На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социология как наука и учебная дисциплина

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                        Содержание
                                                                                                                                                                                                                                                                                    
Введение…………………………………………………………………………..……...2
1. Социология как наука и учебная дисциплина…………………………….……........2
    1.1 Объект общественных наук и специфика предмета социологии…..2
    1.2  Место социологии в системе наук об обществе……………….……….…...7
    1.3 Отличие  предмета социологии от предметов других наук об обществе.…10
    1.4 Многообразие  и эволюция подходов к определению  предмета социологии в отечественной  и зарубежной социологии………………………………………10
    1.5 Структура (уровни) социологического  знания……………………………..12
    1.6 Типы социологических теорий, сновные функции социологии.....15
    1.7 Методы исследования социальных наук……………………………..16
    1.8 Основные законы и категории социологии……………………….…18
    1.9 Социология в современной России: актуальные задачи……………….…..20
Заключение…………………………………………………………………………....…27
Список литературы………………………………………………………………….….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
 С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических  опросов населения по самым разнообразным  проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных  исследовательских центров изучают  общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтингу наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемам ценовой политики, удовлетворенностью уровнем жизни и так далее. В регионах проводятся свои специфические  социологические исследования, в  которых определяется удовлетворенность  населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами  студента». Все это внешний, лежащий  на поверхности уровень социологических  исследований, который создает образ  социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но только ли этим исчерпывается  предмет и задачи социологии? Что  представляет собой социология как  наука? 
 

      Объект общественных наук и специфика предмета социологии.
      Начнем  с этимологии. Термин «социология» - производное от двух слов: латинского слова societas – общество и греческого logos – слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология – наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дж. Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей и так далее. Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.
      Сначала уточним общие понятия объекта  и предмета.
      «Под  объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего  нас материального или нематериального  мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.»
      Таким образом, «объект познания – это  все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему  в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение  объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных  наук (физики, химии, биологии, психологии, экономики и так далее).» Когда  же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть  объективной реальности (город, деревня, человек, культура, организация и  так далее) берется не целиком, а  лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки.
      Предмет исследования существует только в голове исследователя, то есть полностью зависит  от самого знания и является его  частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта  и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделяемых нами сторон. По такой  логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько  предметов изучения. Например, каменное здание как объект, существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, строителя фундамента – с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании –  с точки зрения удобства внутренних помещений и так далее. Каждый может заинтересоваться и другими  сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет. В самом объекте  не содержится никакого предмета исследования. По словам Г.Щедровицкого, предмет исследования «может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом».Каждая наука  отличается от другой предметом. Свой предмет имеют физика и химия, биология и психология, экономика  и социология и так далее. Все  эти науки изучают природу  и общество, но каждая из них изучает  свою особую сторону или сферу, объективной  реальности, специфические только для  данной науки законы и закономерности этой реальности. При этом одна и  также сторона объективной реальности может быть объектом исследования многих наук. Так, физическая реальность –  объект исследования множества общественных и технических наук, социальная –  наук общественных и гуманитарных.
     Итак, в качестве объекта той или  иной науки всегда выступает определенная сфера объективного или субъективного  мира, в то время как предмет  любой науки является результатом  теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны  и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким  образом, объект той или иной науки  – это часть объективной или  субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются  только данной наукой, а предмет  науки – это результат исследовательских  действий.
     «Объект любой науки есть то, на что направлен  процесс исследования, а предметная ее область – те стороны, связи, отношения, составляющие объекта, которые подлежат изучению. Объект социологии – социальная реальность, и потому социология наука  об обществе. Но этого недостаточно для определения ее предмета. Это  лишь указание на объект исследования, который совпадает с объектом других общественных наук, будь то история, этнография, демография, право. Социология – наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном  организме.»
