На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы учёта затрат и калькулирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Себестоимость  продукции……………………………………………………...5
   1.1 Структура себестоимости…………………………………………………5
   1.2 Основные виды себестоимости…………………………………………...7
2 Калькуляция  себестоимости продукции……………………………………..10
   2.1 Роль калькулирования себестоимости  продукции в управлении и
   учёте затрат…………………………………………………………………...10
   2.2 Принципы  калькулирования…………………………………………….12
3 Методы учёта  затрат и калькулирования себестоимости  продукции……...14
   3.1 Классификация методов учёта затрат и калькулирования…………….14
   3.2 Характеристика пообъектных методов  учёта затрат...………………...15
   3.3 Характеристика методов по способу  оценки затрат……………….…..29
   3.4 Характеристика методов учета затрат полной и неполной
   себестоимости………………………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список  используемой литературы……………………………………………...44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Современные тенденции развития экономических  отношений, усиление конкурентной борьбы и повышение доходности коммерческих организаций требуют применения принципиально новых подходов к управлению. Это вызывает потребность иметь информационную систему управления данными, необходимыми как для определения направлений дальнейшего развития, так и решения текущих вопросов производственной деятельности, в том числе и для эффективного управления затратами. Управление затратами как средство достижения высокого экономического результата включает в себя их планирование, учёт и калькулирование – процессы, которые осуществляются в тесной интеграции и взаимообусловленности.
      Учёт  затрат и калькулирование себестоимости  продукции на предприятии представляют собой единый учётный процесс исследования затрат в неразрывной связи с объемом изготовленной продукции. Метод калькулирования предполагает систему производственного учета, при которой определяются фактическая себестоимость продукции, а также издержки на единицу продукции. Их применение определяется особенностями производственного процесса предприятия, характером производимой продукции, её составом, способом обработки.
     Опыт  большинства предприятий в области  учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции формировался в условиях плановой экономики, существенно отличающейся от рыночной. Все основные элементы методов учёта затрат и калькулирования себестоимости широко использовались в отечественной практике производственного учёта. Однако недостаточная ориентированность этих элементов на конечный результат сделала невозможным их полноценное применение в рамках новых условий осуществления хозяйственной деятельности.
      С развитием рыночных отношений и  изменением подходов менеджеров ко всем функциям управления теория организации учёта и калькулирования затрат получила импульс для дальнейшего развития. Поэтому актуальной задачей данной курсовой работы является проведение анализа существующих различных методов учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции. Полученная информация послужит основой для выработки новых универсальных подходов к управлению затратами, обеспечивающих разносторонний анализ и текущий контроль затрат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ  

