Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Франчайзинг в России: правовое регулирование и актуальная судебная практика

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)» 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 

Домашнее  задание по курсу
  «Актуальные проблемы  гражданского права»
на  тему: «Франчайзинг в России: правовое регулирование и  актуальная судебная практика» 
 
 

студента  4 курса
заочного  отделения гр. 643
Щербаковой  Ю.И. 
 

Научный руководитель:
к.ю.н., доцент.                                                                                                                             Скворцова  Т.А.
                                                                                                            Оценка: 
 
 
 
 

Миллерово
2010
     План
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие  франчайзинга…………………………………………………………4
2. Содержание договора франчайзинга и его правовое регулирование……….6
3. Актуальная  судебная практика по договорам франчайзинга в России……16
Заключение……………………………………………………………………...22
Библиографический список…………………………………………………..24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
       В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики.
       Институт коммерческой концессии достаточно молодой и самостоятельный в российском праве. Нормы данного института осуществляют правовое регулирование такого способа ведения предпринимательской деятельности, как коммерческая концессия, который в мировой практике именуется «франчайзингом». Учитывая значительные возможности положительного воздействия франчайзинга на уровень предпринимательской активности, представляется особо актуальным исследование проблем развития данного института в России, а также проблем его правового регулирования. Высокая экономическая эффективность данного способа ведения бизнеса и его существенное значение в развитии экономики государства в целом определяет насущную проблематику, касающуюся сбалансированной правовой защиты субъектов предпринимательской деятельности, осуществляемой в форме концессии, защиты прав потребителей, пользующихся услугами компаний-пользователей по договору концессии, а также публичных интересов в этой сфере.
         Данная работа посвящена рассмотрению вопроса правового регулирования института коммерческой концессии как формы предпринимательской деятельности, основанной на договоре коммерческой концессии. Отсюда вытекают следующие задачи работы:
- рассмотреть вопрос о соразмерности понятий коммерческой концессии и франчайзинга
- рассмотреть и проанализировать существенные для договора коммерческой концессии условия с приведением судебной практики
- выявить особенности содержания и исполнения договора коммерческой концессии
 

      1 Понятие франчайзинга
     Нельзя  не отметить, что для нашей экономики  франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в то время как  в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения  потребностей общества в различных  товарах и услугах.
     Франчайзинг - как правило, регулируется главой 45 ГК РК.1
     1. По договору комплексной предпринимательской  лицензии одна сторона (комплексный  лицензиар) обязуется предоставить  другой стороне (комплексному  лицензиату) за вознаграждение комплекс  исключительных прав (лицензионный  комплекс), включающий, в частности,  право использования фирменного  наименования лицензиара и охраняемой  коммерческой информации, а также  других объектов исключительных  прав (товарного знака, знака обслуживания, патента и т.п.), предусмотренных  договором, для использования  в предпринимательской деятельности  лицензиата.
     Договор комплексной предпринимательской  лицензии предусматривает использование  лицензионного комплекса, деловой  репутации и коммерческого опыта  лицензиара в определенном объеме (в  частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования, применительно  к определенной сфере деятельности (продаже товаров, полученных от лицензиара или произведенных пользователем, осуществлению иной коммерческой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
     3. Ограничения по  применению договора комплексной  предпринимательской лицензии в  отдельных сферах предпринимательской  деятельности устанавливаются законодательными  актами. (Статья 45 ГК РК)
     Согласно  Закона о комплексной предпринимательской  лицензии, комплексная предпринимательская  лицензия (франчайзинг) - предпринимательская  деятельность, при которой правообладатель  комплекса исключительных прав предоставляет  его в пользование на возмездной основе другому лицу;
     Сторонами по договору коммерческой концессии  могут быть физические и юридические  лица. Основные понятия франчайзинга:
     1) комплекс исключительных прав (лицензионный  комплекс) - права на ряд объектов  интеллектуальной собственности  (товарный знак, фирменное наименование, знак обслуживания, патент, нераскрытую  информацию, в том числе секреты  производства (ноу-хау);
     2) комплексная предпринимательская  лицензия (франчайзинг) - предпринимательская  деятельность, при которой правообладатель  комплекса исключительных прав  предоставляет его в пользование  на возмездной основе другому  лицу;
     3) комплексный лицензиар (франчайзер) - сторона по договору комплексной  предпринимательской лицензии, правообладатель  комплекса исключительных прав (лицензионного  комплекса), предоставляющий комплексному  лицензиату в пользование на  возмездной основе комплекс исключительных  прав;
     4) комплексный лицензиат (франчайзи) - сторона по договору комплексной  предпринимательской лицензии, правопользователь  комплекса исключительных прав  лицензиара, использующий этот комплекс  для предпринимательской деятельности;
     5) лицензионный брокер - физическое  или юридическое лицо, осуществляющее  посредническую деятельность при  заключении и исполнении договора  комплексной предпринимательской  лицензии;
     6) потенциальный комплексный лицензиат  - лицо, ведущее переговоры с правообладателем  комплекса исключительных прав  с целью заключения договора  комплексной предпринимательской  лицензии;
     7) франчайзинговая деятельность - предпринимательская  деятельность, связанная с осуществлением  договора комплексной предпринимательской  лицензии;
     8) франчайзинговые отношения - урегулированные  нормами права общественные отношения  между участниками обязательства,  связанными между собой правами  и обязанностями по исполнению  договора комплексной предпринимательской  лицензии.2
     Изучив  общие понятия франчайзинга, приступим  к рассмотрению самого договора комплексной  предпринимательской лицензии. 

