На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Реформы Петра 1. Реформа органов власти, управления, армии. Табель о рангах.

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.4.2014. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Оглавление 

 

      Введение

 
     XVII век в истории России ознаменовался  дальнейшим развитием феодально-крепостнической системы, значительным укреплением феодальной земельной собственности. Новая феодальная знать сосредоточивала в своих руках огромные вотчинные богатства. К примеру, только один боярин Б.И. Морозов имел в этот период более 300 сел и деревень в 67 уездах России.
     Увеличилось землевладение дворян в результате массовой раздачи дворянам земли  правительством России в начале XVII в. Дворянские земли росли при  правлении первых Романовых главным  образом за счет крестьянских общин. Россия в XVII в. была феодальной страной, в которой господствовала феодальная собственность на землю, являвшуюся основой общественного и политического строя.
     Господствующим  классом были феодальные землевладельцы, светские и духовные помещики и вотчинники. Этот класс в XVII в. начал приобретать сословную замкнутость. К другому классу феодального общества относилось крестьянство, которое постепенно начинает изживать прежнее деление на многочисленные категории. В XVII в. происходит укрепление феодально-крепостнического строя России, по существу оформление общегосударственной системы крепостного права.
     Вывоз товаров из России и ввоз в нее сосредоточился вначале в английских, а затем в голландских руках. Русское купечество требовало от правительства защиты от произвола со стороны иностранных купцов. И только в конце 1667 г. был принят Российским правительством новый торговый устав, в соответствии с которым иностранным купцам запрещалось вести розничную торговлю в пределах Российского государства. Рост товарного производства в XVII в. привел к быстрому развитию городов. Достаточно отметить, что в этот период в России насчитывалось более 225 городов (без Украины и Сибири). Резко возросла численность городского населения, только в Москве проживало в эти годы более 200 тыс. человек.
     Усиление  самодержавия во многом было узаконено в Соборном Уложении 1649 г. и нашло выражение в структуре высшего центрального и местного государственного аппарата России в XVII в.
     Между тем в эти же годы в стране вспыхивали восстания, в частности большой  размах получило Московское восстание 1662 г. Наиболее же крупным выступлением было восстание Степана Разина, который в 1667 г. повел крестьян на Волгу. С жестокостью царское правительство расправилось с восставшими, трагической оказалась судьба и самого Разина, в июне 1671 г. он был казнен в Москве на Красной площади. После крестьянской войны в России были осуществлены ряд важных государственных мероприятий, в числе которых: переход к системе подворного обложения; преобразования в армии, упразднение местничества и др. В результате длительного процесса государственной централизации, занявшей большой промежуток времени в российской политической истории, страна достигла в XVII веке такой стадии развития, которая дала возможность перехода к абсолютизму.1
 