     Принять считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые  носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное сточки зрения российского социолога Г.В.Осипова, - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении  друг к другу, к своему положению  в обществе, к явлениям и процессам  общественной жизни. Социальное явление  или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого  индивида или их группы (общности) –  независимо от того, присутствует ли при  этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие  друг на друга, способствуют тем самым  тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами  социологического исследования.
     Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских  действий, не может быть определен  столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории  существования этой науки менялось. Представители различных школ и  направлений высказывали и высказывают  различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.
     Основоположник  социологии французский мыслитель  О.Конт считал, что социология –  это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э.Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом  социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.
     С точки зрения знаменитого немецкого  социолога М.Вебера, социология –  это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение  по М.Веберу, - это отношение человека, иначе говоря, внутренняя или внешне проявляемая позиция, ориентированная  на поступок или воздержание т  него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его  с определенным смыслом. Поведение  считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.
     В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы  и составляющих его структурных  элементов – личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое  распространение в нашей отечественной  литературе имеет следующее определение  социологии. Социология – это наука  об обществе как социальной системе  в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные  элементы: личности, социальные общности, институты. В учебном пособии  «Социология» (М.,: Мысль, 1990) Г.В.Осипова, написанном с марксистских методологических позиций, социология определяется как  наука об общих и специфических  социальных законах и закономерностях  развития и функционирования исторически  определенных социальных систем, наука  о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей  в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов.
Выделение предмета исследования из такого крупного и сложного предмета изучения, как  человеческое общество, стало основой  для выделения и самостоятельного развития ряда наук. Общество и человек  изучаются несколькими группами наук, имеющих сходный предмет  исследования. Так, предметом изучения экономических наук служат процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления; политических наук – крупные общественные процессы, связанные с управлением и  функционированием института государства, образованием правительства,  распределением власти между различными общественными группами; предметом изучения исторических наук являются процессы изменений, происходящих в различных временных промежутках, и проблемы, связанные с происхождением отдельных социальных групп или обществ; поведенческие науки (психология и социальная психология) выделяют в объекте и изучают различные виды и формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека, его социального окружения. Какое же место среди таких наук занимает социология? Каков ее предмет?
Для лучшего  понимания существа предмета социологии важно представить общество как  структуру, то есть не как простое  скопление индивидов, случайно взаимодействующих  друг с другом, а «как целое, состоящее  из определенным образом расположенных  упорядоченных частей, взаимодействующих  между собой в строго указанных  границах.»1 Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Наглядно иллюстрирует сущность системы связей между отдельными частями социальной структуры Г.Щедровицкий. Представим себе две дощечки, на которых в лунках расположены шарики, символизирующие части изучаемого нами целого. Если шарики расположены просто, без всякой связи, то есть наша система упорядочена организована, но ее части не взаимодействуют, то при изменении положения одного шарика, это никак не скажется на изменении положения остальных шариков. Но если положение шариков зафиксируем пружиной, то каждое изменение в положении одного из них неизбежно приведет к изменению позиций всех остальных шариков. Используя указанную механическую модель для анализа человеческого общества, можно прийти к выводу, что каждый индивид в нем занимает строго определенную позицию или имеет определенный социальный статус. Например, он может иметь статус директора, рабочего, президента, спортсмена и так далее В соответствии с этим каждый индивид состоит в социальных отношениях с другими индивидами (то есть находится в сложных системах взаимодействий и взаимозависимостях). Изменение этих отношений, а также положения индивида в обществе неизбежно влечет за собой изменение связей и положения других индивидов. Люди со сходными социальными статусами занимают в обществе близкие друг к другу места и образуют социальные общности (категории, группы, слои и так далее), в которых существуют наиболее прочные и устойчивые связи. Кроме того, в ходе совместной деятельности они бывают связаны с индивидами из других групп. Совокупность связей и взаиморасположения отдельных частей структуры в социальном пространстве определяют поведение людей, любой социальной единицы, входящей в социальную структуру. Позиции людей в социальном пространстве различаются в зависимости от обладания такими ресурсами, как средства, престиж, объем знаний и другими. Поэтому говорить о социальной структуре – значит говорить о социальном различии и неравенстве между людьми. Степень социальных различий и место каждого индивида в структуре определяются двумя основными параметрами: социальной дистанцией между статусами и числом индивидов, имеющих тот или иной статус.
