На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие, предмет, метод Финансового права. Страховое правоотношение

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 
 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» 
 
 
 

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»
Вопрос 1 Понятие, предмет, метод Финансового права.
Вопрос 2 Страховое правоотношение. 

Билет (вариант) №__ 

Выполнил: студент заочной формы обучения
                 АТАПЕНКО ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Логин ______
Проверил_________________________________
Оценка_____________ Подпись______________ 
 
 
 
 

Улан-Удэ
2010 

    СОДЕРЖАНИЕ 

Вопрос 1 Введение……………………………………………………………..………3-4
Понятие, предмет, метод  Финансового права…………………………....5-12
Заключение…………………………………………………………………….13
Вопрос 2
Введение………………………………………………………………………14
Страховое правоотношение………………………………………………15-26
Заключение…………………………………………………………………..27
Список  литературы…………………………………….……………….......28                               
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                            
Вопрос 1
                                                         ВВЕДЕНИЕ 

       В последние годы произошли существенные изменения: активно формируется законодательная основа регулирования финансовых отношений; резко возрос интерес к финансовому праву со стороны управленческих структур во всех областях хозяйственной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления и граждан, особенно предпринимателей, широко проводятся научные исследования разнообразных финансово - правовых проблем,
    Эти внешние приметы отразили глубинные процессы экономических преобразований, происходящих в стране, а именно: переход к рыночным отношениям в экономике, основанной на равном признании всех форм собственности; обновление в условиях распавшегося Союза ССР федеративных отношений, в том числе в области финансов; конституционное закрепление основ местного самоуправления; действие принципа разделения законодательной и исполнительной властей; признание и гарантированность Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
    Все это проявилось в изменении содержания, структуры и роли финансового  права, Соответственно сложились новые  финансово - правовые институты, расширился и стал более разнообразным круг субъектов финансового права, изменились их права, обязанности и ответственность.
    В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике важным фактором ее развития является активное использование механизма  финансов. Приведение в действие этого  целостного механизма и обеспечение его целенаправленного функционирования в соответствии с задачами общества и государства призвано осуществлять финансовое право как отрасль публичного права. Однако, будучи нацеленным на эти общезначимые задачи, финансовое право, исходя из конституционных норм, должно отражать и частные интересы граждан.
    Под воздействием норм финансового права  находится бюджетная система  с входящими в нее федеральным  бюджетом, бюджетами субъектов Федерации  и муниципальных образований, обеспечивающими  финансирование экономических, социальных, оборонных потребностей страны в целом и ее территориальных подразделений. С помощью норм финансового права образуются и используются государственные внебюджетные  социальные фонды - пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования, осуществляется кредитно - денежная и валютная политика, регулируется деятельность банков, функции, и система которых также отражают происшедшие экономические преобразования.  Значительное место в финансовом праве занимают нормы, регулирующие налогообложение организаций и граждан.
    Новые особенности в государственном  устройстве и развитии местного самоуправления отразились на структуре источников российского финансового права -  а их состав помимо нормативных актов  федерального уровня входит широкий круг актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемых в соответствии с их  компетенцией. Усиление роли законодательных актов в регулировании финансовых отношений повлекло за собой  кодификацию финансово - правовых норм, о чем свидетельствует принятие  Налогового и Бюджетного кодексов РФ.
    Глубокое  изучение норм финансового права, понимание  механизма их действия необходимо сегодня  не только для нас, будущих юристов, но и для сотрудников представительных и исполнительных  органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, для предпринимателей и граждан. 
 
 
 
 

    ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД ФИНАНСОВОГО ПРАВА 

    Финансовое  право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области планомерного образования, распределения и использования денежных фондов государством, субъектами Федерации, местным самоуправлением и юридическими лицами в целях осуществления их функций.
    Финансовое  право - это самостоятельная отрасль российского права. Такой подход к финансовому праву обусловлен наличием специфического предмета и метода правового регулирования, источников права.
    Общественные  отношения в сфере образования, распределения и использования публичных денежных фондов.
    Таким образом, финансовое право регулирует общественные отношения в сфере публичной финансовой деятельности, ил публичных финансов. Что же скрывается за этим понятием?
    Согласно  определению финансовая деятельность государства понимается как урегулированная нормами права организационная деятельность, направленная на образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих функционирование государства и муниципальных образований.  В последние годы указанное определение, выработанное еще советской наукой финансового права, подвергается критике,  как изжившее себя  в изменившихся  экономико-политических условиях предмет финансового права, но продолжает рассматриваться в финансово-правовой литературе в качестве аксиоматического.
    Другая  категория финансового права  -  "финансы" (от лат. - окончательное разрешение денежного спора). При этом необходимо отметить, что, являясь важной частью категориального аппарата как юридической, так и экономической науки, финансы в экономических и правовых работах рассматриваются по-разному.
    В трудах по экономике финансы в  широком смысле определяются как  система отношений в обществе по поводу образования и использования  денежных фондов в сферах: публичных (государственных) финансов, кредитной системы, отраслей  воспроизводственного процесса, вторичного финансового рынка, международных финансовых отношений. Финансами в узком смысле считаются только государственные (публичные) финансы - система отношений по поводу формирования и использования денежных  фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. Такая терминологическая путаница в экономической литературе объясняется совокупностью  двумя факторами.
    Во-первых, в "экономической науке, как ни в какой другой, существует терминологическая путаница, приводящая… к междисциплинарной путанице"
    Во-вторых, в советское время - время превалирования государственной собственности, понятия "финансы" и "государственные  финансы" означали одно и то же, Необходимо отметить, что отдельные экономисты все же идентифицировали финансы с ресурсами. С крушением социалистического государства все спуталось, и благодаря заимствованиям из американской экономической литературы термин "финансы" распространился на все денежные отношения, в том числе,  "и на  денежные отношения негосударственных организаций, и на банковское дело, и домашнее хозяйство, и вообще на все, что связано с движением денег".
    В юридической литературе под финансами  понимаются только собственно публичные финансы. Распространенным определением является следующее: финансы - это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта.***Государственные финансы, как правило, определяются через перечисление их экономического и материального содержания:
    1) в экономическом смысле - это система  денежных отношений, в процессе  которых формируются государственные  и муниципальные денежные фонды в результате распределения и перераспределения национального дохода;
    2) в материальном смысле (по своему материальному содержанию) - это денежные фонды государства и муниципальных образований, мобилизуемые и используемые для публичных целей.
    Надо  сказать, что такое традиционное для финансово-правовой науки понимание  финансов как отношений (а не денежных средств, по поводу которых и возникают финансовые  правоотношения) в литературе 4* справедливо критикуются за смешение понятий "финансы" и "финансовые правоотношения".
     Финансовое право - одна из отраслей российского права, которая, как и всякая другая, имеет свой предмет, т.е. круг общественных отношений, регулируемых нормами этой отрасли права.
    Из  самого названия "финансовое право" следует, что основу предмета этой отрасли  права составляют финансовые отношения. Как уже было показано, финансовые отношения, существующие в обществе, весьма многообразны, что обусловлено  разветвленностью финансовой системы Российской Федерации. К ним относятся отношения по мобилизации и использованию бюджетных средств, страховых фондов, отношения государственного (и муниципального) кредита и т.д. Не все финансовые отношения, существующие в обществе, являются предметом российского финансового права, а только их часть.
    Предметом финансового права  являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.  Следует сказать, что есть и  другого рода отношения. Некоторые из них являются предметов гражданского права. Например, отношения, возникающие в связи с продажей и использованием государственного и муниципального имущества: продажей акций приватизированных предприятий, находящихся в государственной собственности, сдачей государственного и муниципального имущества  в аренду и другое.
    Предметную  область финансового права составляют общественные отношения, возникающие в сфере формирования, функционирования  и развития финансовой системы Российской Федерации. Сама же отрасль все больше обретает комплексный характер.
    В целях отграничения многообразных  с точки зрения  отраслевой принадлежности отношений, возникающих в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований друг от друга, надо иметь ввиду, что предмет финансового права составляют только те отношения, которые урегулированы правом в этой сфере с помощью метода властных предписаний.
    Отрасли права отграничиваются друг от друга  в системе права по предмету регулирования. Этот критерий не всегда является достаточным. Нередко отношения, составляющие предмет одной  отрасли права, переплетаются с отношениями, составляющими предмет другой отрасли права. Это как раз наиболее наглядно проявляется на примере  финансового права. Здесь в сфере отношений, охватываемых финансовой деятельностью государства и муниципальных образований, могут возникать (и в последние годы чаще появляются) отношения, составляющие традиционно предмет гражданского права. На первый взгляд, очевидно, что как финансово-правовые не могут рассматриваться отношения, связанные с продажей принадлежащих государству или муниципальному образованию квартир, транспортных средств, акций приватизированных предприятий; отношения, возникающие в связи с добровольными пожертвованиями в казну, и т.д., хотя они и возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Поэтому дополнительным критерием отграничения одной отрасли права от другой и, в частности финансового права от всех других отраслей права, выступает метод правового регулирования.
    Метод финансового права - это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых производится правовое регулирование общественных отношений. По своей сути - это метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Такие предписания исходят в основном от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих в систему государственных органов и наделенных соответствующими полномочиями.
    Метод финансового права характеризуется  следующими особенностями:
    - одной из сторон финансовых  отношений всегда выступает орган  государственной власти;
