На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Методы исследования в психологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Содержание: 

1. Содержание
2. Вступление. Методы исследования в психологии.
3. Классификация  методов исследования в психологии.
4. Неэкспериментальные методы исследования
5. Диагностические  методы исследования
6. Экспериментальные  методы исследования
7. Формирующие методы  исследования
8. Заключение к  работе
9. Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Вступление. Методы исследования в психологии.
Методами  в науке называются способы, приемы исследования явлений, составляющих предмет  данной науки; применение этих приемов  должно приводить к правильному  познанию изучаемых явлений, т. е. к  адекватному (соответствующему действительности) отражению в сознании человека присущих им особенностей и закономерностей.
Применяемые в науке методы исследования не могут  быть произвольными, выбранными без  достаточных оснований, всего лишь по прихоти исследователя. Истинное познание достигается лишь в том  случае, когда применяемые в науке  методы строятся в соответствии с  объективно существующими законами природы и общественной жизни,нашедшими свое выражение в философии диалектического и исторического материализма.
При построении методов научного исследования необходимо в первую очередь опираться на следующие из этих законов:
а) все явления  окружающей нас действительности находятся  во взаимной связи и обусловленности. Эти явления существуют не изолированно друг от друга, а всегда в органической связи, поэтому правильные методы научного исследования должны исследовать изучаемые  явления в их взаимной связи, а  не метафизически, как существующие якобы оторвано друг от друга;
б) все явления  окружающей нас действительности находятся  всегда в процессе развития, изменения, поэтому правильные методы должны исследовать  изучаемые явления в их развитии, а не как нечто стабильное, застывшее  в своей неподвижности. При этом научные методы исследования должны исходить из правильного понимания  самого процесса развития: 1) как состоящего не только в количественных, но, что  самое главное, в качественных изменениях, 2) как имеющего своим источником борьбу противоположностей, внутренне  присущих явлению противоречий. Изучение явлений вне процесса их развития также является одной из существенных ошибок метафизического подхода  к познанию действительности.
Следование  этим законам в построении и использовании  методов научного исследования требует  преодоления определенных трудностей. Наше познание так устроено, что  оно может изучать явления  только аналитически, на какое-то время  вырывая их из общей массы явлений: «Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав  непрерывного, не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого,— говорит В. И. Ленин.— Изображение движения мыслью есть всегда огрубление, омертвление,— и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения, но и всякого понятия» *.
Истинно научные  методы исследования не могут останавливаться  на этом аналитическом этапе; они  должны дополнять его вскрытием  связей данного явления с другим.
Это положение  справедливо в отношении любой  науки. Так, психология изучает психические  процессы (восприятие, мышление, эмоции и т. д.), выявляя качественные особенности, присущие каждому из них. Но психолог не может правильно понять природу  психических процессов, если будет рассматривать их в отрыве друг от друга, а также независимо от физиологических законов высшей нервной деятельности. Неправильно также рассматривать психические процессы вне связи с личностью, которая является их носителем, и с деятельностью, в которой они проявляются. Психические процессы всегда суть процессы того или другого конкретного человека; они приобретают характерные особенности в зависимости от индивидуальных черт человека, которому принадлежат. Вместе с тем психические процессы, как и психологические черты личности, всегда проявляются только в действиях и поступках человека, в его деятельности. Поэтому они могут быть правильно поняты только через свое выражение в этой деятельности. У человека нет ощущений, восприятий, мышления, эмоций и других психических процессов вне и независимо от той или другой деятельности, в которой они органически участвуют. Человек воспринимает что-либо, обнаруживает те или другие стремления, проявляет различные чувства всегда в процессе труда, учения, решения какой-либо творческой задачи, игры и других видов деятельности. Это справедливо также и в отношении психологических черт личности: темперамент, присущие человеку волевые черты характера, интересы, стремления и т. д. проявляются и развиваются всегда только в связи с той или другой деятельностью.
Таким образом, применяемые в науке методы исследования только тогда приведут к истинному  знанию, когда они в своей совокупности отразят данное явление в его  развитии и в его существенных связях и отношениях с другими  явлениями. 

