На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Общая характеристика, история и место метода опроса среди других методов сбора первичных данных

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ                                  
        УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА» 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

                  РЕФЕРАТ 

На тему:  Общая  характеристика, история и место  метода опроса среди других методов  сбора первичных данных. 
 
 

                   Выполнила:
                                    студентка V курса заочного отделения
                        Ирина Михайловна Петрова 
 
 

    Среди методов сбора первичной информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). Целью нашей работы является дать лишь самую общую характеристику метода опроса и, главное, обозначить те моменты, где в применении его встречаются определенные затруднения. Перед нами стоят некоторые задачи, а именно:
      рассмотреть в историческом контексте метод опроса
      дать общую характеристику данного метода
      определить место метода опроса среди других методов сбора первичной информации.
Метод опроса
    Весьма  распространенный метод в социально-психологических  исследованиях. Первым метод опроса в психологии применил Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. Пионерами его применения в психологии являются также С. Холл, А. Бине, Г. М. Андреева, Э. Ноэль. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения, и т. п.) фактах со слов опрашиваемых.
    Сбор  первичной информации путем опросов  стал практиковаться среди представителей общественных наук — социологов, этнографов, психологов и т. д. — еще в прошлом  веке. Тогда же при переписях населения  и различных статистических обследованиях  начали применяться массовые опросы, охватывавшие сотни и тысячи людей. Большое значение опросам при  изучении закономерностей общественной жизни придавали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин, которые нередко прибегали к данным, полученным путем опросов.
    Все разнообразие методов опроса, применяемых  в социально-психологических исследованиях, можно свести к двум основным типам:  
1) опрос «лицом к лицу» — интервью, проводимое специалистом-интервьюером по определенному плану; 
2) заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения и распространяемые исследователями по почте, через массовую печать, с помощью специальных людей.

    Одним из первых использовал анкету в психологическом  исследовании Ф. Гальтон с целью  изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. На вопросы его подробной анкеты ответили 100 крупнейших английских ученых. Полученные данные были проанализированы и изложены род Гальтоном в  монографии «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874). Пионерами  применения анкетного метода в психологии являлись также А. Бине во Франции  и С. Холл в США, основные работы которых  относятся к концу XIX — началу XX века. А. Бине прибегал к анкетированию  для исследования интеллекта детей, а С. Холл — для изучения психологических  особенностей детского и юношеского возраста. В это же время анкетный опрос как метод психологических  педагогических исследований начинает применяться и в России.
    Устный  опрос является методом, традиционным для психологических исследований, и издавна используется психологами  различных научных школ и направлений. Во всяком случае, даже исследователи, старающиеся базировать свои выводы на экспериментальных данных, порой  вынуждены в той или иной мере прибегать к получению дополнительной информации слов испытуемых. 
Решающим фактором, который, в конечном счете, определяет подлинную научность того или иного опроса, является позиция исследователя — его методология. Путем опросов можно получить информацию о фактах как первого, так и второго рода. 
Однако опросам как методам сбора первичной информации свойственна и известная ограниченность. Их данные во многом основаны на самонаблюдении и свидетельствуют, даже при условии полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их подлинных мыслях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают. В то же время существует множество таких сторон общественной психологии, изучение которых невозможно без использования опросов. Так, получение информации о мнениях, чувствах, мотивах, отношениях, интересах и т. чаще всего осуществляется посредством опросов в тои или иной форме. При этом данные могут отражать явления, относящиеся не только к настоящему времени, но также к прошедшему и будущему. Безусловно, глубина и полнота ответов, их достоверность зависят от умения опрашиваемого наблюдать за самим собой и адекватно излагать переживаемые процессы и явления. 
Имеющийся опыт проведения социально-психологических исследований показывает, что опросы могут играть позитивную роль при условии сопоставления полученной информации с результатами анализа статистических данных, официальной и личной документации, материалов наблюдения. Необходимо только избегать абсолютизации методов опроса, применения их там, где нужны другие методы сбора первичной информации.

