Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Воспитание культуры здоровья в условиях ДОУ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     Введение…………………...………………………………………………..3
     Глава I. Теоретические основы воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………….……6
     1.1. Особенности воспитания культуры  здоровья у дошкольников в  условиях ДОУ……………………………………………………………..………6
     1.2. Методы и приемы воспитания  культуры здоровья у дошкольников  в условиях ДОУ…………………………………………………………...……..11
     Выводы  по I главе……………………………………………………...…20
     Глава II. Практическая работа по воспитанию культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………….…..21
     2.1. Практическая работа в дошкольном  образовательном учреждении «Детском  саду №3» «Загадка»…………………………………………….……21
     Заключение………………………………………………………………..25
     Список  литературы……………………………………………...………..27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят  за границы здравоохранения. Получены новые научные материалы о  негативных тенденциях в здоровье подрастающего  поколения, связанные с особенностями  современной системы образования, которая, во-первых, не побуждает и  не научает "конструировать" собственное  здоровье, во-вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в жизнедеятельности личности. Поэтому долю ответственности за ситуацию, сложившуюся со здоровьем  детей и подростков, берет на себя система образования.
     Отличительной чертой развития системы образования  на современном этапе является тенденция  к ее гуманизации. Для современного российского образования в этом отношении особое значение приобретает  гуманитарное знание, ориентированное  на признание ценности человека как  личности, его права на свободное  развитие и проявление своих способностей. Вместе с тем, система образования  не может считаться гуманистической, если в ней не нашла отражение  одна из основополагающих человеческих ценностей - здоровье. Это положение  приобретает особую актуальность в  связи со все более тревожной  тенденцией к снижению уровня и качества здоровья населения Российской Федерации, что наиболее отчетливо проявляется  в статистике здоровья наиболее уязвимого  звена общества - детей. Во многом это  обусловлено тем, что существующая система образования и воспиания  не рассматривает сохранение и улучшение  состояния здоровья как один из приоритетов  своей деятельности, в результате же организация и содержание образования  ведут к его ухудшению у  всех участников образовательного процесса.
   Так, согласно статистическим данным, 80-85 % детей школьного возраста имеют  плохое здоровье, более 60% студентов  вузов требуют стационарного  лечения, а 85% педагогов имеют хронические заболевания. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний. Более 20% детей имеют дефицит массы тела. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий - болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии.
     Одной из основных причин такого положения, по данным Министерства образования  РФ, являются факторы среды дошкольного  учреждения: переполненность групп, заниженный уровень освещенности помещений, не обоснованное научное комплектование групповых коллективов, авторитарный стиль работы педагога, отсутствие помещений для отдыха, неблагополучие психологического климата групп; неоправданная, интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической  и экологической обстановки и  т. д.
     Вопросы сохранения здоровья, оптимизация факторов, которые его формируют, поднимаются  не только медиками, но и экологами  в связи с тем, что в настоящее  время влияние отрицательных  факторов окружающей среды неуклонно  возрастает, а адаптационные возможности  человека как биологического вида не безграничны.
     Для эффективности процесса воспитания культуры здоровья дошкольников в работе воспитателя необходим системный  подход, то есть культура здоровья дошкольников должна развиваться в целостном  интегрированном воспитательном процессе, в котором все компоненты взаимосвязаны. Система работы педагога по воспитанию культуры здоровья дошкольников – это сложная совокупность логически и организационно взаимосвязанных явлений, характеризующаяся единством цели, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм, методов и приемов работы, отражающаяся в различных взаимодействиях воспитателя с медицинской, психологической, социальной службами, семьями, инструктором физической культуры, педагогами дополнительного образования, администрацией детского сада, работниками оздоровительных инфраструктур и других учреждений, основанных на программе воспитание культуры здоровья дошкольников.
     Вопросы воспитания культуры здоровья у дошкольников отражены в трудах Ушинского, Сухомлинского
     Исходя  из выше изложенного, определена тема нашего исследования: «Воспитание культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ».
     Цель  исследования – выявить возможности воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
     Объект  исследования -  процесс воспитания  культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ.
     Предмет исследования – методы воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
     Гипотеза  исследования – процесс воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ может быть успешным, если будут использоваться разнообразные методы воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
     Задачи  исследования:
    Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
    Раскрыть особенности воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
    Определить более эффективные методы воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
 
    Глава I. Теоретические основы воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ
    1.1. Особенности воспитания  культуры здоровья  у дошкольников  в условиях ДОУ 

     Воспитание  культуры здоровья - воспитание у детей личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье, как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, сообщества, физическое воспитание [25, с. 6].
