Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Перспективы развития инвестиций в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность иностранных  инвестиций……………………………….5
      Понятие иностранных инвестиций и их классификация……………..5
      Субъекты инвестиционной деятельности……………………………12
      Система правовых норм и подзаконных актов в сфере регулирования иностранных инвестиций в России…………………………..17
Глава 2. Инвестиционный климат: понятие и факторы его определяющие……………………………………………………………...…...22
     2.1. Экономико-правовые формы осуществления иностранных инвестиций в российской экономике в современный период………………..22
  2.2. Оценка уровня инвестиционного климата в современной России и направления его развития……………………………………………………….26
Глава 3. Роль иностранных  инвестиций в современных  условиях России…………………………………………………………………………….33
     3.1. Особенности современного этапа  экономического развития России..33
     3.2. Характер использования иностранных  инвестиций на наиболее важных  направлениях структурной перестройки  российской экономики…..39
Заключение……………………………………………………………………...45
Список  использованной литературы………………………………………..47 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность выбранной темы заключается в том, что среди многообразных форм экономической деятельности в современных условиях все большее значение приобретает осуществление иностранных инвестиций, становящихся одним из важнейших элементов инвестиционной составляющей в экономике различных стран. Суммарный объем этих инвестиций в мире растет ежегодно значительно более высокими темпами, чем объем совокупного валового продукта стран мира. Под иностранными инвестициями в соответствии с российским законодательством принято понимать вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской и иной деятельности на территории данной страны в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с законами этой страны (ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Аналогичным образом определяются иностранные инвестиции и в законодательстве многих других стран.
   В большинстве работ, посвященных  этой проблеме, признается та позитивная роль, которую играют в развитии экономики каждой страны привлекаемые ею иностранные инвестиции. Достаточно здесь лишь сослаться на опыт Китая, которому удалось в исторически короткие сроки, за счет массированных вложений зарубежных инвесторов буквально с нуля создать во многих отраслях экономики современные высокотехнологичные, наукоемкие производства (электронику, автомобилестроение, авиастроение и т.д.), выйти с продукцией этих производств в огромных масштабах на мировой рынок и завоевать на нем в ряде случаев ведущие позиции. На этой основе Китай имеет возможность теперь решать и сложные социальные проблемы своего полуторамиллиардного населения.
   Весьма  различно влияние разных форм иностранных  инвестиций на национальную экономику, что наглядно показал начавшийся в конце 2008г. кризис, охвативший вначале  финансовый, а затем и реальные сектора экономики практически  всех стран мира.
   Опыт  всех лет, прошедших с момента  начала радикальной рыночной трансформации  российской экономики в 1992г., показал, что Россия крайне нуждается в иностранных инвестициях, необходимых для создания более совершенной технической и технологической базы производства, внедрения ресурсосберегающих технологий, повышения производительности труда до уровня экономически развитых стран, организации выпуска качественной конкурентоспособной продукции. Опыт этих лет показал также, что имеется немало примеров высокоэффективных инвестиций в российскую экономику, обеспечивших, например, производство современных легковых автомобилей, компьютерной техники, многих потребительских товаров и продуктов питания, обновления технической и технологической базы торговли, некоторых химических производств, нефтедобычи, банков и т.д.
   Целью данной курсовой работы является раскрытие  сущности иностранных инвестиций, определить круг экономических субъектов, показать систему правовых норм и подзаконных актов в сфере регулирования  иностранных инвестиций в России, определить роль иностранных инвестиций в России, оценить уровень инвестиционного климата в современной России и направления его развития. 
 
 
 

   

