражданского кодекса РФ обязанности банков по обеспечению возврата вкладов граждан посредством обязательного страхования.
    Обязательное  страхование вкладов является для российского права новым институтом; в советском гражданском праве необходимость в подобном институте отсутствовала, т.к. все банки являлись государственными, и государством как их собственником обеспечивались гарантии сохранности вкладов, поэтому считаю актуальным рассмотрение темы «Система страхования вкладов физических лиц в Российской Федерации» на сегодняшний день.
    Системы страхования (гарантирования) вкладов  населения, действующие почти во всех экономически развитых странах, показали свою эффективность, способствуя вовлечению в реальный сектор экономики самого большого и долгосрочного кредитного ресурса - накоплений граждан.
    Создание  российской системы обязательного  страхования вкладов населения  является специальной программой, реализуемой государством и банковским сообществом в целях укрепления доверия граждан к банковской системе, стимулирования привлечения сбережений населения в экономику, поддержания внутренней устойчивости банковского сектора.
    Цель  курсовой работы – рассмотреть и проанализировать такие вопросы как становление, развитие и организация системы страхования вкладов физических лиц в Российской Федерации.
    В написании данной курсовой работы мною были использованы научные труды  таких авторов как Тосуняна Г.А., Викулина А.Ю., Сокола П., Гузнова А.Г., Галагоц В.Д., Братко А.Г., Барисова А.Н., Востриковой Л.Г. и др.
 

     Глава I
    1.1. Российская система страхования вкладов
    Становление и развитие российской системы страхования  вкладов происходило поэтапно. До системного банковского кризиса 1998 г. были попытки организации государственной системы страхования вкладов, характеризующиеся нормативным закреплением положений о создании и использовании различных страховых фондов.
    Первая  попытка введения института страхования  вкладов была связана с вступлением в силу указания Банка России от 30 апреля 1991 г. «О порядке формирования фонда обязательных резервов, фонда компенсации коммерческим банкам разниц в процентных ставках, фонда страхования коммерческих банков т банкротств, фонда страхования депозитов в коммерческих банках», определяющего создание указанных фондов. Средства в фонды перечислялись банками в 1991 – 1993 гг., за все время их существования расходы из фондов не производились.
    В начале 1994 г. было прекращено формирование фонда страхования депозитов в коммерческих банках и фонда страхования коммерческих банков от банкротств. Ранее перечисленные в эти фонды средства подлежали возврату банкам на основании их письменных заявлений. Это объяснялось тем, что в соответствии с законодательством страхование банковских депозитов и банков не является функцией Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ).
    Дальнейшее  развитие института страхования  вкладов связано с принятием  Указа Президента России от 28 марта 1993 г. № 409 «О защите сбережений граждан Российской Федерации», которым признавалось целесообразным создание федерального фонда страхования активов банковских учреждений, привлекающих вклады (депозиты) граждан. Центробанку в соответствии с указом было рекомендовано перечисленные банками в 1992 – 1993 гг. отчисления передать в федеральный фонд страхования депозитов в коммерческих банках.
    К 1994 г. политики и банкиры осознали необходимость отдельного законодательного акта о защите мелких вкладчиков, и  под комитетом Государственной  Думы по банковскому законодательству была инициирована работа над проектом закона о страховании вкладов, в которой активное участие приняла Ассоциация российских банков.
    Результатом работы стал законопроект «О гарантировании вкладов граждан в банках», в  соответствии с которым предполагалось создать некоммерческую организацию, гарантирующую каждому вкладчику выплату возмещения по его вкладам (Федеральную резервную корпорацию гарантирования вкладов). В июле 1996 г. законопроект был одобрен в первом чтении, три года находился в согласовании в Госдуме, в сентябре 1999 г. был принят во втором и третьем чтении. Однако Совет Федерации отклонил законопроект.
    Для преодоления последствий системного кризиса 1998 г. была создана государственная  корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО). Этот этап становления российской системы страхования вкладов характеризовался формированием необходимой законодательной базы для проведения реструктуризации банковского сектора. Под управление АРКО передавались проблемные банки и выплата вкладчикам указанных банков возмещения по вкладам. Были приняты законы «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и «О реструктуризации кредитных организаций».
    Совершенствование концепции системы страхования  вкладов повлекло, по сути, перестройку в банковском секторе, результатом которой явилось принятие закона о страховании вкладов и создание государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Этот шаг был продиктован сложившейся ситуацией в российской банковской системе. Несмотря на решение поставленных перед АРКО проблем и повышение деловой активности в российском банковском секторе, отказываться от института страхования вкладов было нецелесообразно. Но отсутствие четких критериев по отбору проблемных банков для оказания им финансовой поддержки требовало перехода на качественно новый уровень организации системы страхования вкладов.
