На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Скаутская система воспитания

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение………………………………………………………………………………………… 3
1 Развитие  скаутской системы воспитания  ………………………………………………….. 4
2 Сущность воспитательной системы Скаутинга …………………………………………… 5
3 Элементы Скаутского метода ……………………………………………............................. 9
4 Динамика Скаутинга: Скаутский Метод в действии……………………............................. 13
Заключение……………………………………………………………………………………… 16
Библиографический список……………………………………………………………………. 17
 

      Введение 

     Сегодня, когда предаются забвению духовные и общечеловеческие ценности, всё очевиднее становится необходимость создания условий, способствующих социальному становлению детей и молодёжи, как ответственных граждан Российской Федерации, формированию у них духовных и нравственных ценностей, профессиональных качеств и умений, содействие их личностному развитию, повышению уровня образования и культуры.
     Один  из лучших способов сделать значительный положительный вклад в формирование будущего – проявить инициативу в создании условий, позволяющих молодым людям стать полноправными участниками социальных процессов, объединиться на основе общих интересов, т.е. создавать организации, ориентированные на позитивные общественные ценности.
     Огромным  и бесценным педагогическим и  методическим материалом, прекрасными  традициями и идеологией, в основе которой лежат традиционные российские ценности – православие, патриотизм, деятельная любовь к ближнему – обладает одна из старейших русских детских организаций – скаутская. Основными задачами этой организации является содействие детям и молодёжи в личностном развитии и социализации, путём дополнения воспитательных воздействий семьи, школы и иных общественных институтов.
 

1 Развитие скаутской системы воспитания 

     Основателем скаутского движения является англичанин Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл (1857–1941) [4, с. 156]. Полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл основал движение скаутов в 1907 году в Великобритании. Им в 1907 году был проведен первый лагерь на острове Броунси (Великобритания), а в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scouting for boys».
     Зародыши  идеи скаутинга появились при  осаде Мафекинга (Южная Африка) во время Второй бурской войны (1899—1902), где Баден-Пауэлл служил бригадным  командиром.
     На  развитие скаутского движения оказали  большое влияние работы Эрнеста Сетон-Томпсона и Дэниела Картера Бёрда.
     В  системе Баден-Пауэлла  исследователи  выделяют четыре направления:
     1) воспитание природой;
     2) пропаганда здорового образа  жизни; 
     3) утверждение кодекса чести; 
     4) основа воспитания гражданина  – выполнение обязанностей точно и в срок.
     По  мнению многих, причина успеха системы  «скаутинг» – в прекрасной душе самого генерала, рыцаря по поступкам, педагога по призванию, умеющего понять ребенка и подойти к главному: «На первом месте, отмечал Баден-Пауэлл, у мальчиков всегда должны быть честь, чувство долга и ответственность».
     Основателем российского скаутского движения является штабс-капитан русской армии Олег Иванович Пантюхов. История отечественных скаутов началась 30 апреля 1909 г. как патриотический отклик на правительственную установку о развитии допризывной подготовки молодежи после поражения в Русско-японской войне 1904 г. Но очень скоро скаутское движение приобрело характер массового спортивно-патриотического юношеского движения, где преобладали мотивы воспитания не солдат, а граждан.
     С этого момента, скаутинг в России начинает стремительно развиваться. в 1915 году происходит первый скаутский  съезд, утвердивший устав, организационную  структуру, символику и т. п. русского скаутизма. К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.
     В настоящее время скаутинг имеет  более 38 миллионов членов в 217 странах  и территориях, представленных через несколько скаутских ассоциаций на международном уровне [4, с. 186]. Скаутские организации объединены во Всемирную организацию скаутского движения.
 