3. Классификация методов исследования в психологии.
1. Неэкспериментальные психологические методы.
       а) наблюдение
       б) анкетирование
       в) беседа
       г) «архивный метод»
       д) контент-анализ
       е) монографический метод
2. Диагностические методы.
      а) тест   (различные виды тестов)
3. Экспериментальные методы. 
      а) естественный

      б) моделирующий
      в) лабораторный
4. Формирующие методы.
      а)  преобразующий эксперимент
      б)  психолого-педагогический эксперимент
      в)  формирующий эксперимент
      г)  экспериментально-генетический метод
      д) метод поэтапного формирования 
 

4. Неэкспериментальные методы исследования 

   а) Наблюдение.
Наблюдение - это планомерное, целенаправленное, преднамеренное и специальным образом  организованное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме  фиксируются наблюдателем.
Наблюдение - основной, наиболее распространенный в психологии метод целенаправленного  систематического изучения человека.
Вначале появились  наблюдения психологов за собственными детьми, оформляемые в виде записей и дневников. Затем стали возникать научные учреждения, где метод наблюдения был основным.
Наблюдение  становится методом психологического исследования в том случае, если оно не ограничивается описанием  внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психологической природы этих явлений. Сущность наблюдения состоит не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении причин этих психологических фактов.
Возможность использования данного метода естественных наук в психологии основана на методологическом принципе единства и деятельности. Общеизвестно, что психика человека формируется и проявляется в  его деятельности - в действиях, словах, мимике и т.д. На основании внешних проявлений мы судим о внутренних процессах и состояниях.
Наблюдение  в психологических исследованиях  используется в различных вариантах: наблюдение как вид деятельности; наблюдение как метод; наблюдение как частная методика (технология).
Главными  особенностями наблюдения как метода психологического исследования   являются целенаправленность и опосредованность (наблюдение не напрямую, а через  что-либо). В данном случае исследователь не вмешивается в ход психических проявлений испытуемых, вследствие чего они протекают естественно.
Наблюдение является одним наиболее часто используемых в психологии исследовательских  методов. Наблюдение может применяться  в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов  деятельности, различные типы эксперимента и т.д.
Различают несистематическое  и систематическое наблюдение:
-   несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях;
-  систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует корреляционному исследованию (о нем речь пойдет далее).
Различают "сплошное" и выборочное наблюдение:
-  в первом случае исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.
-  во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.
Наблюдение может  проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты  наблюдения и т.д.
Фиксация результатов  наблюдения может производиться  в процессе наблюдения либо отсрочено. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей  изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель  сам является членом группы, поведение  которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель  находится в постоянном, естественном общении с ним.
В любом  случае важнейшую роль играет личность психолога - его профессионально  важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают  к психологу и начинают вести  себя естественно, если он сам не провоцирует "особое" отношение к себе. Наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства  извне в ситуацию, когда нужно  получить целостную картину происходящего  и отразить поведение индивидов  во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.
Недостатки, присущие наблюдению как методу научного психологического исследования, следующие:
   •  большие временные затраты в  связи с пассивностью наблюдателя.  Трудно предвидеть, когда появится  нечто важное с точки зрения  исследуемой проблемы; в то же  время некоторые явления вообще  недоступны для наблюдения;
   •  уникальность и неповторимость  наблюдаемых явлений;
   •  трудность установления причины  явления;
   •  субъективизм исследователя. Опасность  субъективизма возрастает в том  случае, если исследователь не  только фиксирует в протоколе  то, что он воспринимает, но и  высказывает своё мнение о  происходящем;
   •  необходимость учитывать культурные  и ментальные особенности объекта  наблюдения;
   •  сложность осуществления статистической  обработки данных;
   •  трудоёмкость, так как для реализации  наблюдения необходимы высокая   психологическая образованность  исследователя и огромные затраты  времени. 

   Метод  наблюдения имеет безусловные  достоинства:
   •  универсальный характер;
   •  гибкость наблюдения;
   •  «скромность» наблюдения;
   •  отсутствие искажения естественного  протекания психических процессов;
   •  богатство собираемых сведений. Благодаря наблюдению перед исследователем
   развёртывается  жизнь определённого человека, которую  можно сравнить с
   другими  конкретными наблюдениями и сделать  соответствующие выводы. 

