На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Управление социально экономическими системами

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Академия  труда и социальных отношений 
 
 
 

Кафедра:
Экономики и менеджмента 
 

Курсовая  работа на тему:  

Управление  социально – экономическими системами 
 
 
 

Студентки 3курса 2группы
Социально-экономического
факультета
Ступицыной  М.А. 
 
 

Москва 2009 

Содержание:
1.Введение __________________________________________3
2.Понятие  системы__________________________________ 5
3.Открытые  и закрытые системы _____________________14
4.Организация  как подкласс социальных  систем __________16
5.Системный  подход в анализе  систем управления _______18

5.1.Структурно-функциональная  подсистема управления ________19

5.2.Информационно-поведенческая  подсистема управления _______21

6.Подсистема  управления производством _______________22
7.Заключение ________________________________________35
8.Список  литературы ________________________________37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение

    Организация (от позднелат. organize – сообщаю стройный вид, устраиваю)  – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Основными составляющими любой организации являются: люди, входящие в данную организацию; задачи, для решения которых данная организация существует; управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.
    Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ, наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. Организационная структура регулирует: разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем; общее взаимодействие этих элементов. В рамках организационных структур протекает весь управленческий процесс, а, следовательно, и движение потоков информации, в котором участвуют менеджеры всех уровней. Многообразие форм собственности, конкуренция между ними, ускоренное развитие рыночных отношений требуют особо тонкого, умелого управления. Система управления должна обеспечить условия, при которых каждый руководитель любого уровня считал бы своей важнейшей задачей организацию активного поиска реальных возможностей повышения результативности труда. Вместе с тем она должна обладать способностью к саморегулированию и самосовершенствованию, направленному на широкое применение новых высокоэффективных организационных форм и методов управления, технологий и научно-технических достижений. Менеджмент учит тому, как, зная приемы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач, добиться успеха для конкретного предприятия, будь оно государственным, кооперативным, смешанным, акционерным обществом и т.д.Широкое распространение научных подходов и методов менеджмента в управленческой деятельности позволит дать импульс в ее развитии за счет повышения обоснованности принимаемого решения и снижения риска инвестиций.В современных условиях менеджер должен быть предприимчивым человеком, т.е. способным добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и практической реализации оригинальных, нестандартных решений, как правило, связанных с немалым хозяйственным риском.

Понятие системы

Система - это  некоторая целостность, состоящая  из нескольких взаимосвязанных частей или законов, каждый из которых вносит свой вклад в результат деятельности целого (системы). Существует достаточно много определений системы, но большинство исследователей сходится к тому, что отличительными характеристиками системы является структурность (наличие составляющих ее элементов и возможность разложения системы на составляющие) и процессность (или в некоторых, случаях цикличность, то есть возможность повторения процессов существования для сохранения системы). Как считают представители системного анализа, системные свойства присутствуют во всех явлениях. Наличие таких условий может быть проверено, если явление можно описать через следующую схему: наличие составляющих, таких как вход, процесс и выход.

В любой системы  вход состоит тоже из составляющих элементов, которые классифицируются (делятся) в зависимости от их роли в обеспечении процессов системы:

    та часть, над которой осуществляются операции (процессы) системы материалы);
    среда, воздействующая на операции (цена, договорные условия);
    обеспечивает  перемещение компонентов всей системы (структура производства, люди и  т. д.).

Входы в системе  делятся по содержанию на: материальные, информационные, энергетические или  их сочетание (двух или трех).

Процесс - внутреннее содержание системы, которое изменяет свое состояние во времени, изменяя  количество и взаимосвязь отдельных  элементов.

Вход может  рассматриваться как процесс, т.е. при этом система должна быть построена  таким образом, чтобы необходимые  процессы воздействовали каждую составляющую входа в строгом соответствии по времени и скоординирована  для достижения желаемого результата. Выход должен обязательно соответствовать  двум требованиям: а) обеспечивать стабильность; б) надежность.

