На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальное партнерство в РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Глава I. Социальное партнерство, как система  регулирования трудовых отношений
     1.1. Исторические аспекты становления социального партнерства
     Еще в прошлом веке работодатель, как  в России, так и на Западе, чтобы  избежать забастовок и не снижать  массу прибыли шел на договоренность с рабочими и создание привилегий части из них. Это привело к появлению «рабочей аристократии».
     Главная причина снижения радикализма –  качественные изменения, произошедшие среди самих рабочих. Высокая образованность и профессионализм, возможность участия в прибылях предприятия, хорошая зарплата, развитость сферы социальной защиты привели к тому, что формой разрешения проблем стали не стачки и забастовки, а переговорный процесс.
     На  активизацию разработок теории и  практики социального партнерства оказала влияние победа Октябрьская революция. «Остальной мир», чтобы исключить то, что произошло в России, вынужден был нанять стратегию и тактику отношений между трудом и капиталом. Для разрешения противоречий пришлось создавать специальные организации – профсоюзы и их организации. Одной из таких организаций стала в 1919 году Международная организация труда. Но международная организация – это внешний фактор. Главным фактором возникновения социального партнерства является внутренний фактор, отражающий реальные изменения в сфере производства.
     На  Западе этим фактором стала научно техническая революция. В результате общество получило новые возможности для удовлетворения жизненных потребностей. Одновременно НТР предъявила высокие требования к качеству рабочей силы, которой стали высокообразованные профессионалы. Большую важность в этой связи приобрела социально-психологическая составляющая отношений между участниками производственного процесса. Появилась необходимость  в гуманизации отношений между ними, в социальном диалоге.
     Существует 3 подхода в понимании социального  партнерства:
      Гармоническо - утопический. Сторонники этого подхода считают, что наемных работников и собственников объединяют общие интересы. «Не наличие противоречий, а органическое единство всех участников производственного процесса является объективным экономическим законом», - утверждают разработчики подхода Каменецкий и Патришев [1, с.4]
     Хотя  социальное партнерство основано на поиске и нахождении оптимального для интересов сторон их баланса и соотношения – объединение интересов в единое целое в принципе недостижимо.
      Интегративный. В Проекте «Концепции становления и развития социального партнерства в РФ» социальное партнерство определяют как «способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп, разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия.
     Но  интегрировать интересы в один коллективный интерес сложно, более того невозможно.
      Сторонники третьего подхода утверждают, что социальное партнерство – это специфический тип общественных отношений, обеспечивающий баланс реализации интересов.
Социальное  партнерство – специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой.
     1.2. Теоретические  основы социального партнерства 
     На  рубеже XIX – XX вв. формирование рыночных отношений в экономике России, обусловило возникновение и развитие партнерских отношений
     Однако  основные идеи согласования интересов  капиталистов или рабочих были сформированы значительно раньше. Чтобы понять сущность социального партнерства, необходимо исходить из истории взаимоотношений между основными классами общественных систем.
     На  первых этапах становления капиталистических  отношений, элементы социального партнерства находили выражение в повседневном взаимодействии работника и работодателя. Долгое время они не были объектом научного исследования. Хотя некоторые суждения касательно этих элементов, можно увидеть в работах многих ученых, которые хотели осмыслить сущность общественных отношений в эпоху зарождения капиталистического способа производства.
     Разработка  теории социального партнерства  тесно взаимосвязана с проблемами конфликта. Социальное партнерство возникает из конфликта, а именно, на этапе начала поиска путей его урегулирования или разрешения на основе согласования интересов, позиций конфликтующих сторон, достижения компромисса, консенсуса, установления согласия. [16, с. 10-14]
     Государственный деятель Никколо Макиавелли (1469 – 1527гг.) один из первых попытался провести системный анализ социальных конфликтов и способов воздействия на них. Он выделял в конфликте кроме разрушительной функции, ещё и созидательную. Макиавелли, считал, что на конфликт нужно уметь правильно воздействовать, и это должно делать государство.
     Английский  философ Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.) первым осуществил теоретический анализ системы социально- трудовых отношений. Он указал на то, что к возникновению конфликтов ведут пренебрежение мнениями социальных сословий, ошибки в управлении, распространение слухов.
     Одной из первых работ, посвященных сущности и условиям общественного согласия, является "Общественный договор" Жан-Жака Руссо (1712-1778гг.). В этом трактате, опубликованном в 1762г., рассматривается общество, основанное на законах, перед которыми все равны и которые сохраняют личную свободу каждого гражданина. По мнению Руссо, совершенное законодательство нельзя создать в результате борьбы партий, члены общества могут выступать только от своего имени, законы принимаются в результате плебисцита, государство должно быть не большим по территории (образец - Швейцария). Важным условием функционирования общественного договора является высокий уровень гражданской зрелости населения.