     2 Содержание договора франчайзинга и его правовое регулирование
     Обязанности сторон по договору коммерческой концессии  можно подразделить на императивные и диспозитивные. ГК РФ не допускает  изменения первых по воле сторон. Содержание обязанностей второй группы может быть изменено, однако если этого не происходит, они действуют в полном объеме.
     К императивным обязанностям правообладателя  относятся (п. 1 ст. 1031 ГК РФ): передача пользователю технической и коммерческой документации и предоставление иной информации (в  договоре следует четко установить, какая именно информация будет предоставлена  пользователю), а также инструктирование пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением прав по договору коммерческой концессии. Чтобы избежать необоснованных требований о раскрытии информации, правообладателю  в договоре следует указать, какая  именно информация подлежит предоставлению. Впрочем, инструктирование и предоставление информации касаются лишь первой стадии исполнения договора, на которой пользователь начинает осуществлять передаваемые ему  права, в дальнейшем же эта обязанность будет иметь силу, если она прямо предусмотрена договором.
     Помимо  информации, правообладатель обязан выдать пользователю предусмотренные  договором лицензии (на использование  товарных знаков, знаков обслуживания и объектов патентного права), обеспечив  их регистрацию в федеральном  органе исполнительной власти в области  патентов и товарных знаков. Что  касается собственно передачи исключительных прав, то она осуществляется в силу одного договора коммерческой концессии.
     К диспозитивным обязанностям правообладателя  относится, во-первых, регистрация договора коммерческой концессии (п.2 ст.1028 ГК). Он должен самостоятельно произвести обе  регистрации – и в органе, регистрирующем юридические лица, и в патентном  ведомстве. Во-вторых, к его обязанностям может относиться постоянное техническое  и консультативное содействие, включая  обучение и повышение квалификации с целью обеспечения необходимого качества производимых пользователем  по договору товаров, выполняемых работ  или оказываемых услуг, что в  полнее обосновано, так как объекты  прав, как правило, непрерывно совершенствуются и пользователь заинтересован в  получении новой информации, дабы улучшить свои позиции на рынке. В-третьих, правообладатель может быть обязан контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых пользователем  на основании договора. В случае если по договору передается товарный знак, «контроль за качеством обязателен и правообладатель должен выполнять  эту обязанность, даже если она не предусмотрена договором».3
     К императивным обязанностям пользователя относится осуществление комплекса  полученных им исключительных прав в  строгом соответствии с условиями  договора, в установленном объеме и надлежащим образом. Обязанность же его состоит в том, чтобы не выходить за пределы пользования, установленные договором и действующим законодательством.
     При осуществлении основной обязанности  пользователь должен использовать фирменное  наименование и коммерческое обозначение  правообладателя указанным в  договоре способом; информировать покупателей  наиболее очевидным способом о том, что пользователь использует фирменное  наименование, коммерческое обозначение, товарный знак или иные средства индивидуализации в силу договора коммерческой концессии; соблюдать инструкции правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера и способов использования  комплекса исключительных прав тому, как этот комплекс используется правообладателем; не разглашать секреты производства и другую полученную от правообладателя  конфиденциальную коммерческую информацию.4
     Во-вторых, пользователь обязан своевременно выплачивать  правообладателю обусловленное  договором вознаграждение (ст. 1030 ГК). В-третьих, на пользователе лежит обязанность  обеспечивать соответствие качества производимых им товаров, выполняемых работ или  услуг аналогичным товарам, работам  или услугам правообладателя. И  в-четвертых, пользователь обязан оказывать  покупателям все дополнительные услуги, на которые они могли рассчитывать у правообладателя.
