На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные направления этики ХХ века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
Основные  направления этики ХХ века 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила:  студентка второго курса
                  25 группы ДО
                  Березина  М. В.  

                  Проверила: к. ф. н., доцент кафедры
                  гражданского  процесса и правоохранительной деятельности
                  Морозова  А. И.  
                   

                  Тверь 2010 г.
     Конец XIX - начало ХХ веков обычно представляют в исследовательской литературе как период перехода от этики "классической" к "постклассической". Если первая может быть охарактеризована в самом общем виде как преимущественно созерцательная, рационалистическая, ориентированная на системосозидание и выявление родовой сущности человека, составляющей основу моральных ценностей, то вторая отличается иррационалистической установкой, эссеистической манерой выражения, поиском человеческой индивидуальности, тяготением к "живой", несхематизированной жизни.
     В ХХ веке продолжаются этические поиски в рамках научно-рационалистического подхода, которые основываются на позитивизме и прагматизме. Возникают новые философские системы иррационалистической этики. Совершенствуются с учетом прогресса в науке и технике религиозно-этические направления неотомизма и неопротестантизма.
     Научно-рационалистическая линия в этике XX века развивается  на основе аналитической философии  позитивизма, которая видит свою задачу в разработке критериев научности  и разграничения подлинно научных  разработок и псевдонаучных религиозно-мифологических построений и на этой основе стремится вывести за рамки философского анализа гуманитарное знание, в том числе и этику. Аргументация различных научно-рационалистических концепций на основе позитивизма строится следующим образом:
    Этика эмотивизма. Её представителями выступают Б. Рассел, А. Айер, Р. Карнап, Ч. Стивенсон. Для дискредитации религиозно-мифических трактовок морали использует принцип верифицируемости, согласно которому всякая истинно научная теория всегда готова к эмпирической проверке, что является одним из критериев ее научности. Нормативные же суждения типа: «Это -- добро, а это -- зло», из которых обычно состоит этика, не верифицируемы. Они отражают не реальное положение дел, как, к примеру, законы физики, а всего лишь личные эмоциональные предпочтения обычного человека. Подобные высказывания не обладают каким-либо научным содержанием, а представляют собой всего лишь основанный на эмоциях приказ для слушателей. Традиционная религиозная этика ненаучна - таков вывод эмотивизма.
    Теория интуитивизма стремится дискредитировать этику в рамках логического позитивизма, но с других позиций. Основоположник интуитивизма Дж. Мур (1873-1958) выступает против натуралистического подхода к нравственной проблематике. По его мнению, все мыслители этого направления делают «натуралистическую ошибку», нарушая законы формальной логики в определениях и идя «по кругу». Фундаментальные понятия - «счастье», «наслаждение», «польза» - они определяют как «добро», которое, в свою очередь, вновь описывают с помощью этих терминов. На самом деле добро и зло рационально не определимы. В силу их всеобщности к ним невозможно подобрать родовой признак и указать видовые отличия, как требуют логика и наука; в каждом конкретном случае они постигаются интуитивно. Следовательно, натуралистическая этика так же ненаучна, как и религиозно-идеалистическая .
    Частично удается преодолеть этический негативизм, который проявляют эмотивизм и интуитивизм, школе лингвистического анализа. Это направление обращается к рассмотрению естественного языка морали, способов включения нравственных высказываний в контексты человеческого общения. Создается самостоятельный метод этической аргументации и особая деонтическая логика, призванная раскрыть рациональную структуру морального долженствования, что частично «реабилитирует» этику как научную дисциплину.
    Помимо  научно-рационалистического  направления в  этике, существуют так же иррационалистическое:
    Экзистенциализм - иррационалистическое философское течение. Своего расцвета оно достигает в XX веке в трудах немецких и французских мыслителей: Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Габриэля Марселя, Алъбера Камю, Жана-Поля Сартра. Их этические позиции могли не совпадать, но были взаимодополняющими.
     Данное  философское течение, выдвигает на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий. Источники экзистенциализма как особого направления мысли содержатся в учении Кьеркегора.
     Кьеркегор утверждает, что экзистенция есть то, что всегда ускользает от понимания посредством абстракции. Отсюда вытекает тезис о неприменимости научного метода в самознании человека. Экзистенция есть "внутреннее", которое постоянно переходит во внешнее, предметное бытие. Он выделил три основные стадии восходящего движения к "подлинному существованию", т.е. к экзистенции: эстетическую, этическую и религиозную.