      2 Сущность воспитательной системы Скаутинга 

     Сущностную  основу воспитательной системы Скаутинга, которая объединяет скаутов во всем мире, образуют цель, принципы и скаутский метод
     Во  всем мире члены Всемирной Организации Скаутского Движения (ВОСД) объединены общей активной приверженностью Скаутской Цели, которая определена как содействие молодым людям в полном развитии их физических, интеллектуальных, эмоциональных, социальных и духовных способностей как индивидуумов и как членов общества. Реализация Цели Скаутинга позволяет ВОСД внести определенный вклад в совершенствование окружающего мира.
     Где бы не находились Скауты, чем бы не занимались, они всегда привержены принципам, на которых основан Скаутинг [1, с. 46]. Это:
     1. Долг по отношению к себе
     Каждая  личность обязана развивать свою автономность и принимать на себя ответственность за свои действия. Это означает:
     - принятие ответственности за свое собственное развитие (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное);
     - стремление жить таким образом, чтобы уважать себя как личность, (т. е. заботиться о своем здоровье, отстаивать свои права как человека и гражданина, принимать решения, в правильности которых убежден).
     Способность делать это предполагает постоянное стремление познать себя во всем многообразии и сложности, которые характеризуют каждую личность с ее сильными и слабыми сторонами, надеждами, потребностями и т.д.
     2. Долг перед другими
     В широком смысле - это ответственность личности по отношению ко всему материальному, что не является твои «Я». Это означает:
     - признание того, что ты не являешься единственно важным на Земле, что у каждого человека есть права, чувства, надежды, потребности и т.д.;
     - принятие во внимание образа жизни, которым живут окружающие люди;
     - признание того, что люди взаимозависимы, то есть, никто не может жить в изоляции от других. Каждый нуждается во взаимоотношениях с другими для того, чтобы состояться как личность, и все могут извлечь пользу из того, что каждый человек привносит в мир.
     Поэтому каждый человек ответственен перед  другими. Это означает:
     - уважать достоинство каждой личности;
     - играть активную и конструктивную роль в обществе и вносить личный вклад в его развитие;
     -  помогать нуждающимся и беззащитным, независимо от того, являются ли они ближайшими соседями или живут на другом конце света;
     - признавать и принимать в расчет различие в образе жизни, при общей целостности природного мира.
     3. Долг перед Богом
     Каждая  личность несет ответственность  за поиск того, что выше, чем человечество. Это включает стремление:
     - к духовной реальности, которая придает смысл жизни человека;
     - к раскрытию смысла духовных ценностей;
     - к организации повседневной жизни  в соответствии с этими ценностями.
     Когда эти три простых Принципа являются действительно органичной частью образа жизни человека, и, если их придерживаться одновременно, то любая из форм фундаментализма или фанатизма, несомненно, будет исключена.
     Скаутский Метод — это многогранная воспитательная система, состоящая из элементов, которые действуют вместе именно как Система, обеспечивающая молодым людям богатую по содержанию и активную по форме среду познания мира и себя в этом мире.
     Для того чтобы Скаутинг достиг своей  воспитательной цели, он в целом  должен обеспечивать следующие общие условия, которые характеризуют Скаутское Движение как:
     1. Движение для молодых людей,  в большей степени ориентированное  на подростковую возрастную группу. Скаутинг существует для всех молодых людей, но в большей мере, как воспитательная система, Скаутинг подходит для подростковой возрастной группы. Педагогическая эффективность воспитательной системы Скаутинга по отношению к старшим возрастным группам зависит от факторов, которые действуют конкретной культуре, от социальных условий, педагогической традиции, подходов к воспитанию и в целом от отношения к молодежи в данном обществе.