Стабильность  системы характеризуется непрерывностью выхода, а надежность выхода - это  согласованность всех компонентов  в деятельности системы. Для системы  обязательным является наличие элементов  или частей и связей между ними. Сама система характеризуется структурой (количеством элементов и их взаимным расположением) и поведением (результатом  деятельности). Решающее значение для  определения структуры имеют  характер связи между элементами.

Изменения и  преобразования, происходящие в сложных  системах, как правило, не удается  представить в виде математических формул и соотношений, алгоритмов (в  виде упрощенных схем и порядка действий).

Модель - материальная или информационная (реальная или  мысленная копия анализируемого объекта, явления, процесса действительности (С.А.).

Для представления  и описания системы используют следующие  понятия: состояние, поведение системы, равновесие, устойчивость

1. Состояние.

Этим понятием обычно характеризуют мгновенную фотографию, срез системы во времени (в какое-то время) или во время остановки  в ее развитии. Состояние определяют (описывают) либо через входные воздействия: входные сигналы (результаты), либо через макропарамстры и макросвойства  системы (давление, скорость, ускорение - для технических систем; рентабельность, объем продаж, объемы производства, численность персонала, основные фонды, темпы роста - для экономических  систем). По этим показателям можно  говорить о состоянии покоя - стабильности (т.е. постоянные входные воздействия  и выходные сигналы) и о состоянии  равномерного развития.

Если рассматривать  систему в виде элементов (Э), блоков, компонентов, то входы (входные воздействия) можно разделить на управляющие (У) и возмущающие, дестабилизирующие (X) (неконтролируемые, отклоняемые), а  выходы или результат деятельности системы могут быть записаны как 

q = f(Э,У,X).

2. Поведение системы. Если система способна переходить из одного состояния в другое, то говорят, что она обладает поведением. Поведение системы - это ее состоят (возможность преобразования, изменения) во времени. Этим понятие пользуются, когда неизвестны правила, закономерности перехода из одного состояния в другое. Говорят, что система обладает поведением, и для ее описания и понимания необходимо выявить алгоритм, характер поведения системы.

3. Равновесие.   Это понятие определяется как способность системы в отсутствие внеш-них возмущающих воздействий (и при постоянных воздействиях) сохранять свое поведение сколь угодно долго.

4. Устойчивость.  Устойчивость - способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена внешними возмущающими воздействиями. Эта способность обычно присуща системам при постоянном У (управляющем входе) только в некотором диапазоне, не превышающем определенного уровня. Состояние равновесия, в которое система способна возвращаться сама, называется устойчивым состоянием равновесия.

Понятия «равновесие» и «устойчивость» в организациях как социальных системах гораздо  более сложные и взаимодополняющие  понятия, чем в технических системах.

Система может  включать большой перечень элементов  и ее целесообразно разделить  на ряд подсистем. Подсистема -- это  набор элементов, представляющих автономную внутри системы область, например, технологическая, экономическая, организаци-онная, правовая подсистема.

К свойствам систем относят:

1. свойство связности.  Элементы набора могут действовать  только вместе друг с другом, в противном случае эффективность  их деятельности резко снижается;                                                                                                                2. свойство эмерджентности: потенциал системы может быть большим, равным или меньшим суммы потенциалов составляющих его элементов;                                                                                                               3. свойство самосохранения. Система стремится сохранить свою структуру неизменной при наличии возмущающих воздействий и использует для этого все свои возможности;                                                                                             4. свойство организационной целостности. Система имеет потребность в организации и управлении.

В системе формируется  сложная зависимость от свойств  входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам и может не иметь свойств, первоначально присущих большинству ее элементов). Например, директорат компании вынужден подчиняться определенным правилам взаимоотношений, хотя отдельные руководители предпочитали бы более неформальные отношения; при проведении совещания может быть выработана идея, которая не пришла бы в голову ее участникам при индивидуальной работе. Каждая система имеет входное воздействие, систему ее обработки, конечные результаты и обратную связь. Входное воздействие складывается из воздействий внешней среды и собственных воздействий.