     Принцип эстетической стадии - детерминация внешним, т.е. ориентация на "наслаждение", здесь выбор осуществляется лишь в самой примитивной форме.
     Принцип этической стадии - долг. Это уже самоопределение субъекта, но пока еще чисто рассудочным способом, согласно предписаниям морального закона.
     Абстрактность морального закона вполне преодолевается только на религиозной стадии существования, когда человек невероятным усилием воли отказывается от прежних привычек существования, всем существом своим принимает страдания как принцип существования и тем самым приобщается к доли распятого Христа.
     Взгляды Кьеркегора долгое время существовали как феномен духовной жизни Скандинавских стран.
     Прежде  всего, экзистенциализм - это онтология, учение о бытии, а не о том что "надо" или следует делать человеку.
     Экзистенциальное  мышление развертывается исключительно  в сфере бытия, а все остальные  традиционные философские проблемы приобретают второстепенное значение как частные следствия из решения основной онтологической проблемы. Эта основная проблема - определение экзистенции в общей структуре сущего, т.е. конкретизация онтологической природы человеческой реальности в соотношении с остальными началами мироздания. Основное онтологическое определение экзистенции - "бытие между", его дал Кьеркегор.
     Религиозные экзистенциалисты Бердяев, Ясперс, Марсель, Тиллих определяют природу иного как "трансценденцию", открывающуюся в акте веры. Божественное трактуется в духе "апофатичесокй теологии" не признающей никаких позитивных определений божества.
     Определение трансцеденции через отрицание  особенно характерно для Хайдегера, у которого трансценденция выступает  как "ничто". У христианских мыслителей Бердяева, Марселя характеристика трансценденции носит отпечаток ценностей веры: веры, надежды, любви.
    Религиозное направление в этике XX века - второе направление, противостоящее рационалистическому подходу к этике. В XX веке складываются новые - неорелигиозные системы, которые стремятся решать традиционные религиозные и моральные проблемы с учетом современных тенденций.
     Неотомизм в рамках католического вероисповедания  получил статус официальной этико-философской  доктрины Ватикана. Его наиболее известные представители: Ж. Маритен, Э. Жилъсон, Й. Бохенъскип, К. Ранер, В. Тертых, папа Римский Иоанн Павел II (К. Войтыла) -- ставят перед собой задачу переосмыслить на основе новейших тенденций томизм -- наследие Фомы (Томаса) Аквинского. Они стремятся к объединению религиозно-мистического подхода с научно-рационалистическим миропониманием современной эпохи. Неотомизм активно использует идеи других этико-философских течений новейшего периода, особенно позитивистской и экзистенциалистской направленности.
     Э. Жильсон (1884--1978) считает, что универсальный  синтез религии и науки был  достигнут в этике Аквината, а  в Новое время возобладали  деструктивные тенденции, что породило глобальные проблемы. Поэтому необходимо восстановить утраченное единство, гарантией которого является Бог. Единение «града земного» (наука и техника) и «града Божьего» (религия) воплощается в идеалах «интегрального гуманизма». К. Ранер (1904--1984) формулирует принцип «теологической антропологии», анализирует специфику человеческого «бытия в мире», состоящую, по его мнению, в постоянной открытости Божественному существованию.
     В рамках протестантского вероисповедания  на основе идеи индивидуального мистического богопознания развивается этика  неопротестантизма. Ее представители  К. Барт и П. Тиллих, анализируя современные моральные тенденции, говорят о мистическом страхе, фатальной озабоченности нравственного субъекта, коренящихся в его отчуждении от Бога. Э. Брунер видит выход в индивидуальной вере, «самотрансцендировании» -- подражании Иисусу Христу как жизненной модели. Р. Нибур считает, что альтернативой такого «беспокойства» является христианский реализм», состоящий в «смиренном уповании» на Божественный промысел, недоступный рационалистическому научному пониманию.
