На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


творческая работа Влияние стратегий, теорий, качеств молодого человека при выборе брачного партнера, исследование

Информация:

Тип работы: творческая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Влияние стратегий, теорий, качеств молодого человека при выборе брачного партнера
Исследование 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

           В жизни почти каждого человека  есть очень важный выбор, который  требует принятия весьма обдуманного решения - это выбор спутника жизни, ведь от того, с кем мы свяжем свою жизнь, во многом зависит наша дальнейшая судьба и не только наша судьба, но и судьба самого дорогого, что у нас уже есть или еще только будет - наших детей. Проблема выбора спутника жизни во все времена и у всех народов была весьма актуальной.
    Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться: каким образом люди выбирают брачного партнера? Однако единственным содержательным обобщением может стать  признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.
      Следует отметить, что вопрос о выборе брачного партнера остается малоизученным в  отечественной психологии, поэтому  его актуальность не вызывает у нас  сомнения. Отдельные аспекты данной проблемы освещались в работах М.А. Абалакиной, А.Н. Волковой, Л.Я. Гозмана, Л.П. Панковой, В.А. Сысенко, Б.Ю. Шапиро, В. И. Штильбанс. Наибольшее распространение и популярность в зарубежной социальной психологии получили научные труды К. Дэвиса, А. Керкгоффа, Б. Мурстейна, А. Рейса, Р. Сентерса,           Р. Уинча.
      За  последние десятилетия наметился  ряд тревожных тенденций в  развитии института брака: в России резко падает рождаемость, увеличивается  количество разводов, возрастает численность  убежденных холостяков, снижается престижность понятия семьи, ценности семейных отношений, растет детская беспризорность. Эти тревожные тенденции актуализируют необходимость научного поиска системы факторов, определяющих успешность существования семьи как одной из важнейших социальных общностей. Особую важность проблема имеет для молодежи, начинающей самостоятельную семейную жизнь. В то же время, проблема выбора брачного партнера, являясь психологически ключевой для формирования и развития отдельной личности и общества в целом, разработана явно недостаточно, что приводит к слабости теоретических, методологических и практических знаний.
      Практическая  значимость: изучение данной темы позволит нам, как исследователям быть более компетентными и аргументированными в этой области специалистами.
      Проблема: каковы стратегий и теории выбора  брачного партнера и присущих ему качеств?
Объект  исследования: возрастная категория молодые девушки в возрасте от 18 до 22 лет.
     Предмет исследования: предпочтения в выборе брачного партнера, стратегии выбора брачного партнера и присущих ему качеств.
      Гипотеза: вероятно девушки выберут непринужденную эмоциональную стратегию т.к. она обусловленна преобладанием эмоционально-чувственных компонентов в отношениях с партнером, чувством влюбленности или любви к нему.
     Целью является исследование мотива влияющего на предпочтения в выборе брачного партнера, как значимого выбора.
Задачи:
    Проанализировать теоретико-методологические подходы зарубежных исследователей к изучению теорий добрачного поведения молодых людей при выборе брачного партнера;
    Провести исследование, анкетирование с целью выявления  индивидуальных особенностей представлений студентов о стратегиях и теориях брачном партнере, в том числе присущих ему качествах.
    Рассмотреть типологию стратегий и теорий как влияющий фактор
  при выборе брачного партнера
    Обработать результаты и разработать  рекомендации  для успешного выбора брачного партнера.
 
 
 
     Определение плана исследования (по этапам):
    Изучение научной литературы по данной теме.
    Проведение анкетирования по обозначенной проблеме.
    Обработка результатов анкетирования.
    Подведение общих итогов в виде оформления исследовательской работы и презентации.
    Составление плана выборки:
      Анкетирование было проведено в рамках курса по социальной психологии. Было опрошено 25 студентов в возрасте от 18 до 22 лет. 
      Подведение общих итогов 15.05.2010.
 
