На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Принципы построения системы управления фирмой

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 

Кафедра экономики и организации  производства 
 
 
 
 

Контрольная работа
по курсу: 

СТРАТЕГИческий  менеджмент 

«Принципы построения системы  управления фирмой» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент группы ЗЭПТс-3-08 (68-08)
Фахрутдинова  Г.И.
 ____________

                                             ОГЛАВЛЕНИЕ

 
 
Введение
Глава 1. Общие понятия
Глава 2. Принципы построения системы управления фирмой
2.1. Структура  элементов системы управления  фирмой
2.2. Понятие  и принципы построения управленческих структур фирм
2.2.1. Требования  к организационной структуре 

2.3. Характеристика  основных структур управления 

Заключение
Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    ВВЕДЕНИЕ
     Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности, методах и принципах её осуществления  неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.
     Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей.
     Система управления  фирмой тесно связанна с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы  протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Очевидно, что изучение и совершенствование системы управления, как в рамках отдельной организации, так и государства, общества в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач.
     Основу  для построения эффективной системы  управления должна дать работа по управлению персоналом, значение которой в последнее  время  возрастает. Важнейшим фактором успеха становится непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в широком круге экономических, социальных и технологических вопросов, с высоким чувством ответственности за результаты деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общие понятия 

     Система – это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов.  Всякая система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь (см. рис. 1). 

     Рис. 1. Схема функционирования системы.
         

     Управление – это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного или перевода её в новое состояние.
     Система управления:
– механизм такого воздействия;
– совокупность всех элементов, подсистем и их взаимосвязей, а также процессов, обеспечивающих функционирование организации в заданном направлении (см. рис.2). 
 
 
 
 
 

     Рис. 2. Схема системы с механизмом управления.
       
     При этом любая система управления должна иметь четыре основных элемента:
    Выход основной системы.
    Воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода.
    Канал обратной связи.
    Блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие (см. рис. 3).
     Рис. 3. Схема системы управления организации. 

       
     Очевидно, что именно система управления организации  имеет возможность адекватно  реагировать на внешние и внутренние воздействия, что придаёт организации способность к адаптации в изменяющихся условиях, делает её саморегулируемой.
     Фирма изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях экономического развития и научно- технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает.
     Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma –  подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне – это организационная  структура бизнеса, предпринимательская  единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное общество и другие.
     Различные школы экономической науки по-разному трактуют определение фирмы как категории. Традиционная экономическая теория определяет фирму как производственно-технологическую систему, как конгломерат людей и машин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Принципы построения системы управления фирмой
2.1. Структура элементов системы управления фирмой
     Система управления любой фирмой является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определенных ограничениях (наличия ресурсов, например). Создание системы управления включает формирование организационной структуры и ее обеспечение.
     Система фирмы может быть организована в различных конфигурациях. Это зависит от знаний и умений того, кто ее формирует, от его мировоззренческой позиции, от способности различать процессы, объекты, явления в различных ситуациях. На производстве системы формируют руководители.
     Любая система управления — это, прежде всего целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей фирмы, которые принято называть целями функционирования.
     Управление  организациями реализуется в  рамках конкретного хозяйственного механизма, в котором различают статику (его организационную структуру) и динамику (протекающие процессы принятия решений).
     Функции управления деятельностью предприятия  реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношения друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.
     В настоящее время в составе  системы управления фирмой выделяют следующие подсистемы:
    структура управления;
    техника управления.
    функции управления.
    методология управления (см. рис. 4).
 