      1.1 Структура себестоимости
     Одним из основных показателей работы предприятия  является себестоимость продукции. Себестоимость как экономический показатель отражает, во сколько обошлось производство той или иной продукции, товара и доведение его до конечного потребителя (реализация) для предприятия. Иными словами, себестоимость – это затраты организации, связанные с производством (использованием природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и др.) и реализацией продукции.
     Понятие себестоимости в нормативных  документах по бухгалтерскому учёту практически ничем не закреплено. Единственным нормативным документом, в какой-то мере регламентирующим себестоимость как показатель, является ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 г. №32н. Исходя из норм данного Положения, себестоимость можно определить как расходы по обычным видам деятельности [1]. При этом расходами по обычным видам деятельности признаются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров.
     На  себестоимость и состав затрат, входящих в неё оказывают влияние различные  факторы, от которых зависит её определение. К таким факторам можно отнести следующие: степень готовности продукции к её реализации, количество продукции, полнота включения текущих затрат, оперативность формирования.
      При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
     1. Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов). Данный элемент включает стоимость сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке на данном предприятии, а также стоимость работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, стоимость природного сырья, топлива, покупной электроэнергии, потерь от недостач материальных ценностей в пределах норм естественной убыли.
     2. Затраты на оплату труда. Данный  элемент включает затраты на  оплату труда производственного персонала, включая премии за производственный результат, а также различные компенсации, которые гарантируются Трудовым кодексом РФ.
     3. Отчисления на социальное страхование. Отражаются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам, которые включаются в себестоимость продукции (кроме расходов, по которым согласно перечню страховые взносы не начисляются).
     4. Амортизация. Отражается сумма  амортизационных отчислений, которая определяется ежемесячно по всем основным средствам, находящимся на балансе предприятия (с корректировкой на поступившие и выбывшие основные средства); по доходным вложениям в материальные ценности и нематериальным активам.
     5. Прочие затраты: налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды и другие обязательные отчисления, которые производятся в установленном законодательством порядке: платежи за выбросы вредных веществ, затраты на уплату процентов за кредит, затраты на командировочные, оплата услуг связи, банков, аудиторских фирм и др. затраты.
     6. Коммерческие расходы: расходы  на продажу, связанные со сбытом( затраты на упаковку, оплату погрузочно-разгрузочных  работ, транспортировку, рекламу).
     Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты предприятия группируются и учитываются по статьям калькуляции. И хотя группировки затрат по статьям, обязательной для всех хозяйственных организаций применяет классификацию статей, установленную Основными положениями по планированию, учету, калькулированию себестоимости продукции на промышленном предприятии в следующем разрезе [2]:
     - сырье и материалы;
     - возвратные отходы (вычитаются);
     - покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонней организации;
     - топливо и электроэнергия на технологические цели;
     - зарплата производственных рабочих;
     - отчисления на социальные нужды;
     - расходы на подготовку и освоение производства;
     - общепроизводственные расходы;
     - общехозяйственные расходы;
     - потери от брака;
     - прочие производственные расходы (на сертификацию, стандартизацию);
     - коммерческие расходы.
     Для самого предприятия важна достоверная  информация о структуре себестоимости, для того чтобы иметь возможность влиять на нее, управлять своими издержками. Именно такая информация должна формироваться в системе бухгалтерского управленческого учёта. 

     1.2 Основные виды  себестоимости
     В зависимости от того, какие затраты  включались в себестоимость   продукции, в экономической литературе выделяют её виды [3]:
      цеховая – включает прямые затраты и общепроизводственные расходы; характеризует затраты цеха на изготовление продукции;
      производственная – состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов; свидетельствовала о затратах предприятия, связанных с выпуском продукции;
      полная себестоимость – производственная себестоимость,  увеличенная на сумму сбытовых расходов. Этот показатель интегрировал общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализацией. Процесс формирования полной себестоимости приведен на рисунке 1.

+
 


+
 
 

+ 
 
 
 

Рисунок 1
     Кроме того, различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость свидетельствует о затратах конкретного предприятия по выпуску продукции; среднеотраслевая – характеризует средние по отрасли затраты на производство данного изделия. Это средневзвешенная из индивидуальных себестоимостей предприятий отрасли.
     Также существуют плановая и фактическая себестоимость. В расчеты плановой себестоимости включаются  максимально допустимые затраты предприятия на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период. Фактическая себестоимость характеризует размер действительно затраченных средств на выпущенную продукцию. Она составляется по тем же статьям, что и плановая. В ней, кроме того, отражаются потери и расходы, не предусмотренные плановой калькуляцией.
     Сметная калькуляция себестоимости – разновидность плановой и разрабатывается на разовые работы и изделия, выполняемые по заказам. Она лежит в основе договорной цены при расчетах с заказчиком.
     Хозрасчетная калькуляция – разновидность отчетной, но в отличие от нее разрабатывается не на отдельные изделия, а на всю продукцию соответствующего структурного подразделения, как правило, по статьям, зависящим от него. Затраты, независящие от данного структурного подразделения, отражаются в хозрасчетной калькуляции по ценам планового задания.
     Проектная калькуляция предназначена для обоснования экономической эффективности проектируемых производств и технологических процессов. Разрабатывается на основе ориентировочных, укрупненных расходных нормативов, которые в последующем уточняются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ  ПРОДУКЦИИ 

     В современной литературе калькулирование  определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции. В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость продукции. Себестоимость продукции составляют выраженные в денежной форме затраты на её производство и реализацию.
     Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу продукции.
     Процесс калькулирования завершается составлением калькуляций, которые различаются в зависимости от цели составления [4]:
     j предварительная (сметная) – составляется при проектировании новых производств и конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода;
     k итоговая (фактическая) – отражает совокупность всех фактических затрат на производство и реализацию продукции. Она используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости, а также для анализа и динамики себестоимости;
     l плановая – составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм и смет.
     Все они отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей. 

