На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ розничного товарооборота на примере ЧП "У Натальи"

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ТЕМА: Статистический анализ и прогнозирование динамики розничного товарооборота на примере ЧП «У Натальи». 

Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие товарооборота и статистические методы его анализа…………….4
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия…………...12
3. Статистический анализ динамики и прогнозирование розничного товарооборота на ЧП «У Натальи»…………………………… ……………….15
3.1 Изучение тенденции и прогнозирование товарооборота…………………15
3.2 Индексный анализ динамики товарооборота………...……………………21
3.3 Корреляционно-регрессионный  анализ динамики товарооборота……....25
Заключение…………….……..………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...31
Приложения……………………………………………………………………...34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления экономическими процессами. Она собирает информацию, характеризующую развитие экономики страны, культуры и жизненного уровня народа. С помощью статистической методологии вся полученная информация обобщается, анализируется и в результате дает возможность увидеть стройную систему взаимосвязей в экономике, яркую картину и динамику развития, позволяет делать международные сопоставления.
Целью курсовой работы  является  - статистический анализ и прогнозирование динамики розничного товарооборота на примере ЧП магазин «У Натальи».
Объектом исследования является предприятие розничной  торговли ЧП магазин «У Натальи».
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
    получение статистической информации о товарообороте розничной торговли;
    анализ динамики товарооборота розничной торговли;
    прогнозирование розничного товарооборота.
Эти задачи должны отражать процесс удовлетворения спроса населения на потребительские товары, показать, в какой мере развитие розничной торговли отвечает требованиям современным условиям, выявить пропорциональность ее развития. Статистика должна всесторонне охарактеризовать выполнение плана розничного товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций, систем и розничной торговли в целом, вскрыть и объяснить причины, обусловившие тот или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего развития товарооборота. Решая поставленные задачи, статистика товарооборота розничной торговли должна полно и объективно, на научной основе охарактеризовать объем и структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции и причинно-следственные связи розничного товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть. Она должна обеспечивать руководящие и плановые органы информацией, которая может быть использована для планирования и руководства торговлей, давать предупреждающую, прогнозную информацию.
Теоретическую и методологическую основу для  написания курсовой  работы составили:
- теоретические  положения, содержащиеся в работах  отечественных и зарубежных экономистов  по данной теме;
- документация  ЧП магазина  «У Натальи».
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.
      Товарооборот  является центральным показателем статистики рынка. Это сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует обмен товаров на деньги, переход товара от продавца к покупателю. Во-вторых, он используется в оценках конъюнктуры рынка как один из показателей деловой активности. Товарооборот можно рассматривать как величину удовлетворенного спроса. Товарооборот выступает как показатель размера торгового предприятия, а также как финансовый показатель денежной выручки торгово-сбытового предприятия (фирмы) за проданные товары. Товарооборот – инструмент измерения объема проданных/купленных товаров. Товарооборот измеряется в стоимостных единицах и в натуральном выражении. В стоимостных единицах и в натуральном выражении. В стоимостных единицах величина и товарооборота зависит от количества проданных товаров(q) и от цены единицы товара (p), т.е. в формализованном виде соответствует произведению: Т =q*p. Стоимостной характер товарооборота позволяет обеспечить интеграционную оценку совокупности проданных товаров.
      Можно представить себе следующую иерархическую систему формирования всего товарооборота страны. В предприятии (государственном или частном) или у индивидуального продавца делается покупка, т.е. совершается акт купли-продажи. В свою очередь, товарооборот любого оптового или розничного предприятия состоит из совокупности единичных актов купли-продажи (свой товарооборот, входящий в общий объем товарооборота предприятия, могут иметь секции и отделы крупного магазина). Товарооборот отдельной фирмы представляет собой сумму товарооборота его предприятий или филиалов. Товарооборот отрасли складывается из товарооборота фирм (объединений), входящих в данную отрасль. Общий объем товарооборота страны включает в себя товарооборот отраслей и подотраслей (рынков и субрынков). Товарооборот – совокупность актов купли-продажи. Следовательно, по своей сущности товарооборот – показатель синтетический, поскольку он складывается из отдельных актов купли-продажи, из продаж отдельных товаров, из товарооборота всех регионов. [И.К. Беляевский. — М.: Финансы и статистика, 2002]
      Продажа товаров конечным потребителям, преимущественно  населению, для удовлетворения личных потребностей относится к категории  розничного товарооборота. Основная масса  товаров, охватываемая розничным товарооборотом, продается в розничных предприятиях и предприятиях массового питания, хотя в качестве продавцов могут выступать производственные и оптово-розничные торговые предприятия, а также отдельные лица. Розничным товарооборотом называется продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Продажа потребительских товаров населению за наличный расчет может быть произведена:
      - юридическими лицами, осуществляющими  розничную торговлю и общественное  питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки);
      - юридическими лицами, осуществляющими  торговлю, но для которых торговая  деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины для  промышленных предприятий и др.);
       - физическими лицами, осуществляющими  продажу товаров на вещевых,  смешанных и продовольственных  рынках.[ И. К. Беляевский, Н. Н. Ряузов, Д. Н. Ряузов " Статистика торговли" г. Москва "Финансы и статистика" 2002г.]
        Таким образом, сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары.  
 
