На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История самоварного дела Тульского края

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Федеральное агентство по образованию
    Государственное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования
    Тульский  государственный университет
    Кафедра истории и культурологии 

    КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА
    по  КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ТУЛЬСКОГО КРАЯ 

    Студента  , гр.
    на  тему «История самоварного дела Тульского края» 
 
 

    Научный руководитель: доцент, кандидат философских наук кафедры истории и культурологии,  
 
 
 
 
 
 

    Тула, 2010
Оглавление
Введение. 3
Появление самоваров. 4
Начало  самоварного производства в Туле 8
Самоварное  дело Тульского края в 19-ом веке 10
Самоварные  выставки 13
Тульские  фабриканты 15
Самоварное  дело Тульского края в 20-ом веке 17
Устройство  самовара 19
Процесс производства 20
Заключение 21
Список  использованной литературы 22 

 


Введение.

      «Самовар - водогрейный для чаю сосуд, большей  частью медный с трубою и жаровнею внутри»- такое определение дано в 1860 году в Толковом словаре русского языка В.И. Даля.
      В словаре указано функциональное предназначение самовара – нагревать  воду, но для русского быта и всего  уклада жизни самовар значил гораздо  больше, чем просто водонагревательный прибор.
      Самовар для русского человека был своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал неотъемлемым символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.
      Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках - многие русские поэты  и писатели посвятили немало прекрасных строк самовару. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский  и Н.С. Лесков, описывая русский уклад  жизни, не раз обращались к теме чаепития, с которой неразрывно связано  понятие о самоваре как его  неотъемлемой части.
     Самовар и Тула неразделимы. В любом уголке России и далеко за ее пределами  можно встретить тульский самовар - в нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Уже давно стала крылатой фраза А.П. Чехова про поездку «в Тулу с собственным самоваром». Самовары и их производство, наряду с оружейным ремеслом,  являются одними из важнейших факторов, сформировавших исторический облик Тулы, и именно поэтому я выбрал историю самоварного дела в качестве темы контрольно-курсовой работы. 

Появление самоваров.

