На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Диагностика мотивационной сферы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

1. Концептуальные  подходы к диагностике мотивации……………………….3
2.Методика диагностики структуры мотивационной системы Э.Мильмана………………………………………………………………………10
3. Тест юмористических фраз (ТЮФ)…………………………………...……..12
Список  литературы………………………………………………………………18
 

1. Концептуальные подходы к диагностике мотивации 

     В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще далеки от своего завершения.
     Исследования  мотивации достижений начали проводиться  Д.С. Мак-Клелландом в середине прошлого века, в результате чего ему удалось  выявить индивидуальные различия в  мотивации достижений с помощью тематического апперцепционного теста (ТАТ) Г.А. Мюррея.
     Необходимость подобного рода исследований определялось социализацией общества и ценностными  ориентациями людей из разных социальных слоев. По Мак-Клелланду формирование мотивации достижений напрямую зависит от условий и среды воспитания и является побочным продуктом основных социальных мотивов.
     Позже вопросами мотивации достижений занимались такие видные ученые, как  Дж. Аткинсон, Н. Физер, Х. Хекхаузен  и др. они заметили, что у ребенка  произвольно появляются ранние формы деятельности достижения, вне зависимости от воспитательного воздействия взрослых.
     Определение мотива достижения (стремление к повышению уровня собственных возможностей) не объясняет определенных особенностей развития человека, поэтому были введены конкретные мотивационные переменные, устанавливающие взаимосвязь между деятельностью и мотивом достижения. Это:
    Личностные стандарты — оценка субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи и т.д.;
    Привлекательность для индивида личного успеха или неудачи в данном виде деятельности;
    Индивидуальные предпочтения — приписывание ответственности за успех или неудачу себе или окружающим обстоятельствам.
     Чем выше эмоциональная включенность родителей  в дела ребенка и соответствующая  этому окружающая обстановка, тем  выше у ребенка потребность в  достижении успеха. Для формирования такой потребности давление родителей на ребенка должно быть ненавязчивым, а окружающая среда должна быть благоприятной и побуждающей. В этом случае появится наибольшая вероятность для самостоятельной проверки ребенком своих умений и возможностей.
     Существуют  различные методы для диагностики мотивации.
     Прямые  методы психодиагностики мотивационной  сферы личности. В основе этих методов лежит прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т.д., хотя конкретные методики могут различаться по способам конструирования и по другим особенностям. По этим методам можно судить скорее о «кажущихся мотивах», причинных стереотипах, ценностных ориентациях, чем о реально действующих мотивах деятельности.
     Самый простой вариант такой методики - прямо спросить у человека, «почему» или «ради чего» нечто им делается или делалось в прошлом. Также могут быть использованы интервью, анкеты, когда человеку предлагается для выбора или оценки определенный перечень мотивов, потребностей, интересов и т. д. Поскольку ситуация является гипотетической, человеку бывает трудно ответить, как он поступил бы. Ответы на анкеты подвержены сознательной или неосознанной фальсификации. Человек часто стремится к социально одобряемым ответам, т. е. на его ответы сильно влияет фактор социальной желательности.
     Перечень  мотивов, которые обычно используются в этих методах, в основном состоит из конкретных мотивов. Эти методы чаще всего используются не для изучения мотивации личности, т. е. процессуальной динамики мотива в конкретной социальной ситуации, а для изучения мотивов учебной, профессиональной и других видов деятельности.
       «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса (EPPS) является опросником, который измеряет силу потребностей из перечня, предложенного Г. Мюрреем (см приложение 1). Для каждой из 15 шкал были выделены индикаторы потребностей, которые формулируются в виде утверждений (всего 210 пар утверждений). Опросник построен на основе вынужденного выбора одного из пары утверждений. Итоговый индекс потребности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности относительно других потребностей из перечня. А. Эдварде использовал метод вынужденного выбора, чтобы уменьшить влияние фактора социальной желательности.
     «Форма  по изучению личности» Д. Джексона (PRF) - это методика для измерения мотивационной сферы, также построенная на теории мотивации Г. Мюррея. Опросник Джексона измеряет 20 мотивационных переменных, из которых 12 аналогичны потребностям из; опросника EPPS. [А.А. Бодалев, В.В. Столин, 2006]
     У Х. Хекхаузена мотивация определяется как побуждение к действию определенным мотивом. Мотивация понимается как процесс выбора из различных возможных действий, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний и поддерживающий эту направленность. "Опросник для измерения аффилятивнои тенденции и чувствительности к отвержению" A. Мехрабиана, измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию (у автора называется аффелятивная тенденция) и страх отвержения (чувствительность к отвержению) Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая - 24 пункта. Шкалы оценивают, по мнению автора, в первом случае общие позитивные ожидания человека при установлении межличностного контакта, а во втором соответственно - негативные ожидания. Опросник для измерения мотивации достижения (РАМ) того же автора имеет две формы: для мужчин и для женщин. Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона (см. приложение 1). При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и избегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональная реакция на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости - независимости в межличностных отношениях. При конструировании теста был использован метод факторного анализа, и в окончательном варианте обе шкалы содержат по 26 пунктов. Эта методика очень популярна в различных странах и особенно часто используется при исследовании познавательных компонентов мотивации достижения. [К.М. Гуревич, 1997]
