На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимодействие спроса и предложения. Координация рыночных сил

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.4.2014. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………….. 3 

Глава I. Спрос в механизме рынка ………………………………………....5  

      Сущность  и составные элементы спроса…………………………………..5 
      Разновидности спроса…………………………………………………….....6
      Закон спроса……………………………………………………………….....7
      Факторы, воздействующие на спрос…………………………………........11
      Эластичность спроса………………………………………………………..13
      Предельная полезность и парадокс стоимости воды и алмазов………....19
 
Глава II. Предложение в рыночной системе……………………………….21
1. Содержание  товарного предложения………………………………………..21
2. Закон предложения…………………………………………………………....21
3. Факторы, влияющие  на предложение…………………………………….….24
4. Эластичность предложения…………………………………………………..26 

Глав  III. Взаимодействие спроса и предложения…………………………..28 

Заключение……………………………...………………………………………35
Список  литературы ……………………………………………………………38 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

   Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется  это тем, что изучение экономики  – это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена – от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней.
   В рыночной экономике продукты продаются  и покупаются. Товарное обращение  и соответственно рынок всегда представлены  парным отношением «продавец - покупатель», которое в превращенной форме, свойственной обращению, выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросом и предложением.
      Особенность рыночного механизма в переходной экономике состоит в том, что  каждый его элемент теснейшим  образом связан с ценой, которая  служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Показать как взаимодействие спроса и предложения способствует координации рыночных сил и выступает целью данной работы.
      Задачи, стоящие перед нами, сводятся к следующему: ознакомиться с сущностью экономических категорий и законами спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации  изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену; объяснить наклон кривых совокупного спроса и совокупного предложения; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложения.
      Предметом курсовой работы выступает совокупность экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг в результате взаимодействия спроса и предложения.
      Работа  состоит из введения, трех разделов, первый из которых раскрывает спрос, второй -   предложение как экономические категории, а третий – взаимосвязь этих категорий как фактор развития рынка, заключения, где сформулированы основные теоретические и аналитические выводы, списка используемых источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Спрос в механизме рынка.
     1.Спрос  и составные элементы  спроса. 

     Спрос - это платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия и услуги. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек нуждается в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом, т.е. совокупная величина потребностей превышает платежеспособный спрос, и потребности не могут быть полностью удовлетворены. Таким образом, платежный спрос - это спрос на товары и услуги, подкрепленный денежными средствами покупателей. Он отражает обеспеченную деньгами часть потребностей населения в конкретных количествах товаров и объемах услуг определенного назначения.
     Спрос характеризуется количеством товаров  определенного вида, которые потребитель  хочет и в состоянии купить при определенной цене на них в  течение определенного периода  времени. Именно спрос определяет, что  покупать на рынке и в каком количестве.  Спрос - это важнейший ориентир для предложения. И наоборот, предложение на рынке выступает с такими товарами, которые пользуются спросом.
       Соотношение спроса и предложения,  в конечном счете, определяет  цены на рынке потребительских товаров, средств производства, ценных бумаг, рабочей силы и других товаров.
     Элементы  формирования спроса. На размеры и  структуру спроса влияют:
    цена продукта или услуги,
    доходы населения,
    число покупателей,
    наличие товара,
    вкусы покупателей,
    мода,
    реклама,
    цены на сопряженные товары,
    система налогообложения,
    возможность и условия кредита,
    гарантийный и постгарантийный сервис,
    сезонный фактор,
    демографические факторы,
    географические особенности,
    национальные и исторические особенности,
    профессиональная структура работающего населения,
    имущественная дифференциация населения,
    валютный курс,
    меры по стимулированию спроса и др.
     Для стимулирования спроса можно использовать следующие меры: .
    демонстрация товаров,
    предложение о возврате денег, если товар не понравился,
    удобство упаковки и доставка товара,
    премии и конкурсы и др.
 
 
     2.Разновидности  спроса.
     Различают индивидуальный спрос, т.е. платежеспособные потребности отдельного покупателя в том или ином товаре, суммарный спрос индивидуальных покупателей и совокупный спрос, выраженный в деньгах, который формируется на национальном уровне. Он представляет собой реальный объем товаров, который готовы купить при определенном уровне цен все хозяйствующие субъекты.
     По  степени охвата товаров различают:
    микроспрос, т.е. спрос на отдельные виды товаров,
    макроспрос, т.е. спрос на более или менее крупные группы товаров.
     По  степени удовлетворения спроса выделяют:
    реализованный спрос,
    неудовлетворенный спрос, который определяется количеством денег, которые не могут быть обменены на товары в силу их отсутствия в продаже,
    скрытый неудовлетворенный спрос, когда вместо желаемого товара, отсутствующего в продаже, приобретаются другие товары или его вид, худший по качеству.
     По  характеру спроса различают:
    падающий спрос,
    полноценный спрос,
    растущий спрос,
    чрезмерный спрос,
    нерегулярный спрос,
    нерациональный спрос.
 