     НЕОПРОТЕСТАНТИЗМ
     Протестантская теология как одна из форм выражения религиозного сознания имеет ряд специфических особенностей. В значительной мере индифферентная к космологическим вопросам, проблемам гносеологии и научного познания, которые исторически включало в себя христианское богословие, она ориентирована преимущественно на деонтологическо-этическую проблематику, на вопросы бытия человека вообще (соотношение божественного и человеческого, способность человека познать бога, возможности мирской активности человека и его божественной определенности, значение религиозного настроения и т. п.). При этом протестантская теология в принципе отрицает необходимость какой-либо официально устанавливаемой философии (аналогичной, скажем, томизму в католицизме), равно как и какой-либо этической или политической программы или системы, соответствующей позиции протестантской церкви как таковой. Все это позволяет протестантизму более гибко реагировать на социальные п духовные требования времени, быть более созвучным в своих оценках господствующим светским идейным и философским взглядам, нежели, например, католическая теология, связанная определенными официально установленными догмами. Все это в полной мере относится и к современной протестантской теологии, в которой существует несколько течений, разнящихся между собой как отношением к так называемому классическому протестантизму, сложившемуся в период Реформации, так и трактовкой связи религии с проблемами современности.
     В протестантской теологии можно выделить три основных направления, не равнозначные по своей влиятельности и ориентации.
     Фундаменталистское  направление
     Первое  направление определяется часто  как «фундаменталистское». Оно ставит во главу угла вечность и неизменность библейских заповедей, перед лицом которых, с точки зрения приверженцев этого направления, все человеческие -- исторические и социальные установления людей, нормы их жизни и деятельности -- не имеют существ венного значения, представляются преходящими и извращенными. Некоторые сторонники этого направления склонны рассматривать запечатленные в Библии сказания (скажем, миф о сотворении мира и т. п.) как действительно имевшие место события, а священное писание как буквальное выражение «слова бога», не допускающее никакого произвольного толкования, связанного с условиями и обстоятельствами человеческой жизни. Фундаментализм выражал наиболее обскурантистские и реакционные тенденции в теологии протестантизма. Сейчас это направление практически сошло со сцены.
     Модернизм
     Второе  направление (в противовес первому  его иногда называют «модернизмом»), напротив, стремится подчеркнуть значение человеческого действия, культурных и научных достижений, социальных установлений людей, возводя над всем этим ореол божественности и высшего религиозного смысла. Мирские достижения людей рассматриваются здесь как отвечающие божественным замыслам, а само «священное писание» соответственно перетолковывается и приспосабливается к конкретным потребностям человеческой деятельности.
     Направление это представляло собой довольно широкое духовное движение, господствовавшее в протестантизме на протяжении почти двух веков и начавшее сдавать свои позиции лишь в начале XX в. Его представители: в США-- У. Раушенбуш, Ш. Мэтьюс, Ф. Пибоди; в Европе -- А. Ритчл, Э. Трёльч, А. Харнак и др. По сравнению с многими другими течениями в христианстве данное направление отличается оптимистическим воззрением на человека и его исторические возможности. Многие его представители являются сторонниками общественного прогресса, приветствуют научные открытия (в частности, и всевозможные исторические исследования самого «священного писания», принимая в ряде случаев его научную критику), ратуют за всеобщее братство и равенство людей в обществе (некоторые теологи исповедовали идеи христианского социализма), за расцвет культуры, искусства и т. п. Недаром позднейшие критики этого направления назвали его «либеральным христианством», связывая его с гуманистическо-либеральной традицией прошлого.
     Несмотря  на то что либеральное христианство уже давно не определяет лицо протестантской теологии, в последнее время заметно его некоторое оживление. Это вызвано прежде всего реакцией на некоторые крайние выводы неоортодоксального протестантизма -- третьего, наиболее влиятельного направления в современной протестантской теологии. Протестантские теологи поняли необходимость осознать и оценить многие явления современности, в частности роль и место христианского мировоззрения в эпоху научно-технической революции, попытаться выявить причины кризиса религиозного сознания в современном обществе и найти пути преодоления такого кризиса. Как и сторонники предшествующего либерального протестантизма, они допускают известное сближение религиозного и светского сознания: человеку современного общества, для которого «бог умер», они стремятся предложить обновленный и более подходящий для него образ бога. Эти новейшие искания протестантских теологов пока еще не вылились, однако, в сколько-нибудь цельное движение, сравнимое как с предшествующим либеральным протестантизмом, так и сменившим его неоортодоксальным протестантизмом.
     Неоортодоксия
     Третье  направление (так называемая неоортодоксия) связано с именами К. Барта, Э. Бруннера, Рейнольда и Ричарда Нибуров, П. Тиллиха и др. Направление это получило распространение в Европе в начале XX в. (его возникновение обычно связывают с выходом «Комментариев» К. Барта к «Посланиям к римлянам» апостола Павла в 1918 г.) и именовалось первоначально «диалектической теологией». Как свидетельствует само название, неоортодоксы претендовали на «диалектическую» связь в своем учении тех моментов, которые, по их мнению, были абсолютизированы и тем самым извращены в указанных выше направлениях, а именно -- божественного и человеческого, «священного писания» и мирской деятельности человека. Позднее Барт, основатель данного движения, отказался от такого названия, хотя и сейчас оно остается знаменем многих теологов.
