На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Банковская система РК

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         Введение 

     Казахстан признан страной с рыночной экономикой как Европейским Союзом, так и США. В этих политических и экономических успехах большая заслуга принадлежит и банковскому сектору страны. И, как справедливо заметил президент Нурсултан Назарбаев в своем Послании Президента страны народу Казахстана "Казахстан-2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев" от 10 октября 1997 года: "Казахская народная пословица гласит: "К быстро идущему пыль не пристает". Поэтому время нас рассудит, а дорогу осилит идущий" [6.8].  
Вопросы развития банковской системы, ее устойчивости и ее роль в развитии конкурентоспособной экономики подтверждается и тем вниманием, которое уделяется данному вопросу Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, который в Послании от 1 февраля 2007 года "Новый Казахстан в новом мире", высказал свое беспокойство той ситуацией, которая сложилась в банковской сфере, и рекомендует "разрушить "скрытые" монополии, существующие в банковской сфере" [7.3 ].  
Актуальность темы заключается в том, что экономическое развитие Казахстана вынуждает банки диверсифицировать свою деятельность, осваивая новые разнообразные инструменты финансового рынка. Одновременно усиливается конкуренция внутри банковской системы, а также между банками и небанковскими институтами, представляющими страховые и пенсионные фонды, различные инвестиционные финансовые компании в области привлечения денежных средств населения, предоставления ему разнообразного спектра банковских продуктов и услуг. Как свидетельствует мировой опыт, выжить в этих нелегких условиях смогут только те банки, которые сумеют найти свой рыночный сегмент, приспособиться к запросам клиентов.  
Новая банковская система Казахстана, несмотря на небольшую историю существования, развивалась достаточно динамично, и в связи с этим представляется актуальным рассмотрение этапов развития действующей банковской системы Казахстана и ее современную характеристику.  
Новая банковская система Казахстана, несмотря на небольшую историю существования, развивалась достаточно динамично, и в связи с этим представляется актуальным рассмотрение этапов развития действующей банковской системы Казахстана и ее современную характеристику.  
Действительно, как известно, основу всей казахстанской банковской системы в настоящее время составляет олигополия трех коммерческих банков: АО "Казкоммерцбанк", АО "Банк ТуранАлем" и АО "Народный банк Казахстана". Эти три банка настолько велики, что каждый из них по своему размеру сопоставим с остальными банками в стране вместе взятыми. Так, эти три банка располагают 58% банковских активов республики, 60% кредитов, 63% депозитов.[39.14] Кроме "большой тройки" присутствует очень небольшое количество средних банков, несколько банков, являющихся расчетными институтами индустриальных компаний, совсем небольшие банки, которые сохранились с первой половины 90-х годов, государственных - 2 и с иностранным участием (включая дочерние банки и банки - нерезиденты Республики Казахстан) - 17. В этой связи можно ожидать наступления следующего этапа развития банковской системы, которые, по нашему мнению, будут связаны с либерализацией банковского законодательства, позволяющего создание новых банковских институтов, а также выход мощных международных финансовых институтов на казахстанских рынок. Данные изменения позволят создать конкурентоспособную банковскую систему, разрушить современную монополию трех банков, что в конечном счете, благотворительно повлияет на финансовый рынок в целом.  
Современная банковская система - это сфера многообразных традиционных и нетрадиционных услуг, оказываемых клиентам.  
Данная тема изучена следующими отечественными и зарубежными учеными: Д. Амирбай, А. Ахметжанова, А. Бимман, Д. Мажитов, Э. Бандт и.т.д.  
Но в связи с тем, что в течение последних лет банковская система Казахстана претерпела значительные изменения, связанные, в первую очередь, с отходом от прежней идеологии в построении и ведении банковского дела в стране, определением новых задач для банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, необходимы дальнейшие исследования в этой области. С учетом основных целей и задач экономики государства была пересмотрена и сама концепция организации отечественной банковской системы.  
Цель работы: охарактеризовать этапы формирования банковской системы Казахстана, ее структуру и особенности развития.  
Задачи, которые необходимо решить в ходе работы:  
- обзор общих понятий банковской системы;  
- рассмотрение истории развития банковских систем мира;  
- дать характеристику структуры банковской системы в Республике Казахстан;  
- оценить место Национального банка Республики Казахстан в банковской системе республики,  
- провести анализ становления и развития банковской системы Республики Казахстан, выделив этапы ее развития;  
- дать оценку современного состояния банковской системы в Казахстане и перспектив ее развития.  
Данная дипломная работа построена на основе теоретического и прикладного исследований.  
Предметом дипломной работы являются услуги банков второго уровня, финансовые инструменты.  
Объектом дипломного исследования явилась банковская система Казахстана в целом, в частности Национальный банк РК, банки второго уровня, в том числе АО "Народный банк Казахстана".  
Методической основой выполненной дипломной работы послужили законодательные и нормативно-правовые акты РК, научные труды отечественных и зарубежных ученных, монографические учебные пособия, данные Агентства РК по статистике, Национального банка РК, публикации в периодических научных изданиях
.
        В данной работе исследуется развитие банковской системы в современной экономике.
     Цель  данной работы заключается в рассмотрении реформ банковского сектора в Республике Казахстан.
     Поставленная  задача была выполнена путем анализа  экономической литературы и журналов посвященных экономической тематике, данных Национального банка и Статистического Агентства РК.
     Актуальность  заданной темы обуславливается тем, что одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, аккумулирующими снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в Казахстане. 