Глава 1. Сущность иностранных  инвестиций 

      Понятие иностранных инвестиций и их классификация
 
     Основополагающим  правовым актом, регулирующим иностранные  инвестиции в России является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». В качестве иностранных инвестиций этим Законом рассматриваются вложения в отечественную экономику, осуществляемые нерезидентами, т.е. такими экономическими субъектами, происхождение и правоспособность которых, а применительно к гражданам и дееспособность, не находится в юрисдикции России. В соответствии со ст. 2 Закона № 160-ФЗ иностранная инвестиция — это «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), а также услуг и информации».
     Исторически сложившееся разнообразие видов  таких инвестиций как в мировой, так и в российской практике сейчас сводится к трем видам: прямые, портфельные и прочие инвестиции. Экономическая роль каждого из этих видов весьма различна, что определяет и разное отношение к ним со стороны органов их регулирования и в странах-инвесторах, и в странах-реципиентах.
        Для прямых инвестиций (ПИИ) характерны разные формы осуществления, но все они могут быть сведены к двум формам: реальные ПИИ и финансовые ПИИ. Реальные ПИИ находят свое выражение в создании в стране-реципиенте различных производств с полностью иностранным или смешанным капиталом, в поставке в виде вклада в уставной капитал местных структур оборудования, технической документации, в предоставлении основных средств на началах лизинга, в передаче лицензий на выпуск соответствующей продукции, прав аренды имущества в стране инвестора, прав на использование товарных знаков фирм-инвесторов. Реальные ПИИ могут одновременно включать все эти названные элементы. При этом различаются, как принято говорить, grееnfield FDI -«инвестиции на зеленом лугу», когда производственная деятельность на основе ПИИ в стране-реципиенте начинается с нуля, с создания новых предприятий и производств, и brownfield FDI«инвестиции на поле под паром», когда ПИИ вливаются в активы уже существующих и действующих объектов.
   И в том и в другом случаях  обычно не возникает трудностей идентифицировать реальные ПИИ среди других видов экономической деятельности. Если же ПИИ предоставляются как финансовые, выделить их среди других форм иностранных инвестиций оказалось не так легко. Как финансовые ПИИ могут осуществляться, очевидно, только в виде  brownfield FDI при приобретении иностранным капиталом целиком всего предприятия или части его активов.
   В пятом издании Руководства по платежному балансу МВФ 1993 г. прямые инвестиции определяются как «категория инвестиционной деятельности, выражающая стремление хозяйственной единицы — нерезидента одной страны приобрести устойчивое влияние (lasting interest) на деятельность предприятия, расположенного в другой стране. Приобретение устойчивого влияния предусматривает установление долгосрочных отношений между прямым инвестором и указанным предприятием, а также довольно существенную роль инвестора в управлении этим предприятием-реципиентом — предприятием прямого инвестирования». Таким образом, ПИИ отличают три признака: устойчивое влияние, которое должен получить инвестор, вкладывающий финансовые средства в предприятие страны-реципиента, необходимые в связи с этим долгосрочный характер вложений и возможность участия в управлении этим предприятием и контроля за его деятельностью.
        Практика показала, что для получения «устойчивого влияния» инвестору совсем не обязательно приобретать все активы объекта его вложений или даже их контрольный пакет. По российскому законодательству (ст. 2 Закона № 160-ФЗ) в качестве финансовой ПИИ признается «приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации».
      Страны — реципиенты ПИИ считают бесспорным достоинством прямых иностранных инвестиций, в особенности первого их подвида - прямых вложений иностранного капитала в производственные фонды на их территории, — то, что после того как они произведены, их достаточно сложно в одностороннем порядке изъять из объекта их вложения и вывезти за пределы экономической территории этих стран. То есть для инвестора они имеют пониженную ликвидность, что, безусловно, в интересах страны, их принимающей, и обеспечивает для нее некоторую стабильность инвестиционного процесса. В особенности это относится к недвижимости: зданиям, различным сооружениям, коммуникациям и т.д. Иностранный инвестор физически не может вывезти созданные с его участием эти основные фонды, если не найдет покупателя, готового дать за них соответствующую цену, и не продаст их этому покупателю. Но в то же время, например, в условиях России, Закон № 160-ФЗ в ст. 12 гарантирует право иностранного инвестора «на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции». То есть иностранный инвестор может вывезти как лицензионные материалы, техническую документацию, в соответствии с которыми было организовано в России некоторое производство, так, строго говоря, и станки, оборудование, инструмент и т.д., представляющие техническую основу созданного в России производства, если это производство почему-то прекращает свою деятельность.
    К портфельным  инвестициям относятся следующие:
   - приобретение иностранцами российских государственных ценных бумаг;
   - приобретение такой части активов российских предприятий, которая позволяет иностранному капиталу извлекать доход, но не дает права контролировать деятельность предприятия.
   По  своей природе портфельные инвестиции не являются вложениями капитала в какой-либо другой форме, кроме денежной. Они представляют собой такое размещение денежного капитала на иностранной территории, которое ограничивает интерес его владельца только стремлением получить доход на этот капитал. Портфельные инвестиции для инвестора являются более ликвидным вложением его капитала, а для страны, куда они приходят, связаны с определенным риском. Если экономические условия в этой стране ухудшаются, иностранные инвесторы пытаются быстро вывести свои капиталы, размещенные в виде таких инвестиций. Это может иметь серьезные негативные последствия, (примером чего может служить российский финансовый кризис 1998 г.).
   В современных российских условиях, однако, способы формирования портфельных инвестиций существенно меняются. Отечественные хозяйственные структуры уже не ограничиваются чисто пассивной ролью допуска нерезидентов в свой уставной капитал. Многие из них сами выходят на фондовые биржи, прежде всего на зарубежные, осуществляя дополнительную эмиссию акций и предлагая их в форме ИПО (IPO- initial public offering). Приобретение этих акций нерезидентами обеспечивает рост капитализации российских эмитентов и формирует для них значительный объем средств, необходимых для модернизации и развития. Очевидно, если при этом в руках каких-либо нерезидентов сосредоточится сумма акций эмиссии ИПО, составляющая свыше 10% всего возросшего в результате, ИПО уставного капитала российского предприятия то такое вложение иностранного капитала следует рассматривать уже как прямые инвестиции со всеми возникающими при этом последствиями, т.е. появлением у нерезидентов возможностей контроля деятельности российского предприятия и участия в управлении им. Но по желанию эмитента проспект эмиссии может включать ограничения на объем акций, которые могут сосредоточиваться в руках одного приобретателя. В этом случае будем иметь дело только с портфельными инвестициями в российское предприятие.
    К прочим инвестициям относятся следующие:
    торговые кредиты;
    прочие кредиты, используемые отдельными российскими не 
    финансовыми и финансовыми структурами;

