На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие и виды источников коммерческого права

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Частное образовательное учреждение
высшего профессионально обучения
НЕВСКИЙ ИНСТИТУТ
  УПРАВЛЕНИЯ И ДИЗАЙНА
_____________________________________________________________________________ 

ФАКУЛЬТЕТ: Коммерция 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 
 
 

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: Коммерческое право 

Тема: "Понятие и виды источников коммерческого права" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:.
Группа: К-06311
Преподаватель: Е.В. Алексеева  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт –  Петербург
2009 год
 

Содержание: 

Введение 

    Развитие  коммерческого права в России.
    2.  Источники коммерческого права.
    2.1 Понятие и виды источников коммерческого права.
    2.2 Понятие и источники международного коммерческого права. 

Заключение 

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Коммерческое  право является одной из отраслей права, которая регулирует коммерческую или торговую деятельность. Коммерческое право принято считать подотраслью гражданского права. Гражданское и коммерческое право регулируют сходные между собой отношения. Коммерческое право регулирует товарный оборот, который является частью имущественного оборота. 

Коммерческое  право – совокупность правовых норм, разработанных для обслуживания товарного борота и регулирующих взаимоотношения между профессиональными предпринимателями. Коммерческое право представляет собой комплекс норм частного права. Оно регулирует отношения между предпринимателями или с их участием в процессе осуществления последними предпринимательской деятельности. 

Следует различать  науку «Коммерческое право» и  учебную дисциплину «Коммерческое право». Учебная дисциплина – это краткий свод основных положений науки «Коммерческое право». Учебная дисциплина «Коммерческое право» служит для ознакомления с данной отраслью права студентов, специалистов, которые получают первоначальное знание о науке и самой отрасли. 

Наука «Коммерческое  право» – это наиболее глубокое теоретическое знание об отрасли  «Коммерческое право», полученное научными методами. Наука коммерческого права  изучает саму отрасль права, ее закономерности, принципы, становление, развитие. 

Сегодня, по мере того как в России развивается  товарный рынок, существует необходимость  постепенного обособления коммерческого  права. Коммерческое право постепенно из подотрасли гражданского права становится самостоятельной отраслью права. Одним  из существенных условий отнесениястраны к государству с развитой рыночной экономикой является наличие коммерческого права как самостоятельной отрасли, которая существует наряду с гражданским правом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Развитие  коммерческого права  в России
 
    Становление и развитие коммерческого права в России проходило по основным этапам, связанным с историческим развитием Российского государства: 

    1) дореволюционный  этап; 

    2) советский  этап; 

    3) постсоветский  (современный) этап. 

    До 1917 г. в России торговые отношения регулировались различными законодательными актами гражданского права, и никогда не было самостоятельного торгового кодекса. 

    В дореволюционном  этапе развития коммерческого права  выделяются два основных периода. 

    1. Зарождение  российского торгового права  пришлось на середину XVII в. В это время были приняты: 

    1) Соборное  Уложение 1649 г.; 

    2) Торговый  Устав 1653 г.; 

    3) Новоторговый  Устав 1667 г. 

    Особая глава  Уложения 1649 г. была посвящена городам. Частновладельческие «белые» слободы  в городах передавались из рук феодалов «на государево имя». Посадские люди получили право монопольной торговли в городах, постоянная (в лавках) крестьянская торговля в городах была запрещена. Торговый устав 1653 г. установил единую пошлину с продаж. В 1667 г. Новоторговый устав упорядочил вопросы внешней торговли. По этому Уставу иностранным купцам запретили розничную торговлю на русских рынках, чего для обеспечения экономической независимости страны было мало. Нужно было активно вести внешнюю торговлю, а для этого требовалось овладеть выходом на морское побережье. 

    2. Зарождение  российского капиталистического  торгового права пришлось на  конец XIX – начало ХХ вв. В  1887 г. был принят Торговый устав,  а в 1903 г., когда появилась необходимость  упорядочить торговую деятельность  различных обществ, он был переработан. В 1903 г. был принят Устав торгового судопроизводства, который определил порядок создания и деятельности коммерческих судов, которые решали все споры, связанные с торговым оборотом. 

    Особенностью  советского этапа с 1917 по 1991 гг. стало то, что советское государство отказалось от коммерческого права в его общемировом понимании. В советский период, когда экономика являлась полностью государственной, появилась идея создания такого коммерческого права, которое бы сочетало в себе административно-правовые и имущественно-стоимостные элементы. Сам рынок в Советском Союзе был заменен плановой системой хозяйствования, следовательно, коммерческое (торговое) право стало неактуально и не развивалось. 