 

      Особенности банковской системы Казахстана 
       

     Банковская  система стран СНГ и Казахстана характеризуется рядом особенностей. В большинстве стран СНГ кредитно-финансовая система находится в промежуточном положении между старой, жесткой и монополизированной системой (Госбанк - специализированные банки - филиалы) и двухуровневой системой (Нацбанк - коммерческие банки). В Казахстане в общих чертах сформировалась и начала действовать двухуровневая банковская система. Бывшие спецбанки кредитуют, как и прежде, своих постоянных клиентов (в основном государственные предприятия и организации и отраслей) и акционеров по льготным ставкам. Это обстоятельство вынуждает менее мощные коммерческие банки также сохранять относительно льготное кредитование в борьбе за своих вкладчиков. Более 90% вкладов населения находится на счетах в учреждениях сберегательного банка, что вызвано высоким доверием к нему (это единственный банк сохранность вклада в который гарантируется государством), а также доступностью его учреждений. Сберегательный банк - практически единственный банк занимающийся кредитование физических лиц. Новые коммерческие банки, как правило, не интересуются мелким клиентами и не всегда сами желают работать с населением. Доля вклада населения в пассиве коммерческих банков устойчиво не поднимается выше 0,5%. В последнее время однако и они в поисках свободных средств начинают применять новые формы работы, привлекающие частных вкладчиков, - срочные вклады, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя, акции, облигации.
     Менее монополизирована сфера расчетного обслуживания юридических лиц. За крупных клиентов, хранящих или пропускающих через свои счета солидные средства, идет настоящая конкурентная борьба.
     Основной  вид активных операций Казахстанских  коммерческих банков - кредитование юридических  лиц (35-37% актива). Можно выделить несколько закономерностей присущих этому виду банковской деятельности. Во-первых, характерен чрезвычайно высокий удельный вес краткосрочных кредитов (95-96%), неизменна тенденция к росту данного показателя. Средний срок кредитов составляет 3-4 месяца, что вызвано высоким уровнем риска и неопределенности в условии кризиса и инфляции. Во вторых, ставки по кредитам государственным предприятиям ниже, чем по кредитам альтернативному сектору экономики, а по кредитам на расширение и модернизацию производство ниже, чем по кредитам на торгово-закупочные мероприятия. При кредитовании предприятия различных форм собственности применяются различные формы обеспечения возвратности ссуды: страхование, перестрахование, гарантия, залог, заклад. К другим видам операций коммерческих банков относятся вложения в свободно конвертируемую валюту - (40% активов) и выдача межбанковских кредитов (2% активов). Не получили широко распространения новые виды банковских операций: вложение в ценные бумаги и паи (0,5-0,6% активов), трастовые операции, лизинг. Помимо кредитов хозяйственным органам и банкам, значительная часть средств коммерческих банков размещена на корреспондентских и резервных счетах в Нацбанке и в кассе (15-16%). Из источников средств банков можно выделить прежде всего средства на текущих и расчетных счетах предприятий, кредиты других банков, в первую очередь Нацбанком, собственные средства банков. Минимальная и максимальная процентные ставки составляли по депозитам соответственно 100 и 180%, по коммерческим банковским кредитам. На рост процентных ставок по кредитам влияет увеличение учетной ставки Нацбанка. К настоящему времени сложилась ситуация, когда банковские учреждения в Казахстане действуют как универсальные банки, без относительной специализации. 

 

