На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Профессиографический анализ деятельности специального (коррекционного) психолога

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


nhМОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ 
 
 
 
 
 

                        Курсовая работа на тему:
Профессиографический  анализ деятельности специального (коррекционного) психолога. 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель
С.Ю. Манухина 

Выполнила
студентка ДГП-301
О.Э. Петрова 
 
 
 

               Москва  2010
Введение…………………………………………………………………………………………3
Актуальность  исследования………………………………………………………………….....3
Методическое  обоснования исследования……………………………………………………..5
      Выборка…………………………………………………………………………………...5
      Методы……………………………………………………………………………………5
История становления…………………………………………………………………………….6
Описание социальных профессиональных характеристик………………………………..…11
      Трудовой  пост…………………………………………………………………….…….11
      Номенклатурные  данные……………………………………………………………….13
      Квалификационные  требования…………………………………………………….…13
Медицинские противопоказания………………………………………………………………16
Психограмма……………………………………………………………………………………17
Заключение. Общая  характеристика профессии…………………………………………..…21
Литература………………………………………………………………………………….…..24
Приложение…………………………………………………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Актуальность  исследования.
     На  сегодняшний день наиболее важными задачами специальной (коррекционной) психологии являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследование психологических проблем, подтверждающих обоснованность компенсации дефекта под влиянием коррекционного обучения и воспитания.[6] Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-практическое значение.
     Возрастает  число и разнообразие детей с  отклонениями в развитии, в том  числе с парциальной и комплексной  недостаточностью. Это вызывает необходимость  изучения детей не только до, но и  в процессе их обучения и воспитания, определение микропрограмм коррекционного воздействия для каждого отдельного случая. Последнее время стало  все больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных  психических расстройств у детей. Появилось достаточно много литературы, в том числе и рекомендательной по вопросам умственной отсталости, нарушениям обучения и воспитания, отклонениям  в поведении и общении.
     В центре внимания специальной психологии – дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья.
     Основной  целью специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Специальная психология содержит те знания, которые могут служить методической базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных образовательных учреждений. 
 

