На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Перспективы территориального развития Ленингадской области

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовой  проект
«Перспективы  территориального развития Ленинградской области в переходный период» 
 
 
 
 
 

Студент  
Группа 00/621  Форма обучения  очная

Специальность  Государственное и Муниципальное Управление
 
 
 
 
 
 
 

2005  
 
 
 
 
 

Содержание 

 

Введение

      Тема  территориального развития регионов являлась актуальной всегда, а в период экономических  преобразований и реформ она принимает ещё более важное значение.
      В Ленинградской области за последнее десятилетие в экономике произошли коренные изменения, основанные на рыночных механизмах. В настоящее время наблюдается рост объемов производства в различных отраслях промышленности. Но, несмотря на наметившиеся в последние годы определенные положительные сдвиги, более интенсивный рост промышленного производства сдерживается отсутствием достаточной научно-технической, маркетинговой и управляющей поддержки, которая позволила бы в короткие сроки преодолеть проблему продвижения на рынки новой продукции или новых технологических процессов, а также обновления основных фондов производственной базы. На многих промышленных предприятиях Ленинградской области не обновляются технологии и основное производственное оборудование. Они устаревают не только физически, но и морально, следствие этих процессов - невысокое качество выпускаемой продукции. Одной из причин такого положения является отсутствие достаточного финансирования.
      Так как от процветания области во многом зависит развитие всего Северо-западного  региона, то необходимо создать экономические, правовые и организационные условия для инновационной деятельности, обеспечивающие устойчивую динамику экономического развития региона за счет роста конкурентоспособности продукции, оптимизировать использование научно-технического потенциала для решения задач социально-экономического развития.
 

    Стратегия территориального развития регионов в  переходный период.
 
     Стратегия социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу может  стать теоретически обоснованной и практически реализуемой только тогда, когда она проработана в региональном аспекте, адекватно учитывает исключительное разнообразие природных, геополитических, социально-экономических, национально-культурных и других условий в различных частях страны и отражает их во всех направлениях государственной политики.
     Важнейшими  аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития являются:
    Поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике
    Недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития
    Обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка
     Осуществление стратегии территориального развития страны требует не только активизации  региональной политики федерального центра, но и безукоризненного понимания проблем и негативных тенденций в развитии регионов. [7]
 

1.1. Проблемы промышленных  предприятий в  переходный период

 
      В отличии от развитых Европейских  стран, переход на рыночную экономику  для России характеризуется массовым падением производственных  мощностей, а так же своей внезапностью.
      Большинство приватизированных предприятий  так и не смогли адаптироваться к  изменившейся внешней среде. Главная  проблема — созданные в советское  время предприятия не ориентированы  на получение прибыли путем наилучшего удовлетворения потребительского спроса и достижения минимального уровня расходов. [4] Они были нацелены на выполнение производственных планов и обеспечение занятости населения. Отсюда раздутые в десятки раз штаты и избыточные производственные мощности, отсутствие спроса на производимую продукцию, низкая производительность труда. Если в плановой экономике эти факторы не играли существенной роли, то в рыночных условиях практически все бывшие советские предприятия оказались крайне неконкурентными, неспособными привлечь инвестиции, произвести востребованные товары и услуги и соответственно платить достойную зарплату сотрудникам.
      Одни  предприятия сумели сориентироваться в изменившихся условиях, не только выжить, но и стать прибыльными. Это  результат проведения мер по преодолению внутренних проблем, внедрению передовых технологий управления и координации усилий в соответствии с требованиями рынка. Все эти действия сопряжены с определенными рисками и зачастую — с увеличением социальной напряженности на предприятии, а иногда и в регионе, поскольку при реструктуризации часто речь идет об увольнении сотрудников, закрытии отдельных производств, переобучении кадров, отчуждении объектов социальной сферы и других непрофильных подразделений.
      Другие  заняли позицию выжидания и выбивания финансирования.  

