На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рассмотрение малого бизнеса в экономике, проблемы его развития.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание

     Введение

 
     Актуальность  данной темы определена в первую очередь  объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной  социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.
     Без поддержки государства и без  собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно  противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
       Потенциал малых предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Все большее количество малых предприятий вынуждены из-за несовершенства российского законодательства "уходить в тень". По некоторым экспертным оценкам, к теневой экономике в той или иной степени причастны до 90% малых предприятий.
       Сложившееся положение открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном уровне является представитель малого бизнеса.
       Государство не желает видеть в секторе малого предпринимательства равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких - либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания условиях. Для представителя малого предпринимательства становится невыгодной какая - либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле и посредничестве, а ведь именно перелив капитала из сферы обращения в сферу производства так необходим сейчас  для российской экономики.
       А в то же время в малый бизнес вовлекается все большее количество граждан. Занятие собственным делом как естественная форма проявления способностей человека и реализация его гражданских прав формируют условия создания и самоорганизации самостоятельного общественного слоя предпринимателей, составляющих социально-политическую базу демократических преобразований общества и в наибольшей степени заинтересованных в продолжении и развитии курса рыночных реформ.
     Цель  работы: Рассмотрение малого бизнеса  в экономике, проблемы его развития.
     Достижение  данной цели предполагает решение следующих задач:
     1. Рассмотрение понятия малого бизнеса.
     2. Анализ роли малого бизнеса в рыночной экономике.
     3. Выявление проблем малого бизнеса и пути их решения.

     1. Основные черты  малого бизнеса

     1.1 Понятие и сущность  малого бизнеса

 
     Малое предпринимательство является важнейшим элементом рыночной экономики, который в значительной степени способствует интенсивному развитию государства и во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым элементом современной рыночно-конкурентной экономики.[9]
     Малым предпринимательством (малым бизнесом) признаётся деятельность, осуществляемая определёнными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.
     Наряду  со средней численностью персонала  критериями отнесения к малому предпринимательству  выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяют вышеназванные.
     Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 как «крупные».[10] Но рассмотрев под этим углом зрения законодательство 75 стран, обнаруживаем 50 различных критериев, определяющих фирмы в качестве малых. К таковым в Австрии и Великобритании, к примеру, причисляют те, что насчитывают до 50 работающих, в Италии до 99 человек, в Швеции не более 200 человек, в Германии не более 500 человек.
     Разброс очень велик. Логично заключить, что сами по себе количественные критерии сущность малого предпринимательства  адекватно выразить не могут. Надо поставить  в центр внимания характеристики качественного порядка. В данной связи следует отметить, что первый федеральный закон о малом бизнесе, принятый в США в 1953 г., вообще не содержал никаких количественных критериев, ограничиваясь лишь отмеченного рода качественными характеристиками.
     В российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено в 1988г., в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с постановление Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек, в науке и научном обслуживании – 100 человек, в других отраслях производственной сферы – 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы – 25 человек, в розничной торговле – 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.[10]
     В соответствии с Федеральным законом  «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. № 88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
     в промышленности, в строительстве, на транспорте – 100 человек;
     в сельском хозяйстве и научно-технической  сфере – 60 человек;
     в оптовой торговле – 50 человек;
     в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения – 30 человек;
     в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности – 50 человек. [4]
     В настоящее время категории субъектов малого предпринимательства регулируются Федеральным законом от 27.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:
    1. К субъектам малого предпринимательства  относятся внесенные в единый  государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
    1) для юридических лиц - суммарная  доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
(в ред.  Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ)
    2) средняя численность работников  за предшествующий календарный  год не должна превышать следующие  предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства: до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
    3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
    2. Предусмотренные пунктом 3 части 1 предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
    3. Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1.
    4. Категория субъекта малого предпринимательства  изменяется только в случае, если  предельные значения выше или  ниже предельных значений, указанных  в пунктах 2 и 3 части 1, в течение  двух календарных лет, следующих один за другим.
     5. Вновь созданные организации  или вновь зарегистрированные  индивидуальные предприниматели  и крестьянские (фермерские) хозяйства  в течение того года, в котором  они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1.[3]
     Очевидно, что приведенные критерии является далеко не идеальными. Согласно им даже такие крупные объекты как, например, атомные электростанции, заводы-автоматы и др. могут оказаться в списке малых.[13]
     Итак, основные экономические черты малого предпринимательства:
     обособленность (т.е. хозяйствование на свой страх и риск);
     специализация на каком-либо виде деятельности;
     реализация  произведенных товаров (услуг) через  куплю - продажу на рынке;
     Можно сформулировать несколько групп  устойчивых черт малого предпринимательства, обусловленных:
     1.Характером  производственного процесса:
     ограниченность  масштабов применяемых средств  производства и технологических  процессов;
     небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая специализация;
     упрощенность  системы сбыта.
     2. Спецификой системы управления  и руководства:
     единство права собственности и непосредственного управления предприятием;
     особое  значение роли руководителя в жизни  предприятия, его непосредственную включенность практически во все  функциональные области;
     компактность  управленческой команды и многофункциональность менеджеров;
     отсутствие  громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;
     быстрота  принятия решений.
     3. Состоянием отдельных компонентов  (кадры, финансы и т.д.):
     особый, персонифицированный характер отношений между работником и хозяином (малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный);
     гибкость, восприимчивость к нововведениям;
     небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;
     низкая  капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую долю доходов;
     высокая оборачиваемость капитала;
     существенное  влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной  деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.
     4. Особенностями внешних воздействий:
     локальность ресурсных и сбытовых рынков;
     неформальность  взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;
     положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;
     сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства;
     ограниченность  источников финансирования и хроническая  нехватка капиталов (если «гиганты»  черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);
     большая степень зависимости от системы  поддержки малого предпринимательства.