    До  принятия закона о страховании вкладов  правовую основу гарантий возврата привлекаемых банками денежных средств граждан  составляли, главным образом, четыре нормы банковского законодательства. Это – ст. 13 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», ст. 28 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 840 Гражданского кодекса РФ и ст. 38 закона о банках предусматривающие, во-первых, обязанность банков обеспечить возврат вкладов граждан путем обязательного страхования, во-вторых, создание федерального фонда обязательного страхования вкладов в порядке, определенном соответствующим (так и не принятым) федеральным законом, в-третьих, субсидиарную ответственность Российской Федерации и ее субъектов, а также муниципальных образований как гарантию возврата вкладов граждан в банках, ст. 39 закона о банках, в соответствии с которой банки вправе создавать фонды добровольного страхования вкладов. Реально действующей была лишь система лицензирования и обязательных резервов, однако и она не смогла предотвратить банкротство значительного количества банков в результате системного кризиса в 1998 г. Обязательных резервов, депонируемых банками в ЦБ РФ, оказалось не достаточно для удовлетворения предъявляемых вкладчиками требований. Федеральный фонд обязательного страхования вкладов так и не был создан, поскольку не был принят соответствующий федеральный закон, а фонды добровольного страхования не получили дальнейшего распространения.
    Следующим этапом становления российской системы  страхования вкладов стала реализация положений закона о страховании  вкладов. Надзорный орган должен был установить требования к участию в системе страхования вкладов банков и определить процедуры рассмотрения ходатайств банков о включении в данную систему. В этой связи был разработан и принят целый комплекс законодательных и нормативных актов. В частности, в связи с возникшей необходимостью урегулирования правоотношений, возникающих в связи с признанием банкротами кредитных организаций, не участвующих в системе страхования вкладов, был принят Федеральный закон «О выплатах Банка России по вкладам при банкротстве банков, не учитывающих в системе страхования физических лиц в банках Российской Федерации».
    По  результатам рассмотрения первичных  и повторных ходатайств банков, а  также их заявлений об обжаловании  отрицательных заключений в систему  вошел 931 банк, из них 18 банков получили лицензию на привлечение средств физических лиц впервые, 274 банка лишились права привлекать средства физических лиц. По данным ЦБ РФ, в банках, включенных в систему страхования вкладов, было сосредоточено более 99% всех вкладов физических лиц, размещенных в кредитных организациях России, и около 94% всех активов банковского сектора страны. 

    
      Общая характеристика системы  страхования вкладов 
    физических  лиц
    Необходимость формирования системы страхования  вкладов граждан в Российской Федерации впервые была предусмотрена Законом РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", который предусмотрел одновременное создание системы обязательного и добровольного страхования вкладов. Организация первой должна была осуществляться посредством федерального фонда обязательного страхования вкладов, который создавался для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери доходов по вложенным средствам (ст. 38). Вторая представляла собой некоммерческие организации фондов добровольного страхования вкладов и выплаты доходов по ним (ст. 39) и была призвана обеспечить недостаточность страхования ответственности банка по обязательной системе, а при отсутствии системы обязательного страхования фактически восполняла этот пробел.
    Центральным банком РФ были установлены требования к порядку организации системы добровольного страхования вкладов: фонд добровольного страхования вкладов может быть учрежден минимум пятью банками с совокупным уставным капиталом не менее 20-кратного минимального размера уставного капитала для банков на дату создания фонда.
    Согласно  указанию ЦБ РФ от 1 декабря 2003 г. N 1346-У  минимальный размер уставного капитала создаваемого банка равен 5 млн евро. Исходя из этого, совокупный минимальный  уставный капитал таких организаций должен быть равен 100 млн евро. Особенности создания, управления и деятельности фондов добровольного страхования вкладов определяются уставами этих организаций.
    Таким образом, если отношения по добровольному  страхованию вкладов имели свое правовое регулирование, то отношения по обязательному страхованию - не имели, и принятый Закон о страховании вкладов устранил этот правовой пробел.
    Данный  вид страхования относится к  обязательной форме страхования, что  означает его появление в силу прямого указания закона. Участие в системе обязательного страхования вкладов обязательно для всех банков. Последствия отказа банков от участия в данной системе установлены в ст. 46 Закона о страховании вкладов, главное из которых заключается в том, что если банки в течение 21 месяца не примут участия в системе, то деятельность таких банков по привлечению вкладов граждан будет прекращена.
    В качестве целей системы страхования  вкладов физических лиц в соответствии с Федеральным законом «О страховании  вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» названы:
    1) защита прав и законных интересов  вкладчиков банков Российской  Федерации;
    2) укрепление доверия к банковской  системе Российской Федерации;
    3) стимулирование привлечения сбережений  населения в банковскую систему Российской Федерации.