         История развития банковской системы в Казахстане 
     

     Во  времена советской власти Казахстан  не имел своей банковской системы, так  как на территории республики функционировали  филиалы и отделения центральной кредитной системы СССР. В связи с этим история банковской системы неразрывно связана с историей СССР и дореволюционной России. В банковскую систему царской России входили: Государственный банк, акционерные банки, общества взаимного кредита, городские банки, банки ипотечного кредита и другие кредитные учреждения.
     Государственный банк России (начал свою деятельность в 1860г.) являлся Центральным банком всей кредитной системы. Ему принадлежало монопольное право на выпуск бумажных денег в обращение. Государственный  банк России привлекал в 1914г. больше половины вкладов и текущих счетов, около 1/3 учетно-ссудных операций всех акционерных коммерческих банков. В отличие от центральных эмиссионных банков других стран Государственный банк России кредитовал не только банки, но и промышленность, торговлю, заготовки. К 1914г. он имел 10 контор, 124 отделения и 791 приписную кассу государственного казначейства.
     Акционерные коммерческие банки (47 банков с 743 филиалами) занимали доминирующие положение на рынке ссудных капиталов и  к 1914г. достигли высокой степени концентрации.
Для обслуживания средней и мелкой буржуазии  функционировали  мелкие кредитные учреждения: общества взаимного кредита (11081), городские общественные банки (343).
     Система ипотечного кредита состояла из государственного дворянского земельного банка, государственного поземельного банка, 10 акционерных земельных банков, 36 городских кредитных банков и прочих банков ипотечного кредита.
     Среди прочих кредитных учреждений наиболее распространение получила кредитная  кооперация, обслуживающая зажиточные слои деревню. Она состояла из ссудосберегательных касс и кредитных товариществ.
     После Октябрьской революции 1917г. был осуществлен  принцип государственной монополии организации банковского дела. В стране был создан Государственный банк, а затем, в результате национализации частных коммерческих и других банков, - отраслевые и территориальные банки, принадлежащие также государству. Одним из звеньев банковской системы становятся государственные трудовые сберегательные кассы. Одновременно с государственными банками в первые годы советской власти создаются негосударственные кредитные  учреждения: кооперативные и частные государственно-капиталистические, в т.ч. с участием иностранного капитала. В 1922г. стали организовываться кредитные и ссудно-сберегательные товарищества и их союзы, в задачу которых входило оживление деревни и кустарной промышленности. В 1924г. сельскохозяйственной кооперации было разрешено проводить кредитные операции в форме приема вкладов, выдачи ссуд и посредничества в расчетах. На 1 апреля 1926г. в СССР насчитывалось 16185 товариществ, из них 2426 - кредитных и ссудно-сберегательных и 12424 - сельскохозяйственных с кредитными функциями.
     С 1922г. создаются общества взаимного  кредита для кредитования частной  торговли, промышленности, а также  государственно-капиталистический акционерный юго-восточный банк и Российский коммерческий банк с участием иностранного капитала.
     Коллективизация сельского хозяйства сделала  ненужной кредитную кооперацию, которая ликвидируется в 1931г. Вытеснение частного сектора из сферы торговли и промышленности привело к свертыванию деятельности общества взаимного кредита. Функции других кредитных органов переходит к государственным отраслевым банкам: Промбанк, Цекомбанк, Всекобанк, Центральный сельхозбанк и другие, которые были образованы в 1922—1925 гг.
     В результате проведения кредитной реформы  в СССР в 1930-1932 гг. организованы отраслевые банки на новых принципах. Созданы 4 специальных банка по финансированию и кредитованию капитальных вложений:
     Банк  финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства (Промбанк), преобразованный из банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства. Он был в 1959 г. реорганизован в Стройбанк СССР;
     Банк  финансирования социалистического  земледелия (Сельхозбанк СССР), организованный вместо многочисленных кредитных товариществ и республиканских сельскохозяйственных банков (в 1959 г, был упразднен, его функции распределены между Госбанком и Стройбанком СССР);
     Банк  финансирования капитального строительства  кооперация (Всекобанк), созданный на базе Всероссийского кооперативного банка (в 1936 г. Всекобанк был ликвидирован, а его активы и пассивы переданы организованному Торгбанку СССР, упразднен ному в 1959г.);
     Банк  финансирования коммунального и  жилищного строительства (Цекомбанк); был упразднен в 1959 г., а его функции распределены меду Стройбанком и Госбанком СССР.
     Все эти отраслевые банки занимались финансированием и долгосрочным кредитованием отрасли. А в Госбанке СССР было сконцентрировано краткосрочное кредитование всех отраслей народного хозяйства. Роль Госбанка СССР как центрального и ведущего звена всей кредитной системы еще больше возросла. Расчетные и текущие счета всех предприятий и организаций сосредоточились в Госбанке СССР.