     1.2 Субъекты малого  бизнеса

 
     Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме  хозяйственных товариществ и  обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных  предприятий. Основными организационно-правовыми субъектами малого бизнеса являются хозяйственные товарищества и общества, функционирующие в разных отраслях экономики. А основными организационно-правовыми формами субъектов малого бизнеса являются полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные), ограниченное товарищество (общества с ограниченной ответственностью), открытые и закрытые акционерные общества. Индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому они не могут быть отнесены к какой-либо организационно-правовой форме, но они являются субъектами малого предпринимательства.[2] А теперь более подробно остановимся на их характеристике.

     1.2.1. Хозяйственные товарищества

 
     Хозяйственными  товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли складочным капиталом. Вкладом  в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права  либо иные права, имеющие денежную оценку.
     Хозяйственные товарищества могут создаваться  в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного  товарищества). Учредителями полных товариществ  и полными товарищами в товариществах  на вере могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
     Полным  товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным учредительным  договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только одного полного товарищества. Учредительным документом полного товарищества является учредительный договор, который должен быть подписан всеми участниками полного товарищества. [10]
     Полное  товарищество должно иметь фирменное  наименование, содержащее либо имена  всех его участников и слова «полное  товарищество», либо имя одного или нескольких участников с добавлением слов « и компания» и слова «полное товарищество».
     Размер  складочного капитала должен быть не менее 100 минимальных размеров оплаты труда.
     Управление  полным товариществом осуществляется по общему согласию всех его участников; каждый участник полного товарищества имеет один голос. Но бывают случаи, когда решение принимается большинством голосов участников, в таком случае будет иной порядок определения количества голосов его участников при принятии решений.
     Каждый  участник полного товарищества имеет право действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все участники полного товарищества ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам. При совместном ведении дел его участниками для совершения каждой сделки необходимо согласие всех участников. Если ведение дел полного товарищества поручено поручается одному лицу, то остальные участники для совершения сделки  должны иметь доверенность от лица, на которого было возложено ведение дел товарищества.
     Важной  особенностью полного товарищества является положение о том, что  его участники несут ответственность  своим имуществом по обязательствам товарищества, а участник полного  товарищества, не являющийся его учредителем, наравне с другими участниками отвечает по обязательствам, возникшим до его вступления в полное товарищество. В тоже время участник, выбывший из полного товарищества, отвечает по обязательствам, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет после его ухода.
     Прекращение деятельности полного товарищества может быть осуществлено путем его  реорганизации или ликвидации в  соответствии с законом. Полное товарищество может функционировать, если в его  составе есть хотя бы два участника. Если же в составе полного товарищества остается один участник, то полное товарищество должно быть ликвидировано.
     Товарищество  на вере или коммандитное – модифицированная форма полного товарищества. Коммандитным признается товарищество, в котором  наряду с участниками, осуществляющими  предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников, ответственность которых ограничивается их вкладами в общество. Такие участники, которые рискуют лишь в пределах своего вклада, являются внешними участниками и называются коммандистами. Они не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. [10]
     Главной особенностью коммандитного товарищества является положение полных товарищей, участвующих в деятельности товарищества. Так, все полные товарищи подписывают учредительный договор о создании товарищества на вере, управляют им, несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом. Вкладчики же не имеют права участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, оспаривать действия полных товарищей по управлению. Однако они несут обязанности и имеют права, как и полные товарищи в коммандитном товариществе.
     Вкладчик имеет право:
     получать  часть прибыли товарищества;
     знакомиться с годовыми отчетами и балансами  товарищества;
     по  окончании финансового года выйти  из товарищества и получить свой вклад  в порядке, предусмотренном учредительным  договором;
     передать  свою долю в складочном капитале или ее часть другому вкладчику или третьему лицу.
     Участниками товарищества на вере в качестве полных товарищей могут быть индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, а в качестве вкладчиков – граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать вкладчиками товарищества на вере. Участник полного товарищества не может полным товарищем в товариществе на вере, а полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества.
     Учредительным документом товарищества на вере является учредительный договор, который  подписывается всеми полными  товарищами.
     Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо имя не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слова «коммандитное товарищество» или «товарищество на вере». Например, названия типа «Джонсон-Джонсон и К0», «Иванов, сыновья и К0» и т. п.
     Товарищество  на вере сохраняется, если в нем остается, по крайней мере, один полный товарищ  и один вкладчик. По выбытии всех вкладчиков товарищество на вере может  быть преобразовано в полное товарищество.