     Воспитание  культуры здоровья дошкольников осуществляется через специально-организованные занятия по развитию личности дошкольников (воспитание чувства уверенности в себе и самоуважения), различные мероприятия, фестивали, конкурсы, реализацию детских проектов, волонтерское движение.
     С точки зрения пользы для здоровья ребенка наиболее продуктивными  оказываются здоровьесберегающие  технологии в образовательном процессе способные:
    опираться на комплексный характер здоровья;
    принимать во внимание наибольшее число факторов, оказывающих влияние на здоровье;
    учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
    обеспечить принятие целей и содержания политики учреждения в области укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни;
    контролировать соблюдение правил, которые несут в себе здравоохранительное и профилактическое содержание;
    постоянно улучшать гигиенические условия детского сада, материально-техническую базу, социально-психологический климат в коллективе согласно требованиям современности;
    формировать положительное отношение дошкольников к образовательному учреждению, благоприятный климат внутри педагогического и детского коллективов, в отношениях педагогов и детей;
    обосновывать условия последовательности и преемственности в реализации технологии;
    осуществлять периодическую оценку эффективности технологии;
    привлекать родителей к работе по сохранению и укреплению здоровья детей;
    проектировать предметно-развивающую среду, обеспечивающую безопасные, комфортные условия жизнедеятельности и др.[19, с. 9].
     Анализ  практической деятельности педагогов  в современных дошкольных образовательных  учреждениях показывает, что не все  педагоги рассматривают воспитание, прежде всего, как создание условий  для развития внутреннего потенциала ребенка, но всё более приоритетной становится индивидуальная работа с  детьми, затрагивающая основы физического  и психического развития каждого  ребенка. В связи с этим воспитателям необходимо осознать первостепенность воспитания культуры здоровья дошкольников, что, несомненно, будет способствовать всестороннему развитию личности каждого  ребенка, формированию ценностного  отношения и практических умений, обеспечивающих эффективное управление жизненными силами организма.
     В настоящее время, уже проведенные  многочисленные физиолого-гигиенические  и психофизиологические исследования дошкольников убеждают педагогов и  руководителей системы образования  в необходимости принимать специальные  меры по сохранению и укреплению здоровья детей [13, с. 36].
     Таким образом, целевой установкой воспитания культуры здоровья дошкольников в работе воспитателя является: создание условий для гармоничного развития личности дошкольника, учитывая индивидуальные показатели состояния здоровья детей, создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни и формирование здорового духовно, психически, социально адаптированного, физически развитого человека.
     Работа  дошкольного образовательного учреждения по воспитанию культуры здоровья дошкольников является сложной системой, выступающей в качестве компонента, этапа, функции, закономерности, условия, принципов педагогического процесса, что раскрывается следующим образом:
     - воспитание культуры здоровья  как компонент педагогического  процесса в системе работы  воспитателя, способствует формированию личности активной, разносторонне развитой, нравственной, творческой, ориентированной на здоровый образ жизни;
     - воспитание культуры здоровья  как этап педагогического процесса  в системе работы воспитателя, на котором осуществляется воплощение культуры здоровья в личности воспитанников. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности воспитанников, в ходе которого освоение культуры здоровья выступает в качестве ведущей цели. Такого рода этапом воспитательного процесса являются конкретные мероприятия, направленные на формирование физического, психического, нравственного здоровья и социальную адаптацию дошкольников;
     - воспитание культуры здоровья  как функция педагогического  процесса в системе работы  воспитателя, проявляется в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности воспитанников к профилактике и преодолению вредных, опасных для здоровья человека факторов жизнедеятельности. Реализация данной функции обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением культуры здоровья, т.е. уровнем сформированности культуры здоровья самого педагога и детей;
     - воспитание культуры здоровья  как закономерность заключается  в том, что если в педагогическом  процессе осуществляется систематическая  работа по воспитанию культуры  здоровья, то это способствует  охране здоровья детей, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности;
     - воспитание культуры здоровья  является педагогическим условием  включения воспитанников в жизнь,  формирования личности, стремящейся  к постоянному самосовершенствованию  и реализации новых возможностей [22, с. 57].