Важным  моментом в определении предмета социологии является следующее: при  изучении социальных структур нужно  помнить, что их составляют люди, активно  действующие индивиды, способные  в результате совместных действий изменять положения отдельных частей структуры  относительно друг друга, уровень ограничения  поведения и степень свободы  каждой части, а также характер взаимоотношений  отдельных структурных элементов. Для того чтобы социальные структуры  сохранялись в том же виде и  не распадались, людям приходится совершать  множеств совместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующим  социальным законам. Эта динамическая сторона предмета социологии также  должна учитываться при проведении социологических исследований и  построении социологических теорий. 
 

    1.2  Место социологии в системе наук об обществе.
    Социология  занимает, благодаря своей универсальности  центральное положение среди  социальных наук. Социология специализируется, «проникает» во все области жизни, где социальные действия и социальное поведение человека является ведущим и определяющим фактором .
    Итак, определяя место социологии в  системе гуманитарных наук, необходимо подчеркнуть, что она как система  знаний не может развиваться и  выполнять свои функции без взаимодействия с другими науками об обществе. В то же время социология является специфической наукой об обществе, включает в себя социологическую  теорию, которая может использоваться другими гуманитарными науками .
    В самом общем виде объектом социологии как науки является общество как  целостный социальный организм, как  социальная система, как исторически  развивающаяся форма совместной жизнедеятельности людей. Она изучает определённую сферу действительности, имеющую относительную завершённость, наиболее общие свойства и закономерности, присущие всем социальным явлениям. Известно, что каждый из объектов «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и развития. Теоретики трактуют предмет социологии по-разному. Э. Дюркгейм, например, определяет социологию «как науку об институтах, их генезисе и функционировании». По мнению Г. Зиммеля, «предмет социологии заключает в себе… отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчинёнными  и  бесконечное  число  других  вопросов».
    П. Сорокин предлагает следующее определение: «Социология изучает явления  взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие  из этого процесса взаимодействия, - с другой».
    Свое  понимание предмета социологии дают Ю.Волков и И.Мостовая. Их точка зрения заключается в том, что «социология  – это познание ассоциированных (совместных) форм человеческой жизнедеятельности, или социальных организаций». Понятие  организации, или социальной общности, может трактоваться и как глобальное (мировое) сообщество, и как общество в его традиционном смысле (национальное сообщество), и как микросообщество (социальная группа, секта, клан). 
    С.Фролов полагает, что социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие  в данных структурах. В понятие  социальной структуры он вводит взаимное расположение индивидов и групп  в обществе, их взаимосвязи, действия и взаимодействия, осуществляемые как  на основе межличностного общения, так  и с помощью средств массовой информации. Под условиями существования  социальных структур автор понимает прежде всего окружающую среду и  культуру. Социальные процессы представляют собой динамику развития общества и  охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая  его функционирование и развитие.
    В.Н. Ковалёв рассматривает предмет  социологии как познание социальных отношений людей, которые с наибольшей полнотой и конкретностью раскрывают специфику механизмов взаимосвязи  и взаимодействия между общностями и индивидами.
    Попытку дать развёрнутое определение предмета социологии на основе уже существующих разработок предпринял российский учёный В. Ядов. На его взгляд, социология –  это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей  и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, социальных отношениях, взаимосвязи  и взаимодействии между многообразными социальными общностями, между личностью  и общностями, а также о закономерностях  социальных действий и массового  поведения.