     История самовара началась в XVIII веке и неразрывно связана с таким разделом декоративно-прикладного искусства, как русский художественный металл. Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно.
      Самоварное  дело складывалось и развивалось  на базе производства медной посуды, будучи с первых своих шагов связано  с горнозаводской мануфактурной  промышленностью в частности  и с промышленным мануфактурным  производством в целом.
      Активное  освоение в начале XVIII века рудных богатств Урала, возникновение там целого, ряда металлургических предприятий, в том числе и медеплавильных, привело к тому, что «остродефицитная медь, почти не добывавшаяся в нашей стране, с начала XVIII века начала добываться во все возрастающем количестве и в 50-х годах XVIII века она уже вывозилась за границу».
      Уральские заводы, наряду с такими традиционными  центрами по изготовлению медной посуды, как Москва, Вологда, Ярославль, Кострома, Холмогоры, Архангельск, становятся крупнейшими  производителями этого вида изделий. Именно на уральских заводах складываются те технологические приемы выделки  сложной по формам и богато декорированной медной посуды и тот основной инструментарий, которые в дальнейшем будут широко использоваться и при производстве самоваров.
     Своим появлением самовар обязан чаю. В  Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время  как лекарство среди знати.
      Чай ввозился в Москву, а позднее в  Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.
      Так, уже в 1730-е годы при выделке  чайников и другой медной посуды на Екатеринбургском заводе отдельно изготовлялось  тулово сосуда, отдельно детали: поддоны, носики, ручки, крышки, которые потом  припаивались или приклепывались к  тулову. Сам же корпус-тулово обрабатывался  на специальной наковальне, называемой «кобылиной», которая в дальнейшем стала применяться на любой самоварной фабрике и в каждой самоварной мастерской.
      Первые  известные нам упоминания о самоварном производстве и о самоварах содержатся в «Реестре какое число сделано  и отдано господину дворянину  Григорию Акинфиевичу (Демидову) разных званиев медной посуды в 1745 г. и по какой цене в продажу производится» и в «Описи имущества Онежского второклассного монастыря», которая датируется 1746 годом и где среди других предметов упомянуты и «два самовара с трубами зеленой меди». Имеющиеся сведения не дают еще представления о том, какие формы и устройство имел самовар в то время. Поэтому судить о самоварах этого периода можно только на основании тех немногочисленных образцов, которые имеются в музеях.
      Сохранившиеся самовары 1740— 1760-х годов еще значительно отличались от привычных нам форм. Они состояли из двух частей: шарообразного съемного тулова, внутри которого была впаяна конусовидная труба, служившая для тяги, и стационарной подставки-поддона с ножкой, на которой крепилась жаровня для углей в виде невысокого цилиндра с многочисленными отверстиями на стенках. На тулове крепились подвижные ручки-вертлюги. Эти первые самовары и внешне и по своему устройству были похожи на английские так называемые «чайные урны» или «чайные сосуды», служившие для кипячения воды и бытовавшие в Англии в 1740—1770-е годы.
      В 1760-е годы производство медной посуды и самоваров было уже налажено на крупных мануфактурах Урала и  Москвы. Наряду с самоварами чайниками во второй половине XVIII века делали и самовары-кухни в виде глубоких чаш на ножках с трубой в центре, отличительным признаком которых были внутренние перегородки, позволявшие не только кипятить воду, но и готовить различную пищу. Иногда отделение, предназначенное для кипячения воды, имело кран. Сваренную еду доставали из «кухни» особыми черпачками. Сверху самовар-кухня закрывалась общей крышкой, но часто каждое отделение имело, кроме того, еще отдельную крышку. Подобные самовары были очень удобны и долго сохранялись в быту, особенно в провинциальных городах. Самовары-кухни использовались не только дома, их брали в дорогу, при выездах за город и в лесу или в поле варили в них обед и кипятили воду для чаепития.
      К концу XVIII века самовар уже имел все отличительные черты и те конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны нам и сейчас, что и позволяет считать самовар изделием сугубо национальным. Это и наличие трубы-жаровни в виде кувшина, впаянного в корпус самовара, поддувала, поддона, крана, ручек с держателями, конфорки, крышки, колпачка-заглушки.
      Нередко самоварные формы XVIII века повторяли традиционный облик русской медной посуды — братин и чаш. Тулово самоваров часто украшали пышным чеканным или гравированным орнаментом в стиле барокко или рококо.
      В конце XVIII века появились самовары в виде вазы и античной урны, яйцевидной формы с углубленным широким поясом в средней части тулова и ложчатым низом, а также сложились основные принципы декорировки самоваров. Тулово расчеканивалось ложчатым или рокайльным орнаментом, украшалось изображением цветочных гирлянд, накладками из листьев и маскаронов, поясками растительного или геометрического орнамента. В этот период в формах самоваров и в их декоре еще используется стилистика рококо, но все сильнее сказывается влияние классицизма. Богато орнаментированный самовар при его утилитарном назначении воспринимается уже и как вещь художественная, как произведение декоративно-прикладного искусства; он включается в сервировку стола, в оформление интерьера.
      На  рубеже XVIII и XIX столетий в обиход входят самовары, связанные традицией формообразования с устоявшимися образцами бытовых вещей из меди и дерева. Это четырех-, шести- и восьмигранные самовары, самовары в виде бочонка. Такие самовары, как правило, имели отъемные ножки, что было удобно при перевозке. Поэтому их и стали называть дорожными.
      На  протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями общественного  вкуса. В XVIII веке самовары были выполнены в рокайльной стилистике или в духе искусства классицизма, в первой половине XIX — в стиле ампир, во второй половине столетия сказалось влияние историзма, в начале XX века — искусства модерна.
      В 1810-е годы самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод  Петра Силина, находившийся в Московской губернии, он вырабатывал в год  около 3 тысяч штук, но к 1820-м годам все большую роль в самоварном производстве стала играть Тула.
 