     Диалектическая  теология - теология кризиса, ведущее  направление в европейской теологии протестантизма 20--30-х гг. 20 в., развивавшееся в контакте с ранним немецким экзистенциализмом и близкое к нему по происхождению и установкам (например, в стремлении опереться на наследие С. Кьеркегора и др.). Толчком к возникновению Д. т. был глубокий кризис устоев европейской цивилизации, выявившийся в связи с 1-й мировой войной и её последствиями. Принципы этого течения были сформулированы в 1921--22 в работах немецких теологов К. Барта, Э. Бруннера, Р. Бультмана, Ф. Гогартена и др. В 1923 был создан печатный орган Д. т. "Zwischen den Zeiten". Манифестом Д. т. явилась книга Барта "Толкование на послание апостола Павла к римлянам" (2 изд., 1922). В качестве основного принципа Д. т. её инициаторы принимают "диалектический путь" к утверждению через отрицание и противоречие. Исходный пункт Д. т. -- безнадёжность всех попыток овладеть содержанием веры через какие-либо интеллектуальные или культовые манипуляции, т. е. через "религию", которую Д. т. резко противопоставляет "вере". "Религия" -- свод заранее данных приёмов обращения с богом, "вера" -- событие непредусмотренной встречи с богом в конкретности истории. Усматривая в религии иллюзию, благодаря которой человек получает под видом образа бога собственный мистифицированный образ, Д. т. готова в этом пункте солидаризироваться с атеистическим антропологизмом Л. Фейербаха. Отрицая религию как сумму предметных представлений и действий, Д. т. утверждает веру в абсолютно несоизмеримого, по отношению ко всему человеческому, бога. Перед таким богом человек в любом своём совершенстве обречён стоять с пустыми руками. Бог, по мысли диалектических теологов, есть "критическое отрицание" всего, "совершенно непредметный источник кризиса всякой предметности, судия, небытие мира" (Bart К., Der Romerbrief, Munch., 1922, S. 57). При таких предпосылках положение теологии становится весьма драматичным: она ощущает себя между отвергнутой предметностью и пустой беспредметностью, пытаясь найти выход из этой ситуации в обращении к откровенно многозначным формулировкам. Установка Д. т. близка методу философствования М. Хайдеггера и К. Ясперса.
     В исторической перспективе учение Д. т. предстаёт как возвращение  к основным идейным мотивам инициаторов  Реформации -- Лютера и Кальвина. Отвержение "религии" -- это логический предел лютеровского отвержения "оправдания делами". В связи с этим Д. т. выступила против либерального протестантизма 19 в., растворявшего веру в психологии, религию -- в стихии безрелигиозной цивилизации.
     Распад  течения Д. т. был связан, во-первых, с политическими событиями 30-х гг.: если Барт и П. Тиллих стали провозвестниками христианского сопротивления гитлеризму, то Гогартен примкнул к пронацистскому течению так называемых немецких христиан. Во-вторых, присущее Д. т. неустойчивое равновесие её противоположных тенденций нарушалось в том или ином направлении: Бультман пришёл к провозглашению "демифологизации" христианского учения; Бруннер, пытаясь преодолеть нигилистическую беспредметность Д. т., приступил к построению новой "естественной теологии", что вызвало резкую отповедь Барта. Эпилогом к европейской истории Д. т. явилась деятельность в США Р. Нибура, заимствовавшего у своих немецких предшественников критику теологического либерализма и социального оптимизма.
     НЕОТОМИЗМ
     Течение современной католической философии, базирующееся на учении Фомы Аквинского. Получил статус официальной философской доктрины Ватикана после опубликования в 1878 г. энциклики папы Льва 13-го. После 2-го Ватиканского собора (1962-1965) отчетливо обозначилась переориентация неотомизма. Неотомизм ориентируется на рассмотрение и обоснование положений "вечной философии" через призму человеческого существования. Центральным для неотомизма является принцип гармонии разума и веры. Защищаемая ими доктрина обладает универсальными возможностями, подниматься над полярностью материализма и идеализма, сциентизма и антисциентизма.