    Суть  метода заключается в сборе социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные исследователем, вытекающие из целей и задач исследования.
    Область применения опроса в социальной психологии:
      на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария;
      опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных;
      как основной метод сбора эмпирической информации.
Специфика применения опроса в социальной психологии связана со следующим:
· в  социальной психологии опрос не является основным методическим инструментом, например, по сравнению с социологией;
· опрос, как правило, не используется для  выборочных исследований;
· применяется  как сплошной опрос на реальных социальных группах;
· чаще всего проводится в очной форме;
· в  социально-психологическом исследовании анкета не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ассоциативные приемы, тесты  др.) изучения объекта.
     Источником  информации при опросе является словесное  или письменное суждение опрашиваемого  лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность  зависят от умения исследователя  грамотно построить конструкцию  опросника. Существуют специальные  техники и правила проведения опроса, направленные на обеспечение  надежности и достоверности информации: определение представительности выборки  и мотивации участия в опросе; конструирование вопросов и композиции вопросника; проведение опроса (В. А. Ядов, 1995; Г. М. Андреева, 1972; А. Л. Свенцицкий, 1977; Э. Ноэль, 1978).
     Эффективность опроса зависит в первую очередь  от грамотного составления опросного  листа, выбора места и времени  опроса, грамотной организации процедуры  проведения опроса. Очень важна четкая фиксация исследовательских задач (содержание которых определяется программой исследования); знание интервьюерами особенностей респондентов, и освоение психологических знаний о механизмах межличностного общения в тех случаях, когда речь идет о методике интервью, а также о механизмах восприятия текста при заполнении анкеты; точность фиксации ответов респондентов; стандартизация условий проведения опроса; понятность предлагаемых формулировок вопросов респондентам; мотивирование респондентов и интервьюеров к успешной совместной деятельности.
     Опросы  можно разделить на несколько  групп, в зависимости от способов взаимодействия с респондентом:
- опрос  может быть дистанционным, например, телефонные опросы, опросы в Интернете,  различные анкеты (в том числе,  опрос по почте);
- опрос  может быть личным (Face-to-face), и тогда  в него входят квартирные опросы (опросы по месту проживания), уличные (сюда можно включить  и опросы в магазинах), опросы  с центральной локализацией (in-hall, hall-test).
     Квартирный  опрос подходит для большинства задач, связанных с изучением общественного мнения. Территория населенного пункта, в котором будет проводиться опрос делиться на примерно одинаковые участки. На каждом участке намечается квартира (дом) которая является точкой старта. Интервьюер работает согласно заранее установленным правилам движения. У квартирных опросов есть свои плюсы и минусы: плюсы – возможность проведения длительных (вплоть до 40-45 минут) интервью с предъявлением стимульного материала (образцов продукции, карточек) и, конечно же, простота контроля работы интервьюеров (достаточно позвонить респонденту). Минусы – достаточно высокая себестоимость проведения таких интервью, требующая высокой квалификации интервьюеров и недоверчивость опрашиваемых (согласитесь, не каждый пустит в свою квартиру незнакомого человека).
     Опрос с центральной  локализацией чаще всего применяют для тестирования рекламной продукции. Интервью проводится в специальном помещении. Плюсы: те же, что и в квартирных опросах. Минусы: «неслучайность» и неравномерность выборки. Сложность рекрутирования отдельных групп граждан (автомобилисты, мамы с маленькими детьми и т.д.).
     Уличный опрос может применяться для широкого круга социальных и маркетинговых задач. Интервью проводятся на улицах, в магазинах, на выходах из торговых точек. Такие опросы проводятся быстро и недорого по себестоимости, что является их несомненным достоинством. И, кроме того, если проводить опросы в торговых центрах, есть возможность опроса самых различных групп респондентов. Однако есть и существенные недостатки – сложно контролировать работу интервьюеров, влияние погодных условий (снег, дождь), сложность решения организационных вопросов (например, разрешение, на проведение опроса в магазине).
     Анкета, опрос по почте иногда единственная возможность опросить требующуюся целевую группу. Существует два варианта сбора информации – сбор анкет сразу по заполнению или же сбор через некоторое время (в случае, если опрос почтовый). У анкетирования есть несколько плюсов – невысокая стоимость проведения, отсутствие «эффекта интервьюера» и более высокая откровенность респондентов. Однако и недостатки существенные – скорость получения данных, проблема возврата анкет (а вернее не возврата), не всегда репрезентативная выборка.
     Интернет-опросы в настоящее время, при существующем количестве пользователей Интернета, могут применяться только для изучения аудитории пользователей сети. Достоинство – скорость «добычи» информации, а от недостатков много – выборка стихийная, нерепрезентативная, совершенно невозможно контролировать действия респондента.
     Существует  несколько видов опроса, прежде всего  анкетирование и интервьюирование.
     Анкетирование. Предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.
     Интервьюирование  представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента.
     Существует  несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно  беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление); свободное  интервью (свободная беседа без заранее  заданной темы).
     Данный  вид опроса требует определенной профессиональной подготовки. Используется, как правило, журналистами. Положительным  моментом является живое общение. Но вместе с тем при этом утрачивается анонимность, характерная для анкетирования, что может привести к получению  менее искренних ответов. В настоящее  время широкое распространение  получило телефонное интервью.