      В рассматриваемые годы в наибольшей степени упало производство в  машиностроении и металлообработке; лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; промышленности стройматериалов  и, особенно, в легкой промышленности. В меньшей степени сократился выпуск в черной и цветной металлургии, топливной промышленности и в электроэнергетике.
      Большинство предприятий  обанкротились так  как дирекция таких предприятий  не предпринимала конструктивных действий по ряду причин. Среди них можно выделить:
      • неверие в возможность успеха в ситуации общей экономической  неопределенности и часто меняющихся условий хозяйствования;
      • личная незаинтересованность директоров, предпочитающих «проедать» капитал;
      • некомпетентность руководства предприятий, особенно в областях маркетинга, финансового управления и стратегического планирования;
      • миф о том, что главная проблема предприятий — отсутствие оборотных  средств;
      • надежда на возобновление субсидирования со стороны государства;
      • надежда на получение финансирования от стороннего инвестора (новый собственник, банк, партнер) без выполнения впоследствии своих обязательств перед ним.
      В 1996—1997 гг. Российским центром приватизации (РЦП) совместно с Министерством  экономики и Международным банком реконструкции и развития была разработана Программа содействия реструктурированию предприятий (ПСРП). Было реализовано 12 пилотных проектов по всей стране. [4]
 

    Направления стратегии территориального развития Российской Федерации. Основные этапы и цели.     

   

 
      Перелом негативных тенденций и устойчивая прогрессивная эволюция экономического пространства могут осуществляться только под воздействием консолидированной  политики государства и конструктивных сил российского общества. Для этого требуется новая стратегия территориального социально-экономического развития страны.
      Стратегия территориального развития должна определять приоритеты и этапы реструктуризации экономики регионов и национального  экономического пространства, а федеральная региональная политика — увязывать конкретные меры по осуществлению стратегии со всеми другими направлениями социально-экономической политики и ресурсными возможностями федеративного государства.
      В начале XXI века страна столкнется с  рядом новых явлений, последствия которых для качества экономического пространства России не однозначны:
      необходимость продолжения экономического роста на новой качественной основе
      усиливающаяся зависимость российских регионов от мирового хозяйства
      переход к постиндустриальному и информационному обществу с особыми функциями различных регионов
      изменения образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы
      ужесточение экологических требований в связи с переходом мирового сообщества на рельсы устойчивого развития.
      Новые реалии будут создавать для экономического пространства Российской Федерации  как новые сложные проблемы, так  и новые возможности. [5]
      Основные  цели стратегии территориального развития заключаются в укреплении единого  экономического пространства, политической целостности, безопасности страны и гармоничном развитии всех регионов на основе их оптимальной специализации в общероссийском и международном разделении труда, использования ресурсного потенциала и конкурсных преимуществ.
Стратегия включает три этапа реализации:
      завершение переходного периода
      осуществления крупных программ, способных привести к качественным изменениям в размещении производства, природопользовании и состоянии окружающей среды, системах расселения, развитии транспорта и связи
      выход большинства регионов на траекторию устойчивого развития.
Задачами первого  этапа являются ускоренное преодоление  последствий экономического кризиса  в регионах, завершение в них основных институциональных преобразований. Специальными задачами являются снижение дифференциации по уровню развития регионов (в 1,5 – 2 раза) в основном путем подтягивания наиболее отставших регионов и ускорение межрегиональной интеграции благодаря устранению административных и экономических межрегиональных барьеров, развитию рыночной инфраструктуры, укреплению единого информационного пространства.
Необходимость укрепления экономической целостности  страны сохранится как одна из главных  целей стратегии на весь период ее осуществления. [5] 

 

     2. Негативные тенденции  территориального  развития Российской Федерации.
     Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных  преобразований и социально-экономическую политику.
     Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике  и переходе к рыночным реформам. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром.
     В результате по величине среднедушевого производства валового регионального  продукта и среднедушевым реальным доходам населения субъекты Российской Федерации стали различаться  более чем в 20 раз. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием усиление депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий. Все это значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований. Хотя существование территориальных социально-экономических диспропорций во многом порождается объективными причинами, не подлежит сомнению необходимость их смягчения. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизма.
     Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной  региональной политики, направленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях социально-экономического развития. Первоочередной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах, что станет возможным при устойчивом росте национальной экономики. [6]
 

3. Основные  аспекты территориального  развития Ленинградской  области.

