На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История развития малого бизнеса в условиях кризиса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
    Введение……………………………………………………………………………………………..2
    История развития малого бизнеса за годы независимости………………3
    Антикризисная Программа Президента РУз………………………………….....10
    Перспективы развития малого бизнеса в условиях преодоления кризисных явлений……………………………………………………………………………..16
    Заключение………………………………………………………………………………………….27
    Список литературы……………………………………………………………………………...29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Введение 

  В любой стране, правительство и президент уделяют огромное внимание развитию бизнеса и предпринимательства. Ведь бизнес - это зачастую самый главный пункт дохода бюджета. Страна гордится плодами своих предпринимателей.  
 Предпринимательская деятельность и ее составная часть - малый бизнес для Республики Узбекистан в условиях создания эффективной рыночной экономики приобретает первостепенное значение в экономических, социальных и политических преобразовательных процессов.

     В экономическом  плане это означает ускоренное развитие всех отраслей экономики, рост внутреннего  валового продукта, насыщения внутреннего  рынка товарами отечественного производства, увеличение доли экспортоориентированной  и  импортозамещающей продукции, устойчивого выхода на внешнеэкономические рынки, коренное преобразование структуры экономики, создание энергетической, топливной, зерновой независимости страны. 
 Политическая значимость предпринимательства заключается в усилении суверенитета и независимости государства, формировании широкого слоя среднего класса собственников как решающего условия устойчивого бесконфликтного развития общества, изменении образа мышления и мировоззрения населения, движении общества по пути прогресса и процветания.

      Целью этой курсовой является изучение современного состояния малого бизнеса в РУз  в условиях преодоления кризисных явлений. Актуальность этой темы нельзя недооценить, т.к. столкнувшись с самым серьезным экономическим кризисом 20-21о века нужно принимать меры по смягчению последствий и успешному преодолению таких явлений в экономике и в малом бизнесе в частности.
    В первой части я познакомлю вас с историей развития, а также с состоянием и развитием малого бизнеса в  Республике Узбекистан. О этапах его  становления за годы независимости.
    А во второй я представлю вам мнения ведущих экономистов по поводу перспектив развития малого бизнеса в период Мирового Финансового Кризиса. И в заключении выскажу свое личное мнение по данной теме. 
 
 
 