     1.2.2. Общества с ограниченной ответственностью

 
     Обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) признается созданное одним  или несколькими лицами хозяйственное  общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники  ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью ООО, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники ООО, внесшие вклады в уставной капитал ООО не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах неоплаченной стоимости вклада каждого участника ООО. Общество с ограниченной ответственностью учреждается, функционирует и ликвидируется в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 8-ФЗ.
     Участниками общества могут быть граждане и юридические  лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками ООО. Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом, которое становится единственным участником. ООО может стать обществом с одним участником, но ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Максимальное число участников общества не должно быть более 50. в случае превышения этого предела численности общество в течении года должно быть преобразовано в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.
     Учредительным документом ООО является учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. [10]
     В учредительных документах ООО должны определяться его наименование, место  нахождения, порядок управления; содержаться  сведения о размере уставного капитала общества; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушения обязанностей по внесению вкладов.
     В учредительном договоре учредители должны принять обязательства по созданию общества, определить порядок совместной деятельности по его созданию, установить условия передачи обществу своего имущества и участия в его деятельности, определить условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков. Участник ООО вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость имущества, соответствующая его доле в уставном капитале общества.
     Уставной  капитал ООО должен быть не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, вкладом в уставный капитал могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
     Фирменное наименование ООО должно содержать  наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью».
     Органами  управления ООО являются общее собрание участников общества и исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство  деятельностью ООО и подотчетный  общему собранию его участников.
     Общество (в соответствии с гражданским  законодательством) может иметь дочерние и зависимые общества.[2,5]

     1.2.3. Акционерные общества

 
     Механизм  создания, функционирования и управления акционерными обществами определен  ГК РФ, Федеральным законом «Об  акционерных обществах» от 25 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.
     Акционерным обществом (АО) признается коммерческая организация, уставный капитал которой  разделен на определенное число равных долей -  акций. Ответственность членов общества, которых называют акционерами, ограничивается нарицательной стоимостью приобретенных ими акций.
     Акционерами могут быть граждане (физические лица) или юридические лица, принявшие  решение об его учреждении. Решение  об учреждении АО принимается учредительным  собранием. Число учредителей открытого  АО не ограничено, а закрытого АО не может превышать 50 человек. Акционерное общество может быть создано одним лицом, которое принимает решение о создании АО единолично. Однако АО не может быть учреждено другим хозяйственным обществом, которое состоит из одного лица.
     Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями АО.
     Акционерные общества бывают двух типов: закрытые и открытые. Акции открытых обществ  распространяются в свободной продаже, акционеры могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого  АО. Закрытым акционерным обществом признается общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц. закрытые АО не имеют права проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции.
     Учредительным документом АО является устав, требования которого обязательны для всех органов  акционерного общества и его акционеров.
     АО  имеет фирменное наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму и тип АО (открытое или закрытое). АО может иметь полное или сокращенное наименование на различных языках.
     Уставный  капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций  общества, приобретенных акционерами. Минимальный размер уставного капитала должен быть равен не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленным федеральным законом на дату регистрации АО. Акционерное общество имеет право выпускать обыкновенные, а также один или несколько типов привилегированных акций, номинальная стоимость последних не должна превышать 25% уставного капитала АО. При учреждении акционерного общества его акции должны быть среди учредителей. Все акции общества являются именными.
     Высшим  органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров, которое должно проводиться ежегодно (годовое общее собрание акционеров). На годовом собрании акционеров решаются вопросы: об образовании совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии; утверждение годовых отчетов, счетов прибылей и убытков АО, распределение его прибылей и убытков и др.[2,6] 

