Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Перспективы территориального развития Ленингадской области

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Год: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовой  проект
«Перспективы  территориального развития Ленинградской области в переходный период» 
 
 
 
 
 

Студент  
Группа 00/621  Форма обучения  очная

Специальность  Государственное и Муниципальное Управление
 
 
 
 
 
 
 

2005  
 
 
 
 
 

Содержание 

 

Введение

      Тема  территориального развития регионов являлась актуальной всегда, а в период экономических  преобразований и реформ она принимает ещё более важное значение.
      В Ленинградской области за последнее десятилетие в экономике произошли коренные изменения, основанные на рыночных механизмах. В настоящее время наблюдается рост объемов производства в различных отраслях промышленности. Но, несмотря на наметившиеся в последние годы определенные положительные сдвиги, более интенсивный рост промышленного производства сдерживается отсутствием достаточной научно-технической, маркетинговой и управляющей поддержки, которая позволила бы в короткие сроки преодолеть проблему продвижения на рынки новой продукции или новых технологических процессов, а также обновления основных фондов производственной базы. На многих промышленных предприятиях Ленинградской области не обновляются технологии и основное производственное оборудование. Они устаревают не только физически, но и морально, следствие этих процессов - невысокое качество выпускаемой продукции. Одной из причин такого положения является отсутствие достаточного финансирования.
      Так как от процветания области во многом зависит развитие всего Северо-западного  региона, то необходимо создать экономические, правовые и организационные условия для инновационной деятельности, обеспечивающие устойчивую динамику экономического развития региона за счет роста конкурентоспособности продукции, оптимизировать использование научно-технического потенциала для решения задач социально-экономического развития.
 

    Стратегия территориального развития регионов в  переходный период.
 
     Стратегия социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу может  стать теоретически обоснованной и практически реализуемой только тогда, когда она проработана в региональном аспекте, адекватно учитывает исключительное разнообразие природных, геополитических, социально-экономических, национально-культурных и других условий в различных частях страны и отражает их во всех направлениях государственной политики.
     Важнейшими  аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития являются:
    Поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике
    Недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития
    Обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка
     Осуществление стратегии территориального развития страны требует не только активизации  региональной политики федерального центра, но и безукоризненного понимания проблем и негативных тенденций в развитии регионов. [7]
 

1.1. Проблемы промышленных  предприятий в  переходный период

 
      В отличии от развитых Европейских  стран, переход на рыночную экономику  для России характеризуется массовым падением производственных  мощностей, а так же своей внезапностью.
      Большинство приватизированных предприятий  так и не смогли адаптироваться к  изменившейся внешней среде. Главная  проблема — созданные в советское  время предприятия не ориентированы  на получение прибыли путем наилучшего удовлетворения потребительского спроса и достижения минимального уровня расходов. [4] Они были нацелены на выполнение производственных планов и обеспечение занятости населения. Отсюда раздутые в десятки раз штаты и избыточные производственные мощности, отсутствие спроса на производимую продукцию, низкая производительность труда. Если в плановой экономике эти факторы не играли существенной роли, то в рыночных условиях практически все бывшие советские предприятия оказались крайне неконкурентными, неспособными привлечь инвестиции, произвести востребованные товары и услуги и соответственно платить достойную зарплату сотрудникам.
      Одни  предприятия сумели сориентироваться в изменившихся условиях, не только выжить, но и стать прибыльными. Это  результат проведения мер по преодолению внутренних проблем, внедрению передовых технологий управления и координации усилий в соответствии с требованиями рынка. Все эти действия сопряжены с определенными рисками и зачастую — с увеличением социальной напряженности на предприятии, а иногда и в регионе, поскольку при реструктуризации часто речь идет об увольнении сотрудников, закрытии отдельных производств, переобучении кадров, отчуждении объектов социальной сферы и других непрофильных подразделений.
      Другие  заняли позицию выжидания и выбивания финансирования.  