     Предварительный анализ объекта.
     Брак  - это институт, допускающий мужчин и женщин к семейной жизни, основанной на интимной личной связи мужа и жены ради основной цели: рождения и воспитания детей.
     Брачный выбор -  это выбор брачного партнёра в рамках данного  брачного круга.  На  брачный  выбор  влияют  социальные,  экономические,  культурные, психологические и антропологические критерии, при этом значение  каждого  из них  изменяется  во  времени. 
     Брачный круг- это совокупность  возможных  брачных  партнёров.  Брачный круг определяется системой норм общества,  а  также  социально-экономическим положением партнёров, особенностями их личностных качеств. Система  общения, определяющая   брачный   круг,   может   включать    кроме    индивидуальных межличностных контактов также подбор брачных пар.
     Выбор — наличие различных вариантов  для осуществления воли. Наличие  выбора связано с обоснованием свободы  воли человека.
     Качество - совокупность свойств объекта, удовлетворяющих в той или иной степени определённые потребности субъекта.
     Любовь  – высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта. Любовь между полами, между людьми различается оттенками переживаний: асексуальное влечение (агапэ) – сильный интерес к другому человеку с элементами самоотречения; любовь дружба – нежность, которую мы чувствуем к тому человеку жизнь которого тесно переплетена с нашей собственной; любовь-страсть – состояние мощного влечения к союзу с другим человеком. Страстные любовники целиком погружается друг в друга, приходят в экстаз, когда добиваются любви своего партнера, и безутешны когда её теряют; любовь – игра (людус) – влечение, вызывающее взаимный интерес сторон но не достигающее высокого накала; любовь рассудочная – любовь, контролируемая сознанием.
     Партнёр (фр. partenaire — участник) — компаньон, товарищ, соучастник в каком-либо деле.
     Подбор брачных пар – деятельность  организаций или отдельных лиц по подыскиванию  взаимно   подходящих   брачных   партнёров   (Энцик.   Словарь «Народонаселение.», М - 1994г.).
     Страте?гия (др.-греч. ?????????, «искусство полководца») — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. 

Стратегии выбора брачного партнера 

      Интересной  представляется модель «фильтров» Дж. Удри ., А. Ламперт и Р. Докинз выделили две стратегии поиска брачного партнера, которые обусловлены различными установками и мерой ответственности полов за реализацию функции воспроизводства рода и родительства.
    Принудительная стратегия, обусловленная несвободным выбором брачного партнера в результате либо принуждения к браку со стороны «третьих лиц» или общественных норм, либо отсутствия подходящих партнеров для выбора. В рамках принудительной стратегии брачного выбора обладание информационным ресурсом о потенциальном супруге представляет ценность скорее для людей, заинтересованных в заключении брака, чем для самих вступающих в брак. Поэтому раньше подбор подходящей кандидатуры для создания семьи часто доверяли свахе, обладающей информацией о тех или иных женихах и невестах, проживающих в округе.
    Непринудительная стратегия, определенная самостоятельным выбором спутника жизни на основе собираемой о нем информации.  
    Непринудительная стратегия по основанию брачного выбора, ожидаемой выгоде от вступления в брак, и, соответственно, по содержанию информационного ресурса подразделена на два подтипа: эмоциональную и рациональную. Рациональная стратегия, в свою очередь, по цели брачного выбора делится на стратегию «брак как средство» и стратегию «брак как цель».