2. История развития  малого бизнеса за годы независимости  

      В становлении малого и частного предпринимательства  были разные периоды роста и падения. Только с приобретением независимости республики началось устойчивое наращивание процесса предпринимательства. Этому способствовали следующие обстоятельства:
    Осуществление намеченных целей и задач по широкому  реформированию экономики и создание эффективных рыночных отношений;
    Поэтапное проведение разгосударствления и приватизации государственных предприятий;
    Создание адекватной рыночной экономике законодательной базы по стимулированию малого бизнеса и развитию частного предпринимательства;
    Либерализация в экономической сфере и постепенное сокращение вмешательства государства в регулирование деятельности хозяйствующих субъектов;
    Широкое использование практического опыта развитых стран в создании цивилизованных рыночных отношений;
    Проведение политики активного стимулирования и государственной поддержки малого бизнеса.
     Эти факторы были необходимы не только в начальный период развития предпринимательской  деятельности, он они активно проявляются  и в настоящее время, и должны действовать в перспективе и  способствовать возрастанию доли малых  предприятий в общем объеме ВВП.
     В развитии малого бизнеса можно выделить три  этапа, в течение которых происходили  кардинальные изменения в количественном их составе, в создании новых форм хозяйствования, в их доле в общем объеме производства, в соотношении государственного и негосударственного сектора и т.п.
     Первый  этап (1991-1995гг.) характеризуется созданием законодательной и нормативно-правовой базы, началом формирования рыночной инфраструктуры, постепенным воспитанием в обществе позитивного, лояльного отношения к собственникам – бизнесменам, быстрым увеличением числа малых и средних предприятий, индивидуальных и семейных хозяйств, обществ с ограниченной ответственностью и кооперативов. Этому способствовали реализация программы малой приватизации, привлечение иностранных инвестиций и внутренних источников.
     Первым  шагом в развитии предпринимательства  было решение о создании первых частных  предприятий – районных и городских  промкомбинатов. За короткий срок было образованно более двухсот таких  производств, которым был придан статус государственно-кооперативных на основе государственной и частной собственности. Им были предоставлены льготы по налогообложению и бюджетным выплатам, безвозмездно переданы здания и сооружения, что позволило им создать материально-техническую базу и укрепить хозяйственное положение.
     С самого начала проведения экономических реформ большое распространение получает индивидуальное предпринимательство. За годы первого этапы выкупили патент и зарегистрировались в налоговых  органах более 200 тысяч  человек  в качестве индивидуалов без образования  юридического лица. Кроме того 35 тысяч  человек стали заниматься надомным трудом. Это означало выход определенной доли мелкого частного бизнеса из нелегального положения, в котором  он пребывал ранее.
     За  этот период количество малых и средних  предприятий возросло в 4,5 раза и  достигло к началу 1996г. 100 тысяч, что  явилось важнейшей предпосылкой формирования в обществе первой прослойки  собственников.
     Второй  этап (1996-1999гг.) был не совсем благополучным для предпринимательства, его развитие по многим показателям снизилось: медленно возрастало их количество, уменьшились доходы бизнесменов, меньше привлекалось в эту сферу незанятого населения, многие предприятия после регистрации не смогли успешно работать, а часть из них простаивала или прекращала существования. Так, если в 1995г. количество МСП в процентах к предыдущему году составляло 144,1%, то в 1997г. – 85,8%, а в 1999г. – 96,4%, соответственно, численность занятых составила в эти же годы 120,4%, 55,3%, 91,6%.
     Но  несмотря на это, общее количество МСП, хотя и медленно возрастало: если в 1995г. малых предприятий и микрофирм  было около 44 тысяч, в 1998г. их стало 52 тысячи, 1999г. 64 тысячи. В течении этого  этапа не прекращалось создание новых  и усовершенствование уже существующих правовых положений, шло формирование новых инфраструктурных органов, осуществлялось активное заимствование опыта стран, создавших у себя развернутую систему предпринимательских структур.
     Третий  этап начался с 2000г., когда был принят комплекс экономических, организационных, правовых и других мер. Для дальнейшего углубления процесса реформ, в том числе создания условий для развития предпринимательства, важное значение имело принятие решения о либерализации в экономической сфере. Одним из приоритетных направлений либерализации явилось всемерное расширение частной собственности во всех сферах экономики, активная поддержка малого и среднего бизнеса, создание в обществе благоприятного настроя по отношению к предпринимателям.
     В решении  этих проблем важное значение имело  выступление И.А. Каримова на заседании  Кабинета Министров «Утверждение духа предпринимательства в обществе – залог прогресса» (17 июля 2001г.), в котором была дана оценка некоторым  проблемам развития предпринимательства  в республики, отмечены имеющиеся  недостатки, а также наметил пути их устранения, главные из которых следующие:
    Совершенствование нормативно-правовой базы с учетом интересов субъектов предпринимательства;
    Упрощение процедуры регистрации субъектов малого и среднего бизнеса, ликвидация бюрократических барьеров, сокращение сроков, создание специальных органов по регистрации;
    Усиление правовой защиты предпринимателей, повышение роли местных органов власти, судов, сокращение проверок и контроля деятельности предприятий;
    Расширение доступа малых и средних предприятий к материально-сырьевым ресурсам и обеспечение их технологическим оборудованием;
    Совершенствование системы кредитования субъектов  малого предпринимательства, улучшение деятельности различных фондов;
    Повышение экономической и правовой грамотности предпринимателей, улучшение системы обучения их менеджменту и другим проблемам хозяйствования, создание для этого специализированных учебных заведений;
    Изменение отношения в обществе к предпринимателям, устранение недоверия и неприятия у них, побуждение людей, прежде всего молодежи, заниматься предпринимательской деятельностью, укрепление духа и культа предпринимательства в обществе.
     В результате реализации мер по созданию благоприятной  среды для предпринимательства  произошли значительные позитивные сдвиги в деловой сфере. Существенное расширение экономических свобод и  прав хозяйствующих субъектов позволили  значительно увеличить численность  зарегистрированных предприятий малого бизнеса и его долю в общем  объеме производства, о чем свидетельствуют  основные показатели, приведенные в  нижеследующей таблице (№1)
Таблица 1. Основные показатели уровня развития малого предпринимательства.
Показатели Един. Измер 2002 2003 2004 2005 2006 2007
1. Удельный вес  м. бизнеса в ВВП % 34,6 35,0 35,6 38,2 42,1 45,7
2. В том числе малые  предприятия и микрофирмы % 13,1 14,8 15,7 16,4 16,6 17,8
3. Кол-во действующих юр. Лиц Тыс. 149,3 177,7 236,7 229,6 239,1 310,0
4. Численность занятых  в малом бизнесе Тыс\чел 745,3 801,8 900,3 1045,1 1236,2 1430,1
 
