На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Гражданство как институт государственного права РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОТОСТАН» 

Юридический факультет 

Кафедра государственного и административного  права 

Курсовая  работа 

Тема: «Гражданство как институт государственного права  РФ» 
 

по дисциплине Конституционное право 

Выполнил: студент 1 курса
юридического  факультета, СПО
очно–заочной  формы обучения
(внебюджет)
. 

Проверил: к.ю.н., доцент   
 
 
 

УФА 2010
 
 
Библиографический список
Введение………………………………………………………..……………………….3
Глава 1. Общая характеристика института гражданства РФ
1.1 Понятие, основные принципы гражданства……………………...…...………….6
1.2 Основания, порядок приобретения гражданства………………..……………...10
1.3 Основания, порядок прекращения гражданства………………………………..17
1.4 Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов, попечителей. Гражданство недееспособных лиц…………………………………...19
Глава 2. Порядок и современные проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ……………………………………………………………………….22
2.1 Государственные органы, ведающие делами о гражданстве РФ……………...22

2.2 Современные  проблемы института двойного  гражданства……………………27

Заключение……………………………………………………………………………32
Библиографический список……………………………………………......................34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
    Выбирая тему, для своей курсовой работы я, прежде всего, руководствовалась ее большой значимостью. До 1917 г. в России понятия гражданства не существовало. Все жители Российской империи считались «подданными». Декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий» от 23 ноября 1917 г. отменил подданство и установил общее для всего населения России наименование - «гражданин Российской Федерации». Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России принятый закон «О гражданстве РФ» имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства, ведь только гражданин Российской Федерации может пользоваться всеми правами и льготами которые предоставляет ему государство. Иными словами, гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, что бы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами.
    Возникает вопрос, кто впервые дал характеристику понятия гражданство, и что под гражданством понимается в настоящее время?
     Характеристику  понятия гражданства в советской  литературе впервые дал Г.В. Чичерин в докладе о союзном гражданстве на сессии ЦИК СССР «Декларация прав человека и гражданина в 1789 году, - указывал он, - заменила понятие подданного, т.е. объекта навязываемой воли, чуждой ему, принудительной государственной власти понятием гражданина, т.е. участника в коллективном волеизъявлении народа, воплощаемого в виде государственной власти. Однако на почве экономического неравенства классов государство не могло осуществлять волеизъявление трудящихся масс. И Октябрьская революция впервые создала гражданина в смысле носителя частицы коллективного волеизъявления трудящихся масс, воплощаемого в советском государстве».
     В настоящее время в юридической  литературе гражданство рассматривается, во-первых, как устойчивая правовая связь человека с государствам правоотношение возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами (рождение на территории страны, утрата гражданства). Так, М.А. Шафир полагал, что гражданство Российской Федерации представляет собой устойчивую правовую связь между физическим лицом и государством, основанную на их взаимном сотрудничестве и ответственности, не ограниченную во времени и пространстве, в силу которой человек обладает всей полнотой прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией и законами, исполняет обязанности, а также пользуется защитой и покровительством государства внутри страны и за ее пределами.
     Во-вторых, как определенное правовое положение  лица в конкретной стране. Так же оно может рассматриваться в качестве правового института, нормы которого закрепляют отношения гражданства.
    Существенно возрос интерес к гражданству в связи с провозглашением в нашей стране человека, его прав и свобод высшей ценностью. Гражданство является звеном международным суверенитетом и свободой личности. В свою очередь, в прямой зависимости и связи с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание. Гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных Конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других установленных в межгосударственном общении формах.
    Все большую актуальность вопросы гражданства  приобретают в связи с проблемой  глобализации общественных отношений. Миграция рабочей силы между государствами, ведущая к значительному увеличению численности эмигрантов, необходимость интеграции лиц, постоянно проживающих в стране, растущее число браков между лицами, имеющими разное гражданство, свобода передвижения между государствами - подобные проблемы являются общими для многих государств, в связи с чем, в международном праве и в конституционном праве постоянно проводится работа по регламентации вопросов гражданства.
    Объектом  исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации законодательства по вопросам гражданства РФ.
    Предмет исследования составляют нормативно - правовые акты, регулирующие вопросы гражданства РФ, а также теоретические положения, регулирующие вопросы получения и лишения гражданства РФ.
    Целью данной работы является исследование института гражданства Российской Федерации.
    Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи;
1. Выделить  понятие и принципы гражданства РФ;
2. Рассмотреть  основания приобретения и прекращения гражданства РФ;
3. Рассмотреть порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ.
    В ходе работы я в большей степени  опиралась на Конституцию РФ, Федеральные  Законы РФ, Указы Президента РФ.
     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, имеющих свои подпункты, заключения, библиографического списка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Общая характеристика института гражданства РФ
    1.1 Понятие, сущность, основные принципы гражданства.
    Согласно  Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»1. Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него.
     Гражданство порождает взаимные обязательства страны и человека- государство ждет от своих граждан особой лояльности. В свою очередь граждане рассчитывают на защиту и покровительство страны, если у них возникают проблемы с властями или частными лицами за рубежом. Эти взаимные обязательства носят персональный и экстерриториальный характер, они не прекращаются в случае длительного отсутствия гражданина на территории страны или проживания за ее пределами. В отличие от этого власть государства распространяется на иностранцев и лиц без гражданства только тогда, когда они находятся на его территории. Эти отношения носят более формальный характер и, как правило, не порождают устойчивых взаимных обязательств.