     Был осуществлен на практике принцип концентрации денежного оборота в одном банке, т.е. каждое предприятие, организация или учреждение могло иметь расчетный или текущий счет только в одном банке. В этом банке они хранили свои средства, получали кредиты и наличные деньги, через него проводили все безналичные расчеты.
     Банковская  реформа в СССР била проведана  в 1987 - 1988гг. В результате на основе учреждений Госбанка СССР и Стройбанка СССР были созданы: Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк. На базе системы сберегательных касс, входивших в состав Госбанка СССР, образован Сберегательный банк, а на основе Внешторгбанка создан Внешэкономбанк. Госбанк СССР перестал осуществлять кассовое и кредитно-расчетное обслуживание предприятий и организаций. Он был провозглашен Центральным банком страны.
     На Промстройбанк СССР было возложено проведение кредитной политики, повышение эффективности системы кредитования основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных вложений, а также расчеты в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи, в системе Госснаба СССР. Банк ввел расчетные, ссудные и другие счета предприятий и объединений этих отраслей хозяйства. Такое же комплексное кредитно-расчетное обслуживание предприятий агропромышленного комплекса осуществляет Агропромбанк СССР; предприятий и организаций социальной сферы и торговли - Жилсоцбанк СССР; обслуживания населения - Сбербанк СССР. Внешэкономбанк СССР обеспечивал организацию и проведение расчетов по экспортно-импортным операциям.
     Структура специализированных банков была построена по административно-территориальному принципу. Организованы республиканские банки в союзных республиках и управления банков в краях и областях. На уровне района или города банки имели свои учреждения. Они создавались первоначально, по принципу: в районе, как правило, одно учреждение одного из специализированных банков, клиентура которого преобладает в данном районе. Исключение составляли Сбербанк СССР, учреждения которого были представлены в каждом районе, колхозе и совхозе. Низовое звено спец банков (кроме Сбербанка), несмотря на специализацию, обслуживало всю клиентуру данного района. По существу специализация банков выражалась только на уровне управления, а низовые учреждения превратились в универсальные кредитные учреждения. Они обслуживали клиентуру всего района, т.е. предприятия, всех отраслей.
     Коммерческие  банки, отделенные от Госбанка, обычно функционировали как специализированные, каждый банк имел монополию в определенной отрасли (промышленность, строительство, сельское хозяйство, внешняя торговля). Они финансировали и кредитовали свои предприятия, как им предписывалось, зачастую под крайне низкие проценты, не принимая в расчет обоснованность, жизнеспособность и прибыльность этих предприятий. В активах этих банков преобладали некачественные просроченные ссуды убыточных государственных предприятий.
     В целом идея специализации банков внесла путаницу в работу банковской системы, она не освободилась от монополизации, не внесла коренного изменения в  кредитный механизм, а стала, пожалуй, еще более громоздкой и характеризовалась многозвенностью, носила явно затратный характер, возрос бюрократический аппарат верхнего уровня при ослаблении первичных звеньев. Значительно ослабилась роль Государственного банка СССР — он не оказывал действительного влияния на работу специализированных банков.
     В этих условиях единственно целесообразным было провести банковскую реформу, осуществить  переход банковской системы к  ее двухуровневой организации, аналогичной западным образцам.
     Перестройка банковской структуры должна была ликвидировать монополию Госбанка на банковское дело. До 1988 г. Госбанк СССР был практически универсальным кредитным учреждением, выполнявшим функции Центрального, коммерческого и инвестиционного банков. Казахская республиканская контора Стройбанка СССР осуществляла обслуживание инвестиций в городе - в промышленности, на транспорте и в других отраслях хозяйства. Внешторгбанк СССР, функционировавший на акционерных началах, обслуживал операции в валюте и с валютой.
     После получения суверенитета, в декабре 1990 г., Казахстан сразу же приступил к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. Уже в январе 1991г. был принят Закон " О банках и банковской деятельности в Казахской СССР", что было, по существу, началом банковской реформы в стране. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк, Республики Казахстан с областными управлениями и отделениями. Республиканский Промстройбанк. — в акционерно-коммерческий банк Туранбанк, Агропромбанк в акционерно-коммерческий банк - Агропромбанк Республики Казахстан, Внешторгбанк — в акционерно-коммерческий банк Алембанк, Республиканский Сбербанк — в акционерно-коммерческий — Сбербанк Республики Казахстан. В 1993 г. эти банки были преобразованы в акционерные банки, а Сбербанк переименован в Народный банк Республики Казахстан. 