Начало  самоварного производства в Туле

     Начало  производства самоваров в Туле тесно  связано с фамилией Лисицыных. Основатель фабрики медных изделий оружейник Федор Иванович Лисицын с раннего детства приучал своих детей к труду, к работе по металлу. Как написано в архивных документах, Федор Лисицын "более 30 лет упражнялся в оружейном деле в медном цеху". Лисицыны делали удивительные изделия из стали с алмазной огранкой, что было очень характерно для конца XVIII - начала XIX веков.
     После смерти Федора Ивановича фабрика  медных изделий досталась его  сыновьям, и в 1778 году одному из них  пришла в голову счастливая мысль: заняться самоварным производством, довольно прибыльным и новым для того времени.
     В 1778г. оружейники Иван и Назар Лисицыны подали прошение на высочайшее имя, то есть императрице Екатерине II, с  просьбой разрешить им открыть фабрику  самоваров.
     В 1778 году в Заречье на Штыковой улице братья Лисицыны открывают небольшое поначалу, первое в городе самоварное заведение.
     Уже в 1803 году на Лисицыных работают четыре тульских мещанина, семь оружейников, два ямщика, 13 крестьян. Всего 26 человек. Это уже фабрика, и капитал ее составляет 3000 рублей, доход до 1500 рублей – немалые деньги.
     Доподлинно  известно, что фабрика Лисицыных  располагалась в жилом доме на площади длиной 20 аршин, шириной 8 аршин (аршин - 0,711 метра). Кузница стояла отдельно, в ней размещались два горна: один для пайки, другой для литья. Делали самовары из зеленой и красной  меди.
     Самовары  Лисицыных славились разнообразием  форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками.
     Фабрика в 1823 году перешла к сыну Назара Никите Лисицыну. В тот год на фабрике сделали 425 самоваров. Из них 225 штук были проданы в Туле, а 200 - в других городах. На фабрике работали 20 мастеров.
     Через 10 лет Лисицынская фабрика выпускала  уже 625 самоваров в год. А в 1853 году оборот фабрики Лисицына не рос: за год всего лишь 315 самоваров. Водогреи из латуни продавали по 7 рублей за штуку.
     Позднее фабрика перешла к сыну Никиты, тоже Никите Лисицыну. Его самовары имели большой успех на Нижегородской  ярмарке, где у Лисицыных была лавка в Гостином дворе. Лисицынские  самовары пользовались популярностью  в среднеазиатских городах Хива и Бухара. Здесь торговали так  называемыми "персидскими самоварами" - шарами. Это излюбленная форма  на Востоке.
     В 1856 году Никита Лисицын за отличное качество продукции был награжден  медалью и кафтаном. В 1863 году Лисицын  среди других купцов-фабрикантов  был приглашен для участия  в выставке, которую готовили в  честь приезда в Тулу наследника царя Александра II.
     На  этом все сведения о фабрике и  самих Лисицыных обрываются, однако, именно их можно считать той искрой, которая зажгла рыже-медный пожар самоварного производства в Туле.
 


Самоварное  дело Тульского края в 19-ом веке

      В конце XVIII века кроме Лисицыных в  Туле заработали фабрики Морозова, Попова, Медведева, Вешникова.
      В 1808 году в Туле работало восемь самоварных фабрик. В 1812 году открывась фабрика Василия Ломова, в 1813 году — Андрея Курашева, в 1815 году — Егора Черникова, в 1820 году — Степана Киселева.
      В 1826 году фабрика купцов Ломовых выпускала за год 2372 самовара, Никиты Лисицына —320 штук, братьев Черниковых —600 штук, Курашева —200 штук, мещанина Маликова —105 штук, оружейников Минаева —128 штук и Чигинского —318 штук.
      В 1850 году в одной только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий. Так, фабрика Я. В. Лялина вырабатывала в год более 10 тысяч штук самоваров, фабрики И. В. Ломова, Рудакова, братьев Баташевых — по семь тысяч штук каждая.
      Причина столь быстрого развития самоварного  промысла в том, что месторождения  железных руд имеют выгодное географическое местоположение и близость к Москве. И еще одно очень важное обстоятельство. Ни один район не имел стольких мастеров по металлу, как Тула. Пополнялись  ряды рабочих в самоварном производстве 
и за счет отходничества, которым промышляла значительная часть крестьянского населения губернии.