     Сторонники  неотомизма утверждают предустановленное  свыше непротиворечия единства данных веры и разума, взаимосвязь теологии откровения, рационального богословия и метафизики, философское умозрение, в интерпретации неотомизма, призвано ориентироваться на собственные критерии рациональности и направляться в конечном итоге "светом веры".
     Онтология неотомизма имеет выход в сферу  теории ценностей. Теоретики неотомизма утверждают, что в основе всего существующего лежит тотальность чистого божественного бытия. Божественное бытие трактуется как невыразимое при помощи категорий и фиксируемое лишь специфическими надкатегориальными определениями - трансценденталиями, к числу которых относятся основной его "лики"- единство, истина, благо и красота. Метафизика неотомизма содержит подробное рассмотрение соотношение Бога и сотворенного бытия. В сфере сотворенного бытия существованию предшествует сущность, и даруемая свыше. Фома Аквинский пологал, что в разуме творца присутствуют сущностные образцы - формы вещей. Неотомисты говорят о том, что Бог, созидающий мир из ничего, строит его сообразно с определенными сущностными образцами.
     Многообразие  сотворенного бытия интерпритируется в неотомизме при помощи идеи гилеморфизма: каждое конкретное образование - субстанция - рассматривается как состоящие из материи и духовной формы. Материя предстает в теории неотомизма пассивным началом, возможностью, требующей для своей актуализации наличия формы.
     Неотомизм провозглашает наличие Бога и его творения: творец противоположен миру, но его создание позволяет в некоторой степени судить о нем самом. Принцип аналогия бытия служит опорой традиционных доказательств бытия Бога.
     В неотомизме различаются онтологическая и логическая истины. Если первая - продукт соответствия вещи интеллектуальному замыслу Бога, то вторая связана с познавательной деятельностью человека, наделенным свойством объективности. Согласно гносеологии неотомизма каждый материальный объект можно представлять как формальный объект, интересующий познающего субъекта.
     Познание  характеризуется как процесс  дематериального содержанеия, полученного  субъектом при отображения реальности.
     Представители неотомизма ведут дискуссию о  механизме опосредования в процессе познания. Приверженцы умеренного-опосредованного реализма активно ассимилировали методологический инструментарий и категориальный аппарат кантианства, феноменологии, экзистенциональной герменевтики. Эта версия гносеологии неотомизма доминирует сегодня. Целостность человеческого знания представляется в гносеологии неотомизма как обладающая иерархическим строением и не противоречащая откровению веры.
     Теология  видится сторонникам неотомизма примером единства познавательного  и практического отношения к  миру. К практическому познанию они относят также мораль, искусство, гуманитарные дисциплины. Над ними возвышается религиозная этика, эстетика, философия истории и иные отрасли философского знания.
     Человек понимается в антропологии неотомизма как сложная субстанция, состоящая из двух простых - души и тела. Душа - формообразующий оп отношению к телу принцип - предстаёт основой личности. Личность в неотомизме имеет универсальной целью и смыслом всего существования созерцания божественного блага. Стремясь к благу, личность, согласно доктрине неотомизма, обретает совокупность интеллектуальных, моральных и теологических добродетелей.
     Источник  культуросозидающей деятельности человека, его непрестанного самопревосхсждения - трасценденции - выводится из устремленности к божественному Абсолюту.
     Диалог  церкви ("града божьего") и общества понимается как средство внесения высших религиозно-нравственных ценностей  в культуру современности. Философия  неотомизма придаёт фундаментальную  ценность "мирской" истории, наличия  в ней имманентной цели, связанной с совершенствованием человека, культуры.
     Неотомизм большое значение придаёт евангелизации  и экуменическому сближению религий  как средству смягчения трагических  противоречий современности.
     Религиозная вера и рациональное познание, утверждают неотомисты, не противоречат друг другу, не исключают одно другое, а при правильном употреблении друг друга дополняют. Это не антиподы, а два источника одного потока, два пути, ведущие к одной и той же цели. Источник веры в конечном счете - божественное откровение.
     Официальная догматическая формула, выражающая томистскую концепцию взаимоотношения  философии и религии гласит: "философия - служанка веры". В статье "Католического  словаря" записано: Философия, какою  её признает неотомизм, есть и должна быть служанкой веры. Она является ею потому, что она прокладывает дорогу для веры, устанавливает, например, духовную природу души, бытие Бога и т.д.