    получение различных трансфертов из-за границы.
       Займы и кредиты, естественно,  представляют собой возмездные  финансовые источники иностранных инвестиций для предприятий и организаций. В процессе развития глобализации дальнейшая интеграция российской экономики не только в мировой товарный рынок, но и в международную финансовую систему неизбежна, поэтому данная форма инвестиций и дальше будет развиваться. Характерно, что, если с 1995 по 2003 гг. рост прямых инвестиций составил чуть более 330%, то прочие инвестиции выросли за тот же период более чем в 20 раз (табл. 1.).
     Сам факт предоставления российским  предприятиям финансовых кредитов свидетельствует о достаточном доверии к ним со стороны международных финансовых структур. Вместе с тем этот процесс содержит и определенные опасности. Во многих случаях заемщиками средств иностранных кредиторов выступают российские предприятия, в уставных капиталах которых значительная доля принадлежит государству. При этих условиях бесконтрольное заимствование при недостаточном контроле со стороны государства чревато, по сути дела, увеличением государственного долга, в особенности в тех случаях, когда займы и кредиты берутся под государственные гарантии, поэтому во всех случаях предпочтительным является использование российскими предприятиями именно прямых инвестиций.
   Таблица 1
      Динамика  прямых и прочих инвестиций в Россию
                                                                                                                 
Год Прямые     инвестиции  
    Прочие
инвестиции
 
 
млрд дол.                 %
    %
        млрд дол.
          %
1995   2020                      100
    100
          924
         100
1999   4260                      210,89
    210,89
          5269
         570,24
2000   4429                      219,26 
    219,26
          6384
         690,91
2001   3980                     197,03
    197,03
          9827       1 063,53
2002   4002                      198,12
    198,12
          15306       1 656,49
2003   6781                      335,69
    335,69   ,
          22517       2 436,95
2004   9420                     466,34
    466,34
          30756       3 328,57
2005   13072                    641,12
    641,12
          40 126       4 342,64
2006   13678                    677,13
    677,13
          38249       4 139,50
2007  27797                    1376,09 1 376,09           89950       9734,85
Источник:www.gks.ru. 
 