     Другими словами, верхняя возрастная граница  пребывания в Движении обычно соответствует общему уровню зрелости, достигая которого человек больше не нуждается в системном воспитательном подходе Скаутинга для продолжения процесса самовоспитания. Нижняя граница — соответствует начальному уровню социальной зрелости, требуемому для эффективного функционирования воспитательной системы Скаутинга, с таким расчетом, чтобы подростки, члены Скаутской Организации, могли самостоятельно извлечь из пребывания в ней полезный жизненный опыт, сформировать социально необходимые навыки и т.п.
     Очевидно, что данные уровни социальной зрелости можно конкретизировать лишь приблизительно, но обычно они соответствует периоду жизни от 6-7 лет до 17-18 летнего возраста.
     2. Движение молодых людей, поддерживаемых  взрослыми. Молодых членов Движения поддерживают взрослые, основная роль которых — обеспечение необходимых условий для развития молодежи, содействие ее самовоспитанию. Дети, подростки и молодые люди, являясь членами Скаутского Движения, действуют в духе партнерства совместно со взрослыми, активно участвуют в процессе принятия решений, естественно, в рамках, которые соответствуют их уровню зрелости, социальным навыкам и жизненному опыту. Все это обеспечивает социальную привлекательность и педагогическую эффективность Скаутинга.
     3. Движение, открытое для всех. Членство в Скаутском Движении открыто для всех, кто согласен быть верным его Цели, Принципу и Методу. Другими словами, Движение не признает различий между людьми на основе религиозного, этнического или социального статуса молодого человека, его вероисповедания или пола. Скаутское Движение открыто для всех независимо от этих признаков.
     4. Добровольное Движение. Все члены Скаутского движения — дети, подростки, молодые люди и поддерживающие их взрослые — вступают в него по своей собственной воле. Не допустимо принуждение при вступлении в Скаутское Движение, а также попытки удержать в Скаутской Организации человека без его воли. Скаутинг этим отличается от школы, посещение которой обычно является обязательным для ребенка определенного возраста.
     Каждый  человек — молодой или взрослый, который решил присоединиться к  Скаутингу, обязан заявить о личной приверженности Скаутскому Движению.
     5. Неполитическое Движение. Скаутинг является неполитическим в том смысле, что он не вовлечен в борьбу политических партий за власть. В то же время воспитательная система Скаутинга, сориентирована на то, чтобы помочь молодым людям быть и развиваться в качестве ответственных и активных как индивидуумов, так и членов общества. Молодые люди не могут это делать в вакууме, будучи изолированными от социально-политических реальностей мира, в котором они живут.
     6. Независимое Движение. Несмотря на то, что Скаутское Движение действует в тесном сотрудничестве с рядом внешних организаций и получает поддержку от его сторонников во всем мире, Скаутинг на всех уровнях является независимым в смысле свободы от контроля любой внешней организации или частного лица.
     Единство  Движения обеспечивается Всемирной  Организацией Скаутского Движения, которая оказывает поддержку признанным Национальным Скаутским Организациям.
     7. Движение, дополняющее другие формы  воспитания. Скаутинг — это внеформально воспитательное Движение. Другими словами, он не является ни частью формальной воспитательной системы (школа, учреждение дополнительного образования и т.д.), ни неформальной (друзья, средства массовой информации и т.д.), так как Скаутинг предлагает свой особый подход к воспитанию. Скаутинг не стремится воспроизвести то, что школа, емья, религиозные институты, клубы досуга и т.п. уже предлагают молодым людям. Он призван дополнить то, что уже делают другие путем заполнения пробелов, которые никто в настоящее время заполнить не может.
     8. Движение, необходимое для молодых  людей. Скаутинг стремится быть необходимым для молодых людей в различных социо-культурных сферах, в которых они живут и развиваются, а также постоянно учитывать их потребностей в быстро изменяющемся мире.
     Как Движение, Скаутинг должен постоянно  адаптироваться к условиям изменяющегося мира, чтобы соответствовать стремлениям и потребностям молодых людей, оставаясь в то же время верным Цели, его Принципу и Скаутскому Методу.
     Таким образом, цели воспитания ясны: вырастить автономную, готовую помочь другим, ответственную и идейную личность и члена общества.
 