     Как видно из таблицы, наибольший рост произошел  за 4 года в количестве юридических  лиц и численности занятых, в  то время как доля малого бизнеса  увеличилась не так весомо. Поэтому  для достижения поставленной задачи – доведение доли малого бизнеса  в 2009г. до 45% - придется очень упорно потрудиться. Есть надежда, что комплекс мер по стимулированию деятельности малого бизнеса сыграет в этом положительную роль.
     Доля  малого бизнеса предпринимательства  в общей численности занятых  в экономике достигла 61,5%, в том  числе удельный вес малых предприятий  и микрофирм составляет 12,4%, а  индивидуальных предпринимателей – 49,1%. Примечательно, что о этому показателю Узбекистан значительно приблизился  к некоторым развитым странам. 

Таблица 2. Удельный вес малого предпринимательства в отраслях экономики по Республике Узбекистан (%).
  2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г.
ВВП 33,8 34,6 35,0 35,6 38,2 42,1 45,7
Промышленность 12,5 15,4 10,8 11 10 10,9 13,2
Сельское  хоз-во 74,5 74,9 78,1 81,1 85,7 94,2 97,5
Инвестиции  в основной капитал 19,3 28,2 24,7 16,3 22,1 25,2 23,7
Строительство 36,8 41,3 46,4 49,8 48,2 51,0 55,4
Торговля 46,1 43,4 42,4 42,2 43,7 45,3 48,2
Платные услуги 40,5 41,3 45,4 47,9 52,5 50,9 50,1
Численность занятых в МП 53,0 53,5 56,7 60,3 64,8 69,3 72,1
 
 
     Благодаря принятым мерам по развитию частного предпринимательства значительные изменения произошли в соотношении  государственного и негосударственного секторов во всех отраслях экономики, что можно наблюдать по данным нижеследующей таблице (№2). 

  Таблица №3. Динамика развития негосударственного сектора в экономике(%)
Показатели 1995 1999 2000 2004 2005
1. Производство промышленной продукции 10,0 51,0 65,4 67,1 79,0
2. Валовая продукция  сельского хозяйства 66,0 97,6 99,0 99,1 99,5
3. Инвестиции в  основной капитал 24,4 44,9 34,6 38,2 40,3
4. Строительство –  подрядные работы 7,6 62,1 81,2 85,3 88,2
5. Розничный товарооборот 52,5 91,7 96,8 98,1 99,0
6. Платные услуги 14,0 30,4 57,1 63,4 71,4
 