     Особым  видом опроса является экспертный опрос, или, как его часто называют, метод  экспертных оценок. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе  исследования, как к одному из методов  контроля, проверки полученной информации.
     Одним из наиболее ответственных моментов является подбор экспертов. Эксперты - это компетентные в исследуемой  области лица, крупные специалисты, люди с большим стажем работы в  данной области. Наиболее распространенными  методами подбора экспертов являются: документальный (на основе изучения социально-демографических  данных); подбор экспертов на основе тестирования; подбор экспертов на основе их самооценок и подбор экспертов  на основе их аттестации другими людьми[2].
     Метод опроса экспертов широко используется в отечественной и зарубежной социологической практике. Он очень  эффективен в сочетании с другими  методами. В то же время необходимо отметить, что в интересах дела экспертам чаще всего задают открытые или полузакрытые вопросы (особенно на начальной стадии исследования), что требует значительных временных  и финансовых затрат. Социологи тем  не менее считают, что метод экспертных оценок является одним из перспективных.
     Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским  замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты - дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков. Только при  соблюдении определенных требований при  ее составлении возможно получить объективные  количественно-качественные характеристики объекта исследования.
     Все вопросы в анкете следует четко  формулировать, чтобы они были понятны  респондентам, включая и используемые термины.
Вопросы не должны:
- превышать  возможности памяти и компетенции  опрашиваемых;
- вызывать  отрицательных эмоций и задевать  самолюбие респондентов;
- навязывать  мнение социолога;
- быть  перегружены вариантами ответов.
     Если  анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокам. Можно охарактеризовать несколько  групп вопросов.
1. Вопросы  по содержанию: а) о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов); б) о  фактах поведения (направленные  на выявление поступков, результатов  деятельности, поведения); в) о личности  респондента (или так называемая "паспортичка", дающая характеристику  личности респондента).
2. Вопросы,  различающие по форме: а) вопросы  закрытые (к которым дается перечень  вариантов ответов); б) открытые (к  которым не прилагаются варианты  ответов. Респондент должен сформулировать  и вписать ответ); в) полуоткрытые (в которых сочетается возможность  выбора предложенных вариантов  ответа с возможностью также  сформулировать и вписать ответ). Последнее используется исследователем  тогда, когда он не уверен  в полноте известных ему вариантов  ответов.
     Закрытые  вопросы могут быть также альтернативными  и неальтернативными[4].
     Альтернативные  закрытые вопросы предполагают возможность  выбора респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвую; нет, не участвую.
     Неальтернативные  закрытые вопросы предполагают выбор  одного или нескольких вариантов  ответов. Например: "Из каких источников Вы получаете политическую информацию - телевидение, радио, газеты, коллеги  по работе, друзья?"
Имеют место вопросы прямые и косвенные. Прямые вопросы - это такие, которые  требуют критического отношения  к себе, к окружающим.
     Косвенные вопросы - в которых преодолевается необходимость критического отношения  к себе или близким людям. Пример прямого вопроса: "Что мешает Вам  хорошо учиться?" Пример косвенного вопроса: "Когда я слышу упрек  в адрес студента, что он плохо  учится, я думаю, что..."
     Вопросы отличаются по своим функциям: основные и неосновные. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные вопросы направлены на поиск адресата основных вопросов. К неосновным относятся вопросы-фильтры  и контрольные вопросы.
     Вопросы-фильтры  используются, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее часть. Контрольные  вопросы используются для проверки искренности ответов.
     При проведении анкетирования определенное значение имеет и композиционное построение анкеты.
     В первой части анкеты содержится обращение  к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется  порядок заполнения анкеты. Если анкетирование  анонимное, то об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.
     В конце анкеты, как правило, имеется "паспортичка" и благодарность  респонденту за его труд по заполнению анкеты.
Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетеру, рекомендации по обработке  и выбраковке анкет, кодификаторы и  т.д.
     В социологическом исследовании используются понятия: индикатор и шкала измерения. Индикаторами называются все факты (показатели), которые используются для социологического измерения. Эти  показатели могут быть объективными (например, уровень образования) и  субъективными (степень удовлетворенности  работой и т.д.) Последовательность расположения их образует шкалу измерения. Шкалы могут быть номинальные (в  качестве показателей выступают  объективные признаки и характеристики: пол, возраст, образование и т.д.) и ранговые, где показатели перечисляются  в порядке значимости.
     После завершения социологического опроса проводится прежде всего проверка анкет и  бланков-интервью на точность и полноту  заполнения. Если они заполнены неправильно  или не заполнены на 30%, то такие  анкеты (бланки) выбраковываются и  не подлежат обработке.
     Небольшое количество анкет (до 300 экземпляров) можно  обрабатывать вручную, большое - на персональных компьютерах и ЭВМ. В последнем  случае проводятся такие дополнительные операции, как кодировка информации, подбор программы обсчета и др.  
  После получения результатов математического обсчета исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.
     На  заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.
     Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д.); анализ эмпирического материала; теоретические выводы и практические рекомендации. Приложение к отчету включает методические и вспомогательные  документы. 
 