3 Элементы Скаутского  метода 

     Все элементы Скаутского Метода, работающие как часть системы, активно применяются в жизни местной (первичной) Скаутской единицы, но не каждый из этих элементов отчетливо виден на поверхности. Элементы
Скаутского  метода можно проиллюстрировать  следующим образом [4, с. 201]: 

     
     Рисунок 1 – Элементы Скаутского метода
     1. Скаутский закон и обещание
     Скаутский Закон - это кодекс жизни каждого Скаута и всех членов Скаутской единицы, основанный на принципах Скаутинга [2, с. 111]. Через кодекс, практически применяемый в повседневной жизни, Скаутский Закон предоставляет практический путь понимания молодой личностью ценностей (см. раздел III ), которые Скаутинг предлагает как основу жизни личности.
     Обещание - это личное обязательство сделать все возможное, чтобы жить в соответствии с этим кодексом, которое каждый молодой человек дает перед группой сверстников, когда решает вступить в Движение [2, с. 98]. Давая Скаутское Обещание, молодой человек принимает сознательное и добровольное решение принять Скаутский Закон и взять на себя ответственность этого решения, прилагая личные усилия («делая все, что в его/ее силах»). То, что Обещание дается перед сверстниками, не только предает личное обязательство гласности, но также и символизирует общественные обязанности и преданность другим членам группы. Таким образом. Обещание - это первый символический шаг в процессе самовоспитания.
     Закон и Обещание рассматриваются как  один элемент, потому что они тесно  взаимосвязаны.
     2. Обучение через дело
     Обучение  через дело означает развитие как  результат личного опыта в  отличие от сугубо теоретического научения. Оно отражает активный путь приобретения молодым человеком знаний, умений и социальных установок. Обучение через дело отражает практический подход Скаутского Движения к воспитанию.
     3. Система патрулей или командная  система
     Командная система (или система патрулей, как  ее часто называют) - это основа структуры организации местной Скаутской единицы, состоящей из небольших групп молодых членов Движения и взрослого руководителя.
     Каждая  небольшая группа, обычно состоящая  из шести-восьми членов, работает как  команда с одним членом группы, выполняющим функции лидера. В каждой команде молодежь организует свою жизнь, распределяя обязанности, определяя, организуя, осуществляя и оценивая свою деятельность в соответствии со своими возможностями. Это делается при поддержке взрослого руководителя. Представительная система обеспечивает участие молодых членов Движения в процессе принятия решений Скаутской единицы в целом при поддержке взрослых руководителей.
     Командная система, основанная на естественной склонности молодых объединяться в небольшие группы, направляет то значительное влияние, которое сверстники оказывают друг на друга, в конструктивное русло. Это позволяет молодым людям развивать свои способности, сводя их воедино и идя далее в развитии индивидуальных умений, талантов и командного духа
взаимной  поддержки.
     Она также позволяет им развить конструктивные взаимоотношения с другими молодыми людьми и взрослыми и научиться жить в соответствии с демократической формой самоуправления.
     4. Символическая основа
     В Скаутском Движении символическая  основа - это несколько символов, олицетворяющих воспитательное предложение для определенного возрастного диапазона. Цель символической основы - глубже укреплять воображение, дух искательства приключений, способность молодежи к творчеству и изобретательности, стимулируя ее развитие, помогая отождествить себя с направлениями развития и ценностями, лежащими в основе Скаутского Движения, стимулируя сплоченность и солидарность внутри группы.
     Поскольку Скаутское Движение сегодня направлено на более широкий возрастной диапазон, чем тогда, когда оно начиналось, у каждой возрастной группы есть своя индивидуальная символическая основа, соответствующая уровню зрелости возрастной группы и сконцентрированная на определенных воспитательных потребностях, характерных для данной возрастной группы.
     5. Личностный прогресс
     Личностный  прогресс - это элемент, помогающий каждой молодой личности развить  внутреннюю мотивацию, чтобы быть сознательно и активно вовлеченной в свое собственное развитие. Это позволяет молодой личности прогрессировать по-своему, сообразно со своим темпом в общем направлении воспитательных Целей возрастной группы, обрести уверенность и осознать достигнутый прогресс.
     Прогрессивный план - это основной инструмент, используемый для поддержки этого элемента Скаутского Метода.
     6. Жизнь в гармонии с природой
     Природа, то есть естественная среда: леса, равнины, море, горы, пустыня, в отличие от искусственно созданной среды, такой как школьный двор, забетонированные места разбивки лагеря и густо населенные города.
     Из-за огромных возможностей, которые природный мир дает для развития физического, интеллектуального, эмоционального, общественного и духовного потенциала молодой личности, природная среда представляет собой идеальное место для применения Скаутского Метода. В самом деле, хотя это не всегда может быть доступно, особенно в современной урбанизированной среде, скаутские мероприятия в основном должны проводиться на природе. Однако использование природы как элемента Скаутского Метода предполагает больше, чем деятельность, проводимую на природе. Это включает развитие конструктивного контакта с природой, полное использование уникальных возможностей для обучения, предоставляемых природным миром, чтобы содействовать развитию молодежи.
     Что касается леса, то видение Баден  Пауэллом природы как воспитательного инструмента можно обобщить следующим образом: «Для тех, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, лес - это одновременно лаборатория, клуб и храм.»
     7. Поддержка взрослых
     Поддержка взрослых включает три аспекта, соответствующих трем разным ролям, которые взрослому необходимо учитывать, работая в Скаутской единице;
     1) Руководитель деятельности. Он или она должны обеспечить, чтобы любая деятельность, предпринимаемая группой, была успешно завершена. В то время как не каждый взрослый может обладать навыками, требуемыми для всех видов деятельности, он все же несет ответственность за то, чтобы вся группа была обеспечена необходимой технической поддержкой и помощью специалиста там и тогда, когда это требуется.
     2) Педагог. Ему или ей необходимо напрямую поддерживать процесс самовоспитания и обеспечивать, чтобы то, что молодая личность переживает, имело положительное влияние на развитие знаний, умений и социальных установок этой личности. Другими словами, как педагогу взрослому руководителю нужно установить личный контакт с каждым, будь то молодой человек или девушка, чтобы помочь им определить собственные потребности развития, признать эти потребности и обеспечить их адекватное удовлетворение через прогрессивное развитие.
     3) Посредник. Основываясь на добровольном сотрудничестве между молодежью и взрослыми, ему или ей необходимо обеспечить, чтобы взаимоотношения внутри группы были позитивными и плодотворными для всех, чтобы группа создавала привлекательную среду и поддерживала непрерывное развитие группы как целого. Это предполагает насыщенное обучающее сотрудничество между молодежью и взрослыми, основанное на взаимоуважении, доверии и признании друг друга в качестве личности.
 