      1. Реформа  органов власти, управления, армии. Табель о рангах

 
     Преобразования, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни  страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный  строй. Они сказались на положении  трудовых масс, церковных делах и т.д.
     Во  многом эти преобразования связаны  с деятельностью Петра 1. Заслуга  его состояла в том, что он правильно  понял и осознал сложность  тех задач, которые стояли перед  страной, и приступил целенаправленно к их реализации.
     Известно, что приходу к власти Петра I предшествовала острая политическая борьба придворных группировок. Вряд ли кому из государственных деятелей России того периода посвящалось такое большое количество литературы (книги, статьи, художественная литература и др.), как Петру I Литература самая разнохарактерная, поэтому тот, кто интересуется более подробно этой личностью, может с успехом изучить эти работы.
     В преобразованиях Петра центральное  место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев, имевшая огромное политическое значение для страны.
     Государственные преобразования начались в конце XVII—  начале XVIII в. Подготовка к Северной войне, создание новой армии, строительство  флота — все это привело  к резкому усилению активности правительственных ведомств, увеличению объема их работы. Старый приказный аппарат, унаследованный Петром, не был в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы, появились канцелярии. В их деятельности все еще было мало нового. Главная цель того периода в том, чтобы обеспечить решение важнейшей проблемы — победы в Северной войне — с помощью той системы учреждений, которая реально существовала. Но уже в первые годы Северной войны стало ясно, что обороты механизма государственного управления, главными элементами которого были приказы и уезды, не поспевали за нараставшей скоростью маховика самодержавной инициативы. Это проявлялось в нехватке для армии и флота денег, провианта, различных припасов. Радикально решить эту проблему Петр надеялся с помощью областной реформы — новых административных преобразований. Основной целью этой реформы было обеспечить армию всем необходимым: устанавливалась прямая связь губерний с полками армии, которые распределялись по губерниям.
     Областная реформа отвечала наиболее актуальным потребностям самодержавной власти и в то же время была следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов — представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система «приказ — уезд» была удвоена: «приказ (или канцелярия) — губерния — провинция — уезд».
     Создание  и функционирование Сената стало  следующим уровнем бюрократизации высшего управления. Постоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности, личная присяга, программа работы на длительный период, строгая иерархичность управления, во главе которого был поставлен Сенат, создание канцелярии Сената с большим штатом служащих, контор — специализированных филиалов Сената — все это свидетельствовало о возрастании значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самодержавия как политического режима личной власти.
     Петр I придавал огромное значение принятому  законодательству, он считал, что «правительственный» закон, вовремя изданный и последовательно осуществленный в жизнь, может сделать почти все. Именно поэтому законодательство петровской эпохи отличалось ярко выраженными тенденциями ко всеобъемлющей регламентации, бесцеремонным вмешательством в сферу частной и личной жизни. Плохая работа подданных ассоциировалась у Петра с пренебрежением к закону, точное исполнение которого он считал панацеей от трудностей жизни.
     Идея  Петра как реформатора России была направлена, во-первых, на создание такого совершенного и всеобъемлющего законодательства, которым была бы по возможности охвачена и регламентирована вся жизнь подданных. Во-вторых, Петр мечтал о создании совершенной и точной как часы государственной структуры, через которую могло бы реализоваться законодательство. Оформление идеи реформы государственного аппарата и ее осуществление относятся к концу 10—20 гг. XVIII в. В этот период Петр I во многих сферах внутренней политики начинает отходить от принципов голого насилия к регулированию общественных явлений с помощью бюрократической машины. Образцом для задуманной им государственной реформы Петр избрал шведское государственное устройство.
     В результате новая система центральных  учреждений была реформирована вместе с системой высших органов власти и местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра. Сенат сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал коллегиями и губерниями. Назначение и утверждение чиновников также составляло его важную функцию. Неофициальным главой Сената, состоящего из первых сановников, был генерал-прокурор, наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху. Создание должности генерал-прокурора положило основание целому институту прокуратуры, образцом для которого послужил французский административный опыт. Характеризуя Петра I и осуществляемые им реформы, важно отметить следующее. Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как воинскому подразделению, к регламенту — как уставу, а к служащим — как солдату или офицеру. И дело не в особой воинственности Петра или в войнах, ставших привычными для царя, который из 36 лет царствования (1689—1725) провоевал 28 лет. Петр был убежден, что армия — наиболее совершенная общественная структура, что она — достойная модель всего общества. Воинские законы, построенные на проверенных опытом сражений принципах, по мнению Петра, с убедительностью показывали преимущества этой военной модели. Воинская дисциплина — это то, с помощью чего можно воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность.