    - любое юридическое и физическое  лицо обязано выполнить предписание, данное органом государственной власти, поскольку оно является односторонне властным;
    - властные предписания не основываются  на отношениях подчинения “по  вертикали”.
     Основным методом финансово-правового регулирования является метод властных предписаний. Его суть состоит в том, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны. Этой стороной является государство, уполномоченный им орган или муниципальное образование. Они дают властные предписания (законы, подзаконные акты, управленческие решения и т.д.), обязательные для другой стороны правоотношения. При этом, другая сторона правоотношения не обладает властными полномочиями вообще или обладает ими, но их объем менее значителен.
    Властность  как суть метода финансово-правового  регулирования имеет свои проявления, которые служат характеристиками этого метода.
    Во-первых, властность финансово-правового регулирования  естественно приводит к преобладанию в таком регулировании позитивных обязываний, а не дозволений, как то имеет место в гражданском праве, или запретов, что характерно для уголовного права.2 Государство, "выдавая" властные предписания, обязывает субъектов к их исполнению. Отсюда, обязывание  - характерная черта финансово-правового метода, в отличие, например, от правонаделения, что существенно для гражданско-правового метода. Причем наиболее наглядно это прослеживается в структуре финансового правоотношения. Здесь сторона правоотношения, противоположная государству или муниципальному образованию, всегда наделяется, прежде всего, обязанностью, для законной, эффективной реализации которой ей определены некоторые права.
    Во-вторых, метод властных предписаний может  быть охарактеризован как императивный (в противовес диспозитивному). Это  означает, что субъекты финансового права, как правило, т.е. в подавляющем большинстве случаев, не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, определять в известных приделах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности в случаях, установленных законами, подзаконными актами и т.д. Права их при этом вторичны, производны от обязанностей. Например, таковы права и обязанности субъектов при уплате конкретных налогов, при проведении финансового контроля, при получении бюджетных средств и т.д. Это касается как субъектов,  издающих властные предписания, так и следующих им. Государственные органы, уполномоченные давать властные предписания, сами "связаны" в этом отношении императивными требованиями финансовых законов и иных актов. Например, налоговый орган при осуществлении  финансового контроля дает властные предписания, однако его свобода воли в этом случае  практически равна нулю. Государством в законах четко определены требования  такого рода предписаниям. Следует заметить, что в последнее время возникли ситуации, когда субъекты финансового правоотношения могут самостоятельно устанавливать финансовые обязанности и определять в некоторых пределах их содержание. Это становится возможным потому, что в современных условиях публичное право все плотнее сопрягается с частным, что проявляется в самых различных пластах правовой материи. Как результат этого явления - метод властных предписаний в качестве метода финансово-правового регулирования становится все более "лояльным" и в него все чаще встраиваются гражданско-правовые "вкрапления".
    Кроме вышеотмеченного, метод властных предписаний  может быть охарактеризован как конформистский. Конформизм финансово-правового метода является противоположностью правовой инициативы как характерной черты гражданско-правового метода. Он означает, что субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле, не по  своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих актов государственных органов. Однако, нельзя не заметить, что в сложных финансовых правоотношениях имеют место ситуации, когда субъекты, в частности налогоплательщики, в каком-то звене сами могут инициировать правоотношения: например, могут обращаться в финансовые органы за предоставлением рассрочек, отсрочек по налогам и т.д.
    Наконец, характерной чертой финансово-правового метода является юридическое неравенство субъектов финансового права. Юридическое неравенство имеет много моментов проявления на уровне правоспособности, содержания и структуры прав и обязанностей субъектов финансового права. Однако в целом эта черта метода финансово-правового регулирования проявляется в том, что одни субъекты обладают юридически-властными полномочиями в отношении других субъектов, а последние - нет. В частности, это имеет место в силу того, что в финансовом правоотношении стороны реализуют не однопорядковую, а разную правоспособность. Государство или уполномоченный орган реализуют в финансовом правоотношении свою компетенцию, что дает им властные способности. А другая сторона финансового правоотношения реализует правоспособность иного рода: правоспособность физического, юридического лица, что не дает ей властных способностей. Или же она реализует свою компетенцию, которая по содержанию направлена, производна, подчинена реализации компетенции властной стороны финансового правоотношения. Метод властных предписаний как метод финансово-правового регулирования используется наряду с методом рекомендаций и согласования.
    Финансово-правовому  регулированию свойственны и  иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.
    Метод согласования встречается в финансово-правовом регулировании значительно реже. Он используется главным образом для решения "пересекающихся" вопросов, возникающих в сфере финансовой деятельности государства, между органами, осуществляющими эту деятельность, а иногда - между сторонами, заключившими финансово-правовой договор. Анализ отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, с точки зрения вышеуказанных методов финансово-правового регулирования позволяет разобраться в сложной природе этих отношений и определить, какие из них составляют предмет финансового права, а какие - нет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ
         Финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.
    Нестабильность  и противоречивость социально экономических и политических процессов в Современной России негативно отражается на формировании финансового права и эффективности его применения. Современному финансовому праву свойственна нестабильность, нередко несогласованность с нормами других отраслей права, недостаточная четкость некоторых положений, наличие проблем. И тем не менее российское финансовое право, воспринявшее опыт правового регулирования финансовых отношений в странах с развитой рыночной экономикой, в целом отражает новое условие жизни общества, что предопределяет его важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производственного потенциала страны, в укреплении ее финансовой системы. Однако представляется, что последняя точка в научной дискуссии о месте и значении финансового права еще не поставлена, что обусловлено очевидным перерождением финансового права в условиях перехода к рыночным отношениям.
    Преобразования  российской государственности и  реформирование экономики произошло  адекватное этим процессам «семимильное», бурное развитие налогового, валютного и банковского права; продолжается формирование и становление банковской, денежной и налоговой системы страны. Конечно же, эти процессы ставят перед финансово-правовой наукой новые задачи, финансово-правовая доктрина должна быть приведена в соответствие с реалиями сегодняшнего дня.  
 

