На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


доклад История информационно-консультационной службы сельского хозяйства

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   1. Введение
В современных  условиях, когда прирост производства сельскохозяйственной
продукции связан с трудностями, когда идет жесткая  конкуренция среди
производителей  сельхозпродукции, как внутри страны, так и между странами,
когда идет массовое разорение сельхозпроизводителей, работающих неэффективно,
особая роль возлагается  на сельскохозяйственную информационно-
консультационную  службу. Задача службы - содействовать  решению проблем
сельских товаропроизводителей путем интеграции образования, аграрной науки в
производство, обеспечить взаимодействие с организациями, влияющими  на
развитие аграрного  сектора.
Повышение эффективности  сельскохозяйственного производства возможно на основе
принятия оптимальных  управленческих решений, внедрения  новой техники и
прогрессивных технологий.
Одной из основных функций является идентификация  для целей ИКС законченных
научных разработок. Она начинается с составления  реестра разработок и
описания их реальной значимости. Оценка инноваций  проводится по нескольким
параметрам и в заключении составляется паспорт разработки. Ранжированный по
значимости список разработок с паспортами заносится  в базу данных и
становится доступным  для сельхозпроизводителей .
В функции ИКС  входят также формирование, актуализация и доведение до
сельхозпроизводителей коммерческой информации о рынках сбыта, ценовом
мониторинге, представляющей интерес для потребителей, взаимодействующих  в
рыночном пространстве. Формирование обратного потока информации от
сельхозпроизводителей также занимает важное место в работе ИКЦ. Одной из
главных задач  ИКС является процесс обобщения  мнений и запросов первичных
товаропроизводителей  по интересующим их проблемам.
Важной функцией является оказание помощи сельскохозяйственным производителям
по вопросам стратегии их развития. Большое место в деятельности ИКЦ занимает
образовательная функция. Это, прежде всего работа по организации встреч,
семинаров, обучающих  курсов, клубов обучения, фермерских кружков
самообразования.
Во многих странах  консультационные центры занимаются предоставлением услуг на
коммерческой  основе, таких как помощь в организации  поставок ресурсов,
переработке сельскохозяйственной продукции, осеменении сельскохозяйственных
животных, маркетинг, оценке качества почвы, кормов, продукции.
Функции информационно-консультационной службы национального (федерального) и
регионального уровня имеют определенные различия.
Для ИКС национального  уровня характерны следующие
направления деятельности:
• Участие в  разработке программ, имеющих общенациональную значимость, в том
числе путем подготовки законодательных актов в области аграрной политики.
•   Координация  региональных программ функционирования ИКС.
•  Научно-методическое обеспечение деятельности службы, в  том числе
разработка и  распространение в регионах материалов и документов, касающихся
целей, задач, стратегии.
•  Взаимодействие с НИИ и вузами в определении  направлений научных
исследований  с целью ориентирования их на решение  проблем сельских
производителей, а также обзоров по состоянию  и перспективам развития отрасли.
Для ИКС регионального  уровня перечень основных функций во многом схож с
функциями национального  центра, но с привязкой к региону. Из региона в
национальный  центр передается информация о проблемах  сельских
товаропроизводителей.
Информационно-консультационная служба районного уровня работает
непосредственно сельскими товаропроизводителями  и их функции существенно
отличаются от вышестоящих.
Основные функции, выполняемые ими следующие:
• Передача сельхозпроизводителям  знаний, полученных в результате
сельскохозяйственных исследований:
в Консультирование сельхозпроизводителей по вопросам, касающимся ведения их
хозяйства;
в Повышение  квалификации сельхозпроизводителей, что позволит им принимать
правильные, обоснованные решения;
в Предоставление сельхозпроизводителям права на выбор собственного пути,
оказывая в  этом необходимую информационную поддержку  и консультируя их.
в Информирование региональной службы и местных органов  власти о нуждах и
проблемах сельских товаропроизводителей, взаимодействие с ними с целью
выработки необходимых решений. 

2.Отечественный опыт информационно-консультационного обслуживания сельского
хозяйства
Теоретическое обоснование деятельности ИКС изложил  А.В. Чаянов в своей работе
"Основные  идеи и методы работы общественной  агрономии" (1918). По его замыслу
во взаимоотношениях с государством общественная агрономия  должна играть
активную роль, способствуя выработке соответствующей  аграрной политики.
Только при  этом условии общественная агрономия  сможет решать стоящие перед
ней задачи.