     Диспозитивной является обязанность пользователя не передавать полученного им комплекса  прав или его части в субконцессию без согласия правообладателя, и  предоставлять оговоренное количество субконцессий, если это предусмотрено  договором (ст. 1029 ГК).
     В отличие от обязанностей, предполагающих совершение сторонами активных действий, ограничения содержат перечень запрещенных  поступков и должны пассивно соблюдаться. Специфика ограничений состоит  в том, что они имеют диспозитивную природу и направлены на борьбу с ограничением конкуренции и на реализацию требований антимонопольного законодательства.
     Гражданский Кодекс подразделяет ограничения на две группы. К первой относятся  ограничения, установление которых  в договоре возможно, но они могут  быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или  иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния  соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству (оспоримые ограничения). К ним относятся: обязанность  правообладателя не предоставлять  аналогичные комплексы исключительных прав другим лицам для использования  на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной  аналогичной деятельности на этой территории; обязанность пользователя не конкурировать  с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора в отношении предпринимательской  деятельности, осуществляемой пользователем  с использованием принадлежащих  правообладателю исключительных прав; отказ пользователя от получения  по договорам коммерческой концессии  аналогичных прав у конкурентов  или потенциальных конкурентов  правообладателя; обязанность пользователя согласовывать с правообладателем месторасположения коммерческих помещений  и их внутреннее и внешнее оформление.
     Однако  если эти ограничения приводят к  ограничению конкуренции, то они  могут быть оспорены и признаны недействительными  решением суда как противоречащие закону «О защите конкуренции»5. Так, например, «в соответствии со ст.11 указанного закона запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения приводят к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу рынка по территориальному принципу, по объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей; экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями». Перечень оспоримых ограничений является открытым, следовательно, недействительными могут быть признаны и иные ограничения, установленные договором коммерческой концессии.
     В Гражданском Кодексе РФ предусмотрен перечень ничтожных ограничений (включение  которых в договор прямо запрещено). К ним относится право правообладателя  определять цену продажи товара (работ, услуг) пользователем, в частности, устанавливать нижний и верхний  предел цен. Хотя в данном случае речь должна идти только о таких ценах, которые выражены в твердой сумме. Ориентировочные же цены, также как  и максимальная и минимальная  норма рентабельности при назначении цен, могут быть установлены договором. Продажа товаров (работ, услуг) пользователем  исключительно определенной категории  покупателей или заказчиков либо покупателям, имеющим местонахождение  на определенной в договоре территории также является ничтожным ограничением. Если бы этих ограничений не было, то правообладатель получил бы возможность  диктовать свои условия сбыта, а  это привело бы к разделу рынка, так как потребитель был бы прикреплен к определенному, указанному правообладателем пользователю. Если такие ограничения включены в  договор, то в отношении них наступают  последствия недействительности ничтожной  сделки, предусмотренные ст.168 ГК, а  именно «сделка, не соответствующая  требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или  не предусматривает иных последствий нарушения». Перечень ничтожных ограничений в отличие от оспоримых является закрытым.