    Исходя  из анализа сложившихся подходов к определению объекта и предмета социологии, можно прийти к следующему выводу. Что касается объекта социологии, то учёные выработали более-менее общий  взгляд на его определение. В отношении  же предмета социологии в науке существует большое разнообразие трактовок. Согласно сложившейся традиции при определении  предмета социологического познания выделяются ключевые социальные явления. Обычно к  ним относятся человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т.д.
    Общество  объективно состоит из различных  социальных общностей. Это имманентная, то есть свойственная черта любого человеческого объединения, обусловленная  многими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но и реально возникают  многообразные отношения. Любые  отношения, обуславливающие то или  иное социальное явление, подчиняются  действиям определённых закономерностей  или тенденций. Они и составляют основной предмет изучения социологии.
    С появлением социологии открылись новые  возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания её жизненных  целей, интересов, потребностей. Причём социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Это позволяет  понять и объяснить причины социального  поведения или взаимодействия социальных общностей, групп, индивидов и их результаты. Тем более, что в современных  условиях многие люди испытывают чувство  страха, которое вызвано их неумением  разобраться в сложных проблемах  жизни, в социальных явлениях. Это  препятствует их созидательной деятельности. Цель социологии состоит в том, чтобы  помочь людям изменить в лучшую сторону  общество, в котором они живут . 
 

1.3 Отличие предмета социологии от предметов других наук об обществе.
      Одни  социологи рассматривают общество как структурированную систему, другие – как совокупность взаимодействующих  индивидов, одни изучают материальные факты, другие – символы. Согласно определению Р. Парка и Э. Берджесса, социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение. Социология пытается постичь поведение человека, детерминируемое прежде всего культурой, бытом, социальной организацией и другими подобными факторами. При этом, естественно, в поле зрения исследователя, попадают различные причинные связи, отношения и зависимости, то есть социологическое поведение изучается в динамике.
      Хотя  социология обращает внимание и на индивида, однако центральными объектами  ее исследования являются социальные группы и группировки, а также  социальные процессы. Социология описывает  и рассматривает среди прочего  модели социальных ценностей, социальных изменений, религиозного поведения  и семейной жизни.
     Наконец, конкретные социологические исследования. Они проводятся в рамках многих общественных и гуманитарных наук с целью получить оперативные данные о тех или  иных процессах общественной жизни  или же выявить отношения людей  к этим процессам. Социология разрабатывает  технику и методику подобных эмпирических исследований, обработки их результатов. Тем самым она способствует тому, чтобы данные исследования, в какой  бы области научного знания они ни проводились, позволяли получать наиболее адекватные сведения об изучаемых явлениях и процессах. Это дает возможность  не только всесторонне рассматривать  отдельные явления общественной жизни, располагая оперативной информацией, но и более конкретно раскрывать их место и роль в той или  иной социальной системе и обществе в целом, выявлять взаимодействие макро- и микропроцессов в жизни общества. 
 

1.4 Многообразие и эволюция подходов к определению предмета социологии в отечественной и зарубежной социологии.
     Основные  вехи развития социологии. С середины 19 в. исчисляется первый этап в ее развитии – этап формирования научных  основ социологии. Поиск основополагающих идей шел широким фронтом: если О.Конт говорил о возможностях познания общества при помощи «социальной физики» (он уподоблял общество природе и поэтому считал возможным познание социальной жизни при помощи естественных законов или окрытия им подобным), то социально-биологическая школа и ее основатель Г.Спенсер сравнивали общество с развитием живого организма, ратуя за использование биологических законов при их познании. В этом же веке поиск сущности социологии вела и социально-психологическая школа: Г.Тард, Г.Лебон, Ф.Теннис, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев, Е.В.Де Роберти основное внимание сосредоточили на проблемах личности, которую они рассматривали как единство биологического и социального начала в человеке, а общественную жизнь представляли как особое проявление мировой энергии. Во второй половине 19 в. большой популярностью пользовалось географическое направление в социологии, идеи которого нашли наиболее полное воплощение в трудах Э.Реклю, Ф.Ратцеля, Л.И.Мечникова, отстаивавших представления о решающем влиянии географической среды на развитие общества и личности. В этот же период окрепла и пробрела значительное влияние марксистская концепция в социологии, видными представителями которой были К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и до определенного времени П.Б.Струве, А.А.Богданов и М.И.Туган-Барановский. В основе этой концепции – решающее влияние социально-экономических отношений на процесс взаимодействия различных классов и роли революционной борьбы в решении всех социальных конфликтов. Кроме того, в России заявило о себе социально-правовое направление, представленное Н.М.Коркуновым, Л.И.Петражицким, П.И.Новгородцевым, Б.А.Кистяковским и Б.Н.Чичериным, которые придавали большое значение власти, нормативно-этическим взаимоотношениям в обществе. Они анализировали процессы господства и подчинения, обращая особое внимание на роль государства в решении социальных проблем.