     Внедрение военных принципов в гражданскую  сферу проявлялось и в распространении военного законодательства на систему государственных учреждений, а также в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силу воинских уставов. В 1716 г. основной военный закон — Воинский устав — по прямому указу Петра 1 был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Так как не все нормы военного законодательства были применимы в гражданской сфере, то использовались специально составленные выборки из воинских законов. Распространение воинского права на гражданскую сферу вело к применению в отношении гражданских служащих тех же мер наказания, которым подлежали военные преступления против присяги. Ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности.
     Петровская  государственная реформа, а также  преобразование армии, несомненно, привели к достаточно четкому разделению военной и гражданской служб. Но вместе с тем петровские реформы ознаменовались широким распространением практики участия профессиональных военных в государственном управлении. Это выражалось, в частности, в регулярном использовании военных, особенно — гвардейцев, в качестве эмиссаров царя, наделенных для исполнения задания чрезвычайными полномочиями, что открывало им дорогу к применению репрессий и насилия в отношении как администрации, так и населения. Силами военных, например, была осуществлена перепись душ, причем на переписи была занята почти половина офицерского корпуса. К этой практике правительство прибегало не раз и впоследствии.
     В эпоху Петра произошел распад некогда единого сословия «служилых  людей». Верхушка служилого сословия — служилые «по отечеству», т. е. по происхождению, превратились в дворян, а низы сословия служилых «по отечеству», главным образом жившие на Юге, — в так называемых «однодворцевых».
     Образование сословия дворян, пользовавшихся исключительными правами, было следствием не только протекавшего процесса дифференциации служилого сословия, углубления различий между его верхами и низами, но и результатом сознательной деятельности властей. Суть перемен в положении верхней части служилого сословия состояла во введении нового критерия их службы. Вместо принципа происхождения, позволявшего знатным служилым занимать сразу высокое положение в обществе, армии и на службе, был введен принцип личной выслуги, условия которой определялись законодательством.
     Новый принцип, отраженный в табеле о рангах 1722 г., усилил дворянство за счет притока выходцев из других сословий. Но не это было конечной целью преобразования. С помощью принципа личной выслуги, строго оговоренных условий повышения по лестнице чинов Петр превратил массу служилых в военно-бюрократический корпус, полностью ему подчиненный и зависимый только от него. Но вместе с тем Петр стремился как можно теснее связать само понятие «дворянин» с обязательной, постоянной, требующей знаний и практических навыков службой. Только тот дворянин достоин почитания, кто служит, внушал подданным Петр. Он не только внушал, но и действовал: все дворяне определялись в различные учреждения и полки, их дети отдавались в школы, посылались для учебы за границу, царь запрещал жениться тем, кто не хотел учиться, а у тех, кто укрывался от службы, отбирал имения.
     Собственность дворян, так же как и служба, регламентировалась законом: в 1714 г., чтобы вынудить дворян думать о службе как о главном источнике благосостояния, ввели майорат — запретили продавать и закладывать земельные владения, в том числе родовые. Дворянские владения в любой момент могли быть конфискованы в случае нарушения законов, что нередко и осуществлялось на практике.
     Существенной  была реформа и в отношении  жителей городов. Петр решил унифицировать социально-политическую структуру города, привнеся в него западноевропейские институты: магистраты, цехи и гильдии. Эти институты, имевшие глубокие корни в истории развития западноевропейского средневекового города, были привнесены в русскую действительность насильно административным путем. По образному выражению профессора Е.В. Анисимова, ремесленники, купцы, горожане русских городов в одно прекрасное утро проснулись членами гилвдий и цехов. Посадское население было поделено на две гилвдии: первую гильдию составили «первостатейные», куда вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий, а во вторую гильдию включили мелких лавочников и ремесленников, которые, кроме того, были объединены в цехи по профессиональному признаку. Все остальные горожане, не вошедшие в гильдии, подлежали проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места жительства.
     Социально-политические преобразования коснулись крепостных крестьян. Петровская эпоха привела к слиянию в единое сословие крепостных крестьян и холопов. Как известно, холопство — институт, близкий по своим чертам к домашнему рабству, имевший тысячелетнюю историю и развитое право. Общая тенденция развития крепостного права шла в направлении распространения на крепостных крестьян многих норм холопьего права, что и являлось общей платформой для их последующего слияния. Этот процесс слияния усилился после Уложения 1649 г., юридически оформившего крепостничество. Но все же к петровскому времени холопы отличались от крепостных тем, что, работая на господина на барской запашке и в его хозяйстве, не были обложены государственными налогами, а кроме того значительная часть их — кабальные холопы — имели, согласно традиции, право выхода на свободу по смерти своего господина.
     Для законодательства Петра была характерна более четкая регуляция прав и обязанностей каждого сословия и соответственно этому более жесткая система запретов.2
 