 

      Банковская  реформа в Казахстане с 1991 г. 
       

         Необходимость проведения реформы банковской системы 

     В период перехода экономики Республики Казахстан на рыночные отношения необходимы принципиально иные переходы к системе управления кредитом и построению механизма банковского обслуживания хозяйственной деятельности, использованию экономических методов руководства деятельностью предприятия и банков; перестройка системы взаимоотношений как между банками и их клиентами, так и в рамках самой банковской системы - между ее отдельными звеньями, т.е. необходимо реформирование банковской системы с учетом новых явлений и процессов.
     Необходимость проведения реформы банковской системы  в Республике Казахстан, по мнению специалистов Мирового банка, объясняется существованием двух категорий краткосрочных проблем, которые могут воспрепятствовать проведению реформы макроэкономики. К первой категории относится проблема неправильного размещения финансовых ресурсов, обусловленная практикой старой системы государственного распределения целевых кредитов и банковской практикой, оставшейся в наследство от централизованной экономики. Вторая категории проблем состоит в том, что банки унаследовали "некачественные" (просроченные) ссуды и убыточные государственные предприятия. Эти проблемы мешают доступу жизнеспособных (или кредитоспособных) существующих государственных, а также возникающих частных предприятий к финансовым ресурсам и отвлекают банковские финансовые ресурсы в пользу нежизнеспособных (или убыточных) предприятий.
     Кроме того, бывшая банковская система не смогла нормально проводить платежи  и расчеты между предприятиями  и организациями.
     В течение 1992 г. произошло увеличение кредитных вложений в экономику  Казахстана. Если сумма кредита к валовому национальному продукту составила в I квартале 1992 г. 11,3%, то в IV квартале - 29,8%. Это произошло в основном за счет рефинансирования, кредита Национального банка, которое, в свою очередь, финансировалось контокоррентным кредитом Центрального банка России. Об этом свидетельствуют следующие данные: в I квартале 1992 г. сумма кредита Нацбанка коммерческим банкам к валовому Национальному продукту составил 6,7%, а в IV квартале - 17,8%. Такое централизованное административное распределение кредитных ресурсов через специализированные банки открывало доступ к кредитам нежизнеспособным убыточным государственным предприятиями вело к образованию плохих, недействующих кредитов, т.е. образованию у банков плохого кредитного портфеля. В 1993 г. Нацбанком централизованно выдано кредитов на сумму 7,5 млрд. тенге, из них 5,6 млрд. тенге - правительственных, т.е. на их долю приходилось 75%, общая сумма возврата по ним равнялась 138,5 млн. тенге, или 3,9%, остальная часть пролонгирована.
     Вообще  недостаток практики рефинансирования кредита Нацбанком заключается в том, что, получая открытый доступ к рефинансовым кредитам, банки теряют стимул самостоятельно мобилизовать депозитные ресурсы. Кроме того, при размещении этих кредитов на субъективной основе часто не учитывается эффективность работы банков, из-за чего кредитные ресурсы не всегда распределяются рационально.
     Еще один фактор, мешавший эффективному размещению кредитов, - это политика низких процентных ставок. Низкие процентные ставки способствовали увеличению потребности на ссуды и ослаблению финансовой дисциплины государственных предприятий, которые прямо кредитовались централизованно по кредитным заявкам.
     Получая эти дешевые кредиты, госпредприятия использовали их в основном для выплаты  зарплаты и накопления материальных ценностей, а не для инвестиций. Достаточно сравнить уровень инфляции и номинальную процентную ставку кредитов Нацбанка: последняя в марте 1992 г. составила 25% в год при годовой инфляции розничных цен более чем 500%. В ноябре 1992 г. номинальная процентная ставка увеличилась до 65%, а инфляция составила 1000%. В то же время предприятия, получающие дешевые кредиты, не торопились с улучшением своего финансового состояния и перестройкой работы.
     Таким образом, соединение политики прямого  кредитования поддерживаемых государственных предприятий с политикой низких процентных ставок привело к неправильному размещению кредитных ресурсов.
     Прямое  кредитование специализированными  банками своих предприятий без  разбора их ликвидности привело  к увеличению просроченных ссуд, в то же время вновь рождающееся, ориентированные на рынок предприятия не имели доступа к кредитам банков.
     Политика  низких процентных ставок не позволяла  банкам мобилизовать сбережения в полной мере. Предприятия и население  предпочитают размещать свои сбережения в реальных активах. Предприятия наращивают товарные запасы, а граждане покупают недвижимость и товары длительного пользования. Реальные активы - гораздо лучшая защита от инфляции, от обесценения денежных накоплений. Проценты, выплачиваемые банками за вклады, далеко не компенсировали потери от инфляции. Нехватка кредитных ресурсов из-за недостаточной мобилизации сбережений предприятий и населения не дает банкам кредитовать эффективные предприятия.
     Отрицательное влияние на характер распределения кредитных ресурсов оказывала практика предоставления государственным предприятиям субсидированных и льготных кредитов. Субсидированными кредитами назывались кредиты, предназначенные для компенсации предприятиям их специфических затрат, например, затрат на социальную защиту населения, а также издержки, обусловленные традиционной неэффективностью работы предприятий. Они предоставлялись по процентным ставкам ниже, чем ставки кредита, рефинансируемого Нацбанком (в IV квартале 1992 г. ниже 65%). Политика субсидированных кредитов фактически стерла разницу между обычным кредитом и государственной дотацией. Эти ссуды практически не погашались предприятиями.
     Широко  практиковалась выдача льготных кредитов сельскохозяйственным предприятиям на проведение взаимных зачетов в расчетах. В 1992 г. доля льготных кредитов Национального банка составила около 70% всех рефинансируемых кредитов, или 42% от всех кредитных вложений. Основная часть льготных кредитов на сельское хозяйство и заготовительные организации.