 
           Начиная с 2007 г. все громче звучат тревожные голоса по поводу слишком больших объемов заимствований российскими предприятиями за рубежом. В одной из статей известного экономиста Е. Ясина называется цифра этих заимствований в 300 млрд дол.1 Этот объем уже приближается к четверти российского ВВП и может поставить заемщиков, а вместе с ними и государство, владеющее частью их активов, в затруднительное положение при неожиданном резком ухудшении мировой конъюнктуры. В связи с этим требуется, во-первых, усиление государственного контроля за подобными заимствованиями, а во-вторых, осуществление мероприятий, обеспечивающих максимально эффективное использование занимаемых средств.
         Но есть и еще один экономический, чисто рыночный аспект этой проблемы. Кредиты, полученные за рубежом, при той ставке рефинансирования, которой придерживается ЦБ РФ, и при тех процентах, которые устанавливают коммерческие банки для своих заемщиков, оказываются как для банков, также выступающих в качестве заемщиков на внешних рынках, так и для предприятий дешевле и выгоднее. Поэтому очень важным фактором введения процесса внешних заимствований в разумные рамки является планомерное снижение процентных ставок на внутреннем финансовом рынке России.
   Все эти негативные последствия чрезмерного  роста прочих инвестиций в полной мере проявились в конце 2008 г. в связи с мировым финансовым кризисом. Кредиты и займы у западных банков стало невозможно получить, либо они предлагались за такие проценты, которые вполне можно назвать запретительными. В свою очередь ранее полученные кредиты и займы российским предприятиям и банкам необходимо было отдавать в условиях острого недостатка в ликвидности. Российскому государству пришлось сделать беспрецедентные по размерам вливания денежных сумм в банковскую систему и в ряд отраслей реальной экономики, чтобы восстановить их платежеспособность.
1.2. Субъекты инвестиционной деятельности
      Определение круга субъектов, на которых распространяется действие Закона № 160-ФЗ, чрезвычайно важно для установления сферы его действия и порядка его применения. При решении этой проблемы необходимо с учетом специфики тех взаимоотношений, которые возникают в сфере иностранных инвестиций, четко регламентировать следующее:
    круг субъектов, которые могут выступать в качестве иностранных инвесторов;
      - виды инвестиций, которые они в соответствии с этим Законом могут осуществлять;
    - круг российских реципиентов этих инвестиций в начале их осуществления, также подпадающих под действие Закона;
   - возможные разновидности экономических и других субъектов, образующихся в процессе и после того, как инвестиции будут осуществлены.
       В соответствии со ст. 2 Закона № 160-ФЗ, иностранными инвесторами, т.е. экономическими субъектами,  осуществляющими инвестиции на экономической территории Российской Федерации, могут быть иностранные государства, отдельные административные единицы этих государств (штаты, провинции, города и т.д.), различные международные финансовые и нефинансовые организации» отдельные иностранные как государственные, так и частные компании, а также частные лица, имеющие гражданство какой-либо страны и лица без гражданства. Практически всегда, в особенности, когда осуществляются крупные инвестиционные вложения, частные лица выступают от имени какой-либо компании. Это относится как к малым и средним предпринимателям, так и к миллиардерам — владельцам гигантских транснациональных корпораций. Но есть одна сфера в российской экономике, где в качестве иностранных инвесторов чаще всего выступают именно частные лица. Это сельское хозяйство, где в большом количестве можно наблюдать иностранцев, переселившихся в Россию, прочно осевших на российской земле, ведущих на ней фермерскую деятельность, но не утративших своего гражданства. Факты последнего времени2 свидетельствуют о том, что некоторые из этих инвесторов, привлекая значительные капиталы из-за рубежа, создают крупные, высокоприбыльные аграрные предприятия, которые в перспективе могут стать основой современного российского земледелия.
      В качестве субъектов, принимающих иностранные инвестиции, могут выступать различные государственные и муниципальные предприятия и организации, предприятия и организации негосударственных форм собственности и имеющие смешанную собственность. Закон не запрещает и предпринимателям без образования юридического лица, а также частным лицам — гражданам Российской Федерации выступать субъектами инвестиционной деятельности во взаимодействии с иностранцами. Результатом такого взаимодействия является либо создание нового совместного предприятия, либо вступление нерезидента в права собственности на часть активов уже действующего российского предприятия, которое, таким образом, также превращается в совместное предприятие. В случае прямых иностранных инвестиций нерезидент получает также право участвовать в управлении этим предприятием.
   Применительно к этим формам организации экономической  деятельности на территории Российской Федерации Закон употребляет общее понятие коммерческая организация с иностранными инвестициями, создаваемая или созданная на территории Российской Федерации. Но с какими инвестициями — только прямыми или любыми другими? Закон, был принят в 1999 г. до середины 2007 г. в него было внесено немало поправок, однако в основном «косметического» характера. Но с тех пор получил развитие ряд форм привлечения российскими коммерческими структурами зарубежных капиталов, объем которых все возрастает. Все большее число крупных российских коммерческих структур привлекает финансовые ресурсы для повышения своей капитализации через ИПО — эмиссию акций, реализуемых на зарубежных биржах. В некоторых случаях доля средств, полученных через ИПО, составляет 20% и более общей капитализации этих структур. Если при этом большая часть эмиссии сосредоточивается в руках одного зарубежного приобретателя акций, полученные финансовые средства уже можно рассматривать как прямые инвестиции, а прежний статус российской коммерческой структуры меняется на статус предусмотренной Законом формы: «коммерческая организация с иностранными инвестициями, создаваемая или созданная на территории Российской Федерации».
   Иностранному  инвестору Законом предоставлено  право создавать на экономической  территории России предприятия со 100%-ным  иностранным капиталом, а также открывать филиалы и представительства различных зарубежных корпораций. Они в свою очередь также могут быть субъектами, получающими инвестиции из-за рубежа.
   Предприятия со 100%-ным иностранным капиталом  становятся экономическими субъектами, полностью подпадающими под юрисдикцию Российской Федерации, с некоторыми изъятиями (возможность свободной репатриации доходов и прибыли) и льготами, установленными Законом № 160-ФЗ, и являются самостоятельными, вполне правоспособными и дееспособными юридическими лицами.
   Между всеми структурами, создаваемыми на территории Российской Федерации коммерческими организациями-нерезидентами, могут существовать тесные производственно-кооперационные связи, когда часть производственного цикла изготовления продукции осуществляется, например, за рубежом, следующая его часть — в России, а заключительная часть — вновь за рубежом. Или наоборот. В этом случае возникает проблема трансфертного ценообразования, в правильном решении которой заинтересованы налоговые службы обеих сторон.
   Субъектами  инвестиционной деятельности могут  быть также региональные органы власти и органы местного самоуправления. Но, выступив стороной в инвестиционных соглашениях с нерезидентами, они, как правило, передают свои полномочия какой-либо коммерческой структуре с государственным, частично государственным или частным капиталом.
   Иностранный инвестор, как показал уже достаточно богатый российский опыт, более охотно предпочитает иметь дело с частными, чем с государственными коммерческими  структурами, хотя принципиальные вопросы в процессе формирования крупных совместных инвестиционных программ, как правило, решаются на федеральном либо региональном, т.е. государственном, уровне.
   В сфере инвестиционной деятельности, осуществляемой нерезидентами, исключительно активную роль играет государство. Здесь имеем в виду не только Россию, но и любое другое государство. Оно стремится создать на макроэкономическом уровне максимально привлекательные для иностранных инвесторов условия приложения их капиталов, осуществляет контроль и регулирование инвестиционных потоков, выступает в ряде случаев также как гарант на стороне российских субъектов, принимающих иностранные инвестиции.
   Государство, естественно, может привлекать капиталы из-за рубежа в виде кредитов и займов, но отношения, возникающие при этом виде международного движения капиталов, находятся для условий России вне рамок Закона № 160-ФЗ. Такие отношения регламентируются отдельно и в других государствах.
   Правовой  статус субъектов инвестиционной деятельности в сфере взаимоотношений с нерезидентами имеет большое значение. Но не менее важен и их экономический статус. Представим совокупность субъектных признаков, определяющих уровень активности в сфере иностранных инвестиций, в табличной форме (табл. 2.).
   Таблица 2
   Экономические параметры, определяющие активность субъектов  в сфере иностранных  инвестиций
                                                                                                  