      2.1 Роль калькулирования  себестоимости продукции  в управлении и  учёте затрат
     Калькулирование себестоимости продукции является объективно необходимым процессом при управлении производством. Его условно можно подразделить на три этапа. На первом этапе исчисляется себестоимость всей выпущенной продукции в целом, на втором – фактическая себестоимость по каждому виду продукции, на третьем – себестоимость единицы продукции. В действительности процесс калькулирования является более сложным и чередуется с процессом учета затрат. После распределения первичных затрат калькулируется себестоимость продукции вспомогательных производств. На этом этапе калькулирование усложняется, так как необходимо учесть предоставление взаимных услуг.
     Функционировавшие ранее калькуляционные системы преследовали одну цель – оценить запасы готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства. Что необходимо для внутрипроизводственных целей и для составления внешней отчетности, а также для определения прибыли. Несмотря на важность этой задачи, прежние системы калькулирования  не содержали информации, пригодной для решения многих управленческих задач.
     Современные системы калькулирования более сбалансированы. Содержащаяся в них информация позволяет не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций, как:
     - целесообразность дальнейшего выпуска продукции;
     - установление оптимальной цены на продукцию;
     - оптимизация ассортимента выпускаемой продукции;
     - целесообразность обновления действующей технологии;
     - оценка качества работы управленческого персонала.
     Современное калькулирование лежит в основе оценки выполнения принятого предприятием или центром ответственности плана. Оно необходимо для анализа причин отклонений от плановых заданий по себестоимости. Данные фактических калькуляций используются для последующего планирования себестоимости, для обоснования экономической эффективности внедрения новой техники, выбора современных технологических процессов, проведения мероприятий по повышению качества продукции, оперативного контроля затрат.
     Наконец, калькулирование является основой  трансфертного ценообразования. Трансфертная (внутренняя) цена применяется при коммерческих операциях между подразделениями одного и того же предприятия. Наибольшую актуальность вопросы формирования трансфертных цен имеют при наличии права у подразделения предприятия самостоятельно выходить на внешних покупателей. В этом случае от правильного формирования трансфертной цены будет зависеть общее финансовое положение организации. Если же продукция подразделения полностью потребляется внутри предприятия, то трансфертная цена является лишь учетной категорией, необходимой для обеспечения хозяйственных связей между внутренними подразделениями предприятия.
     Таким образом, калькулирование является одним из основных элементов системы управления не только себестоимостью продукции, но и учёта затрат на производство в целом.  

     2.2 Принципы калькулирования
     Калькулирование на любом предприятии, независимо от его вида деятельности, размера и формы собственности, организуется в соответствии со следующими принципами [2]:
     1. Научно обоснованная классификация затрат на производство. Для отдельных отраслей промышленности, а также ряда отраслей сферы материального производства с учетом их особенностей разработаны и утверждены специальные отраслевые рекомендации по планированию и учету себестоимости.
     2. Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц. Во многих случаях объекты учета затрат и объекты учета калькулирования не совпадают. Объектами учета затрат являются места их возникновения, виды или группы однородных продуктов. Местом возникновения затрат в управленческом учете называют структурные единицы и подразделения предприятия, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цеха).
     Под объектом калькулирования (носителем затрат) понимают виды            продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации на рынке. Выбор объекта учета затрат зависит от технологических особенностей производства, специфики производимой продукции (так как не всегда объект калькулирования будет совпадать с объектом учета затрат).
     Выбор калькуляционной единицы (количественный измеритель объекта калькулирования) зависит от особенностей производства и выпускаемой продукции. Могут использоваться натуральные единицы (штуки, тонны, метры и т.д.); условно-натуральные единицы (например, в обувной промышленности – 100 пар обуви);  условные (предусматривающие определенное содержание полезного вещества в продукте); стоимостные; единицы работы персонала или средств труда (человеко-час, машино-день, тонно-километр и т.д.). Из этого множества калькуляционных единиц для калькулирования используется один измеритель, который рассматривается как основной.
     3. Выбор метода распределения косвенных затрат. Это чрезвычайно важно для правильного расчета себестоимости единицы продукции. Он производится предприятием самостоятельно, записывается в учетной политике и является неизменным в течение всего финансового года.
     4. Разграничение затрат по периодам. При этом руководствуются принципом начисления.  Его сущность состоит в том, что операции отражаются в бухгалтерском учете в момент их совершения и не увязываются с денежными потоками. Доходы и расходы, полученные (понесенные) в отчетном периоде, считаются доходами и расходами этого периода независимо от фактического времени поступления (или выплаты) денежных средств. Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами (расходами) отчетного периода, даже если деньги поступили или перечислены в данном периоде.
     5. Раздельный учет по текущим  затратам на производство продукции и по капитальным вложениям.
     6. Выбор метода учета затрат  и калькулирования.
3 МЕТОДЫ УЧЁТА ЗАТРАТ  И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ
СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 