      4 Динамика Скаутинга:  Скаутский Метод  в действии 

     Чтобы Скаутский Метод работал эффективно в группе молодых людей, взрослый руководитель должен уметь надлежащим образом использовать элементы Скаутского Метода и динамику Скаутинга в действии.
     Динамика  Скаутинга состоит из четырех  взаимосвязанных и взаимозависимых элементов:
     1. Воспитательные цели
     В Скаутском Движении для каждой возрастной группы предлагается несколько общих воспитательных Целей, относящихся к развитию молодого человека. И каждый член Движения старается прогрессировать в направлении этих воспитательных Целей по своему собственному пути. Взрослому руководителю в Скаутской единице нужно принимать во внимание все: то, как е управляют, процесс принятия решений, типы взаимоотношений, которые необходимо воспитывать, деятельность, в которой будет участвовать молодежь, с точки зрения того, как все эти аспекты могут способствовать, а не препятствовать, достижению воспитательных Целей.
     2. Деятельность
     В Скаутском Движении деятельность включает в себя такие мероприятия, как  походы на природе, общественно полезный труд, социальные проекты и т. д. Она также включает то, что необходимо для работы Скаутской единицы, и такие обыденные вещи, как приобретение еды, приготовление ужина в лагере, поездка к месту проведения мероприятия, участие в обсуждении прогресса личности. Оба вида деятельности содействуют воспитательному процессу, и
     Скаутский Метод нужно применять в отношении  обоих. Деятельность, безусловно, создает благотворную среду для применения Скаутского Метода. Деятельность, какой бы она ни была, необязательно представляет собой скаутскую деятельность. Она становится скаутской тогда, когда в отношении ее применяется Скаутский Метод.
     Сама  по себе деятельность должна быть основана на интересах и потребностях молодых людей, чтобы она привлекала их и доставляла им удовольствие. Мероприятие должно быть задумано так, чтобы была четко определена воспитательная Цель. Оно должно представлять собой некое испытание, которое молодой человек должен воспринимать как полезное для него. С течением
времени необходимо сбалансировано разнообразить мероприятия.
     3. Жизнь в группе
     Все, что переживает молодежь внутри группы и Скаутской единицы в целом, есть результат работы мини-общества, состоящего из молодых людей и взрослых руководителей. Воспитание командного духа предполагает поддержку конструктивной динамики группы (взаимодействие и взаимоотношения, развивающиеся между молодыми людьми и между молодыми людьми и взрослым руководителем). Это также предполагает использование стремления молодых людей к взаимодействию (между собой и со взрослым руководителем) в самых разнообразных ситуациях, естественно возникающих во время их пребывания в Движении. Когда формируется чувство команды, группа в целом принимает во внимание потребности и интересы каждого, и каждый способствует развитию группы.
     Жизнь в группе стимулирует опыт и переживания, которые могут вести к эмоциональному и общественному росту, развитию социальных установок и прогрессивному обретению ценностей личностью потому, что:
     - работа в сплоченной группе и познание на практике достоинств жизненного кодекса (Скаутского Закона в действии) дают молодой личности естественную среду, чтобы осознать более глубокое значение ценностей, которых придерживается Скаутинг;
     - конструктивное взаимодействие и взаимоотношения с другими членами группы поддерживают климат взаимного доверия и заботы и способствуют развитию чувства индивидуальности и собственной значимости;
     - перспектива быть частью сплоченной группы стимулирует желание принадлежать именно этой группе и чувствовать себя принятым ее членам;
     - жизнь группы в соответствии со Скаутским кодексом, воздействие сверстников являются одним из сильнейших аспектов влияния на развитие молодой личности. Таким образом, социальные установки и ценности, которые стимулирует жизнь в группах, имеют личностную природу (такие, как конструктивное и активное отношение к жизни, уверенность в себе, дух романтики, постановка целей и т.д.) и социальную природу (такие как командный дух, поиск компромисса, признание разногласий и взаимозависимости, солидарность и т.д.). Поэтому жизнь в группе дает молодым людям возможность практически реализовать и развить - сообразно со своим потенциалом -способность к автономии, готовности помочь другим, ответственности и идейности.
     4. Структура и функционирование  единицы
     Это значит то, как применяется Скаутский Метод и механизм деятельности, практически реализуемый в Скаутской единице (например, предоставление молодому человеку конкретных возможностей на практике проверить, что такое принятие решений, ответственность, установление контакта с местной общиной и т.д.).
     Это также подразумевает использование  ресурсов (не только финансовых и материальных, но и времени и т.д.), что также играет важную роль, влияя на качество опыта.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.