Экономический параметр субъектов  инвестиционный деятельность Сторона, осуществляющая иностранные  инвестиции Сторона, принимающая иностранные  инвестиции
Техническое лидерство- доля расходов на НИОКР в  объеме продаж Чем выше доля расходов на НИОКР в объеме продаж, тем  больше объем осуществляемых ПИИ, и  наоборот Чем выше доля расходов на НИОКР в объеме продаж, тем  больше объем привлекаемых ПИИ, и  наоборот
Преимущества  в квалификации рабочей силы - средний  уровень оплаты труда работников Чем выше уровень  оплаты труда, тем больше объем осуществляемых ПИИ, и наоборот Чем выше уровень  оплаты труда, тем больше объем привлекаемых ПИИ, и наоборот
Преимущества  в рекламе – отражение накопленного опыта международного маркетинга Чем выше удельный вес затрат на рекламу в продажах, тем больше объем осуществляемых ПИИ, и наоборот Чем выше удельных вес затрат на рекламу в продажах, тем больше объем привлекаемых ПИИ, и наоборот
Преимущество  в размерах предприятия – объем  активов и пассивов Чем больше размер предприятия, тем больше объем осуществляемых ПИИ, и наоборот Чем больше размер предприятия, тем больше объем привлекаемых ПИИ, и наоборот
 
Преимущества  в концентрации производства – уровень  концентрации
 
Чем выше уровень концентрации производства, тем больше объем осуществляемых ПИИ, и наоборот
 
Чем выше уровень концентрации производства, тем больше объем привлекаемых ПИИ, и наоборот
Количество  национальных филиалов Чем больше число  филиалов в различных странах, тем  больше объем осуществляемых ПИИ, и  наоборот Чем больше подразделений  внутри страны, тем больше объем  привлекаемых ПИИ, и наоборот
Издержки  производства Чем ниже издержки производства, тем выше объем осуществляемых ПИИ, и наоборот Чем ниже издержки производства, тем выше объем привлекаемых ПИИ, и наоборот
Размер  внутреннего рынка Чем больше размер внутреннего рынка, тем меньше объем  осуществляемых ПИИ, и наоборот Чем больше размер внутреннего рынка, тем больше объем  привлекаемых ПИИ, и наоборот
Высокие импортные барьеры для готовой  продукции Чем выше импортные  барьеры для готовой продукции  в стране-импортере, тем больше объем  осуществляемых ПИИ, и наоборот Чем выше импортные  барьеры для готовой продукции  в стране-импортере, тем больше объем  осуществляемых ПИИ, и наоборот
 