   Основными задачами коррекционной психологии являются:
    Изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения.
    Создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития.
    Разработка средств психологической коррекции недостатков развития.
    Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений.
    Психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях.
    Психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками.
    Психологическая коррекция дезадаптации.
В настоящее  время наиболее актуальной задачей  является разработка диагностических методик. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Методическое  обоснование исследования.
1.1. Выборка
Количество  опрошенных – 20 человек (работают в  центрах медико-психологической  помощи детям и подросткам, в специализированных психологических центрах).
Пол –  женский и мужской (14 женщин, 6 мужчин).
Возраст – от 23 до 30 лет.
Образование – высшее профессиональное психологическое.
Опыт  работы – от 1,5 года до 5 лет.
Название  профессии – специальный (коррекционный) психолог.
1.2. Методы 
    Анализ документации по профессии коррекционного психолога.
    Анкетирование. (В анкете содержатся вопросы, касающиеся особенностей работы, возможных трудностей, профессионально важных личностных качеств).
    Опрос специалистов, работающих в данной сфере. (Опрос специалистов проводился по телефону. В него входили более подробные вопросы, касающееся данной профессии).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    История становления специальной  психологии.
   Русское направление специальной психологии как отдельного направления мировой  коррекционной психологии появилось  в 1920-х гг. До этого периода изучением  психологического развития людей с  отклонениями и различными аномалиями занималась медицина. Первая в мире экспериментальная психологическая  лаборатория по вопросам изучения психики  людей с аномальными отклонениями была создана в России в 1935 г. под руководством Л. В. Занкова, известного русского дефектолога. Основными направлениями научной и исследовательской деятельности данной лаборатории были изучение предпосылок к возникновению аномалий психического развития, проявления дефектов в младше-школьном возрасте, развитие этих детей. [1 c. 201]
   На  основании этих и других исследований разрабатывались методы коррекционного обучения, специальные программы  для индивидуальной работы с аномальными  людьми, дальнейшее их развитие. В целом, русская специальная психология строилась на сравнительных характеристиках  развития нормально развивающихся  детей и детей с отклонениями. Изучение обеих групп проводилось  по всем направлениям: от внутриутробного  развития и рождения до определенных возрастных групп и параметров развития, соответствующих этим группам.
   Русские психиатры У. Е. Сухарева, М. С. Певзнер  и другие проводили исследования эмоционально-волевой сферы развития, познавательной деятельности ребенка, основываясь на клинических данных. Также они уделяли большое  внимание изучению проблемы патогенеза аномального развития, этиологии, подробное  описание состояний и возможные  пути развития детей с дефектами. [5 c. 34]
   Позже (в 1950-е гг.) стали проводиться  исследования деятельности высшей нервной  системы людей с нарушениями  в психическом развитии.
   Полученные  данные использовались в дальнейшем для разработки педагогических методов  обучения, воспитания детей с дефектами. В процессе проводимых исследований были сделаны некоторые выводы о  том, что у обеих групп детей (нормально развивающихся и аномальных) психика развивается по общим  закономерностям.
   Русскими  дефектологами (X. С. Замской, Л. В. Занковым и др.) проводились исследования слабости мыслительного процесса, скорости реакции при недостаточности  некоторых структурных компонентов мышления, нарушений словесно-логического мышления.
   Именно  русским дефектологам удалось доказать, что люди с аномальным развитием  имеют не только умственные недостатки, но и обширные потенциальные возможности  развития мышления, которые могут  развиться при определенной системе  индивидуального обучения. В работах  Л. С. Выготского эта теория освещена достаточно полно и подкреплена практическими исследованиями. [2 c. 186]
   Специальная психология (C.п.) — область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими их потребность в особых условиях обучения и воспитания. Становление С. п. происходило в рамках дефектологии — интегративной области научного знания, органично соединившей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.
   Исторически первыми возникли такие направления  С. п. как психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология). За свою почти столетнюю историю С. п. значительно расширила область своего применения. Теперь она обращена и к детям с задержкой психического развития, нарушениями речи, ранним детским аутизмом, к детям с двигательными нарушениями и др. Кроме того, помогая преодолевать тяжелые проблемы обучения и воспитания детей с грубыми аномалиями развития, С. п. накопила средства разрешения трудностей обучения детей, не имеющих столь выраженных нарушений. [7 c. 308]
   До  середины XlX века исследования в области  психологии детей и взрослых с  аномалиями развития носили эпизодический  характер, сообщения об их результатах  изредка появлялись в медицинских, философских и психологических  сочинениях главным образом в  связи с первыми успешными  попытками воспитания и обучения слепых, глухих, слепо-глухих. [12 c. 52]
   Начало  систематических исследований в  области С. п. в России, как и в странах Западной Европы и в Америке, было связано с принятием законов о всеобщем образовании и началом строительства государственных систем специального образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей. Возникшие в связи с этим потребности в научном обосновании необходимости и возможности массового обучения аномальных детей стимулировали (а) разработку психологического инструментария для дифференциации нормального и аномального развития, (б) изучение различных проявлений и психологической природы детской дефективности, (в) обсуждение проблем коррекции и компенсации нарушений в развитии, (г) поиск психологических условий оптимизации обучения детей в специальных школах разных типов. [12 с. 156]