     Рис. 4. Структура элементов системы  управления фирмой 

      Система управления

         

    Методология управления     Процесс  управления   Структура управления   Техника управления
     
    Цели, задачи 

    Законы и принципы 

    Методы и функции 

    Технология и  практика управления
       
     
     
    Коммуникации 
    Схема процесса 

    Разработка и  реализация решений 

    Информационное  обеспечение
     
     
     
    Функциональные  структуры 
    Схемы организационных  отношений 

    Организационные структуры 

    Профессионализм персонала
     
     
     
    Система документооборота 
    Информационные  каналы 

    Компьютерная  и оргтехника, офисная мебель
 
     При этом, систему управления можно рассматривать  как с позиции статики, т.е. как  некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как управленческую деятельность.
     Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:
     - функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, профессионализм персонала;
     -  компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети  связи), систему документооборота.
     Структура управления будет рассмотрена отдельно, а в отношении техники управления следует отметить, что стройность и действенность системы управления в немалой степени зависит от системы документооборота предприятия. От неё напрямую зависит и число ошибок учёта и планирования, и оперативность реагирования на определённое воздействие. «Бумажная» бухгалтерия неизбежно отступает перед "компьютерной". Неизбежно уходит в прошлое «наказуемость» инициативы. Доказано на практике и находит всё более широкое практическое применение понимание того, что функциональность организации рабочего места повышает производительность труда работника и управленца не только технически, но и в результате получения ими положительного эмоционального настроя.
     Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему  коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.
     Методология же включает в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности. Как процесс управленческая деятельность – это совокупность действий, ведущая к образованию и совершенствованию связей между частями системы. Как явление – это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии организации. Управленческая деятельность рассматривается, как синтез науки и искусства. Научная часть управленческой деятельности состоит из прагматичных управленческих технологий, правил, закономерностей, т.е. мало зависит от личности управленца. Искусство же, в данном контексте, представляет собой использование менеджером своего творческого начала, интуиции, субъективного опыта, здравого смысла и т.д. Здесь наблюдается прямая зависимость от личных качеств управленца, причём такие качества, как здравый смысл и интуиция, точнее их присутствие в большей или меньшей степени, практически являются врождённой особенностью данного субъекта.
     Наибольший  интерес представляет структура  управления организации, как, во многом, определяющая по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственности часто предопределяет и технику управления, и процесс, и методы, и функции. Структуру управления фирмой более подробно рассмотрим в следующей главе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Понятие и принципы построения управленческих структур фирм
     Внутренним  выражением организационной структуры  управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных  подсистем организации. Она направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.
     В структуре управления организацией выделяются следующие элементы:
     Звенья (отделы);
     Уровни (ступени) управления;
     Связи – горизонтальные и вертикальные.
     К звеньям управления относятся структурные  подразделения, а так же отдельные  специалисты, выполняющие соответствующие  функции управления, либо часть их. К звеньям управления следует  относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.
     В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся  между отделами связи носят горизонтальный характер.
     Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Отсюда возникла пирамидальная структура управления организацией.
     Президент
     Вице-президент
     Директора служб
     Начальники  цехов
     Старшие мастера (мастера)
     Бригадиры
     Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, горизонтальным и вертикальным. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми (например, между отделами). Вторые – это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
     В структуре управления организацией различаются так же линейные и  функциональные связи. Первые суть отношения  по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между, так называемыми, линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейные и штабные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а так же отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать и помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения.
     Между всеми названными выше составляющими организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (числа элементов или уровней, количества или характера связей или полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Например, если руководством организации принято решение о введении в организационную структуру управления нового органа (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы:
     Какие задачи будет решать новый отдел?
     Кому  он будет непосредственно подчинен?
     Какие органы и подразделения организации  будут доводить до него необходимую  информацию?
     На  каких иерархических уровнях  будет представлена новая служба?
     Какими  полномочиями наделяются работники нового отдела?
     Какие формы связей должны быть установлены  между новым отделом и другими  отделами?
     Увеличение  количества элементов и уровней  в организационной структуре  неизбежно приводит к многократному  росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.
     К структуре управления предъявляется  множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. 

2.2.1. Требования к организационной структуре
     Главные из этих требований к организационной  структуре могут быть сформулированы следующим образом:
     Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе уровней управления.
     Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений. 

     Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.
     Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.
     Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
     Устойчивость  структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.
     Совершенство  организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько  при ее построении соблюдались принципы построения:
    Целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение
времени прохождения информации от высшего  руководителя до непосредственного  исполнителя;
    Четкое обособление составных частей организационной структуры
(состава ее подразделений, потоков информации и пр.);
    Обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в
управляемой системе;
    Предоставление полномочий на решение вопросов тому
подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;
    Приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко
всей  системе управления организацией в  целом и к внешней среде  в частности.  