    При этом следует учитывать тесную взаимосвязь  указанных целей, ни одна из них не может быть достигнута в ущерб  другой. Как только банковская система  выходит из равновесия (что мы можем  наблюдать в кризисные периоды), сразу возрастает риск потери вкладов физическими лицами.
    Основой для достижения указанных в Законе целей является наличие стабильной и развивающейся банковской системы. Непременное условие этого –  надлежащая законодательная база и  сильный орган банковского регулирования и надзора.
    Страхование банковских вкладов базируется на следующих  принципах, закрепленных в ст. 3 Закона о страховании вкладов:
    1. Обязательность участия банков  в системе страхования вкладов.
    2. Сокращение рисков наступления  неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств.
    3. Прозрачность деятельности системы  страхования вкладов.
    4. Накопительный характер формирования  фонда обязательного страхования  вкладов.
    Участниками системы страхования вкладов  являются:
    1) вкладчики, признаваемые выгодоприобретателями;
    2) банки, внесенные в установленном  порядке в реестр банков, признаваемые  страхователями;
    3) Агентство, признаваемое страховщиком;
    4) Банк России при осуществлении  им функций, вытекающих из Закона  о страховании вкладов.
    Или другими словами: участниками отношений  по обязательному страхованию вкладов  являются страхователь, выгодоприобретатель (вкладчик), страховщик, контролирующий орган (ст. 4 Закона о страховании вкладов). Здесь обнаруживается расхождение со ст. 38 Закона РФ "О банках и банковской деятельности", согласно которой участниками данной системы являются лишь страхователь и страховщик.
    Однако  в рамках системы страхования  вкладов отношения между банком и Агентством носят публично-правовой характер и основываются на нормах закона, а не договора страхования. Согласно ч. 3 ст. 5 Закона страхование вкладов осуществляется в силу указанного Закона и не требует заключения договора страхования. Следует отметить, что это допускается ст. 970 ГК РФ, согласно которой правила, предусмотренные гл. 48 ГК РФ, применяются к отношениям по страхованию банковских вкладов постольку, поскольку законом об этом виде страхования не установлено иное.
    Соответственно, в целях недопущения смешения понятий "страхователь", "страховщик" и "выгодоприобретатель", правовое содержание которых определено Гражданским кодексом РФ, в статье 4 Закона о страховании вкладов установлено, что банки признаются страхователями, Агентство - страховщиком и вкладчики - выгодоприобретателями только для целей Закона о страховании вкладов.
    Порядок выплаты возмещения по вкладам определен  в ст. 12 Закона о страховании вкладов.
    Статус, цель деятельности и полномочия Агентства  установлены в гл. 3 Закона о страховании  вкладов.
    Частью 2 ст. 27 Закона установлено, что Агентство и Банк России координируют свою деятельность и информируют друг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов.
    В соответствии со ст. 5 Закона о страховании  вкладов страхованию подлежат все  вклады физических лиц, внесенные в банки РФ, за исключением следующих групп денежных средств:
    1) размещенные на банковских счетах  физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью  без образования юридического  лица, если эти счета открыты  в связи с указанной деятельностью;
    2) размещенные физическими лицами банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;
    3) переданные физическими лицами  банкам в доверительное управление;
    4) размещенные во вклады в находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалах банков Российской Федерации.
    Страхование вкладов осуществляется в силу Закона о страховании вкладов и не требует заключения договора страхования.
 

Глава II
2.1 Правовой статус, цель деятельности и полномочия Агентства по страхованию вкладов
    Ключевую  роль в организации и функционировании системы страхования вкладов  играет Агентство по страхованию  вкладов (далее – Агентство).
    Агентство по страхованию вкладов является некоммерческой организацией. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
    Часть 5 ст. 14 Закона о страховании вкладов определяет местонахождение центральных органов Агентства - город Москва.
    Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов. Также на Агентство возложены функции корпоративного конкурсного управляющего (ликвидатора) банков, в отношении которых открыто конкурсное производство или введена процедура принудительной ликвидации. Кроме того, с ноября 2008 года Агентство совместно с Банком России осуществляет меры по предупреждению банкротства кредитных организаций (ст. 1 Федерального закона от 27.10.2008 № 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года").
    Объем фонда Агентства по страхованию  вкладов — 109,1 млрд руб. (данные на 1 июня 2010 г.). Эти деньги агентство может инвестировать в государственные облигации и в надежные небанковские корпоративные бумаги.
    Показатели  деятельности Агентства по данным «Ведомости» 08.04.2009:
    На 1 апреля 2009 года объём средств фонда  составлял 76,6 млрд руб. Из них 43 % было инвестировано в государственные облигации, 36 % — в корпоративные облигации, 5 % — в наиболее ликвидные акции.