     Из  таблицы 2, таким образом, следует, что  как экспортер ПИИ, так и их импортер должны представлять собой  соответствующие современному постиндустриальному уровню хозяйственные структуры, органически приверженные поиску способов дальнейшего развития и совершенствования своей деятельности. Именно соответствие этим требованиям способствует акселерации ПИИ и делает их неотъемлемым элементом экономического прогресса подобных структур. Это не значит, что в сферу ПИИ не могут попасть другие, «менее солидные», субъекты. Но, как правило, в таких случаях выявляется высокорисковый, спекулятивный характер их деятельности, отсутствие долговременной стратегической перспективы, приверженность сиюминутным интересам. Естественно, такая их деятельность не способствует экономическому прогрессу стран, и осуществляющих, и принимающих ПИИ.
1.3.Система правовых норм и подзаконных актов в сфере регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации
   С переходом России к открытой экономике  началась интенсивная нормотворческая работа, которая должна обеспечивать правовой режим осуществления в стране иностранных инвестиций. Достаточно полная и комплексная система регулирующих их правовых норм. Первым основополагающим актом, резко расширившим фронт инвестиций в стране, был Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». С этого момента российские предприятия и организации получили право самостоятельно привлекать иностранные инвестиции в различных формах, руководствуясь соответствующими нормами законодательства Российской Федерации и международными соглашениями. Но затем в нормотворческой деятельности в этой сфере наступила некоторая пауза, в течение которой в правовом вакууме было допущено немало ошибок и просчетов со стороны как коммерческих структур, так и государственных органов. Негативные последствия этих ошибок ощущаются и сейчас при возникновении время от времени судебных исков к России, попыток ареста принадлежащего ей имущества и т.д. Более или менее полная правовая база для иностранных инвестиций была создана лишь во второй половине 90-х гг. XX в., с принятием Гражданского, Налогового, Земельного и Таможенного кодексов РФ, Закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и ряда других законов.
        Инвестиционные контракты с нерезидентами, заключаются либо в валюте их стран, либо в международных резервных валютах (доллар, евро, фунт стерлингов и др.), либо с оценкой взаимных обязательств сторон в какой-то из этих валют и в рублях. В связи с этим непосредственное отношение к сфере иностранных инвестиций имеют и законодательные акты, регулирующие обращение валют в российской экономике, в частности Федеральный закон от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
     Некоторые особые формы иностранных  инвестиций, в том числе освоение с участием иностранного капитала месторождений полезных ископаемых на началах раздела продукции, передача нерезидентами российским коммерческим структурам различного имущества в лизинг, регламентируются рядом специальных законодательных актов.
     В обеспечение правоприменительной  практики в сфере иностранных инвестиций на протяжении всего периода с начала российских экономических реформ было издано также большое число подзаконных актов в виде постановлений Правительства РФ, Таможенной службы РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и т.д.
   Характеристика  большей части правовых актов, которые  в той или иной степени определяют механизм регулирования иностранных инвестиций, в хронологическом порядке дана в табл. 3.
                                                                                                             Таблица 3
       Перечень российских законодательных и подзаконных актов,
содержащих  нормы правового  регулирования иностранных  инвестиций 