Однако в состав розничного товарооборота может быть также включена:

      - продажа по безналичному расчету  продовольственных товаров юридическими лицами социального назначения (больницам, санаториям, детским садам и др.);
      - продажа товара юридическим лицам,  но исключительно за наличный  расчет с использованием кассовых  аппаратов.
        Особенность розничной продажи отдельному покупателю заключается в том, что количество проданных товаров ограничивается разумными пределами личного потребления, т.е. размер продажи одному розничному покупателю во много раз меньше оптовой. Однако в розничной торговле и в массовом питании совершаются миллионы покупок и совокупность всех актов купли-продажи сопоставима с объемом оптового товарооборота.
      Розничный товарооборот учитывается в ценах  фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных документов - товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов. Розничный товарооборот классифицируется по следующим признакам:
      
      Розничный товарооборот отражает экономические и социально-экономические процессы, происходящие в жизни страны. Розничный товарооборот тесно связан со многими показателями развития народного хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.[ А. И. Харламов "Статистика торговли", М.: "Экономика" 2001г]  
           Розничный товарооборот сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует объем товарной массы, перешедшей из сферы товарного обращения в сферу личного потребления. Во-вторых, розничный товарооборот, который представляет собой обмен товаров на деньги, в основном на денежные доходы населения, характеризует как денежную выручку торговли, так и сумму расходов на покупку товаров. Эта последняя складывается из части трудовых доходов населения, заработной платы, доходов колхозников и т. п., а также из общественных фондов потребления пенсий, стипендий, денежных льгот и выплат и других источников.           Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, товарных, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

      Статистический  учет розничного товарооборота базируется на первичном бухгалтерском учете прихода товаров и денежной выручки. Показатель общего объема розничного товарооборота является строго документированным, соответствующим сумме денежной выручки (наличной и безналичной) и потому вполне достоверным. В качестве основных задач, стоящих перед статистикой розничного товарооборота, можно выделить следующие:
    определение объема розничного товарооборота по торговым системам, в территориальном разрезе и в целом по стране; контроль за ходом выполнения плановых показателей;
    определение товарной структуры розничного товарооборота, изучение структурных сдвигов, определяющих тенденции развития торговли в территориальном разрезе и в целом по стране;
    изучение покупательского спроса населения и степени его удовлетворения; исследование динамики и структуры среднедушевого товарооборота;
    исследование закономерностей развития товарооборота в целом и по отдельным товарным группам;
    изучение региональных особенностей развития товарооборота в целом и по торговым системам; анализ факторов, оказывающих влияние на изменение объема и структуры товарооборота.
Фактический объем розничной реализации товаров  в продажных ценах справочно  показывается в форме № 2 "Отчет  о прибылях и убытках". Основными  формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма № 1-торг "Отчет о товарообороте и запасах товаров" (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) "Отчет о продаже и запасов товаров" (срочная, месячная), форма № 3-торг "Отчет по розничной торговле" (квартальная). В "Отчете о товарообороте и запасах товаров" содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причем отчетная информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) периоды, что позволяет проанализировать динамику розничного товарооборота. В "Отчете о товарообороте и запасах товаров" раздельно показывается розничный товарооборот торговой сети и предприятия общественного питания. В нем также выделяются розничная реализация продукции собственного производства, продажа продовольственных товаров, в том числе алкогольных напитков.  
 
