На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Воспитание культуры здоровья в условиях ДОУ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     Введение…………………...………………………………………………..3
     Глава I. Теоретические основы воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………….……6
     1.1. Особенности воспитания культуры  здоровья у дошкольников в  условиях ДОУ……………………………………………………………..………6
     1.2. Методы и приемы воспитания  культуры здоровья у дошкольников  в условиях ДОУ…………………………………………………………...……..11
     Выводы  по I главе……………………………………………………...…20
     Глава II. Практическая работа по воспитанию культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………….…..21
     2.1. Практическая работа в дошкольном  образовательном учреждении «Детском  саду №3» «Загадка»…………………………………………….……21
     Заключение………………………………………………………………..25
     Список  литературы……………………………………………...………..27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят  за границы здравоохранения. Получены новые научные материалы о  негативных тенденциях в здоровье подрастающего  поколения, связанные с особенностями  современной системы образования, которая, во-первых, не побуждает и  не научает "конструировать" собственное  здоровье, во-вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в жизнедеятельности личности. Поэтому долю ответственности за ситуацию, сложившуюся со здоровьем  детей и подростков, берет на себя система образования.
     Отличительной чертой развития системы образования  на современном этапе является тенденция  к ее гуманизации. Для современного российского образования в этом отношении особое значение приобретает  гуманитарное знание, ориентированное  на признание ценности человека как  личности, его права на свободное  развитие и проявление своих способностей. Вместе с тем, система образования  не может считаться гуманистической, если в ней не нашла отражение  одна из основополагающих человеческих ценностей - здоровье. Это положение  приобретает особую актуальность в  связи со все более тревожной  тенденцией к снижению уровня и качества здоровья населения Российской Федерации, что наиболее отчетливо проявляется  в статистике здоровья наиболее уязвимого  звена общества - детей. Во многом это  обусловлено тем, что существующая система образования и воспиания  не рассматривает сохранение и улучшение  состояния здоровья как один из приоритетов  своей деятельности, в результате же организация и содержание образования  ведут к его ухудшению у  всех участников образовательного процесса.
   Так, согласно статистическим данным, 80-85 % детей школьного возраста имеют  плохое здоровье, более 60% студентов  вузов требуют стационарного  лечения, а 85% педагогов имеют хронические заболевания. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний. Более 20% детей имеют дефицит массы тела. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий - болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии.
     Одной из основных причин такого положения, по данным Министерства образования  РФ, являются факторы среды дошкольного  учреждения: переполненность групп, заниженный уровень освещенности помещений, не обоснованное научное комплектование групповых коллективов, авторитарный стиль работы педагога, отсутствие помещений для отдыха, неблагополучие психологического климата групп; неоправданная, интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической  и экологической обстановки и  т. д.
     Вопросы сохранения здоровья, оптимизация факторов, которые его формируют, поднимаются  не только медиками, но и экологами  в связи с тем, что в настоящее  время влияние отрицательных  факторов окружающей среды неуклонно  возрастает, а адаптационные возможности  человека как биологического вида не безграничны.
     Для эффективности процесса воспитания культуры здоровья дошкольников в работе воспитателя необходим системный  подход, то есть культура здоровья дошкольников должна развиваться в целостном  интегрированном воспитательном процессе, в котором все компоненты взаимосвязаны. Система работы педагога по воспитанию культуры здоровья дошкольников – это сложная совокупность логически и организационно взаимосвязанных явлений, характеризующаяся единством цели, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм, методов и приемов работы, отражающаяся в различных взаимодействиях воспитателя с медицинской, психологической, социальной службами, семьями, инструктором физической культуры, педагогами дополнительного образования, администрацией детского сада, работниками оздоровительных инфраструктур и других учреждений, основанных на программе воспитание культуры здоровья дошкольников.
     Вопросы воспитания культуры здоровья у дошкольников отражены в трудах Ушинского, Сухомлинского
     Исходя  из выше изложенного, определена тема нашего исследования: «Воспитание культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ».
     Цель  исследования – выявить возможности воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
     Объект  исследования -  процесс воспитания  культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ.
     Предмет исследования – методы воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
     Гипотеза  исследования – процесс воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ может быть успешным, если будут использоваться разнообразные методы воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
     Задачи  исследования:
    Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
    Раскрыть особенности воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
    Определить более эффективные методы воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
 
    Глава I. Теоретические основы воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ
    1.1. Особенности воспитания  культуры здоровья  у дошкольников  в условиях ДОУ 

     Воспитание  культуры здоровья - воспитание у детей личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье, как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, сообщества, физическое воспитание [25, с. 6].