     Проективные методы. Эти методы построены на анализе продуктов воображения  и фантазии. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов. Эти методы сначала возникли в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной психологии. [А.А. Бодалев, В.В. Столин, 2006]
     Проективные методики многообразны. У нас в  стране одна из модификаций, чаще всего  используемая для выявления мотивации, ТАТ была создана Е. Т. Соколовой (1982) для диагностики мотивации подростка. Стимульный материал методики включает 20 сюжетных таблиц, которые предъявляются индивидуально в 2 сеанса по 10 таблиц. Тест выявляет потребность в эмоциональных контактах, в достижении, повиновении, избегании наказания, агрессии. С целью апробации методики был использован контингент школьников с адаптивным поведением и подростков с социально отклоняющимся поведением Методику оценки интенсивности мотивации достижения в условиях влияния ситуационных факторов разработали Д Макклелланд и Дж Аткинсон. Экспериментальная процедура строится так, что создается шесть различных ситуаций для активизации различных уровней интенсивности мотивации достижения. После выполнения задания в экспериментальной ситуации испытуемые принимают участие в групповом тесте на творческое воображение (вариант ТАТ). Они составляют рассказы на основе четырех картинок некоторые из них взяты из ТАТ Г. Мюррея (см. приложение 1), а другие оригинальные Картинки предъявляются в течение 20 с, затем испытуемые составляют по ним рассказы. В данном случае подсчитывается категория "образа достижения" и выделяются другие категории потребность в достижении, инструментальная активность, позитивное предвосхищение цели, негативное предвосхищение цели, внутреннее препятствие, внешнее препятствие, положительное эмоциональное состояние, отрицательное эмоциональное состояние, тема достижения.
     Тест  юмористических фраз (ТЮФ) - еще одна оригинальная компактная методика диагностики  мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники.
     Особенностью  этой методики является специфический  стимульный материал - юмористические фразы, - который позволяет экспериментально реализовать психодиагностические возможности метода тематической свободной классификации. Стимульный материал представляет собой текст из 80 юмористических фраз (афоризмов), из которых 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем, а 40 фраз являются многозначными. Испытуемые в зависимости от собственной апперцепции усматривают в них то одну, то другую тему. [А.А. Бодалев, В.В. Столин, 2006]
     Сопоставление прямого (опросники) и косвенного (проективные  методики) методов диагностики представляется весьма важным. Проективные методики обычно критикуют за трудность валидизации, низкую надежность, отсутствие нормативных данных, влияние на результаты интерпретации личности экспериментатора. Многие из этих критических замечаний приобретают иное значение, когда эти методики используются как инструмент диагностики мотивационной сферы личности, а не диагностики личности в целом.
     Многие  проективные методики психодиагностики мотивации стандартизированы не только по процедурам, но и по системе  интерпретации. Хотя эти методики характеризует низкая ретестовая надежность, однако они имеют высокую надежность кодирования. Спорные вопросы часто возникают из-за того, что методы психометрики, разработанные для опросников механически переносят на проективные методы. Для того чтобы ретестовая надежность была высокой, требуется, чтобы влияние ситуационных детерминант было минимальным (или вообще отсутствовало). Однако какими бы устойчивыми образованиями ни были мотивы и потребности, они не теряют своей ситуационной специфики и являются динамическими образованиями, которые актуализируются с разной степенью интенсивности в разных ситуациях. Поэтому психодиагностика мотивационных переменных, рассматриваемых как абсолютно стабильные образования, не связанные с ситуационной детерминацией, не соответствует природе мотивации. Это относится также к опросникам для измерения мотивов. Если такие опросники действительно диагностируют мотивы, а не что-нибудь иное, то суммарные баллы, получаемые испытуемым до актуализации соответствующего мотива и после, значимо различаются. Другая проблема возникает из-за отсутствия значимых корреляций между диагностикой одних и тех же мотивов посредством проективных методик и опросников. Д. Макклелланд, обсуждая эту проблему, относит опросники к респондентным методам, а проективные методики - к оперантным. В оперантном методе человек дает непосредственные, спонтанные ответы на неструктурированный стимул. Ни сам стимул, ни ответ испытуемого не контролируются экспериментатором. В отличие от этого, при респондентных измерениях стимулы специфичны, ответы узко ограниченны. Макклелланд приходит к справедливому выводу о том, что респондентные и оперантные методы измеряют разные стороны мотивов. Выбор методов зависит от целей диагностики, от исследовательских задач, от того, какой аспект мотивации диагностируется. С проблемой диагностики мотивации психолог сталкивается практически всегда, если даже перед ним конкретно не стоит задача психодиагностики мотивации личности. [А.А. Бодалев, В.В. Столин, 2006]
     Итак, подводя итог вышесказанному хочется  еще раз отметить, что  изучением мотивации достижения занимались и занимаются психологи разных стран. Методы изучения его достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды.  Выдвинуто множество теории относительно мотивации достижения и методов ее изучения, однако в данной курсовой работе мы будем опираться на теорию Дж. Адкинсона (неудача при решении легкой задачи, что равносильно высокой вероятности успеха, более притягательна для индивида, чем поражение при решении трудной задачи.) и использовать методику А. Мехрабиана «измерение результатирующей тенденции мотивации достижения», который остроен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. 