Системы могут  включать большое число группировок, однако основной является группировка  их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.

Техническая подсистема включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя и используемые им. Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например, муравейник, человеческий организм, относительно которых человек принимает решения. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая.

Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в качестве объекта управления. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию и даже одного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом. Это объясняется достаточно высокими темпами изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации. Социальная подсистема может включать биологическую , и техническую подсистемы, а биологическая -- техническую подсистему

Крупные подсистемы обычно называют системами. Социальные, биологические и технические  системы могут быть: искусственными и естественными, открытыми и  закрытыми, полностью и частично предсказуемыми, жесткими и мягкими.

Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих на принятие решений.

Система, в набор  элементов которой входит человек  или предназначенная для человека, называется социальной. Например, коллектив  отдела кадров, автомобиль. В зависимости  от целей, поставленных в системах, они могут иметь политическую, образовательную, экономическую, медицинскую, технологическую направленность. Наиболее распространены социально-экономические  системы. В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т. д. Продукция таких  организаций - это товары, услуги, информация или знания. Таким образом, в теории организации выделяют социально-политические, социально - образовательные, социально-экономические и другие виды организаций. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главной целью является получение максимальной прибыли в интересах учредителей. Для социально-культурных - основной целью является достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью, для социально-образовательных главная цель - удовлетворение потребностей клиентов в информации и знаниях, а получение прибыли - вторичная цель.

Социально-экономическая  организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относятся: межличностные, бытовые  отношения; отношения по уровням  управления, отношения к человеку общественных организаций. К экономическим  связям относятся: материальное стимулирование и ответственность, прожиточный  уровень, льготы и привилегии. Соотношение  этих связей играет решающую роль при  создании или диагностике состояния  организации.

Социальные  организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает  условия и предпосылки для  совершенствования общественных и  производственных отношений.

Основные принципы, присущие любой системе - это целостность (эмерджентность), структурность, взаимозависимость (коммуникативность), иерархичность, аддитивность, необходимое разнообразие.

Целостность - это  принципиальная не сводимость свойств  системы к сумме свойств составляющих ее элементов и не выводимость  из свойств элементов свойств  системы в целом. Данный принцип  связан с принципом аддитивности - при распаде (разложении) системы  на независимые элементы свойства системы  равны сумме свойств ее элементов. При этом проявляются две тенденции: 1. Повышение целостности, снижение самостоятельности; 2. Повышение самостоятельности (аддитивность).

Структурность - это возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. количества элементов и взаимосвязей между ними. С данным принципом и свойством системы связана коммуникативность (взаимозависимость) - то есть связи и влияние системы и внешней среды.

Взаимозависимость системы и среды - это возможность системы формировать и проявлять свои свойства в процессе взаимодействия с внешней средой, являясь при этом ведущим активным компонентом. В открытых системах взаимное влияние.

Иерархичность - когда каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а данная система может представлять собой элемент другой большой системы. Характеристиками иерархичности являются: пирамидальность, многоуровневость, ветвистость, связи только с ближними уровнями, связь с внешней средой контролируется верхним уровнем.

Принцип необходимого разнообразия - разнообразие видов и типов систем ограничивается количеством и типом элементов, количеством и видами связей, в том числе с окружающей средой,

При работе с  системой, при проектировании организационных  структур используют следующие методы: анализа системы; синтеза; «черного ящика»; композиции.

Задача анализа  состоит в определении поведения  системы и его связи с организационной  структурой, т.е. зная структуру, определяют ее поведение.