      В рассматриваемые годы в наибольшей степени упало производство в  машиностроении и металлообработке; лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; промышленности стройматериалов  и, особенно, в легкой промышленности. В меньшей степени сократился выпуск в черной и цветной металлургии, топливной промышленности и в электроэнергетике.
      Большинство предприятий  обанкротились так  как дирекция таких предприятий  не предпринимала конструктивных действий по ряду причин. Среди них можно выделить:
      • неверие в возможность успеха в ситуации общей экономической  неопределенности и часто меняющихся условий хозяйствования;
      • личная незаинтересованность директоров, предпочитающих «проедать» капитал;
      • некомпетентность руководства предприятий, особенно в областях маркетинга, финансового управления и стратегического планирования;
      • миф о том, что главная проблема предприятий — отсутствие оборотных  средств;
      • надежда на возобновление субсидирования со стороны государства;
      • надежда на получение финансирования от стороннего инвестора (новый собственник, банк, партнер) без выполнения впоследствии своих обязательств перед ним.
      В 1996—1997 гг. Российским центром приватизации (РЦП) совместно с Министерством  экономики и Международным банком реконструкции и развития была разработана Программа содействия реструктурированию предприятий (ПСРП). Было реализовано 12 пилотных проектов по всей стране. [4]
 

    Направления стратегии территориального развития Российской Федерации. Основные этапы и цели.     

   

 
      Перелом негативных тенденций и устойчивая прогрессивная эволюция экономического пространства могут осуществляться только под воздействием консолидированной  политики государства и конструктивных сил российского общества. Для этого требуется новая стратегия территориального социально-экономического развития страны.
      Стратегия территориального развития должна определять приоритеты и этапы реструктуризации экономики регионов и национального  экономического пространства, а федеральная региональная политика — увязывать конкретные меры по осуществлению стратегии со всеми другими направлениями социально-экономической политики и ресурсными возможностями федеративного государства.
      В начале XXI века страна столкнется с  рядом новых явлений, последствия которых для качества экономического пространства России не однозначны:
      необходимость продолжения экономического роста на новой качественной основе
      усиливающаяся зависимость российских регионов от мирового хозяйства
      переход к постиндустриальному и информационному обществу с особыми функциями различных регионов
      изменения образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы
      ужесточение экологических требований в связи с переходом мирового сообщества на рельсы устойчивого развития.
      Новые реалии будут создавать для экономического пространства Российской Федерации  как новые сложные проблемы, так  и новые возможности. [5]
      Основные  цели стратегии территориального развития заключаются в укреплении единого  экономического пространства, политической целостности, безопасности страны и гармоничном развитии всех регионов на основе их оптимальной специализации в общероссийском и международном разделении труда, использования ресурсного потенциала и конкурсных преимуществ.
Стратегия включает три этапа реализации:
      завершение переходного периода
      осуществления крупных программ, способных привести к качественным изменениям в размещении производства, природопользовании и состоянии окружающей среды, системах расселения, развитии транспорта и связи
      выход большинства регионов на траекторию устойчивого развития.
Задачами первого  этапа являются ускоренное преодоление  последствий экономического кризиса  в регионах, завершение в них основных институциональных преобразований. Специальными задачами являются снижение дифференциации по уровню развития регионов (в 1,5 – 2 раза) в основном путем подтягивания наиболее отставших регионов и ускорение межрегиональной интеграции благодаря устранению административных и экономических межрегиональных барьеров, развитию рыночной инфраструктуры, укреплению единого информационного пространства.
Необходимость укрепления экономической целостности  страны сохранится как одна из главных  целей стратегии на весь период ее осуществления. [5] 

 

     2. Негативные тенденции  территориального  развития Российской Федерации.
     Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных  преобразований и социально-экономическую политику.
     Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике  и переходе к рыночным реформам. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром.
     В результате по величине среднедушевого производства валового регионального  продукта и среднедушевым реальным доходам населения субъекты Российской Федерации стали различаться  более чем в 20 раз. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием усиление депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий. Все это значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований. Хотя существование территориальных социально-экономических диспропорций во многом порождается объективными причинами, не подлежит сомнению необходимость их смягчения. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизма.
     Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной  региональной политики, направленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях социально-экономического развития. Первоочередной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах, что станет возможным при устойчивом росте национальной экономики. [6]
 

3. Основные  аспекты территориального  развития Ленинградской  области.