 

2. Методика диагностики  структуры мотивационной системы Э.Мильмана 

     Методика В.Э. Мильмана основана на выделении автором максимально обобщенной побудительной типологии, в которой реальность разделяется на 2 противоположные части. Эти побудительные факторы можно назвать функциональными тенденциями. Методика предназначена для тестирования мотивационной структуры у студентов, учащихся, работающих взрослых.
     Тест  состоит из 14 групп утверждений. Каждая из них разделяется на 8 альтернативных пунктов (а, б, в, г, д, е, ж, з). Испытуемый должен выразить свое отношение к каждому из них по пятибалльной системе. Суммарные диагностические оценки относятся собственно к мотивационным шкалам, составляющим мотивационный профиль личности, и двум шкала эмоционального поведения, составляющим эмоциональный профиль. Шкалы мотивационного профиля:
П —  поддержания жизнеобеспечения;
К —  комфорт;
С —  социальный статус;
О —  общение;
Д —  общая активность;
ДР —  творческая активность;
ОД —  общественная полезность.
     Существуют  еще 2 шкалы —общежитейская и рабочая, представляющие соответствующие сферы  жизни.
     Шкала коррекции представлена вопросами, которые требуют подробного ответа. Если человек этого не делает, то количество баллов по данному вопросу уменьшается от 3 и 2 баллов до 1 и 0 баллов. На основе результатов теста строится профиль. Автор выделяет 5 мотивационных профилей:
1. Прогрессивный. Характеризуется повышением общего уровня развивающих мотивов (общественной полезности, творческой активности, общей активности) над уровнем мотивов поддержания (поддержания жизнеобеспечения, комфорта, социального статуса).
2. Регрессивный. Этот тип противоположен предыдущему и характеризуется повышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. В наиболее отчетливом виде выражается в последовательном снижении профильной линии слева направо.
3. Импульсивный. Характеризуется резкими перепадами профильной линии с тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К», «О», «ДР», но могут быть и другие соотношения.
4. Экспрессивный. Также характеризуется заметными перепадами профильной линии с наличием 2 пиков. Чаще всего встречаются сочетания пиков по шкалам «К» и «ДР». В этом типе наблюдается выборочная дифференциация мотивационных факторов раздельно по группам поддерживающих и развивающих мотивов.
5. Уплощенный. Характеризуется достаточно плоским, маловыразительным профилем без отчетливых подъемов и спусков, даже наличие одного пика не меняет положения в целом.
     Инструкция: «Перед вами 14 утверждений, касающихся Ваших жизненных устремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим Вас высказывать свое мнение по каждому из 8вариантов ответов, проставив в соответствующих клетках бланка одну из следующих оценок утверждения:
(+) —  «да»; + — «нет»; =— «когда как»; - — «нет»; ? — «не знаю». Старайтесь  отвечать быстро, незадумываясь  над ответами.
 