     Централизованные  кредиты на целевые правительственные  программы предоставлялись в 1993 г. также, в основном, по льготным процентным ставкам (3%, 25% и 65%). Из общей суммы выданных банками кредитов в сумме 7,5 млрд. тенге 76% приходилось на их долю, так как после отмены в 1992 г. ограничений на процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками, маржа в размере 3% сохранилась по кредитам, предоставляемым; банками за счет централизованных кредитных ресурсов Национального банка. В результате средняя процентная ставка по предоставляемым централизованным кредитам в целом по республике за 1993 г. составила 48,2%. Индекс потребительных цен в тот год был определен, на уровне 2269,8%.
     При проведении массового клиринга долгов предприятий Нацбанк также предоставлял субсидированные льготные кредиты предприятиям-должникам. В 1992 г. на долю кредитов, выданных на эти цели, падает около 30% всех льготных кредитов. Основная часть кредитов оставалась непогашенной.
     Хотя  вышеназванные кредиты предоставлялись  на улучшение финансового состояния предприятий, они превратились в инструмент финансирования их убытков. К тому же большое различие между номинальной процентной ставков по субсидированным и льготным кредитам и уровнем инфляции способствовало финансовым спекуляциям.
     В общей сумме кредитных вложений  значительный вес имеет кредит правительству на покрытие дефицита бюджета негосударственного долга: на 1 января 1992 г. они составляли соответственно 13,7 и 11%, на 1 января 1993 г. - 1,5 и 2%, а в 1993 г. предоставлен кредит на покрытие бюджетного дефицита 877 млн. тенге, или 11,8% от всей суммы кредита.
     В результате структура  кредитных  вложений значительно ухудшилась, возросла доля недействующих (просроченных) кредитов. Потери Национального банка из-за низкой процентной ставки и потери капитала исчислялись колоссальной суммой.
     Начавшийся  в 1992 г. в республике кризис неплатежей оказывал пагубное влияние на финансовое положение предприятий и на экономику  в целом. Многие предприятия вынуждены  были резко снизить производство продукции, некоторые вообще остановить производство. Применялись в расчетах бартер, предварительная оплата за товары и услуги.
     На 1 января 1991 г, неоплаченные в срок расчетные  документы составили 5 млн. тенге, а  на 1 января 1992 г. - 11,2 млн. тенге, а на июнь 1992 г. - 384 млн. тенге, или 12,3% валового национального продукта (ВНП), или 84,1% общей суммы полученных банковских кредитов. За 1993 г. просроченные платежи возросли с 91,5 млн. тенге до 5,5 млрд. тенге, или в 60 раз. Просроченная задолженность по ссудам банкой возросла с 12,6 млн. тенге до 1,7 млрд. тенге, или в 135 раз.
     Такое явление объясняется рядом причин и в первую очередь неэффективностью системы платежей, а также проблемами кредитного рынка. Особенно они проявились, когда Национальный банк в начале 1992 г. начал ограничивать выдачу кредитов предприятиям. Последние не могли получить оплату за отгруженные товары с других предприятий, платежи задерживались на полгода и больше. Под угрозой оказались все предприятия, как здоровые, платежеспособные, так и неплатежеспособные.
     Проблемы  кредитного рынка обнаружились, когда  была ликвидирована прежняя система  безналичных расчетов и кредитование под расчетные документы. Предприятия отгружали свою продукцию согласно плану и договорам поставок покупателю, не проверяя его платежеспособности. Если у покупателя не было средств на счете, ему автоматически банк предоставлял кредит, риск неплатежа был ранен нулю. После отметил этой системы, (банк не стал выдавать кредиты предприятиям, если они некредитоспособные) разразился кризис неплатежей; задержки с оплатой или неспособность ряда предприятий произвести оплату за товары и услуги вызвали цепную реакцию неплатежей.
     К тому же задержки платежей были связаны  с устаревшим инструментарием и отсталой технической оснащенностью банков (устаревшие сети ЭВМ и их программное обеспечение).
     Чтобы преодолеть кризис неплатежей между  предприятиями, правительство осуществило  три мероприятия. Во-первых, рефинансировало  задолженность эффективных или жизнеспособных предприятий другим предприятиям с целью снизить объем задолженности жизнеспособных предприятий. Национальный банк предоставил через бывшие специализированные банки кредиты на рефинансирование на сумму 245,6 млн. тенге. Во-вторых, правительство ввело новые платежные инструменты. Государственным предприятиям было поручено использовать платежные инструменты, требующие предварительной оплаты по платежным поручениям или чекам. В-третьих, бывшие союзные республики пришли к соглашению учредить межреспубликанский расчетный банк. В конце 1992 г. Казахстан и Россия подписали двухстороннее соглашение о взаимном зачете задолженности предприятий двух стран, которая составляла 80 млн. тенге на конец 1992 г.
     Эти меры не смогли преодолеть кризиса  неплатежей, так как ряд важных вопросов остался нерешенным. Не покончено с неэффективностью платежной системы и кредитного рынка, что вызвало взаимную задолженность предприятий, например, задержки с оплатой и отсутствие у предприятий финансовой дисциплины. Кризис неплатежей повторился в конце 1992 г., тогда правительство вынуждено было выделить еще 600 млн. тенге на погашение задолженности, 800 млн. тенге на пополнение оборотного капитала государственных предприятий в 1 квартале 1993 г. по льготной процентной ставке (25% годовых).
     В связи с введением в ноябре 1993 г. национальной валюты на Национальный банк легла полная ответственность за функционирование денежно-кредитной сферы, введение классических принципов его взаимоотношений с бюджетом и банками, укрепление системы регулирования деятельности банков.
     С момента введения национальной валюты вплоть до 1995 г. Национальный банк, не имевший  традиций и опыта в части выполнения функций Центрального банка, разработки и принятия нормативных документов, регламентирующих деятельность системы, нарабатывал опыт проведения самостоятельной денежно-кредитной политики. Этот период был также периодом адаптации национальной валюты к действию инструментов денежной кредитной политики и факторов, обусловленных политикой либерализации цен. Одновременно разрабатывалась первая Программа реформирования банковской системы в Казахстане на 1995 г., которая была утверждена постановлением Президента Республики Казахстан 15 февраля 1995 г. 