     Таким образом, во всех отраслях экономики  произошло резкое увеличение негосударственного, а значит частного сектора, особенно в сельском хозяйстве и розничном  товарообороте, где уже государственный  сектор почти отсутствует.
      Для экономики в целом важное значение имеет внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов, в чем пока малый бизнес имеет весьма скромные позиции (Таблица №3).
 Таблица №4.Удельный вес субъектов малого предпринимательства во внешнеэкономических операциях.
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005
1. Экспорт, % 10,2 9,0 7,5 7,3 7,1 7,4
2. Импорт, % 27,4 26,9 24,9 33,7 31,6 33,4
3. Кол-во субъектов  участвующих во внешнеэк. деятельности, тыс. ед. 2,8 2,5 2,7 3,3 3,2 3,3
 
      Как видно количество и доля субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами, во внешнеэкономической деятельности остается на невысоком уровне и растет медленно. Превышение импорта над экспортом свидетельствует о недостаточном объеме производства собственной продукции и невысоком их качестве.
      Таким образом, можно констатировать, что  позитивными процессами в развитии малого бизнеса стали: повышения  уровня развития малых предприятий  и микрофирм и увеличение доли их в ВВП. А 2005г. стал для отечественного производства важной вехой, когда правительство дало мощный импульс развитию деловой среды через ряд указов и постановлений, затрагивающих ее наиболее слабые звенья.  