     В этой связи, очевидно, что одним из первых законов, принятых Россией после провозглашения ею независимости в 1991 году, был закон о гражданстве2. Российская Федерация как правопреемник СССР сохраняет определенные обязательства по отношению к бывшим гражданам Советского Союза, проживающим в государствах СНГ и Балтии. Поэтому законом им была предоставлена возможность приобрести гражданство в упрощенном порядке. С февраля 1992 г. по 1 января 1996 г. российское гражданство приняли почти 600 тысяч человек, в том числе на Украине—14, в Азербайджане—18, в Эстонии—80, в Латвии—52 тысячи, в Казахстане и Узбекистане — соответственно 115 и 160 тысяч.
     Закон принимался в условиях глубокого  экономического и политического  кризиса. Через десять лет такие  условия значительно изменились. Многие из бывших граждан СССР, которые  хотели принять российской гражданство, это сделали. Россия в экономическом плане значительно выглядит благополучней, чем другие бывшие республики СССР. Некоторые части бывших республик (в первую очередь, Абхазия, Аджария, Южная Осетия) много лет заявляются о своем желании войти в состав России.
     Нестабильная  политическая обстановка в мире, усиление террористической угрозы и другие факторы  привели к тому, что в конце 90-х годов ХХ века, пользуясь довольно простым порядком принятия гражданства, стало очевидной необходимость принятия нового закона, который бы ужесточил порядок принятия гражданства. Такой закон был принят 31 мая 2002 года3. Сразу же после его принятия стало очевидно, что по отношению к бывшим гражданам СССР закон слишком осложнил порядок принятия гражданства.
     В этой связи в президентском послании 2003 г. говорилось, что «в настоящее  время более одного миллиона человек, приехавших к нам после распада  Советского Союза и до принятия нового законодательства о гражданстве, оказались  в сложнейшей жизненной ситуации. Эти люди, которые приехали к нам, жили и работали в России, участвовали в ее политической жизни, многие из них служили в Российской армии. А сейчас оказались лицами без гражданства в своей собственной стране. Принятые в 2002 году законы были призваны навести порядок в миграционных потоках, сделать их прозрачными. То, что получилось, не способствует решению этих задач, скорее, создает серьезные проблемы для большого количества людей. Нам нужны, конечно, не запреты и препоны, нам нужна эффективная иммиграционная политика. Выгодная для страны и удобная для людей. Особенно - для жителей Содружества Независимых Государств. Для тех, кто близок нам и с кем мы хорошо понимаем друг друга. С кем говорим на одном языке. Это люди нашей с вами общей российской культуры»4.
     В результате 11 ноября 2003 года в этот закон были внесены изменения, который  коснулись, в первую очередь порядка  принятия гражданства в упрощенном порядке5.
     Таким образом, в течение 2002-2003 года в России было сформировано новое законодательство, регулирующее основные положения института гражданства
     Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека6. Из этого определения исходят главные черты характеризующие гражданство.
     Гражданство является правовым состоянием, ибо совокупность лиц, проживающих на территории государства образует демографическую категорию - население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства лицо является в следствии существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.
    Принципы  гражданства - это фундаментальные начала, которые положены в основу правового регулирования отношений гражданства. В законодательстве Российской Федерации выделяются несколько принципов российского гражданства:
    1. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства этот принцип важнейший и закрепляется в Конституции (ст.6).
    2. Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательством не предусмотрены какие-либо отличия и особенности в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и т.д. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
    3. Гражданство РФ имеет свободный характер. Это означает, что гражданин РФ вправе изменить свое гражданство, выйдя из российского гражданства. Право на выход связано с тем, что гражданство - это не принадлежность лица государству, а двусторонняя связь, что предполагает расторжение ее по взаимному согласию.
    4. Гражданство РФ экстерриториально, то есть проживание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства. Российский гражданин вправе жить в том месте, которое он избирает.
    5. Гражданство РФ неотъемлемо. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Раньше это широко применялось.
    6. Вместе с тем Конституция гарантирует право изменить свое гражданство. Это право может быть реализовано путем выхода из российского гражданства или выбора гражданства (оптации). Изменение гражданства осуществляется только на основе добровольного волеизъявления лица, но не может быть односторонней акцией, так как гражданство характеризуется взаимной ответственностью государства и личности и регламентируется законом.
    7. Закон о гражданстве особо оговаривает, что проживание гражданина России за ее пределами не прекращает его гражданства и что российские граждане за границей пользуются защитой и покровительством Российской Федерации. В то же время, согласно ст. 61 Конституции, гражданин России не может быть выслан за пределы страны, а также выдан (это касается преступников) другому государству ни по каким основаниям. Этому конституционному положению противоречила норма ст. 1 (ч. 3) Закона о гражданстве 1991 года, исходя из которой возможна выдача российского гражданина другому государству на основании закона или международного договора Российской Федерации. В данной части указанная норма Закона фактически утратила силу, так как Конституция - правовой акт высшей юридической силы - решила вопрос иначе. Закон о гражданстве 2002 года повторил конституционную норму в качестве одного из принципов7.
     В целом следует признать, что действующее  законодательство о гражданстве  определило основные принципы гражданства, которые в целом соответствуют общепринятым международным принципам. При этом в каждом государстве регулирование вопросов порядка приобретения и прекращения гражданства имеет некоторые особенности.
    1.2 Основания, порядок приобретения гражданства.
     В соответствии со ст. 11 Закона 2002 года гражданство  Российской Федерации приобретается:
    по рождению;
    в результате приема в гражданство Российской Федерации;
    в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; (иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.13 закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет).
    по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором Российской Федерации.
     Закон также указывает в качестве оснований  приобретения гражданства выбор  гражданства при изменении Государственной  границы Российской Федерации (ст.17) – при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации8.
     Нужно сказать, что закон 2002 года практически  не изменил основания приобретения гражданства. Очевидно, что признание  гражданства потеряло актуальность, т.к. все, кто был гражданином СССР и проживал на территории России в момент прекращение существования СССР уже был признан гражданином России в 1991 г.
     В законе 1991 г. содержалось в качестве приобретения гражданства России регистрация. Нужно отметить, что хотя регистрация  и не упоминается в новом законе, она фактически повторена в системе упрощенного приобретения гражданства с изменением ее условий. При этом следует согласиться с А.Б. Блиновым и Н.Ю. Чаплиным, что само исключение категорий признаний и регистрации является весьма важным и прогрессивным явлением9.
     В то же время, значительные изменения  закон 2002 года внес в условия приобретения гражданства. Срок непрерывного проживания на территории Российской Федерации  до подачи заявления о приеме в  гражданство увеличивается с  трех до пяти лет, что соответствует Европейской конвенции о гражданстве и укоренившейся практике европейских государств. Например, законом о гражданстве Германии установлена длительность непрерывного проживания в стране в восемь лет.
     Также в России появились новые условна приема в гражданство — владение русским языком, наличие законного источника средств к существованию, а также обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося гражданства, отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим законом о гражданстве либо цели отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Данные условия имеют много общего с условиями приема в гражданство в Германии. Так, чтобы стать гражданином Германии, необходимо быть в состоянии обеспечить себя и свою семью, отказаться от прошлого гражданства, владеть в необходимой степени немецким языком и т.д.10
     Рассмотрим  основные положения порядка приобретения гражданства по новому закону.
     Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:
    оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
    один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
    один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
    оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство. Нужно отметить, что в этот пункт законом от 11 ноября 2003 года внесено важное дополнение, согласно которому на территории России проживали оба родителя или единственный родитель.11
     Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
     Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет  и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
    проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года;
    обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
    имеют законный источник средств к существованию;
    обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
    владеют русским языком12; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Организация государственного тестирования по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации осуществляется на основании приказа Минобразования РФ от 20 июня 2003 г. №2606.
     Срок  проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
    рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;
    состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
    наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации;
    наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
    предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
    признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом13.
     Нужно отметить, что некоторые из этих условий с 1 января 2004 года теряют свою силу, а точнее становятся условиями для принятия гражданства в упрощенном порядке. К таким условиям отнесены:
    наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
    предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
    признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом14.
     Прием в гражданство Российской Федерации  в упрощенном порядке вызвал особые дискуссии. Законом 2002 года были определены следующие особенности прием в гражданство в упрощенном порядке.
     Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет  и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения общих условий, если указанные граждане и лица:
    имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;
    имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
     Законом от 11 ноября 2003 года было определено, что  с 1 января 2004 года к этим условиям добавляется  еще одно очень важное условие, которое во многом сняло остроту вокруг порядка приобретения гражданства:
      являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.
     В гражданство Российской Федерации  принимаются в упрощенном порядке  без соблюдения условий ребенок  и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
    ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
    ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;
    ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации15.
     Законом от 11 ноября 2003 года добавлены чрезвычайно важные условия приобретения гражданства в упрощенном порядке, вокруг которых и происходили основные споры сторонников и противников бывшего закона. Согласно этому закону иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания если указанные граждане и лица:
    - родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
    - состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
    - являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.
     Кроме того, согласно этому закону в гражданство  Российской Федерации принимаются  в упрощенном порядке без соблюдения условий ветераны Великой Отечественной  войны, имевшие гражданство бывшего  СССР и проживающие на территории Российской Федерации. 

    1.3 Основания, порядок прекращения гражданства.
    Согласно  Конституции Российской Федерации, каждый российский гражданин может изменить свое гражданство и, следовательно, прекратить его, переходя или не переходя в иное гражданство16
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.