      Стратегия «брак как средство» направлена на достижение субъектом выбора посредством вступления в брак личных целей, опосредованно относящихся к предполагаемого браку. Стратегия «брак как цель» предполагает брак как самоцель.
      Понятие обмена, рассматривается в контексте теории социального взаимодействия Дж. Хоманса, относится к добровольным социальным действиям, которые вероятностно обусловлены ответными вознаграждающими реакциями и которые прекращаются, если ожидаемые реакции не наступают. Непринудительная стратегия добрачного поведения, которая подразделяется на два подтипа:
1. Эмоциональную стратегию, обусловленную преобладанием эмоционально-чувственной компоненты в отношениях с партнером, чувством влюбленности или любви к нему. В соответствии с целью данной стратегии – эмоциональная близость с партнером, непосредственное удовлетворение потребности в эмоциональном комфорте и любви – такая социально-психологическая информация об избраннике, как истинность чувств к субъекту выбора, является ведущим основанием для брачного выбора;
2. Рациональную стратегию, характеризующуюся целенаправленным рациональным выбором партнера с целью максимизации «эффективности брака». Теория социального обмена далека от того, чтобы ограничиваться строго рациональным поведением, ориентированным на материальную выгоду. Ее главная цель – учесть весь вознаграждаемый опыт, включая и желание реализовать гуманитарные идеалы либо духовные ценности, равно как и поиск личных преимуществ и положительных эмоций. Рациональная стратегия по цели выбора спутника жизни подразделяется на два подтипа: стратегию «брак как средство» и стратегию «брак как цель».
      Стратегия «брак как средство» направлена на достижение субъектом выбора посредством  вступления в брак личных целей, опосредованно  относящихся к предполагаемого  браку.
      Стратегия «брак как цель» предполагает брак как самоцель. Ценность характеристик будущих молодоженов, включенных в информационный обмен, непосредственно зависит от основания брачного выбора и определяет решение о вступлении в брак. 