 

      Программа реформирования банковской системы  Казахстана на 1995 г. 

     Предполагалось, что при условии успешной реализации Программы до конца 1995 г. удалось бы:
     Нацбанку  в основном завершить внедрение  и использовать весь набор инструментов денежно-кредитного и валютного регулирования, характерный для классических центральных бантов, что позволит проводить эффективную денежно-кредитную политику и более полно выполнять основные задачи, определенные для Нацбанка действующим законодательством;
     за  счет правильного применения экономических  стимулов и совершенствования нормативного регулирования и усиления контроля со стороны Нацбанка осуществить качественное улучшение деятельности всех коммерческих банков с повышением уровня их капитализации и формированием группы (порядка 10-15) банкой, приближающихся к международным стандартам;
     путем развития и углубления межбанковского денежного, кредитного и валютного рынков достичь состояния, когда формирующиеся на них процентные ставки и обменные курсы станут определяющими, а Нацбанк будет на них влиять только с помощью своих инструментов прямого и косвенного регулирования;
     отказаться  от прямого кредитования Нацбанком  дефицита республиканского бюджета, перейдя к неинфляцнонным способам его финансирования на внутреннем и внешнем финансовых рынках;
     достичь качественно нового уровня функционирования так называемой промежуточной платежной системы в части безопасности, своевременности и эффективности осуществления платежей между хозяйствующими субъектами и развернуть создание долгосрочной национальной платежной системы;
     заложить  основы системы неинфляционного  кредитования средне- и долгосрочных инвестиционных проектов.
     Несмотря  на амбициозность Программы, с учетом фактического состояния дел ее удалось  в основном реализовать.
     Прежде  всего, получили дальнейшее развитие методы и инструменты денежно-кредитного регулирования.
     Механизм рефинансирования банков претерпел существенные изменения. Предоставление директивных кредитор прекращено уже с февраля 1995 г. Сокращены объем и сроки предоставляемых кредитов за счет централизованных источников, функция кредитования экономики в основном перешла от Национального банка на банки второго уровня, призванные обеспечить кредитование экономики за счет привлекаемых для этого сбережений населения, свободных средств хозяйствующих субъектов и привлекаемых ими самостоятельно внешних займов. Национальный банк во все большей степени переключался на характерный для центральных банков функции: кредитование банков второго уровня преимущественно в целях поддержания их ликвидности, кредитование Правительства, и в целом денежно-кредитное и валютное регулирование.
     В первой половине 1995 г. основная масса  кредитов Национального банка банкам второю уровня предоставлялась через  аукционы ресурсов сроком до 3 мес., а  во второй половине года центр тяжести  операций стал переходить на вторичный рынок государственных ценных бумаг. Получил развитие рынок межбанковских кредитов. С сентября внедрена система ломбардного кредитования. В целях ограничения роста базовых денег в отдельных периоды года Нацбанком проводилась стерилизация приростов денежной массы путем выпуска в обращение ценных бумаг (нот) Нацбанка.
     В 1995 г. Национальным банком поддерживалось позитивное реальное значение ставки рефинансирования. По мере снижения темпов инфляции она понижалась, и, наоборот, рост инфляции вынуждал пересматривать ее в сторону увеличения. Учитывая, что темпы инфляции снизились с 8,9% в январе 1995 г. до 2,4% в сентябре, ставка рефинансирования постепенно снижалась: с 210 до 45%. Рост инфляции в последующих месяцах (до 4,4% в месяц) вынудил Нацбанк повысить ставку рефинансирования с 20 ноября, до 52,5%. Соответствующим образом эти изменения отразились и на процент ной политике банков второго уровня.
     Исходя  из необходимости поддержания объема денежной массы в оптимальных размерах, регулирования ликвидности банков уровень обязательных резервов с марта 1995 г. составил 20% от депозитных обязательств в тенге и иностранной валюте. Нацбанк сохранил принцип платности за резервы банков, перешедших на альтернативный порядок резервирования, размер платы поддерживался на уровне 25% от ставки рефинансирования.
     В 1995 г. Национальный банк обеспечил широкое  развитие рынка государственных ценных бумаг, начаты операции на открытом рынке.
     При этом было обеспечено функционирование как первичного, так и вторичного рынков. В результате объем казначейских векселей со сроком обращения 3 мес. на конец 1995 г. составил 4,1 млрд. тенге и сроком 6 мес. - 0,8 млрд. тенге. Объем операций на вторичном рынке за год составил 11,4 млрд. тенге, в том числе операции открытого рынка - порядка 2,2 млрд. тенге.
     Политика  валютного курса, проводимая Нацбанком, была направлена на сглаживание динамики обменного курса тенге, вызываемого кратковременными изменениями рыночной ситуации. Интервенции Нацбанка на Казахстанской межбанковской валютно-фондовой бирже за 1995 г. в форме покупок долларов США практически совпали с интервенциями в форме продажи.
     Учитывая  позитивные тенденций в создании ликвидного рынка, Нацбанк во второй половине 1995 г. счел возможным снизить  требование обязательной продажи предприятиями выручки от экспорта в инвалюте на внутреннем валютном рынке до 30%, а затем вообще отменить ее. К концу года получил развитие внебиржевой валютный рынок и объем операций на нем превысил биржевой.
     В 1995 г. осуществлена значительная работа по управлению золотовалютными резервами. В апреле 1995 г. правлением Нацбанка утверждена Концепция управления золотовалютными резервами.