3. 1. Внешнеэкономические  связи

 
     Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения труда. В зависимости от функциональных признаков выделяются следующие  основные формы внешних экономических связей: внешняя торговля, научно-техническое сотрудничество, экономическое сотрудничество, кооперирование. Основной формой внешнеэкономических связей была и остается внешняя торговля. На ней и стоит остановиться подробней.
         Провозглашение Россией независимости и распад Союза ССР существенно трансформировали условия внешнеэкономической деятельности субъектов Федерации. В нынешних условиях им приходится искать замену прежним межреспубликанским связям, широко используя приграничную торговлю и бартерные операции.
     На  настоящий момент, наиболее важными  остаются экономические связи России со странами запада и странами Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР). Важную роль в налаживании внешнеэкономических отношений играют северо-западный и дальневосточный регионы.
     В условиях быстро усложняющихся мирохозяйственных  связей, наиболее перспективные совместные проекты рождаются и реализуются не в столицах государств, а на местах при поддержке муниципальных и территориальных органов управления.
Северо-Западный регион, располагая развитым портовым хозяйством, осуществляет важные экспортно-импортные  функции на Балтийском море для всей России. Через Санкт-Петербургский морской порт — самый крупный в Балтийском бассейне — во многие страны следует на экспорт продукция петербургских и других российских предприятий. Здесь же перерабатываются импортные грузы. Контейнеровозы успешно работают на линиях Санкт-Петербург — Лондон и Санкт-Петербург — Гамбург — Роттердам. [12]
 

3. 2. Научно-техническое  и инновационное  развитие

      Основные  тенденции развития мировой экономики  свидетельствуют о возрастающем влиянии научно-технической и инновационной деятельности на темпы экономического роста. Влияние научно-технического потенциала на социально-экономическое развитие региона оценивается удельным весом инновационной продукции в общем объеме продукции. Данные, приведенные в таблице 1, показывают, что в Ленинградской области намечается снижение объема инновационной продукции в общем объеме продукции предприятий региона.  

  1998 год 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год
Количество  в процентах от общего объёма выпускаемой  продукции 5,9 7,0 1,2 1,3 1,1
      Таблица 1 

      Ленинградская область сохраняет достаточно высокий  научно-технический потенциал, высококвалифицированные  научные и инженерные кадры, имеет  огромные природные ресурсы, большой  потенциал внутреннего рынка. На начало 2003 года на территории Ленинградской области зарегистрировано свыше 30 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, 5 высших учебных заведений. В данных организациях трудятся около 12 тысяч специалистов, в том числе 154 доктора наук и более 780 кандидатов наук.
      В связи с этим развитие инновационной  сферы деятельности приобретает  особую важность, так как именно в этой сфере происходит превращение  научно-технического продукта, базирующегося  на результатах фундаментальных  и прикладных исследований, в рыночный товар с высокими потребительскими свойствами.
      Основными принципами, на базе которых формируется  политика Правительства Ленинградской  области в части развития научно-технической
      и инновационной деятельности, являются получение новых знаний в области  прикладной науки, решение актуальных научно-технических проблем, создание конкурентоспособной техники, новых технологий и материалов, развитие экспортного научно-технического потенциала, формирование рынка научно-технической продукции, эффективное управление результатами интеллектуальной деятельности и вовлечение ее в хозяйственный оборот.
      Разработка  и внедрение высоких технологий на приоритетных направлениях социально-экономического развития Ленинградской области  требует серьезной работы по созданию соответствующей поставленным задачам рыночно ориентированной комплексной системы обеспечения научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области при активном государственном участии.
      Развитие  экономики требует подготовки нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рынка. Особое внимание следует уделить подготовке, переподготовке или повышению квалификации научных кадров, способных участвовать в инновационной деятельности в современных условиях.
      Таким образом, состояние инновационной  сферы деятельности в регионе  можно характеризовать как требующее  принятия радикальных мер по ее становлению  и развитию. [2] 
 