    Теории  выбора брачного партнера
    Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического психоанализа 3. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие, общественно одобряемые, объекты – на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов.
      Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда концепций.
      Наибольшее  распространение и популярность в зарубежной социальной психологии получили теории комплементарных потребностей Р. Уинча, теория «стимул–ценность–роль» Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговая теория любви» А. Рейса.
      Теория комплементарных потребностей (дополняющих потребностей) Р. Уинча основывается на принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Р. Уинч пишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов. Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который бы полностью удовлетворил его потребности. Она помогает разобраться, почему каждый считает только некоторых из всего «поля избранников» привлекательными. Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятся энергичные и прямые женщины.
      Инструментальная  теория подбора супругов, разработанная                  Р. Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Р. Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.
      Теория  «стимул–ценность–роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна получила, пожалуй, наибольшее распространение среди исследователей. Она основывается на двух важнейших посылках. Первая заключается в том, что на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена. Иными словами, происходит своеобразный учет плюсов и минусов, активов и пассивов каждого партнера. В результате, хотя партнеры могут и не осознавать этого, устанавливается некоторый баланс позитивных и негативных характеристик каждого. Если активы, или стимулы вступления в брак, превышают пассивы, то принимается решение о заключении супружеского союза.
      Вторая  посылка состоит в том, что  брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, через которые должны пройти молодые люди. Тот, кто не соответствует условиям каждой стадии, выбывает из «игры».
      Первую  стадию Б. Мурстейн назвал «стимул». Когда  мужчина и женщина видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума, умения держаться в обществе, а также происходит восприятие и оценка тех собственных качеств, которые могут быть привлекательными для другого человека. Если между партнерами возникла аттракция – первое впечатление было привлекательным, то пара переходит ко второй стадии – сравнению ценностей.
      Партнеры  обсуждают свои взгляды на жизнь, брак, мужские и женские роли в  семье, на воспитание детей и т.п. Мужчина и женщина либо укрепляют  взаимные симпатии, либо, поняв, что  у них мало общего, порывают друг с другом. Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется сходством ценностей, то взаимоотношения партнеров переходят в третью стадию – ролевую.
      На  третьей стадии – ролевой –  партнеры проверяют, соответствует  ли ролевое поведение одного ожиданиям другого. Конечно, есть люди, которые, влюбившись друг в друга, вступают в брак после непродолжительного знакомства, без всяких тревог и опасений, повинуясь лишь чувству. Однако большинство партнеров стараются осознать как достоинства, так и недостатки друг друга и, тщательно взвесив все «за» и «против», принимают окончательное решение.
      Идея  существования нескольких стадий в  процессе выбора брачного партнера лежит  и в основе теории «фильтров» А. Керкгоффа  и К.Дэвиса. Схематично данный процесс можно представить как последовательное прохождение через серию фильтров, которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор.
      Первый  фильтр – место жительства –  отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться.
      Затем фильтр гомогамии исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям. На этом этапе человек  вступает в контакты с людьми, которые  кажутся ему привлекательными.
      На  последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий. Результатом прохождения через все фильтры является вступление в брак.
        «Круговая теория любви» А. Рейса объясняет механизм выбора брачного партнера через реализацию четырех последовательных, взаимосвязанных процессов.
          1. Установление взаимосвязи. Имеется в виду легкость общения двух людей, иными словами – насколько «в своей тарелке» они чувствуют себя в обществе друг друга. Это зависит как от социально-культурных факторов (социального класса, образования, религии, стиля, воспитания), так и от индивидуальных способностей человека вступать в контакт с другими людьми.
          2. Самораскрытие. Ощущение взаимосвязи с другим человеком рождает чувство расслабления, доверия и облегчает раскрытие себя перед другим. Здесь также большое влияние оказывают социально-культурные факторы.
          3. Формирование взаимной зависимости. Постепенно у мужчины и женщины возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство необходимости друг другу.
          4. Реализация основных потребностей личности, какими, по мнению   А. Рейса, являются потребности в любви, доверии, стимуляции кем-либо ее амбиций и др. Развитие чувства любви идет в направлении от первого процесса к четвертому. Безусловно, что пропуск одного из них негативно сказывается на развитии или стабильности любовных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рекомендации для успешного выбора брачного партнера
        Определяются и анализируются следующие факторы:
      1. Обладание информацией о характеристиках  предполагаемого брачного партнера. Хорошая информированность о потенциальном супруге в добрачный период. Чем больше объем информационного ресурса в добрачный период, тем выше показатели удовлетворенности собой, супругом, материальным положением семьи, супружескими взаимоотношениями, семейной жизнью и жизнью в целом, что особенно касается женщин.
      2. Рациональный брачный выбор, в  котором разум преобладает над  чувствами. Женщины более эмоциональны в выборе брачного партнера, в результате чего они не замечают или не хотят замечать слабые стороны потенциального спутника жизни.
      3. Продолжительность периода ухаживания  вкупе с информированностью друг  о друге в момент принятия  решения о вступлении в брак  оказывают влияние на устойчивость института брака. Существует опасность поспешных браков для устойчивости молодых семей. Кроме того, необходимо отметить, что как мужчины, так и женщины, встречавшиеся менее года до создания семьи, не отметили вариант ответа, свидетельствующий о том, что они «отлично» знали друг друга в добрачный период. С увеличением продолжительности добрачного общения молодежи возрастает показатель их отличной информированности друг о друге.
      4. Свободный от личных сомнений  и давления со стороны третьих  лиц выбор брачного партнера. Браки, созданные под давлением или в результате навязанного выбора «второй половины», либо недолговечны, либо несчастливы. Лишь четверть мужчин и менее половины женщин (43%), считавших в момент принятия решения о браке, что их партнер не лучший вариант для супружества, удовлетворены семейной жизнью. Всего 4% представительниц прекрасного пола и 31% мужчин обрели радость семейной жизни, имея некоторые сомнения в выборе брачного партнера. Не отмечено ни одного случая удовлетворенности браком среди тех, кто сделал выбор партнера не самостоятельно, и только 13% женщин удовлетворены семейной жизнью, принявших решение о вступлении в брак под давлением со стороны «третьих лиц». Эти данные в очередной раз подтверждают необходимость ответственного добрачного поведения, осознанного выбора спутника жизни.
      5. Осведомленность об особенностях  будущего партнера посредством  деятельности различных информационных  посредников повышает уверенность  в правильности и обоснованности  принятого решения о создании семьи путем предоставления ими информации о предполагаемом брачном партнере.
      В результате анализа исследования  «Влияние стратегий и теорий  брачного выбора, а так же присущих ему качеств при выборе брачного партнера» , можно сделать  вывод  о том, что вступлению в брак должно предшествовать последовательное поведение, направленное на выбор подходящего брачного партнера, в частности, путем получения информации о нем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