3. Тест юмористических  фраз (ТЮФ) 

     Тест  юмористических фраз (ТЮФ)—оригинальная  компактная методика диагностики мотивационной  сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники.
     Релевантной практической задачей ТЮФ является, по мнению авторов, прежде всего диагностика  в целях индивидуального психологического консультирования и коррекции. В основе методики лежит прием свободной тематической классификации многозначных стимулов—юмористических фраз. Появление крупного класса является свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса.
     Стимульный  материал состоит из 100 юмористических фраз, из которых 40 фраз являются многозначными (испытуемые в зависимости от собственной  интерпретации усматривают в  них то одну, то другую тему из тех же 10 основных).
Основные  темы:

1. Агрессия  — самозащита;

2. Взаимоотношения  полов; 

3. Пагубные  пристрастия (пьянство);

4. Деньги;

5. Мода;

6. Карьера;.

7. Семейные  неурядицы; 

8. Социальные  неурядицы; 

9. Бездарность  в искусстве; 

10. Человеческая глупость.

Набор ТЮФ

1. Перья  у писателя были. Ему не хватало  крыльев. 

2. Чем  дальше хочется прыгнуть, тем  ниже нужно согнуться. 

3. Счастье  не в деньгах, а в их количестве.

4. Крик  моды понятнее всего на чужом  языке. 

5. Без  женщин жить нельзя на свете—тем более в темноте.

6. Чтобы  как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть.

7. Дурак,  совершенствуясь, становится круглым. 

8. С  кем поведешься, с тем и наберешься.

9. Скажи  мне, чем ты богат, и я  скажу, кем ты служишь. 

10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление — жене.

11. "Терпение  и труд все перетрут" — напомнил  Евгений Сазонов супруге, перетирающей  гору посуды.

12. Все  в природе взаимосвязано, поэтому  без связей лучше и не жить.

13. Не  брал за горло никого, кроме бутылки.

14. Морская  качка изображена художником  с таким сходством, что при  одном взгляде на картину тошнило, 

15. Стояла  тихая Варфоломеевская ночь.

16. И  фиговый Листок отпадает.

17. Одежда! Мой компас земной, а удача  — награда за смелость.

18. Не  было ни гроша, и не будет. 

19. Сила  земного притяжения ощущается  особенно сильно, когда поднимаешься  по служебной лестнице.

20. Странная  картина открылась взору уважаемого  классика: это была экранизация  его романа.

21. Если  ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.

22. Мечтал  о полете мысли, но так и  не дождался летной погоды.

23. Выпился  в алкоголики.

24. "Семь  раз отмерь — один отрежь", — объяснял старый палач молодому.

25. Брала  от жизни все, что входило  в моду.

26. Деньги  — тем большее зло, чем их  меньше.

27. Мне  с Вами скучно, мне с Вами  спать хочется. 

28. Ему  пришла в голову мысль, но, не  застав никого, ушла.

29. Выбирая  из двух зол, бери оба: потом  и этого не будет. 

30. Она  шипела на мужа, как газированная вода.

31. Я  пью не больше ста граммов,  но, выпив сто граммов, я становлюсь  другим человеком, а этот другой  пьет очень много. 

32. Не  бойтесь этой гранаты: она ручная.

33. Дети  — цветы жизни. Не давайте  им, однако, распускаться.

34. "Не  хлебом единым жив человек", — кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.

35. Сколько  прекрасных мыслей гибнет в  лабиринтах извилин! 

36. Единственное, что было в нем мужественного,  он не мог обнаружить из-за  приличий.

37. "Нелегок  писательский труд", — говорит Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.

38. Шагая  в ногу с модой, следите,  чтобы она не свернула за  угол.

39. Деньги  есть деньги! В этой фразе глубокий  смысл, но нет запятой. 