     Взаимоотношения работника и капиталиста - работодателя впервые изучены в трудах Адама Смита (1723-1790 гг.). Признавая корыстный интерес основным мотивом хозяйственной деятельности, он считал «естественным порядком» экономической жизни свободную конкуренцию, господство частной собственности, свободу торговли, невмешательство государства в экономику. Адам Смит рассматривал противоборство между наемными работниками и капиталистами как источник поступательного развития общества, а соперничество – как определенное благо человечества [16, с.11]
     Немецкие  ученые Готфрид Лейбниц (1646 – 1716 гг.) и Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.) считали, что на основе договора и компромисса должно устанавливаться состояние мира и согласия между людьми.
     Макс  Вебер (1864  -1920 гг.) выделил в теории социального действия четыре её основных типа:
     - целенаправленное, характеризующееся ясность осознания действующим субъектом своей цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими её достижение.
     - ценностно-рациональное основывается на в его самодостаточную ценность. Оно заключает в себе нечто «иррациональное», так как абсолютизирует ценность, на которую ориентируется индивид и социальная группа.
     - аффективное определяется соответствующим эмоциональными состояние субъекта:
        любовной страстью или ненавистью и гневом;
        воодушевлением, ужасом или приливом отваги.
     - традиционное формируется на основе подражания, тем или иным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим рациональной критике.
      В трудах Эмиля Дюркгейма (1858 – 1917 гг.) отведено центральное место проблемам солидарности, разработка которых взаимосвязана с теоретико-концептуальными основами социального партнерства. Социальной солидарностью характеризуется всякое  общество. В первобытном, она была «механической», т.е.  основана на кровном родстве. В современном мире она « органическая», т.к. основана на разделении труда, на классовом содружестве при добывании средств к жизни. Именно Дюркгейм развивал идею создания профессиональных корпораций – как новых органов общественной солидарности [7, с. 78].
      Во  второй половине XIX века возникают и развиваются теоретические школы, направления, противопоставляющие социальному партнерству идею классовой борьбы, антагонистической непримиримости в отношениях между трудом и капиталом. Эти школы и направления представляются в основном марксистское направление. В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса есть фундаментальные положения об анализе процессов партнерства в сфере социально-трудовых отношений. Например, взаимность, взаимодействие рассматривалось ими как важнейшая составляющая в характеристике социальных отношений [16, с. 14-15].
      В концепциях «индустриального», «постиндустриального», «гражданского общества» и др. разработаны идеи современного социального партнерства.
      Американский  социолог Даниел Белл (1919г.), разработчик концепции постиндустриального общества, обосновал положения о постепенном превращении его в антагонистическое общество, закрепляющее конфликты между управляющими и управляемыми, проявляющиеся не  в противоречиях между трудом и капиталом, а  в борьбе между знаниями и некомпетентностью.
      На  рубеже XIX – XX вв. исследования проблем формирования социально-трудовых отношений принимают характер противостояния двух основных непримиримых направлений:
     1. Сторонники одного выступали за революционное переустройство капиталистического общества;
     2. Представители другого направления обосновали возможность капитализма к саморазвитию и выступали за эволюционные преобразования путем реформирования и достижения компромисса.
      Одним из лидеров второго направления  на этом этапе выступил Эдуард Бернштейн  (1850 – 1931гг.). Он противопоставил марксистской теории революционного переустройства общества концепцию эволюционной трансформации капитализма в социализм. Э Бернштейн развил теорию «демократизации капитала» на основе возрастания роли акционерных компаний, превращений наемных работников в совладельцев производства, формирования нового среднего класса [16, с. 21].
      В 80-90-е гг. XIX века в России разрабатывается фабричное и заводское законодательство, в практику вводятся расчетные книжки работников, в них формулируются отдельные положения трудовых отношений работника и работодателя. А с началом ХХ столетия распространение получает процесс заключения коллективных договоров и отраслевых соглашений.
      Таким образом, теория социального партнерства, цивилизованного регулирования противоречий между трудом и капиталом, формирующаяся в течение нескольких столетий, получает реальное воплощение в качестве важнейшего компонента социально-трудовых отношений.

     1.3. Система регулирования трудовых отношений.

     Целенаправленное  формирование трудовых отношений должно осуществляться на постоянно действующей основе системы мер общественного и государственного регулирования (рис.2).
     Для того, чтобы система трудовых отношений  нормально функционировала, она нуждается в регулировании и управлении на всех уровнях: государственном, региональном, организации, на основе государственной программно-нормативной регламентации, охватывающей все направления трудовой сферы: занятость, условия и оплата труда, демографическая политика, миграционная политика и т.д.