    В современной  России с 1991 г. торговое (коммерческое) право стало заново развиваться. Становление коммерческого права в России происходит по мере становления и развития товарного рынка. Инфраструктура товарного рынка пока еще развита недостаточно, а это, в свою очередь, мешает развитию коммерческого права. В результате всего этого развитие коммерческого права в России идет очень медленным темпом. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2.  Источники коммерческого  права 

Под источниками  права понимают формы выражения  норм права. Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.
Источниками предпринимательского права являются Федеральные законы, законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ) и обычаи делового оборота.
Нормы предпринимательского права содержатся в Конституции  РФ, в ряде конституционных законов, например, в Законах РФ об арбитражном  суде; в федеральных законах, например. Гражданском кодексе РФ.
Возникает вопрос о разграничении гражданского и  предпринимательского законодательства. Не поднимая дискуссии о месте  предпринимательского права в системе  права, отметим, что в связи с  принятием нового Гражданского кодекса  РФ 1994 г. предпринята попытка регулировать предпринимательские отношения путем включения их в предмет гражданского права, отсюда по мнению авторов нового кодекса (С.С.Алексеев, Е.А.Суханов, В.Ф.Яковлев и др.) предмет хозяйственного (предпринимательского) права вошел в предмет гражданского права.
Круг отношений, не урегулированных Гражданским  кодексом, отражен в приведенном  разделе о системе предпринимательского права. Особое место в этой проблеме занимают так называемые вертикальные отношения, т.е. предприниматель - орган управления. Эти отношения не регулируются гражданским правом, не регулируются комплексно и административным правом.
Таким образом, одновременный подход к предмету и источникам предпринимательского права не подходит. Нужно системно-правовое регулирование однородных хозяйственных отношений и здесь на первый план выходит проблема кодификации предпринимательского законодательства, т.е. разработка хозяйственного кодекса.
Рассматривая  источники предпринимательского права, нельзя обойти и еще одну проблему, а именно, об экономической роли государства. Сторонники одномерного подхода (либо гражданско-правового, либо административно-правового) регулирования хозяйственных отношений, исходя из экономической теории монетаризма и в юридической науке проводится мысль об ограничении государственного регулирования экономики (т.е. идея саморегулирования рынка). Современная научная концепция предпринимательского права в данном вопросе должна занимать следующую позицию:
1. Хозяйственные  (предпринимательские) отношения, как часть имущественных отношений, имеют качественное отличие (например: отношения в договорах купли-продажи велосипеда гражданином и в договоре поставки продукции производственно-технического назначения) и должны быть урегулированы специальным законодательством - хозяйственным кодексом, как в зарубежных странах.
2. Монетаристский  взгляд на государство, как  на пассивный элемент регулирования  хозяйственных отношений, наносит  ущерб экономической безопасности  страны. Роль государства не может  быть сведена к созерцанию хозяйственной деятельности (регистрация, выдача лицензий и т.д.). Нужна активная защита интересов общества и граждан, но эта деятельность должна быть закреплена законом, хозяйственным кодексом.
3. Государство  должно установить правило хозяйствования субъектов, т.е. те требования, которые предъявляются к хозяйствующим субъектам. Сейчас эти требования (экологические, налоговые, бухгалтерско-отчетные, по стандартизации и т.д.) содержатся в сотнях нормативных актах. Все это должно войти в хозяйственный кодекс.
4. Система публичного  законодательства (уголовное, административное  и т.д.), устанавливающая ответственность  за нарушение правил хозяйствования  с целью защиты интересов общества  и граждан. 
2. Коллизии старого  и нового законодательства в  сфере коммерческого права и их характеристика.  

Особое значение для системы источников предпринимательского права имеют судебная практика и  руководящие разъяснения пленумов. Именно в судебной практике можно  найти правовую опору для ограничения  произвола исполнительной власти и эйфории законодателей.
Анализ предпринимательского законодательства позволяет выделить несколько групп источников, часто  вступающих в коллизию друг с другом:
1) Законы, принятые  в бывшем СССР; например: Основы  законодательств об арендных отношениях в СССР и союзных республиках.
2) Законодательство  РСФСР, принятое в перестроечный  период; например: Закон «Об инвестиционной  деятельности в РСФСР».
3) Законы и  подзаконные акты, принятые после  12 июня 1992 г., с последующими изменениями  и дополнениями; например: Закон Российской Федерации «О стандартизации», «Об охране окружающей Среды».
Весь этот нормативный  массив законодательства принимался в  разное время. Более того, при различных  политических и правовых условиях и, собственно, отличается своей противоречивостью.
Советское и  современное Российское хозяйственное  законодательство никогда не было кодифицировано. В настоящее время основной массив нормативных актов составляют приказы  и инструкции министерств и ведомств Российской Федерации, так как законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации урегулированы не все хозяйственные вопросы. 
 
 

2.1 Понятие и виды источников коммерческого права. 