     Второй  этап в развитии социологии, который  часто называют классическим, представлен  трудами французского ученого Э.Дюркгейма, немецких исследователей М.Вебера, Г.Зиммеля. Они претендовали на иное видение  социологии – не на «всезнайство»  об обществе, а на изучение важнейших  компонентов общественной жизни: социальных фактов (Э.Дюркгейм), политических и  экономических явлений (М.Вебер), социальных закономерностей (Г.Зиммель). Именно они  положили начало поиску новых подходов, в т.ч. и эмпирических, к определению  объекта и предмета социологической  науки, которые также развивались  В.Парето, Г.Моска, У.Дильтеем, П.А.Сорокиным, З.Знанецким и другими крупнейшими  представителями социологической  мысли первой половины 20 века.
    Эти поиски продолжались в течение всего 20 в. и привели к третьему, современному этапу в развитии социологии, который  представлен следующими основными  школами в социологии. 
 

    1.5 Структура (уровни) социологического  знания.
    Социология  является дифференцированной и структурированной  системой знания. Система – упорядоченная  совокупность элементов, взаимосвязанных  между собой и образующих некоторую  целостность. Именно в четкой структурированности  и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация  науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:
    1) социальные факты – научно  обоснованные знания, полученные  в ходе исследования какого-либо  фрагмента реальности. Социальные  факты устанавливаются посредством  других элементов системы социологии;
    2) общие и специальные социологические  теории – системы научного  социологического знания, направленные  на решение вопроса о возможностях  и пределах познания общества  в определенных аспектах и  развивающиеся в рамках определенных  теоретико-методологических направлений;
    3) отраслевые социологические теории  – системы научного социологического  знания, направленные на описание  отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных  социологических исследований, обеспечение  истолкования эмпирических данных;
    4) методы сбора и анализа данных  – технологии получения эмпирического  материала и его первичного  обобщения.
    Однако  помимо горизонтальной структуры, системы  социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.
1.Теоретическая  социология (уровень фундаментальных  исследований). Задачей является  рассмотрение общества как целост-ного  организма, раскрытие места и  роли социальных связей в нем,  формулировка основных принципов  социологического познания, основных  методологических подходов к  анализу социальных явлений.
    На  этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность  с различными сторонами общественной жизни.
2. Специальные  социологические теории. На этом  уровне располагаются отрасли  социального знания, имеющие своим  предметом исследование относительно  самостоятельных, специфических  подсистем социального целого  и социальных процессов. 

Виды специальных  социальных теорий:
1) теории, изучающие  законы развития отдельных социальных  общностей;
2) теории, раскрывающие  закономерности и механизмы функционирования  общностей в тех или иных  сферах общественной жизни;
3) теории, анализирующие  отдельные элементы социального  механизма.
3. Социальная  инженерия. Уровень практического  внедрения научных знаний с  целью конструирования различных  технических средств и совершенствования  имеющихся технологий.
     Помимо  указанных уровней, в структуре  социологического знания выделяются макро-, мезо– и микросоциология.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.