     Воспитание  культуры здоровья дошкольников осуществляется через специально-организованные занятия по развитию личности дошкольников (воспитание чувства уверенности в себе и самоуважения), различные мероприятия, фестивали, конкурсы, реализацию детских проектов, волонтерское движение.
     С точки зрения пользы для здоровья ребенка наиболее продуктивными  оказываются здоровьесберегающие  технологии в образовательном процессе способные:
    опираться на комплексный характер здоровья;
    принимать во внимание наибольшее число факторов, оказывающих влияние на здоровье;
    учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
    обеспечить принятие целей и содержания политики учреждения в области укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни;
    контролировать соблюдение правил, которые несут в себе здравоохранительное и профилактическое содержание;
    постоянно улучшать гигиенические условия детского сада, материально-техническую базу, социально-психологический климат в коллективе согласно требованиям современности;
    формировать положительное отношение дошкольников к образовательному учреждению, благоприятный климат внутри педагогического и детского коллективов, в отношениях педагогов и детей;
    обосновывать условия последовательности и преемственности в реализации технологии;
    осуществлять периодическую оценку эффективности технологии;
    привлекать родителей к работе по сохранению и укреплению здоровья детей;
    проектировать предметно-развивающую среду, обеспечивающую безопасные, комфортные условия жизнедеятельности и др.[19, с. 9].
     Анализ  практической деятельности педагогов  в современных дошкольных образовательных  учреждениях показывает, что не все  педагоги рассматривают воспитание, прежде всего, как создание условий  для развития внутреннего потенциала ребенка, но всё более приоритетной становится индивидуальная работа с  детьми, затрагивающая основы физического  и психического развития каждого  ребенка. В связи с этим воспитателям необходимо осознать первостепенность воспитания культуры здоровья дошкольников, что, несомненно, будет способствовать всестороннему развитию личности каждого  ребенка, формированию ценностного  отношения и практических умений, обеспечивающих эффективное управление жизненными силами организма.
     В настоящее время, уже проведенные  многочисленные физиолого-гигиенические  и психофизиологические исследования дошкольников убеждают педагогов и  руководителей системы образования  в необходимости принимать специальные  меры по сохранению и укреплению здоровья детей [13, с. 36].
     Таким образом, целевой установкой воспитания культуры здоровья дошкольников в работе воспитателя является: создание условий для гармоничного развития личности дошкольника, учитывая индивидуальные показатели состояния здоровья детей, создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни и формирование здорового духовно, психически, социально адаптированного, физически развитого человека.
     Работа  дошкольного образовательного учреждения по воспитанию культуры здоровья дошкольников является сложной системой, выступающей в качестве компонента, этапа, функции, закономерности, условия, принципов педагогического процесса, что раскрывается следующим образом:
     - воспитание культуры здоровья  как компонент педагогического  процесса в системе работы  воспитателя, способствует формированию личности активной, разносторонне развитой, нравственной, творческой, ориентированной на здоровый образ жизни;
     - воспитание культуры здоровья  как этап педагогического процесса  в системе работы воспитателя, на котором осуществляется воплощение культуры здоровья в личности воспитанников. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности воспитанников, в ходе которого освоение культуры здоровья выступает в качестве ведущей цели. Такого рода этапом воспитательного процесса являются конкретные мероприятия, направленные на формирование физического, психического, нравственного здоровья и социальную адаптацию дошкольников;
     - воспитание культуры здоровья  как функция педагогического  процесса в системе работы  воспитателя, проявляется в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности воспитанников к профилактике и преодолению вредных, опасных для здоровья человека факторов жизнедеятельности. Реализация данной функции обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением культуры здоровья, т.е. уровнем сформированности культуры здоровья самого педагога и детей;
     - воспитание культуры здоровья  как закономерность заключается  в том, что если в педагогическом  процессе осуществляется систематическая  работа по воспитанию культуры  здоровья, то это способствует  охране здоровья детей, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности;
     - воспитание культуры здоровья  является педагогическим условием  включения воспитанников в жизнь,  формирования личности, стремящейся  к постоянному самосовершенствованию  и реализации новых возможностей [22, с. 57].
