На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Политические конфликты

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
     Политические  конфликты (истоки, типология, динамика, способы  и механизмы урегулирования)
     Контрольная работа 

     План:
     Ведение
     1. Сущность и особенности политического конфликта
     2. Источники политический конфликтов
     3. Структура и динамика развития конфликта
     4. Пути урегулирования политического конфликта
     Заключение
     Список  литературы
 

      Введение 

      Человечество  знакомо с конфликтами с момента  своего возникновения. Споры и войны  вспыхивали на всем протяжении исторического  развития общества между племенами, городами, странами, блоками государств. Войны велись по поводу территорий и ресурсов. Их порождали религиозные, культурные, идеологические, этнические и другие противоречия. Как заметил немецкий военный теоретик и историк К. фон Клаузевиц, история мира - это история войн. И хотя подобное высказывание является все же преувеличением, нельзя не согласиться с тем, что роль и место конфликтов в истории развития человечества более чем существенны.
     Что такое конфликт знают все. И у  большинства это слово вызывает малоприятные ассоциации. Люди, затевающие конфликт или помимо собственной воли, попадающие в него, обычно стремятся поскорее завершить его наилучшим для себя образом. Мало кто заинтересован в конфликте самом по себе. Но как довести конфликт до благополучного конца? Каждый решает этот вопрос, исходя из своих представлений о конкретной конфликтной ситуации и ее действующих лицах, о своих целях и целях своих оппонентов, в том, что можно и надо делать, а чего делать нельзя, и т.д. - именно поэтому меня заинтересовала данная тема. Для того чтобы более точно понять чем же отличается политический конфликт от любого другого - семейного, социального, юридического и т.д. 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность и особенности  политического конфликта
     Существует  много различных определений понятия «политический конфликт». Так, по мнению А.Г. Здравомыслова, «политический конфликт есть постоянно действующая форма борьбы за власть в данном конкретном обществе». Д.П. Зеркин определяет политический конфликт как «борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе  политических отношений.., за все то, что составляет власть и политическое господство». В определении Е.М. Бабосова «политический конфликт представляет собой проявление и результат конкурентного взаимодействия двух или более сторон (индивидов, их групп, общностей, государств), оспаривающих друг у друга распределение и удержание властных ресурсов, полномочий и благ». По мнению В.П. Пугачева, конфликт предполагает направленные друг против друга действия сторон, обусловленные несовместимыми противоречиями, взаимоисключающимися целями. При этом «политические конфликты всегда затрагивают вопросы приобретения, формирования, использования или удержания власти»1.
     На наш взгляд, одно из наиболее удачных определений политического конфликта содержится в "Политологическом словаре": "Политический конфликт - столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с достижением власти или их политического статуса в обществе"2.
     Одной из наглядных иллюстраций такого столкновения в политической сфере являются отношения правящей элиты, находящейся у власти и контрэлиты, пытающейся ее сменить, - оппозиции. Как правило, их притязания совпадают — власть, но цели использования предмета спора различны. Правящей элите нужна власть, чтобы сохранить и укрепить существующий порядок, а оппозиции — для того, чтобы его изменить или даже заменить другим.
     Отношение к конфликтам двоякое. Одни исследователи (К. Маркс, Р. Дарендорф и др.) полагают, что конфликты являются могучим импульсом всякой человеческой инициативы, который придает общественным отношениям диалектический характер, динамизм, выводит их на новый уровень. К. Маркс представлял историю как историю борьбы классов, связанной с изменением форм собственности и производственных отношений, выводящих на сцену новые политические субъекты. «Локомотивами истории» становились революции, которые и определяли переход от одной общественно-исторической формации к другой.
     Другие  исследователи (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) обращали внимание на вторую сторону конфликтов — их деструктивный характер. К примеру, один из основателей системно-функционального анализа Т. Парсонс относил конфликты из-за их разрушительной силы на периферию отношений в обществе, полагая, что политическая система живет и развивается благодаря всеобщему согласию, договоренностям людей относительно общих ценностей3.
     Остановимся подробнее на особенностях политического  конфликта, чтобы лучше понять, как  им можно управлять. Политический конфликт есть разновидность общественного конфликта, и ему присуща публичная субъектность, т. е. его участники — общественные группы, слои, классы, открыто выступающие с противоположными требованиями, публично их формулирующие и выражающие. При этом у них один общественно значимый объект спора, который каждый из них пытается использовать по-своему, себе во благо с помощью влияния на политическую власть или овладения ею. Главные действующие лица политических конфликтов — субъекты политической деятельности, имеющие прямое отношение к формированию власти и ее отправлению, к принятию политических решений. Ими могут быть политики, государственные чиновники, депутаты, избиратели, политические партии и движения, государство. Предмет политических конфликтов - политическая власть. Субъекты политики могут конструировать политические конфликты, «присваивая» себе предметы споров из иных сфер и областей общественной жизни (социальной, экономической, духовной, религиозной, этнонациональной и т. д.). Если они не разрешаются естественным путем, а выигрыш представляется его участникам соизмеримым с завоеванием политического капитала, то происходит политизация изначально неполитический конфликтов: либо социальные субъекты превращаются в политические, либо неполитический предмет спора обращается в политическое требование.
     Существуют  и другие особенности политического конфликта. Анализируя разницу между социальной и политической революциями, Р. Дарендорф замечает, что в борьбе старого с новым - более пригодным для общества, в первом случае идут постепенный и глубокие преобразования, изменения стержневых его структур, а во втором случае происходят быстрые, публичные, зримые изменения, связанные, в частности, со сменой носителей власти, зачастую с помощью насилия. В этом смысле промышленной революция в Англии была социальной, а французская революция — политической. Иными словами, политическому конфликту нередко свойственно применение насилия (физического, духовного) — радикальных методов борьбы за власть, а также манипуляции, «грязные» информационные технологии.
     Политический конфликт, в отличие от других видов конфликтов, например экономического, является «рукотворным», т.е. целиком, зависящим от действий людей, поскольку «политика творится в институтах, экономика на рынках».4
     Таким образом, можно сделать вывод, что политический конфликт представляет собой столкновение (противоборство) двух и более субъектов политики по поводу власти и властных полномочий. Причинами политического конфликта являются несовместимые политические интересы субъектов политики, их стремление захватить (удержать) политическую власть, расширить свои властные полномочия, оказать давление на власть с целью разрешения возникших политических противоречий. 