      2. Государственная  политика в области  культурной жизни.  Реформа церкви

 
     Эпоха Петра I ознаменована великими деяниями царя-реформатора, сумевшего не только «взбаламутить» Россию, создать новую государственность, коренным образом перестроить политику и экономику, но и изменить социально-культурный уклад. Культурные преобразования происходили одновременно с государственными, военными, хозяйственными реформами, которые понимались Петром I как естественная необходимость, историческая потребность в обновлении. Его личные культурные устремления закреплялись социальными институтами. внедренными в общество с целью обязательного усвоения. Новые культурные традиции трудно и противоречиво, сложно и неоднозначно осваивались русскими людьми. По воле царя они становились институциональными и являлись «обязательными для исполнения».
     Конкретные  культурные преобразования начались после  первого возвращения Петра I из-за границы в 1698 году, но кульминация культурной реформации России связана с периодом строительства Петербурга. В новой столице России воплотился не только царский идеал морского, военного, административного города, но и его мечты о центре новой культуры, образования и просвещения. Петр создал европейский уклад в культурной жизни столицы. Он не перестроил, не изменил, а именно создал в новых условиях новое бытование русских людей. В его столице все должны были жить по-иному, — не так, как в Москве. Созидание российской столицы направлялось не только огромным желанием деятельного монарха, но и требованием времени. Надо было учиться жить по-европейски, чтобы не только стать равноправным партнером для соседних стран, но и оставаться самодостаточной державой, «мощь и цивилизованность которой будут гарантией ее независимого и достойного государственного существования».
     Для реализации своих целей Петр I использовал  все доступные средства, включая опыт стран Западной Европы. Он перенял лучшие достижения Швеции и Германии, Дании и Голландии, Англии и Франции. Процесс заимствования зарубежного социального и культурного опыта происходил дифференцированно и избирательно. Иногда царя-реформатора интересовал конечный продукт или внешняя форма, иногда только механизм действия, а порой он использовал лишь разработанные принципы. При всей необходимости того или иного опыта, практика его внедрения в русскую действительность порой расходилась с жизненными реалиями. Петр I использовал опыт во имя интересов государства, а не конкретного человека, личная значимость которого не имела для царя большой ценности. Его принцип «тащить за уши» в новую жизнь оборачивался неприятием, непониманием, а иногда и страхом людей.
     Амбивалентность и противоречивость проводимых реформ отразились на искусственном подходе  к организации культурной жизни, наиболее характерно проявившемся в  проведении ассамблей. Петр I стремился  осуществить их согласно общему и  широкому плану — «образить», облицевать русских людей внутри и снаружи по подобию просвещенных народов, дать их наружности, управлению, мышлению и самому общежитию оклад, не отчуждающий, а сближающий с европейским миром, с которым историческая судьба связала русский народ».
     Создание ассамблей было связано с формированием новых культурно-досуговых традиций, нацеленных на придание «людскости» русскому обществу. Это был государственный подход к пониманию досуга в противоположность тем собраниям, которые Петр организовывал в целях «необузданного веселья», где функция релаксации играла основную роль. Таков был «сумасброднейший, всешутейский и всепьянейший собор» или «Великобританский монастырь». Царь целенаправленно устраивал ассамблеи, где веселье имело воспитательное значение. Как государственный деятель, Петр осознавал значение ассамблей в культурных преобразованиях, позволяющих приобщать подданных к новым моделям жизни. Параллельно увеселительным и шутовским формам досуга, он внедрял ассамблеи как центры обучения и выработки норм и навыков социально-культурной жизни.
     Пётр I изменил начало летоисчисления с  так называемой византийской эры («от  сотворения Адама») на «от Рождества  Христова». 7208 год по византийской эре  стал 1700 годом от Рождества Христова. Однако эта реформа не затронула юлианский календарь как таковой — изменились только номера годов.
     После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями устаревшего образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее  обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.
     При Петре в 1703 появилась первая книга  на русском языке с арабскими  цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит  с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы «кси» и «пси» были исключены. Петром созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году. Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованых из европейских языков.
     В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).
     Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.
     Реформы, проведённые Петром I, затронули  не только политику, экономику, но также  искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.
     Постепенно  в правящей среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.
     Петр I осуществил и церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра I ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения своей политики. Подданные под страхом крупных штрафов были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник также согласно закону был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди.
     Осуществленные  Петром I реформы имели большое  значение для исторических и политических судеб России. Созданные им институты власти просуществовали сотни лет. К примеру, Сенат просуществовал с 1711 г. по декабрь 1917 г., т. е. 206 лет, синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 г. по 1918 г., т. е. не многим менее 200 лет; система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т. е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г. Такая же судьба была уготована и многим другим реформам Петра Великого. В истории России немного таких или других институтов государственной власти, созданных когда-либо до Петра 1 или после него, которые просуществовали бы так долго, оказав столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни.
     Преобразования  Петра I, направленные на ликвидацию технико-экономической и культурной отсталости страны, на ускорение ее развития, имели большое прогрессивное значение. Их осуществление во многом было связанно с личностью самого Петра I, который являлся крупным государственным деятелем, действовал с исключительной целенаправленностью, смелостью, ломая рутинные порядки и учреждения, преодолевая бесчисленные трудности. Выдающийся политик, обладавший широкими знаниями, военный деятель и дипломат Петр 1 сумел в тех сложных условиях быстро оценивать обстановку, выделять главное, делать правильные выводы из ошибок и неудач, решать другие вопросы. В то же время изменения и реформы осуществлялись на крепостнической основе, сопровождались распространением крепостнических отношений на новые территории и новые категории населения, на новые сферы экономической жизни.
     Для управления имуществом патриаршего  и архиерейских домов, а также  монастырей, в том числе и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановлен Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом над монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений.
     В 1701 вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта. Наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г.
     В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью подчинившая его государству.
     В России было упразднено патриаршество и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались Императором и приносили ему верноподданническую присягу при вступлении в должность.
     Военное время стимулировало изъятие ценностей из монастырских хранилищ. Пётр не пошёл на полную секуляризацию церковно-монастырских владений, которая была осуществлена значительно позже, в начале царствования Екатерины II.
     Эпоха Петра была отмечена тенденцией к  большей религиозной терпимости. Петр прекратил действие принятых Софьей «12 статей», согласно которым старообрядцы, отказавшиеся отречься от «раскола», подлежали сожжению на костре. «Раскольникам» было позволено исповедовать свою веру, при условии признания существующего государственного порядка и уплаты налогов в двойном размере. Полная свобода веры была предоставлена приезжавшим в Россию иностранцам, сняты ограничения на общение православных с христианами иных конфессий (в частности разрешены межконфессиональные браки).3
 