 
 
 
 
 

      Можно предложить следующие действия для  благоприятного и стабильного развитию научно-технической и инновационной сферы:
    формирование нормативно-правовой базы по обеспечению инновационной деятельности на территории Ленинградской области.
    создание и развитие инфраструктуры по поддержке инновационной деятельности и передаче результатов научно-технических разработок в предпринимательский сектор экономики.
    создание механизма финансирования инновационных проектов с переходом от бюджетного финансирования к внебюджетным источникам.
 

3. 3. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплекс

 
      Территория Ленинградской области составляет 83,9 тыс. кв. км. Общая площадь землепользования области составляет 821,4 тыс. га, из них в сельскохозяйственном производстве занято 677,0 тыс. га (82,4%) угодий, в том числе 416,8 тыс. га пашни. Агропромышленный комплекс Ленинградской области составляют:
    272 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности;
    5871 фермерских (крестьянских) хозяйств;
    369,3 тысяч личных подсобных хозяйств;
    609,1 тысяч садоводств и 166,6 тысяч огородничеств;
    152 предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности;
    6 комбикормовых заводов;
    133 предприятий рыбохозяйственного комплекса, из них: рыбодобывающих 84, перерабатывающих 17, товарного рыбоводства 24.
 
     Для сельского хозяйства области  характерна многоотраслевая специализация. В структуре товарной продукции - растениеводство занимает около 9 %, животноводство -около 84 %, в том числе продукция птицеводства составляет почти 52 %, молоко около 20 %.Товарные культуры: зерно, картофель, овощи занимают около 14 % посевных площадей, остальную часть площадей занимают кормовые культуры и используются в животноводстве на кормовые цели. Применение прогрессивных технологий и современной техники при возделывании сельскохозяйственных культур обеспечивают рентабельность производства зерна, картофеля и овощей.  
 
 
 