     2. Источники политический конфликтов
     Источники политических конфликтов ученые, как  правило, видят в действии либо внесоциальных, либо социальных факторов. Чаще всего к внесоциальным факторам относятся многочисленные — в духе К. Лоренца — интерпретации различных видов политической напряженности, базирующиеся на признании сходства внутривидовой враждебности животных и агрессивности человека. Однако данные современной науки не подтвердили, что люди обладают повышенной склонностью именно к конфликтам, а не к, положим, альтруизму или солидарности с себе подобными.
     Более достоверно объясняет природу политических конфликтов признание ведущей роли социальных факторов. Среди данного рода детерминант, как правило, выделяют три основные причины, лежащие в основе политической конфронтации. Прежде всего — это разнообразные формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов и т.д. Эти, условно говоря, объективные источники политических конфликтов чаще всего детерминируют противоречия между правящей и контрэлитой, различными группами давления, представляющими интересы определенных сил и ведущими борьбу за части государственного бюджета, а равно и между всеми иными политическими субъектами системы власти. Внешнюю напряженность такого рода конфликтов, как правило, удается погасить достаточно легко. Однако искоренить источники конфликтной диспозиции сторон, различным образом включенных в политическую игру, можно только путем преобразований, либо меняющих саму организацию власти в обществе, либо реформирующих социально-экономические основания политической деятельности конкурирующих субъектов.
     Ко  второму основному источнику  политических конфликтов относятся  расхождения людей (их групп и  объединений) в базовых ценностях  и политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий, а также в других субъективно значимых представлениях о политических явлениях. Такие конфликты наиболее часто возникают в тех странах, где сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути выхода из социального кризиса. В разрешении таких конфликтов найти компромисс порой весьма трудно. Если же, как, к примеру, в современной России, идейные расхождения касаются основополагающих ценностей и приоритетов политического развития, достижения согласия между конфликтующими сторонами (например, приверженцами коммунистических и либерально-демократических идей) приходится добиваться в течение весьма и весьма длительного времени.
     В последние годы ряд западных теоретиков (Дж. Бергон, К. Ледерер, Дж. Дэвис и  др.) выдвинули еще одну версию, объясняющую  природу политических конфликтов —  т.н. теорию человеческих потребностей. Эта концепция утверждает, что  конфликты возникают в результате ущемления или неадекватного удовлетворения потребностей, составляющих самое человеческую личность. Сторонники этой позиции относят к базовым источникам конфликтов разные ценности: О. Надлер — идентичность, экономический рост, трансценденцию (внутреннее самораскрытие); Р. Инглхарт — безопасность, общественное признание, нравственное совершенствование и прочее. Удовлетворение такого рода стремлений не может быть предметом купли-продажи, торга с властью, которая должна лишь видоизменять и совершенствовать политические структуры в целях наиболее полного и адекватного удовлетворения этих универсальных человеческих потребностей.
     Третьим источником политических конфликтов в политической науке рассматриваются процессы идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе. Такого рода конфликты характерны прежде всего для нестабильных обществ, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства, привыкать к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений с властью (как это, к примеру, происходит в современной России после распада Советского Союза). Такого же характера противоречия возникают и в тех странах, где напряженность в отношениях с правящими структурами вызывает защиту людьми культурной целостности своей национальной, религиозной и т.п. группы, стремление повысить ее властный статус (например, католиками Северной Ирландии, франкоязычным населением Канады и т.п.)5. 