     3. Закон спроса.
     Величиной спроса называется количество товара, которое покупатели готовы (т.е. хотят, могут) купить при данной цене в течение определенного периода: дня, недели и т.п.
     Величина  спроса находится в обратной зависимости  от цены: чем выше цена товара, тем  меньшее его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить. Это соотношение называется законом спроса.
     Для того чтобы легче выявить зависимость  спроса от цены рассмотрим шкалу спроса, которая показывает, сколько  товаров  можно купить по различным ценам  за данный период. 
 
 

     Цена 1 кг яблок, руб.  Покупатели готовы купить
 
     2 25
     5 15
     8 9  
     10 6
     15 4
     20 2
 
 
     Закон спроса выражает следующую функциональную зависимость спроса (С) от цены (Ц):
     С=F(Ц),
     где F- показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. Например, в нашей стране повышение цен на подписные издания в 1991-1998гг. привело к сокращению объема подписки. Действует и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболической, представленной формулой y=а/x).
     Природа закона спроса по существу проста. Если у покупателя есть определенная сумма  денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше его цена, и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, приобрети взамен данного товара иной, заменяющий его. Но в целом закон спроса отражает генеральную тенденцию свертывания объема закупок с ростом цен на товар в условиях, когда денежные возможности покупателя ограничены определенным пределом.
     Графически  закон спроса представлен в виде так называемых кривых спроса, отражающих в форме графика связь, функциональную зависимость между величиной спроса и ценой, то есть шкалу спроса.
     
 
     Кривые D-D' на графике показывают: при повышении цен платежеспособная потребность людей сокращается, и наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.
     Кривые  спроса позволяют установить не только объем спроса, соответствующий данной цене на товар, но и выявить чувствительность величины спроса к изменению цены на товар.
     Смещение  кривых спроса происходит под влиянием изменений доходов людей. Когда  доход возрастает, спрос на большинство товаров увеличивается, и, наоборот, при уменьшении дохода спрос снижается. Эти товары экономисты называют нормальными. Но есть и товары-исключения, на которые с возрастанием дохода спрос падает, а с уменьшением - растет.
     Среди товаров низшей категории есть такте  удивительные товары, величина спроса на которые растет с увеличением  цены (т.е. кривая спроса является растущей). Спрос на многие товары в экономике  зависит от ситуации на рынке других товаров. Например, если цена на зеленый салат возрастет, а на капусту останется без изменения, потребители перейдут на салаты из свежей капусты и, соответственно, кривая спроса на нее сдвинется вправо. Такие салаты, как салат и капуста, называются заменителями. Есть и такие товары, на которые спрос растет одновременно, например, если снизится цена на лыжи, по всей вероятности, возрастет спрос на спортивную зимнюю одежду. Такие товары называют дополняющими.
     Итак, сдвиг кривой спроса может произойти  в результате:
    изменения вкусов потребителей;
    изменения вкусов потребителей;
    изменения ситуации (спроса, предложения, цены) на рынке заменителей или дополняющих товаров.
     Теоретически  вполне возможно существование товаров, не подчиняющихся закону спроса, величина спроса на которые возрастает при увеличении цены. Их называют товарами Гиффена. Предпринималось много попыток обнаружить такие товары. В реальной жизни нередки случаи, когда рост цен на товар увеличивает спрос на него, так как людям кажется, что рост цены отражает высокое качество товара. Но поскольку в данном случае проявилось действие не собственно цены, а других факторов, то подобные товары не принято считать товарами Гиффена. Здесь вновь сказывается условность предпосылок, заложенных в основу закона спроса.
     Закон спроса и закон предложения не содержат конкретного инструмента, рецептов построения кривых спроса и предложения. Однако они играют огромную роль в раскрытии природы, толковании рыночных процессов и объяснения поведения продавцов и покупателей на рынке.
 
 
 