      Во  второй половине XIX века по производству самоваров Тула занимала одно из первых мест в России.
      В 1890 году в Туле и губернии действовало 77 фабрик с количеством рабочих 1362, из них в Туле —74 фабрики. На каждой работали от трех до 127 человек. В Тульском уезде — четыре фабрики с количеством рабочих от четырех до 40.
      Самое большое количество фабрик Тулы, а  их было 50, приходилось на Заречье, там жили и работали оружейники. Уже в то время о самоваре складывались пословицы («Самовар кипит — уходить не велит», «Где есть чай, там под елью рай»), песни, стихотворения.
      Тульские  самовары начали проникать во все уголки России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке (до Оки самовары везли на лошадях) самовары переправлялись на Нижегородскую ярмарку. Речной путь имел ряд преимуществ: был дешевле, да и самовары при таком способе транспортировки сохранялись лучше.
      Самые крупные поставщики на Нижегородскую  ярмарку были Лялины (1200 дюжин), Гудковы, Уваров и Ломов. Московские купцы, закупив  товар у небогатых тульских фабрикантов, привозили на ярмарку примерно такое  же количество. Если сложить обе  суммы привоза, число получалось внушительное: 150000 самоваров!
      Самовары  и детали к ним изготовлялись  не только в Туле, но и в окрестных  селах в радиусе примерно 40 км от города. Так, население деревень Нижние Присады, Хрущево, Банино, Осиновая Гора, Барсуки, Маслово, Михалкове Тульского уезда и деревень Изволь, Торчково, Скороварово и Глинища Алексинского уезда из поколения в поколение специализировалось на самоварном промысле. Изготовляя стенки самовара, мастер получал сырье от фабриканта по весу, по весу же сдавался и самовар. Работа велась в жилых избах круглый год за исключением летнего времени, когда начинались полевые работы.
      В 80-е годы XIX века в связи с развитием капитализма самоварные фабрики возникали в форме капиталистической мануфактуры с вольнонаемными рабочими. Выделяются крупные самоварные фабриканты, «самоварные короли» — Ломовы, Баташевы, Тейле, Ваныкины, Воронцовы, Шемарины. Самовары, сделанные на этих фабриках, пользовались особой популярностью.
      В конце XIX века в Туле существовало более 10 фабрик однофамильцев Баташевых. Самая ранняя из них основана И. Г. Баташевым в 1825 году, а самая крупная — фабрика В. С. Баташева — возникла в 1840 году. В 1898 году утвержден устав «Товарищества паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева в Туле». Новая фабрика была выстроена в конце XIX века в Туле на Грязевской улице (теперь улица Лейтейзена, дом .№ 12). Это была первая паровая самоварная фабрика в России. Газета «Правда», издававшаяся Тульским комитетом РСДРП в декабре 1903 года, так описывала ее: «Эх, красива фабрика-то! Ай да Занфтлебен (наследник В. Баташева), он ведь так разукрасил»,— подумает не один человек, проходя мимо этой фабрики. Наружность ее действительно красива, но если заглянуть внутрь ее, если посмотреть на тех людей, которые создали на это средства хозяину, то чувство отвращения, вызываемое и этими зданиями, и кровными рысаками, подвозящими в коляске директора, сменится какой-то безысходной тоской... В 7 часов они уже на фабрике, в душной мастерской с 7 до 12, полтора часа на обед и снова работают до 7-ми с половиной часов вечера. Всего в общей сложности 11 часов, в едкой атмосфере пыли и нашатыря. Работают сдельно, не покладая рук, и самое большое вырабатывают 1 рубль 30 копеек в день...»
      В начале XX века фабрика наследников В. С. Баташева выпускала 54 различных фасона самоваров. Самовары фабрики Баташовых особенно ценились.
      С развитием самоварного производства происходило и техническое усовершенствование: ручной труд постепенно заменяется механическими  двигателями, а в 80-е годы XIX века на крупных самоварных фабриках применяются нефтяные и паровые двигатели, осуществляется переход на штамповальное производство крышек, заглушек. Некоторые фабриканты пользовались услугами патронного завода, на котором имелись мощные прессы. 