     1.2.4. Индивидуальные предприниматели

 
     Из  гражданского законодательства вытекает, что индивидуальные (частные) предприятия  также можно отнести к субъектам малого бизнеса. Частное предприятие – это предприятие, имеющее в одном лице и учредителя и собственника. Все остальные в нем являются наемными работниками.
     Преимуществами  этой организационно-правовой формы  коммерческих организаций являются:
     полная  самостоятельность, свобода и оперативность  действий, не требующая для принятия решений получения согласия партнеров;
     заинтересованность  в упорной работе, в тщательном собственном контроле над делами, в принятии обдуманных решений, так  как все доходы поступают к единому владельцу предприятия;
     конфиденциальность  деятельности.
     Но  наряду с достоинствами этой организационной  формы ей свойственны и недостатки, которым относятся:
     ограниченность  привлечения значительных финансовых средств;
     полная  имущественная ответственность за долги в случае банкротства;
     недоверие со стороны государственных учреждений и крупных предприятий;
     слабость  управления. Обычно владелец является управляющим по всем вопросам: экономическим, финансовым, кадровым и др. Как правило, владельцам не хватает профессиональных знаний и опыта;
     трудность в получении кредита;
       высокий уровень банкротства.[2] 
 
 

     2. Роль малого бизнеса  в рыночной экономике

 
     Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально – экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения. Таковы краткие выводы о роли малого предпринимательства, сформулированные Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
     Удельный  вес (в процентах) малых предприятий в основных экономических показателях предприятий и организаций отраслей экономики характеризуется в таблице 1.
     Роль  малого бизнеса в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:
     численностью  малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности  субъектов рыночной экономики;
     вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
     вкладом субъектов малого предпринимательства  в формирование федерального и регионального  бюджетов;
     ростом  численности на малых предприятий  занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;
     насыщение рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением  потребностей населения;
     навыками  дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта  управления предприятиями и др.
     Положительным фактором деятельности субъектов малого предпринимательства является рост среднесписочной численности работников.
     С 1 января 2003 г. на территории РФ введен в действие Общероссийский классификатор  видов экономической деятельности (ОКВЭД), гармонизированный с международными аналогами. Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности, которая имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (выполнение работ, оказание услуг).
     По  данным Федеральной службы государственной  статистики (Росстат), основные экономические показатели деятельности малых предприятий России характеризуются данными, приведенными в таблице 2.
     Усиление  роли малых предприятий в экономике  страны обеспечивается увеличением  оборота малых предприятий. Как  видно из таблицы 2, оборот малых предприятий в 2007 г. по сравнению с 2005 г. увеличился почти на 61%, хотя число малых предприятий за этот период увеличилось всего на 16%. Эти данные свидетельствуют о росте эффективности деятельности малых предприятий. Более эффективно функционировали с точки зрения роста оборота малых предприятий такие сферы как гостиницы и рестораны, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, рыболовство и рыбоводство (в расчете на одно малое предприятие), что видно из таблицы 3.
     Повышение роли малых предприятий в экономике  страны определяется также ростом инвестиций в основной капитал малых предприятий. Так в 2007 г. инвестиции в основной капитал малых предприятий увеличилось по сравнению с 2002 г. в 5 раз.
     Усиление  роли малого предприятия в решении  экономических и социальных проблем (особенно роста занятости дееспособного  населения) зависит во многом от увеличения числа малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств. Из приложения 4 видно, что с 2005 г. по 2007 г. число малых предприятий выросло на 15%.
     Как показывает анализ статистических данных, число малых предприятий неравномерно распределяется по федеральным округам и отдельным субъектам РФ. Если неравномерность по федеральным округам обоснована, так как число субъектов РФ в округах различно, то в субъектах РФ число малых предприятий зависит от активной поддержки субъектов малого предпринимательства. Из приложения 5 следует, что на конец 2007 г. число малых предприятий страны составило в федеральных округах: Центральный округ – 32,9%, Северо–западный – 17%, Южный – 10%, Приволжский – 16,8%, Уральский – 7,2%, Сибирский – 11,5%, Дальневосточный – 4,6%.