Понятие источников коммерческого (торгового) права логически связано с понятием источника права вообще. Под источником права в юридической науке принято понимать «объективированный в документальном виде акт правотворчества, являющийся юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования»1.
Каждая отрасль  права имеет определенный предмет  правового регулирования. В этой связи относительно предмета группируется
соответствующая совокупность норм права, которые призваны регулировать отношения, составляющие предмет той или иной отрасли права.
Предмет коммерческого  права, как уже было ранее замечено, составляют отношения, складывающиеся в сфере торговли. Следовательно, источниками коммерческого (торгового) права является совокупность актов правотворчества, содержащих нормы, регулирующие отношения в области торговой деятельности.
Нормы коммерческого  права содержатся в нормативных  актах
общего и специального характера. Логически источники можно разделить на общие и специальные. К общим источникам можно отнести Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы о коммерческих организациях, указы Президента РФ, содержащие отдельные нормы, регулирующие отношения торговли прямо или косвенно.
Так, статья 8 Конституции  РФ устанавливает норму-принцип общего характера о свободе экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств; обеспечивает поддержку конкуренции, гарантирует свободу экономической деятельности; признает и защищает все формы собственности.
Статья 34 Конституции  РФ устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, в том числе и торговой.
Статья 46 дает право  каждому на обращение в суд для восстановления нарушенного права и т.д.
Эти нормы носят  общий характер.
К общим нормативным  актам относится и Гражданский  кодекс, который содержит систему норм, регулирующих отношения торговли.
Специальные источники  коммерческого права основываются на источниках общего характера. Например, Конституция РФ является источником, в соответствии с которым формируются источники всех отраслей права, в том числе и коммерческого.
На основе Конституции  РФ может быть принят Торговый Кодекс. Он будет выступать в качестве специального источника коммерческого права, как это принято считать в ряде государств имеющих дуализм частного права.
Специальными  источниками коммерческого права  на первом этапе были отдельные указы Президента РФ. К ним можно отнести следующие: «О свободе торговли» т 29 января 1992 г. № 65;
«О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР« от 25 ноября 1991 г. и другие (приложения № 1, № 2).
Отличие специального источника от источника общего характера состоит в том, что специальный источник содержит в основном нормы, например, касающиеся только торговой деятельности. В свою очередь источник права общего характера устанавливает лишь нормы-принципы, касающиеся того или иного направления деятельности.
Источниками коммерческого права являются также международные нормативные акты, к которым присоединилась Российская Федерация.
Такие нормативные акты имеют приоритет перед национальным законодательством. К их видам можно отнести международные конвенции; международные договоры; внешнеэкономические договоры и т.д.
   Международные акты подразделяются также на акты общего и специального характера.
   К источникам коммерческого права относится обычай делового оборота, международные торговые обычаи, пришедшие из средне-вековой Европы и т.д.
Обычаи применяются  сторонами при заключении договоров оптовой купли-продажи, а также судами при рассмотрении споров.
При этом суды применяют  обычаи даже в том случае, если стороны не указали в договоре на применение такого обычая, но он был признан судом как источник регулирования определенного вида отношений по торговой сделке. Данный порядок предусмотрен Венской Конвенцией «О международных договорах купли-продажи». Такая практика существует во многих правовых системах2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение № 1.
О СВОБОДЕ  ТОРГОВЛИ
Указ  Президента Российской Федерации
от 29.01.92 г. №65
В целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции,
преодоления монополизма  в сфере розничной торговли и  создания условий для
быстрого развития торговой и посреднической сети в  условиях либерализации
цен постановляю:
1. Предоставить  предприятиям независимо от форм  собственности, а также
гражданам право  осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность (в том числе за наличный расчет) без специальных разрешений, за исключением торговли оружием, боеприпасами, взрывчатыми, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и другими
товарами, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством.
2. Установить, что  товары, ввозимые гражданами на территорию Российской
Федерации или  пересылаемые в их адрес, таможенными пошлинами не облагаются.
3. Установить, что  трудовым коллективам предприятий,  получивших права
юридического  лица в соответствии с Указом Президента РСФСР от 25 ноября
1991 г. № 232 «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в
РСФСР», а также  гражданам продажа имущества государственных и муниципальных предприятий торговли и общественного питания, переданного им на основании договоров аренды с правом последующего выкупа, заключенных до 17 июля
1991 г., производится  в срок не позднее 14 дней  с момента подачи заявки.
Государственному  комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом определить до 10 февраля 1992 г. порядок выкупа указанного имущества.
4. Установить, что  предприятия и граждане осуществляют  торговлю (в том
числе с рук, лотков и автомашин) в любых удобных для них местах, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена и территорий, прилегающих к
зданиям государственных  органов власти и управления. Предприятия и граждане, осуществляющие торговлю, несут ответственность за качество реализуемых
товаров в соответствии с действующим законодательством.
5. Местным органам  власти и управления:
содействовать свободной торговле предприятий и граждан, обратив особое
внимание на оборудование место торговли, поддержание в них общественного порядка и соблюдение санитарных норм и правил;
принять меры к  организации оптовых рынков в  городах и районных центрах.
В этих целях  до 15 февраля 1992 г. определить территории для их размещения,
приспособленные для состояния грузового транспорта, обеспеченные охраной и подъездными путями;
обеспечить свободное  перемещение товаров на территории Российской Федерации, предусмотренное Указом Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. №269 «О едином экономическом пространстве РСФСР«, запретить задержание и изъятие любых грузов, перевозимых транспортными и иными средствами, а так же истребование каких-либо документов на эти грузы, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
6. Правительству  Российской Федерации в трехдневный  срок подготовить для внесения в Верховный Совет Российской Федерации предложения по введению прогрессивного налогообложения прибыли предприятий оптовой и розничной торговли, превышающей 50 процентов уровня рентабельности.
7. Правительству  Российской Федерации привести  ранее принятые решения
в соответствие с настоящим Указом.
8. Контроль за  исполнением настоящего Указа возложить на органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
9. Настоящий  Указ вступает в силу с момента  его подписания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение № 2. 

О КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ В РСФСР
Указ
Президента  Российской Советской  Федеративной
Социалистической  Республики от 25.11.91 г. № 232
В целях создания условий для развития конкуренции  в сфере торговли, общественного  питания и улучшения обеспечения  населения товарами народного потребления и услугами постановляю:
1. Органам исполнительной  власти республик в составе  РСФСР, краев, областей, автономной  области, автономных округов,  районов, городов и районов  в городах:
реорганизовать  до 1 января 1992 г. государственные (муниципальные) пред-
приятия и организации  розничной торговли и общественного  питания независимо от ведомственной  принадлежности путем выделения  из их состава в установленном  порядке структурных единиц (магазинов, мелкорозничной сети,
общедоступных столовых, кафе, ресторанов и других) и предоставления указанным структурным единицам прав юридического лица;
создавать указанные  предприятия, не изменяя форм собственности, сохра-
няя профиль  их деятельности и обеспечивая выполнение всех ранее заключенных хозяйственных договоров;
обеспечить своевременную  регистрацию этих предприятий, оказывая им не-
обходимую помощь в процедуре оформления соответствующих  документов.
2. Установить, что  комитеты по управлению имуществом  республик в составе РСФСР, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов (кроме районов в городах) и городов (кроме городов районного подчинения) являются правопреемниками упраздняемых в результате реорганизации государственных (муниципальных) предприятий и организаций розничной торговли и общественного питания.
3. Определить, что  при переоформлении заключенных  договоров аренды в
связи с реорганизацией государственных (муниципальных) предприятий  и организаций розничной торговли и общественного питания пересмотр  условий этих договоров не допускается, в том числе и в части переоценки выкупаемого имущества.
4. Принять к  сведению, что Центральным банком  РСФСР будет обеспечено
своевременное открытие расчетных и иных счетов предприятиям, создаваемым в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа.
5. Правительству РСФСР:
рассмотреть до 1 января 1992 г. вопрос о порядке налогообложения  государственных (муниципальных) предприятий  розничной торговли и общественного питания в условиях проводимой реорганизации и при необходимости внести соответствующие предложения Президенту РСФСР;
обеспечить в  двухнедельный срок разработку и  утверждение типового устава
государственного (муниципального) предприятия розничной  торговли, общественного питания, а  также методических рекомендаций по реорганизации государственных (муниципальных) предприятий и организаций розничной торговли и
общественного питания.
6. Контрольному  управлению Администрации Президента  РСФСР осуществить в 1 квартале 1992 г. проверку исполнения настоящего  Указа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В области коммерческого  права можно привести примеры следующих  федеральных законов: 

1) Закон РФ  «О защите прав потребителей».  Он гарантирует основные права  потребителей товаров и способы  защиты этих прав; регулирует  отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров и т. д.; 

2) Федеральный  закон «О защите конкуренции». Им определяются организационные  и правовые основы защиты конкуренции. 

3) Федеральный  закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ  «О техническом регулировании»; 

4) Закон РФ  от 20 февраля 1992 г. № 2383-I «О  товарных биржах и биржевой  торговле»; 

5) Закон РФ  от 7 июля 1993 г. № 5340-I «О торгово-промышленных  палатах в Российской Федерации»  и др. 

К подзаконным нормативным  актам относятся: 

1) Указы Президента РФ, дополняющие законы при наличии в них пробелов; 

2) Постановления  Правительства РФ, принимаемые для  развития и исполнения законов; 

3) государственные  стандарты на продукцию, работы, услуги, строительные объекты, установленные  Госстандартом и другими компетентными органами;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.