В качестве одной из основных функций ИКС А.В. Чаянов видит увеличение темпов
развития сельского  хозяйства. Новые научные открытия, результаты опытов или
новые возможности  рынка дают возможность сельским товаропроизводителям
увеличить объем  производства продукции без увеличения издержек или уменьшить
издержки без  снижения объема производства. Однако товаропроизводители будут
использовать  эти возможности только после  того, как они о них узнают. ИКС
может стимулировать  развитие сельского хозяйства путем  ускорения процесса
обучения, что  не только в интересах товаропроизводителей, но и в интересах
общества в  целом.
А.В. Чаянов видит  главную функцию ИКС в повышении  уровня компетенции фермеров
для того, чтобы  они имели возможность грамотно принимать собственные
управленческие решения. Это необходимо, потому что в сельском хозяйстве часто
приходится принимать  специфические решения, соответствующие  местным условиям
и конкретной ситуации. Эти решения могут быть приняты  только самим
товаропроизводителем, поскольку только он полностью владеет ситуацией, а не
чиновником из местной администрации или федерального центра.
В 1918 году при  Петровской академии под руководством ученого был создан
семинарий по аграрным вопросам, а в 1922 г. на базе последнего организован
первый в стране научно исследовательский институт сельскохозяйственной
экономии. А.В. Чаянов был назначен его директором.
В институте  работали видные экономисты того времени. За время своего
существования, до 1930 г., институтом будет проведено  ряд экспедиций и
исследований, выпущено много крупных работ, построенных на в высшей мере
корректных данных с применением самых современных, включая математические,
методов.
К сожалению, научные  и практические изыскания представителей организационно-
производственной  школы войдут в противоречие с курсом партии на
коллективизацию сельского хозяйства. Представители  этой школы во главе с А.В.
Чаяновым будут  репрессированы, и жизнь многих из них оборвется в расцвете
творческих сил.
3 октября 1937 г. трагически оборвется жизнь  А.В. Чаянова.
Становление и  укрепление административно–командной  системы в нашей стране на
долгие годы прервет в экономике процесс  инициативного поиска и выработки
самостоятельных решений. На смену самодеятельности хозяйствующих субъектов
придет администрирование, порой грубое и некомпетентное, со стороны партийных
и государственных  органов. Последствия этого особенно отразятся на сельском
хозяйстве.
Несомненно, за годы Советской власти будет осуществлен  качественный прорыв в
области общего и специального образования, в налаживании системы подготовки и
переподготовки  кадров, в развитии фундаментальной  и прикладной науки. Однако
кадры, лишенные инициативы и поставленные в условия  зависимости от
трафаретных решений  «верхов», будут бессильны в использовании  своего
творческого потенциала.
Возрождение ИКС  в России начнется только в 90-е годы ХХ века, спустя столетие
с момента возникновения  первых служб общественной агрономии.
При изучении вопросов истории ИКС, обращает на себя внимание тот факт, что
становление и  развитие сельскохозяйственных консультационных служб на Западе
и в России происходило  примерно в одно и то же время. Порой  в России эти
службы создавались  раньше. Например, в Соединенных  Штатах служба extension
будет создана  лишь в 1914 г.
Профессор Ван  ден Бан, подчеркивая первенство русской общественной агрономии,
приводит статистические данные, согласно которым в 1913 г. в  сельском
хозяйстве России работало 9000 консультантов, в то время  как в Нидерландах –
только 35, несмотря на то, что население России в  ту пору было лишь в 10 раз
больше.
История развития ИКС в нашей стране имеет глубокие корни и заслуживает
всяческих похвал. Однако в данном случае численность  российских консультантов
несколько завышена, поскольку речь, скорее всего, идет об общей численности
земской и государственной агрономической службы, где более половины ее
состава принадлежало к так называемому вспомогательному персоналу, имеющему в
основном низшее образование. Но, тем не менее, если не обращать внимания на
общественные  условия, в которых происходило развитие сельского хозяйства
страны и становление  земского института общественной агрономии, то можно
сказать, что  российская ИКС в ту пору находилась на передовых позициях в
мире. Однако если посмотреть на характер деятельности этой службы и решаемые
ею задачи, то сравнение с Западом будет  не в нашу пользу.