В "Отчете о продаже и запасах товаров" содержится информация о реализации продовольственных товаров в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров - в стоимостных показателях. Кроме того, в нем показываются фактические запасы товаров в розничной сети, на складах и предприятиях общественного питания на конец отчетного месяца (в разрезе основных товарных групп и товаров).  
 
"Отчет по розничной торговле" составляется нарастающим итогом с начала года. В первом разделе отчета приводится информация о продаже товаров населению и товарных запасах в розничной сети и на складах на конец отчетного периода (в разрезе 35 продовольственных и 61 непродовольственной групп товаров). Во втором разделе "Отчета по розничной торговле" содержатся сведения в натуральных и стоимостных измерителях о продаже населению и запасах товаров длительного пользования; в третьем разделе - о продаже населению и запасах строительных материалов в розничной торговой сети и на складах на конец отчетного периода. В четвертом разделе отчета показывается наличие торговой сети (включая сезонную сеть) на конец отчетного года.  
 
В "Отчете о продаже и запасах товаров" и в "Отчете по розничной торговле" розничная реализация товаров показывается вместе с их прочим недокументированным расходом, что следует учитывать.  
 
В плодоовощной торговле составляют месячные, квартальные и годовой "Отчеты о движении картофеля, овощей и плодоовощной продукции", где содержится подробная информация об остатках, поступлении и расходе плодоовощной продукции. Предприятия книжной торговли составляют квартальные и годовой "Отчеты о поступлении, продаже и остатках товаров", в которых приводится информация о поступлении, розничной и оптовой продаже и остатках книжных товаров.

Современная методология изучения и анализа розничного товарооборота достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется большое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но позволяющих получить важные результаты.[www.studentu.ru] 
Методы статистического анализа и моделирования социально-экономических явлений:

    группировочный метод;
    индексный метод;
    корреляционно-регрессионный анализ;
трендовые модели прогнозирования.[ Н. И. Щедрин "Статистика торговли", М.: "Финансы и статистика" 2003г.]
      Особенно  широко в анализе розничного товарооборота  используется метод группировки, а  также индексный метод (индексная  методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем розничного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную для практического руководства торговыми предприятиями и принятия хозяйственных решений. Все известные статистические методы анализа розничного товарооборота отличаются своей универсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять для решения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и заканчивая торговлей как отраслью народного хозяйства. Программа анализа розничного товарооборота включает: расчет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов, выявление влияния отдельных факторов на изменение величины розничного товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и издержками обращения, численностью торговых работников, размером торговой площади и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 

2.
      Частное предприятие «у Натальи» было организовано 19 ноября 1996 года. Юридический адрес ЧП: Оренбургская обл. Илекский р-он с. Сухоречка ул. Ленинская д.53. 11 февраля 2007 года был открыт еще один магазин «Ивушка» , его юридический адрес: Оренбургская обл. Илекский р-он с. Затонное ул. Новая д. 27, но 21 ноября 2007 г. этот магазин был закрыт. Целью создания магазина  является осуществление торговой деятельности, направленной на получение прибыли.
      Основным  предметом деятельности предприятия  является: 
— осуществление розничной торговли непродовольственными и продовольственными товарами; 
— организация прямых связей с предприятиями-поставщиками продукции; 
— участие в проведении сабантуев, ярмарок и других мероприятий. 
Руководителем предприятия является собственник данного предприятия- Осипова Наталья Владимировна.  
           Магазин «у Натальи» реализует продовольственные и непродовольственные товары. Их ассортимент достаточно широк и постоянно обновляется и расширяется. Руководитель  магазина разрабатывает индивидуальные ассортиментные минимумы. Они устанавливаются с учетом типа розничного торгового предприятия, его местоположения, площади торговых и подсобных помещений и других показателей. В ассортиментные минимумы включаются только товары, которые постоянно находят спрос. 
           Важной частью деятельности является эффективное осуществление закупок товаров. Основанием для завоза товаров в розничное торговое предприятие служит заявка. Рациональная организация и технология товароснабжения требует выбора наиболее эффективных методов доставки товаров. На предприятии применяется два основных метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка.