     Следует отметить важную роль в развитии малого предпринимательства таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург, в  которых на конец 2007 г. функционировало  соответственно 18,9% и 11,1% всех малых предприятий страны.
     Положительным фактором роли малого предпринимательства  является увеличение числа постоянно  работающих на малых предприятиях и  увеличение числа индивидуальных предпринимателей, а также рост занятости населения  по месту основной работы в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Так, в 2007 г. среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) на малых предприятиях страны составила 9239,2 тыс. человек, средняя численность внешних совместителей – 640,2 тыс. человек, средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера – 277,9 тыс. человек.
     Как видно из таблицы 3, с 2005 г. по 2007 г. включительно незначительно изменяется численность работающих (в расчете на одно малое предприятие) на малых предприятиях. Фактическая численность работавших в расчете на одно малое предприятие во всех отраслях экономики в разы меньше критериев по численности работающих, установленных в законодательстве для отнесения коммерческих организаций к субъектам малого предпринимательства.
     Как показывают исследования, деятельность малых предприятий характеризуется  более высоким уровнем производительности труда, особенно на малых предприятиях промышленности, транспорта, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и на малых строительных предприятиях.
     Малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные средства, сырье, материалы, топливо, энергию и рабочую силу), поэтому, как правило, на малых предприятиях более высокая рентабельность по сравнению со средней достигнутой в соответствующей отрасли экономики.
     Важным  критерием эффективной деятельности малых предприятий является рост сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток), который представляет конечный финансовый результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организаций. Представляет собой сумму прибыли (убытка) от продажи продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества организаций и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Данные по сальдированному финансовому результату (прибыль минус убыток) приводится по кругу субъектов малого предпринимательства в фактически действовавших ценах, структуре и методологии соответствующих лет (таблица 6).
     Из  данных таблицы 6 видно, что в целом по всей численности малых предприятий страны сальдированный финансовый результат увеличился с 362575 млн руб. в 2003 г. до 934346 млн руб. в 2007 г., то есть почти в 2,6 раза. Однако за последние 5 лет понесло серьезные убытки государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение. С 2003 г. по 2007 г. включительно многие предприятия из убытков вышли в прибыль, увеличился сальдированный финансовый результат на малых предприятиях,  осуществляющих следующие виды деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство, обрабатывающие производства, образование.
     Как свидетельствуют статистические данные, малые предприятия имеют большие  резервы по увеличению объема сальдированного  финансового результата.
     Удельный  вес прибыльных малых предприятий  в общем числе малых предприятий  в целом по стране выше, чем удельный вес прибыльных крупных и средних предприятий.
     Опираясь  на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное движение малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения  следующих проблем:
     формирование  конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
     расширение  ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
     приближение производства товаров и услуг  к конкретным потребителям;
     содействие  структурной перестройке экономике. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
     привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью , чем в крупных;
     создание  дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
     более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
     вовлечение  в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
     формирование  социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
     активизация научно-технического прогресса;
     освоение  и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
     содействие  деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих  изделий и оснастки, создание вспомогательных  и обслуживающих производств;
     освобождение  государства от низкорентабельных  и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
     Все эти и другие экономические и  социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его  неотъемлемой частью реформирования экономики РФ.
     Практика  показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностью работы наибольших предприятий. Высокие  темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений. Все это и определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны.[10] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Проблемы малого бизнеса и пути их решения.

     3.1. Проблемы малого  предпринимательства.