     Нормативно-правовая база регулирования трудовых отношений: нормы международной организации  труда; федеральное законодательство: конституция РФ, трудовой кодекс и др., генеральное соглашение; региональное законодательство: законодательство субъектов РФ, региональное соглашение; отраслевое законодательство: приказы, распоряжения министерств и ведомств, отраслевые тарифные соглашения; локальное законодательство: приказы, распоряжения администрации организации, коллективный договор; индивидуальный трудовой договор.
     Конституция РФ в соответствии с общепринятыми  принципами и нормами международного права гарантирует гражданам право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти положения имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ.
     Трудовые  правоотношения могут регулироваться и актами компетентных органов государства. К ним относятся: международные  договоры с участием РФ, федеральные  законы, указы Президента РФ, постановления  правительства РФ, Конституции субъектов  РФ, их законы и постановления, приказы и инструкции федеральных и республиканских министерств, комитетов, ведомств, приказы директоров фирм, решения органов местного самоуправления.

Рис.2. Система  мер общественного и государственного регулирования социально-трудовых отношений.
[13, с. 235]
     Конституция РФ определяет основополагающие принципы правового регулирования, но в стране действует и Трудовой кодекс, который является сводным федеральным законом и действует на всей территории России. Трудовой кодекс регулирует трудовые отношения всех работников, содействуя установлению государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создает благоприятные условия труда, защищает права и интересы работников и работодателей.
     На  уровне Конституции РФ и федеральных законов осуществляются закрепление, реализация и защита трудовых прав. Отдельные вопросы трудового законодательства находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов, а значит, их решение зависит от дополнительных договоров между Федерацией и ее субъектами о разграничении полномочий в этой области.
     Правовые  акты, которые были изданы органами местного самоуправления, руководителями организаций, распространяются соответственно на территорию самоуправления и членов трудового коллектива. В качестве локальных правовых актов выступают: коллективный договор, трудовой договор, локальные нормативные акты.

     1.4. Социальное партнерство, как главный элемент регулирования трудовых отношений.

     Социальное  партнерство – особый тип социально-трудовых отношений, система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. [13, с. 34]
     Элементами  системы социального партнерства  являются объект, субъекты, уровни, принципы и органы управления.
     Объектом  социального партнерства выступают  общественные трудовые отношения.
     Сторонами, субъектами социального партнерства являются наемные работники, работодатели, органы государственной власти и органы местного самоуправления.
     Из  вышесказанного следует, что целью  социального партнерства в сфере  регулирования трудовых отношений  является совместная деятельность правительства, предпринимателей и профсоюзов, направленная на решение проблем и согласование интересов в социальной сфере и производственной деятельности людей.
     Работники и работодатели не являются единственными  участниками социального партнерства. Это зависит от изменения объекта.
     Органы  государственной власти и органы местного самоуправления являются стороной социального  партнерства только в тех случаях, когда они выступают в роли работодателей или их представителей. В основном государство выполняет роль координатора и организатора регулирования трудовых отношений.
     Одна  из важнейших функций государства  – разработка правовых основ и  механизма совершенствования организационных  форм социального партнерства, правил и механизма взаимодействия сторон, установление обоснованных размеров и порядка определения минимальных трудовых стандартов, стимулирующих переговоры между сторонами.
     Принципы  социального партнерства определяют основные требования к функционированию данной системы.
     Основными принципами социального партнерства являются:
      равноправие сторон;
      уважение и учет интересов сторон;
      заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
      содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
      соблюдение сторонами законов и иных нормативных правовых актов;
      обладание сторон полномочиями;
      свобода выбора, при обсуждении вопросов касающихся сферы труда;
      добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
      реальность обязательств, принимаемых сторонами;
      обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
      контроль за выполнением принятых коллективных договоров и соглашений;
      ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
     Вышеперечисленные принципы должны подлежать обязательному выполнению на всех уровнях социального партнерства.
     Система социального партнерства включает в себя следующие уровни:
      федеральный – устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;
      региональный – устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
      отраслевой – устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли;
      территориальный – устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
      уровень организации – устанавливает конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
     Социальное  партнерство осуществляется в следующих формах:
      коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
      взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
      участие работников в управлении организацией;
      участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
     Представителями работников в социальном партнерстве  являются: профессиональные союзы и их объединения, другие профсоюзные организации, которые предусмотрены уставами общероссийских профсоюзов.
     Интересы  работодателей представляют соответствующие  объединения работодателей.
     Объединение работодателей – некоммерческая организация, группирующая на добровольной основе работодателей для представления интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
     Представителями работодателей являются органы исполнительно  власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.