     Выделенные  признаки отражают разные стороны воспитания культуры здоровья дошкольников: вхождение в состав педагогического процесса, наличие функции, закономерный характер воспитания культуры здоровья в педагогическом процессе, осознание воспитателем закономерности в виде следующих педагогических принципов:
     - принцип системности – предусматривает выделение структурных компонентов системы воспитания, а также взаимосвязей между ними и ориентирует субъектов данного процесса на систематическое присвоение и использование культуры здоровья в процессе жизнедеятельности;
     - принцип научности – выражается в опоре на научные представления, теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых о сущности, движущих силах и закономерностях процесса воспитания культуры здоровья дошкольников;
     - принцип социокультурный – предусматривает связь процесса воспитания культуры здоровья дошкольников с жизнью, социокультурной средой, помощь личности во всестороннем развитии;
     - принцип непрерывности - заключается в постоянной корректировке в работе по воспитанию культуры здоровья дошкольников, так как в самой воспитательной системе изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются межличностные эмоционально-психологические и деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и природной средой. Означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность, через систему целей, содержания, средств обучения и сторон воспитательного процесса;  
     - принцип гуманизма – выражается в уважении к личности ребенка, в сочетании с требовательностью к нему, в создании благоприятного психологического климата, положительного эмоционального фона в группе. Строится на взаимном доверии, уважении, сотрудничестве, доброжелательности, авторитете учителя, но при этом воспитатель должен проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов;
     - принцип учета возрастных и  индивидуальных особенностей дошкольников – выражается в подборе средств, методов, форм работы с учетом возрастных и индивидуальных различий в работе с конкретными воспитанниками;
     - принцип единства – предусматривает обеспечение единых и согласованных действий детского сада, семьи и общественности в процессе воспитания культуры здоровья детей [30, с. 79].
     Работа воспитателя является важнейшим звеном в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения, основным механизмом реализации личностно-деятельностного подхода к воспитанникам. При этом личность педагога (субъекта воспитания) является механизмом реализации качественного состояния воспитания - деятельности. Ее влияние на развивающегося ребенка, по К.Д. Ушинскому, составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений [27, с. 47].
     Педагог должен быть сам здоров, знать законы здорового образа жизни, постоянно  «работать над собой», заниматься вопросами воспитания культуры здоровья детей на высоком научном и профессиональном уровне, так как это сложный, планируемый, целенаправленный и организованный процесс стимулирования активной деятельности детей по овладению ими социальным, духовным опытом и ценностями в вопросах культуры здоровья [16, с. 47].
     Таким образом, педагог должен обладать такими качествами личности как: коммуникативность, увлечённость профессией, общественной активностью, нравственной зрелостью, гуманным отношением к детям, высокой  культурой собственного здоровья, требовательностью  к себе, так как он является первым примером для своих воспитанников. Успех работы воспитателя зависит  и от наличия у него информационных знаний и умений по проблеме воспитания культуры здоровья дошкольников. Особенно важно обладать умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь  убедить, привлечь к себе внимание дошкольников, быть тактичным, выдержанным, наблюдательным, искренним. 

    1.2. Методы и приемы  воспитания  культуры  здоровья у дошкольников  в условиях ДОУ 

     Ребенок проводит в детском саду значительную часть своей жизни, поэтому детский  сад оказывает формирующее влияние  на развитие многих сторон его личности. Система социально-психологических  и педагогических условий конкретного  дошкольного образовательного учреждения может как способствовать, так  и препятствовать развитию здоровой личности. Причем, можно выделить как  внешние по отношению к развивающейся  личности ребенка (формы обучения, специфика  стиля педагогического общения, общий психологический климат группы и детского сада и др.), так и  внутренние (готовность и способность  самого ребенка соответствовать  требованиям здоровой среды детского сада, т. к. вряд ли возможно “оздоровить” кого-то без его собственной активности) условия. Соответственно, усилия педагогов  и психологов должны быть совместными  и направлены на оба типа условий [17, с. 46].
     Воспитание  культуры здоровья включает в себя три компонента:
     1) интеллектуальный - знания в области  валеологиии, организации здорового  образа жизни, сохранения и  укрепления здоровья;
     2) эмоционально-ценностный - активное  положительное отношение к своему  здоровью, к организации здорового  образа жизни; 
     3) действенно-практический - применение  валеологических знаний, умений  и навыков в практике организации  здорового образа жизни. 
     В процессуальном плане культура здоровья представляет собой многоуровневое образование, входящее в состав общей  культуры, характеризующее глубину  освоения валеологического опыта.
     Воспитание  культуры здоровья у дошкольников в  условиях дошкольного учреждения имеет своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья ребенка.