 
 

     В литературе описаны типичные ошибки, возникающие при неграмотном  конструировании вопросов. Наиболее часто упоминают такие внешние  признаки, связанные с недостатками в составлении анкеты, как: отсутствие порядка в ответах (пропуски вопросов) вследствие неудачного формулирования вопросов, использования специальных  терминов, затрудняющих их понимание; преобладание единообразных ответов  типа «все или ничего», т.е. отсутствие различий в ответах у респондентов -результат высокой стереотипности вопроса; большое количество ответов «не знаю, затрудняюсь ответить» -расплывчатость, неопределенность вопросов; большое количество неуместных комментариев опрашиваемых - неполный перечень возможных альтернатив ответа; значительный процент отказов -плохая композиция анкеты, неудовлетворительная инструкция анкеты и др. Существует специфика составления вопросника для интервью, учитывающего особенности личного взаимодействия участников опроса, а также этап (фазу) его проведения.
     Основные  виды интервью в социально-психологическом исследовании -стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменения. Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента. Большое значение для успешного интервьюирования имеет техника ведения беседы. Она требует от интервьюера умения устанавливать тесный контакт с респондентом, заинтересовать его в искренней беседе, «активно» слушать, владения навыками постановки и регистрации ответов, преодоления «сопротивления» опрашиваемого. При этом интервьюер должен избегать навязывания («подсказывания») опрашиваемому лицу возможного варианта ответа, исключить субъективное истолкование его высказывания. Трудность проведения интервью связана с задачей поддержания в течение всего времени беседы необходимой глубины контакта с респондентом. В литературе описаны разнообразные приемы стимулирования активности (ответов) опрашиваемого, среди них наиболее часто упоминаются: выражение согласия (внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание), использование коротких пауз, частичное несогласие, уточнение путем неправильного повторения сказанного, указание на противоречия в ответах, повторение последних слов, требование пояснений, добавочной информации и др. Выделяют также другие виды интервью, например, фокусированное, терапевтическое и др. Каждый из перечисленных видов интервью характеризуется определенными ограничениями по целям применения и характеру получаемой информации (Г. М. Андреева, 1972; В.А. Ядов, 1995; А. Л. Свенцицкий, 1977). Принято выделять ключевые фазы: установление контакта, основная и завершение интервью. Критерии эффективности интервью: полнота (широта) - оно должно позволить опрашиваемому по возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы; специфичность (конкретность) - в нем должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы; глубина (личностный смысл) -оно обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты отношения респондента к обсуждаемой ситуации; личностный контекст-интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта (Р. Мертон, 1986).
     Виды  анкетирования разделяются по числу  опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу  распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством  заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и  по объему анкет.
     Предпочтение  типа опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности  проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Информация, получаемая в интервью, является более содержательной и глубокой в сравнении с анкетой. Однако недостатком является прежде всего трудно контролируемое влияние  личности и профессионального уровня интервьюера на опрашиваемого, которое может приводить к искажению объективности и надежности информации.
Выводы
Весь  набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние  относятся к специфической области  социальной психологии, к так называемой «психологии воздействия». Существует и много других классификаций  методов социально-психологического исследования. Например, различают  три группы методов:
1) методы  эмпирического исследования,
2) методы  моделирования, 
3) управленческо  - воспитательные методы.
     Методы  обработки данных часто просто не выделяются в специальный блок, поскольку  большинство из них также не являются специфичными для социально-психологического исследования, а используют некоторые  общенаучные приемы. Среди методов  сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в  частности, контент-анализ), разного  рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). Наблюдение является «старым» методом социальной психологии и иногда противопоставляется  эксперименту как несовершенный  метод. Вместе с тем далеко не все  возможности метода наблюдения сегодня  исчерпаны в социальной психологии: в случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов  метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая  встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы. На обыкновенном языке этот вопрос может быть сформулирован так: что наблюдать? Как фиксировать наблюдаемое? Существует много различных предложений для организации так называемого структурирования данных наблюдения, т.е. выделения заранее некоторых классов, например, взаимодействий личностей в группе с последующей фиксацией количества, частоты проявления этих взаимодействий и т.д. Вопрос о выделении классов наблюдаемых явлений есть по существу вопрос о единицах наблюдения, как известно, остро стоящий и в других разделах психологии. В социально-психологическом исследовании он может быть решен только отдельно для каждого конкретного случая при условии учета предмета исследования. Другой принципиальный вопрос -- это временной интервал, который можно считать достаточным для фиксации каких-либо единиц наблюдения. Хотя и существует много различных процедур для того, чтобы обеспечить фиксацию этих единиц в определенные промежутки времени и их кодирование, вопрос нельзя считать до конца решенным. Как видно, метод наблюдения не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом быть применен в ряде социально-психологических исследований. Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Иногда необоснованно противопоставляют метод изучения документов, например, методу опросов как метод «объективный» методу «субъективному». Вряд ли это противопоставление уместно: ведь и в документах источником информации выступает человек, следовательно, все проблемы, встающие при этом, остаются в силе. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста. Проблема понимания -- это особая проблема психологии, но здесь она включается в процесс применения методики, следовательно, не может не приниматься во внимание.
     Метод контент-анализа есть смысл применять  только в тех случаях, когда исследователь  имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать  многочисленные тексты. Практически  этот метод применяется в социальной психологии при исследованиях в  области массовых коммуникаций. Ряд  трудностей не снимается, конечно, и  применением методики контент-анализа; например, сам процесс выделения  единиц текста, естественно, во многом зависит и от теоретической позиции  исследователя, и от его личной компетентности, уровня его творческих возможностей. Как и при использовании многих других методов в социальной психологии, здесь причины успеха или неуспеха зависят от искусства исследователя. Опросы -- весьма распространенный прием  в социально-психологических исследованиях, вызывающий, пожалуй, наибольшее число  нареканий. Обычно критические замечания  выражаются в недоумении по поводу того, как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов  испытуемых, по существу из их самоотчетов. Обвинения такого рода основаны или  на недоразумении, или на абсолютной некомпетентности в области проведения опросов. Среди многочисленных видов  опросов наибольшее распространение  получают в социальной психологии интервью и анкеты (особенно при исследованиях  больших групп). Главные методологические проблемы, которые возник
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.