Вопрос 2
                                               ВВЕДЕНИЕ 

    В современной России происходят глубокие экономические перемены. В общественное сознание все активнее внедряется мысль  о необходимости страхования, как неотъемлемого элемента рыночной инфраструктуры. Предпосылки этого очевидны: резкое сужение сферы государственного воздействия на развитие производства и распределение материальных благ, приватизация и акционирование собственности, появление огромной массы самостоятельных хозяйствующих субъектов, действующих на свой страх и риск в условиях жесткой конкуренции.
    Страховая деятельность в России стала приобретать  характер особого вида коммерческой деятельности только в последние  годы, после ликвидации государственной монополии «Госстраха» и «Ингосстраха» и принятия Закона Российской Федерации «О страховании». Многочисленные коммерческие страховые общества, функционирующие в настоящее время на страховом рынке России и осуществляющие страховые операции, до сих пор в своем подавляющем большинстве не приобрели необходимого опыта. Рыночные отношения в страховом деле и, соответственно, конкуренция не достигли высокого развития, как и масштабы страховых операций, о чем свидетельствует, с одной стороны, его высокая рентабельность у страховщиков, а с другой – низкий процент охвата страхового поля.
    Объективная потребность в страховании обусловливается  тем, что убытки подчас возникают  вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае, не влекут чей-либо гражданско-правовой ответственности. В подобной ситуации бывает невозможно взыскивать убытки с кого бы то ни было, и они "оседают" в имущественной сфере самого потерпевшего. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерб. 

                       СТРАХОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ 

    Страхование – это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством  их  распределения  между многими лицами (страховой совокупностью). Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика). Страхование целесообразно только тогда, когда предусмотренные правоотношениями страхователя и страховщика страховые события (риски) вызывают значительную потребность в деньгах. Так, например, физическое лицо, у которого эта потребность возникает, как правило, не может покрыть ее из собственных средств без чувствительного ограничения своего жизненного уровня.
    Страхование – это экономическая категория, система экономических отношений, которые включают совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба, обусловленного различными непредвиденными неблагоприятными явлениями (рисками). Выражает функции формирования специализированного страхового фонда; возмещения ущерба; предупреждения страхового случая.
    Различают личное и имущественное страхование. По форме проведения может быть акционерное, взаимное и государственное страхование. Особую группу отношений составляет медицинское страхование. В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ».
    В 1996 г. Правительством Российской Федерации  было принято Постановление "О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации", которым предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование налогового законодательства, связанного со страховой деятельностью, а также участие международных финансовых организаций в финансировании мероприятий по развитию рынка страхования в России. В 1997 г. разрабатывается специальная целевая программа развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Совершенствование страхового рынка продолжается.
    Понятие и основные категории  страхового правоотношения
    Страхование выступает как совокупность особых замкнутых перераспределительных  отношений между его участниками  по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного чрезвычайного и иного ущерба предприятиям и организациям или для оказания денежной помощи гражданам.
    За  последние годы главными особенностями  развития национального страхового рынка были стремительное увеличение числа страховщиков и существенный рост объемов совокупной страховой премии. Произошел переход от монопольной системы Госстраха к рынку, субъектами которого являются в настоящий момент около двух тысяч страховщиков.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.