3. 1. Внешнеэкономические  связи

 
     Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения труда. В зависимости от функциональных признаков выделяются следующие  основные формы внешних экономических связей: внешняя торговля, научно-техническое сотрудничество, экономическое сотрудничество, кооперирование. Основной формой внешнеэкономических связей была и остается внешняя торговля. На ней и стоит остановиться подробней.
         Провозглашение Россией независимости и распад Союза ССР существенно трансформировали условия внешнеэкономической деятельности субъектов Федерации. В нынешних условиях им приходится искать замену прежним межреспубликанским связям, широко используя приграничную торговлю и бартерные операции.
     На  настоящий момент, наиболее важными  остаются экономические связи России со странами запада и странами Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР). Важную роль в налаживании внешнеэкономических отношений играют северо-западный и дальневосточный регионы.
     В условиях быстро усложняющихся мирохозяйственных  связей, наиболее перспективные совместные проекты рождаются и реализуются не в столицах государств, а на местах при поддержке муниципальных и территориальных органов управления.
Северо-Западный регион, располагая развитым портовым хозяйством, осуществляет важные экспортно-импортные  функции на Балтийском море для всей России. Через Санкт-Петербургский морской порт — самый крупный в Балтийском бассейне — во многие страны следует на экспорт продукция петербургских и других российских предприятий. Здесь же перерабатываются импортные грузы. Контейнеровозы успешно работают на линиях Санкт-Петербург — Лондон и Санкт-Петербург — Гамбург — Роттердам. [12]
 

3. 2. Научно-техническое  и инновационное  развитие

      Основные  тенденции развития мировой экономики  свидетельствуют о возрастающем влиянии научно-технической и инновационной деятельности на темпы экономического роста. Влияние научно-технического потенциала на социально-экономическое развитие региона оценивается удельным весом инновационной продукции в общем объеме продукции. Данные, приведенные в таблице 1, показывают, что в Ленинградской области намечается снижение объема инновационной продукции в общем объеме продукции предприятий региона.  

  1998 год 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год
Количество  в процентах от общего объёма выпускаемой  продукции 5,9 7,0 1,2 1,3 1,1
      Таблица 1 

      Ленинградская область сохраняет достаточно высокий  научно-технический потенциал, высококвалифицированные  научные и инженерные кадры, имеет  огромные природные ресурсы, большой  потенциал внутреннего рынка. На начало 2003 года на территории Ленинградской области зарегистрировано свыше 30 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, 5 высших учебных заведений. В данных организациях трудятся около 12 тысяч специалистов, в том числе 154 доктора наук и более 780 кандидатов наук.
      В связи с этим развитие инновационной  сферы деятельности приобретает  особую важность, так как именно в этой сфере происходит превращение  научно-технического продукта, базирующегося  на результатах фундаментальных  и прикладных исследований, в рыночный товар с высокими потребительскими свойствами.
      Основными принципами, на базе которых формируется  политика Правительства Ленинградской  области в части развития научно-технической
      и инновационной деятельности, являются получение новых знаний в области  прикладной науки, решение актуальных научно-технических проблем, создание конкурентоспособной техники, новых технологий и материалов, развитие экспортного научно-технического потенциала, формирование рынка научно-технической продукции, эффективное управление результатами интеллектуальной деятельности и вовлечение ее в хозяйственный оборот.
      Разработка  и внедрение высоких технологий на приоритетных направлениях социально-экономического развития Ленинградской области  требует серьезной работы по созданию соответствующей поставленным задачам рыночно ориентированной комплексной системы обеспечения научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области при активном государственном участии.
      Развитие  экономики требует подготовки нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рынка. Особое внимание следует уделить подготовке, переподготовке или повышению квалификации научных кадров, способных участвовать в инновационной деятельности в современных условиях.
      Таким образом, состояние инновационной  сферы деятельности в регионе  можно характеризовать как требующее  принятия радикальных мер по ее становлению  и развитию. [2] 
 