Дата Наименование  документа Характер  нормативного регулирования  иностранных инвестиций
15.11.91 Указ президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» Отмена монополии  внешней торговли и предоставление права российским предпринимательским  структурам свободно привлекать иностранные  инвестиции
09.10.92 Закон РФ № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» При достаточно жестких ограничениях на валютные операции резидентов, вызванные кризисным  состоянием экономики, переход к  рыночным методам формирования валютного  курса, определяющим условия инвестиционной деятельности нерезидентов
21.02.92 Закон РФ № 2395-1 «О недрах» Определяет  условия, при которых нерезиденты  допускаются к российским недрам
21.05.93 Закон РФ № 5003-1 «О таможенном тарифе» Определяет  порядок формирования и уплаты таможенных тарифов, в том числе и при  ввозе нерезидентами на территории РФ и вывозе с нее различного имущества
26.01.96 Гражданский кодекс РФ Совокупность  основополагающих норм, регулирующих гражданский оборот в том числе  в сфере внешнеэкономической  инвестиционной деятельности. Статья 1194 ч.3 ГК РФ провозглашает непосредственно  имеющий отношение к нерезидентам принцип реторсии, т.е. возможности Российского государства установления для нерезидентов ответных ограничений  в отношении их имущественных и личных неимущественных прав в ответ на аналогичные ограничения, установленные соответствующими государствами для российских граждан юридических лиц
28.05.2003 Таможенный  кодекс РФ Регулирование порядка взимания таможенных пошлин при осуществлении инвестиционной деятельности нерезидентами
22.04.96 Закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» Регулирование российского рынка ценных бумаг  и деятельности на нем нерезидентов
21.07.97 Закон № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества  и об основах приватизации муниципального имущества Создает возможность  для нерезидентов участвовать в  приватизации того государственного имущества, для которого законодательно не приняты  меры ограничительного характера
14.04.98 Закон № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов  РФ при осуществлении внешней  торговли товарами» Определение рамок  деятельности нерезидентов, не нарушающих законные интересы Российской Федерации
29.10.98 Закон № 164-ФЗ «О лизинге» Установление  основных норм, регулирующих деятельность в сфере лизинга, в том числе  международного
09.07.99 Закон № 160-ФЗ «Об  иностранных инвестициях в Российской Федерации» Основной нормативный  документ, регламентирующий инвестиционную деятельность нерезидентов в РФ
10.12.2003 Закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Регламент правил осуществления валютных операций, существенно  либерализующих их режим по сравнению  с ранее существовавшим порядком. Создание возможностей для резидентов инвестировать средства за рубежом
         
  Как видно из табл. 3, набор уже существующих законодательных норм, в той или иной степени затрагивающих процесс иностранных инвестиций, достаточно обширен. В настоящий момент речь идет уже не о формировании правовых основ этого процесса, но о развитии и совершенствовании правового механизма, обеспечивающего защиту интересов как сторон, участвующих в процессе инвестирования, так и государства.
     Приведенный в таблице перечень законов и  подзаконных актов общероссийского  уровня не исчерпывает всей системы  правовых норм, регулирующих иностранные  инвестиции. Параллельно с федеральным  уровнем регламентация деятельности в этой сфере осуществляется и  в регионах страны. Российские регионы  достаточно самостоятельны в выборе способов и форм привлечения иностранных инвестиций на свою территорию и определении инвестиционного климата для них. В соответствии со ст. 17 Закона № 160-ФЗ субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления «могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств». Таким образом, совокупность нормативных актов в табл. 3. создает обязательные условия и ограничения, в рамках которых предоставляется широкая инициатива регионального нормотворчества, способствующего развитию иностранных инвестиций в Российской Федерации. 
 
 

                                   
 
 
 
 
 

  

Глава 2. Инвестиционный климат: понятие и факторы его определяющие  

2.1. Экономико-правовые  формы осуществления  иностранных инвестиций  в Российской экономике  в современный  период 