     Основными инструментами формирования организационной  структуры управления предприятия  являются:
     Анализ  и разделение управленческих и инновационных процессов на отдельные составляющие функции, задания;
     Синтез  и группировка заданий в однородные группы достаточно устойчивые на протяжении длительности периода деятельности предприятия;
     Создание  специализированных подразделений и служб путем закрепления за ними однородных групп заданий, объектов, функций управления, состава работников и оборудования;
     Разработка  должностных инструкций и положений  об отделах, службах, подразделениях для  документального фиксирования принятой организационной структуры управления.
     Наиболее  часто при формировании организационной  структуры предприятия задания  группируются по определенным признакам:
    Вид деятельности;
    Функции управления;
    Вид продукции;
    Стадии производственного процесса;
    Иерархический уровень;
    Территориальное расположение.
     Дифференциация  задач и заданий по виду деятельности, функциям управления и иерархическому уровню чаще всего используется для  формирования структур управления, вертикальному  разделению труда менеджеров, определению  степени централизации и децентрализации управления, делегированию полномочий и ответственности. Дифференциация работ по виду продукции, стадии производственного процесса, месту расположения производства в большей степени отражается на элементах производственной структуры, таких горизонтальное разделение труда, специализация и кооперирование производственных звеньев, их масштаб и объемы деятельности.
     Следует иметь в виду, что в различных  организациях (с учетом специфики  их работы) используются и другие принципы построения организационных структур, наиболее полно отражающие особенности их функционирования.
     Реализация  этих принципов означает необходимость  учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества  различных факторов воздействия  на ОСУ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Характеристика основных структур управления

     В современной теории организации  выделяются два типа управления организациями: иерархический (бюрократический) и  органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.
     На  сегодняшний день основным принципом  построения любых организационных  систем является иерархия.
     В современной теории организации  понятие "иерархия" применяется, в основном, для отражения вертикального подчинения между различными уровнями управления организацией: иерархия властных полномочий, иерархия функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение.
     Иерархическая структура управления - организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне. Современный тип иерархической структуры управления имеет много разновидностей.
     К таким структурам относятся:
      1. Линейная  структура управления (рис. 1.1) является  наиболее приемлемой лишь для простых форм организаций. Отличительная черта: прямое воздействие на все элементы организации и сосредоточение в одних руках всех функций руководства. Схема хорошо работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя.  
 
 
 

     
                                               Рис. 1. 1. Линейная структура управления. 

     Данный  тип организационной структуры  управления характеризуется в целом простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления (относительная автономность).
     В небольших организациях с четким распределением функциональных обязанностей получили также распространение  структуры в виде кольца, звезды и колеса (рис. 1.2 а, б, в).
       
 
 
 
 

     Рис. 1.2. Варианты структур:
     а - кольцо; б - звезда; в - колесо. Р - руководитель; И - исполнитель 

     В настоящее время такая структура  используется в системе управления производственными участками, отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирмами однородной и несложной технологии.
     2. Функциональная структура (рис. 1.3) сложилась как неизбежный результат  усложнения процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления (финансами, снабжением, сбытом, кадрами, проектно-конструкторскими и технологическими разработками, делопроизводством, внешними экономическими связями и др.), формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.
     Административные  связи функциональных начальников  с исполнителями И1 - И4 такие же, как и для исполнителя И5 (они  не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).  

     
     Рис. 1.3. Функциональная структура управления 

     В этой структуре нарушен принцип  единоначалия и затруднена координация, но обеспечивается высокая степень профессиональной проработки решений. В условиях функционального управления у одного лица, подразделения могут быть разные руководители по разным функциям.
     Традиционные  функциональные блоки предприятия  — это отделы производства, маркетинга, финансов. Это широкие области деятельности, или функции, которые имеются на каждом предприятии для обеспечения достижения его целей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.