 
 
 
 
 

      Можно предложить следующие действия для  благоприятного и стабильного развитию научно-технической и инновационной сферы:
    формирование нормативно-правовой базы по обеспечению инновационной деятельности на территории Ленинградской области.
    создание и развитие инфраструктуры по поддержке инновационной деятельности и передаче результатов научно-технических разработок в предпринимательский сектор экономики.
    создание механизма финансирования инновационных проектов с переходом от бюджетного финансирования к внебюджетным источникам.
 

3. 3. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплекс

 
      Территория Ленинградской области составляет 83,9 тыс. кв. км. Общая площадь землепользования области составляет 821,4 тыс. га, из них в сельскохозяйственном производстве занято 677,0 тыс. га (82,4%) угодий, в том числе 416,8 тыс. га пашни. Агропромышленный комплекс Ленинградской области составляют:
    272 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности;
    5871 фермерских (крестьянских) хозяйств;
    369,3 тысяч личных подсобных хозяйств;
    609,1 тысяч садоводств и 166,6 тысяч огородничеств;
    152 предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности;
    6 комбикормовых заводов;
    133 предприятий рыбохозяйственного комплекса, из них: рыбодобывающих 84, перерабатывающих 17, товарного рыбоводства 24.
 
     Для сельского хозяйства области  характерна многоотраслевая специализация. В структуре товарной продукции - растениеводство занимает около 9 %, животноводство -около 84 %, в том числе продукция птицеводства составляет почти 52 %, молоко около 20 %.Товарные культуры: зерно, картофель, овощи занимают около 14 % посевных площадей, остальную часть площадей занимают кормовые культуры и используются в животноводстве на кормовые цели. Применение прогрессивных технологий и современной техники при возделывании сельскохозяйственных культур обеспечивают рентабельность производства зерна, картофеля и овощей.  
 
 
 