40. Любимая поговорка военных: "Призвание хорошо, а звание лучше".

41. Поэт  шел в гору, но гора эта была  Парнасом.

42. Стриптиз  моды: макси, миди, мини, голый король.

43. Лишь  тяжелый кошелек позволяет угнаться  за модой. 

44. "Душит  — значит любит" (Дездемона).

45. В  настойчивых поисках братьев  по разуму он оказался в  вытрезвителе.

46. Нашел  место в жизни — найди жене.

47. Писал  с принципиальных кассовых позиций. 

48. Защита  диссертации пройдет успешнее, если  банкет по этому поводу провести  за 2-3 часа до ее начала.

49. Бог  создал женщин глупыми, чтобы  они любили мужчин.

50. Почему  чаще всего неограниченные возможности  у ограниченных людей? 

51. Ссорясь,  они швыряли друг в друга  стульями, но ни семейной жизни,  ни стульям это не вредило:  семья была крепкая, мебель — тоже.

52. Если  умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован. 

53. "У  меня ничего не осталось, кроме  тебя", — признался он ей... за  три дня до зарплаты.

54. Круглые  дураки в люди не выходят.  Их выкатывают.

55. Мясник  строил свое благополучие на чужих костях.

56. Голова  его чего-нибудь да стоила... вместе  с бобровой шапкой.

57. "Пить  — здоровью вредить", — сказала  Юдифь, отсекая голову ассирийскому  военачальнику Олоферну, как только  тот уснул, опьяненный вином  и ее ласками. 

58. И на "пегасах" порой гарцуют всадники без головы.

59. Только  в очень хорошем настроении  она называла получку мужа  деньгами.

60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.

61. "Удивительное  — ядом!" — сказал Сальери 

62. Нарушение  моды королями становится модой для их подданных.

63. Нетрезвый  взгляд на вещи помогает обходиться  без них. 

64. Жена  шефа много симпатичнее, чем  шеф жены.

65. Если  у тебя умная жена, будешь есть  плоды с дерева познания, если  глупая — с дерева жизни. 

66. Бдительный  завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.

67. Когда  она заговаривала о чернобурок  лисе, муж смотрел на нее волком.

68. Не  только сам укладывался в получку,  но и укладывал своих приятелей. 

69. Женщине  по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.

70. Когда  музы молчат, говорят жены поэтов.

71. Дороже  всего нам обходится то, что  нельзя достать ни за какие  деньги.

72. Хорошо, когда у женщины есть муж,  но еще лучше, когда он чужой. 

73. В  повести так много пили, что  из нее можно было гнать спирт.

74. Мечтает  устроиться на доходное лобное  место. 

75. При  вытрезвителе вновь открыта комната  матери и ребенка.

76. В  этой столовой можно не только  червячка заморить.

77. Женщины  пьянили его, особенно когда  в их обществе он пил водку.

78. Последний  крик моды часто раздавался  из-под прилавка.

79. Если  все время мыслить, на что  же существовать?

80. Быстро  поднимался по служебной лестнице: одна "рука" тут, другая —  там. 

81. Мода  на форму черепа стоила ей  многого. 

82. Чем  продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.

83. Ломал  голову, а сломал шею. 

84. "А  здесь я работаю для потомства", — гордо намекнул Сазонов,  указывая посетителям на диван. 

85. Закон  всеобщего тяготения к шаблону. 

86. Всем  модам Отелло предпочитал декольте.

87. Интеллигенты  умирают сидя.

88. Бараны  умеют жить: у них и самая  паршивая овца в каракуле  ходит. 

89. Сколько  еще дантесов прозябает в неизвестности! 

0. Забытый  писатель искал забвения в  вине.

91. Многие  женятся по любви, потому что  не имеют возможности жениться по расчету.

92. Модельеры  призваны одевать женщин. Они  же все время стараются их  раздеть. 

93. Не  лещ без бутылки. 

94. Даже  роль Отелло исполняется правдивее,  если есть личная заинтересованность.

95. Любопытство  к женщинам не должно быть праздным.

96. Перед  злоупотреблением не разбалтывай! 

97. Если  жена не следит за модой,  за ней можно не следить. 

98. Не  всякая кучка могучая. 

99. Чем  приятнее формы, тем безразличнее  содержание.

100. Графомания  — это потребность души или  семейного бюджета?
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.