     Метод учёта затрат и калькулирования  себестоимости – это единый процесс, совокупность приемов организации, документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции и необходимую информацию для контроля за этим процессом [5].
     Однако  надо отметить, что в отечественной  теории бухгалтерского учёта длительное время идут дискуссии о том, различаются ли понятия "методы учёта затрат" и "методы калькулирования". Так по мнению Я.В. Соколова, "это два независимых понятия, учёт фактических затрат может быть, а калькуляции может и не быть, либо наоборот, например, исчисление себестоимости планируемой к выпуску продукции".  

     3.1 Классификация методов  учёта затрат и калькулирования
     Метод учета затрат и калькулирования  себестоимости продукции выбирается предприятием самостоятельно, так как зависит от ряда частных факторов: отраслевой принадлежности, размера, применяемой технологии, ассортимента продукции, другими словами, от индивидуальных особенностей предприятия.
     При формировании управленческой учетной  политики на каждом предприятии необходимо использование такой классификации затрат и методов их учета, которая в наибольшей степени отражает специфику их бизнес-процессов, обеспечивает оптимальное сочетание и использование в целях подготовки и принятия решений.
     Общепринятой  классификации методов учета  затрат и калькулирования пока не существует. Тем не менее их можно сгруппировать по трём признакам, как это приведено на рисунке 2 [6]. 


     
       



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2 – Классификация методов учета затрат и калькулирования
      На  практике эти методы могут применяться в различных сочетаниях. Главное, чтобы выбранный организацией метод обеспечивал возможность группировки затрат по отдельным объектам учёта, текущего контроля за затратами на производство, а также возможность реализации важнейшего принципа управленческого учёта – управление себестоимостью по отклонениям. 