3. Антикризисная Программа Президента РУз
        Новая исследовательская работа  Президента Республики Узбекистан  Ислама Каримова «Мировой финансово-экономический  кризис, пути и меры по его  преодолению в условиях Узбекистана»  уже получила широкий международный  резонанс. Она переведена на многие  языки мира и издана в ведущих  странах, включая США, Францию  и другие.
     В чем  феномен такого интереса? Почему эта  книга приковывает к себе всеобщее внимание? На мой взгляд, причина  кроется в том, что труд Президента Республики Узбекистан дает ясный ответ  не только на вопрос о причинах мирового финансово-экономического кризиса, но, главное, на вопрос о том, как Узбекистану  удается достойно противостоять  вызовам кризиса, уменьшить риски  его негативного влияния на национальную экономику и обеспечить устойчивый и динамичный экономический рост в интересах повышения уровня жизни и благосостояния народов  Узбекистана. Основания для такого оптимизма есть. В майском номере газеты «Экономика и жизнь» приводятся относительные экономические показатели стран СНГ за I квартал 2009г. Они свидетельствуют о том, что Узбекистан в наименьшей степени среди членов СНГ оказался подверженным кризису, и более того, в I квартале 2009г. по сравнению с первым кварталом 2008г. Узбекистан показал прирост ВВП на 7,9%, а промышленности на 9,9%, что близко к докризисному периоду. Это кардинально отличается от ситуации в других странах СНГ, где в среднем наблюдается падение объемов промышленного производства на 15% и ВВП на 11%. Приведенные данные свидетельствуют об эффективности Антикризисной программы мер по предотвращению и нейтрализации последствий мирового экономического кризиса, в ясной и емкой форме представленной в книге Президента Республики Узбекистан.
     Хорошо  аргументированная работа, основана на фундаментальных положениях экономической  теории, глубоком знании особенностей и возможностей национальной экономики. Ислам Каримов в самом начале книги пишет об особенностях собственной  модели реформирования и модернизации Узбекистана, целью которой провозглашено  достижение национальных интересов  в долгосрочной перспективе. Узбекистаном был выбран путь эволюционного перехода от административно-командной к  рыночной системе управления, отказ  от методов шоковой терапии, путь постепенных и поэтапных реформ, действия по принципу, как пишет  Ислам Каримов: «Не построив нового дома, не разрушать старый». Ислам  Каримов далек от наивных представлений  о чудодейственной силе рынка, который, якобы сам, может все расставить по своим местам.
     Он  глубоко убежден в том, что  государство должно играть роль главного реформатора, а провозглашенные  им принципы реализации реформ, стратегия  всестороннего развития, основанная на экономическом росте, глубоко продуманная Антикризисная программа, показывают не только свою жизнеспособность, но и эффективность. Узбекистан, глубоко интегрированный в систему международного разделения труда и систему международной торговли, тесными кооперационными узами связанный с экономиками других стран, не мог оказаться обойденным глобальным финансовым кризисом.
     Остановимся на пункте, в котором автор говорит  о малом бизнесе:
     «С первых лет независимости в нашей стране уделяется особое внимание развитию малого и среднего бизнеса, поддержке предпринимателей. За прошедшие годы был принят ряд законов, указов и постановлений Президента, направленных на эти цели»
     В докладе  Президента Ислама Каримова на заседании  Кабинета Министров,  этому вопросу  уделялось особое внимание. И, конечно  же, не случайно. Ведь только за последние  шесть лет численность действующих  субъектов малого бизнеса увеличилась  в 1,9 раза и составила в 2008 году около 400 тысяч.
     В то же время объем промышленной продукции, производимой субъектами малого бизнеса, возрос почти на 22 процента. Как следствие, удельный вес малого бизнеса в  ВВП вырос с 45,5 процента в 2007  году до 48,2 процента в 2008 году. Сегодня в этой сфере занято свыше 76 процентов общей численности работающего населения, что свидетельствует о высоком потенциале этой сферы деятельности.
     В докладе  отмечалось, что и в 2009 году приоритетной остается задача дальнейшего развития сферы услуг и малого бизнеса  как одного из самых важных источников решения проблемы занятости, повышения  уровня благосостояния людей. Принятые меры по созданию благоприятных условий  для развития малого и среднего бизнеса, в частности, предположительное двукратное увеличение ресурсной базы фонда льготного кредитования, продление предельных сроков предоставления кредита для пополнения оборотных средств с 12 месяцев до 18, снижение ставок единого налогового платежа с 8 до 7 процентов, освобождение малых предприятий и микрофирм, занятых в сфере финансовых, бытовых, других видов услуг, от уплаты единого налога сроком на три года стали мощным стимулом для развития этой сферы деятельности в 2009 году.
     Исходя  из задач, вытекающих из доклада Президента, в Намангане определен комплекс актуальных вопросов, требующих оперативного решения. Здесь уместно подчеркнуть, что в 2008 году объем производства промышленной продукции вырос на 17 процентов, товаров народного потребления  – на 22,4 процента.