В России быстрый  рост численности земского агрономического  персонала был
вызван прежде отсталостью крестьянского земледелия и постоянной угрозой
очередного бедствия – неурожая. Причины этой отсталости общеизвестны, корни
ее кроются  в соответствующей политике государства, о чем уже шла речь. В свое
время на них  указывал и А. В. Чаянов. В своей  работе «Что такое аграрный
вопрос?» он в  качестве одной из причин этой отсталости указывает на низкий
уровень знаний русского крестьянина. «Известно, что у нашего народа нет не
только необходимых  ему сельскохозяйственных знаний, но даже часто и простой
грамотности. На 1000 человек населения у нас  в Европейской России приходится
грамотных несколько  более 229. Между тем в Австралии грамотных приходится на
1000 человек населения  – 816, в Германии – 980, в Бельгии  – 998».
Российским земским  агрономам приходилось решать задачи, которые Запад уже
давно и безболезненно  решил. Основной крестьянской массе  приходилось
объяснять казалось бы очевидные истины, доказывать им пользу травосеяния,
применения минеральных  удобрений, новых усовершенствованных  орудий труда,
сортов растений, пород животных и т.д. На это порой  уходили годы. Однако
общий строй  российских земельных порядков, крестьянская бедность, выкупные
платежи, налоговый  гнет, малоземелье, общинное землепользование и т.д. не
способствовали  прогрессу в русской деревне. Движение в этом направлении будет
предпринимать лишь наиболее инициативное и предприимчивое меньшинство.
Иные общественные условия будут складываться на Западе, который пойдет по
фермерскому пути развития сельского хозяйства. Бурный рост городов и развитие
промышленности  в середине XIX века потребуют увеличения объемов производства
продовольствия  и сельскохозяйственного сырья. Возможности прежних технологий
возделывания  почвы, выращивания сельскохозяйственных растений и содержания
скота войдут в  противоречие с реальными запросами  рынка. Потребуется технико-
технологическое перевооружение отрасли. Развитие сельскохозяйственной науки,
с одной стороны, и техники, с другой, сделают свое дело, обеспечив
соответствующее предложение. На должный уровень  будет поставлена система
сельскохозяйственного образования. Однако консультационная служба для
сельских товаропроизводителей будет создаваться немного позже. В Западной
Европе –  примерно в 90-е годы XIX века. И толчком для этого послужит, прежде
всего, аграрный кризис, который даст о себе знать  именно в эти годы. По сути
дела Европа впервые столкнется с кризисом перепроизводства, прежде всего
зерна, цены на которое  будут неумолимо падать. В этих условиях на карту будет
поставлена судьба многих фермерских хозяйств, занимающихся растениеводством.
Именно эти  проблемы во многом поспособствуют становлению  системы
сельскохозяйственного консультирования.
Таким образом, если появление общественной агрономии  в России было вызвано
причинами постоянной угрозы голода в деревне, то развитие системы
сельскохозяйственного консультирования на Западе в первую очередь нужно
связывать с аграрным кризисом конца XIX в., впервые отчетливо выявившего
незащищенность  фермера в условиях игры рыночных сил. 

3.Опыт работы и история развития информационно-консультационной службы за рубежом    
Во многих зарубежных странах уже в течение многих десятков лет функционирует
консультационные  службы как форма распространения  знаний среди
сельхозпроизводителей. Создание этих служб было вызвано  необходимостью помочь
фермерам, не имеющим  необходимого образования и опыта  работы эффективно
хозяйствовать, применять достижения науки в своих хозяйствах. Фермеры, для того
чтобы обеспечить народ продуктами питания должны были вести интенсивное
производство, применять  зачастую новые технологии сельскохозяйственного
производства. Сложившийся  тип семейного фермерского хозяйства с его
коммерческой  организацией в значительной мере зависел  от постоянной технической
модернизации  производства. Самим фермерам, находящимся  вдали от научных и
учебных центров, при отсутствии средств связи, трудно было следить за новинками
сельскохозяйственного производства и использовать их в своих хозяйствах. Для
этого были необходимы специальные службы.
3.1 Дания
 В одних  странах, как, например,
Дания более 100 лет назад такая служба была создана самими фермерами. Она
представлена  двумя уровнями: общенациональным и местным. Местный уровень - это
сеть, организованная крестьянскими ассоциациями и ассоциациями малоземельных
крестьян, которая  состоит из 95 фермерских центров, консультанты которых
предлагают фермеру  необходимые консультации и услуги. Консультационная служба
управляется непосредственно  пользователями через фермерские организации.
Общенациональный  уровень представлен консультативным  центром датского сельского
хозяйства, который  передает местным центрам информацию о новых научных
разработках в Дании и за рубежом, а также результаты собственных исследований.