     Жильсон (французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма, 1884-1978 г., академик, профессор Колеж де Франси) говорит: "Церковь оказывает неукоснительное сопротивление любой философской реформе, которая потребовала бы видоизменения догматической формулы, и она права ...". Папа Лев Х||| утверждает, что "все вещи возникли из ничего в силу божественного всемогущества, они существуют благодаря его разуму и движимы и направляемы им каждая к преднозначенной ей цели." Отсюда неизбежная непримиримость неотомизма к материализму, отождествляемому с атеизмом.
     Тактика неотомистов по отношению к новейшим научным достижениям отличается от их позиции в отношении развития философской мысли. По отношению к естественнонаучным открытиям проявляется ныне терпимость и даже готовность к их ассимиляции натурфилософской системой неотомизма. Гонение на научное познание, в соответствии с формулой Экклезианства «многознание приносит скорбь» и прямое придание ученых анафеме осталось в прошлом. Неотомисты заявляют, что они пекутся о "правильном истолковании науки"; в тоже время они стараются частично обновить, приспособить к науке свои догмы; направить поток новейших достижений наук о природе в русло богословских интерпретаций.
     В наше время нельзя обращаться к ученым, упорствуя в своём непризнании  выводов науки. Томисты теперь признают, что если бы философия закрыла  глаза на необратимые успехи науки, она, по утверждению Жильсона, была бы не в состоянии вступить в диалог с ними, лишила бы себя средств самозащиты в случаи нападения на неё извне. Приходится теологам искать примирение с наукой, в условиях подъёма научного миропонимания. Отсюда стремление неотомистов "ассимилировать общие выводы наук применительно к преподаванию теологии."
     2-ой  Ватиканский собор состоялся  в период с 1962-1965 г. проведя  168 заседаний. Непосредственно философские  вопросы не были предметом  обсуждения на Соборе.
     Папа  Иоанн ХХ|||, созвав церковный собор, ставил целью осуществление "аджорнаменто", т.е. перестройку католической церкви применительно к новым историческим условиям. Важным документом, предназначенным  для церковного обновления, является "Пастырская конституция об отношении церкви к современному миру". В результате компромисса, смягчения и устранения первоначальных более радикальных формулировок "Конституция" была принята.
     Суть  обновленного подхода к вопросу  о науке и разуме, их роли в  современном мире можно кратко сформулировать следующим образом. С одной стороны, признается, что благодоря науке и технике в современном мире осуществляются коренные преобразования. Религиозные философы занимаются проблемами естествознания, ушли от традиционного цензорского тона по отношению к науке.
     ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН
     1881-1955 г. - франц. ученый-палеонтолог, священник  с 1911 года, профессор геологии  и палеонтологии Католического  института в Париже. Учение Тейяра  противостоит ортодоксальным томистским  представлениям о мире и человеке. За религиозное инакомыслие Тейяр при жизни был лишен церковными властями права преподавания и публикации. Начиная с 60-х годов его взгляды широко используются в модернистских концепциях самой различной ориентации. Тейяр претендовал на создание "научной феноменологии", синтезирующей данные науки и религиозного опыта для раскрытия содержания эволюции Вселенной.
     Человек с присущей ему духовностью, сложным  миром сознания он рассматривал как  заранее запланированный свыше  итог эволюции космического целого. Поиски диалектики "всеединства" сопряжены у Тейяра с пантеистической установкой, стремлением найти Бога, растворенного в мире. Его учению присущ панпсихизм, утверждающий наличие духовного начала.
     Для доказательства существования психического содержания всех феноменов материального мира Тейяр использовал понятие "энергии". Энергия трактовалась им как свойство самой материи и в качестве духовной движущей силы, задающий импульс эволюции космоса. Психологический энергетизм Тейяр использовал для обоснования божественного источника космической эволюции.
     Объяснение  возрастающей степени совершенства организации материальных образований, по Тейяру призван дать так называемый "закон сложности сознания"
     Тейяр говорил о все увеличивающейся  концепции "радиальной энергии", психического в процессе космогенеза. Сама же "радиальная" энергия оказывается естественной формой божественной благодати.
     Процесс эволюции подчинен, по Тейяру, своему регулятору и финальной цели - " точке Омега". Этот пункт символизирует собой Христа, сопричастному мирозданию и одновременно трансцендентному ему. Эволюция Вселенной разделяется им на стадии "преджизни", "жизни", "мысли" и "сверх жизни".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.