 


Самоварные  выставки

      Желающие  участвовать в выставках должны были представить несколькими образцами  все разновидности своих изделий. Фабриканты, которые принимали участие в выставках, должны были на случай получения наград снабдить свои самовары фабричными клеймами.
      Выставки  были разные: ярмарочные, которые устраивались ежегодно с 15 июля по 25 августа, губернские, уездные, частные и отраслевые: художественные, промышленные, художественно-промышленные, сельскохозяйственные и специализированные, которые, как правило, устраивались в разных городах ежегодно. Были выставки всероссийские (они проходили приблизительно через 10 лет в больших городах, таких, как Москва, Петербург, Новгород) и всемирные.
      За  лучшую представленную продукцию на выставках фабриканты получали награды. Награды удовлетворяли самолюбие  и тщеславие фабриканта, а образцы  медалей клеймили на самовары для  популяризации продукции. Самые  распространенные награды были с  сельскохозяйственных выставок, так  как здесь почти все изделия, представленные на обозрение, получали награды, а вот награды на всероссийских  и всемирных выставках выдавались реже. Для участия в этих выставках  требовалось очень много условий; прежде всего, самое высокое качество предметов и степень художественного  выполнения. На всероссийских выставках  предусматривалось и то, чтобы  материал, из которого изготавливался предмет, был русским и рабочие  тоже были русского происхождения, учитывалось  техническое устройство фабрики  и красота здания.
      Высшей  наградой на всероссийских выставках  считался государственный герб, утвержденный министерством финансов за лучшие фабричные  изделия. Такую награду первыми  в России и получили наследники Баташева на Всероссийской Нижегородской  выставке в 1896 году за производство самоваров. Оттиск герба и других наград можно увидеть на рекламах и самоварах наследников В.С. Баташева и других фабрикантов.
      На  художественно-промышленных выставках  за самовары наследники В.С. Баташева получили три награды «Гран-при» в 1903—1904 годах в Петербурге на международной художественно-промышленной выставке, в 1904 году на международной выставке в Париже и в 1911 году в Турине, три почетных диплома и более 20 других наград.
      Для большей рекламы крупные фабриканты выпускают прейскуранты, каталоги, плакаты. В одном из плакатов Н. И. Баташева мы читаем: «Из всех существующих фирм Баташевых фирма «Наследник Н. Г. Баташева — Н. И. Баташев» является первой и старейшей в России и существует с 1825 г. Благодаря высокому качеству вырабатываемых фабрикой самоваров наша фирма издавна пользовалась наилучшей репутацией и тем самым добилась того, что самовары с клеймом «Баташев» стали требоваться не только в России, но и за границей.
      Видя  такой успех самоваров нашей  фирмы, в Туле появились как крупные, так и мелкие кустари, которые, пользуясь  сходством фамилии с нашей  фирмой, начали подделывать и подражать  нашим клеймам и тем самым  вводить покупателей в заблуждение. Не имея возможности бороться с этим злом и желая оградить нашу фирму  от возможных подражателей и подделок наших конкурентов, мы заявили Министерству торговли и промышленности помещенную на сем этикете фабричную марку  с обозначением на оной «1825 год». Только наша фирма существует с 1825 года, и никто из конкурентов не может подражать и подделывать это клеймо.
      За  высокое качество изделий основатель фирмы был высочайше награжден  в 1850 году государственным гербом и в 1855 году званием «Фабрикант двора его императорского величества». Следуя заветам основателя, фирма продолжит неустанно заботиться о том, чтобы ее самовары по-прежнему превосходили бы качеством изделия всех конкурентов. Поэтому обращайте внимание на фабричную марку с изображением на оной «1825 год», с этим клеймом самовары только нашей старейшей в России самоварной фабрики».
 