      Таблица 1-Динамика основных показателей торгового предприятия
Показатели 2006г. 2007г. 2008г. 2008г.  в % к 2006г.
Выручка от продажи, тыс. руб. - в неизменных  ценах
- в ценах отчетного  года
 
1044,00 1431,14
 
1312,00 1654,57
 
1107,00 1248,70
 
106 87
Среднесписочная численность работников, чел  
3
 
5
 
4
 
133
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.  
97,60
 
191,30
 
116,80
 
120
Торговая  площадь, м2 44,10 75,70 44,10 100
Выручка от продажи в ценах отчетного  года: - на 1м2 торговой  площади, тыс. руб.
- на 1-го среднесписочного  работника, тыс. руб.
- на 1 руб. основных  фондов, руб. 
 
 
32,45 477,05 

14,66
 
 
21,86 330,91 

8,65
 
 
28,32 312,18 

10,69
 
 
87 65 

73
Прибыль (+), убыток (-) от продаж, тыс. руб.  
387,14
 
342,57
 
141,7
 
37
Рентабельность (+), убыточность (-) продаж, %  
27
 
21
 
11
 
41
      Выручка от продажи в неизменных ценах  в 2008г. по сравнению с 2006г. увеличилась на 6% или 63 тыс. руб., а в ценах отчетного года тоже снизилась на 13% или 182,44 тыс. руб.. Среднесписочная численность работников изменялась за 3 года, но незначительно: так в 2006 г.- это 3 чел., а в 2007г. - -это уже 5 чел., т.к. открылся дополнительный магазин и были приняты на работу продавец и уборщица. В 2008г.- 4 чел. Дополнительный магазин закрылся, и были уволены нанятые сотрудники этого магазина, а в основной был принят на работу грузчик. Таким образом, среднесписочная численность работников увеличилась в 2008г. по сравнению с 2006г. на 33%. Среднегодовая стоимость основных фондов, в общем, в 2008г.  увеличилась на 20% по сравнению с 2006г., а значительное увеличение ее в 2007г. опять же связано с открытием дополнительного магазина. Торговая площадь не изменилась в 2006г. по сравнению с 2006г., но в 2007г. увеличивалась на 31,6 . Выручка от продажи в ценах отчетного года:
      - на 1 торговой площади снизилась на 13% или 4,13 тыс. руб.;
      - на 1-го среднесписочного работника уменьшилась на 35% или 164,87 тыс. руб.;
      - на руб. основных фондов снизилась на 27% или 3,97 тыс. руб.
Прибыль от продаж снизилась на 63% или 245,44 тыс. руб., а рентабельность продаж снизилась на 59%.
         Таким образом, судя по динамике основных показателей частного предприятия «у Натальи» можно говорить, что деятельность предприятия не способствует получению прибыли и близка к завершению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.
3.1.
Развитие товарооборота - динамичный процесс. Купля-продажа  товаров осуществляется не только в пространстве, но и во времени. Конечно отдельные акты купли-продажи  дискретны, но в целом процесс обмена товаров на деньги непрерывен, хотя в статистике в целях его измерения товарооборот ограничивают временными рамками, посчитывая объем реализованных товаров за определенный промежуток времени. Товарооборот «сегодня» - это новая характеристика по отношению к товарообороту «вчера». На векторе изменения товарооборота и интенсивности этого процесса существенно отражаются любые колебания и диспропорции рынка. Тенденции изменения товарооборота во времени относятся к важнейшим оценкам состояния и развития рынка товаров и услуг. Показатели динамики товарооборота входят в число главных характеристик деловой активности. Перспективы развития рынка, а следовательно, и масштабы коммерческого развития в большой степени зависят от характера и интенсивности развития товарооборота. Показатели динамики товарооборота используются, как один из критериев разработки маркетинговой стратегии. Динамика товарооборота является одной из главных составляющих уровня жизни. Динамика товарооборота, с одной стороны, отражает (с некоторыми оговорками) основные закономерности покупательского спроса и тенденции его удовлетворения, с другой - определяет потенциальные возможности получения валового дохода, а затем и прибыли. Динамика товарооборота является проявлением действия рыночного механизма, следствием фактически сложившихся пропорций спроса и предложения.
Все это определяет значительный интерес к динамическим процессам товарооборота как со стороны государственной статистики, так и с позиции бизнес - статистики. Показатели динамики товарооборота относятся к числу важнейших народнохозяйственных показателей. Исследование динамики товарооборота в целом, составных элементов и этапов этого процесса, факторов, которые обусловливают те или иные темпы развития и т.п. - важная задача статистики рынка и статистики товарооборота в частности.
В оценке и анализе  развития товарооборота используются все методы статистического исследования динамических процессов:
    построение динамических рядов;
    расчет его показателей (базисные и цепные темпы роста и прироста, абсолютные приросты и абсолютные значения % прироста);
    построение трендовых и регрессионных моделей динамики.
 