     Потребитель товаров (работ, услуг) вправе рассчитывать на то, что результат, достигнутый  пользователем, будет эквивалентен результату правообладателя. Правовые средства договора коммерческой концессии  позволяют обеспечить интересы потребителя, устанавливая обязанность пользователя добиваться соответствия качества товаров (работ, услуг), применяемой технологии, оформления коммерческих помещений  аналогичным результатам правообладателя  и ответственность правообладателя  за результаты, полученные пользователем. Так, правообладатель не только защищает свою репутацию, но и принимает на себя ответственность за уровень  результатов, достигнутых пользователем, поскольку эти результаты определяются в свою очередь исходными параметрами  деятельности самого правообладателя. Правообладатель в свою очередь  обязан контролировать качество товаров, работ и услуг, если договором  не предусмотрено иное. При таких  обстоятельствах логично установление особой ответственности правообладателя  перед третьими лицами за ненадлежащее качество товаров (работ, услуг). Такая  ответственность может быть субсидиарной и солидарной.6
     Правообладатель согласно ч.1 ст. 1034 ГК несет субсидиарную ответственность по предъявляемым  к пользователю требованиям о  несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору концессии. По требованиям, предъявляемым к  пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, последний  согласно ч.2 ст. 1034 ГК отвечает солидарно  с пользователем. Правообладатель  отвечает независимо от того, продаются  товары потребителям или иным участникам гражданского оборота. Отметим, что  в отношении потребителей дополнительно  применяются нормы законодательства о защите их прав. Также примечателен тот факт, что ответственность  правообладателя наступает только при несоответствии качества, но не количества, ассортимента, комплектности, сроков, иных условий договора пользователя с его контрагентом). Различия в строгости ответственности правообладателя, как справедливо отмечает Е.Ю. Валявина, связаны с тем, что «пользователь, являющийся изготовителем продукции, более зависим от инструкций (указаний) правообладателя в отношении качества. Солидарная ответственность, наступающая в этом случае, должна сильнее стимулировать правообладателя к тому, чтобы добиваться необходимого качества». Что касается работ, то указания правообладателя здесь играют не такую важную роль.
     Отметим также, что в гл. 54 ГК не предусматриваются  специальные нормы об ответственности  сторон за нарушение встречных обязательств, поэтому если стороны заранее  в договоре не согласовывают основания, форму и размер имущественной  ответственности, то к стороне, не выполнившей  таковые или выполнившей не надлежащим образом будут применяться санкции  согласно общих норм обязательственного права (гл.25 ГК), а именно согласно п.3 ст. 401 ГК ответственность сторон по договору коммерческой концессии как  предпринимателей наступает независимо от вины по правилам ответственности  по обязательствам при осуществлении  предпринимательской деятельности.
     Закон стимулирует надлежащее исполнение пользователем своих обязательств. Так, нормы ст. 1035 ГК предоставляют пользователю преимущественное перед другими лицами право заключить договор на новый срок на тех же условиях и при той же продолжительности. Защищая интересы добросовестного пользователя законодатель закрепляет за ни преимущественное право перезаключения договора концессии. В расчет берется то, что вложенные пользователем средства на приобретение концессии окупаются не сразу и прибыль начинает поступать лишь с истечением времени. Таким образом, возможность продления договора страхует имущественные интересы пользователя, рискующего своим капиталом. Однако закон не возлагает на правообладателя обязанность заключать с пользователем договор на новый срок. Так, показательным является  постановление   ФАС   Восточно-Сибирского   округа , которым суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований индивидуального предпринимателя Слепцова И.В. о возложении обязанности заключить договор коммерческой концессии на ГУП «Аэропорт «Иркутск», так как Гражданским Кодексом РФ не предусмотрена возможность заключения данного договора в принудительном порядке. И пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет по истечении срока договора коммерческой концессии лишь преимущественное право на заключение договора на новый срок на тех же условиях. В то время как правообладатель вправе отказать ему в заключении договора коммерческой концессии на новый срок при условии, что в течение 3-х лет он не будет заключать договор коммерческой концессии по поводу предоставления пользователю таких же объектов комплекса исключительных прав, на таких же условиях, для использования в тех же сферах предпринимательства и на той же территории, а также не даст согласия на заключение аналогичных договоров коммерческой субконцессии (п.2 ст.1035 ГК, ст. 1029 ГК).
     Если  же у правообладателя возникнет  желание заключить подобный договор  до истечения3-х летнего срока, он обязан предложить пользователю по старому  договору заключить новый, либо возместить понесенные им убытки как в части  реального ущерба, так и упущенной  выгоды (ст.15, 393 ГК). Однако, нарушение  п.2 ст.1035 дает прежнему пользователю право  понудить правообладателя к заключению договора коммерческой концессии на основании ст.445 ГК и одновременно потребовать возмещения убытков, что  в данном случае будет мерой ответственности  правообладателя, основанной на нарушении  им предусмотренной законом обязанности.