   Первая  в России лаборатории психологии аномального детства была открыта  в 1926 г. Л. С. Выготским при руководимой в то время В. П. Кащенко Медико-педагогической Станции Наркомпроса. Исследования в области психологии аномального детства затем продолжены в созданном на ее базе в 1929 г. Экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). [2 c.12]
   История развития теоретических основ С. п. и методологии экспериментальных исследований в этой области тесно связана с именем выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского, который в 20-е годы прошедшего столетия на основе создаваемой им в этот период культурно-исторической теории развития высших психических функций сформулировал и обосновал современные представления о природе и сущности аномального развития. Утверждая, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам, обусловленным культурно-историческим происхождением высших психических функций и специфически человеческих способностей, Л. С. Выготский главную причину детской дефективности видел в "социальных вывихах", т. е. в выпадении аномального ребенка из исторически сложившейся, социальной по своей природе системы трансляции общественно-исторического опыта, "настроенной" на нормальный тип развития. Отмечая существенное расхождение между траекториями биологического и культурного развития аномального ребенка, вызванного такими "социальными вывихами", Л. С. Выготский обосновал необходимость и раскрыл широкие возможности социальной компенсации дефекта за счет построения "обходных путей" решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
   Идеи  Л. С. Выготского, развитые и подтвержденные его учениками и последователями Л. В. Занковым, Р. Е. Левиной, И. М. Соловьевым, Н. Г. Морозовой, Ж. И. Шиф и др., послужили научной основой кардинального изменения сложившихся в России в дореволюционный период подходов к обучению, воспитанию и социальной адаптации аномальных детей, обеспечили научную основу, создаваемой в стране системы специального образования.
   Развитие  С. п. внесло значительный вклад и в создание общих теоретических основ отечественной психологии. Известно, что многие важные положения культурно-исторической психологии были первоначально сформулированы в работах, посвященных проблемам аномального развития. Представляется, что именно психологическая составляющая дефектологии, в период ее становления, в наибольшей степени отражает самобытность отечественной психологии. Она проявляется, прежде всего, в постулате единства законов психического развития человека, реализуемого в самых разных условиях. Восприятие психики как живой развивающейся системы отражено в стремлении к выявлению целостной, иерархически организованной картины аномалии развития, где биологическое неблагополучие лишь создает первичные предпосылки отклонения развития, которое проявляется во вторичных и третичных событиях, происходящих в психологической и социо-культурной реальности.
   Развитие  С. п. в послевоенный период было обусловлено необходимостью восстановления, развития и дифференциации системы специального образования. Поскольку именно дифференциация системы специального образования вплоть до 90-х годов рассматривалась как магистральный путь совершенствования психолого-педагогической помощи разным категориям детей с нарушениями развития, усилия психологов в этот период были направлены, прежде всего, на изучение особенностей обучения и развития детей (главным образом когнитивной сферы) внутри ранее выделенных типов аномального развития. Такой подход, способствуя дифференциации обучения слепых и слабовидящих, глухих и слабослыщащих, умственно отсталых и детей с задержкой психического развития, привел к накоплению знания во всех областях ПС, обеспечил развитие теоретических основ и методов дифференциальной диагностики, но, в то же время, обусловил относительную изолированность и, по преимуществу, прикладной характер разных направлений С. п. [ 15 c. 398]
   Переосмысление  в 90-е годы государством и обществом  ценностей специального образования, в соответствии с ценностями открытого  общества, ориентированного на интеграцию людей с различными проблемами в  единое сообщество при достижении каждым человеком максимально высокого уровня качества жизни, потребовало  изменения приоритетов и в  развитии С. п. В связи с этим актуальными становятся разработка и реализация методов специальной психологической поддержки ребенка, подростка, взрослого человека на всех этапах его взросления. Одной из важнейших задач становится гармонизация отношений между обучением и развитием, встает вопрос об обеспечении специальным образованием социально-эмоционального развития ребенка, поддержки его семьи и ближайшего социального окружения.
   Вслед за Л. С. Выготским рассматривая образование как специфически человеческий способ передачи индивиду опыта рода как универсальный механизм трансляции общественного опыта, как всеобщую культурно-историческую форму становления и развития сущностных сил человека, современная С. п. видит свои главные задачи:
    в выявлении особых образовательных потребностей людей, по тем или иным причинам выпадающих из системы образовательных воздействий, ориентированных на нормальный тип развития;
    в определении психологических условий реализации этих образовательных потребностей в различных формах обучения и воспитания, включающих и специальную индивидуальную помощь, и поддержку при интеграции в социум.
   Таким образом, в центре внимания специалистов находится теперь уже не особенности развития детей с теми или иными аномалиями, а образовательные потребности конкретного ребенка с особенностями в развитии, создание оптимального индивидуального образовательного маршрута, позволяющего сохранить ребенка в семье и максимально интегрировать в сообщество обычных сверстников. С. п., таким образом, становится не только теоретической или прикладной, но и практической дисциплиной, и задачи развития специальной психологической практики начинают требовать массовой подготовки кадров не только для исследовательской, диагностической, но и для психологической коррекционной работы. [10, c. 245] 
 