Суть синтеза  является обратной по отношению к  анализу, т.е. зная по-ведение системы, можно определить ее структуру. Во многих случаях про-блема синтеза не имеет однозначного решения или  определенное поведение может быть реализовано различными структурами (из разных элементов или из одинаковых элементов по разному взаимодействующих). В этом случае задача синтеза сводится к нахождению из возможных структур оптимальной, т.е. отвечающей определенным требованиям. Поэтому при задаче синтеза пользуются более сложными методами расчета.

  Открытые и закрытые  системы

Существует  два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет  жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы - знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые  части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система  независима от окружающей среды.

Открытая система  характеризуется взаимодействием  с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с  внешней средой через проницаемые  границы системы. Такая система  не является самообеспечивающейся, она  зависит от энергии, информации и  материалов, поступающих извне. Кроме  того, открытая система имеет способность  приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование

Для закрытых характерна детерминированность и линейность развития. Открытые системы предполагают обмен веществом, энергией, информацией  с внешним миром в любой  точке, а также стохастический характер процессов, подчас выводящий случайность  на определяющие позицию. Управление такими системами предполагает выработку  оптимального варианта на основании  проработки множества вариантов  принятия управленческих решений.
Руководители  в основном занимаются системами  открытыми, потому что все организации  являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.
Крупные составляющие сложных систем, таких как организации, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы это важное понятие в управлении. Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Работа каждого отдела и каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Организация как подкласс социальных систем
Несмотря на всю привлекательность системного или процессного подхода для  управления организацией, мы все время  вынуждены делать поправки на социальную природу организации.
Факт «социальности» признаeтся. Например, Мескон вводит приставку «социо» для описания организации как системы: «Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами».
Среди свойств  социосистемы выделяется еe специфическое свойство. Характер взаимодействия элементов такой системы (т.е. людей) не является постоянным. Он в значительной степени формируется ими самими. То есть элементы данной системы могут оказывать влияние на характер взаимодействий друг с другом. Следующая важная характеристика таких систем — взаимодействия определяются историей или опытом социосистемы.
Если попытаться провести аналогию, например, с физической системой, состоящей из взвеси разнородных  частиц, то функция, описывающая взаимодействие между частицами, выглядела бы как  функция длительности взаимодействия.
На характер взаимодействий в социосистеме очень  велико влияние внешней среды, так  как любая социосистема находится  внутри еще большей — организация  находится в окружении города, город — внутри страны и пр. Но «правила игры», рождeнные внутри социосистемы, могут разительно отличаться от правил, сформированных внешней социосистемой. Этот момент очень ярко отражен у  Моргана:
«Гражданин демократического государства в принципе волен  иметь и высказывать собственное  мнение, самостоятельно принимать решения  и обладает равными правами с  другими гражданами. Однако как наeмный работник он лишен этих прав. На работе от него ожидают, что он будет держать  при себе свое мнение, делать то, что  ему прикажут и признавать власть над собой своего начальника. Единственная оставленная ему демократическая  свобода — это свобода уволиться  и искать новую работу. Начальники формулируют это так: «Вы можете голосовать ногами».
Возможны ситуации, когда правила (характер взаимодействий) внутри организации могут доминировать над правилами внешней социальной системы (например, государства). На бытовом  языке это выражается через слова  «у нас так принято». Эти правила  могут существенно отличаться от общепринятых. Различия проявляются  в самых разнообразных аспектах: от правил общения до гуманитарных ценностей. Отличительную характеристику данной социосистемы от прочих систем можно определить как наличие  характерной субкультуры.

Системный подход в анализе  систем управления

Управление  может осуществляться только в том  случае, если существует реально действующая  система, решающая задачи управления. Если данная система является органичной частью организации, ее действиями осуществляется управление организацией, и она не решает задач, отличных от управленческих, то ее можно рассматривать как  специализированную систему или  же как систему управления.