     В 2004 году на сельскохозяйственным предприятиях: производство продукции растениеводства  составило:
    зерна 54,8 тыс. тонн или 150 % к уровню 2003 года. В среднем с каждого гектара убранной площади получено 25 ц., что на 4,3 ц. больше уровня прошлого года;
    картофеля 124,7 тыс. тонн или 79 % к уровню 2003 года. В среднем с 1 га получено 147 ц., что на 11 ц. меньше уровня прошлого года;
    овощей открытого грунта 124,9 тыс. тонн или 107 % к уровню 2003 года. Урожайность с 1 га выше уровня 2003 года на 19 ц. и составила 382 ц.;
    производство овощей защищенного грунта составило 25,1 тыс. тонн, на 8 % меньше уровня 2003 года.
    Производство продукции животноводства составило:
    мяса скота и птицы в жив. весе 144,5 тыс. тонн, рост 7,0 % к 2003 году;
    молока - 487,3 тыс. тонн, что ниже уровня прошлого года на 4,0%.
    куриных яиц - 2155,0 млн. штук, рост 2 % к 2003 году.
     В расчете на одну корову надой за 2004 год составил 5950 кг молока, что  на 167 кг больше уровня 2003 года. Яйценоскость кур-несушек составила 307 штук, что на 2 яйца больше уровня 2003 года. В рейтинге среди субъектов Российской Федерации по эффективности сельскохозяйственного производства за 2001-2003 годы Ленинградская область постоянно занимала 1 место, в 2004 году предприятия сохранили положительную тенденцию. Ежегодно не менее 10 хозяйств входят в рейтинг 300 наиболее крупных и эффективных сельскохозяйственных предприятий, входящих в клуб "АГРО-300", а также являются участниками отраслевых клубов крупнейших производителей картофеля, овощей, молока, мяса и яиц.
      Ленинградская область занимает лидирующее место  в стране по продуктивности коров  и яйценоскости кур-несушек (по России: удой на корову 3080 кг, яйценоскость кур-несушек 292 шт.). Поголовье коров также как в целом по стране имеет тенденцию к снижению, но поголовье племенного маточного стада сохранилось почти на уровне прошлого года. Применение техники для возделывания культур по интенсивной технологии, внедрение современного оборудования и технологий в животноводстве и кормопроизводстве расширяют технологические и производственные возможности сельскохозяйственных предприятий. Приток инвестиций, направленный на реконструкцию и техническое перевооружение технологических процессов, экономию энергетических и материальных ресурсов позволило восстановить бройлерное птицеводство, успешно наращивать производство мяса крупного рогатого скота в ОАО "Рассвет", входящем в состав холдинговой компании "Парнас", сохранить прибыльность молочного животноводства. Свиноводство также нуждается в технологическом и техническом обновлении.
      Пищевая и перерабатывающая промышленность Ленинградской области представлена предприятиями, выпускающими хлебобулочные  и кондитерские изделия, мясные и  плодоовощные консервы, безалкогольные напитки - соки, лимонады, минеральную и питьевую воду, производит фасовку чая и кофе. На территории области функционирует единственное в России предприятие ОАО "Лужский завод "Белкозин", выпускающее колбасную оболочку. Объем переработки молока за 2004 год увеличился на 2,7 % к уровню 2003 года , производство мяса и мясопродукции увеличилось на 1.8 % к уровню прошлого года. Ассортимент продуктов, выпускаемых предприятиями, ориентируется на спрос покупателей. Развитие пищевой перерабатывающей отрасли направлено на укрепление финансового состояния предприятий и повышение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции, за счет технического перевооружения и реконструкции, совершенствования взаимовыгодных отношений с поставщиками сельскохозяйственного сырья.  

      Рыбохозяйственный комплекс Ленинградской области  представляет собой сложный многоотраслевой  производственно-хозяйственный комплекс. Промысел рыбы ведется в Балтийском море и во внутренних водоемах. В  последние два года вылов рыбы стал сокращаться из-за уменьшения промышленных квот. Снижение уровня добычи рыбы привело к недостатку сырья для рыбоперерабатывающей отрасли. Рыбоводные предприятия ежегодно наращивают производство товарной рыбы. Несмотря на имеющиеся проблемы рыбохозяйственный комплекс привлекает инвестиции, проводит реконструкцию и модернизацию объектов, осуществляет некоторые проекты.  [8]
      Как основные приоритеты и задачи развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области  можно определить следующее:
      Содействие укреплению материально-технической базы организаций научно-технологического комплекса, что приведёт к усилению инновационных процессов во всех сферах а как следствие этого процесса -  повышения технического уровня производства, производительности труда и конкурентоспособности производимой продукции.
      Увеличение финансирования сельскохозяйственных предприятий, в том числе за счет привлечения кредитных средств.
      Развитие процессов кооперации и интеграции с участием сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.
 

Заключение

   Как обобщение  всего вышесказанного можно привести основные составляющие плана территориально-экономического развития Ленинградской области: 

    Установление  новых внешнеэкономических связей, которое может финансироваться  как за счёт регионального бюджета, так и за счёт кредитных средств на долгосрочной и краткосрочной основе.
    Укрепление и расширение уже существующих связей.
    Разработка новых инновационных технологий и последующее их введение во все сферы экономической деятельности.
    Содействие развитию агропромышленного комплекса, разработка и внедрение новых методов хозяйствования.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.