     В детском саду создаются условия для реализации этой цели: физкультурный зал с современным и нетрадиционным оборудованием, процедурный кабинет, физкультурные уголки в каждой группе, кабинет психолога и логопеда. В каждой группе установлены бактерицидные лампы, используются фиточаи, бег по «дорожке здоровья», точечный массаж, дыхательная гимнастика, гимнастика после дневного сна и др. Регулярно проводятся осмотры узкими специалистами детской поликлиники [24, с. 76].
     В детском саду выполняются принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие путем соблюдения режима питания, норм потребления продуктов, гигиены питания и индивидуального подхода к детям во время приема пищи.
     Широко  используются в ежедневном меню продукты, содержащие микроэлементы, бифидобактерии, витамины, растительную клетчатку, способствующие функционированию процессов пищеварения  и стимуляции аппетита детей. Такой  подход к детскому питанию позволяет  улучшать физическое развитие ослабленных  детей, повышать иммунологическую защиту детского организма [10, с. 39].
     Работа  по формированию представлений и  навыков здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья реализуется через все виды деятельности детей в детском саду: игровую, познавательную.
     В дошкольном учреждении ведется работа по формированию представлений и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни: взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни, участие родителей в совместных праздниках и Днях здоровья [8, с. 21].
     Педагогический  процесс саморазвития культуры здоровья ребенка характеризуется следующими требованиями и особенностями:
     - целостностью, замкнутостью структуры,  открытостью информационной системы  процесса саморазвития, реализуемой  взаимодействием функциональных  звеньев, основанием для выделения  которых становятся присущие  им специфические функции развития, системно и объективно взаимодействующие  в общем процессе саморазвития;
     - связью устойчивых особенностей  системы саморазвития и ее  индивидуальных различий со спецификой  своеобразного уровня развития  деятельности, личностных акцентуаций  и особенностей психофизиологического  потенциала отдельного индивида  как способа организации его  поведения; применимостью модели  системы саморазвития к исследованию  личностного и психофизиологического  уровней саморазвития; регуляторно-личностными  свойствами, которые в силу их  системного характера могут быть  предпосылками как формирования  того или иного стиля развития, так и самореализации нового  психофизиологического потенциала  человека;
     - стилевыми особенностями, характеризующими  процессы развития планирования, моделирования, программирования, прогнозирования  и оценки результатов, реализующих  различные звенья системы саморазвития  и целостную систему саморазвития  и одновременно обнаруживающих  свою принадлежность к личности как субъекту валеологической культуры и являющихся ее свойствами.
     Задачи воспитания культуры здоровья заключаются в следующем:
     1. Сохранение и укрепление здоровья  детей, формирование здорового  образа жизни. 
     2. Формирование информационно-аналитического  банка данных для реализации  комплексно-целевой программы. 
     3. Создание условий для выполнения  системы мероприятий данной программы. 
     4. Обеспечение единого образовательного  пространства семьи и детского сада в системе оздоровления детей и формирования здорового образа жизни [6, с. 63].
     Проблема  сохранения здоровья ребенка в процессе воспитания имеет многовековую историю. «Укрепить здоровье человека в детстве, – говорил Сухомлинский, – не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребёнок, очарованный красотой полей, мерцанием звёзд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа» [26, с. 85].
     Воспитательная  работа по формированию здорового образа жизни включает в себя: 
     -  программу непрерывного экологического образования и воспитания, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
     - беседы, консультации по проблемам  сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек;
     -  Дни здоровья, конкурсы, праздники, в программное содержание которых входит воспитание культуры здоровья детей.
     Одной из основных задач современного дошкольного образования является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым. Кроме того, не менее важно научить его быть здоровым. Именно сегодня должны вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки ребенка и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни [1, с. 82].
     Следует отметить, что все здоровьесберегающие  технологии, применяемые в воспитательном процессе, можно разделить на три  основные группы:
     • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
     • технологии оптимальной организации  учебного процесса и физической активности дошкольников;
     • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях и в своей деятельности воспитателями.
     Задача  воспитателя - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы [5].
     Деятельность  по воспитанию культуры здоровья проводится с целью  использования педагогических технологий и методических приемов для демонстрации детьми значимости физического и психического здоровья человека; воспитания понимания важности здоровья для будущего самоутверждения, обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья за период посещения детского сада.
     Главными  задачами современного дошкольного образования и воспитания являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития дошкольника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Все это требует от педагогов особых подходов в воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного воспитателя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного ребенка [4, с. 7].
     Методы реализации воспитания здоровья дошкольников:
     1. Посещение бассейна.
     2. Спортивные праздники и соревнования.
     3. Недели здоровья.
     4. Походы выходного дня. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.