     В развитие промышленных предприятий города привлечено иностранных инвестиций в объеме 10 миллионов 376 тысяч долларов. Кроме  этого, коммерческими банками в 2007 году предоставлено субъектам малого бизнеса кредитов на сумму 13,8 миллиарда  сумов, в 2008 году – на 20,2 миллиарда  сумов.
     В целях  поддержки малого бизнеса инвестировано  в развитие деятельности ряда субъектов  малого бизнеса, таких, как ООО «Водий танхо сервис», «Нампром лизинг», «Наманган  шарбати», «Ифтихор кийим саноат», частное  предприятие «Гранд текстил сервис» 1,2 миллиарда сумов, а также 2 миллиарда  сумов привлечено в целях поддержки  деятельности современных гостиниц «Версаль», «Туркистон», «Наманган», построенных  местными предпринимателями. Эти средства привлечены для расширения производства, внедрения новых технологий, развития сферы услуг и сервиса, что  содействовало открытию более 300 рабочих  мест.
     Рационально используя льготы и преференции, предусмотренные в ряде указов и  постановлений Президента страны, мы и в текущем году намерены за счет увеличения производства товаров народного  потребления субъектами малого бизнеса, привлечения дополнительных инвестиций со стороны банков и иностранных  инвесторов, модернизации производства и внедрения новых технологий создать более 7 000 рабочих мест.
     Например, частное предприятие «Турбо пласт» занято в сфере производства дешевого и качественного строительного  материала. Здесь запланировали  в 2009 году произвести монтаж новой производственной линии стоимостью 100 миллионов сумов, за счет этого увеличить производственную мощность на 2,2 миллиарда сумов и  открыть дополнительно около  тридцати рабочих мест. В этом направлении  ведется целенаправленная работа. На ООО «Афруз-Камол-Наби», «Нампром-лизинг»  также ведется работа по привлечению  иностранных инвестиций, расширению номенклатуры выпускаемой продукции, созданию дополнительных рабочих мест.
     Примечательно, что доля субъектов малого и среднего бизнеса в объеме ВВП с каждым годом растет. Например, в Намангане  в прошедшем году объем промышленной продукции, произведенной субъектами малого и среднего бизнеса, составил 32,1 процента, строительства – 71,4 процента, торговли – 44,5 процента, платных услуг  – 78,9 процента. 3 752 субъекта малого бизнеса  произвели промышленной продукции  и товаров народного потребления  на 57,1 миллиарда сумов, оказали услуг  на 218,4 миллиарда сумов.
     В докладе  Президента ставится задача расширения программы локализации производства, объемы которой предполагается увеличить  в 3 – 4 раза, стимулирования расширения производства продовольственных и  непродовольственных потребительских  товаров, предоставления таким предприятиям-производителям таможенных и налоговых льгот на период до 1 января 2012 года.
     В этом плане в Намангане в программу  локализации по восьми проектам включено шесть предприятий. Сейчас на предприятии  «Электр курилмалари» ведутся работы по налаживанию производства комплектующих  для завода «УзДЭУ», на АО «Наманганмаш»  – задвижек, на ООО «Машхим» –  спортивного инвентаря, на дочернем предприятии «ТЭНсозлик» – обогревательных  устройств.
     Также в развитии малого и среднего бизнеса  уделяется внимание выпуску готовой  продукции. Например, обувь, изготавливаемая  на частных предприятиях «Дамбог» и  «Истиклол», благодаря высокому качеству нашла своих покупателей не только в городе, но и в других областях. Эти малые предприятия, развивая производство, добились увеличения количества рабочих мест в два раза. Предметы верхней одежды, которые шьют на малых предприятиях «Гранд-текстиль», «Люкс плюс сервис», «Асадбек», отвечают мировым стандартам и отправляются на экспорт.
     Определены  конкретные меры по дальнейшему развитию сферы услуг, малого бизнеса и  предпринимательства. Так, недавно  была проведена встреча-беседа, в  которой участвовали представители  всех субъектов предпринимательства  города, а также банков, налоговых  и правоохранительных органов. На ней  подробно разъяснялись возможности, созданные  для развития бизнеса, и предоставленные  льготы.
     Более 67 процентов занятого населения  города ведет деятельность именно в  этой сфере. Есть возможность довести  этот показатель до 70 – 75 процентов. К  примеру, если каждый из 3 800 субъектов  предпринимательства создаст по два новых рабочих места, численность  занятого населения увеличится на 7 600 человек. Кроме того, предусмотрено  открыть более пяти тысяч рабочих  мест на базе развития надомного труда. Намечено также 234 семьям выделить дойных коров за счет кредитов центра содействия занятости и средств благотворителей.
     Словом, приоритетные направления, определенные в докладе Президента на заседании  Кабинета Министров, в том числе  практические дела по развитию сферы  услуг, малого бизнеса и предпринимательства, служат дальнейшему повышению благосостояния населения. А это и есть главная  цель всех реформ, осуществляемых под  руководством главы нашего государства. 

4. Перспективы развития малого бизнеса в условиях преодоления кризисных явлений
      Сегодня Узбекистан не только успешно противостоит мировому финансовому кризису, но и  закладывает основы для динамичного  развития на ближайшую перспективу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.