 
     Анализируя  сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в РФ малого предпринимательства.
    Сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: относительно высокая инфляция, медленное налаживание новых хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.
    Низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе.
    Негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
    Необработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого предпринимательства на региональном уровне.
    Слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.[10]
    Серьезным ограничением развития малого предпринимательства является его низкая обеспеченность производственными, складскими, офисными площадями, иными словами – имущественная составляющая развития. [12]
    Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.[8]
     Сложившаяся экономическая ситуация пока негативно  воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.
     С 1999 г. органами государственной статистики проводится выборочное ежеквартальное наблюдение за деловой активностью малых предприятий. Основная цель наблюдения — оперативное получение качественной информации о состоянии и динамике показателей деловой активности малых предприятий в различных секторах экономики. В ежеквартальных опросах участвуют свыше 3000 малых промышленных предприятий, более 2000 малых строительных организаций и свыше 1500 малых организаций розничной торговли из 89 регионов России.
     Результаты  обследований обобщаются в виде простых  и композитных индикаторов деловой активности предприятий и организаций. В качестве простых индикаторов используются балансы оценок показателей (в процентах), определяемые разностью долей респондентов, отметивших «увеличение» и «уменьшение» показателя по сравнению с предыдущим периодом, или разностью долей респондентов, отметивших уровень показателя как «выше нормального» и «ниже нормального» в обследуемом периоде. Результаты последовательных обследований представляются в виде временных рядов балансов оценок показателей деловой активности. На основе балансов оценок показателей рассчитываются композитные индикаторы деловой активности. Наиболее распространенным в международной практике композитным индикатором является индекс предпринимательской уверенности.
     В промышленности индекс предпринимательской  уверенности рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок фактически сложившихся уровней спроса (портфеля заказов), запасов готовой продукции (берется с обратным знаком), а также ожидаемого выпуска продукции.
     В строительстве индекс предпринимательской  уверенности определяется как среднее  арифметическое значение балансов оценок фактического состояния портфеля заказов и ожидаемого изменения численности, занятых в организациях.
     В розничной торговле индекс предпринимательской  уверенности рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок фактической экономической ситуации организации, уровня складских запасов (берется с обратным знаком) и ожидаемой экономической ситуации.
     Факторами, ограничивающими рост производства у малых предприятий промышленности, были отсутствие и изношенность оборудования; недостаточный спрос на внутреннем рынке, общая экономическая и политическая нестабильность, недостаточный спрос на внешнем рынке, высокая конкуренция со стороны отечественных предприятий, высокая конкуренция со стороны зарубежных предприятий. Факторами, ограничивающими рост производства у малых предприятий по добыче полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, приведены в приложении 7. Факторами, ограничивающими производственную деятельность малых строительных организаций, были названы следующие (в % от общего числа опрошенных малых предприятий): высокий уровень налогов — 69%; неплатежеспособность заказчиков — 38; высокая стоимость материалов, конструкций оборудования— 30; недостаток заказов на работы— 24; нехватка строительных машин и механизмов — 10; недостаток квалифицированных рабочих — 41; конкуренция со стороны строительных фирм — 45; высокий процент коммерческого кредита — 6; плохие погодные условия — 31%.
     Факторами, препятствующими нормальной работе малых торговых организаций, были названы следующие (в % от общего числа опрошенных малых предприятий): высокий уровень налогов — 47; недостаточный платежеспособный спрос — 57; недостаток финансовых средств — 47; высокая арендная плата — 28; высокие транспортные расходы — 24; высокий процент коммерческого кредита — 19; недостаточный ассортимент — 12; отсутствие или нехватка торговых, складских помещений — 10%.                     Ранее проводимые социологические опросы по развитию малого предпринимательства обобщены в аналитическом докладе «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства. В нем сформулированы основные проблемы малого бизнеса в РФ: налоги, законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности получения и высокая ставка за кредит; неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка РФ; сбыт, поиск клиентов, потребители; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; большая, громоздкая отчетность; отсутствие льгот; рэкет; невыгодность инвестиции; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформулированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике страны.
     Проведенные Институтом стратегического анализа  и развития предпринимательства  опросы руководителей малых предприятий  свидетельствуют, что свыше 80% участников опроса нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% — в надежных законодательных гарантиях. Исследования показали, что около 75% малых предприятий постоянно нуждается в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% — в предоставлении налоговых льгот, 57% — в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов.
          Данные опроса руководителей малых предприятий свидетельствуют, что первое место среди факторов, ограничивающих рост производства на малых предприятиях, занимает высокий уровень налогообложения, второе место — неплатежеспособность заказчиков, затем следует недостаточный спрос на предложение (работы, услуги) на внутреннем рынке и высокая конкуренция на рынке со стороны отечественных предприятий. Конечно, при проведении опроса учитывались не все факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства, часть из них установлена в Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ.
     Как уже отмечалось, отрицательными факторами, оказывающими существенное влияние на развитие малого предпринимательства, являются значительная доля убыточных малых предприятий, рост дебиторской и кредиторской задолженности, низкий уровень рентабельности малых предприятий.
     На низкий уровень рентабельности малых предприятий наибольшее влияние оказывают такие внешние факторы, как высокий уровень цен на сырье, материалы, оборудование, тарифов на электрическую энергию, на транспортные услуги, что вызывает повышение затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг). Негативное влияние на развитие малого предпринимательства оказывают и такие факторы, как высокая конкуренция со стороны других хозяйствующих субъектов, коррупция чиновников (в 2007 г. рынок коррупции в стране составлял 39 — 40 млрд. долл.), многочисленные проверки органами государственной исполнительной власти и др.[10]