Тульские  фабриканты

      В конце XIX века крупными конкурентами Баташевых были И. Ф. Канырзин и его наследники, братья Шемарины, Воронцовы и другие. Самоварная фабрика И. Капырзина была основана в 1860 году.
      К началу XX века на паровой самоварной фабрике наследников И. Ф. Капырзина выпускалось около 100 фасонов самоваров емкостью от двух до 80 литров. Среди них самовары спиртовые, магазинные, дорожные разборные, варительные типа «кухня».
      С 1887 года работает фабрика братьев Шемариных. В 1899 году с целью большего обогащения братья Шемарины заключили между собой соглашение о создании Торгового дома. Они сбывали самовары в разные города России и являлись поставщиками двора его величества шаха персидского.
      Братья  Шемарины были участниками Всемирной  выставки в Париже в 1889 году, за самовары удостоены Большой серебряной медали, в 1901 году в Глазго награждены почетным дипломом. К началу XX века фабрика становится крупнейшей в городе по объему продукции и количеству рабочих, она занимает второе место после фабрики наследников В. С. Баташева. На фабрике в 1913 году работали 740 человек. Ежедневно выпускалось до 200 самоваров.
      Наряду  с крупными фабриками существовало множество мелких. Так, на фабрике  Василия Гудкова, основанной в 1878 году, работали семь человек. На фабрике Тимофея Пучкова в 1879 году работали 14 человек; вырабатывала фабрика 100 самоваров на сумму 6500 рублей серебром в год. При ручной сборке в день собирали пять-шесть штук обычных самоваров.
      Крупные фабриканты закупали сырье в Москве, Петербурге, на Нижегородской ярмарке, позднее на Кольчугинских меднопрокатных заводах, мелкие предприниматели как правило, в Туле.
      Чтобы быстрее реализовать свою продукцию, предприимчивые фабриканты нередко  прибегали к различным приемам  для украшения своих изделий. Так, экспонент, получая похвальный лист, на котором был изображен  двуглавый орел, ставил на свои изделия  громадного размера государственный  герб. Получалось общее впечатление, что экспонент имеет награду — государственный герб. Были на самоварах и такого рода оттиски, которые отражали процесс производства самовара. Чем больше «наград», тем больше славы фабриканту.
      Клейма, поставленные на самоваре, регистрировались Министерством торговли. Фабрикант, самовольно поставивший клеймо на самоваре, подвергался штрафу или заключению в тюрьму на срок от четырех до восьми месяцев. Подвергался наказанию  и фабрикант, хранивший товар  или продавший самовар с самовольно поставленным клеймом. Но в погоне за прибылью предприниматели продолжали совершать подделки.
      Так, например, возникло уголовное дело по обвинению за использование государственного герба и звания «придворного фабриканта»  на братьев Тейле и Н. Баташева.
      В 1908 году Н. И. Баташев вступил в сделку с Торговым домом братьев Тейле, отдав в аренду свою фабрику и титул «Придворный фабрикант наследника И. Г. Баташева — Н. И. Баташев».
      Сыновья умершего И. Г. Баташева получили право  сохранить за собой звание «придворный  фабрикант», а Торговому дому было запрещено ставить клеймо «Большой герб» на самоварах. Пренебрегая  всеми правилами, братья 
Тейле ставят клеймо Торгового дома «Поставщик двора его величества наследник И. Г. Баташева — Н. И. Баташев в Туле», герб и оттиски медалей. Наследники В. С. Баташева возбудили уголовное дело в связи с тем, что только они одни имели право ставить на своих самоварах герб. Судебное дело тянулось несколько лет, в результате самовары, выпущенные Торговым домом Тейле с клеймами с изображением герба, были уничтожены, а владелец подвергнут штрафу.
 

 


Самоварное  дело Тульского края в 20-ом веке

      К 1908 году 1/4 часть всех тульских фабрик была оборудована механическими двигателями. Появление машин повысило качество и ускорило процесс работы, но условия труда мало изменились - в отдельных цехах воздух стал более загрязненным, к запаху ядовитых химикатов, применявшихся при чистке изделий, прибавились газы от двигателей внутреннего сгорания. Стремление к удешевлению производства привело к стандартизации форм самоваров. Широкое распространение получили так называемые самовары рюмкой и банкой.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.