    Балова, Д. Ю. Психологические особенности представителей студентов о брачном партнере [Текст] / Д. Ю. Балова.
    Мардахаев, Л. В. Словарь по социальной педагогике [Текст] / Л. В. Мардахаев // Словарь по социальной педагогике : уч.пособие для студентов высших учебных заведений. - М. : Академия, 2002. – 368с.
    Красовский, Б. П. Выбор брачного партнера [Текст] / Б. П. Красовский // журнал «Социс». - 1994.
    Чистякова, Т. С. Информационный ресурс в стратегиях добрачных практик современной молодежи [Текст] автореф. Дисс. … на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Т. С. Чистякова. - Нижний Новгород. – 2008.
    Зинченко, В. П. Большой психологический словарь [Текст] / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков; Большой психологический словарь, Москва.- 2008.
    6.   http://www.infovolgograd.ru/psychology/psychology126.htm 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Анкета
Уважаемые девушки,  анкетирование проводится с целью выявления «стратегий выбора брачного партнера и присущих ему качеств как влияние на устойчивость института брака». Заранее благодарим за искренние ответы.
Вопросы
С  1-7 вопросы  отвечайте «да/нет»
1.Устраивает ли вас не замужний образ жизни?
2.Ощущаете ли вы в себе психологическую готовность к вступлению в законный брак?
3.Считаете ли вы, что «под лежачий камень вода не течет» и нужно проявить активность в поиске партнера?
4.Считаете ли вы, что встреча с будущим брачным партнером дело случая и нужно вести себя спонтанно?
5.В выборе партнера вы больше полагаетесь на интуицию?
6.В выборе партнера вы больше руководствуетесь собственными установленными критериями отбора?
7. Вы рассматриваете своего молодого человека( если он есть) или вообще кого-то из знакомых молодых людей(если его нет) как потенциального мужа?
8.Какими качествами должен обладать ваш будущий супруг?(напишите 6 качеств, в порядке убывания )
1                                                                                                         2
3                                                                                                         4
5                                                                                                         6
9.Где как вам кажется, следует знакомиться с потенциальным брачным партнером (необходимо выбрать и отметить из перечня варианты, наиболее свойственные испытуемому) :
- среди общих  друзей
- на работе
- на учебе
- в Интернете
- в местах  развлечений (ночные клубы, кафе-бары  и т.п.)
- на отдыхе
- в местах  культуры (выставки, библиотеки, музеи,  концерты, театры, кино и т.д.)
- в общественных местах (улица, транспорт, метро и т.п.)
- свой вариант  (напиши какой).
10. При выборе  брачного партнера влияние какой  стратегии или теории является  для вас основополагающим? (выберите  несколько вариантов)
- важно что  бы мой выбор понравился родственникам, друзьям, и.т.д;
- самое важное  это чувства испытываемые к  партнеру;
- я хочу выйти  замуж, а все остальное не  так важно;
- для меня важно учесть весь вознаграждаемый опыт,  преобладание положительных характеристик партнера, поиск личных преимуществ.
-  мне нравятся  молодые люди чем- то напоминающие  мне моего папу.
- для меня важно, чтобы мы понимали потребности друг друга, были схожи в социальных чертах и психологически дополняли друг друга.
- я обращаю внимание на привлекательность молодого человека, сходство ценностей и соответствует ли ролевое поведение одного ожиданиям другого.
- мне приятна легкость общения, ощущение взаимосвязи с другим человеком, чувство необходимости друг к другу, удовлетворение потребности в любви, доверии, стимуляции амбиций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.