      3.2 Характеристика пообъектных  методов учёта  затрат 

     3.2.1 Позаказный метод
     Метод предназначен для применения в индивидуальном производстве при изготовлении неповторяющихся или редко повторяющихся экземпляров продукции редких видов (турбины, суда, самолеты), а также на предприятиях химической промышленности, в производстве мебели, при выполнении заказов на мелкосерийное производство. Этот метод может применяться и в непроизводственных организациях, осуществляющих выполнение научно-исследовательских, конструкторских, ремонтных работ, оказание аудиторских, консультационных и других видов услуг. Здесь в качестве заказа могут выступать: проект, договор, случай, программа.
     Сущность данного метода состоит в том, что все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих) учитываются в разрезе установленных статей калькулирования по отдельным производственным заказам, выданным на заранее определенное количество изделий данного вида. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой (ставкой) распределения.
     Объектом  учета затрат и  объектом калькулирования  при этом методе является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления. При этом под заказом понимается заявка клиента на определенное количество специально созданных или изготовленных для него изделий. Вид заказа определяется договором с заказчиком. В нем же оговаривается стоимость, оплачиваемая заказчиком, порядок расчетов, передачи продукции, срок выполнения заказа. До момента выполнения заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством. Если заказ представлен единичным изделием, то его себестоимость рассчитывается путем суммирования всех затрат. Если заказом предусмотрено производство нескольких изделий или их партии, то путем суммирования затрат получают себестоимость изготовления всей партии. Для определения себестоимости одного изделия общие производственные затраты делят на количество единиц продукции в партии.
     На  изготовление каждого заказа открывается  отдельный бланк заказа, которому присваивается индивидуальный номер. По мере прохождения заказа через производственный процесс на бланке заказа накапливается информация о затратах.  Таким образом, карточка заказа является основным учётным регистром в условиях позаказного метода калькулирования себестоимости. Данные в карточку заказа вносятся на основании первичных документов: затраты материалов и сырья на основе требований или лимитно-заборных карт; затраты труда  - на основе нарядов. Последовательность учёта выполняемых операций при позаказном методе учёта представлена на рисунке 3.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 3 – Основные этапы работы при  позаказном методе
      Прямые  затраты – затраты, которые непосредственно без распределения, могут быть включены в себестоимость конкретного вида продукции.
     Косвенные – расходы, носящие общий характер, произведенные для выпуска нескольких видов продукции, и поэтому требующие распределения. Указанные затраты легко рассчитываются по каждому заказу.
     Сложнее дело обстоит с накладными расходами (расходы, связанные с управлением производством), так как они относятся к нескольким заказам и требуют распределения. Этот процесс распределения накладных расходов получил название «поглощения» или «распределения» затрат.
     Распределение производится на основе предварительно рассчитанных коэффициентов накладных расходов, которые определяются отношением общей суммы накладных расходов к так называемым факторам затрат. Наиболее часто применяющимися факторами служат: машино-час; человеко-час; тарифная ставка. Формула коэффициента приведена ниже:
   (1)

     Поскольку эти оценки редко бывают точными, сумма накладных расходов, отнесенных в течение отчетного периода на незавершенное производство, будет отличаться от фактических накладных расходов. При этом возникают недораспределенные и перераспределенные накладные расходы. Их величина может быть отнесена на затраты двумя способами [7]:
     •  отнесена напрямую на счет «Себестоимость реализованной продукции»;
     • распределена пропорционально между остатками на счетах «Основное производство», «Готовая продукция» и «Себестоимость реализованной продукции». 

     Практический  пример применения данного  метода
     Пациент поступил в клинику 25 марта и выписался 5 апреля. Сведения о затратах клиники приводятся в таблице 1, причем первые три строки содержат информацию об издержках, непосредственно связанных с лечением больного, а последняя – отражает размер совокупных косвенных расходов лечебного учреждения за два анализируемых месяца.
Таблица 1 – Сведения о затратах клиники
Показатели Март Апрель
Медикаменты (по данным складской программы) 120 116
Продукты  питания (по данным складской программы) 250 240
Заработная  плата врачей и медсестер, проводивших  операцию и послеоперационную реабилитацию 400 200
Совокупные  косвенные расходы за месяц 3100 3600
      В таблице 2 приведены сведения о количестве больных, пребывавших одновременно с рассматриваемым пациентом в больнице. 
 

Таблица 2 – Данные журнала движения пациентов  с 25 марта по 5 апреля
25.03 26.03 27.03 28.03 29.03 30.03 31.03 1.04 2.04 3.04 4.04 5.04
12 12 12 11 11 13 13 15 15 15 15 15
      Как видно из условия, выписка больного не совпала с концом отчетного периода. Следовательно, все затраты, отнесенные к марту, должны учитываться как незавершенное производство. Прямые затраты на лечение больного в марте составят: 120+250+400=770 руб.
      Рассчитаем  долю косвенных расходов, отнесенных на данный заказ в марте (в этом месяце пациент провел в клинике 7 дней). Косвенные расходы, приходящиеся на всех больных, находящихся на тот  момент в клинике, составили: 3100:31*7=700 руб.
     Рассчитаем  среднее количество больных за 7 дней марта: 84:7=12 чел.
      Доля  косвенных расходов на нашего пациента в марте составит:
700:12=58,3 руб.
     Незавершенное производство в марте составит: 770+58,3=828,3 руб.
     Прямые  затраты за апрель составили: 116+240+200=556 руб.
     Чтобы определить косвенные расходы на данный заказ, необходимо правильно  оценить совокупные месячные косвенные  расходы. Согласно смете косвенные расходы в апреле составят 3600 руб. Рассчитаем косвенные расходы, приходящиеся на всех пациентов с 1 по 5 апреля: 3600:30*5=600 руб. На данный заказ в апреле приходится 600:15=40 руб. косвенных расходов.
     Фактическая себестоимость заказа составит: 828,3+556+40=1424,3 руб. 