 
     4.Фактоы, воздействующие на спрос.
    Их  условно принято делить на ценовые  и неценовые.
Ценовые факторы, воздействующие на спрос.
Обратная  зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей; во-вторых, снижение цен расширяет покупательскую способность потребителей; в-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности). Поэтому покупатели готовы приобрести дополнительную единицу товара только по более низким ценам. Последнюю причину можно проиллюстрировать простым примером. Одно зимнее пальто в наших условиях необходимо,   два – хорошо. Баз третьего и четвертого можно обойтись. Покупать четыре зимнего пальто для зимнего сезона станет далеко не каждый. Потребители покупают дополнительную единицу товара только в том случае, если цена на этот товар снижается. Более низкая цена позволяет покупателям приобрести еще большее количество товара и дает возможность тем, кто раньше не мог позволить себе покупку, начать приобретать этот товар.
    Неценовые факторы, воздействующие на спрос.
    Действие  неценовых факторов приводит к изменению  в спросе и выражается смещением  кривой спроса вправо, если спрос растет, и влево, если он падает.
      Доходы населения (потребителей). Как правило, при росте доходов увеличивается спрос на более дорогие, качественные товары. Товары, спрос на которые на прямую связан с изменением дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Вместе с тем существуют товары, потребление которых с ростом дохода уменьшается. Эти товары называются товарами низшей категории (картофель, хлеб, ношеная одежда).
      Спрос и цены на сопряженные (взаимодополняемые и взаимозаменимые) товары. Взаимодополняемые товары дополняют друг друга или сопутствуют друг другу в процессе использования или потребления. В этом случае изменение спроса на один товар вызывает тоже изменение на другой. Так, если увеличивается спрос на велосипеды, то растет спрос на спортивную одежду. Взаимозаменяемые товары (товары-субституты) могут быть использованы для одних и тех же целей. Они удовлетворяют одну и ту же потребность (сок и фруктовый напиток, чай и кофе, масло растительное и животное). Когда цена на один товар-субститут повышается, то спрос на него снижается, одновременно повышается спрос на другой товар-субститут. Например, выросла цена на сливочное масло, спрос на него снижается, но одновременно растет спрос на масло растительного происхождения.
      Размер рынка. Как правило, чем в большем объеме предлагается товар, тем меньше его цена (сказывается конкуренция производителей) и, следовательно, тем больше спрос на него.
      Число покупателей. Чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос, и, наоборот, уменьшение числа потребителей уменьшает спрос.
      Вкусы, предпочтения покупателей, национальные особенности. Учитывая национальные особенности надо исходить из того, что спрос не изменится или изменится не значительно, если возрастает цена на товар, являющийся предметом повседневного спроса у людей, живущих на данной территории. Таким товаром, например, является рис у китайцев и японцев, картофель – для русских.
      Ожидания. Потребительские ожидания связаны с изменением цен на товары или услуги или с изменением доходов. Ожидание высоких цен в будущем заставляет больше покупать товара сегодня. То же можно сказать относительно будущих доходов: если ожидается их рост, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая спрос, и наоборот.
                                                                                                          
 
   5.Эластичность спроса.
         Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью.
       Эластичность  показывает, насколько процентов  измениться одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
       Если  обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ep равен:
 

 
где DQ - изменение величины спроса, %; DР - изменение цены, %; «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.
       Аналогично  можно определить показатель эластичности по доходам или какай-то другой экономической величине.
       Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
       Например, снижение цены стирального порошка  на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:
 
  

 
       Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.
       Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.
       При коэффициенте эластичности, равном 1, говорят  о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.
       Существует  два крайних случая. В первом возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться  покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси.
       
 
 
 
 
Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным  торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.
        Другой крайний  случай представляет собой пример абсолютно неэластичного спроса: изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси.
 
 
 
 
 
Примером  может служить спрос на отдельные  виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т.п.
       Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может  изменяться от нуля до бесконечности:
       1< |Eр| ? ? - спрос эластичен;
       0? |Eр| < 0 - спрос неэластичен;
         |Eр| = 1 - спрос с единичной эластичностью.
 
       Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентное изменение величины спроса, процентное изменение цены и соотнести их:
 

       Из  этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема, или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.
       Существует  еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при определении эластичности. Какой объем продукции и какой уровень цены следует использовать при расчете? Существовавший до изменения или полученный после него?
       На  участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса - к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукции, где коэффициент эластичности меньше единицы.
       Важным  моментом, оказывающем воздействие  на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
       Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные  сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет выше.
       Та  же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичен. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой фирмы будет абсолютно эластичным.
       Другим  важным обстоятельством, влияющем на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставит свои машины в гараж, спрос на бензин сократится, сократится и объем продаж. А к следующему лету часть из них начнет пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях,  в долгосрочном периоде эластичность выше.
       Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что  с течением времени каждый потребитель  имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товар-заменитель.
       Различия  в эластичности спроса объясняется  также значимостью того или иного  товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.
       Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:
 
       
где «с»  в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross). Значение коэффициента от того, какие товары рассматриваются - взаимозаменяемые или взаимодополняемые.
       Если  товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент  перекрестной эластичности будет положительным. Так, подорожание сливочного масла  вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет отрицательным.
       Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно, как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.
       Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив, эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).
       Основная  масса потребительских товаров  относится к категории нормальных. С ростом мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Однако есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относится вся продукция «second hand», некоторые виды продовольствия (крупы, сахар, хлеб и т.п.).
 
    6. Предельная полезность и парадокс стоимости воды и алмазов.
    В XIX в. Многие экономисты были обескуражены следующей проблемой: почему цена воды, столь необходимой для жизни человека, настолько ниже цены алмазов, имеющих чисто декоративную функцию? Один простой ответ состоит в том, что алмазы редки, а вода имеется в изобилии. Но такой ответ не может быть исчерпывающим, поскольку все же совокупная полезность, получаемая потребителями от использования воды (без нее они умирают), выше, чем использование алмазов. Эта проблема решается в рамках концепции предельной полезности.
    Потребители продолжают покупать товар до тех  пор, пока отношение его предельной полезности к цене равна этому отношению для других благ. В пределе последний галлон воды, который мы выпиваем или используем, чтобы принять душ, дает очень малое приращение полезности, тогда как в пределе последний алмаз, который некто покупает, как правило, делает его очень счастливым. Так что неудивительно, что люди в общем готовы платить больше за дополнительные алмазы, чем за дополнительную воду.
    Но  как же это решает проблему? Суть состоит в том, что совокупная полезность
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.