     Выделенные  признаки отражают разные стороны воспитания культуры здоровья дошкольников: вхождение в состав педагогического процесса, наличие функции, закономерный характер воспитания культуры здоровья в педагогическом процессе, осознание воспитателем закономерности в виде следующих педагогических принципов:
     - принцип системности – предусматривает выделение структурных компонентов системы воспитания, а также взаимосвязей между ними и ориентирует субъектов данного процесса на систематическое присвоение и использование культуры здоровья в процессе жизнедеятельности;
     - принцип научности – выражается в опоре на научные представления, теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых о сущности, движущих силах и закономерностях процесса воспитания культуры здоровья дошкольников;
     - принцип социокультурный – предусматривает связь процесса воспитания культуры здоровья дошкольников с жизнью, социокультурной средой, помощь личности во всестороннем развитии;
     - принцип непрерывности - заключается в постоянной корректировке в работе по воспитанию культуры здоровья дошкольников, так как в самой воспитательной системе изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются межличностные эмоционально-психологические и деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и природной средой. Означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность, через систему целей, содержания, средств обучения и сторон воспитательного процесса;  
     - принцип гуманизма – выражается в уважении к личности ребенка, в сочетании с требовательностью к нему, в создании благоприятного психологического климата, положительного эмоционального фона в группе. Строится на взаимном доверии, уважении, сотрудничестве, доброжелательности, авторитете учителя, но при этом воспитатель должен проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов;
     - принцип учета возрастных и  индивидуальных особенностей дошкольников – выражается в подборе средств, методов, форм работы с учетом возрастных и индивидуальных различий в работе с конкретными воспитанниками;
     - принцип единства – предусматривает обеспечение единых и согласованных действий детского сада, семьи и общественности в процессе воспитания культуры здоровья детей [30, с. 79].
     Работа воспитателя является важнейшим звеном в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения, основным механизмом реализации личностно-деятельностного подхода к воспитанникам. При этом личность педагога (субъекта воспитания) является механизмом реализации качественного состояния воспитания - деятельности. Ее влияние на развивающегося ребенка, по К.Д. Ушинскому, составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений [27, с. 47].
     Педагог должен быть сам здоров, знать законы здорового образа жизни, постоянно  «работать над собой», заниматься вопросами воспитания культуры здоровья детей на высоком научном и профессиональном уровне, так как это сложный, планируемый, целенаправленный и организованный процесс стимулирования активной деятельности детей по овладению ими социальным, духовным опытом и ценностями в вопросах культуры здоровья [16, с. 47].
     Таким образом, педагог должен обладать такими качествами личности как: коммуникативность, увлечённость профессией, общественной активностью, нравственной зрелостью, гуманным отношением к детям, высокой  культурой собственного здоровья, требовательностью  к себе, так как он является первым примером для своих воспитанников. Успех работы воспитателя зависит  и от наличия у него информационных знаний и умений по проблеме воспитания культуры здоровья дошкольников. Особенно важно обладать умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь  убедить, привлечь к себе внимание дошкольников, быть тактичным, выдержанным, наблюдательным, искренним. 

    1.2. Методы и приемы  воспитания  культуры  здоровья у дошкольников  в условиях ДОУ 

     Ребенок проводит в детском саду значительную часть своей жизни, поэтому детский  сад оказывает формирующее влияние  на развитие многих сторон его личности. Система социально-психологических  и педагогических условий конкретного  дошкольного образовательного учреждения может как способствовать, так  и препятствовать развитию здоровой личности. Причем, можно выделить как  внешние по отношению к развивающейся  личности ребенка (формы обучения, специфика  стиля педагогического общения, общий психологический климат группы и детского сада и др.), так и  внутренние (готовность и способность  самого ребенка соответствовать  требованиям здоровой среды детского сада, т. к. вряд ли возможно “оздоровить” кого-то без его собственной активности) условия. Соответственно, усилия педагогов  и психологов должны быть совместными  и направлены на оба типа условий [17, с. 46].
     Воспитание  культуры здоровья включает в себя три компонента:
     1) интеллектуальный - знания в области  валеологиии, организации здорового  образа жизни, сохранения и  укрепления здоровья;
     2) эмоционально-ценностный - активное  положительное отношение к своему  здоровью, к организации здорового  образа жизни; 
     3) действенно-практический - применение  валеологических знаний, умений  и навыков в практике организации  здорового образа жизни. 
     В процессуальном плане культура здоровья представляет собой многоуровневое образование, входящее в состав общей  культуры, характеризующее глубину  освоения валеологического опыта.
     Воспитание  культуры здоровья у дошкольников в  условиях дошкольного учреждения имеет своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья ребенка.