     Во  время действия договора правообладатель, остающийся субъектом комплекса  исключительных прав, используемых пользователем, вправе передать эти права, их часть  или отдельное право другому  лицу. В такой ситуации концессионный  договор сохраняется, однако его  участником становится новый правообладатель  в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшим к нему исключительным правам (п. 1 ст. 1038 ГК). При этом возможно появление множественности лиц на стороне правообладателя (при частичном отчуждении принадлежавших первоначальному правообладателю исключительных прав). Аналогичное положение складывается в случае смерти правообладателя — физического лица, на место которого по общему правилу встает его наследник (либо реорганизации юридического лица, место которого в договоре занимает его правопреемник). При этом необходима регистрация наследника в качестве индивидуального предпринимателя в течение срока для принятия наследства (а правопреемник юридического лица должен быть коммерческой организацией). Он обязан внести изменения в соответствующую регистрацию договора в патентном ведомстве, принять меры к поддержанию в силе свидетельства на товарный знак, платить ежегодную пошлину, а при истечении 10-летнего срока подать заявку на его продление (ст. 16 ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).
     До  этого момента или до принятия наследником наследства осуществление  прав и обязанностей правообладателя  возлагается на назначенного нотариусом управляющего (абз. 2 п. 2 ст. 1038 ГК), который  действует по правилам о договоре доверительного управления.
     Концессионный договор может быть изменен сторонами  с их взаимного согласия в течение  срока его действия по общим правилам об изменении гражданско-правовых договоров (гл.29 ГК). Изменить его в одностороннем  порядке можно лишь в случаях  существенного нарушения договора другой стороной, в связи с существенным изменением обстоятельств, либо в иных случая, предусмотренных в самом  договоре или в законе (ст. 450 .451, 1036 ГК). Однако любые изменения этого  договора подлежат обязательной государственной  регистрации в том же порядке, что и его заключение. Для самих  сторон эти изменения вступают в  силу с момента заключения договора, но для третьих лиц, в том числе  для потребителей (контрагентов) пользователя, соответствующие изменения приобретают силу лишь с момента регистрации, если, конечно, указанные лица ранее не знали и не должны были знать о таких изменениях (ч.2 ст.1036 ГК).
     Концессионный договор, заключенный без указания срока его действия, прекращается по заявлению одной из сторон при  условии уведомления об этом контрагента  не менее чем за шесть месяцев (договором может предусматриваться  и более продолжительный срок). Концессионный договор, заключенный  на срок, прекращается по общим основаниям прекращения договорных обязательств. При этом досрочное прекращение  такого договора, как и расторжение  договора, заключенного без указания срока, подлежит обязательной государственной  регистрации. Кроме того, договор  коммерческой концессии прекращается в случае одностороннего отказа пользователя от договора при перемене фирменного наименования или коммерческого  обозначения правообладателя; при  прекращении принадлежащих правообладателю  прав на фирменное наименование или  коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами, в том  числе в случаях ликвидации или  реорганизации юридического лица либо не использования коммерческого  обозначения в течение длительного  срока (п. 3 ст. 1037 ГК); при объявлении одного из участников договора банкротом (поскольку при этом такой участник лишается статуса предпринимателя) (п. 4 ст. 1037 ГК); в случае смерти правообладателя  — физического лица при отказе его наследников от наследства или  неполучении ими регистрации  в качестве предпринимателя в  течение срока для принятия наследства (абз. 1 п. 2 ст. 1038 ГК); в иных случаях, предусмотренных гл.26 ГК, к примеру  при новации или прощении долга. В заключении укажем, что регистрации  подлежит любое изменение договора коммерческой концессии, но не всякое его прекращение, а лишь досрочное  расторжение договора, заключенного с указанием срока и без  такового (п.2 ст.1037). Такая избирательность  скорей всего связана с тем, что  во всех остальных случаях прекращения  договора исчезает какая-либо из сторон договора, что и так подлежит государственной регистрации.
     3 Актуальная судебная практика по договорам франчайзинга в России
     Договор франчайзинга в российском законодательстве именуется договором «коммерческой  концессии». Понятие франчайзинга происходит от французского слова «франшиза», первоначально означавшего государственную лицензию (концессию) на осуществление предпринимательской деятельности, в современном понимании в основе договора коммерческой концессии также лежит лицензия, лишь с тем отличием что лицензия выдается лицом. Именно этим объясняется введение дополнительного определения концессии как «коммерческой». Данное уточнение имеет особое значение в связи с тем, что в российском законодательстве существует также понятие «концессионного соглашения», которое подлежит совершенно иному правовому регулированию,  где одной из сторон выступает орган государственной власти или местного самоуправления.
     Согласно  п. 3 ст. 1027 сторонами по данному договору могут быть коммерческие организации  и граждане, зарегистрированные в  качестве индивидуальных предпринимателей. Договор коммерческой концессии  должен быть заключен в письменной форме (п. 1 ст. 1028 ГК РФ) с учетом положений  п. 1 ст. 160, п. 2 ст. 434 Кодекса.
