На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Материя и её атрибуты

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


4. Материя и её атрибуты(время,пространство,движение).
Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.
Фридрих Энгельс  выделил пять форм движения материи:
    физическая;
    химическая;
    биологическая;
    социальная;
    механическая.
Универсальными  свойствами материи являются:
    несотворимость и неуничтожимость
    вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
    материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие
    детерминированность всех явлений
    причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий
    отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления
Универсальные законы существования и развития материи:
    Закон единства и борьбы противоположностей
    Закон перехода количественных изменений в качественные
    Закон отрицания отрицания
Формы движения материи
Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:[3]
    в неорганической природе,
      пространственное перемещение;
      движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
      движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
      изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;
      геологические процессы;
      изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;
    в живой природе,
      обмен веществ,
      саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
      взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
      внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
      надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;
    в обществе,
      многообразные проявления сознательной деятельности людей;
      все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.
Более высокие  формы движения материи исторически  возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном  виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы  движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.
Материя, как  объективная реальность характеризуется  бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь - абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная) Кабанов П.Г. Философия: Учебное пособие - Томск: Изд. Том. ун-та, 2003. - 204 с..
Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.
Пространство  характеризуется протяженностью и  структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с  другими образованиями.
Время характеризуется  длительностью и последовательностью  существования материальных образований  в их соотношении с другими  материальными образованиями.
Принципиально важным является ответ на вопрос о  том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии  существуют 2 точки зрения.
Первую из них  обычно называют субстанциональной  концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время - самостоятельные  сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее.. Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в. классической физике И. Ньютона. Идея абсолютного пространства и времени И. Ньютона соответствовала определенной физической картине мира, а именно его взглядам на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется и свойства сохранятся. Получается, что пространство - это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, - а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем.
Как видим, в  данном случае и пространство, и  время выступают как реальности, которые в определенном смысле являются высшими сущностями по отношению  к материальному миру.
Вторую концепцию  пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции  пространство и время -- не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Именно их теоретические положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость пространства и времени, их свойство от характера движения материальных систем Иванов Е.М. Материя и субъективность. - Саратов: Издательство СГУ,1998. - 168с
.
Пространство  и время как неразрывно связанные  с материей всеобщие формы ее бытия  обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств.
Общие свойства пространства - времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств практически сразу же противопоставляет материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим трактовкам. Ведь согласно идеалистическим учениям пространство и время - это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют.
Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность, и специфические свойства времени: длительность, однородность.(равноправие всех моментов),, одномерность, необратимость.
Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности.
Объективная непрерывность  пространства и времени и их прерывность обусловливают движение материи, которое является основным способом ее существования. Движение материи -- абсолютно, ее покой -- относителен.
При этом следует  иметь в виду, что в философии  движение понимается как всякое изменение  вещей и процессов.
Обозначив изменение  во времени пространственных характеристик  вещей и процессов (их местоположение и объем) понятием «перемещение», а  изменчивость их качественной определенности как результат их существования  во времени условным термином «изменение», приходим к следующему выводу.
Движение в  самом широком его понимании  представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов  и их изменения. Едущая машина перемещается в пространстве, «старая» книга на полке «стареет», изредка «перемещаясь».
Именно такой  смысл вкладывают в термин «движение», когда говорят, что матерая не может существовать без движения.
Существенным  дополнением к этому принципу является утверждение о том, что, в свою очередь, движение не может  существовать без материального  носителя (вещества или поля). Утверждение будто движение существует без материи с точки зрения философов-материалистов столь же абсурдно, как и умозаключение о существовании материи без движения.
В неразрывном  единстве материи и движения материя  исходна, а движение - производно. Оно как бы подчинено материи Иванов Е.М. Материя и субъективность. - Саратов: Издательство СГУ,1998. - 168с.
Противоположную материализму позицию занимает энергетизм, выдвинутой немецким ученым В. Оставальдом. В своей теории В. Оставальд пытался свести материю и движение к энергии (отсюда и произошло название теории энергетизма). Как известно, энергия -- это физическая мера движения. В. Оставальд же объявляет энергией все, что существует в мире. Следовательно, и материя, и сознание, и познание -- все это энергия, а следовательно материя и сознание являются производными от энергии и движения. Современная форма энергетизма (неоэнергетизм) связана с попытками доказательства -- процесса превращения материи в энергию на основе известного закона соотношения массы и энергии А. Эйнштейна Е =mс2 (здесь Е -- энергия, m -- масса, с -- скорость света в вакууме). Однако эти попытки оказались несостоятельными, как в физическом, так и в философском отношении.
С физической точки  зрения эта формула отражает пропорциональность взаимосвязи массы вещества и  энергии ее межатомных связей и коэффициентом  этой пропорциональности является квадрат  скорости света в вакууме).
С философской  же точки зрения она лишь подтверждает, что вещи, имеющие массу покоя, объективно существуют. Более того, они находятся в связи со столь  же объективно существующими полями, не имеющими массы покоя (электрическими, магнитными, лептонными, микролептонными и т. п.). И, наконец, эта формула, подтверждает принципиальное положение материалистической философии о возможности превращения всего во всё, а том числе и вещества в поле.
Движение обладает целым рядом важнейших свойств. Во-первых, движению свойственна объективность, т. е. независимость его существования  от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину  своих изменений. Отсюда следует  положение и о бесконечности  взаимопревращений материи.
Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования  материи (нет объектов лишенных движения). Это означает также и то, что  само содержание материальных объектов во всех своих моментах в отношениях определяется движением, выражает его  конкретные формы (и проявления).
В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Последовательный философский материализм отвергает какое-либо рассуждение о начале или конце движения. Известно, например, что И. Ньютон допускал возможность божественного толчка. а немецкий философ Е. Дюринг считал, что движение возникает из покоя через так называемый мост постепенности. В явной или не явной форме в данном случае проводится мысль о некоем начале (исходе) движения. Такая позиция критикуется материалистами. Последовательно это защищает диалектический материализм. Утверждая принцип самодвижения материи,. диалектики-материалисты одновременно, раскрывают и его механизм. По их мнению (а оно подтверждается опытом человечества и данными естественных наук) движение есть результат борьбы объективно существующих противоположностей. Это, например, действие и противодействие в механическом движении, более высокая и более низкая температура (энергия) -- в тепловом движении, положительный и отрицательный заряд -- в электричестве, полярные интересы людей и их различных объединений -- в общественном развитии и т.. п.
В-четвертых, движению свойственна абсолютность. Признавая  всеобщий характер движения, философский  материализм не отвергает существования  в мире у
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.