     В детском саду создаются условия для реализации этой цели: физкультурный зал с современным и нетрадиционным оборудованием, процедурный кабинет, физкультурные уголки в каждой группе, кабинет психолога и логопеда. В каждой группе установлены бактерицидные лампы, используются фиточаи, бег по «дорожке здоровья», точечный массаж, дыхательная гимнастика, гимнастика после дневного сна и др. Регулярно проводятся осмотры узкими специалистами детской поликлиники [24, с. 76].
     В детском саду выполняются принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие путем соблюдения режима питания, норм потребления продуктов, гигиены питания и индивидуального подхода к детям во время приема пищи.
     Широко  используются в ежедневном меню продукты, содержащие микроэлементы, бифидобактерии, витамины, растительную клетчатку, способствующие функционированию процессов пищеварения  и стимуляции аппетита детей. Такой  подход к детскому питанию позволяет  улучшать физическое развитие ослабленных  детей, повышать иммунологическую защиту детского организма [10, с. 39].
     Работа  по формированию представлений и  навыков здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья реализуется через все виды деятельности детей в детском саду: игровую, познавательную.
     В дошкольном учреждении ведется работа по формированию представлений и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни: взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни, участие родителей в совместных праздниках и Днях здоровья [8, с. 21].
     Педагогический  процесс саморазвития культуры здоровья ребенка характеризуется следующими требованиями и особенностями:
     - целостностью, замкнутостью структуры,  открытостью информационной системы  процесса саморазвития, реализуемой  взаимодействием функциональных  звеньев, основанием для выделения  которых становятся присущие  им специфические функции развития, системно и объективно взаимодействующие  в общем процессе саморазвития;
     - связью устойчивых особенностей  системы саморазвития и ее  индивидуальных различий со спецификой  своеобразного уровня развития  деятельности, личностных акцентуаций  и особенностей психофизиологического  потенциала отдельного индивида  как способа организации его  поведения; применимостью модели  системы саморазвития к исследованию  личностного и психофизиологического  уровней саморазвития; регуляторно-личностными  свойствами, которые в силу их  системного характера могут быть  предпосылками как формирования  того или иного стиля развития, так и самореализации нового  психофизиологического потенциала  человека;
     - стилевыми особенностями, характеризующими  процессы развития планирования, моделирования, программирования, прогнозирования  и оценки результатов, реализующих  различные звенья системы саморазвития  и целостную систему саморазвития  и одновременно обнаруживающих  свою принадлежность к личности как субъекту валеологической культуры и являющихся ее свойствами.
     Задачи воспитания культуры здоровья заключаются в следующем:
     1. Сохранение и укрепление здоровья  детей, формирование здорового  образа жизни. 
     2. Формирование информационно-аналитического  банка данных для реализации  комплексно-целевой программы. 
     3. Создание условий для выполнения  системы мероприятий данной программы. 
     4. Обеспечение единого образовательного  пространства семьи и детского сада в системе оздоровления детей и формирования здорового образа жизни [6, с. 63].
     Проблема  сохранения здоровья ребенка в процессе воспитания имеет многовековую историю. «Укрепить здоровье человека в детстве, – говорил Сухомлинский, – не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребёнок, очарованный красотой полей, мерцанием звёзд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа» [26, с. 85].
     Воспитательная  работа по формированию здорового образа жизни включает в себя: 
     -  программу непрерывного экологического образования и воспитания, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
     - беседы, консультации по проблемам  сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек;
     -  Дни здоровья, конкурсы, праздники, в программное содержание которых входит воспитание культуры здоровья детей.
     Одной из основных задач современного дошкольного образования является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым. Кроме того, не менее важно научить его быть здоровым. Именно сегодня должны вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки ребенка и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни [1, с. 82].
     Следует отметить, что все здоровьесберегающие  технологии, применяемые в воспитательном процессе, можно разделить на три  основные группы:
     • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
     • технологии оптимальной организации  учебного процесса и физической активности дошкольников;
     • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях и в своей деятельности воспитателями.
     Задача  воспитателя - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы [5].
     Деятельность  по воспитанию культуры здоровья проводится с целью  использования педагогических технологий и методических приемов для демонстрации детьми значимости физического и психического здоровья человека; воспитания понимания важности здоровья для будущего самоутверждения, обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья за период посещения детского сада.
     Главными  задачами современного дошкольного образования и воспитания являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития дошкольника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Все это требует от педагогов особых подходов в воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного воспитателя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного ребенка [4, с. 7].
     Методы реализации воспитания здоровья дошкольников:
     1. Посещение бассейна.
     2. Спортивные праздники и соревнования.
     3. Недели здоровья.
     4. Походы выходного дня. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.