     В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О введении в действие части четвертой  Гражданского кодекса Российской Федерации»7 с 1 января 2008 года регистрация договора коммерческой концессии органом, осуществляющим регистрацию правообладателя, отменяется. Отменяются и все нормы, регламентирующие правовые последствия, предусмотренные на случай отсутствия такой регистрации.
     Договор коммерческой концессии требует  обязательной регистрации (п. 2 ст. 108 ГК РФ) органом, осуществившим регистрацию  правообладателя, - налоговым органом, осуществляющим ведение Единого  реестра юридических лиц. При  отсутствии регистрации, даже если договор  был заключен на законных основаниях, его действие не распространяется на третьих лиц (п. 2 ст. 1028). Значение данной нормы достаточно спорно. С одной  стороны это может означать отсутствие у франчайзинга права использовать в предпринимательской деятельности в частности, фирменное наименование или товарный знак правообладателя, в этом случае  данное положение будет защищать права потребителей. Однако вероятность того, что потребитель захочет узнать, зарегистрирован ли договор коммерческой концессии, очень мала. Кроме того, возникает вопрос, каким образом могут быть нарушены интересы третьей стороны, если договор не  зарегистрирован. речь может идти о других пользователях (франчайзи), права и интересы которых подлежат правовой защите.  Однако  их интересы могут затрагиваться лишь в исключительных случаях, поскольку деятельность каждого пользователя по договору коммерческой концессии, как правило, территориально ограничена от деятельности других пользователей.
     Спорен  вопрос, следует ли рассматривать  государственные органы в качестве третьих лиц по смыслу п. 2 ст. 1028 ГК РФ. Против этого говорит то, что  не ясно, на каком основании государственным  органом необходима подобная правовая  защита.
     Один  из вариантов объяснения этого содержится в постановлении ФАС Северо-Западного  округа от 8 декабря 2003 года по делу №  А42-454/03-15.8 причиной судебного разбирательства послужило требование налоговой инспекции об уплате доначисленных налогов.  Налоговая инспекция в ходе налоговой проверки посчитала, что правообладатель неправильно указал сумму выручки, а это привело к занижению налогооблагаемой базы и к неполной уплате сумм налога на добавленную стоимость, а также подоходного налога. Налогоплательщик оспорил данное требование, заявив, что в ходе подсчета выручки  должен учитываться договор коммерческой концессии, который он заключил с двумя другими компаниями. по мнению налоговой инспекции, правообладатель не имел права ссылаться на указанный договор ввиду отсутствия его регистрации в налоговых органах, и обусловленные этим затраты не могли учитываться при определении размера прибыли. Однако в соответствии  с установившейся судебной практикой по договору (производственные расходы) включаются в налогооблагаемую базу, если они были фактически понесены. Суд установил исполнение сторонами договора коммерческой концессии и пришел к выводу о том, что производственный расчет расходов и доходов правообладателя верен. Таким образом, несоблюдение требования о регистрации договора коммерческой концессии, по крайней мере для налогового права, не имеет значения.9
     В связи с этим представляется достаточно интересным дело о признании ничтожным  договора на предоставление права на использовать в предпринимательской  деятельности комплекс исключительных прав на технологическое оборудование (постановление ФАС Дальневосточного округа от 21 января 2003 года по делу №ФОЗ-А73/02-1/2898). Анализируя фабулу дела, можно прийти к выводу о том, что способ производства не был защищен патентом. Таким образом, необходимо было лишь зарегистрировать договор, однако стороны пренебрегли этим требованием. Данный недочет мог бы считаться несущественным, поскольку кроме правообладателя и пользователя в договоре небыли задействованы третьи лица. Тем не менее соответствии с постановлением  суда, очевидно приятным без учета различия положений абз. 3 и 4 п. 2 ст. 1028 ГК РФ, договор был признан ничтожным на основании отсутствия регистрации. Непонятно, что послужило причиной принятия данного постановления. Если бы даже существовала возможность запатентовать способ производства, ставший причиной спора, это не привело  бы к возникновению у правообладателя обязанности по получению патента. в таком случае отсутствие патента не повлияло  бы на действительность иного исключительного права или коммерческой тайны (ФЗ от 29 июля 2004 года №98-ФЗ «О коммерческой тайне»10
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.