     3.2.2 Попроцессный метод
     Данный  метод чаще применяется в добывающих отраслях промышленности (угольной, горнорудной, газовой, нефтяной, лесозаготовительной и др.) и энергетике. Кроме того, он может использоваться в перерабатывающих отраслях с простейшим технологическим циклом производства (например, в цементной промышленности, на предприятиях по производству асфальта и др.). Эти отрасли характеризуются массовым типом производства, непродолжительным производственным циклом, ограниченной номенклатурой выпускаемой продукции, одинаковой единицей измерения и калькулирования, полным отсутствием или незначительными размерами незавершенного производства. В итоге выпускаемая продукция является одновременно объектом учета затрат и объектом калькулирования. Несмотря на общие черты массового производства, каждая из добывающих отраслей промышленности имеет свои особенности, от которых зависят не только организация и технология производства, но и возможности учета и контроля за затратами.
     Последовательность  учета выполняемых операций при попроцессном методе учета отражена на рисунке 4.

     Рисунок 4 – Последовательность учёта выполняемых операций
     Различают несколько видов организации  попроцессного метода, в зависимости от выполнения следующих условий: производится один вид продукции; не возникают запасы полуфабрикатов; не образуются запасы продукции.
     Если выполняются все три условия (энергетические, транспортные организации), то применяется метод простой одноступенчатой калькуляции. При этом себестоимость единицы продукции определяется делением издержек за отчетный период на количество произведенной за этот период продукции и рассчитывается по формуле 2:
              (2)
     где С - себестоимость единицы продукции, руб.
     З - совокупные затраты за отчетный период, руб.
     Х- количество произведенной за отчетный период продукции в натуральном выражении (штуки, тонны, метры и т.д.).
     Метод простого одноступенчатого калькулирования может применяться не только в отраслях материального производства, но и в непроизводственной сфере, при оказании услуг. Например, отделения Сбербанка, используя данный метод, рассчитывают себестоимость одной банковской услуги. Для этого общая сумма расходов, включаемых в себестоимость оказываемых банками услуг, делится на их количество.
     В реальности производств, отвечающих всем трем вышеприведенным 
требованиям, немного. Если выполняются только первое и второе условия, то на таких предприятиях применяется метод простой двухступенчатой калькуляции. При этом себестоимость единицы продукции определяется в 3 этапа:

    •  рассчитывается производственная себестоимость единицы продукции делением всех производственных затрат на количество изготовляемых изделий;
    •  сумма управленческих и коммерческих издержек делится на количество реализованной за отчетный период продукции;
     • суммируются показатели, рассчитанные на первых двух этапах.
     Себестоимость продукции методом простого двухступенчатого кальку-
лирования рассчитывается по следующей формуле 3:
                                              
                                                          (3)

     где С – полная себестоимость единицы продукции, руб.;
       ? совокупные производственные затраты отчетного периода, руб.;
     З ? управленческие и коммерческие расходы отчетного периода, руб.; 
  ? количество произведенных единиц продукции в данном периоде;

       ? количество реализованной продукции в отчетном периоде.
     Из  описания последовательности расчетов себестоимости по методу простого двухступенчатого калькулирования видно, что его практическое использование предполагает наличие на предприятии простейшей системы учета затрат, по местам их возникновения. Метод простого двухступенчатого калькулирования позволяет: оценить запасы и готовую продукцию по производственной себестоимости; отнести расходы по управлению и сбыту в полном объеме на количество проданной продукции.
     Если производственный процесс состоит из нескольких стадий (переделов), то пользуются методом многоступенчатой простой калькуляции. Данная разновидность попроцессного метода аналогична попередельному методу, поэтому некоторые авторы отождествляют эти два метода. 