     Трудовой  кодекс различает понятия коллективный договор и соглашение. В основе этого разграничения лежит принцип: договоры между работодателями и  работниками по регулированию трудовых отношений на уровне организации называются коллективными договорами, а на всех других уровнях - соглашениями.
     Соглашение  – правовой акт, который устанавливает  общие принципы регулирования трудовых отношений и связанных с ним экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях в пределах их компетенции.
     В зависимости от уровней существуют следующие виды соглашении: генеральное, региональное, отраслевое, территориальное. Виды соглашений, состав их участников и основное содержание представлены в таблице 2. 
 

     Таблица 2.
     Виды  соглашений, входящих в систему социального  партнерства.
Вид соглашения Участники, заключающие соглашение Основное содержание соглашения
1 2 3
Генеральное соглашение
Заключается на федеральном уровне представителями федеральных органов государственной власти: Правительства РФ; представителями общероссийских объединений работодателей; общероссийским объединением профсоюзов. Общие принципы регулирования трудовых отношений в области осуществления социально-экономической политики; регулирования развития населения, оплаты труда, доходов и уровня жизни населения, его социальной защиты, социального страхования, реализации федеральных социально-экономических программ, развития системы социального партнерства.
Региональное  соглашение Заключается на уровне субъектов РФ представителями правительства субъекта РФ; представителями объединения работодателей субъекта РФ; объединением профсоюзов субъекта РФ. То же, но на уровне субъекта РФ
Отраслевое  соглашение
Соответствующие профсоюзы; представители объединений отраслевых работодателей; Министерство труда и социального развития РФ. Может заключаться и на других уровнях. Принципы социально-экономической  политики отрасли; условия труда  в отрасли: заработная плата, трудовые гарантии, доплаты и компенсации, наем и увольнение, охрана труда, режим труда и отдыха, повышение квалификации, предотвращение трудовых конфликтов, трудовая дисциплина и т.д.
Территориальное соглашение Представительные  органы наемных работников; объединения работодателей территории; территориальные органы Условия труда, социальные гарантии, оплата труда, льготы, связанные с работой в специфических природно-климатических
     Продолжение таблицы 2.
1 2 3
  исполнительной власти. и других условиях территории соответствующего муниципального образования.
     [4, с. 93]
     Коллективный  договор – правовой акт, регулирующий трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
     Коллективный  договор регулирует отношения между  работниками и работодателями в соответствии с нормами, принятыми в отраслевом, территориальном, генеральном соглашениях, и с финансовым положением предприятия.
     В коллективный договор могут включаться следующие взаимные обязательства работодателей и работников: форма, система и размер оплаты труда, выплата пособий, компенсаций, доплат; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции; занятость, переобучение; определение рабочего времени и времени отдыха и т.д.
     Условия коллективного договора, заключенного в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются. Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны.
     Будучи  идеологическим, социологическим и  этическим понятием социальное партнерство ни в одной стране мира не получило законодательного оформления. В МОТ и в развитых странах рыночной экономики используют понятия «социальный диалог», «двух- или трехсторонние консультации» субъектов трудовых отношений. Трехсторонние консультации или переговоры называют трипартизмом.
     1.5. Современная Российская модель  социального партнерства.
     Социальное  партнерство – это цивилизованная система общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящаяся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения компромисса, консенсуса по актуальным проблемам экономической и социально-политической жизни общества [13, с.7].
     Социальное  партнерство - система взаимоотношений между:
    - работниками (представителями работников),
    - работодателями (представителями работодателей),
    - органами государственной власти,
    - органами местного самоуправления,
     направленная  на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст.23 ТК РФ).
     В России сегодня сложилась разветвленная  многоуровневая система коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
     В настоящее время система социального  партнерства в Российской Федерации представлена:
    Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации, заключенным на 2008-2010 годы;
    отраслевыми тарифными соглашениями;
    трехсторонними региональными соглашениями;
    соглашениями, заключенными в субъектах Российской Федерации по отраслевому или территориальному принципам;
    коллективными договорами.
     Вступивший  с силу с 1 февраля 2002 года Трудовой кодекс Российской Федерации повысил  значимость коллективно-договорного  регулирования трудовых отношений, передав в эту систему многие вопросы социально-трудовой сферы. Кодекс предоставил дополнительные возможности по повышению эффективности этого процесса и созданию целостной системы коллективно-договорной кампании.
       Особенности системы социального партнерства в РФ:
     - размытость субъектов социального партнерства. Нет сформировавшегося класса собственников-работодателей. Работодатели разобщены по 45 ассоциациям и союзам внутренним и международным. Профсоюзное движение находится в стадии формирования;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.