     Проблема экономико-правовых форм осуществления иностранных инвестиций в России должна быть рассмотрена в нескольких аспектах: во-первых, в аспекте оценки того правового режима деятельности иностранных инвесторов, который им предоставляется в России, во-вторых, в аспекте оценки свободы выбора формы предпринимательских структур, которые возникают в России в результате иностранных инвестиций. В-третьих, необходимо дать оценку тех гарантий, которые российское законодательство предоставляет иностранным инвесторам. По всем этим вопросам мы находим ясный ответ в Законе № 160-ФЗ и в ряде других законодательных актов.
       Относительно режима деятельности иностранных инвесторов ст. 4 этого Закона предусматривает, что «правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами». Таким образом, не принимая режима наибольшего благоприятствования, Россия предоставляет иностранным инвесторам равные с российскими экономическими субъектами возможности деятельности. Предоставление иностранцам равных возможностей является средством привлечения иностранного капитала в российскую экономику. Некоторые ограничения, которые существуют в этой сфере, вытекают из необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации, или, как говорится в п. 2 той же статьи, «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Так, например, иностранцам предоставлено равное право приобретения земли, в том числе, хотя и ограниченно, земель сельскохозяйственного назначения (что не допускается законодательством ряда европейских государств). Полный запрет на подобные приобретения установлен только для приграничных территорий страны.
      Относительно свободы выбора формы предпринимательских структур, возникающих в России в результате иностранных инвестиций, можно отметить прежде всего факт постепенного отказа от различных ограничений, которые существовали для этого выбора в предшествующий и начальный периоды российских экономических реформ.
     До появления российского законодательства об иностранных инвестициях создаваемые в результате этих инвестиций совместные предприятия имели особый статус по сравнению с российскими предприятиями. Существовало ограничение на долю иностранного инвестора в активах совместного предприятия (не более 50% уставного капитала). Не допускалось также предоставление иностранцам права руководить предприятием в лице генерального директора. Имелись определенные ограничения на вывоз доли прибыли, возникающей при деятельности совместного предприятия и причитающейся иностранному инвестору. В настоящий момент все эти ограничения российским законодательством сняты, и статус предприятия с участием иностранного капитала, а также полностью принадлежащего иностранцам, равен статусу российских предприятий.
     Вместе с тем российское законодательство предусматривает ряд разумных ограничений по характеру деятельности некоторых структур, создаваемых с участием иностранного капитала, и статусу их дочерних и зависимых обществ. Так, для филиалов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации в соответствии с Законом № 160-ФЗ разрешено выполнение всех или части функций создавших их юридических лиц (головных организаций), если сами эти организации имеют коммерческий характер и несут непосредственную имущественную ответственность в связи с выполнением филиалами этих функций. Для дочерних и зависимых обществ, создаваемых коммерческими организациями с иностранными инвестициями, Закон отказывает в предоставлении правовой защиты, гарантий и льгот, которыми эти коммерческие организации пользуются.
         Совокупность гарантий, предоставляемых иностранному инвестору посвящено достаточно много статей (с 5-й по 17-ю) в Законе № 160-ФЗ. Именно эти гарантии и являются основными факторами, формирующими инвестиционный климат в стране и определяющими его суть: может ли он быть охарактеризован как благоприятный для привлечения инвестиций в страну или же, наоборот, он сдерживает приток этих инвестиций.
      Перечень гарантий и льгот, дает основание сделать вывод, что в некоторых случаях иностранный инвестор имеет даже более благоприятный правовой режим, чем российские коммерческие структуры. Так, только лишь в последнее время для российских предприятий была предоставлена возможность вывоза средств для вложений в зарубежные активы. Для иностранных же инвесторов эта возможность была законодательно закреплена изначально. При приобретении российским предприятием инвестиционных товаров за рубежом существует обязанность уплаты ввозных пошлин по многим из этих товаров. Иностранный же инвестор, ввозящий имущество на территорию России для взноса его в уставный капитал организуемого совместного предприятия или предприятия с активами, целиком принадлежащими ему, освобождается от уплаты этих пошлин в случае осуществления приоритетных инвестиционных проектов.
     Таковыми  Закон считает инвестиционные проекты  с суммарным объемом инвестиций не менее 1 млрд руб. или проекты, в которых минимальная доля иностранного участника в уставном капитале создаваемой коммерческой организации с иностранным участием составляет не менее 100 млн руб. при исчислении в иностранной валюте по официальному курсу ЦБ РФ. Эти проекты получают действительный статус приоритетных при включении их в перечень, утверждаемый Правительством РФ. Для приоритетных инвестиционных проектов Закон предусматривает постоянство налоговой нагрузки в случаях неблагоприятного изменения национального законодательства на весь период окупаемости этих проектов, но не свыше семи лет.
      Ряд льгот предоставляется иностранным инвесторам и в соответствии с другими законодательными актами Российской Федерации. Так, Налоговым кодексом РФ в п. 7 ст. 150 предусматривается освобождение от налога на добавленную стоимость «технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций». Иностранный инвестор, оснащая оборудованием создаваемое в России предприятие с полностью иностранным капиталом или ввозя это оборудование в качестве вклада в капитал совместного с российской стороной предприятия, не уплачивает НДС. Это способствует существенному сокращению его первоначальных затрат в процессе ПИИ.
           Проблема создания инвестиционного климата, благоприятного для развития инвестиционной деятельности нерезидентов в стране, принимающей их инвестиции, шире, чем проблема гарантий для них. Применительно к гарантиям следует оценить, прежде всего, их действенность. И здесь один из главных, можно сказать, решающих моментов — это уровень защиты прав собственности иностранных инвесторов. Российский опыт не только 90-х гг. прошлого века — времени первоначального накопления, но и первого десятилетия XXI в. — периода постепенного перехода к цивилизованным формам бизнеса — говорит о том, что уровень корпоративного российского права еще крайне низок. Вся совокупность правовых норм, относящихся к созданию, деятельности, формам управления и методам принятия решений, недостаточно защищает корпоративных собственников от недружественных поглощений, получивших во всем мире название рейдерства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.