     В целях увеличения золотовалютных резервов Нацбанк проводил такие операции, как размещение валюты в депозиты и драгоценные металлы, покупка  и продажа валюты и драгметаллов. Проводились операции с государственными ценными бумагами различных стран.
     Активизирована  работа, связанная с прохождением аттестации и получением торговой марки (клейма) на Лондонском рынке драгоценных металлов. 14 марта 1995 г. зарегистрирован товарный знак казахстанского серебра. Проводилась такая работа и по золоту.
     В результате проведения такой денежно-кредитной  политики параметры, заложенные в монетарной программе на 1995 г., в основном были выполнены. Это позволило снизить  среднемесячные темпы инфляции с 24,1% в 1994 г. до 4,8% в 1995 г. и стабилизировать курс тенге по отношению к иностранным валютам. Проводимая Нацбанком денежно-кредитная политика создала благоприятные условия для стабилизации всей экономики. Темпы падения валового внутреннего продукта снизились до 9% (в 1994 г. - 23,7%). В ряде отраслей экономики по сравнению с 1994 г. достигнут рост производства. Определились тенденции к улучшению сальдо торгового баланса.
     В 1995 г. продолжало укрепляться взаимодействие Нацбанка и Минфина в деле макроэкономической стабилизации и координации денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики в целях оздоровления экономики страны. В итоге улучшена практика взаимоотношений с Минфином, упорядочены финансовые отношения, успешно выполняются функции агента Минфина по проведению аукционов государственных казначейских обязательств, проведена подготовительная работа по передаче кассового обслуживания бюджетов из Нацбанка в казначейство Министерства финансов.
     Проделана серьезная работа по реформе системы бухгалтерского учета банковской системы, представляющая собой комплекс мероприятий, позволяющих внедрить в практическую деятельность общепринятые международные принципы и стандарты, отвечающие требованиям экономики.
     Нацбанком внедрены в практику новый план счетов, консолидированный баланс и нормативные документы по главной и вспомогательной бухгалтерии, а также необходимая бухгалтерская и статистическая отчетность в системе Центрального банка. Завершена разработка программного обеспечения для автоматизированной обработки указанных видов работ.
     В 1995 г. проводилась работа по подготовке документов, обеспечивающих развитие методологической базы банковского  надзора: по формированию специальных резервов на покрытие безнадежных и сомнительных долгов, по консервации банков, новому порядку открытия банков, лицензированию банковских операций, изменению действующего порядка ликвидации банков и ведения банками открытой валютной позиции.
     В 1995 г. произошли существенные изменения  в системе банков второго уровня. Продолжался процесс ликвидации или слияния банков. Этому способствовало усиление требований со стороны Нацбанка к капитализации и ликвидности банков второго уровня. В результате количество банков за год сократилось с 191 до 130. Существенно изменилась и их структура. Был создан межгосударственный банк, увеличилось число иностранных (с 4 до 6) и совместных (с 6 до 7) банков.
     Значительные  изменения произошли в формировании уставных фондов банков. Если на начало года уставные фонды менее 5млн. тенге имели 60% банков, то на начало 1996 г. их оставалось менее 35%. При этом удельный вес банков, имеющих уставные фонды от 80 млн. тенге и выше, увеличился с 11 до 30%.
     Нацбанком совместно с Правительством проведена, серьезная работа по преобразованию и дальнейшему развитию бывших отраслевых специализированных банков. Завершена санация Агропромбанка.
     В 1995 г. продолжалось формирование функционально  специализированных государственных банков. Был создан и начал работу Реабилитационный банк.
     Особенностью  развития кредитного рынка страны в 1995 г. является дальнейшее совершенствование кредитных аукционов. Как и следовало ожидать, роль кредитных аукционов значительно снизилась. Повысилась роль межбанковского денежного рынка.
     В1995 г. положено начало развитию рынка драгоценных  металлов. Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О  государственном регулировании  отношений, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями" от 20 июля 1995 г. N 9372 было разрешено перейти от системы обязательной продажи всех производимых в стране драгметаллов к свободной их продаже. Казахстан первым из всех республик бывшего СССР предпринял шаги по либерализации рынка драгоценных металлов. Семь банков получили временные лицензии на проведение операций с драгметаллами. В декабре 1995 г. прошли первые торги.
     В целях проведения единой политики при  построении эффективной платежной системы, отвечающей международным стандартам, основывающейся на адекватном законодательстве и современной технической базе, в 1995 г. заключено Соглашение "О сотрудничестве в области построения Национальной платежной системы Республики Казахстан и создании Национального Платежного Совета (НПС)". Основными направлениями деятельности HПC являются участие в разработке проекта Национальной платежной системы, отвечающей многосторонним интересам ее участников, разработка методических рекомендаций, направленных на стабилизацию работы банков второго уровня и улучшение качества обслуживания клиентов, переход на единые межгосударственные стандарты с выходом на международные банковские системы, решение различных проблем, связанных с безопасностью системы, техническим и программным обеспечением, услугами и обучением специалистов банков-участников Национальной платежной системы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.