    В 2008 году выплаты вкладчикам разорившихся банков составили 10,6 млрд руб.; чистый убыток АСВ составил 11,5 млрд руб., он стал, в основном, результатом переоценки ценных бумаг на сумму 16 млрд руб. 

    2.2 Организационные  и финансовые основы  системы страхования  вкладов
     В рамках организационных основ системы  страхования вкладов действующее  законодательство устанавливает порядок  взаимодействия Агентства по страхованию вкладов, органов государственной власти, Банка России и кредитных организаций.
     Взаимодействие  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Федерации, органов  местного самоуправления и Банка  России по отношению к Агентству по страхованию вкладов строится на основе принципа невмешательства, в соответствии с которым вышеуказанные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Агентства по реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий.
     Отношения Банка России и Агентства основаны в первую очередь на взаимном информировании друг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов.
     С указанной целью Банк России направляет в Агентство отчетность банков и  иную необходимую информацию, в частности:
    о выдаче банку разрешения (лицензии) Банка России;
    о принятии решения о проведении проверки банка по предложению Агентства;
    о применении Банком России к банку мер ответственности в виде наложения запрета (ограничений) на привлечение вкладов граждан, назначении временной администрации по управлению кредитной организацией, об отзыве (аннулировании), а также о замене лицензии Банка России;
    о реорганизации банка;
    о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.
     В свою очередь Агентство:
1) информирует  Банк России:
    о внесении банка в реестр банков и об исключении банка из указанного реестра;
    об изменении ставки страховых взносов;
2) обращается  в Банк России с предложениями:
    о проведении проверки банка Банком России;
    о применении Банком России к банку мер ответственности, с приложением документов, обосновывающих необходимость применения указанных мер.
     Взаимоотношения Агентства и банков осуществляются по следующим направлениям:
     1) Агентство ставит банк на учет  в системе страхования вкладов путем внесения его в реестр банков на основании уведомления Банка России. Порядок ведения реестра банков установлен решением правления Агентства по страхованию вкладов от 19 февраля 2004 г.
     Банк  вносится в реестр на основании уведомления  Банка России о выдаче банку лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц. Внесение банка в реестр осуществляется в день получения указанного уведомления Банка России.
     Банк  исключается из реестра в случаях:
     а) отзыва (аннулирования) лицензии Банка  России и завершения Агентством процедуры  выплаты возмещения по вкладам, установленной  настоящим Федеральным законом;
     б) прекращения права на привлечение  во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц в связи с заменой лицензии Банка России и исполнения банком своих обязательств перед вкладчиками. Одновременно с принятием такого решения банк обязан уведомить всех вкладчиков о своем выходе из системы страхования вкладов;
     в) прекращения деятельности банка  в связи с его реорганизацией.
     Решение о включении банка в реестр и об исключении банка из него принимается  правлением Агентства по страхованию  вкладов.
     2) получение Агентством от банков  на основании мотивированного запроса разъяснений, касающихся информации об уплате банками страховых взносов, о ведении учета и формировании реестра обязательств банка перед вкладчиками, об обязательствах вкладчика перед банком, исполнении банком иных обязанностей;
     3) осуществление Агентством комплекса  действий, направленных на возмещение  сумм вкладов при наступлении  в банке страхового случая;
     4) получение Агентством от банка  информации, составляющей служебную,  коммерческую и банковскую тайну  банка, в отношении которого наступил страховой случай;
     5) принятие Агентством участия  в проверках банков по вопросам, касающимся объема и структуры  обязательств банков перед вкладчиками,  уплаты страховых взносов, а  также исполнения банками иных  обязанностей по страхованию  вкладов.
     Одной из главных проблем при создании системы страхования вкладов  является ограничение принимаемых  ею финансовых рисков. Именно для ее решения и была разработана специальная  процедура, в соответствии с которой  осуществляется допуск в систему  страхования вкладов только финансово устойчивых, стабильно развивающихся и адекватно управляемых банков.
     Оценка  работы Банка России по отбору банков Турбановым А., генеральным директором Государственной корпорации "Агентство  по страхованию вкладов": «Требования  к банкам, желающим участвовать в системе страхования вкладов, можно условно разделить на количественные и качественные. Количественные показатели Центрального Банка оценивает путем выставления банку баллов за достаточность капитала, состояние активов, доходность и ликвидность. А качественные показатели банка оцениваются по структуре его управления, прозрачности и отслеживанию рисков. Такой комплексный подход к проверке банков позволяет считать, что вошедшие в систему страхования вкладов банки имеют достоверный учет и отчетность, выполняют обязательные экономические нормативы Банка России и являются финансово устойчивыми. А это, в свою очередь, дает определенные гарантии того, что банки, работающие с депозитами граждан, будут нормально развиваться, работать прибыльно и отвечать по всем своим обязательствам. Проводимая сейчас Банком России работа, действительно является беспрецедентной по своим масштабам».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.