Система управления является формой реального воплощения управленческих взаимосвязей. Она выступает как бы в виде реально существующей субстанции, посредством которой управление приобретает конкретное содержание и конкретное проявление, а функция управления - практическую реализацию. В реальной действитель-ности управленческая деятельность - это функционирование системы управления.

Система управления складывается и действует не только в соответствии с содержанием функции управления и характером отношений, лежащих в основе управленческих взаимосвязей, но и в соответствии с условиями, в которых формируется система управления, а также в соответствии с присущими системе управления принципами ее построения, функционирования и преобразования.

Структурно-функциональная подсистема управления

 Система  управления распадается на подсистемы, выделение которых наглядно проявилось  относительно недавно. Первой  подсистемой является то, что  ранее было принято рассматривать  как собственно систему управления. Это совокупность управленческих  органов, подразделений и исполнителей, выполняющих закрепленные за  ними функции и решающих поставленные  перед ними задачи, а также  совокупность методов, с помощью  которых осуществляется управленческое  воздействие. Данную подсистему  системы управления можно рассматривать  как единство организации, технологии  и методов управления. При дальнейшем  рассмотрении данную подсистему  управления будем называть структурно-функциональной  подсистемой системы управления (СФП). Обычно именно структурно-функциональная  подсистема подвергается самому  тщательному анализу и описанию  при рассмотрении вопросов построения  и функционирования системы управления. В настоящее время разработана  общая теория функции управления, кадров управления, организационных  структур управления, а также  технологии и методов управления.

Структурно-функциональная подсистема выступает как бы в  роли «костяка», «остова» или же даже «тела» системы управления. Причем при определенном уровне развития управления «тело» системы управления фактически эквивалентно системе управления в целом. Но всякий развитый организм не эквивалентен только своему телу. Есть еще нечто исключительное, что условно можно назвать «душой» организма. Чем выше уровень развития организма, тем выше значимость этой его подсистемы. Что же можно считать душой системы управления? Ответ на этот вопрос можно получить, если проанализировать вторую подсистему системы управления.

Основными частями  данной подсистемы являются следующие  блоки:

     управленческая  идеология и ценностная ориентация  системы управления;
     интересы  и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности;
     информация  и информационное обеспечение  коммуникаций в системе управления.

Совокупность  данных трех блоков в основном покрывает  всю рассматриваемую подсистему, хотя применительно к определенным системам управления можно указать на существование дополнительных блоков, играющих определенную роль в данной подсистеме. Такими блоками могут быть, например, блоки национальных интересов и даже национальных управленческих стереотипов либо блоки реализации в управлении идеологических установок. Данные блоки следует принципиально отличать от первого выделенного блока управленческой идеологии, так как они служат выразителями определенных видов бытующей в обществе идеологии вообще, а не только управленческой идеологии.

Информационно-поведенческая  подсистема управления

И основные названные  блоки, и блоки, возникающие в  конкретных условиях и имеющие явно выраженный ситуационный характер, находятся  в динамическом взаимодействии как  между собой, так и с элементами структурно-функциональной подсистемы системы управления. При этом в различных системах управления в зависимости от общих свойств, системы, ее характерных особенностей, а также в зависимости от уровня развитости системы управления и условий осуществления управленческой деятельности степень проявления отдельных блоков, а также характер их взаимодействия могут быть совершенно различными. Однако в любых случаях рассматриваемая подсистема системы управления имеет общее свойство, суть которого состоит в том, что она связывает воедино (и не только связывает, а и сводит воедино в успешно функционирующих системах управления), на основе развития информационных каналов и связей цели организации, воплощаемые в критериях функционирования, управленческую идеологию, интересы и критериально - нормативную базу работников управления, процедуры и организацию управленческой деятельности. Это позволяет данную подсистему охарактеризовать как информационно-поведенческую подсистему системы управления (ИПП).

Реальными формами  проявления данной подсистемы являются:

    управленческие  теории и управленческая идеология;
    формальные  и неформальные отношения управленческих работников с представителями внешнего окружения;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.