     3. Структура и динамика развития конфликта
     Как известно, политический конфликт, как  и всякий другой, представляет собой  динамически взаимосвязанную целостную  систему, состоящую из определенных компонентов, среди которых есть «несущие конструкции», т.е. системообразующие элементы: субъекты конфликта; цель, объект и предмет конфликта; источники, причины и непосредственный повод для конфликта, сами конфликтные отношения и их динамика; среда, условия, в которых протекает конфликт; финал конфликта6.
     Типология политических конфликтов, как правило, основывается на анализе элементов его структуры. Равные по объему сил соперники дают конфликту название доминантного, не равные — подчиненного. Если цели и предмет конфликта не осознаются ими, то такой конфликт называется нереалистическими осознаются — реалистическим. Если субъекты конфликта играют по правилам (в рамках закона и принятой системы политических координат), то перед нами институциональный конфликт, если нет — то неинституциональный. Когда субъекты конфликта признают базовые ценности и разделяют их вместе с правящей элитой, получаем несистемный конфликт, когда же они выступают против основных ценностей системы — системный конфликт. Если в основе конфликта лежат объективно существующие противоречия — действительный конфликт, нет таких оснований — фальшивый, случайный. В зависимости от причин конфликты подразделяют на ценностные конфликты, конфликты интересов, информационные, конфликты отношений и т. д.
     Существует немало и других подходов к типологизации политических конфликтов: по их направленности — вертикальный и горизонтальный; по сферам проявления — экономический, религиозный, этнический и т. д.; по степени интенсивности течения — конфликты типа «схваток», когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу; конфликты типа «дебатов», где возможен спор, но обе стороны могут рассчитывать на компромисс; конфликты типа «игр», где стороны действуют по одним и тем же правилам, поэтому они никогда не завершатся, но и не разрушат всей структуры отношений; по способу ведения конфликта — мирный и немирный, насильственный и ненасильственный и т. д. и т. п.
     Для того чтобы умело управлять конфликтами, требуется составить и проанализировать карту конфликта, т. е. провести конфликтологическую экспертизу его структуры — последовательно проанализировать состояние каждого элемента конфликта7.
     Поскольку динамика развития конфликтной ситуации идет по нарастающей линии: норма  —> напряженность —» проблема —> открытое столкновение -» насилие —» кризис —> катастрофа, — то очень важно постоянно диагностировать протекание политического процесса, измерять степень его напряженности, предпринимать меры по предотвращению эскалации конфликтности в обществе на возможно более ранней стадии, ибо цена выхода из нее па поздней стадии слишком велика.
     Американский  конфликтолог М. Амстутс изобразил  подробно психологическую динамику развития конфликтной ситуации и  масштабах страны. Любой человек, имеющий воображение, может представить, какие моральные, психологические и материальные издержки несет общество и сколько времени потребуется для восстановления нормальных отношений, если не пытаться управлять ситуацией на ранней стадии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.