Датская консультационная служба выполняет следующие задачи:
• Дает фермерам современные знания о методах  производства и экономике;
• Дает советы в  конкретных ситуациях по вопросам планирования и организации
производства;
• Проводит регистрацию  и обработку экономических данных, способствуя
рентабельному ведению хозяйства;
• Организует курсы  повышения квалификации и профессионального  мастерства
фермеров:
• Служит связующим  звеном между фермерами и научно - исследовательскими
учреждениями;
" Ведет бухгалтерский  учет, рассчитывает исходные данные  для заполнения
налоговых деклараций , дает советы по ведению хозяйства, в том числе по
вопросам финансирования.
3.2 США
     В  США созданию такой службы (экстеншн сервис) послужил закон об
организации науки, сельскохозяйственного образования  и распространения знаний
среди фермеров, принятый в 1862 году. Эта задача возлагалась  на
сельскохозяйственные  колледжи, которые создавались в  каждом штате. Поскольку ни
фермеры, ни власти штатов не имели необходимых для  этого средств, то всем
колледжам была выделена земля, с доходов от использования  которой они частично
финансировались.
Консультационная  служба в сельском хозяйстве в  каждом штате США входит в
организационную структуру университета и имеет центральный офис и филиалы во
всех графствах. Система экстеншн предоставляет  свои услуги бесплатно, поэтому
в бюджетах ее структур не предусматривается поступлений  от коммерческих
структур. Финансирование службы идет в основном из трех источников. Так,
например, в штате  Пенсильвания из общего объема финансирования 50 млн.
долларов в  год, доля федерального правительства  составляет 35%, правительства
штата - 55%, администрации  штата 9% и от частных инвесторов поступает до
1%. В консультационной  деятельности занято 275 профессоров  университета и
столько же консультантов  в штатах.
Кроме государственной  консультационной службы экстеншн имеются  еще
коммерческие  консалтинговые структуры и системы  информационного обеспечения.
Консалтинговые  структуры, к которым относятся  и различные фирмы - поставщики,
осуществляют  весь комплекс оперативных консультационных услуг по основным
аспектам сельскохозяйственного  бизнеса ( технологическим, финансовым,
правовым, техническим  и др.). В этом случае агент системы экстеншн чаще всего
выполняет роль информационного посредника, передавая  запросы фермеров в
консалтигновые  организации, и наоборот, предлагая  фермерам конкретных
консультантов.
Система информационного  обеспечения фермеров сформировалась как
самостоятельная в последние десятилетия. Сама программа  экстеншн стала
структурным элементом  университетской системы, выполняя роль информационного
моста между  наукой, органами управления сельским хозяйством и
сельскохозяйственным производством. 
 
 
 

3.3 Голандия
В конце прошлого века во время европейского сельскохозяйственного  кризиса
правительство Голландии перешло к политике повышения и укрепления
конкурентоспособности сельского хозяйства страны. Было положено начало созданию
системы сельскохозяйственных знаний, включающей в себя исследования,
образование (повышение  квалификации) и внедрение (освоение научно-технических
достижений). Объединение  исследований, образования и внедрения  представляет
собой основу сельскохозяйственной модели Голландии, которая признана одной из
самых эффективных  в мире, благодаря системе сельскохозяйственных знаний
научно-техническая  информация к голландским фермерам поступает намного быстрее,
чем в других странах.
Успех сельскохозяйственной политики во многом связывают с тем, что вопросы
образования, исследования и внедрения находятся в компетенции  Министерства
сельского и  рыбного хозяйства и окружающей среды Голландии. В структуре
Министерства  имеются национальные консультационные центры (DLV), которые
оказывают информационную помощь работникам образования и  советникам
внедренческих организаций (J КС), имеющим непосредственный контакт с
фермерами.
Непосредственно с фермерами работают внедренческие  организации первого
уровня: Сельскохозяйственная служба внедрения (Agricultural Extension
Service, DLV), социально-экономические  консультационные службы фермерских
организаций, а  также консультанты обслуживающих  и перерабатывающих фирм,
отдельные специалисты ( бухгалтеры, банковские работники, ветеринары и др.).
Основная роль принадлежит Сельскохозяйственной службе внедрения   - DLV. Это
государственная организация, финансирование которой  осуществляется в основном
за счет бюджетных  средств .
Руководит сельскохозяйственной службой внедрения Наблюдательный
консультационный  комитет, в составе которого 9 человек, из них 4 -
представители Министерства сельского и рыбного  хозяйства и окружающей среды,
а 5 - представители  фермерских организаций. Председатель правления
назначается Министром  по предложению фермерских организаций. При комитете
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.