     Практический  пример применения данного  метода
     По  предприятию, охватывающему три  передела, за отчётный период имеется  информация, представленная в таблице 3.
Таблица 3 – Исходные данные
  Передел 1 Передел 2 Передел 3
Количество  произведенных полуфабрикатов, шт. 12000 11000 10000
Добавленные затраты каждого передела, тыс. руб. 200 300 500
      Затраты на сырье и материалы в расчёте на единицу продукции – 50 руб. Административно-управленческие расходы за отчётный период – 200 тыс. руб. Реализовано в течение отчётного периода 8000 ед. продукции. Условно допускаем, что местом потребления сырья и материалов является 1 передел.
      Расчёт  себестоимости единицы продукции в данном случае будет иметь следующий вид:
      Из  приведенных данных видно, что на выходе из передела 1 себестоимость полуфабриката составляет 50+16,7=66,7 руб. По завершении обработки на переделе 2 себестоимость полуфабриката возрастает до 66,7+27,3=94 руб. После прохождения последнего, 3 передела, себестоимость единицы готовой продукции составит 144 руб. (90+50).
     С учётом количества полуфабрикатов, произведенных  в течение отчетного периода каждым переделом, стоимостная оценка изготовленных полуфабрикатов составит по:
           переделу 1                ;
           переделу 2                ;
           переделу 3               
           Запасы полуфабрикатов:
           передела 1                 ;
           передела 2                
           Запасы готовой  продукции:  

     3.2.3 Попередельный метод
     Метод характерен для многих производств последовательной переработки промышленного и сельскохозяйственного сырья в законченный готовый продукт на основе химических, физических, биологических процессов. Особенностью таких производств являются последовательные стадий, которые получили название переделов.
     Объектом калькулирования в таких производствах является каждый самостоятельный передел, включая и такие переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов.
     Перечень  переделов определяют на основе технологического процесса, а также исходя из особенностей планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции передела и оценки незавершенного производства. Из этих предпосылок вытекает и сущность попередельного метода: прямые затраты отражаются в текущем учете не по видам продукции, а по переделам, даже если в одном переделе можно получить продукцию разных видов. Следовательно, объектом учета затрат обычно является передел.
     Передел – это совокупность технологических операций (часть технологического процесса), которые завершаются выработкой полуфабриката или готового продукта. В результате последовательного прохождения исходного материал через все переделы получают готовую продукцию, т.е. на выходе из последнего передела имеем не полуфабрикат, а законченный продукт. Например, текстильное производство состоит из ряда переделов. Исходным сырьем для ткацкого производства является хлопок-волокно, грязная и мытая шерсть, шелк-сырец и другие материалы. Они поступают в I передел — прядение. Готовой продукцией этого передела является пряжа. Она передается в следующий передел — ткачество, на выходе из которого получают суровье (суровую ткань). Суровье поступает в III передел (отделку), где на ткань наносят нужный рисунок. Технологическая схема ткацкого производства: прядение > ткачество > отделка. Последовательность учета выполняемых операций при попередельном методе учета отражена на рисунке 5.

Рисунок 5 – Последовательность учёта выполняемых операций
     Попередельное калькулирование  применяется в отраслях промышленности с комплексным использованием сырья, где производственный процесс характеризуется наличием отдельных стадий технологического цикла с самостоятельной технологией и организацией производства, например в химической, нефтеперерабатывающей, цементной отраслях. Поскольку перечисленные производства весьма материалоемки, производственный учет организуется таким образом, чтобы обеспечить контроль за использованием материалов в производстве. Наиболее часто применяются балансы исходного сырья, расчет выхода продукта или полуфабриката, брака, отходов. К этому методу учета затрат прибегают предприятия, изготавливающие различные изделия, если весь технологический процесс может быть разбит на постоянно повторяющиеся операции. В условиях массового характера производства, когда номенклатура выпускаемой продукции невелика, также применяется попередельный метод учета.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.