 
 
 
 

    Описание  социальных профессиональных характеристик.
3.1. Трудовой пост.
Объект  труда: дети с различными нарушениями органов чувств.
Предмет труда: закономерности психического развития аномальных детей.
Цель  работы специального психолога: выявить, устранить и предотвратить дисбаланс между процессами обучения и развитием ребенка.
Критерий эффективности: реабилитация и социальная адаптация аномального школьника к реалиям окружающего мира.
Разделы специальной психологии:
    Тифлопсихология — психология слепых;
    Сурдопсихология — психология глухих;
    Олигофренопсихология — психология умственно отсталых;
    Логопсихология — психология лиц с речевыми расстройствами.
А так  же психология людей с нарушениями  опорно-двигательно аппарата, задержкой  психического развития, сложными недостатками развития, а так же расстройствами эмоционально-волевой сферы.

Методы, широко используемые в специальной психологии:

В специальной  психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской  и педагогической психологии, применяются:
    Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент — это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, которые выявляют какой-либо психологический факт.
    Наблюдение — целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.
    Изучение продуктов деятельности(например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.)
    Анкетирование — группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.
    Проективные методики (предназначены для диагностики личности):
      Методики структурирования — формирование стимулов, предание им некоторого смысла.
      Методики конструирования — создание из деталей осмысленного целого.
      Методики интерпретации — это истолковывание каких-либо событий, ситуаций.
      Методики дополнения — например: незаконченное предложение.
      Методики экспрессии — рисование.
      Методики катирсиса — игровая деятельность в особо организованных условиях.
      Методики импрессии — предпочтение одних стимулов другим.
    Обучающий эксперимент — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.
Каждая  из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.
Связь с другими науками.
     Коррекционная психология как отрасль психологии тесно взаимодействует со многими  науками, такое взаимодействие теоретически можно разделить на несколько  блоков, которые в свою очередь  состоят из самостоятельных наук и отраслей наук.
     К первому блоку можно отнести  педагогику, которая делится на общую педагогику, методику преподавания предметов детям как с нормальным уровнем развития, так и с отклонениями в развитии. Коррекционная психология во взаимодействии со специальной педагогикой повышает уровень развития детей с врожденными или приобретенными дефектами. Также взаимодействие наук позволяет формировать научно целостный взгляд на процесс развития человека с ограниченными способностями.
     Ко  второму блоку относится медицина: анатомия, физиология, психиатрия, невропатология. Связь коррекционной педагогики и медицинской отрасли настолько тесна, что разделить сферы их влияния практически невозможно, так как психическое развитие человека, его отклонения можно объяснить только с точки зрения медицины и ее отраслей: физиологии, психиатрии и психопатологии, генетики и анатомии человека в разных возрастных категориях, ортопедии, невропатологии и нейроанатомии, педиатрии и отоларингологии, других отраслей медицины.
     Третий  блок гуманитарный, который состоит  из философии, социологии, психологии всех направлений. Взаимосвязь коррекционной психологии и гуманитарных наук позволяет аккумулировать знания с той же целью, что и все остальные отрасли наук: для эффективного и доступного пониманию обучения людей с дефектами развития. Такие науки, как политология, философия, социология позволяют рассматривать многие явления коррекционной психологии с точки зрения социального статуса человека. Некоторые аспекты процесса применения методик коррекционной психологии могут быть полностью раскрыты только с позиций философии и политологии.
     Использование знаний и опыта многих самостоятельных  наук и отраслей наук дает дополнительный шанс специалистам коррекционной психологии подбирать более эффективные  методы обучения для каждой категории  людей в индивидуальном порядке.