     В 2004 году на сельскохозяйственным предприятиях: производство продукции растениеводства  составило:
    зерна 54,8 тыс. тонн или 150 % к уровню 2003 года. В среднем с каждого гектара убранной площади получено 25 ц., что на 4,3 ц. больше уровня прошлого года;
    картофеля 124,7 тыс. тонн или 79 % к уровню 2003 года. В среднем с 1 га получено 147 ц., что на 11 ц. меньше уровня прошлого года;
    овощей открытого грунта 124,9 тыс. тонн или 107 % к уровню 2003 года. Урожайность с 1 га выше уровня 2003 года на 19 ц. и составила 382 ц.;
    производство овощей защищенного грунта составило 25,1 тыс. тонн, на 8 % меньше уровня 2003 года.
    Производство продукции животноводства составило:
    мяса скота и птицы в жив. весе 144,5 тыс. тонн, рост 7,0 % к 2003 году;
    молока - 487,3 тыс. тонн, что ниже уровня прошлого года на 4,0%.
    куриных яиц - 2155,0 млн. штук, рост 2 % к 2003 году.
     В расчете на одну корову надой за 2004 год составил 5950 кг молока, что  на 167 кг больше уровня 2003 года. Яйценоскость кур-несушек составила 307 штук, что на 2 яйца больше уровня 2003 года. В рейтинге среди субъектов Российской Федерации по эффективности сельскохозяйственного производства за 2001-2003 годы Ленинградская область постоянно занимала 1 место, в 2004 году предприятия сохранили положительную тенденцию. Ежегодно не менее 10 хозяйств входят в рейтинг 300 наиболее крупных и эффективных сельскохозяйственных предприятий, входящих в клуб "АГРО-300", а также являются участниками отраслевых клубов крупнейших производителей картофеля, овощей, молока, мяса и яиц.
      Ленинградская область занимает лидирующее место  в стране по продуктивности коров  и яйценоскости кур-несушек (по России: удой на корову 3080 кг, яйценоскость кур-несушек 292 шт.). Поголовье коров также как в целом по стране имеет тенденцию к снижению, но поголовье племенного маточного стада сохранилось почти на уровне прошлого года. Применение техники для возделывания культур по интенсивной технологии, внедрение современного оборудования и технологий в животноводстве и кормопроизводстве расширяют технологические и производственные возможности сельскохозяйственных предприятий. Приток инвестиций, направленный на реконструкцию и техническое перевооружение технологических процессов, экономию энергетических и материальных ресурсов позволило восстановить бройлерное птицеводство, успешно наращивать производство мяса крупного рогатого скота в ОАО "Рассвет", входящем в состав холдинговой компании "Парнас", сохранить прибыльность молочного животноводства. Свиноводство также нуждается в технологическом и техническом обновлении.
      Пищевая и перерабатывающая промышленность Ленинградской области представлена предприятиями, выпускающими хлебобулочные  и кондитерские изделия, мясные и  плодоовощные консервы, безалкогольные напитки - соки, лимонады, минеральную и питьевую воду, производит фасовку чая и кофе. На территории области функционирует единственное в России предприятие ОАО "Лужский завод "Белкозин", выпускающее колбасную оболочку. Объем переработки молока за 2004 год увеличился на 2,7 % к уровню 2003 года , производство мяса и мясопродукции увеличилось на 1.8 % к уровню прошлого года. Ассортимент продуктов, выпускаемых предприятиями, ориентируется на спрос покупателей. Развитие пищевой перерабатывающей отрасли направлено на укрепление финансового состояния предприятий и повышение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции, за счет технического перевооружения и реконструкции, совершенствования взаимовыгодных отношений с поставщиками сельскохозяйственного сырья.  

      Рыбохозяйственный комплекс Ленинградской области  представляет собой сложный многоотраслевой  производственно-хозяйственный комплекс. Промысел рыбы ведется в Балтийском море и во внутренних водоемах. В  последние два года вылов рыбы стал сокращаться из-за уменьшения промышленных квот. Снижение уровня добычи рыбы привело к недостатку сырья для рыбоперерабатывающей отрасли. Рыбоводные предприятия ежегодно наращивают производство товарной рыбы. Несмотря на имеющиеся проблемы рыбохозяйственный комплекс привлекает инвестиции, проводит реконструкцию и модернизацию объектов, осуществляет некоторые проекты.  [8]
      Как основные приоритеты и задачи развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области  можно определить следующее:
      Содействие укреплению материально-технической базы организаций научно-технологического комплекса, что приведёт к усилению инновационных процессов во всех сферах а как следствие этого процесса -  повышения технического уровня производства, производительности труда и конкурентоспособности производимой продукции.
      Увеличение финансирования сельскохозяйственных предприятий, в том числе за счет привлечения кредитных средств.
      Развитие процессов кооперации и интеграции с участием сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.
 

Заключение

   Как обобщение  всего вышесказанного можно привести основные составляющие плана территориально-экономического развития Ленинградской области: 

    Установление  новых внешнеэкономических связей, которое может финансироваться  как за счёт регионального бюджета, так и за счёт кредитных средств на долгосрочной и краткосрочной основе.
    Укрепление и расширение уже существующих связей.
    Разработка новых инновационных технологий и последующее их введение во все сферы экономической деятельности.
    Содействие развитию агропромышленного комплекса, разработка и внедрение новых методов хозяйствования.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.