      3. Становление абсолютизма и его особенности

 
     В последней четверти XVII в. в политическом строе России отчетливо выступают  тенденции оформления абсолютизма. Неограниченная власть самодержавия была узаконена Уложением 1649 г. Этим же Уложением была укреплена победа самодержавия над церковью, которая до этого претендовала на самостоятельную политическую роль. Крепостнические отношения по-прежнему господствуют во всех сферах общественно-политической и экономической жизни общества. Вместе с тем, в стране происходят большие изменения, которые переросли в качественную форму. Постепенно средневековая Московская Русь начала превращаться в Российскую империю.
     Со  второй половины XVII в. политический строй  страны эволюционировал к абсолютизму, что выражалось в падении роли институтов, характерных для сословно-представительной монархии. Абсолютизм в России формировался на базе безраздельного господства феодально-крепостнической системы. Самодержавию приходилось лавировать между группировками господствующего класса. В годы обострения социальных противоречий между антагонистическими классами феодального общества все прослойки господствующего класса сплачивались вокруг царя, что способствовало укреплению самодержавия в централизации управления. В этом же направлении осуществлялась и внешняя политика правительства.
     Переход России к абсолютизму проявлялся в разных сферах политической жизни  страны: в изменении царского титула; в отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как Земские соборы; в эволюции приказной системы, а также состава Боярской думы; в повышении значения различных слоев населения в государственном аппарате, наконец, в победном исходе для царской власти ее соперничества с властью церковной.
     Свидетельством  усиления самодержавия было падение  значения Земских соборов. Земский собор 1653 г., принявший постановление о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором полного состава.
     Окрепшее  самодержавие более не нуждалось  в поддержке со-словно-представительного  органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями — приказами, а также Боярской думой. Одновременно существенные изменения претерпела и приказная система. Число общественных приказов на протяжении столетия оставалось почти неизменным: 25 в 1626 г. и 26 в конце века.
     Изменения организации местного управления также отражали тенденцию к централизации и падению выборного начала. Власть в уездах (а их в стране в середине столетия насчитывалось свыше 250) сосредоточилась в руках воевод, заменивших всех должностных лиц земских выборных органов.
     Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму  создавала церковь, которая претендовала на большую власть.
     Действия  патриарха Никона во многом шли вразрез  с формировавшимся абсолютизмом. Светской власти понадобилось восемь лет, чтобы оформить низложение Никона — церковный собор 1666 г. вынес решение угодное царю: патриарх Никон был отправлен простым монахом в монастырь. Значительно осложнили внутреннюю обстановку в стране городские восстания середины XVII в. Они охватили многие города России. Восстание 1648 г. в Москве приобрело большой резонанс — волна движений летом этого года охватила многие города страны. Вслед за этим восстания развернулись в 1650 г. в Пскове и Новгороде, поводом к ним послужило резкое повышение цен на хлеб. Восстаний же в Москве в 1662 г., известное под названием Медного бунта, было связано с затянувшейся русско-польской войной, вызвавшей серьезные финансовые затруднения. Медный бунт явился еще одним свидетельством кризисного состояния страны. Вершиной его выражения стала крестьянская война под предводительством С. Разина, о которой говорилось выше.
     Несмотря  на обострение социально-политических, экономических отношений в стране, следует, вместе с тем, отметить, что рубеж XVII—XVIII вв. явился важным периодом в истории феодальной России.
     Преобразования, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церковных делах и т.д.
     Во  многом эти преобразования связаны  с деятельностью Петра 1. Заслуга  его состояла в том, что он правильно  понял и осознал сложность  тех задач, которые стояли перед  страной, и приступил целенаправленно к их реализации.4
 

      Заключение

 
     В целом за время петровского царствования произошла серьезная метаморфоза внешней политики России: от решения насущных задач национальной политики она перешла к постановке и решению типично имперских проблем. Петровские реформы привели к образованию военно-бюрократического государства с сильной централизованной самодержавной властью, опиравшейся на крепостническую экономику, сильную армию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.