    Таблица 2 - Расчет показателей динамика розничного товарооборота магазина «у Натальи»
Годы Товарооборот Абсолютный  прирост (тыс. руб.) Темпы роста (%) Темпы прироста (%) 1% абсолютного  изменения
2006 1431,14
2007 1654,57 223,43 223,43 1,16 1,16 0,16 0,16 14,31
2008 1248,70 -182,44 -405,87 0,87 0,75 -0,13 -0,25 16,55
 
Итак, базисный абсолютный прирост характеризует изменение  товарооборота в сравнении с базисным товарооборотом (2006 год), а цепной - в сравнении с товарооборотом за текущий период. Причем абсолютное изменение товарооборота выражено в тыс. руб., а темпы изменения товарооборота в %. Темпы роста и прироста, аналогично, абсолютному изменению рассчитываются по годам (цепным методом) и  накопленным итогом за длительный период (базисным методом). 1% абсолютного изменения характеризует на сколько тыс. руб. изменяется товарооборот при его абсолютном изменении на 1%.
А теперь рассчитаем динамические средние величины:
;(1)
(2)
(3)
(4)
Таким образом, можно сделать вывод, что средняя  величина товарооборота составила 1444,80 руб. Абсолютное уменьшение величины товарооборота за 3 года составило - 91,22 тыс. руб. Средний темп роста товарооборота за 3 года составил 0,93 или 93%, а это означает, что среднегодовой темп снижения товарооборота составил 7%.
       При анализе ряда динамики товарооборота магазина «у Натальи» возникает задача выявить его основную тенденцию. Такая задача возникает при прогнозировании товарооборота на будущее. Для этого прибегают к сглаживанию рядов динамики с помощью скользящей средней.
Произведем сглаживание  динамического ряда розничного товарооборота магазина по трехлетней скользящей средней, т.е. рассчитаем средние за первые 3 года ( ), она будет равна 2763,73 тыс. руб. Затем исчислим среднюю за 3 года, начиная с 1999г. ( ), она будет равна 2367,07 тыс. руб. и т.д. Таким образом получим ряд средних за 1998-2008гг. наглядно сглаживание представлено в приложение А.
Таблица 3 - Сглаживание ряда динамики товарооборота
Годы Фактический товарооборот, тыс. руб. Сглаженный  товарооборот по трехлетней средней, тыс. руб.
1998 5044,76
1999 3246,42 2763,73
2000 2055,71 2367,07
2001 1799,1 1848,24
2002 1689,9 1696,41
2003 1600,24 1601,01
2004 1512,89 1524,09
2005 1459,14 1467,72
2006 1431,14 1514,95
2007 1654,57 1444,80
2008 1248,7
      Временной ряд – это последовательность упорядоченных во времени числовых показателей, характеризующих уровень состояния изменения изучаемого явления, в нашем случае – это изменение розничного товарооборота в течение 13 лет. Для того чтобы изучить тенденцию динамики розничного товарооборота и произвести прогноз на 2009-2011 годы, нам нужно построить линию тренда, чтобы исключить влияние случайных или мало значимых факторов. Прогноз по тренду тоже приблизителен, но мы еще помимо точечного прогноза рассчитаем и интервальный за счет средней ошибки прогноза.
      Линия тренда показывает тенденцию изменения  уровня временного ряда, но не каждая линия  подходит для определения тенденции розничного товарооборота. Поэтому графическим способом подберем линию тренда, он наиболее наглядно помогает выявить тип тенденций, а так как построение осуществляется с помощью программы Microsoft Excel, то это метод наиболее удобен.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.