     б) Анкетирование  (письменный опрос)
Анкетирование, как  и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских  методов в психологии. Анкетирование  обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Существуют три  основных типа анкет, применяемых в  психологии:
-  это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?";
-  это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.;
-  это анкеты - шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:
5 - уверено да;
4 - больше да, чем  нет; 
3 - не уверен, не  знаю;
2 - больше нет,  чем да;
1 - уверенно нет. 
Между этими тремя  типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование  количественных способов отработки  и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным  типом анкет, так как они позволяют  проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.
     в) Беседа
Беседа - специфичный  для психологии метод исследования человеческого поведения, так как  в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру  эксперимента на первом этапе, когда  исследователь собирает первичную  информацию об испытуемом, дает ему  инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме пост экспериментального интервью. Исследователи  различают клиническую беседу, составную  часть "клинического метода", и  целенаправленный опрос "лицом к  лицу" - интервью. Содержание бесед  можно протоколировать полностью  или выборочно в зависимости  от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед психолог может пользоваться диктофоном.
Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных  сведений об испытуемых, делает этот метод  очень эффективным средством  психологического исследования. Поэтому  желательно, чтобы беседа проводилась  с учетом данных, полученных при  помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в  ее цели может входить проверка предварительных  выводов, вытекающих из результатов  психологического анализа и полученных при использовании данных методов  первичной ориентировки в исследуемых  психологических особенностях испытуемых.
       г) Архивный метод
"Архивный метод"  или изучение продуктов деятельности. В американской научной литературе  принят термин "архивный метод"  для таких исследований, проводя  которые психолог не измеряет  и не наблюдает актуальное  поведение испытуемого, а анализирует  дневниковые записи и заметки,  архивные материалы, продукты  трудовой, учебной или творческой  деятельности и т.д. Отечественные  психологи используют другой  термин для обозначения этого  метода. Чаще всего его обозначают  как "анализ продуктов деятельности", или праксиметрический метод.
В качестве объекта  исследования при использовании  метода изучения продуктов деятельности могут выступать самые разнообразные  продукты творчества испытуемых (стихи, рисунки, различные поделки, дневниковые  записи, школьные сочинения, предметы, как результат определенного  вида трудовой деятельности и т.п.). Применяя этот метод, можно анализировать  не только содержательные, но и формальные характеристики объекта изучения.
Например, наиболее распространенным методом изучения продуктов деятельности учащихся в  школе является изучение школьных сочинений. Этот метод (также как и метод  индивидуальной беседы) дает богатый  психологический материал относительно индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Благодаря использованию  этого метода, изменяя лишь темы сочинений, учитель за сравнительно короткое время может собрать  массовый качественный материал о самых  различных особенностях учащихся.
Результаты использования  этого метода (наряду с результатами наблюдения и бесед) могут дать ценный материал для составления вопросов различных анкет.
Анализ продуктов  деятельности - метод, широко распространенный в исторической психологии, а также  в антропопсихологии и психологии творчества. Для психологии творчества он является одним из основных, поскольку особенность творческого продукта как раз и состоит в его уникальности.
Анализ продуктов  деятельности предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (шизофрения, маниакально-депрессивном психозе  и т.д.) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется  в особенностях текстов, рисунков, поделок  больных.
Широкое распространение  в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии получил биографический метод, в  ходе которого изучаются особенности  жизненного пути одной личности или  группы людей.
       д) Контент - анализ
К разновидностям "архивного  метода" относится также техника  контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Этот метод широко распространен не только в психологии, но и других социальных науках.
Особенно часто  он используется в практической психологии, психологии рекламы и коммуникации. Разработка метода контент-анализа связана с именами
Г.Лассуэла, Ч.Осгуда и Б.Берельсона, автора фундаментальной монографии
"Контент-анализ в коммуникационных исследованиях". Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: слово (термин, символ); суждение или законченная мысль; тема; персонаж; автор; целостное сообщение
       е) Монографический  метод
Данный исследовательский  метод не может быть воплощен в  какой-либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований.
Обычно в психологических  исследованиях используется не один какой-нибудь метод, а целый набор  различных методов, которые взаимно  контролируют и дополняют друг друга. 