3.1. Номенклатурные данные
Профессия: [Коррекционный педагог-психолог].
Специальность: Психология.
Шифр  специальности: 190010 [13]
3.3. Квалификационные  требования.
     По  профессии коррекционный психолог может работать специалистом, имея профессиональное (психологическое, клинико-психологическое  и медицинское) образование.
     Специальный (коррекционный) психолог в отличие  от психолога, ориентированного только на работу с нормально развивающимися детьми, а также в отличие от педагога, работающего с аномальными  детьми, должен быть таким специалистом, который фокусирует своей профессиональной подготовкой достижения научной психологической мысли и к тому же умеет ими пользоваться в практической работе с детьми, развивающимися нормально и с патологией. Знание нормы возрастного развития на любом возрастном этапе и хорошая ориентация в закономерностях нормального возрастного развития вообще для него просто необходимы, поскольку помогают лучше понять ребенка с отклонениями в развитии, понять социальные и психолого-педагогические причины этих отклонений, а также разрабатывать индивидуализированные программы психолого-педагогической помощи этим детям.
Требования при поступлении на работу:
     Прежде  чем приниматься за работу, важно  составить продуманный план действий. А чтобы составлен он был не на ровном месте, любой психолог должен провести все необходимые исследования и диагностику и иметь в  голове детальную картину того, с  чем придется работать.
     Без соответствующей коррекционной  квалификации психолог не имеет права  заниматься коррекцией поведения своих  подопечных. Необходимо помнить, что  этический кодекс психолога требует  от каждого специалиста действий лишь в рамках его профессиональной компетенции.
     Существуют  общие положения, касающиеся планирования работы психолога и относящиеся  к специалистам узкой квалификации. Наиболее подробные планы касаются работы психологов-педагогов, специалистов, занимающихся коррекцией детского и подросткового поведения. Они должны вносить в готовый план индивидуальные правки или самостоятельно разработать его с нуля на основе личных наблюдений и результатов исследований. Если план психолога включает такую составляющую, как мониторинг, то его, плана, пункты могут меняться в соответствии с новыми данными, получаемыми по завершении отведенного периода времени.
     В идеале при поступлении на работу работодателем должна быть предоставлена  вся необходимая документация для  коррекционного психолога, которому предстоит  работать внутри коллектива и решать поставленные задачи, будь то оптимизация  деятельности, коррекция отношений  внутри группы коллег или решение  индивидуальных проблем.
     Важно учесть как можно больше факторов и деталей, поскольку от грамотного планирования зависит эффективность  работы и, что немаловажно, популярность психолога внутри коллектива. Для  специалиста, кто стоит в самом  начале своего профессионального пути, было бы неплохо посетить специальные  занятия, ведь тренинг для психологов – это возможность расширить  спектр своих навыков, получить дополнительную информацию, в том числе и о  планировании работы, обменяться опытом с коллегами из других сфер или  с более богатым опытом.
Требования  к данной профессии.  
      Должен  знать: общую, возрастную и педагогическую психологию; современные психодиагностические и психокоррекционные методики; основы дидактики, педагогики, методики преподавания, дефектологии; основы законодательства в области образования, брака  и семьи, охраны материнства и  детства; нормативные документы, определяющие деятельность средней общеобразовательной  школы; порядок оформления документации школьной психологической службы. Должен уметь: проводить индивидуальную и  групповую психодиагностику; проводить  консультативную, диагностическую  и психотерапевтическую беседу; владеть  навыками психокоррекционной работы. Пути получения профессии: факультеты психологии университетов, психологические  отделения педагогических институтов, курсы по переподготовке специалистов с высшим педагогическим образованием.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.