     3.2. Пути решения проблем.

 
     В контексте влияния государственной экономической политики на развитие малого предпринимательства в целом можно выделить общие цели хозяйственно-политической деятельности государства в данной области. К общим целям относят:
      Поддержание и развитие конкурентных начал в экономике.
      Выравнивание шансов для успешного предпринимательского старта.
      Содействие решению проблемы занятости.
      Поддержка инноваций.[11]
     Проводят  различные семинары и конференции, посвященные проблемам малого предпринимательства и решению этих проблем.
     Актуальные  проблемы российского малого и среднего бизнеса были подняты на II открытом Съезде предпринимателей России, состоявшемся 12 мая 2010 года в Москве, в Культурном центре Вооруженных сил РФ. Организатором его выступил Совет по развитию предпринимательства партии «Справедливая Россия».
     Председатель  Совета Федерации Федерального собрания РФ, председатель партии «Справедливая  Россия» Сергей Миронов отметил, что доля малого и среднего бизнеса  в российской экономике составляет около 15%, что очень мало, учитывая масштабы страны. И это понятно: ведь открыть собственное дело при существующей практике исполнения законов и недоступных кредитах становится все труднее. Кроме того, крайне высока зависимость предпринимателей «от чиновников и коррумпированных правоохранительных органов».
     Были  изложены меры по решению проблем малого и среднего бизнеса, инновационного предпринимательства. Это, во-первых, изменение пенсионного законодательства, в том числе возврат к ЕСН; во-вторых, ограничение роста тарифов на услуги естественных монополий 10-ю процентами в годовом исчислении; в-третьих, введение в рамках проекта «Инновационная Россия» существенных льгот для массового развития инновационного бизнеса, малого в том числе; в-четвертых, введение регулирования процентных ставок при кредитовании реального сектора системообразующими банками. Наряду с этим считается крайне необходимым решить проблему саморегулирования, расширить применение упрощенной системы налогообложения, устранить проблемы, связанные с имуществом малых предприятий, в частности, минимизировать расходы малых предприятий на выкуп арендуемых помещений, установить период оплаты в рассрочку при выкупе до 10 лет, а размер выкупаемой площади – до 5 тыс. кв. метров.
     Председатель  «Справедливой России» подчеркнул, что программная цель партии –  увеличение доли малого и среднего бизнеса в структуре ВВП до 50%.
     Депутат Государственной Думы, руководитель Совета по развитию предпринимательства  «Справедливой России» Иван Грачев затронул проблему увеличения налогов ввиду замены единого социального налога страховыми взносами, а также рассказал о сложностях, связанных с введением саморегулирования. Все, что организовано по институту саморегулирования, нуждается в абсолютном изменении, уверен И. Грачев. 
Тему саморегулирования продолжил вице-президент НП «Аудиторская палата России» Дмитрий Желтяков. По его мнению, основная проблема саморегулирования заключается в отсутствии конструктивного диалога саморегулируемых организаций с законодательными и исполнительными органами власти. Это проявляется, в частности, в том, что законодательно не зафиксирована процедура обязательного согласования нормативных правовых актов, принимаемых в интересах СРО, с профессиональным сообществом.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.