5. Диагностические методы исследования
К диагностическим  исследовательским методам относятся  различные тесты, т.е. методы, позволяющие  исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а  также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых  выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств  и характеристик испытуемых.
а) Тест (от англ. test - проба, испытание) - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответсвующими нормами и стандартами.
Использование определенных и конкретных тестов в психологии наиболее отчетливо проявляет общие  теоретические установки исследователя  и всего исследования. Так, в зарубежной психологии тестовые исследования понимаются обычно как средство выявления и  измерения врожденных интеллектуальных и характерологических особенностей испытуемых. В отечественной психологии различные диагностические методы рассматриваются в качестве средств  определения наличного уровня развития этих психологических особенностей.
Основным недостатком  большинства диагностических методик  является осознание испытуемым искусственной  ситуации обследования, которое часто  приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов(иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда - стремление поднять свой престиж  в глазах экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента. Данный недостаток диагностических  методик требует тщательного  подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и  сочетания их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к  испытуемому, и с психологическим  наблюдением за особенностями поведения  испытуемых в ходе эксперимента.
Достоинство диагностических  методов (наряду с точностью и  портативностью) состоит в очень  широком спектре исследовательских  задач, которые могут решаться с  помощью данных методов, - от исследования степени овладения дошкольниками  различными перцептивными и мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны учебной деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до изучения специфики внутриколлективных отношений.
Итак, отличие диагностических  методов от методов неэкспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.
Общей особенностью этих двух классов исследовательских  методов является то, что они не дают возможности исследователю  проникнуть за изучаемое явление, не вскрывают закономерности его изменения  и развития, не объясняют его.
Задача объяснения исследуемых явлений может быть решена только благодаря применению экспериментальных исследовательских  методов.
Наиболее полное собрание объективных тестов можно  найти в "компендиуме объективных  тестов личности и мотивации", составленном Р.Б. Кэттеллом и Ф.В. Варбуртоном. В этом справочнике собрано более 400 различных тестов, которые могут быть классифицированы на следующие 12 групп тестов, изучающих личность:
- Тесты способностей. Некоторые тесты, первоначально  созданные для исследования интеллектуальных  функций, знаний и высоко коррелирующие с личностными факторами, например с показателями: беглость речи, моторная ригидность и т.д.
- Тесты умений  и навыков. К этой группе  относятся тесты на зрительно-моторную  координацию, координацию движения  рук, точность прохождения лабиринта  и т.п.
- Тесты на восприятие. Эта группа охватывает широкий  диапазон тестов: от зрительного  восприятия (завершение незаконченных  изображений) до обонятельного  (предпочтение запахов).
- Опросники. Это группа тестов, построенная в виде анкетных ответов о поведении, вкусах, привычках и т.п., например анкеты для опроса о состоянии здоровья, выполнении гигиенических требований и т.д.
- Мнения. К этой  группе относятся тесты на  выявление отношений испытуемого  к другим людям, нормам поведения  и морали, политическим взглядам  и т.д.
- Эстетические тесты.  Это группа тестов на предпочтение  музыкальных произведений, картин, рисунков, поэтов, художников и т.п.
- Проективные тесты.  Группа методик, предназначенных  для диагностики личности, в которых  обследуемым предлагается реагировать  на неопределенную(многозначительную)  ситуацию, например, интерпретировать  содержание сюжетной картинки. Ответы  на задания этих тестов (в отличие  от интеллектуальных тестов) не  могут быть альтернативными (правильно  - неправильно).
- Ситуационные тесты.  Они предполагают создание определенной  социальной ситуации. Например, одно  и то же задание выполняется  в одиночестве и перед всем  классом, для личного зачета  и для командного, в ситуации  соревнования или кооперации  и т.д.
- Игры. Это игровые  ситуации, где хорошо проявляются  индивидуальные особенности личности  испытуемого. Поэтому многие игры  включены в состав объективных  тестов.
- Физиологические  тесты. К ним относятся тесты,  в которых регистрируются показатели: КГР, ЭКГ, ЭЭГ, тремор и т.п.
- Физические тесты.  Их не всегда легко отличить  от физиологических. Размер грудной  клетки, удельный вес, тургор мышц, величина жировой складки и  другие показатели следует относить  к физическим тестам.
- Случайные наблюдения. Это может быть, например, число  неопределенных ответов, количество  пометок на тестовом бланке, аккуратность  письма, ерзание, неусидчивость при  обследовании и другие проявления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.